Научная Петербургская Академия

Реферат: Структура социальной защиты в Германии

Реферат: Структура социальной защиты в Германии

Самарский государственный медицинский университет

Кафедра иностранных и латинского языков

Реферат на тему

Структура социальной защиты и

здравоохранения в Германии

Выполнил

студент 212 гр.

Бороденко Евгений

Руководитель

преподаватель кафедры

Балабанова Л.И.

Самара, 2001

Содержание

Введение 3

Социальная защищенность 3

Пенсионное страхование 4

Пенсия предприятий 5

Страхование на случай болезни 6

Страхование от несчастных случаев 7

Пособия на детей 8

Пособие по бедности

8

Здравоохранение

9

Структура здравоохранения в Германии 10

Обеспечение лекарственными средствами 11

Профилактика заболеваний 11

Международное сотрудничество 13

Расходы на медицинское обслуживание 15

Страхование по уходу за больными и преста­релыми 15

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение

После Второй мировой войны экономическая система Германии развивалась в

направлении социальной рыночной экономики. Основной закон гарантирует такие

основные права, как свобода частной инициативы и право на частную

собственность, но подчиняет их социальному аспекту. Важнейшие компоненты

рыночной экономики:

1. Der Freie Wettbewerb und freie Preisbildung (свобода конкуренции и

ценообразования);

2. Die Niderlassungs- und Gewerbefreiheit (свобода экономической

инициативы);

3. Die Geldwertstabilität (денежная стабильность);

4. Das Privateigentum auf Grund und Boden und auf Produktionsmittel

(частная собственность на землю и средства производства);

5. Der Freie Auβenhandel (свобода внешней торговли);

6. Der Freie Wahl des Arbeitsplatzes (свобода выбора рабочего места);

7. Die Förderung der Bildung und Ausbildung aus Steuermittel

(финансовая поддержка образования из налоговых средств);

8. Das soziale Netz (система социальной защиты);

9. Die Steuergerechtigkeit (справедливая налоговая политика).

В нашем реферате мы более подробно рассмотрим вопрос о системе социальной

защиты.

Социальная защищенность

Система социальной защиты в Германии сложилась за мно­гие годы. Ее высокая

эффективность признается и за гра­ницей. Доля социальных услуг в совокупном

общественном продукте (квота социальных услуг) составляет свыше 30 процентов.

В 1993 г. совокупная стоимость социальных услуг превысила 1.063 млрд. марок.

Почти треть услуг при­ходится на пенсионное страхование, более 20 проц. - на

предписанное законом страхование на случай болезни. Оказывая эти услуги,

государство выполняет положение Основного закона. Согласно статье 20, пункт 1

Германия является демократическим и социальным государством. Цель социального

государства - не всесторонее обеспече­ние и обслуживание человека. Наоборот,

оно строится на индивидуальных правопритязаниях, добытых в результате

собственного труда. С этой целью разработан широкий спектр социальных

законов, которые охватывают обеспечение по болезни, старости и в связи с

несчастным случаем вплоть до пособия на детей, на частичную оплату жилья или

по безработице.

Пенсионное страхование

Закрепленное зако­ном пенсионное страхование - краеугольный камень

соци­альной защищенности населения Германии. Оно дает гаран­тию, что

работники не попадут в бедственное положение по окончании своей трудовой

деятельности и смогут поддержи­вать соответствующий уровень жизни.

Всем рабочим и служащим пенсионное страхование по­ложено по закону. Лица,

занимающиеся самостоятельной деятельностью и те, кто из-за своей

принадлежности к опре­деленным группам профессий не имеет обязательного

страхования, могут подать ходатайство на обязательное страхование. Кто не

подпадает под обязательное страхо­вание, заключает пенсионное страхование

добровольно. Страховые платежи по пенсионному страхованию (в насто­ящее время

18,6 процента общей суммы заработка), не должны превышать верхнего предела

страховых взносов, который сейчас составляет 7.800 марок, и вносятся

соот­ветственно наполовину наемным работником и работодате­лем. По

пенсионному страхованию производятся выплаты пенсий по старости и по

профессиональной нетрудоспособ­ности или просто по неработоспособности. После

смерти застрахованного лица его родственники получают определен­ную часть его

пенсии. Определяющим моментом для получе­ния пенсии является срок ожидания,

то есть установленный минимальный срок, в течение которого необходимо платить

взносы в пенсионный фонд. Пенсия по старости, как правило, выплачивается по

достижении 65-летнего возраста. При определенных условиях она может

выплачиваться и по дости­жении 63 лет или 60 лет.

Женщины получают пенсию по старости по достижении 60 лет. Размер пенсии

прежде всего зависит от размеров зар­платы. После реформы пенсионного

обеспечения в 1992 г. у пожилых наемных работников стало больше свободы

выбора при выходе на пенсию. Можно получать часть пенсии и про­должать

работать.

Выплата пенсий - не единственная задача пенсионного страхования. Оно должно

обеспечивать и сохранение, улуч­шение и восстановление трудоспособности

страхователей. Так, им предоставляется курортное лечение и оказывается помощь

в приобретении новой профессии, если это тре­буется по состоянию здоровья.

Пенсия предприятий

Ценным дополнением являются «пенсии предприятий», которые многие фирмы

до­бровольно платят своим сотрудникам. По закону о пенсиях предприятий от

1974 г. сотрудники сохраняют за собой право на получение установленной

пенсии, даже если им пришлось уйти с предприятия, не достигнув пенсионного

возраста при условии, что при уходе им было 35 лет, а срок обязательства для

выплаты пенсии составлял десять лет или не менее трех лет при

двенадцатилетнем стаже работы на этом предприя­тии.

Если работодатель неплатежеспособен, пенсия не теря­ется. Она выплачивается в

этом случае из учрежденного на этот случай фонда.

Страхование на случай болезни

Почти все на­селение Германии застраховано на случай болезни в обяза­тельном

или добровольном, установленном законом порядке или в рамках частных

страховых агентств. Законом предпи­сано обязательное страхование на случай

болезни для всех рабочих, кроме того - для служащих и других

профессио­нальных групп с определенным доходом. При известных условиях

возможно добровольное страхование. От болезней застрахованы также пенсионеры,

безработные, ученики и студенты. В зависимости от профессии наемные работники

застрахованы через местные, производственные или це­ховые больничные кассы,

морские больничные кассы, феде­ральные кассы горнорабочих,

сельскохозяйственные боль­ничные кассы или эрзац - кассы. У всех

страхователей - сво­бодный выбор врачей и дантистов, допущенных больничными

кассами к обслуживанию пациентов. Страховые взносы лиц по обязательному и

служащих по добровольному страхова­нию производятся наполовину страхователями

и работода­телями. В 1994 г. средний размер взносов в старых землях составил

13,5, в новых землях 12,5 процентов застрахо­ванных доходов.

Больничная касса оплачивает расходы на врачебное и зу­боврачебное

обслуживание, лекарства, лечебные и вспомо­гательные средства и лечение в

больнице. Касса несет рас­ходы полностью или частично и на необходимые курсы

лече­ния. Сюда входят и пособия по материнству, семейные посо­бия и домашний

уход за больными. В случае болезни наемный работник имеет право на получение

зарплаты от ра­ботодателя в течение шести недель. В некоторых коллек­тивных

договорах установлен более длительный срок. По ним больничные кассы

выплачивают пособие по болезни в течение 78 недель. Такое пособие составляет

80 процентов зар­платы.

Услуги касс ежегодно требуют больших затрат. Различные услуги были ограничены

в рамках реформы системы здра­воохранения 1989 г. Была расширена доля участия

и тем самым личная ответственность страхователей.

Страхование от несчастных случаев

Устано­вленное законом страхование от несчастных случаев предо­ставляет

защиту и помощь при несчастных случаях на произ­водстве и профзаболеваниях. В

Германии все наемные ра­ботники застрахованы от несчастных случаев по закону,

равно как и фермеры. Лица, работающие не по найму, могут заключать договоры

добровольного страхования. Страховой защитой охвачены также студенты,

школьники и дети в дет­ских садах.

Страховщики от несчастных случаев - прежде всего про­фессиональные

объединения, охватывающие соответственно все предприятия одного профиля в

определенном районе. Их средства состоят из взносов фирм. Услуги по

страхованию предоставляются при несчастных случаях на производстве, связанных

с травмами или смертью, а также при заболева­ниях и смерти в результате

профессиональной болезни. Сюда относятся несчастные случаи по дороге на

работу и с работы. Если страхователь получил телесное поврежде­ние вследствие

несчастного случая, страховое агентство несет все расходы по изле­чению. Если

он неработоспо­собен, то получает компенса­ционное пособие. Если он остается

нетрудоспособным или умрет вследствие не­счастного случая или

профес­сиональной болезни, стра­ховщик выплачивает пенсию, пособие на

погребение и пенсию оставшимся родственникам. Помощь в рамках стра­хования от

несчастных случаев включает в себя профессио­нальное обучение в целях

восстановления работоспособно­сти и содействие в трудоустройстве.

Пособия на детей

Воспитание и обучение детей - огромная нагрузка для каждой семьи. Чтобы снять

часть этой нагрузки, издан закон о пособиях на детей. Ныне тот, кто

воспитывает детей, получает пособие на каждого ребенка до 16 лет, а также на

детей до 27 лет, если они учатся или прио­бретают специальность. Сегодня на

первого ребенка дается ежемесячное пособие в размере 70 марок, на второго -

130, на третьего - 220 и на четвертого и каждого следу­ющего - 240 марок. Для

родителей с более высоким дохо­дом ставки ниже, начиная со второго ребенка.

Наряду с по­собиями на детей в налоговом законодательстве имеются льготы в

виде необлагаемой налогами минимальной суммы (4.104 марки на ребенка). С 1986

г., кроме того, существует пособие матерям и отцам на воспитание, которое

выплач­ивается в первые шесть месяцев и составляет 600 марок в месяц на

ребенка. Затем выплата зависит от размеров дохо­дов. Кроме того, отцы и

матери, намеревающиеся сами ра­стить ребенка, могут взять отпуск на

воспитание сроком до 3 лет. В этот период они в принципе полностью

застрахованы от увольнения.

Пособие по бедности

Пособие по бедности выдается в Германии лицам, которые не в состоянии себе

по­мочь и не получают помощь от кого-либо. Закон о пособии по бедности дает

право на его получение каждому жителю Гер­мании - немцу или иностранцу. Сюда

входит предоставление средств к жизни или помощь при наличии особых условий

жизни, например, инвалидности, болезни или старости. Это по­собие

выплачивается преимущественно землями и общинами. В 1994 г. расходы на его

выплату составили 48,9 млрд. марок.

Здравоохранение

В Германии имеется широко разветвленная социальная си­стема здравоохранения.

Забота о здоровье – прежде всего личное дело каждого гражданина. Тем не менее

она является и задачей государства и общества. Все граждане – незави­симо от

их экономического и социального положения – должны иметь равные возможности

для сохранения и восста­новления своего здоровья. Немецкая система

здравоохра­нения имеет децентрализованную структуру и базируется на принципе

плюрализма и самоуправления.

За последние 40 лет средняя продолжительность жизни в стране постоянно

возрастала. В настоящее время она со­ставляет у мужчин 72 года, у женщин - 78

лет. Такая тенден­ция обусловлена в первую очередь развитием лечебной

ме­дицины. Дальнейшее увеличение продолжительности жизни будет достигаться за

счет вытеснения так называемых «бо­лезней века». С этой целью расширяется

система профилак­тических мер. Сюда входит повышение уровня медицинского

просвещения, регулярные профилактические обследования, а также инициативы,

нацеленные на поощрение здорового образа жизни.

В Германии, как и во всех высокоразвитых индустриальных государствах,

наибольшую опасность для здоровья пред­ставляют «болезни века»: половина всех

смертельных случа­ев приходится на долю сердечных и сердечно-сосудистых

заболеваний, заболеваний системы кровообращения. Вто­рое место по количеству

смертных случаев занимают ра­ковые заболевания. Все больше приходится

сталкиваться с различными видами аллергии, а также с такими типичными

старческими недомоганиями, как заболевания центральной нервной системы.

Благодаря современной медицине не вну­шают былых опасений такие

распространенные прежде инфек­ционные заболевания, как туберкулез, холера,

дифтерия или во­спаление легких. Зато появилась новая опасность - СПИД.

Структура здравоохранения в Германии

Bundesministerium für Gesundheit

Задачи здравоохранения решаются на уровне федерации и земель. На федеральном

уровне за вопросы здравоохранения отвечают 4 министерства: министерство труда

и социальной защиты, министерство по охране окружающей среды, министерство

образования и науки и министерство питания, сельского хозяйства и

лесничества. Решением научных и административных проблем здравоохранения

занимаются учреждения, подчиненные министерству здравоохранения. Эта

структура представлена на схеме 1.

Реферат: Структура социальной защиты в Германии

Bundesinstitut für Arzneimittel und Medizinprodukte

Robert Koch - Institut

Bundesinstitut für gesundheitlichen Verbraucherschutz und Veterinärmedizin

Схема 1.

В 1993 г. в Федеративной Республике насчитывалось около 260.000

профессио­нальных врачей. Поэтому Германия - одна из стран с самым высоким

уровнем медицинского обслуживания. Менее поло­вины врачей имеет частную

практику. Остальные работают в больницах, административных органах или заняты

научными исследованиями.

Примерно 2.400 больниц имеют в своем распоряжении свыше 645.000 койко-мест.

Кроме них, имеется еще около 1.200 профилактических и реабилитационных

учреждений. Больницы находятся в ведении государства, в частности, общин

(свыше половины больничных койко-мест), а также общественно-полезных, большей

частью церковных, союзов (свыше 40 процентов больничных койко-мест) и, в

незначи­тельной мере, частных фирм.

Обеспечение лекарственными средствами

Безопасности лекарственных средств в Германии придается большое значение.

Законом о лекарственных средствах уста­новлено, что в основном потребитель

получает лекарства лишь после их проверки на качество, эффективность и

на­дежность в рамках государственной процедуры допуска. Чтобы защитить

потребителя, а также быстро обнаружить опасность и принять соответствующие

меры, Федеральное ведомство по вопросам здравоохранения держит лекар­ственные

средства под постоянным наблюдением и после их допуска. В законе о

лекарственных средствах содержатся подробные инструкции по безопасности при

изготовлении ле­карственных средств; в нем определяется, какие средства могут

продаваться только в аптеках и какие только по ре­цепту врача. Важные функции

по надзору и регулированию предложения и сбыта лекарственных средств

выполняют Ин­ститут лекарственных препаратов при Федеральном ве­домстве по

вопросам здравоохранения в Берлине и кон­трольные органы земель.

Профилактика заболеваний

«Предупреждение лучше лечения». Эта древняя мудрость характеризует и за­дачу

современной политики в области здравоохранения. В рамках профилактики

заболеваний каждый гражданин дол­жен осознавать свою ответственность и

научиться беречь свое здоровье, предохраняя себя от возможного вреда и

избегая факторов риска. Поэтому во многих областях введены профилактические

обследования и обследования с целью ранней диагностики. Многие учреждения на

уровне федера­ции и земель и независимые общественно-полезные органи­зации

предоставляют разнообразную информацию в области медицинского просвещения,

курсов лечения и консультации, главным образом

- по профилактическим мероприятиям по охране здоровья во время беременности и

родов, в грудном возрасте, в ран­нем детском возрасте и по вопросам

медицинского про­свещения в школе – по устранению вредных для здоровья

привычек, как, на­пример, злоупотребление алкоголем, курением, медикамен­тами

и наркотинами, неправильное и чрезмерное питание, недостаток движения,

устранению известных причин сер­дечных и сердечно-сосудистых заболеваний,

которые отчасти играют роль при раковых и других распространенных

заболе­ваниях

- по поддержке хронически больных и инвалидов и их род­ственников с целью

облегчить их положение.

Во многих областях предлагаются обследования в целях предупреждения и ранней

диагностики заболевания, напр., с 1971 г. осуществляется программа ранней

диагностики рана у женщин и мужчин. Огромных усилий требует борьба со СПИДом.

Правительство Германии совместно со Всемирной организацией здравоохранения и

странами ЕС разработало про­грамму борьбы со СПИДом, которая направлена и на

преду­преждение заражения, и на широкое консультирование и обслуживание

заболевших и инфицированных. Просветитель­ная и информационная работа должна

быть также направле­на на то, чтобы не изолировать от общества и не

дискримини­ровать тех, кого коснулась болезнь. Пока нет ни вакцины, ни

эффективных методов лечения, важнейшими средствами в сдерживании дальнейшего

распространения СПИДа оста­ются информационно-просветительная работа и

консульта­ции. Они должны помочь каждому воспитать у себя сознатель­ное и

ответственное отношение к защите самого себя и других.

Больные и их родственники часто нуждаются в помощи, ко­торая выходит за рамки

врачебного или больничного меди­цинского обслуживания. Прежде всего речь идет

о широких консультациях и обмене опытом с людьми, страдающими той же

болезнью. Такую задачу выполняют многочисленные группы самопомощи, которые

сложились в виде добро­вольных объединений хронически больных и инвалидов.

Се­годня они занимают прочное место в системе здравоохране­ния. Вот некоторые

примеры:

- Германская организация помощи в борьбе со СПИДом

- Германское общество множественного склероза

- Германская лига борьбы с ревматизмом

- «Женщины помогают себе после рака»

- Союз родственников психически больных, например, нар­команов

- «Анонимные алкоголики».

Закон о структурном изменении системы здравоохранения,

вступивший в силу 1 января 1993 г., позволяет страховым

кассам поощрять группы самопомощи путем предоставления

субсидий.

Международное сотрудничество

Германия ак­тивно участвует в международном сотрудничестве в области

здравоохранения. Никакая страна в мире не может в оди­ночку решить такие

крупные проблемы, как «болезни века», инфекционные болезни, например, СПИД,

или причиняемый здоровью вред вследствие загрязнения окружающей среды.

Изучить эти болезни, их причины и бороться с ними можно только в рамках

международного сотрудничества. К тому же Германия считает, что она обязана

оказывать финансо­вую и экспертно-консультативную помощь развивающимся

странам в создании и расширении их системы здравоохра­нения.

Будучи членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Германия

представлена во многих ее важных руко­водящих органах. Ежегодно ВОЗ и

Германия организуют свыше 35 международных конференций по актуальным

во­просам сотрудничества.

Более 30 научных учреждений объявлены центрами со­трудничества с этой

организацией. Германия занимает 4-ое место в мире по объему взносов в ВОЗ.

В рамках Европейского Союза Германия активно сотруд­ничает в проведении общей

политики в области здравоохра­нения. Выдающейся заслугой ЕС является высокий

уровень охраны здоровья, достигнутый в настоящее время в стра­нах-участницах.

Примерами европейского сотрудничества являются научно-медицинская

исследовательская програм­ма «Европа против рака», Европейский медицинский

пас­порт на случай оказания неотложной помощи, программа мероприятий по

токсикологии с обменом информацией между центральными службами

дезинтоксикации и сотруд­ничество в борьбе со СПИДом, алкоголизмом и

наркома­нией. Передача дополнительных компетенции ЕС в рам­ках Европейского

политического союза послужит новым импульсом для интенсификации европейского

сотрудни­чества.

Расходы на медицинское обслуживание

После создания эффективной системы здравоохранения в новых землях необходимо

решить труд­ную долгосрочную задачу по созданию экономически целе­сообразной

и социально оправданной системы финансиро­вания медицинских услуг на всей

территории Федеративной Республики. Основополагающая стабилизация расходов на

здравоохранение была достигнута в результате реформы системы здравоохранения

в 1989 г. и прежде всего благо­даря закону о структурной перестройке системы

здравоохра­нения, вступившему в силу в 1993 г. Значительно повышена

экономическая эффективность предписанного законом стра­хования на случай

болезни, которым охвачено 90 процентов населения. Только за счет этой формы

страхования в 1993 г. была покрыта почти половина всех расходов на

здравоохра­нение, общая сумма которых составила примерно 210 млрд, марок.

Страхование по уходу за больными и преста­релыми

С 1 января 1995 г. вступил в силу новый вид стра­хования, по которому

оплачиваются услуги по уходу за больными и престарелыми. Наряду со

страхованием на случай болезни, безработицы, от несчастного случая и

пенси­онным страхованием он является одним из «пяти столпов», на которых

держится система социального страхования в Гер­мании. Страхование по уходу за

больными и престарелыми распространяется на всех тех, кто застрахован на

случай бо­лезни, и в три этапа вводится в действие «кассами по уходу за

больными и престарелыми», созданными при страховых обществах. С 1 января 1995

г. начато взимание взносов для первоначального финансирования, с 1 апреля

1995 г. нача­лось оказание услуг в амбулаторных условиях. С 1 июля 1996 г.

услуги будут оказываться и в стационарном режиме. Работодатели и наемные

работники платят взносы пополам. Для облегчения положения работодателей был

отменен один праздничный день; только в Саксонии работодатели платят взнос в

полной мере. Закон о страховании по уходу за больными и престарелыми помогает

прежде всего 1,65 млн. германских граждан, нуждающимся в таком уходе. В то же

время он идет на пользу и тем, кто на добровольных началах ухаживает за

больными и престарелыми, получая при этом соответствующее пособие по уходу и

обретая социальную защищенность. В зимнем семестре 1993/94 гг. в

специали­зированном вузе во Франкфурте-на-Майне начал читаться курс лекций по

новому предмету «Наука по уходу за больными и престарелыми».

Заключение

Соответственно цели нашего реферата – знакомство с проблемами отдельного

человека в условиях рыночной экономики - мы рассмотрели социальный аспект

этих проблем и пришли к тому выводу, что в Германии указанные проблемы

решаются достаточно успешно. Каждый гражданин этой страны может быть уверен в

том, что о нем позаботится государство, создавшее такую структуру социальной

защищенности, которая обеспечивает соответствующие права человека.

Список использованной литературы

1. Германия. Факты. Под ред. А.Капплера. – Берлин.,1995. – 492 с.

2. H.Seehofer. Gesundheit in Deutschland. – Coburg. – 1997. – 72 s.

Видеоматериалы

1. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Markwirtschaft. –

Eine Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche

Welle. – 1996.

2. Impressionen aus Deutschland. Red. D.Demmel. Soziale Politik. – Eine

Produktion des Goethe-Instituts in Zusammenarbeit mit der Deutsche Welle. –

1996.



(C) 2009