Научная Петербургская Академия

Реферат: Занятость

Реферат: Занятость

Содержание Введение...................................................................................................................3 Основні методологічні визначення та поняття..............5 Анализ ситуации на рынке труда Донецкой области и оказание услуг незанятому населению службой занятости................9 Структура занятого населения...................10 Причины поиска другой основной или дополнительной работы населения Донецкой области......................11 Выводы..............................15

Список использованной литературы

Введение

На сегодняшний день анализ рынка труда как в целом по области, так и в разрезе городов и районов, базируется на данных: - государственной статистической отчетности предприятий, учреждений и организаций; - данных государственной службы занятости; - выборочных обследований домашних хозяйств. Вместе с тем данные, полученные из разных источников информации, характеризуются разным охватом субъектов наблюдения, периодичностью, оперативностью и методиками расчета. В частности, данные, которые характеризуют объемы зарегистрированной безработицы, не дают полного представления о масштабах безработицы в регионе, а свидетельствуют лишь о численности незанятых граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Необходимо отметить, что реальные масштабы безработицы (численность безработных и уровень безработицы) определяются на основании ежеквартальных выборочных обследований экономической активности населения по методологии Международной организации труда (МОТ), которые проводятся областным управлением статистики. Сравнивая характеристики показателей объема и уровня безработицы, полученных из двух разных источников информации, необходимо отметить, что: - данные государственной службы занятости отражают оперативную информацию о количестве зарегистрированных безработных. Таким образом, эти показатели не учитывают незанятого населения, не обратившегося в службу занятости; - на основании данных выборочного обследования домашних хозяйств осуществляется оценка общего количества безработных (как зарегистрированных так и не зарегистрированных), определенного по методологии МОТ. Недостаток этих показателей - длительный срок получения этой информации и невозможность использования на уровне административных городов и районов области. Необходимо отметить основные методологические определения и понятия, которые применяются при анализе данных выборочного обследования домашних хозяйств. Население в возрасте 15-70 лет разделяется на две категории: - экономически активное население (рабочая сила), в состав которого входят только те лица, которые занимались экономической деятельностью, или искали работу и были готовы приступить к ней, то есть «занятые» и «безработные» (по определению МОТ). - экономически неактивное население - лица, которые не могут быть отнесены ни к «занятым», ни к «безработным» (ученики, студенты, пенсионеры по инвалидности и на льготных условиях, занятые в домашнем хозяйстве, лица, разуверившиеся найти работу и т.п.). Распределение населения в зависимости от экономической активности согласно методологии МОТ

Реферат: Занятость

Основні методологічні визначення та поняття

Обстеження населення з питань економічної активності - впроваджені в практику постійної роботи Держкомстату Укроїти з 1999 року. Проводяться щоквартально за місцем постійного проживання населення спеціально підготовленими працівниками (інтерв'юерами) шляхом безпосереднього опитування (на добровільних засадах) громадян України віком 15-70 років (включно), які проживають у домогосподарствах, що потрапили до квартальної вибіркової сукупності, Основа проведення обстежень базою проведення обстежень виступає сукупність домогосподарств, відібраних в усіх регіонах країни на науково обгрунтованих засадах, з урахуванням 25% щоквартальної ротації. Щокварталу обсяг вибіркової сукупності домогосподарств становить 31,7 тисячі. Охоплення населення опитуванням - щокварталу опитується в середньому понад 55 тне. респондентів, що складає 0,15% постійного населення України віком 15-70 років. Рівень участі відібраних домогосподарств в обстеженні складає: у міській місцевості - 79,6% та 88,3% в сільській. Обстеженню підлягають: громадяни України - усі члени домогосподарства у віці 15-70 років (включно), які постійно проживають в цьому домашньому господарстві (незалежно від наявності прописки та її характеру). Обстеженню не підлягають: а) Домогосподарства, у яких: - всі особи знаходяться поза віковими межами (молодше 15 та старше 70 років); -проживоє одинока особа, яка має явні розумові чи інші відхилення, через які не спроможна надати об'єктивну інформацію, необхідну для заповнення анкет. б) Особи; які належать до нижче зазначених категорій: - студенти та учні всіх типів навчальних закладів, які виїхали та тимчасово проживають в іншій місцевості і підлягають опитуванню за місцем їх навчання; - особи, які перебувають на військовій строковій службі, а також курсанти, які проживають в казармах; - іноземні громадяни, біженці; особи, які в період відвідування домогосподарства були тимчасово відсутні (понад З місяці), тому що перебували у лікувальних установах, тимчасово виїхали на роботу за кордон або в іншу місцевість в межах області або країни, та інші громадяни, які відсутні понад 3 місяці. Період проведення обстежень - опитування населення триває впродовж останнього місяця кварталу (березень, червень, вересень, грудень), починаючи з другого тижня обстежуваного місяця, закінчуючи першим тижнем місяця, наступного за обстежуваним. Звітний період - Опитувані респонденти повідомляють інформацію стосовно їх стану на ринку праці впродовж тижня (з понеділка по неділю), що передує їх безпосередньому опитуванню. Методологічна основа - основні визначення та поняття, розроблені за рекомендаціями Міжнародної Організації Праці та 13 Міжнародної конференції від 29 жовтня 1982 року з урахуванням національних особливостей законодавчої та нормативної бази. Економічно активне населення - складається з населення обох статей віком від 15 до 70 років включно, які впродовж звітного періоду займалися економічною діяльністю або шукали роботу і були готові приступити до неї, тобто класифікувалися як «зайняті» або «безробітні», визначені за методологією МОП. Рівень економічної активності - визначається як відношення (у відсотках) чисельності економічно активного населення віком 15-70 років до всього обстеженого населення означеного віку чи населення за відповідною соціально-дсмографічною ознакою. Зайняті економічною діяльності - вважаються особи віком 15-70 років, які: працювали впродовж обстежуваного тижня хоча б 1 годину за наіімом за винагороду в грошовому чи натуральному вигляді, індивідуально (самостійно), у окремих громадян або на власному (сімсііному) підприємстві; працювали впродовж ЗО годин на тиждень безкоштовно на підприємстві, у бізнесі, що належить будь-кому з членів домогосподарства, або в особистому селянському господарстві з метою реалізації продукції, виробленої внаслідок цієї діяльності; особи, які були тимчасово відсутні на роботі, тобто формально мали робоче місце, власне підприємство (бізнес), але не працювали впродовж обстежуваного періоду з незалежних від них особисто обставин. Рівень зайнятості - Визначається як відношення (у відсотках) чисельності зайнятого населення віком 15-70 років до всього населення означеного віку чи населення за відповідною соціально-демографічною ознакою. Безробітні, визначені за методологією МОП - Особи віком 15-70 років (зареєстровані та незареєстровані в державній службі зайнятості), які одночасно відповідають трьом основним умовам: а) «не мали роботи (прибуткового заняття)»; б) «активно шукали роботу або намагались організувати власну справу впродовж останніх 4-х тижнів, що передували опитуванню», тобто робили конкретні кроки протягом останніх чотирьох тижнів з метою знайти оплачувану роботу за наймом чи на власному підприємстві; в) були «готові приступити до роботи впродовж двох найближчих тижнів», тобто почати працювати за плату за наймом або на власному підприємстві впродовж наступних двох тижнів. До категорії безробітних відносяться також особи, які не шукають роботу через те, що вже її знайшли і мають домовленість про початок роботи через певний проміжок часу, а також проходять навчання за направленням державної служби зайнятості населення. Рівень безробіття, визначений за методологією МОП - Відношення (у відсотках) чисельності безробітних віком 15-70 років до економічно активного населення (робочої сили) означеного віку аби відповідної соціально-демографічної ознаки. Зареєстровані безробітні - відповідно до Закону України "Про зайнятість населення" до зареєстрованих безробітних належать працездатні громадяни працездатного віку, які не мають заробітку чи інших передбачених законодавством доходів, зареєстровані у державній службі зайнятості як такі, що шукають роботу, готові та здатні приступити до підходящої роботи. З мстою здійснення співставлення з даними вибіркового обстеження середньомісячна їх чисельність розраховується за формулою середньої хронологічної. Рівень зареєстрованого безробіття - Показник, як правило, розраховується як відношення (у відсотках) чисельності осіб, зареєстрованих у державній службі зайнятості населення як безробітні, до працездатного населення працездатного віку на відповідну дату. Водночас, з метою здійснення порівнянь, методика розрахунку цього показника може бути іншою. Зокрема, у даній експрес-інформації рівень зареєстрованого безробіття розраховано як відношення середньомісячної чисельності зареєстрованих безробітних до економічно активного населення працездатного віку. Економічно неактивне населення - особи, які не можуть бути класифіковані як «зайняті» або «безробітні». До складу цієї категорії населення включаються незайняті особи, які належать до таких соціальних груп: -учні та студенти; -пенсіонери за віком, по інвалідності та на пільгових умовах; -особи, які зайняті в домашньому господарстві, вихованням дітей та доглядом за хворими; -особи працездатного віку, які зневірилися у пошуках роботи; -інші особи, які не мали необхідності у працевлаштуванні, а також ті, які шукають роботу, але не готові приступити до неї найближчим часом. Анализ ситуации на рынке труда Донецкой области и оказание услуг незанятому населению службой занятости По результатам выборочного обследования активное население численность экономически активного населения (рабочей силы) Донецкой области в 2002 году была самой низкой за последние три года - 2322,2 тыс. человек, что на 20,8 тыс. меньше, чем в 2001 году. По материалам доклада областного управления статистики «Экономическая активность населения Донецкой области в 20002 году» снижение объемов экономической активности населения происходило за счет снижения объемов безработицы. Уровень экономической активности среди мужчин был несколько выше, чем среди женщин, соответственно 68% и 58%. Таким образом, уровень экономической активности населения (т.е. отношение численности экономически активного населения к численности населения соответствующего возраста) в среднем за 2002 год снизился на 0,5 процентных пункта и составил 62,5% В 2002 году рынок труда Донецкой области, как и в целом по Украине, характеризовался небольшим увели­чением уровня и объемов занятости. Численность заня­того населения в возрасте 15-70 лет составляла 2103,9 тыс. чел., в трудоспособном возрасте - 1951,6 тыс. чел.. Реферат: Занятость Структура занятого населения Рост занятости населения обусловлен увеличением численности занятых на частных и семейных предприятиях, где прирост численности составил 44,8 тыс. чел., или 12,8%. Наряду с этим продолжала снижаться численность наемных работников на предприятиях, организациях и учреждениях государственной (на 4,4%) и коллективной (на 0,1%) форм собственности. Уровень занятости городского населения, как и в прошлом году, превышал данный показатель в сельской местности (57,5% и 47,5% соответственно). Среди возрастных групп наибольший уровень занятости наблюдался в возрасте 30-39 лет (81,2%), наименьший -в возрасте 15-19 лет (9,1%). Уровень образования также влияет на занятость населения: среди граждан с полным высшим образованием занятых - 75,7%, этот же показатель среди обладателей базового высшего и профессионально-технического образования составил 71,5% и 70,7%. По ответам опрашиваемых, в условиях полного рабочего дня (недели) официально работали 91,6% занятых граждан, 7,8% - имели ненормируемую продолжительность рабочего дня, 0,6% - неполный рабочий день. Большинство респондентов, работавших в условиях неполного рабочего дня, были переведены в такой режим по инициативе администрации (48,1%) или не смогли найти работу с полным рабочим днем (неделей) (47,2%). Поэтому определенная часть граждан была вынуждена искать другую, основную или дополнительную, работу. Численность мужчин, которые искали такую работу, более, чем в 1,6 раза превышает численность женщин. Основная причина желания граждан сменить работу или найти дополнительный заработок - низкий уровень оплаты труда. Причины поиска другой основной или дополнительной работы населения Донецкой области Численность безработных (по определению МОТ) в среднем за 2002 год уменьшилась на 23,3 тысячи (или на 9,6%) и составляла 218,3 тыс. чел. Уровень безработицы по методологии МОТ в 2002 году среди экономически активного населения в трудоспособном возрасте сократился по сравнению с предыдущим годом на 1 процентный пункт и составлял 10%. Это самый низкий показатель за последние четыре года. Уровень зарегистрированной безработицы (отношение численности зарегистрированных безработных к экономически активному населению трудоспособного возраста) был в три раза меньше показателя, рассчитанного по методологии МОТ для этой возрастной группы. Для 2002 года характерна тенденция легализации безработицы. Уровень безработицы в городской местности в 2002 году сокращался, в сельской местности -напротив, возрастал. Таким образом, если в городской местности уровень безработицы составил 8,9%, то в сельской- 15%. Результаты обследований свидетельствуют, что безработица более распространена среди женщин, чем мужчин: 10,4% и 8,4% соответственно. Анализ безработицы по возрастным группам свидетельствует о том, что наиболее остро проблема безработицы стоит перед молодежью, которая по сравнению с остальными возрастными категориями наименее конкурентоспособна. Материалы обследований позволяют сделать вывод, что, чем старше возраст экономически активного населения, тем меньше среди них безработных. Наиболее распространена безработица среди граждан, не имеющих высшего образования. Доля безработных, имеющих профессинально-техническое образование, составила 32,2%, полное среднее образование - 26,7%, базовое среднее - 7%. Полное высшее образование имели 13,2% беработных. По результатам обследований жители области становятся безработными преимущественно по таким причинам: увольнение по собственному желанию (46%), высвобождение по экономическим причинам (28,8%), невозможность найти работу после окончания учебных заведений (17,8%). Согласно информации, предоставленной безработными гражданами, средняя продолжительность поиска работы по сравнению с 2001 годом уменьшилась и составила 9 месяцев. Средняя продолжительность незанятости за рассматриваемый период сократилась в среднем на 1 месяц. Этот показатель выше у безработных женщин, чем у мужчин (21 и 18 месяцев соответственно). Т.е. большая часть безработных не имела работы или доходного занятия почти два года. Значительную часть опрошенного населения составляли экономически неактивные граждане (не работающие и не ищущие работу). По сравнению с прошлым годом их численность возросла на 1,5% и составила 1395,2 тыс. чел., или 37,5% от всего населения в возрасте 15-70 лет. Этот показатель был выше у женщин, чем у мужчин (42,4% и 32% соответственно), и среди сельского населения по сравнению с городским (44,1% и 36,8%). Среди экономически неактивного населения в 2002 году каждый второй был пенсионером, четвертый - студентом или учеником дневной формы обучения, девятый - занят в домашнем хозяйстве. Остальные (7,8%) - это лица, разуверившиеся найти работу, работающие сезонно или не имеющие необходимости в трудоустройстве. Рост численности экономически неактивного населения в 2002 году был обусловлен увеличением таких категорий граждан: студенты или ученики дневной формы обучения (на 5,3%), пенсионеры (на 1,5%), лица, занятые сезонно (на 39,5%), лица, занятые в домохозяйстве (на 0,8%). Таким образом, данные материалов обследования свидетельствуют о некоторых положительных сдвигах на рынке труда области: в первую очередь, сокращение численности безработных и уровня безработицы. Закрепление положительных тенденций непосредственно связано с развитием экономики региона. Услугами государственной службы занятости в 2002 году воспользовался почти каждый второй реальный безработный. В течение 2002 года за содействием в трудоустройстве в службу занятости обратилось 149,8 тыс. чел., что на 12 тыс. больше, чем в 2001 году. Таким образом, особенностью рынка труда в 2002 году было снижение численности безработных на полном рынке труда с одновременным увеличением численности безработных, которые обратились в службу занятости за содействием в трудоустройстве. Как и прежде, значительную часть безработных, обратившихся в службу занятости, составляют женщины - более 60%, молодежь в возрасте до 28 лет составила 34,2%. До регистрации в службе занятости почти каждый четвертый не имел работы по различным причинам более 1 года. Каждый шестой из общей численности граждан, состоящих на учете в службе занятости, - граждане, нуждающиеся в дополнительных социальных гарантиях. Из них 36% составляют женщины с детьми до 6 лет, выпускники средних школ и ПТУ - 32%, лица предпенсионного возраста - 23%, лица, освобожденные из мест лишения свободы - 4%. Важным показателем, который характеризует эффективность работы службы занятости, является динамика численности незанятых граждан, которые воспользовались услугами службы занятости. Для повышения эффективности социальной защиты граждан, государственная служба занятости не только постоянно увеличивает объемы предоставления социальных услуг, но и расширяет их перечень. Получают развитие новые виды услуг для безработных: трудоустройство на дополнительные рабочие места, созданные за счет предоставления дотаций работодателям и единовременная выплата пособия по безработице для организации безработными предпринимательской деятельности. С целью поддержки и развития предпринимательской инициативы среди безработных граждан государственной службой занятости осуществляется соответствующее профессиональное обучение, предоставляется помощь в составлении бизнес-планов, а также финансовая поддержка в виде одноразовой выплаты всей суммы пособия по безработице, которое положено безработному по закону, для открытия собственного дела. К обучению безработных бизнес-планированию служба занятости также привлекала предпринимательские структуры, высококвалифи­цированных специалистов международных проектов таких, как Проект Министерства Великобритани "Развитие общественных инициатив", организация "Донецкое аграрное развитие", Донецкая областная общественная организация Лига деловых и профессиональных женщин, общественная организация английский клуб "Юник". С ними заключены соглашения об общей деятельности по вопросам не только обучения, но и по вопросам предоставления практической помощи начинающим предпринимателям (содействие внедрению прогрессивных технологий, информационно-консультационной услуги). Центрами занятости области постоянно расширяется банк бизнес-идей по разным видам деятельности, которые могут осуществить безработные. Если в начале работы службы занятости по содействию предпринимательской деятельности безработных это были бизнес-идеи в основном связанные с торговой деятельностью, выращиванием птицы и животных, предоставлению бытовых услуг населению, то в настоящее время банк бизнес-идей пополнилась такими видами деятельности как: консалтинговые услуги по ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятиях малого бизнеса, создание справочно- информационной службы, изготовление нестандартной мебели по индивидуальным заказам, открытие туристической фирмы, выполнение работ по санитарной очистке и вырубке отведенных участков леса и т.п.. Законом Украины "Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы" предусмотрена возможность предоставления дотаций работодателям на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных. Дотации - это средства, которые предоставляются для возмещения затрат на заработную плату работников, принятых на дополнительные рабочие места по направлению службы занятости. На дотационные рабочие места в текущем году были трудоустроены более 1,6 тыс. безработных граждан. Средняя заработная плата трудоустроенных на дополнительные рабочие места составила 328,00 грн. Дополнительные рабочие места созданы почти по 100 профессиям (специальностям), которые пользуются спросом на рынке труда. Необходимо отметить, что дотационные рабочие места создаются только для трудоустройства безработных, длительно состоящих на учете в службе занятости, и безработных, которые имеют право на дополнительные социальные гарантии. Поиск работы с использованием вакансий, имеющихся в службе занятости, самостоятельный поиск работы не всегда приносит желаемый результат. А по отдельным профессиям перерыв в работе означает потерю квалификации, снижение определенных умений и навыков работы. Поэтому вопросы организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных не теряют своей актуальности, более того требуют новых, разносторонних подходов, позволяющих оказать действенную помощь в овладении новыми навыками и знаниями или восстановления и повышения качества уже имевшихся. С целью обеспечения занятости населения и повышения его конкурентоспособности на рынке труда при содействии службы занятости в 1 полугодии текущего года прошли обучение 6,7 тыс. безработных. Обучение велось более, чем по 100 профессиям и специальностям. Особое внимание уделялось вопросам организации обучения безработных по конкретным заявкам работодателей, по индивидуальным планам и программам, стажировке на рабочих местах. Расширяются возможности городских и районных центров занятости области по предоставлению услуг незанятым гражданам. Сегодня в Горловском, Константиновском, Краматорском и других центрах занятости области успешно действуют компьютерные классы. В текущем году обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» прошли более 250 человек. Значительно активизировалась работа по организации общественных работ. В течение 1 полугодия 2003 года в таких работах принимали участие 18,6 тыс. чел. из числа незанятых граждан, что на 6,7 тыс. больше, чем за соответствующий период 2002 года. Общая численность граждан, охваченных активными мероприятиями содействия занятости населения (трудоустроенных, прошедших обучение, принявших участие в общественных работах), в 1 полу­годии текущего года выросла по сравнению аналогич­ным периодом 2002 на 15,5% и составила 58,7 тыс. чел. Продолжают активно использоваться массовые формы работы. Так, в 1 полугодии 2003 года было проведено 3,8 тыс. семинаров (различной направленности) для безработных, 56 ярмарок вакансий, 44 ярмарки профессий и услуг службы занятости, 184 аукциона претендентов. Финансирование мероприятий содействия занятости населения осуществляется за счет средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы. Фонд формируется за счет страховых взносов работодателей, наемных работников и лиц, которые принимают участие в страховании на случай безработицы на добровольных началах, поступлений от применения штрафных санкций и других поступлений. Реализация активных мероприятий содействия занятости позволила уменьшить в 1 полугодии 2003 года среднюю продолжительность зарегистрированной безработицы в целом по области до 9,1 месяца. Выводы Несмотря на положительные тенденции сокращения объемов и уровня безработицы на полном рынке труда среди населения области в возрасте 15-70 лет, имеется ряд проблемных вопросов, которые негативно влияют на занятость населения и ситуацию на рынке. Наиболее напряженная ситуация на рынке труда наблюдается в городах с моноструктурной экономикой, где абсолютное большинство населения занято на предприятиях одной отрасли. В этой ситуации занятость населения, а как следствие и благосостояние, непосредственно зависят от финансовых показателей работы предприятий базовой области. Такая ситуация сложилась в шахтерских городах области. Особо актуально в этих регионах стоит вопрос о женской безработице. Усугубляющим фактором является задолженность по выплате заработной платы. Проблемным остается вопрос о предоставлении первого рабочего места молодежи. Сложности с трудоустройством после окончания учебного заведения -одна из главных причин безработицы среди молодежи.

Список использованной литературы.

1. Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.1991г. №803-XII 2. Экономика. Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристь, 2002 3. Бушмарин И.В. Рынок труда в современной экономике. // Общество и экономика, № 1, 1994 4. Маслова И., Бараненкова Т., Кубишин Е. Рынок труда, занятость и заработная плата.// Экономист № 11, 1993 5. Экономическая теория. Под ред. Николаевой И.П. – М.: Финстат информ, 1997 6. Экономический словарь. Под ред. Архипова А.И. – М. 2001


(C) 2009