Научная Петербургская Академия

Реферат: Социология образования и воспитания

Реферат: Социология образования и воспитания

по разделу учебного плана: Социология образования и воспитания

Ф.И.О. методиста: __________________________________

С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я

I вариант.

1. Образование как социокультурный феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний,

умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии

понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса

формирования человека и результата этого процесса - духовного облика

человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление,

средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры

человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование

личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в

качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной

организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования

не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии

должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система

образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека,

его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под

образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных

знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе

мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и

способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря

образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает

определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет

разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может

быть независимого от общества человека, поведение любого человека

обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных

накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и

др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность

сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает

историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В

образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих

способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом

знаний, умений, культурного наследия всех поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики образования,

влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды.

Социология представляет собой целостную систему социологических знаний,

состоящую из 3 уровней:

· общесоциологический (общетеоретический) уровень;

· - специальные (частные) социологические теории;

· - эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)

социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология

образования.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования,

делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования -

отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму

и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что социология образования

"...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных

закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их

функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко

обращает внимание на приоритет системной организации образования:

"...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и

подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности

(общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является

определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная

социологическая наука, предметом которой является система образования как

социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие

системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его

социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как социальное

явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та

социальная среда, где развертывается функционирование процессов

образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных

занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях,

складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой

взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной

организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с

позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни

общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В то же

время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как

функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует

требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как :

· соответствие структуры образования актуальным и перспективным

социальным целям, долгосрочным программам общества;

· пропорциональность морфологического строения структуры образования;

· влияние результатов образовательных процессов на другие

социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные,

психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь

системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его

социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность

социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация

личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,

интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования

по двум направлениям:

· внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы

образования как социального института социальные аспекты деятельности

субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования,

социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы

социального управления системой образования;

· внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов

взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством,

наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими

социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений

и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:

· теоретико-концептуальное содержание:

· основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,

учение, личность;

· направления исследований и концептуализации:

· социальная детерминация образования, социокультуреая организация

сферы образования, эффективность образования;

· проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в

образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные

институты в сфере образования, социальная структура сферы образования,

регуляция и управление образованием, диагностика в образовании,

инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы

общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее

основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности ):

· - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

· - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,

проектирование;

· - фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

· - проекты и модели социокультурной деятельности.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими

социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими

социальными процессами и является одним из важнейших механизмов

социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

4. Развитие социологического знания про образование в Украине.

Современный уровень социологии образования опирается на социологические

идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у

истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи

зарубежных и отечественных ученых.

Основные направления отечественной социологии образования связаны с

исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует

образование как фактор формирования социальной структуры и социальных

перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс.

М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи.

В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-

технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его

социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование

в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место

образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и

М.Н.Руткевичем.

Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях

исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения

проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле

мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического

образования как подсистемы социокультур ной системы образования

(В.И.Луговой), системы образования как института социализации

(Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и

производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического

изложения социологии образования как отраслевой социологической науки

Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым

(Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые

возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения

ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений.

В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет

остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.

5. Социологические методы изучения сферы образования.

Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы

образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников

социальной информации, используемой для управления этой сферой,

позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции

социологии образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

· официальных: указы и постановления правительства, директивные и

плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы

работы, материалы печати, личностные документы;

· неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

· специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

· традиционный

· качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста,

обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-

качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в

количественные показатели с последующей ее обработкой.

Анализом документов социологические исследования в сфере образования только

начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени

изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание

других методов исследования.

Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем

непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки

зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

· систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода;

· простое, носящее эпизодический, случайный характер;

· включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый

учебно-воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с

наблюдаемыми;

· не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с

наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств;

· кратковременное, в течение 1-2 часов;

· длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими

социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом

опроса.

ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе

непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)

социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем

регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для сбора

информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить

значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К

недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию

ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки

помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте

получается в процессе личного общения с респондентом по специально

составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы,

корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать

эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более

глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие

требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние.

Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ

ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует

расширение взгляда на предмет исследования.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее

компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного

опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые

атаки", деловые игры.

Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др.

Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического

метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-

психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким

авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют

социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого

каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и

отношений, но не дает материала для их причинного объяснения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике

изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием

заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки

действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых

методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки

гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об

изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов.

Эффективность методов социологического исследования в значительной степени

определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным

применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям

проведения.

С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я

II вариант.

1. Важнейшие императивы воспитания человека.

Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и

дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия

по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы,

потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного

процесса - политического, трудового, нравственного, этического и др.

Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их

согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно

раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает

адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет

ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного человека с

учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней:

биологическом, психическом и социальном. Социализация человека продолжается

всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного

воспитания творческой, мобильной личности.

Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова:

· вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в

обществе условий для успешного протекания социализации личности;

· влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку

индивидуального адаптивного механизма личности

· выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации

процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности

Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным

педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного

систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности

и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер.

Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает

практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая

тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая

модель социализации открывает дополнительные возможности для решения

основных требований к воспитанию человека:

· ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом

конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и

социальном уровнях;

обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности

индивида;

· соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации

индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;

· ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что

особенно важно в период радикальных перемен в обществе;

· стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю

жизнь человека.

Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир

человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном

счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении,

способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто

совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а

дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а

суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

2. Социальная среда воспитания

Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между

обществом и конкретной личностью.

В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая,

экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени

воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и

взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими

направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий

воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они

очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер

формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания

преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели

воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих

институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность

воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.

Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду.

Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей

возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию

социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными

усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда

неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида -

подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в

изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти

коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые

наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды.

Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием,

трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой

связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных

установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и

культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные

перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах

воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания,

проведение реформ в этой сфере.

3. Микроокружение как система межличностных контактов

Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг с

другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой

составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации -

межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах жизнедеятельности

людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит

эффективность производства, морально-психологический климат в трудовых

коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное

влияние оказывают личностные особенности индивидов: уровень

интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент,

нравственные установки, политические ориентации и т.д.

Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и развивается

на протяжении всей жизни человека.

Во многом личностные особенности формируются микроокружением человека.

Семья является важным фактором воспитания подрастающего поколения,

становления человека как субъекта социальной деятельности. Характер

взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование человека как

личности. Межличностные отношения играют важную роль в сфере воспитания,

образования, во всех сферах жизнедеятельности людей. Они являются той

социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются вопросы

взаимоотношения личности и общества.

Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии,

когда личность поднимется до понимания общественного как личного, а

общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс

общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

4. Социологические методы изучения процесса воспитания

В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все

основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный эксперимент и

анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности в применении к

исследованию воспитания, их значимость, активность их использования и

результативность отличаются от соответствующих показателей исследования

других сфер социальной жизни, ими не ограничивается весь набор

социологических методов изучения воспитания.

Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод

НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного

восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей

исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения относятся:

умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность

исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять

факты и делать заключения. В сфере воспитания применяются следующие виды

наблюдений: систематическое, простое, включенное, не включенное,

кратковременное, длительное.

Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования процесса

воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о целях и

мотивах поведения.

Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА, т.е.

сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного

(интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического

общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы,

вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются:

анкетирование, интервью и экспертный опрос. Иногда используются

психологические методы: тестирование, социометрия и др.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом

исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов различают:

традиционный и качественно-количественный.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике

изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием

заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию процесса

воспитания этот метод часто реализуется в виде СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:

· собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние

совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на

воспитание;

· психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении

психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и

неодинаковых коллективных связях и отношениях;

· экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в

формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы,

внешкольных учреждений и организаций на воспитание;

· правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и

педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние

различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание.

Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения сферы

воспитания является комплексное социолого-педагогическое исследование.

Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и педагогических

методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и условиям работы при

достаточном уровне профессионализма исследователей составляют обязательный

набор требований, обусловливающих результативность исследования.

Используемая литература:

1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992.

3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев,

МАУП, 1997.

4. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев,

"Фита", 1994.

5. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. -

Киев, МАУП, 1996.

6. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.



(C) 2009