Научная Петербургская Академия

Реферат: Социология

Реферат: Социология

тема 1

С тема 1

социология как наука Предмет и функции социологии

I/ Предмет и объект познания социологии. Понятие социального 2/ Социология и

другие науки об обществе З/ Структура социологии 4/ Функции социологии

Предмет и объект познания социологии. Понятие социального

С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В

современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телеви­дение, радио,

газеты сообщают о результатах социологических оп­росов населения по самым

разнообразным проблемам. Социологиче­ские службы парламента, Президента,

различных исследователь­ских центров изучают общественное мнение по важнейшим

соци­ально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных

лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удов­летворенность уровнем жизни

и т. д. На предприятиях, в регионах проводятся свои специфические

социологические исследования, в которых определяется состояние социальной

напряженности в кол­лективах, удовлетворенность населения транспортным

обслужива­нием, работой различных организаций, сферы услуг. В институтах

студенты осуществляют оценку работы преподавателей, заполняя анкету

«Преподаватель глазами студента». Все это внешний, лежа­щий на поверхности

уровень социологических исследований, кото­рый создает образ социологии как

прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих,

сиюминутных по­требностей общества. Но можно ли сказать, что этим исчерпывается

предмет и задачи социологии? Что представляет собой социология как наука? С

этим как раз нам и необходимо разобраться.

Начнем с этимологии. Термин «социология» — производное от двух слов: латинского

слова зос1е1а5 — общество и греческого 1о§о — слово, понятие, учение.

Следовательно, этимологически социоло­гия — наука об обществе. Так ее и

характеризует американский со­циолог Дас. Смелзер в своем учебнике

«Социология». Но это довольно абстрактное определение, поскольку общество в

его различных ас­пектах изучается значительным количеством гуманитарных и

соци­альных дисциплин: социальной философией, политической эконо­мией,

историей, демографией и т. д. Для того, чтобы понять особенно-

10

сти социологии, социологического подхода к изучению общества, не­обходимо

вычленить собственную область социологического иссле­дования, а также

определить те методы, которыми социология опе­рирует. Для этого, прежде всего,

следует провести строгое разграни­чение между объектом и предметом

социологии.

В качестве объекта той или иной науки всегда выступает опреде­ленная сфера

объективного или субъективного мира, в то время как пред­мет любой науки

является результатом теоретического абстрагирова­ния, позволяющего

исследователям выделить те стороны и закономерно-сти развития и

функционирования изучаемого объекта, которые являются специфическими для

данной науки. Таким образом, объект той или иной науки — это часть

объективной и субъективной реальности, об­ладающая собственными свойствами,

которые изучаются только данной наукой, а предмет науки — это результат

исследовательских действий.

Принято считать, что объектом социологического познания яв­ляется вся

совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных.

Что же такое социальное? Социальное, с точки зрения российского социолога Г. В.

Осипова, — это совокупность тех или иных свойств и особенностей

общественных отношений, инте­грированных индивидами или общностями в процессе

совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющееся в их отно­шении

друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам

общественной жизни. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда

поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого индивида

или их группы (общности) — не­зависимо от того, присутствует ли при этом данный

индивид или общ­ность. Именно в процессе взаимодействия друг с другом индивиды

оказывают воздействие друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из

них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким

образом, социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и

способ их организации яв­ляются объектами социологического исследования.

Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских

действий, не может быть определен столь же од­нозначно. Понимание предмета

социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось.

Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают

различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет

науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

Основоположник социологии, французский мыслитель О. Конт считал, что социология

— это позитивная наука об обществе. Выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм

называл предме­том социологии социальные факты. При этом социальное, по

Дюрк-гейму, означает коллективное. Поэтому предметом социологии, по его мнению,

является коллективное во всех его проявлениях.

С точки зрения немецкого социолога М. Вебера, социология — это наука о

социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать.

Социальное поведение, по М. Веберу, — это отноше-

ние человека, иначе говоря, внутренне или внешне проявляемая по­зиция,

ориентированная на поступок или воздержание от него. Это отношение является

поведением, когда субъект связывает его с оп­ределенным смыслом. Поведение

считается социальным, когда по смыслу, который ему придает субъект, оно

соотнесено с поведением других индивидов.

В марксизме предметом социологического исследования явля­ется научное изучение

общества как социальной системы и составля­ющих его структурных элементов —

личностей, социальных общностей, социальных институтов. Широкое распространение

в нашей оте­чественной литературе имеет следующее определение социологии.

Социология — это наука об обществе как социальной системе в це­лом,

функционировании и развитии этой системы через ее состав­ные элементы:

личности, социальные общности, институты. В учеб­ном пособии

«Социология» (М.: Мысль, 1990.- С. 25) Г. В. Осипова, на­писанном с

марксистских методологических позиций, социология определяется как наука об

общих и специфических социальных зако­нах и закономерностях развития и

функционирования исторически определенных социальных систем, наука о механизмах

действия и формах проявления этих законов и закономерностей в деятельности

личностей, социальных общностей, классов, народов.

Социология и другие науки об обществе

Мы прояснили в самом общем виде, что изучает социология. Но для того, чтобы

разобраться в этом более конкретно, необходимо рассмо­треть взаимоотношение

социологии и смежных с нею наук об обще­стве, социальном, общностях и

индивидах. И здесь, прежде всего, не­обходимо сопоставить социологию и

социальную философию.

Социология, как и многие другие науки, вычленила сь из фило­софии. В течение

длительного времени социологическое знание на­капливалось в недрах философии.

И даже после того, как социология в лице О. Конта и Э. Дюркгейма

провозгласила свою независимость от философии в качестве подлинной науки об

обществе, философия продолжала играть заметную роль в социологических

изысканиях. Социологию «отцов-основателей» О. Конта, Г. Спенсера, Э.

Дюркгей­ма, М. Вебера еще очень трудно отделить от социальной философии.

Более того, можно с уверенностью сказать, что в целом ряде исследо­ваний

ключевых проблем общественной жизни теоретическая соци­ология переплетается с

социальной философией.

Что же такое социальная философия? Социальная философия представляет

собой раздел философии, посвященный осмыслению ка­чественного своеобразия

общества в его отличии от природы. Она анали­зирует проблемы смысла и цели

существования общества, его генезис, судьбу и перспективы, направленность

движущих сил и его развития. Следует отметить, что эти вопросы в определенной

степени могут слу­жить предметом теоретических размышлений и тех, кто

причисляет се-

12

бя к профессии социологов. Но при этом следует ясно осознавать, что в этом

случае они выступают не как социологи-профессионалы, но, как и другие

представители фундаментальной науки, занимающиеся широ­кими теоретическими

обобщениями, вторгаются в область философии и выступают в данном случае как

представители социальной философии.

У социальной философии и социологии очень широкая область совпадения объекта

изучения. Их различие более отчетливо проявля­ется в предмете исследования. О

предмете исследования социологии речь уже шла выше. Предметной же сферой

социально-философских размышлений является исследование общественной жизни,

прежде всего, с точки зрения решения мировоззренческих проблем, цент­ральное

место среди которых занимают смысложизненные проблемы.

Еще в большей мере различие между социальной философией и социологией

обнаруживается в методе исследования социального. Философия решает

общественные проблемы умозрительно, руко­водствуясь определеннымиустановками,

которые развиваются на основе цепи логических размышлений. Социология заявила

о своей самостоятельности по отношению к философии именно потому, что она

поставила перед собой задачу решения общественных проблем на основе научных

методов познания действительности. По мнению «отцов-основателей» социологии,

общественная жизнь должна изу­чаться не умозрительно, а на основе методов

эмпирической (опытной) науки. Самостоятельное развитие социологии как раз и

связано с тем, что она начала активно осваивать при анализе социальных

процессов количественные методы с применением сложных математических

процедур, в том числе теорию вероятности, сбор и анализ эмпиричес­ких данных,

установление статистических закономерностей, выра­ботала определенные

процедуры эмпирического исследования. При этом социология опиралась на

достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих

общество и человека.

Но в таком случае встает вопрос: как различить социологию и другие

эмпирические науки об обществе и личности? Эта проблема особенно сложна и в

значительной мере является нерешенной в отно­шении конкретных социальных наук

и отраслевых социологии, на­пример демографии и социологии брака и семьи,

экономической тео­рии и экономической социологии и т. д. Довольно остро,

хотя, может быть, и не так заметно, она стоит при соотношении психологии и

соци­ологии, имея в виду, что социальная психология является разделом

социологии. Решение этого вопроса предлагается по следующей схе­ме.

Психология в основном сосредоточена на изучении индивидуаль­ного «Я », сфера

социологии — это проблемы межличностного взаимо­действия— «Мы». В той мере, в

какой ученый исследует личность как субъект и объект социальной связи,

взаимодействий и отношений, рассматривает личностные ценностные ориентации с

социальных позиций, ролевых ожиданий и т. д., он выступает как социолог.

Решение вопроса о специфике социологии непосредственно связан с ответом на

вопрос: когда же она появилась как самостоя­тельная наука? Содержательному

рассмотрению этого вопроса бу-

Социология как наука. Предмет и функции социологии 13

дет посвящена следующая тема. Здесь же мы ограничимся формаль­ными критериями

и должны опираться на принципы, выработанные науковедением. С точки зрения

науковедения, становление любой науки прежде всего связано с внешней и

внутренней институциона-лизацией данной науки, то есть приобретением данной

наукой атри­бутов социального института.

В этом процессе можно выделить ряд необходимых моментов, каждый из которых

последовательно углубляет институционализа-цию: 1) формирование самосознания

ученых, специализирующихся в данной области знания. Ученые осознают, что они

имеют свой специ­фический объект и свои специфические методы исследования; 2)

со­здание специализированных периодических изданий; 3) введение дан­ных

научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений: лицеев,

гимназий, колледжей, университетов и т. д.; 4) со­здание специализированных

учебных заведений по данным отраслям знаний; 5) создание организационной

формы объединения ученых дан­ных дисциплин: национальных и международных

ассоциаций. Социо­логия прошла все эти стадии процесса институционализации в

различ­ных странах Европы и США, начиная с 40-х годов XIX столетия.

Структура социологии

Помимо внешней институционализации, социология, как и всякая другая наука,

должна пройти процесс внутренней институционали­зации. Внутренняя

институционализация означает совершенство­вание организационной структуры

науки, наличие устойчивого раз­деления труда внутри дисциплины, формирование

правил и норм профессиональной этики, разработку эффективных исследователь­ских

методов и приемов. Все это должно обеспечить действительный процесс

производства и систематизации знаний в определенной об­ласти познания. Одно из

важнейших мест в этом процессе принадле­жит разделению тру да, наличию в

организационной структуре науки трех относительно независимьгх уровней: 1)

уровень фундаменталь­ных исследований, задачей которых является приращение

научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные

за­кономерности и принципы данной области; 2) уровень прикладных

исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих

непосредственную практическую ценность проблем, на ос­нове существующих

фундаментальных знаний; 3) социальная инже­нерия — уровень

практического внедрения научных знаний с целью конструирования различных

технических средств и совершенство­вания имеющихся технологий. Данная

классификация позволяет вы­членить в структуре социологии три уровня:

теоретическую социо­логию, прикладную социологию, социальную инженерию.

Наряду с этими тремя уровнями, социологи выделяют также внутри своей науки

макро- и микросоциологию. Макросоциология ис­следует крупномасштабные

социальные системы и исторически дли-

14

Уровень

Элементы

Примеры

Межличностный

Типовое взаимодействие (по правилам) Ролевое поведение Социальный статус Межличностяьге связи

Игра в футбол

Тренер — игрок Адвокат — собственник Студенты института

Групповой

Первичная группа Организация Групповое отношение

Компания друзей

Больница

Труд — управление

СоциетальныйИнститут Социальный порядок Класс и слой Город и общность

Религия Монархия Дворянство Москва

Мировые системыМеждународные отношения Межнациональные организации Глобальный институт Мировая взаимозависимость

ООН Гринпис Ислам Производство нефти

Рис. 1. Уровни социологического анализа

тельные процессы. Микросоциология изучает повсеместное поведе­ние людей

в их непосредственном межличностном взаимодействии. Эти уровни не могут

рассматриваться как находящиеся на различных плоскостях и не соприкасающиеся

друг с другом. Напротив, они тесно взаимосвязаны, так как непосредственное,

повседневное поведение людей осуществляется в рамках определенных социальных

систем, структур и институтов. На рис.1 детально показано, каким образом

различные уровни социологического анализа пересекаются в разных плоскостях

человеческого взаимодействия. Например, группа — это люди объединенные

взаимными интересами или зависимые друг от друга и отличающиеся от других групп

отношениями и целями. В этом смысле речь идет и о группе, и о системе.

Например, два соседа, семья, нация. Государство — это также группа,

рассматриваемая на социе-тальном уровне. На уровне мировых систем (макроуровне)

рассматри­вается отношение государства с другим государством.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней высту­пают такие

структурные элементы социологии, как отраслевые со-| 'циологии: социология

труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга,

социология здравоохранения, со­циология города, социология деревни,

социология образования, со­циология семьи и т. д. В данном случае речь идет о

разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Оригинальную концепцию развития социологии выдвинул американский социолог Р.

Мертон. В 1947 году, полемизируя с Т. Парсонсом, который ратовал за создание

в социологии «всеохва­тывающей теории, опирающейся на теории социального

действия и

Социология как наука. Предмет и функции социологии 15

структурно-функциональный метод». Р. Мертон считал, что созда­ние подобных

теорий преждевременно, так как еще нет надежной эмпирической базы. Он считал,

что необходимо создавать теории среднего уровня, которые выполняют

промежуточную роль между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в

изобилии в повседневных исследованиях, и широкими теоретическими

конст­рукциями, понятийная схема которых позволяет производить.боль-шое число

эмпирически наблюдаемых закономерностей социального поведения. Задачи такого

рода теорий - аккумуляция эмпирических данных. Они могут возникать в отдельных

отраслях социологии как специальные теории или же могут быть результатом

обобщения группы фактов. Примером такого рода теорий может служить со­зданная

Р. Мертоном концепция аномии, объясняющая различные типы отклоняющегося

поведения.

Все крупные сферы общественной жизни исследуются на осно­ве

социологических методов. Например, социология труда изучает труд как

социально-экономический процесс во всем многообразии его связей с

социальными институтами. В ней органически связаны тео­рия и

практика социального управления трудовой деятельностью лю­дей. В поле зрения

социолога находятся социальные формы и условия труда, его

коллективный или индивидуальный характер, социальная организация

совместного труда. Социология труда характеризует различные

социально-психологические механизмы включения ра­ботника в трудовую

деятельность, то есть мотивацию и стимулирова­ние труда, удовлетворение

работой и отношение к ней, пути повыше­ния трудовой активности,

производительности труда и т. д,

Функции социологии

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общест­венное

предназначение определяются, в первую очередь, функци­ями, которые она

выполняет. Одной из важнейших функций социо­логии, как и всякой другой

науки, является познавательная. Соци­ология на всех уровнях и во

всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего,

прирост нового знания о различных сферах социальной жизни,

раскрывает закономерности и перспек­тивы социального развития общества.

Этому служат как фунда­ментальные теоретические изыскания,

вырабатывающие методо­логические принципы познания социальных процессов и

обобщаю­щих значительный фактический материал, так и непосредственно

эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый

фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях

общественной жизни.

Характерной чертой социологии является единство теории и практики.

Значительная часть социологических исследований ори­ентирована на

решение практических проблем. В этом плане на пер­вое место выступает

прикладная функция социологии, в рамках ко­

16

торой проявляется ряд ее других функций. Социологические иссле­дования дают

конкретную информацию для осуществления дейст­венного социального контроля над

социальными процессами. Без этой информации возрастает возможность появления

социального напряжения, социальных кризисов и катаклизмов. В подавляющем

большинстве стран органы исполнительной и представительной власти, политические

партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения

целенаправленной поли­тики во всех сферах общественной жизни. В этом

проявляется функ­ция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна

выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных

процессов в будущем. В этом про­является прогностическая функция

социологии. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития

общества. В этом плане социология способна: 1) определить, каков диапазон

возмож­ностей, вероятностей, открывающихся перед участниками событий на данном

историческом этапе; 2) представить альтернативные сце­нарии будущих процессов,

связанных с каждым из выбранных ре­шений; 3) рассчитать вероятные потери по

каждому из альтернатив­ных вариантов, включая побочные эффекты, а также

долговремен­ные последствия и т. д.

Большое значение в жизни общества имеет использование со­циологических

исследований для планирования развития разнооб­разных сфер общественной жизни.

Социальное планирование раз­вито во всех странах мира, независимо от

социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от

определенных про­цессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных

регио­нов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел,

отдельных предприятий и коллективов.

Социология, несмотря на личные установки ученых-социоло­гов, выполняла и

продолжает выполнять идеологическую функцию. Результаты исследований

могут использоваться в интересах каких-либо социальных групп для достижения ими

определенных социаль­ных целей. Социоло- гическое знание зачастую служит

средством манипулирования поведением людей, формирования определенных

стереотипов поведения, создания системы ценностных и социаль­ных предпочтений и

т. д. Но социология может служить и улучше­нию взаимопонимания между людьми,

формированию у них чувства близости, что в конце концов способствует

совершенствованию об­щественных отношений. В этом случае говорят о

гуманистической функции социологии.

с

тема 2

становление и основные этапы исторического развития социологии

I/ О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития

общества. Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика 2/

Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения социологии З/

Классический тип научности социологии. Учение о методе Э. Дюркгейма

4/ Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зиммеля и М. Вебера

5/ Основные принципы материалистического учения об обществе К, Маркса и Ф.

Энгельса

б/ Основные этапы и направления развития социологии в США 7/ Развитие

социологической мысли в России

О. Конт — родоначальник социологии. Учение о трех стадиях развития общества.

Солидарность и согласие. Социальная статика и динамика

Расширить и углубить представление о социологии как науке помогает изучение

истории ее становления и развития. Естественно возникает вопрос: когда и при

каких условиях она возникает, что послужило побу­дительным толчком для

формирования новой науки об обществе? Ответ на этот вопрос не совсем простой,

поскольку определенные представле­ния об обществе развивались в течение многих

столетий. Развитие уче­ния об общественной жизни мы находим уже в античной

философии IV века до нашей эры в работах Платежа «Законы», «О государстве»,

в «Политики" Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика

раз­рабатывается в Новое время в работах Макиавелли, Руссо, Гоббса и др. Можно

ли считать, что тогда уже существовала социология как само­стоятельная наука?

Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о соци­альной философии как

предшественнице социологии.

Для ответа на вопрос о времени появления социологии мы должны опираться на

критерии, выдвигаемые науковедением. А оно утверждает, что для решения этого

вопроса, прежде всего, необхо­димо иметь в виду, с какого времени социология в

качестве отдель­ной специальной науки начала признаваться научным сообществом.

История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. по-

18

еле опубликования О. Контом треть его тома его важнейшей работы

«Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые исполь­зовал термин

«социология» и выдвинул задачу изучения общества на. научной основе.

Именно эта претензия - поставить учение об об-[ цестве на научную основу — и

явились тем отправным фактом, кото­рый привел к формированию и развитию

социологии.

Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и воз­можность появления

этой новой науки? В системе О. Конта это обос­нование осуществляется на основе

сформулированного им закона о трех последовательных стадиях

интеллектуального развития че­ловека: теологической, метафизической и

позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все

явления на основе ре­лигиозных представлений, оперируя понятием

сверхъестественно­го. На второй, метафизической, стадии он отказывается

от апелля­ции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи

абстрактных сущностей, причин и других философских абстрак­ций. Йадача второй

стадии — критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью

стадию — позитивную, или научную. На этой стадии человек

перестает оперировать абст­рактными сущностями, отказывается раскрывать причины

явле­ний и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных

связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной стадии к другой в разных науках совершает­ся последовательно,

но не одновременно. И здесь действует один принцип — от простого к сложному, от

высшего к низшему. Чем про­ще объект изучения, тем быстрее там устанавливается

позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в

ма­тематике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же — это

вершина позитивного знания. Она опирается в своих иссле­дованиях на

«позитивный метод». Последний означает опору теоре­тического анализа на

совокупность эмпирических данных, собран­ных в наблюдении, экспериментах и

сравнительном исследовании, данных — надежных, проверенных, не вызывающих

сомнения.

Другой важный вывод, приведший О. Конта к необходимости формирования науки об

обществе, связан с открытием им закона раз­деления и кооперации труда.

Эти факторы имеют огромное позитив­ное значение в истории общества. Благодаря им

появляются социаль­ные и профессиональные группы, растет разнообразие в

обществе и повышается материальное благосостояние людей. Но эти же факто­ры

ведут к разрушению фундамента общества, поскольку они наце­лены на концентрацию

богатства и эксплуатацию людей, на однобо­кую профессионализацию, уродующую

личность. Социальные чув­ства объединяют только лиц одинаковой профессии,

заставлял враждебно относиться к другим. Возникают корпорации и

внутри­корпоративная эгоистическая мораль, которые при известном

попус­тительстве способны разрушить основу общества — чувство соли­дарности и

согласия между людьми. Способствовать установлению солидарности и

согласия и призвана, по мнению О. Конта, социология.

19

Становление и основные этапы исторического развития социологии

О. Конт, в соответствии со своими представлениями о разви­тии, делит социологию

на две части: социальную статику и социаль­ную динамику. Социальная статика

изучает условия и законы функционирования общественной системы. В этом разделе

контов-ской социологии рассматриваются основные общественные инсти­туты: семья,

государство, религия с точки зрения их общественных функций, их роли в

установлении согласия и солидарности. В соци­альной динамике О. Конт

развивает теорию общественного прогрес­са, решающим фактором которого, по его

мнению, выступает духов­ное, умственное развитие человечества.

Социальные условия и теоретические предпосылки. возникновения социологии

Как было указано выше, социология возникает в конце 30-х — нача­ле 40-х годов

XIX в. В социальной сфере это было время крайней не­стабильности. Восстание

лионских ткачей во Франции, силезских ткачей в Германии (1844 г.),

чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции

свидетельствовали о нараста­нии кризиса общественных отношений. Во времена

решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей

тео­рии, способной прогнозировать, куда движется человечество, на ка­кие

ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе.

Как известно, К Маркс и Ф. Энгельс начинали свою те­оретическую и

практическую деятельность в то же время и при тех же обстоятельствах. Они,

следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической

философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении,

предложили ре­шить эту проблему на основе концепции научного социализма,

серд­цевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и

другие «отцы-основатели социологии» — Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм, М. Вебер —

предложили реформистский путь развития обще­ства. Основоположники социологии

были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они

думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как

преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между

различ­ными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в

качестве инструмента познания общества и выработки реко­мендаций по его

реформированию. Методической же основой рефор­мизма, с их точки зрения,

является «позитивный метод».

Этими различными идеологическими установками было про­диктовано и различие в

истолковании тех научных открытий, которые были сделаны в 30-х —40-х годах

XIX в. В этот период на первый план развития науки выходят химия и биология.

Наиболее значительными открытиями того времени, как вы помните, являются

открытие клетки немецкими учеными Шлейденом и Шванном( 1838—1839), на основе

которого была создана клеточная теория строения живого вещества, и

20

создание Ч. Дарвином теории эволюции видов. Для К. Маркса и Ф. Эн­гельса эти

теории послужили естественнонаучными предпосылками создания диалектического

материализма, основным элементом кото­рого является учение о диалектике —

«алгебра революции», как ее на­звал В. И. Ленин. Для О. Конта, Г. Спенсера и

Э. Дюркгейма эти откры­тия послужили основой для создания учения об обществе,

основанного на принципах биологии, — «органической теории развития общества

».

Пока речь шла в основном о социологических условияхи естест­веннонаучных

предпосылках возникновения теоретической социоло­гии. Однако задолго до этого

в Европе закладывались основы эмпири­ческой базы социологии и ее методов

познания. Методология и мето­дика конкретно-социологических исследований

разрабатывались главным образом естествоиспытателями. Уже в XVII—XVIII в.

Джон Граунт и Эдмунт Галлей вырабатывали методы количественного ис­следования

социальных процессов. В частности, Д. Граунт применил их в 1662 г. к анализу

уровня смертности. А работа известного физика и математика Лапласа

«Философские очерки о вероятности » построе­на на количественном описании

динамики народонаселения.

Особенно активно эмпирические социальные исследования в Ев­ропе начали

развиваться в начале XIX века под влиянием определен­ных социальных

процессов. Интенсивное развитие капитализма в нача­ле XIX в. вело к быстрому

росту городов —урбапизациижизни населе­ния. Следствием отого была резкая

социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация),

увеличение преступно­сти, нарастание социальной нестабильности. В то же время

ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда

высту­пающие за порядок и стабильность, укрепляется институт обществен­ного

мнения, возрастает число различного рода общественных движе­ний, выступающих

за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились

«социальные болезни общества», с Дру­гой — объективно созрели те силы,

которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве

заказчиков социологических ис­следований, способных предложить «лекарство» от

этих «болезней».

Особенно интенсивно развитие капитализма в то время происходи­ло в Англии и

Франции. Видимо, этим объясняется, что именно в этих стра-нах появляется

наибольшее количество работ, посвященных социальным проблемам развития

общества. Среди этих работ особо следует отметить «Статистическое описание

Шотландии» Джона Сиклера (21 том), «[[сложение рабочего класса в Англии»

Фридриха Энгельса, «Жизнъи труд людей в Лондоне» Чарлза Бута, «Свод-ка

физического и морального состояния рабочих на бумажных, шерстяных и шелковых

мануфак­турах» ЛуиВиллерме, «Очер^моральиойстатистики Франции" Ан-дре Герри,

«Европейские рабочие» Фредерика Ле Пле (6 томов).

Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического

социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков

XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной

жизни» (1835 г.). Неко­торые исследователи считают, что именно с этой работы

можно на-

Становление и основные этапы исторического развития социологии 21

чинать отсчет времени существования социологии, или, как выра­зился А. Кетле,

«социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от

умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к

эмпирическому выведению статис­тически рассчитанных закономерностей с

применением сложных математических процедур.

Классический тип научности социологии.

Учение о методе Э. Дюркгейма Как отмечалось выше, социология вычленилась

в качестве самосто­ятельной отрасли знания вследствие своей претензии на

научное ис­следование общества. Однако в истории социологии никогда не

су­ществовало согласия в том, каков критерий научности. Один из крупнейших

историков социологии Ю. Н. Давыдов считает необхо­димым говорить о

последовательном возникновении в рамках социо­логии, по крайней мере, трех

типов научности: классического, не­классического и промежуточного,

эклектического.

Классический тип научности, по его мнению, был представ­лен такими видными

социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюрк-гейм. Основные принципы

классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления

подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких

специфических социаль­ных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по

образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследо­вания

должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть

описаны количественно. 4) Важнейшим кри­терием научности является

объективность содержания знания-Это значит, что социологическое знание не

должно содержать в се­бе субъективные впечатления и умозрительные

рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к

ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как

наука должна быть свободна от ценностных суж­дений и идеологий».

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в

работе французского социолога Э. Д-юрк-гейма. «Правила социологического

метода» (1895 г.). Дюркгеймовская соци­ология основывается на теории

социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования

к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве

науки.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать соци­альные факты как

веши». Это означает, что: а) социальные факты внешни для индивидов; б)

социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго

наблюдаемы и безличны;

в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фак­тов отношения

причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования

общества.

22

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевы-ггьсяот

всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология преж-:1е всего должна

порвать свои связи со всякими идеологиями и личност-эъши пристрастиями; б) она

также должна освободиться от всех предрас-удков, которыми обладают индивиды в

отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (первенства, 1риоритета)

целого над составляющими ее частями. Это означает 1ризнание того, что: а)

источник социальных фактов находится в об­ществе, а не в мышлении и поведении

индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными

законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных

фактов. Социальный факт специфичен. Он по­рожден объединенными действиями

индивидов, но качественно от­личается по своей природе от того, что происходит

на уровне индиви­дуальных сознании потому, что у него другое основание, другой

суб­страт — коллективное сознание. Для того, чтобы возник социальный факт,

указывает Дюркгейм, необходимо, чтобы, по крайней мере, не­сколько индивидов

объединили свои действия и чтобы эта комбина­ция породила какой-то новый

результат. А поскольку этот синтез происходит вне сознания действующих

индивидов (так как он обра­зуется из взаимодействия множества сознании), то он

неизменно имеет следствием закрепление, установление вне индивидуальных

сознании каких-либо образцов поведения, способов действий, цен­ностей и т. д.,

которые существуют объективно. Признание объек­тивной реальности социальных

фактов является центральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.

Нетрадиционный тип научности. «Понимающая социология» Г. Зшлмеля и М. Вебера

Неклассический тип научности социологии разработан немецкими мыслителями Г.

Зиммелем( 1858—1918)иМ.Вебером(1864—1920). В ос­нове этой методологии лежит

представление о принципиальной проти­воположности законов природы и общества и,

следовательно, призна­ние необходимости существования двух типов научного

знания: наук о природе (естествознания) и наук о культуре (гуманитарного

знания). Социология же, по их мнению, это пограничная наука, и поэтому она

должна заимствовать у естествознания и гуманитарных наук все луч­шее. У

естествознания социология заимствует приверженность к точ­ным фактам и

причинно-следственное объяснение действительности, у гуманитарных наук —

метод понимания и отнесения к ценностям.

Такая трактовка взаимодействия социологии и других наук вытекает из их

понимания предмета социологии. Г. Зиммель и М. Ве-бер отвергали в качестве

предмета социологического знания такие понятия, как «общество», «народ»,

«человечество», «коллективное» и т. д. Они считали, что предметом

исследования социолога может быть только индивид, поскольку именно он

обладает сознанием, мо­тивацией своих действий и рациональным поведением. Г-

Зиммель и М. Вебер подчеркивали важность понимания социологом субъектив­ного

смысла, который вкладывается в действие самим действующим индивидом. По их

мнению, наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен

сконструировать их объяснение на основе понимания внутренних мотивов этих

действии. И здесь ему помажет знание -того, что в сходных ситуациях

большинство людей поступает одинаковым образом, руководствуется аналогичными

мотивами. Ис­ходя из своего представления о предмете социологии и ее месте

сре­ди других наук Г. Зиммель и М- Вебер формулируют ряд методологи­ческих

принципов, на которые, по их мнению, опирается социологи­ческое знание:

1) Требование устранения из научного мировоззрения пред­ставления об

объективности содержания наших знаний. Условием превращения социального знания

в действителъвую науку является то, что оно не должно выдавать свои понятия и

схемы за отражения или выражения самой действительности и ее законов.

Социальная наука обязана исходить из признания принципиального различия

между социальной теорией и действительностью.

2) Поэтому социология не должна претендовать на что-то большее, чем выяснение

причин тех или иных свершившихся собы­тий, воздерживаясь от так называемых

«научных прогнозов».

Строгое следование этим двум правилам может создать впе­чатление, что

социологическая теория не имеет объективного, обще­значимого смысла, а

является плодом субъективного произвола. Чтобы снять это впечатление, Г.

Зиммель и М. Вебер утверждают:

3) Социологические теории и понятия не являются результатом интеллектуального

произвола, ибо сама интеллектуальная деятель­ность подчиняется вполне

определенным социальным приемам и, преж­де всего, правилам формальной логики

и общечеловеческим ценностям.

4) Социолог должен знать, что в основе механизма его интеллекту­альной

деятельности лежит отнесение всего многообразия эмпиричес­ких данных к этим

общечеловеческим ценностям, которые задают общее направление всему

человеческому мышлению. «Отнесение к ценностям кладет предел индивидуальному

произволу», — писал М. Вебер.

М. Вебер различает понятия «ценностные суждения» и «отне­сение к ценностям».

Ценностное суждение всегда личностей! и субъ­ективно. Это какое-либо

утверждение, которое связано с нравствен­ной, политической или какой-либо

другой оценкой. Например, выска­зывание: «Вера в бога — это непреходящее

качествочеловеческого существования». Отнесение к ценности— это

процедура и отбора, и организации эмпирического материала. В приведенном выше

приме­ре эта процедура может означать сбор фактов для изучения взаимо­действия

религии и разных сфер общественной и личной жизни чело­века, отбор и

классификацию этих фактов, их обобщение и другие процедуры. В чем необходимость

этого принципа отнесения к ценнос­тям? А в том, что ученый-социолог в познании

сталкивается с огром-

1м многообразием фактов, и для отбора и анализа этих фактов он должен

исходить из какой-то установки, которая и формулируется г им как ценность.

Но возникает вопрос: откуда жеберутся эти ценностные пред­почтения? М. Вебер

отвечает'гак:

5) Изменение ценностных предпочтений социолога определя-гтся «интересом

эпохи», то есть социально-историческими обстоя­тельствами, в которых он

действует.

Каковы же инструменты познания, через которые реализу-к >тся основные

принципы «понимающей социологии»? У Г. Зиммеля таким инструментом служит,

фиксирующая в социальном явлении гамые устойчивые, универсальные черты, а не

эмпирическое мно­гообразие социальных фактов. Г. Зиммель считал, что над миром

конкретного бытия возвышается мир идеальных ценностей. Этот мир ценностей

существует по своим собственным законам, отлич­ным от законов материального

мира. Целью социологии является изучение ценностей самих по себе, как чистых

форм. Социология должна стремиться изолировать желания, переживания и мотивы,

как психологические аспекты, от их объективного содержания, вы­членить сферу

ценностную как область идеального и на основе это­го построить в виде

взаимоотношения чистых форм некую геомет­рию социального мира. Таким образом, в

учении Г. Зиммеля чистая форма — это отношение между индивидами,

рассматриваемыми отдельно от тех объектов, которые выступают объектами их

жела-1 ний, стремлений и других психологических актов. Формально-гео-[

метрический метод Г. Зиммеля позволяет выделить общество вооб­ще, институты

вообще и построить такую систему, в которой соци­ологическое знание

освобождалось бы от субъективного произвола и морализаторских оценочных

суждений.

Главным инструментом познания у М. Вебера выступают «идеальные типы». «Идеальные

типы», по Веберу, не имеют эмпи-1 рических прообразов в самой реальности и не

отражают ее, а пред-I: ставляют собой мыслительные логические конструкции,

создавае-I мые исследователем. Эти конструкции формируются с помощью 1

выделения отдельных черт реальности, считающихся исследовате-1 лем наиболее

типическими. «Идеальный тип,— писал Вебер,— это 1 «картина однородного

мышления, существующая в воображении 1 ученых и предназначенная для

рассмотрения очевидных, наиболее | «типичных социальных фактов». Идеальные типы

— это предель-1ные понятия, используемые в познании в качестве масштаба

для [соотнесения и сравнения с ними социальной исторической реально-1сти.

По Веберу, все социальные факты объясняются социальными [типами. Вебер предложил

типологию социальных действий, типов [государства и рациональности. Он

оперирует такими идеальными [типами, как «капитализм», «бюрократизм»,

«религия» и т.д.

Какую же основную задачу решают идеальные типы? М. Вебер :читает, что главная

цель социологии — сделать максимально понятным о, что не было таковым в самой

реальности, выявить смысл того, что бы- ло пережито, даже если этот смысл

самими людьми не был осознан. Иде­альные типы и позволяют сделать этот

исторический или социальный материал более осмысленным, чем он был в самом

опыте реальной жизни.

Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса

Своеобразный синтез классического и неклассического типа на­учности в области

социологии представляет собой материалисти­ческое учение об обществе К.

Маркса (1818-1683), Ф Энгельса (1820-1895) и их последователей. При создании

этого учения К. Маркс и Ф. Энгельс исходили из натуралистических установок

позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить

обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-

следственным объясне­нием фактов. Предметом социологии в марксизме, как

отмечалось выше, является изучение общества, основных закономерностей его

развития, а также основных социальных общностей и инсти­тутов. Каковы же

наиболее важные принципы материалистичес­кого учения об обществе?

1) Одним из важнейших принципов исторического материа­лизма является признание

закономерности общественного разви­тия. Ф. Энгельс, выступая на похоронах К.

Маркса, среди главней­ших его достижений отмечал: «Подобно тому, как Дарвин

открыл за­кон развития органического мира, Маркс открыл закон развития

человеческой истории» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 19.- С. 325).

Признание закономерности означает признание действия в общест­ве общих,

устойчивых, повторяющихся, существенных связей и от­ношений между процессами и

явлениями.

2) Признание закономерности в материалистической концеп­ции истории тесно

связано с принципом детерминизма, то есть при­знанием существования

причинно-следственных связей и зависи­мостей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали

необходимым из всего много­образия естественных структур, связей и отношений

выделить главные, определяющие. Таковым, по их мнению, является способ

производства материальных благ, состоящий из производительных сил и

производственных отношений. Признание причинной обус­ловленности, определяющей

влияние на общественную жизнь спо­соба производства, является другим важнейшим

положением марк­систского учения об обществе. В работе «К критике

политической экономии» К. Маркс писал: «Производство непосредственно

мате­риальных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономики народа и

эпохи образует основу, из которой развиваются государст­венные учреждения,

правовые воззрения, искусство и даже рели­гиозные представления людей, из

которых они поэтому должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось до

сих пор» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13- С. 6-7).

26

3) Третьим важным принципам материалистического учения об обществе является

утверждение о его поступательном прогрес­сивном развитии. Принцип прогресса

реализуется в марксизме че­рез учение об общественно-экономических формациях

как основ­ных структурах общественной жизни. Общественно-экономическая

формация, по определению К. Маркса, представляет собой "обще­ство,

находящееся на определенной, степени исторического разви­тия, общество со

своеобразным, отличительным характером». 'Там же. Т. 6.- С. 442).

Понятие «формация» К- Маркс заимствовал из ' современного ему

естествознания. Этим понятием в геологии, геогра­фии, биологии обозначались

определенные структуры, связанные единством условий образования, сходством

состава, взаимозависи­мостью элементов. В марксистском учении об обществе все

эти при­знаки относятся к социальному организму, образованному на основе

сходных закономерностей, с единой экономической и политической структурой.

Основу экономической формации составляет тот или иной способ производства,

который характеризуется определен­ным уровнем и характером развития

производственных сил и соот­ветствующими этому уровню и характеру

производственными от-пошсииями. Совокупность производственных отношений

образует основу общества, его базис, над которым надстраиваются

государст­венные, правовые, политические отношения и учреждения, кото­рым, в

свою очередь, соответствуют определенные формы общест­венного сознания.

К. Маркс и Ф. Энгельс представляли развитие общества как поступательный процесс,

характеризующийся последовательным переходом от низших

общественно-экономических формаций к выс­шим: от первобытнообщинной к

рабовладельческой, затем к фео­дальной, капиталистической и коммунистической.

В. И. Ленин, оце­нивая значение этого учения для обществоведения, писал: «Хаос

и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и политику, сменились

поразительно цельной и стройной научной теорией, пока­зывающей, как из одного

уклада жизни развивается вследствие рос-•:'а производительных сил другой, более

высокий» (Ленин В. И. ПСС. !'. в.- С. 55). Поскольку в марксизме речь

идет о неизбежности дви­жения общества по этим ступеням развития к высшей

формации, критики марксизма указывают на наличие в нем религиозно-фило-: офской

концепции провиденциализма — то есть учения о предо­пределенности в

развитии человечества. Указывается также на | рудности стыковки этой схемы с

реальной историей, в том числе и с происходящими настоящее время отказом

народов от «строительст-|1Я коммунизма».

4) Применение к анализу общества общенаучного критерия . 1;жономерности и

причинной обусловленности в развитии увязьгва-г гся в марксизме с признанием

своеобразия развития обществен­ных процессов. Эта увязка нашла свое яркое

выражение в концеп­ции развития общества как естественноисторического

процесса. 1 ;стественноисторический процесс столь же закономерен, необхо-

дим и объективен, как и природные процессы. Он не только зависит от воли и

сознания людей, но и определяет их волю и сознание- Но в то же время, в отличие

от процессов природы, где действуют слепые и стихийные силы,

естественноисторический процесс представляет собой результат деятельности

людей. В обществе ничто не соверша­ется идаче, как проходя через сознание

людей. В связи с этим в марксистской социологии большое внимание уделяется

изучению диалектики объективной закономерности и сознательной деятель­ности

людей.

5) Все вышеизложенное показывает, что марксистская соци­ология находится в русле

традиционного типа научности и нацеле­на на признание объективности научных

знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая

ориенти­руется на то, что у Г- Зиммеля и у М. Вебера называ ется принципом

отнесения к ценности, то есть согласование эмпирических данных и теоретических

выводов «с историческим интересом эпохи», под ко­торым понимались исключительно

интересы пролетариата. Этот подход трансформировался у В. И. Ленина в

принцип партийности. Согласно этому принципу социологическое исследование,

любая теория общественной жизни несут на себе отпечаток социально-классовых

позиций ее авторов. Предлагалась такая логика рассуж­дений: ученый-обществовед

действует в определенных условиях и не может быть свободным от них. Эти условия

накладывают соот­ветствующий отпечаток на его исследования. Ученый-обществовед

принадлежит к определенной социально-классовой группе, и он не может

игнорировать социально-классовые интересы. В обычных случаях (чаще всего, когда

он придерживается консервативных убеждений) он отражает интересы того класса, к

которому сам при­надлежит. В других случаях (когда развивает революционные

кон­цепции) он покидает позиции своего класса и выражает классовые интересы

передовых общественных сил. Поскольку ученые-обще­ствоведы, стоявшие на

марксистских позициях, заявили о том, что они отражают интересы пролетариата,

рабочего класса, то, естест­венно, возникал вопрос, не противоречит ли их такая

«ангажиро­ванность» провозглашаемому ими же принципу объективности. В работах

марксистов это противоречие разрешалось по такой схе­ме: поскольку пролетариат

является самым передовым, прогрес­сивным классом, то он выражает запросы и

интересы всего челове­чества (пролетарское совпадает с общечеловеческим), а,

следова­тельно, он заинтересован в объективном анализе общественных процессов.

А это означает, что в учении марксизма об обществе партийность совпадает с

объективностью. Однако исследователи отмечают, что в результате реализации

принципа партийности на­учные исследования об обществе были крайне

идеологизированы. Они носили односторонний, необъективный характер. Результаты

и выводы этих исследований попадали в зависимость от интересов правящей в

странах «реального социализма» политической элиты, «партийной верхушки».

28

Основные этапы и направления 'развития социологии в США 1ибольшее

развитие социологические исследования получили в ЗША. Исследователи истории

социологии считают, что если в XIX ве-

•"ке центром социологической мысли была Западная Европа, то начи­ная с

20-х годов XX в. США прочна удерживают позиции лидера в ми­ровой социологии.

Решающее влияние на бурное развитие социологии в США оказали два

взаимосвязанных фактора: быстрое прохождение социологией всех пяти стадий

внешней имститупионали.чации и боль­шой объем конкретных, эмпирических

социальных исследований.

В Западной Европе социология долго развивалась на инициа­тивной основе.

Например, О. Конт не имел постоянного заработка, и многие социологи, за

исключением Г. Зиммеля, М. Вебера, Э. Дюрк-гейма, были вынуждены работать вне

университетской сферы. И США же социология с самого начала начинает

складываться как университетская наука. В 1892 году была открыта первая в мире

кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан

Дж. Смолл). В 1901 году курс социологии пре­подавался в 169 университетах и

колледжах, а к концу 80-х годов почти в 250.

Социология в США с самого начала формируется как при­кладная эмпирическая

наука. Уже в 1910 г. в стране было проведено

•юлее 3 тысяч эмпирических исследований. Сейчас их количество позросло на два

порядка. Социологические исследования базируют-гя на большой финансовой

основе. В настоящее время на проведение | оциологических исследований

ассигнуется до 2 миллиардов долла-I юв. Причем примерно половину этой суммы

ассигнует правителъст-'ю США, а половину - частный бизнес. В стране имеется

около 100 | ьюяч специалистов по социологии, которые объединяются в ряд ас-

'•оциаций. Правительство и предприниматели рассматривают сопи-' |логию как

важный инструмент преодоления социальных конфлик­та и обеспечения социальной

стабильности, как инструмент соци­ального контроля и управления, повышающий

производительность труда и обеспечение благосостояния граждан. Благодаря

развитию эмпирических исследований, разработке фундаментальной методо­логии,

использованию математического и статистического аппарата, моделирования и

эксперимента социология в США превратилась в

•[•очную науку.

Эмпирические социологические исследования диктовались чб.-цественньми

потребностями. Большое место в них занимают про­блемы социализации различных

социальных групп, адаптация к но-11Г.1М для людей социальным и культурным

условиям. В эи"ом плане 'наибольшее влияние на разработку социологии в США

оказало вы­шедшее в 1918 г. двухтомное исследование Ф. Знанецкого и У.

Тома-Са "Польский крестьянин в Европе и Америке», где рассматрива­лись

проблемы адаптации эмигрантов к условиям США. В этой рабо­те были вычленены

основные принципы методологии и методики )нкретно-социологических исследований.

Значительное развитие в США получили исследования по со­циологии труда и управления. Еще в 90-х годах американский ученый Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 — 1915) произвел комплексные ис­следования на предприятиях и создал первую в мире систему НОТ (научная организация труда). Тейлор подробно изучил социально-экономическую организацию предприятия и пришел к выводу, что технические и организационные нововведения сами по себе неэффек­тивны. Они упираются в так называемый «человеческий фактор", в материальное и моральное стимулирование, в искусство администра­ции управлять предприятием. Тейлор первым из ученых раскрыл и объяснил явление рестрикционизма (от авт. геэШстюп— ограниче­ние), т. е. феномен «работы с прохладцей», сознательное ограничение рабочими выработки. По Тейлору, в основе этого феномена лежит ме­ханизм группового давления и блокирования формальных норм с по­мощью неформальных, для того, чтобы воспрепятствовать стремле­нию предпринимателей увеличивать эти нормы выработки через по­нижение расценок. Тейлор разработал и внедрил сложную систему организационных мер — хронометрию, инструкционные карточки, методы переобучения рабочих, плановое бюро, сбор социальной ин­формации, новую структуру функционального администрирования.

Огромное влияние на развитие американской социологии труда, организации, планирования и управления оказали знаменитые Хо-торнские эксперименты, проводимые под руководством Э. Мэйо в 1927—1932 гг. Хоторнские эксперименты проводились в условиях жес­точайшего экономического кризиса, потрясшего США и страны Запад­ной Европы, и их главной задачей было стремление изыскать до-полни-тельные факторы повышения эффективности производства. Ученые-экспериментаторы в начале эксперимента разбили испытуемых на две группы: экспериментальную и контрольную. Они изменили условия работы экспериментальной группы: освещение рабочих мест, темпера­туру в помещениях, влажность воздуха, число пауз на перерывах и другие внешние факторы. Но в ходе эксперимента было установлено, что эти факторы играют весьма незначительную роль. Главное же вли­яние на производительность труда оказывают психологические и соци­ально-психологические условия трудового процесса. В данных экспе­риментах было открыто явление неформальной организации трудо­вых коллективов. Любая группа рабочих разделяется на подгруппы (клики), но не по профессиональным, а по личным признакам. В этой группе выделялись лидеры, аутсайдеры и независимые. Каждая под­группа придерживалась особых правил поведения. Неформальные нормы, регулирующие отношения в данной подгруппе, распространя­лись и на трудовую деятельность. В частности, эти непредписанные нормы регулировали выработку отношений с руководством и т. д.

На основе Хоторнских экспериментов Э. Майо и его сотрудни­ками была сформулирована так называемая доктрина «человечес­ких отношетяй». Методологической основой данной доктрины явля­ются следующие принципы: 1) человек представляет собой социаль­ное существо, ориентированное на других людей и включенное в

30

контекст группового поведения; 2) с природой человека несовместима жесткая иерархия и бюрократическая организация подчиненности;

:!) руководители предприятий в большей мере должны ориентиро­ваться на удовлетворение потребностей людей, или на чисто техни­ческие факторы поднятия производительности труда и максималь­ное достижение прибыли. Такая ориентация способствует удовле-

-воренности индивида своей работой и благоприятствует социальной гтабильаости; 4) производительность труда будет более эффектив­ной, если индивидуальное вознаграждение будет подкреплено груп­повым, коллективным, а экономические стимулы — социально-пси­хологическими (благоприятный моральный климат, удовлетворен­ность трудом, демократический стиль руководства). Отсюда берет начало разработка новых средств повышения производительности

•-"руда, таких, как «сопричастное управление», «гуманизация труда», «групповое решение», «просвещение служащих» и т. д.

Доктрина «человеческих отношений» дала толчок разработке проблеммотивации поведения. На ее основе Абрахамом Маслоу в 1943 г. была разработана иерархическая теория потребностей. А. Маслоу классифицировал потребности личности на базисные (основные) и про­изводные (метапотребности). Базисные (в пище, в воспроизводстве, бе­зопасности, в одежде, в жилище и т. д.), производные (в справедливос­ти, благополучии, порядке и единстве социальной жизни). Маслоу рас­положил все потребности в восходящем порядке — от низших физиологических до высших духовных. Главное же в теории А. Маслоу заключается не в самом расположении потребностей, а в объяснении их движения. Потребности каждого нового уровня становятся актуальны­ми, т. е. насущными, требующими удовлетворения, лишь после того, как удовлетворены предыдущие. Голод двюкет человеком до тех пор, пока он не удовлетворен. После того, как он удовлетворен, вступают в дейст­вие в качестве мотивов поведения другие потребности. На основе идей Маслоу была разработана двухфакторная теория мотивации Ф. Херц-бсрга (1950) и теория стилей управления ДМакГрегора (1957). Соглас-[ к) теории Ф. Херцберга, только внутренние факторы, т, е. содержание работы, повышают удовлетворенность трудом. Внешние же факторы, •г. е. условия работы: заработок, межличностные отношения в группе, политика компании, стиль управления и другие — Херцберг называл гигиеническими. Они могут снизить уровень неудовлетворенности тру­дом, способствовать закреплению кадров, но не окажут существенного влияния ва повышение производительности труда. Ф. Херцберг сфор­мулировал такие зависимости: удовлетворенность есть функция со­держания работы, а неудовлетворенность — функция условий труда. Обе системы являются разтгонаправленньгми плоскостями поведения.

Теория стилей управления Д. МакГрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1) авторитарный стиль/для ко­торого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, нега­тивные санкции, акцент на материальное стимулирование; 2) демо­кратический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненного, гибкий контроль, отсутствие принуж-

31

дения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду;

3) Смешанный тип, чередующий элементы авто­ритарного и демократического

стиля управления.

Д. Мак Грегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный

тот или иной стиль управления. По его мнению, преж­де чем выбрать ту или иную

модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и

выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях

управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень

сплоченности и другие элементы соци­ально-психологического климата в

коллективе. На основе этих исследо­ваний в США сформировались два

общественных течения — внедрение новых форм организации труда ипрограмма

улучшения качества жизни.

Проведение эмпирических социологических исследований и создание различных

прикладных теорий базировались на опреде­ленных методологических установках.

Долгое время в США в мето­дологии социологических исследований господствовал

бихевиоризм. Бихевиоризм (от англ. ЬеЬауюиг — поведение) утверждает,

что со­циология — это поведенческая наука, или наука о человеческом по­ведении.

Основоположниками бихевиоризма были Э. Торндайк, Д. Б. Уотсон, Б. Скиннер.

Согласно учению бихевиористов, все пове­дение человека сводится к стимулам и

реакциям. Меняя стимулы, вы задаете определенные реакции. Следовательно,

поведение человека в значительной мере управляемо. Бихевиористы рассматривали

за­дачу социологии как создание науки об управлении людьми.

Бихевиоризм абсолютизирует эмпирические методы исследо­вания. Смысл

исследования социологов, с точки зрения его предста­вителей, состоит не в

объяснении, а в описании поведения. Поэтому главные усилия исследователя

должны быть сосредоточены на соби­рании фактов и их описании. Всякая попытка

объяснения может привести только к искажению, затмению фактов, к

идеологическим спекуляциям. Исходя из этой установки бихевиористы

рассматри­вают наблюдение и эксперимент как основные методы исследования. При

обработке данных абсолютное предпочтение отдается количе­ственным,

математическим и статистическим методам-

Положительным в методологии бихевиоризма является стремление к строгости и

точности социологических исследований. Однако абсолютизация поведенческого

аспекта, внешних форм ис­следования и количественных методов анализа ведет к

упрощенно­му взгляду на общественную жизнь в целом и на личностное

взаимо­действие, в частности, так как наблюдаемые объекты по многим

су­щественным параметрам не могут быть измерены. Для проведения глубоких

социологических исследований необходимо создание предварительных рациональных

конструкций в виде научных гипо­тез, понятийного аппарата и т. д. Не менее

важное значение имеет разработка методологии проникновения во внутренний

интимный мир человеческой личности, познание ее ценностных, психологичес­ких

и иных мотиваций. Поиски таких методологий в американской социологии привели

к разработке функционализма, структурно-

32

функционального анализа и других теорий. Рассмотрение этих тео­рий будет

проведено в последующих темах в связи с анализом тех или иных актуальных

проблем социологии.

Развитие социологической мысли в России

[Социологическая мысль в России развивается как часть общемиро-|вой

социологической науки. Испытывая влияние со стороны различ-|нь1х течений

западной социологии, она вместе с тем выдвигает ори-[гинальные теории, в

которых отражается своеобразие развития рос-:ийского общества. В развитии

социологической мысли в России ^следователи выделяют три основных этапа. Первый

этап — с сере-гины XIX века до 1918 года XX века, второй — с начала 20-х годов

до сонца 50-х годов, третий — с начала 60-х до наших дней. Кратко

оха­рактеризуем каждый из этих этапов.

Первый этап, прежде всего связан с творчеством таких крупных социальных

мыслителей, как П. Л. Лавров (1829 - 1900) и Н. К. Михай­ловский (1822 -1904).

Развиваемое ими направление социальной мысли получило название субъективной

социологии. Основополагающие идеи этого направления были впервые

сформулированы в знаменитых «Исторических письмах» П. Л. Лаврова (1870).

Каки у других класси­ков теоретической социологии — О. Конта, Г. Спенсера, Э.

Дюркгейма, в центре внимания субъективной социологии стояли разработка учения

об обществе в целом, выявление закономерностей и направленности его развития.

Значительное внимание представители субъективной сопио-югии уделяли разработке

теории общественного прогресса. Сущность |бщественного развития, по Лаврову,

состоит в переработке культуры, I именно: в переработке традиционных, склонных

к застою обществен-[ых форм в цивилизацию, характеризующуюся гибкими,

динамичны-|и структурами и отношениями.

Цивилизация истолковывается субъективными социологами ак сознательное

историческое движение. Это движение осуществля-гся, прежде всего,

критической мыслью. Но поскольку мысль реально :ушествляется только через

действия личности, постольку, рассуж-1ют они, главной движущей силой

общественного развития выступа-т критически мыслящие личности, передовая

интеллигенция.

Личность в концепции субъективных социологов выступает ' только главной

движущей силой общества, но имерилом общест-гнного прогресса. Идеалом

общественного развития является со-(ание таких отношений, при которых бы были

созданы предпосыл­ки для всестороннего развития ("разнородности») личности.

Однако, •о мнению субъективных социологов, история до сих пор шла по ли-1ия

развития «разнородности» общества, его социальной диффе­ренциации и разделения

труда, что приводило к односторонности 11ПНОСТИ, к превращению ее в простой

придаток общественного ме-ршизма. Полноценное развитие личности, по мысли

субъективных [синологов, возможно только в рамках социализма, где будут реали-

33

зованы идеалы свободы, равенства и справедливости. Однако следу­ет отметить,

что концепция социализма в субъективной социологии довольно существенно

отличалась от марксистской концепции соци-али.чма и, тем более, от так

называемого «реального социализма», ко­торый был воплощен в СССР и других

странах социалистического содружества. Н. К. Михайловский определял социализм

как «твор­чество личного начала при посредстве начала общинного». В связи с

этим в субъективной социологии значительное внимание уделяется разработке

вопроса об особом пути России к'социализму, при кото­ром должны быть учтены

особенности российского опыта. В связи с этим, субъективныесоциологи

развивали учение о некапиталисти­ческом пути развития России, в основе

которого лежала идея о пере­ходе к социализму через использование и

преобразование коллекти­вистских традиций докапиталистических форм устройства

труда и быта — общины («мира»), артели и др.

В тесной связи с общесоциологической теорией находилась и методология

субъективной социологии. В ней подчеркивалась мысль о существовании

принципиального различия между природными и общественными явлениями.

Природные — это закономерные, повто­ряющиеся явления, общественные —

неповторимые, индивидуаль­ные, изменяющиеся. На основу этого разграничения

утверждалась необходимость использования различных методов познания —

на­учного и социологического.

Естественнонаучный метод в своей основе — объективный метод. Социологический же

должен быть субъективным методом. Обоснование необходимости использования

субъективного метода в социологии строилось по такой схеме: основной единицей

обще­ства является не класс, группа, коллектив, а личность. Социаль­ную

деятельность личности определяют не какие-то внешние факторы, а ее субъективные

помыслы и цели. Познать объектив­ными методами эти помыслы и цели невозможно.

Поэтому изуче­ние личности социологом может быть осуществлено только по

принципу «сопереживания», когда, по выражению Михайловско­го, «наблюдатель

ставит себя в положение наблюдаемого». В со­ответствии с этой установкой

разрабатывается субъективная кон­цепция истины.

Истина, по Михайловскому, не есть воспроизведение объек­тивных свойств вещей

самих по себе, она существует для человека и есть удовлетворение его

познавательной способности. Но такой под­ход вел к отрицанию закономерности

и, по сути дела, оправдывал произвольное истолкование общественного процесса.

Чтобы избе­жать произвола мнений, Н. К. Михайловский выдвигает идею, что за

критерий истины необходимо принимать познавательную способ­ность «нормального

человека», нормального не только физиологиче­ски, но и поставленного в

благоприятные для нормального развития его личностных качеств социальные

условия. Кроме того, позиция «нормального человека» должна отражать интересы

подавляющей части общества, то есть трудящегося большинства. Поэтому социо-

34

гя должна начать с некоторой утопии, то есть с построения соци->ного идеала

общества, обеспечивающего полнокровное развитие ^ловеческих способностей. В

русле субъективной социологии шло иение конкретных проблем политической

социологии, механизма [зи лидера и массы (яГерои и. толпа»), роль

партии в обществен-борьбе («Исторические письма») и др.

Наряду с субъективной социологией, заметное место в соци->ной науке того

периода занимают работы М. М. Ковалевского В51- 1916). Ведущую роль в своей

социологической теории М- М. Ко-|левский отводит учению о социальном прогрессе,

сущность кито-1го он видел в развитии солидарности между социальными

Группа-11, классамии народом. Одной иа основных задач социологии М. М.

рвалевский считал выявление сущности солидарности, описание и [ьяснение

многообразных ее форм. В своих многочисленных рабо-в М. М. Ковалевский активно

использовал и развивал сравчитель-1-исторический метод, с помощью которого

стремился выявить об-ре и особенное в социальных явлениях, осуществить познание

раз-г»ных исторических ступеней развития одного и того же явления

двух разных осуществляющих явлений. М. М. Ковалевский ве-я, что с помощью

сравнительно-исторического метода через «па-длельное изучение фактов и явлений

обшественной эволюции на-<ов можно выявить общую форму поступательного

движения об-ственной жизни».

Параллельно с субъективной социологией и позитивизмом М. Ковалевского, в борьбе

с ними в России развивалась социология (арксизма, представленная два основными

теориями. Ортодоксаль­ней марксизм в тот период представляли две

ведущие фигуры — '. В. Плеханов и В. И. Ленин, так называемый «легальный

марк-|изм» — П. Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев и др.

рсновные принципы марксистской методологии были изложены в Предыдущем разделе,

и представители ортодоксального марксизма | России в целом их разделяют.

Однако при решении конкретных проблем общественного ус-»йства между Г. В.

Плехановым и В. И. Лениным существовали се-раные различия, которые в

преддверии Октябрьской революции ешли в стадию непримиримой борьбы. Так

называемый «легаль-1 марксизм» как течение социальной мысли носил временный,

некультурный характер, связанный с увлечением либеральной еллигенции

марксистскими идеями в период кануна револю-1905 - 1907 гг. После ее

поражения либеральная интеллигенция цла от марксизма, и «легальный марксизм»

прекратил свое су-;твование.

Следует также отметить, что в этот период в социологии Ьпливается большой

фактический материал, шла отработка одов конкретно-социологического анализа с

использованием гижений статистики, демографии и других смежных дисцип-В 1869 г.

вышла в свет работа известного общественного деяте-В. Бе.рви-Флеровского

"Положение рабочего класса в России».

Становление и основные этапы исторического развития социологии 35

В этой работе автор обобщил значительный статистический матери­ал в личные

наблюдения, касающиеся социального и .экономического положения рабочих и

крестьян в различных губерниях России. За­метным событием в развитии социальной

мысли России была двух­томная работа Ю. Янг.она. «Сравнительная статистика

России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)", в которой автор

представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной

деревне. Большое влияние на развитие социоло­гии в России оказала

опубликованная в 1Й99 году книга В. И. Ленина «Развития капитализма я

Россини. В первый период появляются также крупные работы российских

социологов А. Богданова, В. Шу-лятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные

проблемам соци­альной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической имели в России ха­рактеризуется

нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой

статуса социального института. В1918-1919гг.в Петроградском и Ярославском

университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по

социоло-гии.В 1919г.был учрежден Социологический институт.В

1920г.вПе-троградском университете при факультете общественных наук бы­ло

создано социологическое отделение, во главе которого стал Пити-рим

Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель,

внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. Л.

Сорокин — один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской

революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор

Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской

ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал

в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории

социальной стратификации и социаль­ной мобильности (об этих теориях речь пойдет

позже в соответству­ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие

теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая

литература: Сорокин/Г. А. «Основы социологии^ (в 2-хтт., 1922г.), Хшктов В.

М. «Основы социологии. Учение о закономерностях об­щественного процесса" (1928

г.), Бухарин Н. А. «Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник

марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей.

Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная

направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской

социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать

оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические

социологические исследования. Центральное место в них занимают

исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта

рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло-дотворноработали А. К Гастев,

С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавскийидр. В тот

36

'период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро-«селения и

миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, В Смулевич и др.), со-

эНЬ1епроблемь1культуры(И.Загорский, Н. Трояновский, Р. Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве югической основы

общества, социология была объявлена фило->ской наукой- Было провозглашено,

что «исторический материа-м — это и есть социология марксизма », и,

следовательно, эмнири-Ькие конкретно-социологические исследования, как

несовмести-к со спецификой философской теории, выводились за пределы

1ИОЛОГИИ. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло-1 и ее полного

упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад-связана с идеологией

тоталитаризма. Социологические исследова-н, как научные исследования,

опирающиеся на точные факты, бы-не нужны тоталитарному режиму, так как они

вступали в ртиворечия с пропагандой так называемых «социалистических

за-»ваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация 1

общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци-дый институт

полностью прекращает свое существование. От-»нь1е ее проблемы развиваются в

рамках смежных дисциплин: ис-ческого материализма, демографии, статистики,

психологии. Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х — на-60-х

годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были ведены масштабные

социологические исследования по изучению ания научно-технического прогресса на

социальную и профессио->ную структуру работников, их отношение к труду.

Большое распро-яение получило«социальное планирование», составление планов

со-[льного и экономического развития промышленных предприятий, хозов и совхозов

и даже некоторых городов. В ходе этих исследований I накоплен богатый

фактический материал; отработаны методики оо­логического исследования,

приобретены навыки проведения социо-«ческих исследований большим количеством

социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци-вого института. В

середине 1960 года было создано первое социо-ическое учреждение — отдел

социологических исследований в титуте философии АН СССР и лаборатория

социологических ис-дований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была

1ана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи-Эфском

факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических недований. В 1969 году был

создан институт конкретно-социоло-вских исследований АН СССР с отделениями в

союзных респуб-ах и крупных региональных центрах: Свердловске,

Новосибир-Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный мал

«Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци-•ические

факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов-<, Киевском университетах.

В настоящее время существует ряд 'мических, вузовских и независимых

социологических центров, вдящих широкие эмпирические и теоретические

исследования в различных областях общественной жизни.



(C) 2009