Научная Петербургская Академия

Реферат: Социология в России

Реферат: Социология в России

Основные этапы развития социологии в России.

(по материалам книги С.С.Новиковой "История развития социологии в России")

Первый этап: 1869-1890гг.

1. Социологические теории народников

Все главные положения социологии народничества теоретически обосновывали

возможность самобытного, некапиталистического развития России, которого можно

было достичь благодаря активному вмешательству в ход исторического процесса.

Конец 1860х – начало 1880х годов: революционное направление

народничества, сторонники которой стремились к крестьянской революции.

Середина 1880х – середина 1890х годов: либеральное направление народничества.

С середины 1890х годов народническая социология под напором марксистской

критики приходит в упадок, ее заменяет созданная в 1902 году партия

социалистов-революционеров. Объединяло революционных народников то, что они

критиковали царизм, требовали уничтожения феодально – крепостнических

пережитков, отрицательно относились к развитию капитализма в России,

идеализировали крестьянскую общину, которую считали исходным началом

социализма. Их взгляды расходились только в вопросах подготовки и

осуществления революции, форм и способов революционной деятельности:

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы: «Знание и

революции», «Социальная революция и задачи нравственности», «Кому принадлежит

будущее».

Был теоретиком подготовительно – пропагандистского направления. Выступал за

длительную пропаганду социалистических идей, так как народ еще не готов к

социалистическому перевороту. Революция возможна только тогда, когда

большинство населения осознает полностью ее необходимость.

М.А.Бакунин (1814-1876). Основные социологические работы:

«Кнуто-Германская империя и социальная революция», «Государственность и

анархия», «Федерализм, социализм и антитеологизм» (не закончена).

Был теоретиком бунтарско – анархического направления, родоначальником

отечественного анархизма. Считал, что социология – наука об общих законах,

управляющих всем развитием человеческого общества, а общество – естественный

способ существования совокупности людей независимо от всякого договора. Оно

никогда не руководствуется законами, а медленно развивается под влиянием

инициативы индивидов, а не мыслью и волей законодателей.

Центральная проблема социологии: проблема уничтожения государства как силы,

которая подавляет абсолютную свободу личности. Всякое государство таит в себе

опасность развития деспотизма управляющих и рабства управляемых и является

главным препятствием на пути социального освобождения человека. Основная

сила, способная уничтожить государство – революция, которая возможна при

любом экономическом строе общества. Верил, что народный взрыв разрушит до

основания старый строй, а вместо государства будут созданы независимые

общины. Бакунин отвергал не управление как таковое, а управление

централизованное, сосредоточенное в одних руках, которое идет «сверху вниз».

Считал, что религия – социальное зло, освобождение от которого возможно

только благодаря социальной революции.

П.Н.Ткачев (1844-1886). Основные социологические работы: « Задачи

революционной пропаганды в России», «Что такое партия прогресса», «Накануне

и на другой день революции», «Производительные силы Европы», «Анархическое

государство».

Большое внимание уделял проблеме прогресса. Прогресс находит выражение в трех

сферах: в природе, в индивидуальном организме и в человеческом обществе.

Основная цель социального прогресса – приведение в соответствие потребностей

людей с возможностями их удовлетворения.

2. Субъективная школа

П.Л.Лавров (1828-1900). Основные социологические работы:

«Социологи-позитивисты», «Введение в историю мысли», «Теория и практика

прогресса», «Социальная революция и задачи нравственности», «Задачи понимания

истории».

Считал, что социология – это наука о солидарности, практические задачи

которой не могут быть отделены от теоретического их понимания. Государство и

общество должны служить человеку, а не он им. Не должно происходить

подчинения общественного элемента личному или поглощения личности обществом.

Личность должна понять общественные интересы, которые являются сутью ее

интересов. Движущая сила истории – «критически мыслящая личность», элитарное

меньшинство, а большинство служит и трудится, создавая меньшинству

возможность служить народу для искупления его жертв, возврата народу его

морального долга. Если общество заглушит критически мыслящих личностей, это

приведет к застою и гибели.

Н.К.Михайловский (1842-1904). Основные социологические работы:

«Аналогический метод в общественной науке», «Теория Дарвина и общественная

наука», «Герои и толпа», «Орган, неделимое, общество».

При рассмотрении предмета социологии акцентировал внимание на исследовании

процессов борьбы за индивидуальность, понимая под этим целостность человека в

его взаимодействии с социальными структурами. Только справедливый

общественный строй может гарантировать уважение к человеческой неповторимости

и индивидуальности.

Идеал общественного развития – создание таких отношений, которые

способствовали всестороннему развитию личности. Такое возможно только при

социализме, когда будут реализованы идеалы свободы, равенства и

справедливости. Михайловский считал, что социализм – это «творчество личного

начала при посредстве начала общинного».

С середины 1870х годов занялся психологией «толпы», изучением психологии

масс, анализом психологических путей и средств воздействия личностей на

народ. Проводил различие между понятиями «герой» и «великая личность».

Михайловский первый в социологии разработал теорию подражания.

3. Натуралистическое направление.

Его представители выдвигали на первый план географический фактор.

Л.И.Мечников (1838-1888). Основная социологическая работа: «Цивилизация и

великие исторические реки. Географическая теория развития современного

общества».

Две основные проблемы: социальный прогресс и его критерий, механизм

социального прогресса. Мерилом прогресса выступает солидарность. Главный

показатель социального прогресса – степень свободы при образовании

кооперации. Считал, что социальный прогресс проходит те же ступени

солидарности, что и в органическом мире.

Пытался рассмотреть механизм влияния природы на социальное устройство

общества. Выделял 3 периода в истории цивилизации: речной, средиземноморский,

океанический. С этой периодизацией связывает основной закон развития

культуры.

По мнению Мечникова, социологические законы не сводимы с законами природы,

выступал против социал-дарвинизма.

Пытался связать проблему географического фактора с условиями материальной

жизни общества.

4. Органицизм.

Исходный путь органицизма – гипотетическое отождествление общества с организмом.

А.И.Стронин (1826-1889). Основные социологические работы: «История и метод»,

«Политика как наука», «История и общественность».

По мнению Стронина, общество – это организм, а социальные институты –

отдельные части организма. Функционирование человека и общества происходит

одинаково.

Структуру общества представлял в виде пирамиды. Вершина - привилегированное

меньшинство (судьи, законодатели, администрация). Середина - капиталисты.

Основание- большинство общества( земледельцы и ремесленники).

П.Ф.Лилиенфельд (1826-1903). Основные социологические работы: «Мысли о

социальной науке будущего», «Социальная патология».

Так как общество – организм, оно обладает всеми отличительными чертами

организма. Выделял в жизни общества 3 главные функции:

1.Физиологическая или экономическая

2.Морфологическая или юридическая

3.Индивидуальная или политическая

Считал, что классовая борьба и революция – это патология, ненормальное развитие.

5. Психологическое направление.

Главное внимание было направлено на изучение психологического механизма и

социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Е.В.Де Роберти (1843-1915). Основные социологические работы: «Социология»,

«Прошедшее философии», «Новая постановка основных вопросов социологи».

Положение о социальной эволюции как об основном факторе социологии.

Все социальные явления и процессы можно поставить в эволюционный ряд,

состоящий из семи категорий: психологическое взаимодействие – общественные

группы – личность – наука – философия – искусство – практическая

деятельность.

Н.И.Кареев(1850- 1931). Основные социологические работы:

«Историко-философские и социологические этюды», «Введение в изучение

социологии», «Сущность исторического процесса и роль личности в истории»,

«Историка. Теория исторического знания», «Общие основы социологи».

Общество – сложная система психологических и практических взаимодействий

личностей, «надорганическая среда». Она делится на культурные группы и

социальную организацию. Культурные группы – предмет изучения психологии,

социальные организации – предмет изучения социологии.

6. Плюралистическая школа Ковалевского

М.М.Ковалевский (1851-1916). Основные социологические работы:

« Очерк развития социологических учений», «Очерк происхождения и развития

семьи и собственности», «Современные социологи», «Происхождение семьи, рода,

племени, собственности, государства и религии».

Считал, что социология – синтез результатов, полученных конкретными

общественными науками, наука, имеющая своей целью установление законов и

тенденций общественного развития. Считал, что на исторический процесс

параллельно влияет множество факторов, но в различные эпохи на первое место

выдвигались разные факторы.

Считал, что исторический прогресс связан с существующей исторической

закономерностью. Отрицательно относился к революции, как к источнику

социального прогресса. Считая, что только система продуманных реформ является

необходимым благом для общества.

В центре соц. теории Ковалевского – учение о солидарности.

Ковалевский выдвинул теорию эволюции, то есть органической смены стадий

общественного развития.

7. Ортодоксальный марксизм.

Г.В.Плеханов (1856-1918). Основные социологические работы: «Социализм и

политическая борьба», «Очерки по истории материализма», «Основные вопросы

марксизма», «Искусство и общественная жизнь», «К вопросу о роли личности в

истории».

Глубокая и основательная критика методологических основ буржуазной

социологии, противопоставлял ей марксистскую социологию, (социологию

предвидящую).

Критика буржуазной философии.

Разрабатывал основные проблемы социологии на основе материализма,

рассматривал методологию научного предвидения в социальном познании.

Критиковал теорию фактов в социологии, плюралистические взгляды

Ковалевского, субъективную социологию народничества.

Он подчеркивал определяющее значение исторической необходимости в действиях

личности, при этом не занижая роль исторической инициативы личности на

определенном этапе развития общества.

Второй этап: 1890е годы – начало ХХ века.

1. Неокантианство.

Основные моменты неокантианской концепции:

-Приоритет логических основ

-Критика понятий и языка социологии

-Гносеологическое философствование

Неокантианство в России можно разбить на 3 группы:

1.1 Ортодоксальное ядро (социологическая гносеология)

А.С.Лаппо-Данилевский (1863-1919). Основная социологическая работа:

«Методология истории».

Он выступил за переход от «публицистического любительства» в социологии к ее

специализации, то есть к научному профессионализму. В центре его внимания –

вопросы синтеза истории и социологии.

Считал, что социология – это абстрактная, обобщающая наука, которая не может

опираться безусловно на понятия физики, механики или энергетики.

Б.А.Кистяков (1868-1920). Основные работы: «Общество и личность», «Социальные

науки и право».

Общество, по его мнению, это психическое взаимодействие людей, и его нельзя

рассматривать с помощью пространственных категорий.

Отмечал наличие кризиса в современном социальном познании, выход из которого

надо искать в области методологии.

Настаивал на пересмотре всех основ социального знания.

1.2 Субъективно –нормативная концепция.

П.И.Новгородцев (1866-1924)

Критика позитивистской социологии. Обращает внимание на внутренний мир

личности, но не согласен с интерпретацией личности как пассивного продукта,

части социальной среды. Общество – сознание отдельных лиц.

Новгородцев опирался на сформулированный Кантом и Гегелем тезис в их

концепции права о том, что социальному прогрессу всегда предшествует поворот

к идеализму. Эту идею он положил в основу «системы нравственного идеализма».

Поворот к идеализму возможен только в результате разрыва с позитивизмом.

В.М.Хвостов (1868-1920)

Социология – особая промежуточная наука, которая использует типологические

методы.

Личность – социокультурное образование, на которое общество и культура ставят

свой отпечаток.

Хвостов отрицательно относился к революции как форме разрешения социальных

противоречий. Необходимо учитывать, что она ведет к разрушению культуры и

гибели людей. Отдавал предпочтение реформам.

Подверг критике марксизм и субъективную школу.

1.3 Концепция индивидуального психологизма.

Л.И.Петражицкий (1867 – 1931)

Социология – наука, призванная изучать человеческое участие в процессах

социальной жизни. Основной метод изучения и познания предметов: наблюдение.

Центральным научным термином социологии считал социальное поведение и мотивы

(эмоции), а не общество и ценности, как принято.

Историю человечества рассматривал как постоянный рост разумности норм и

учреждений, увеличение гуманности средств реализации норм и ускорения

социального действия.

2. Легальный марксизм

С.Н.Булгаков (1871-1944)

Н.А.Бердяев (1874-1948)

М.И.Туган-Барановский (1865-1919). Основные социологические работы: «Значение

экономического фактора в истории», «Экономический фактор и идеи», «Русская

фабрика».

П.Б.Струве (1870-1944). Основные социологические работы: «Критические заметки

к вопросу об экономическом развитии в России», «Моим критикам».

Выступали против народничества, против положения том, что развитие

капитализма есть регресс России, отстаивали идею прогрессивности капитализма.

Отрицали наличие антагонистических противоречий, выступали против

необходимости социалистической революции и диктатуры пролетариата. Либерально

– буржуазная политическая программа с заимствованными марксистскими

экономическими идеями.

Философия на базе идеализма. «Легальные марксисты» считали, что капитализм в

России является исторической необходимостью, и для обоснования «прогрессивной

и культурной миссии» капитализма в будущем пытались применить идеи

марксистской социологии.

3. Ортодоксальный марксизм (развитие)

Развитием идей Плеханова занимался В.И.Ленин.

3 этап: первая четверть ХХ века.

Неопозитивизм.

К.М.Тахтарев (1871-1925). Основные социологические работы: «Главнейшие

направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и

государство и закон борьбы классов".

Выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя

ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным

победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и

действительно общественный.

П.А.Сорокин (1889-1968). Основные социологические работы: « Система

социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и

культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и

личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного

социокультурного типа».

Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.

В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие

родовые свойства человеческого взаимодействия.

Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация

и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных

единств.

Предлагал создать социологию на следующих принципах:

1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.

2.Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир

людей таким, какой он есть

3.Социология должна быть объективной наукой.

4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна

распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.

5.Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.

Сорокин выделял 2 уровня социологии:

1) теоретическая: - аналитика

- генетика

- механика

2) практическая: - политика

Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал

первое развернутое изложение теории взаимодействия.

Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних

актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.

Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:

1) наличие одного или нескольких индивидов.

2) наличие актов, обуславливающих их поступки.

3) наличие проводников.

Дает структурный анализ общества.

Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:

- односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.

- многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более

признакам.

Выделяет:

- закрытые группы: раса, пол, возраст.

- открытые группы: партия, ассоциация.

- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.

Построил теорию социальной стратификации:

3 страты: - политическая

- профессиональная

- экономическая

Построил теорию социальной мобильности: - вертикальная мобильность

- горизонтальная мобильность

Четвертый этап: 1920-1930-е годы.

1. Основные направления социологической науки.

В 1920-е годы начала широко издаваться социологическая литература

теоретического профиля. Она была посвящена определению предмета марксистской

социологии, формированию социологии марксизма и определению ее места среди

других общественных наук. В связи с этим в развитии марксистской социологии

можно выделить следующие направления:

1.Большая часть марксистских социологов под влиянием книги Н.И.Бухарина

"Теория исторического материализма: Популярный учебник марксистской

социологии", изданной в 1921 году, стала отождествлять социологию с

историческим материализмом.

Бухарин: "Исторический материализм - это социологическая теория марксизма,

которая по отношению к философии выступает как частная наука.

Оранский: "Исторический материализм-это марксистское направление в

социологии, марксистская социология является не только всеобщим методом для

социальных наук, но и теорией".

2.Другая часть социологов считала, что социология-составная часть философии

(Вольфсон, Черняков, Каценбоген).

3.Существовала концепция, представители которой в историческом материализме

философский (материалистическое понимание истории) и социологический (общая

теория общества) аспекты.

4.Часть философов считала, что марксизму вообще чужда какая-либо социология

(Луппол, Сарабьянов, Деборин).

Развиваются такие течения, как "социальный дарвинизм", "фрейдизм",

"социальная рефлексология", "фитосоциология", "зоосоциология", "социология

эмпириомонизма", "физиологическая социология".

В 20-е годы широкое распространение получили позитивистские и

натуралистические трактовки общественных явлений. Суть их заключалась в

признании натурализма, то есть при изучении общества опирались на аналогичные

законы природы, а социология рассматривалась, как часть естествознания, или

можно говорить о биологизации общественных процессов. Одновременно с этим

существовали и механистические взгляды на общественные явления. Для

механистов было характерно сведение исторического закона к механически

понимаемым причинности, необходимости, повторяемости, а также отрицание

случайности.

2. Развитие марксистской социологии.

Сформулирована и обоснована центральная категория исторического материализма

- "общественно-экономическая формация". В связи с этим основной задачей

научной социологии стало изучение ее возникновения, развития и

функционирования по объективным общественным законам.

Существовало две точки зрения:

1.Историчекий материализм является одновременно частью социологии и общей

социологической теории, то есть социология-часть философии.

2.Хотя социология и основана на принципах исторического материализма, она -

самостоятельная, нефилософская наука.

Первая точка зрения получила более широкое распространение.

1920-е годы стали наиболее творческими в развитии советской социологии: был

сформулированы многие спорные идеи, проведены дискуссии. Очень значимой была

дискуссия, длившаяся в течение двух лет(1927-1929)в журнале "Вестник", о

структуре и движущих силах развития производительных сил общества. Также в

эти годы обсуждались проблемы отношения классов в переходный период и

формирования новой структуры общества, причиной которых стала Октябрьская

революция.

Необходимо отметить, что процесс становления марксистской социологии был

сопряжен со значительными трудностями: необходимость решения задачи

культурного строительства (из-за процесса размежевания между марксистскими и

не марксистскими социологами), проблема неграмотности населения, общий

дефицит кадров социологов-марксистов.

3. Становление социологических исследований.

В 1920-1930-е годы много внимания уделяется проблеме управления и организации

труда. Выходит около двадцати журналов: "Хозяйство и управление",

"Производство, труд и управление" и другие. Проводятся социологические

исследования в области труда (ученые Гастев, Струмилин, Керженцев,

Ерманский).

Также проводятся социологические исследования по проблеме брака и семьи

(Луначарский, Коллонтай), исследования в психологии и педагогике (Шацкий), в

области социологии преступности (Куфаев, Тарновский, Змиев, Маннс),

исследования в области СМИ (Марр).

Итак, в 1920-1930-е годы появляются зачатки отраслевых социологий, широкое

проведение эмпирических исследований.

4.Социологическая наука в условиях тоталитарного государства.

1920-1930-е годы: социологические исследования прекращаются. Исторический

материализм, политэкономия и научный коммунизм перекрыли все социальные

науки. Окончательное утверждение марксизма как идеологической основы

общества. Социология приходит в упадок.

5 этап: с 1960х годов по настоящее время.

1. "Второе рождение социологии".

Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый

период в развитии социологии.

В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические

методы конкретного исследования общества не использовались, изучение явлений

и процессов социальной жизни было запрещено.

Для широкого развертывания эмпирических исследований необходимо было в первую

очередь реабилитировать социологию, вернуть ее в лоно марксизма, то есть

объявить, что исторический материализм это собственно социология, а саму

социологию рассматривать только как проведение прикладных исследований.

Это привело к тому, что сложилась парадоксальная ситуация: с одной стороны,

проводились социологические исследования, а с другой стороны, социология как

наука не признавалась.

В 1960-е годы прошел ряд дискуссий, направленных на выяснение предмета

социологии, на доказательство того, что социология не противоречит

марксистской философии и марксистскому мировоззрению.

К 1965 году уже сложилось мнение, что социология - наука о законах и

движущих силах развития общества, предмет которой - исследование исторически

сменяющих друг друга общественных формаций. Данная точка зрения полностью

отождествляла социологию с историческим материализмом. Но данный подход не

устраивал многих ученых, которые стали делать разные попытки, чтобы найти

компромиссный вариант.

Была предложена трехуровневая концепция социологии:

- общая социологическая теория как философская наука

(исторический материализм)

- частные социологические теории (рассматривались как

разделы научного коммунизма)

- конкретные социологические исследования выступали в

качестве прикладного инструментария сбора эмпирической информации.

2. Развитие специальных социологических теорий и исследований.

В эти годы проведены новые важные исследования, среди которых следует

отметить исследования, посвященные проблемам крестьянства. Стали

анализироваться реальные проблемы: неравенство уровня жизни в городе и селе,

упадок крестьянской культуры, причины бегства крестьян из деревни.

В это время большое распространение получило так называемое социальное

планирование, то есть составление планов социального и экономического

развития промышленных предприятий, колхозов, совхозов и некоторых городов.

На смену первым исследованиям, которые носили эпизодический характер, пришли

целенаправленные крупномасштабные социальные и социологические

исследования. В середине 1960-х годов появляется ряд работ, обобщающих итоги

многих исследований:

1964 г.- выходит книга Харчева "Брак и семья в СССР", где обобщен широкий

круг проведенных исследований социальных проблем брака и семьи.

1965 г.- издан пятитомник произведений Струмилина.

1967 г.- вышли коллективные монографии "Рабочий класс и технический

прогресс" Осипова и "Человек и его работа" Здравомыслова, повлиявшие на все

дальнейшие социологические исследования труда.

1966 г.- издание двухтомника "Социология в СССР" под ред. Осипова. В этом

труде были собраны результаты множества эмпирических исследований.

Наиболее заметный вклад в проведение социологических исследований внесли Ядов,

Здравомыслов, Андреева, Осипов.

Разработкой методики и техники социологических исследований также занимались:

Устинов, Деев "Опыт применения ЭВМ в социологических исследованиях", Слепенков

"Методологические принципы и методика конкретно-социологических исследований",

Давидюк "Введение в прикладную социологию", "Прикладная социология", Шаленко

"Программа социологического исследования".

Применение количественных методов в социологии рассматривается в следующих

работах: Чупров "Основные проблемы теории корреляции. О статическом

исследовании связи между явлениями", "Методика и техника статической обработки

первичной социологической информации", Бородкин "Применение математических

методов в социологии", Шляпентох "Проблемы достоверности статистической

информации в социологических исследованиях".

Среди работ, направленных на изучение проблем сельского хозяйства, можно

отметить следующие: Заславская "Принцип материальной заинтересованности и

оплата труда в колхозах", "Современная экономика колхозов", Староверов

"Социально-демографические проблемы деревни. Методология, методика, опыт

анализа миграции сельского населения", "Советская деревня на этапе развитого

социализма".

В сфере социологии труда и промышленной социологии большой интерес

представляют следующие работы: Давыдов "Труд и свобода", Подмарков

"Разделение труда и прогресс личности", "Социальные проблемы организации

труда", "Введение в промышленную социологию. Социальные проблемы

социалистического промышленного производства".

Изучению социальной структуры общества много внимания уделяли: Шкаратан "

Изменения в социальной структуре рабочего класса СССР 1917-1965гг

(Историко-социологическое исследование)", Подмарков, Сиземская "О

профессиональной структуре советского общества", Лапин, Колбановский

"Взаимовлияние социальной структуры общества и промышленного предприятия в

условиях научно-технической революции".

Образ жизни в своих работах рассматривали: Безруков "Социальный облик

колхозной молодежи: По материалам социологических исследований 1938 и 1969гг.",

Бестужев-Лада "Советский образ жизни, формы и методы его пропаганды",

"Современные концепции уровня, качества и образа жизни", "Социология образа

жизни".

Проблемы рабочего и внерабочего времени рассматривались в следующих работах:

Грушин "Свободное время. Величина. Структура. Проблемы. Перспективы", "Свободное

время. Актуальные проблемы", Зборовский, Орлов "Досуг: действительность и

иллюзии. Проблемы свободного времени в марксистской и буржуазной социологии",

Швецов "Рабочее и свободное время: Методы анализа, планирования,

регулирования".

Развитию социологии семьи много внимания уделили следующие ученые: Харчев

"Брак и семья в СССР. Опыт социологического исследования", Харчев, Голофаст

"Некоторые методологические проблемы сравнительных исследований в социологии

семьи", Сысенко "Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия", Голод

"Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты".

В сфере социологии личности наиболее значимыми являлись работы: Кона:

"Личность как субъект общественных отношений", "Социология личности", также в

этой сфере много сделали Харчев, Левада, Ольшанский.

Рассмотрение проблем образование и культуры нашли свое отражение в таких

работах: Шубкин "Духовный мир советского рабочего (опыт

конкретно-социологического исследования), Коган "Некоторые методологические

принципы планирования духовной культуры при социализме", "Молодой рабочий и

культура", Куклин "Введение в социологию искусства", Гуров "Социология

образования: конспект лекций".

Уделялось внимание и изучению общественного мнения: Грушин "Массовое

сознание: Опыт определения и проблемы исследования", Сафаров "Общественное

мнение и государственное управление", Тощенко "Пресса и общественное мнение".

По итогам проведенных исследований вышел ряд обобщающих трудов:

"Марксистская и буржуазная социология сегодня", "Социология и современность",

"Социология и проблемы социального развития", Осипов: "Теория и практика

социологических исследований в СССР".

Ряд интересных работ, посвященных истории социологии, вышел в последнее

время: Капитонов "История социологии", "Борисова "История русской

социологии: Лекции", Медушевский "Очерки по истории теоретической социологии

XIX - начала XX века".

Критика современной буржуазной социологии нашла место в работах многих

авторов: Асеев, Кон "Основные направления буржуазной философии в

социологии XX века", Андреева "Современная буржуазная эмпирическая социология

(Критический очерк)", Попов "Критика современной буржуазной социологии".

В последние годы в связи с включением социологии как обязательной

дисциплины в учебные планы вузов наладился выпуск разнообразной литературы по

социологии, начали издаваться различные справочники, значительно облегчилось

знакомство с западной социологией.



(C) 2009