Научная Петербургская Академия

Реферат: Социализация

Реферат: Социализация

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус

самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и

разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы

догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие. Но,

несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об обществе”

или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт, крупнейший

французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях — “Курс

позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал

рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений.

То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько сущности, сколько

явления, стало основанием для возникновения позитивистских взглядов и

концепций , получило дальнейшее развитие в трудах его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,

характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к

происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и

региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии, являются:

социальное положение человека в обществе и группе, социальная структура,

участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное мнение,

межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной исторической и

социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология возникла в ответ

на потребности общественного развития.

Социология личности оперирует категориями, которые нередко рассматриваются

как синонимы, — формирование, развитие, воспитание, социализация. Их

неодинаковое использование затрудняет возможности социологического анализа.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в виду

единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс становления

и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей совокупности

общественных отношений в сочетании с субъективной деятельностью классов,

общественных организаций и самого человека можно говорить о многостороннем

воздействии на личность и соответственно формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и

поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека

определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и

учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые

осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное

усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых

характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения с

обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и

заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,

полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что

процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он

продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости

повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком

ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе

говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и

творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему

обществом.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов:

ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям.

Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1)

стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии,

когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр,

на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду,

личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый

стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на

основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный оценочный

элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом “развертывания”

врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления

этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет 4

стадии, каждая из которых связанна с определенными участками тела, так

называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой

зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия.

Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-

моторная ( от рождения до 2 лет), операциональная ( от 2

до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций (

с 12 до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс

социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что

социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами.

Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как

социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых

рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки,

социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения.

Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых

рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в

котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические механизмы

социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Имитацией

называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения.

Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности.

Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей,

соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они

нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют

собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые

образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны

друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные

различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и

опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими

людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с

самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой,

контролирующей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории

социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как

процесс, с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,

особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает

никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них

означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс

социального научения. Степень идентификации определяется характером

привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье,

постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено

внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое

время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание

будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на

школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи

принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые

впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-

социальной жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и

подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым

человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер

последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится

понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об

обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и

поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности,

почему школа выпускает в жизнь индивидов , отличающихся не просто своими

взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо

противостоят друг другу ? Мощным инструментам

социализации личности высту

пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими

осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование.

При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и

разрушительных задач.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической

и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто обладать

знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются в действиях

личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и

образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным типам

личности.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к

духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых,

тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и

духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным,

высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь.

Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований,

может быть активной, действенной силой исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует

постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в

обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и

ответственность человека при решении как общественных , так и личных проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех

общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько

взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или

замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а

также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных

явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не

смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое

стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть

превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему

формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества,

представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия мировой

и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны ведущими в

структуре общественного сознания и поведения, влияние национальных

особенностей оказывается решающим фактором, который во многом определяет

облик общественных и политических движений. Феномен национального в процессе

социализации поставил перед социологией вопрос о поиске новых резервов его

сочетания с общечеловеческими ценностями, привел к необходимости более

глубокого понимания социально-психологических мотивов признания его особого

места в общественной жизни каждого народа, каждой нации и национальности и

каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не

одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в

их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт

сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,

воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и

т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и

поведении людей.

На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные

формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных формах

реально функционирующего сознания.

Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных коров”,

которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их неустанное

восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения , как

“загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное равенство” и

“дружба народов”, а также такие перлы, как “экономика должна

быть

экономной” , “единодушная признательность “ , “долгие, продолжительные

аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-

ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес разочарование

и утрату той перспективы, которая питала людей в их стремлении к

благополучию и счастью.

Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников распространилось

стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” . работе. И чем больше

бездельничал человек, тем больше он старался продемонстрировать видимость

работы. Брались и провозглашались обязательства, которые никогда не

доводились до конца, формировались рекламные группы для показа ”достижений”.

В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного сознания,

не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от реальной

жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и бесперспективности

повседневной жизни.

Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно

знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации,

пути к подлинной социализации человека.

Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как

пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех организаций,

причастных к его осуществлению.

В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или происходящие)

изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась

выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени

влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы ни

критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в

настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе

социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается

или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных

обвинений и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние

растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две

альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться

удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути ,

отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом из создавшегося

положения — она лишь усложняет его, создает серьезные помехи на пути

социализации человека.

В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно переплетаясь и

взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает качественную

определенность другим структурным элементам социализации, характеризует ее

цель, направленность развития духовных процессов и явлений.

Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с

субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой,

ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и

сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.

В социологии накоплен большой опыт проведения социологических исследований по

проблемам воспитания. Некоторые из них, например по трудовому ,

политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни наименований.

Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные исследования. Но всем им —

даже самым лучшим — была присущна ориентация на должное, а не на сущее , а

это неминуемо рождало целую серию издержек, ограничивало их результативность

и действительность. Значительный вред воспитанию нанесла односторонняя,

однобокая ориентация только на официальные установки, монополизм в

определении ее ориентиров со стороны КПСС .

Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и

воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного

образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях

становления и развития личности.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при

достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением

личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации

возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации является

отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще

всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных

пороков, отступление от принци пов, норм морали и права. К основным формам

отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая

преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийства.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии

конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное поведение

— чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных

невзгод и проблем, преодолеть состояние неувуренности и напряжения через

определенные компенсаторные формы.Однако дивиантное поведение не всегда носит

негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому,

передовому, попыткой определить консервативное , мешающее двигаться вперед.

Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах

предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается неизменным.

На каждом этапе исторических преобразований социология открывает пути для

новых направлений, которые определяют ее движение вперед.



(C) 2009