Научная Петербургская Академия

Реферат: Психолого-педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Реферат: Психолого-педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Психолого-педагогические методы

социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов

Социальную работу вполне можно назвать психолого-педагогической деятельностью в

социальной сфере c теми, у кого возникли проблемы. Они связаны и с внешней

сто­роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин­валидность) и

внутренней (например, комплекс неполно­ценности либо завышенная самооценка,

лень, жестокость, агрессивность и т. п.). Методы психолого-педагогической

коррекции и воспитания в своем многообразии могут ох­ватывать всю жизнь

человека, они представляют собой на­учно обоснованные способы

психологически и педаго­гически целесообразного взаимодействия с воспитуемым,

организации и самоорганизации его жизни, психолого-педагогического воздействия

на его сознание и поведе­ние, стимулирование его деятельности и

самовоспита­ния. Метод воспитания должен быть психологически про­никающим,

опирающимся на рациональную, эмоциональную, деятельностно-практическую сферу

личности. Можно выде­лить три основные группы методов:

• формирования сознания личности;

• стимулирования деятельности и поведения инди­вида;

• организации познавательной, практической деятель­ности и поведения.

Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов

и личных убеждений, которы­ми человек руководствуется в своем поведении.

Существуют разные подходы к воспитанию и формиро­ванию сознания личности.

Авторитарная педагогика и психологические идеи бихевиоризма являются основой

для существования методов активного воздействия, изме­нения сознания и поведения

человека. В этом случае зада­чей воспитательной системы общества является

формиро­вание «функционального» человека-исполнителя, адапти­рованного к жизни

в данной общественной системе, подготовленного к выполнению соответствующих

соци­альных ролей: гражданин, работник, семьянин, потреби­тель. Воспитание в

этом случае должно быть строго на­правленным на управление и программирование

созна­ния и поведения человека, т. е. воспитание понимается как «модификация»

поведения, выработка «правильных» поведенческих навыков.

Модификационная методика предполагает выработку желаемого поведения в

различных социальных ситуациях с помощью подкрепителей: одобрения или

порицания в разных формах. В модификационной методике нет ничего плохого,

если имеется в виду воздействие на сознание, поведение, эмоции человека с

целью его развития. Но если модификация поведения приводит к манипуляции

лично­стью, пренебрежению ее интересами, служит внешней адап­тации, не

апеллируя к собственной воле и свободе челове­ка, то это носит антигуманный

характер.

Крайним выражением авторитарного технократическо­го подхода является теория и

практика социального вос­питания на основе психотропного воздействия на

психику и сознание детей и взрослых для программирования их на социально

одобряемое поведение. Такой подход к социаль­ной работе и социальному

воспитанию, перевоспитанию яв­ляется антигуманным и недопустимым. Воспитание

с по­мощью фармакологических препаратов или психотропных излучений

противоречит всем нравственным и юридическим нормам.

Противоположная модель воспитания, в основе кото­рой лежит направление

гуманистической психологии (яркие представители этого направления А.Маслоу,

К.Роджерс, Франкл и др.) базируется на уважении к личности челове­ка, будь это

ребенок или взрослый, социально-полезный член общества или преступник. В

воспитании или в психо­терапии необходимо возбудить собственные силы челове­ка

для решения его проблем, а не решать за него, не про­граммировать и не

дрессировать его на «нужное» поведе­ние. Не навязывать ему готового решения, а

стимулировать его собственную работу по личностному изменению и рос­ту, которые

не имеют пределов.

Гуманистическая терапия, центрированная на клиен­те

(Роджерс), (ее подход наиболее применим в процессе воспитания, в педагогических

целях, в социальной рабо­те) исходит из того, что человек сам способен

определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только

оказаться в благоприятных для этого условиях, когда терапевт (или педагог) дает

возможность ему выра­зить мысли и чувства и этим помогает осознать, как он

воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.

Необходимые условия гуманистической терапии:

• терапевт (или педагог, родитель, социальный работ­ник) сохраняет

безусловно положительное отношение к па­циенту (ребенку, либо к человеку,

нуждающемуся в пси­хологической или социальной помощи), к его чувствам, даже

если это противоречит установкам терапевта (нет осуж­дения);

• терапевт старается видеть мир глазами клиента и пе­реживать события так

же, как их переживает сам кли­ент (проявляя эмпатию);

• терапевт должен воздерживаться от интерпретации сообщения клиента или от

подсказки решения его проблем. Он должен только выслушивать и выполнять

роль зерка­ла, отражающего мысли и чувства клиента и формулиро­вать их

по-новому, в результате у клиента появляется реа­листическое представление о

самом себе, и человек приоб­ретает способность разрешать свои проблемы.

Гуманистическая терапия больше подходит тем, кто спо­собен выражать свои

мысли и эмоции и делиться трудно­стями. Метод способствует росту уверенности

в себе и спо­собности решать успешно свои проблемы. Он направлен на то, чтобы

развить у человека большее самоуважение и наметить действия, необходимые для

восстановления со­ответствия реального «Я» индивидуальному опыту и глу­бинным

чувствам. Этот метод хорошо применим в социальной работе с жертвами насилия

или с людьми суицидального поведения. Они чаще подвластны стрессам и

депрессиям, а также у них сильно занижена самооценка. Они, в особенности

подростки, придают больше значение возникнувшим конфликтам, считая их никогда

не решающими, кроме как их смертью. С такой категорией клиентов очень важна

профилактическая работа, особенно с детьми и молодежью, включая в себя

воспитание характера, жизненного оптимизма и чувства жизнестойкости.

Близкое по духу к гуманистической психологии, такое психологическое

направление, как гештальттерапия (Перле), исходит из

обусловленности психических рас­стройств тем, что личность человека не

составляет еди­ного целого, т. е. гештальта (неосознаваемые конфликты

ме­шают человеку входить в контакт с некоторыми из своих собственных чувств и

мыслей). Цель заключается в уста­новлении связи между всеми аспектами своей

личности: физическими ощущениями, собственными мыслями, пер­сонажами

сновидений, своих фантазий, а в результате до­стичь полного осознания

собственного «Я», формирования целостной гармоничной личности, обладающей

самостоя­тельностью. Гештальттерапия направлена на разрешение внутренних

конфликтов человека и выработку способнос­ти сознательно противостоять

жизненным трудностям, по­могает человеку достичь полного самосознания. Можно

эту терапию применять в социальной работе с сексуальными меньшинствами.

Эмотивно-рациональная терапия (Эллис) исходит из того, что

расстройства поведения возникают из-за ирра­циональных «катастрофических»

мыслей человека, кото­рые появляются в сложных ситуациях. Цель: вместе с

па­циентом анализировать ситуацию и выводы, которые из нее извлек человек,

помочь ему понять те иррациональные моменты, которые есть в его мыслях.

Выработка бо­лее объективного восприятия ситуации приводит его к поиску новых

решений, к уменьшению тревоги и ошибок. Данный вид терапии эффективен для

лечения взрослых больных с депрессией и тревогой, но требует от человека

способности к размышлению.

Существуют и другие виды индивидуальной интрапсихической терапии: терапия

реальностью, которая направ­лена на то, чтобы развить у человека

способность оцени­вать свои действия в зависимости от ценностей, которые он

отстаивает и последствий для него, к которым могут привести его поступки,

побудить человека взять на себя ответственность за собственные проблемы с

помощью свое­го рода «договора». Этот вид терапии может быть применим в

социальной работе с такой «группой риска», как люди, занимающие проституцией.

Воспитатель, психотерапевт, социальный работник в рамках гуманистической

психологии и педагогики должен побудить человека к более полному объективному

воспри­ятию ситуации и принятию взвешенных решений, к нрав­ственному выбору.

Методами воспитания являются бе­седы, дискуссии, ролевые игры, обсуждение

ситуаций, анализ и разрешение конфликтов.

Чем выше уровень культурного, интеллектуального и личностного развития

клиента социальной службы, тем целесообразнее придерживаться принципов

гуманистиче­ской психологии и педагогики. И лишь в ситуациях, ког­да

возможности клиента по осознанию своих проблем и поведения ограничены, будет

оправданно применять бо­лее авторитарные методы психолого-педагогического

воз­действия и воспитания. Для оказания социальной и пси­холого-

педагогической помощи людям, имеющим наруше­ния физического либо психического

здоровья, требуются специализированные целенаправленные психокоррекционные

воздействия. Психокоррекция познавательной, эмо­циональной, личностной,

поведенческой сфер личности осу­ществляется только квалифицированными

специалистами.

Психолого-педагогическое воздействие реализуется пре­имущественно как

речевое, с целью изменить или сформи­ровать установки (определенный взгляд на

вещи), произ­вести сдвиг в системе ценностей слушателя.

Социально-психологические установки есть состояние психологической

готовности, складывающейся на основе опыта и оказывающей влияние на реакции

человека отно­сительно тех объектов и ситуаций, с которыми он связан и которые

социально значимы. Установки вырабатываются по отношению к тем или иным знаниям

о мире, а каждый человек имеет определенные представления о мире, часть из них

— научное представление, часть — обыденное. Все эти знания образуют систему

установок — совокупность эмо­ционально окрашенных элементов знания о мире, о

людях.

В основе системы установок лежат как когнитивные, так и эмоциональные связи.

Что изменяется вначале: эмо­циональное отношение или логические, когнитивные

свя­зи и знания? Возможны обе ситуации: изменение эмоцио­нального отношения

влечет за собой изменение когнитивного значения установок, и наоборот. Но все

же исследова­ния показали, что более надежным и быстрым методом из­менения

установок является изменение эмоционального зна­чения, отношения к той или

иной проблеме (особенно если это происходит под гипнозом). Логический способ

воздей­ствия для изменений установки срабатывает не всегда и не для всех,

поскольку человек склонен избегать сведе­ний, которые могут доказать ему, что

поведение его оши­бочно: так, в опыте с курильщиками им было предложено

прочесть и оценить в баллах достоверность научной статьи о вреде курения. Чем

больше человек курит, тем менее до­стоверно он оценивает статью, тем меньше

возможность ло­гическим воздействием изменить его установку к курению.

Играет роль и количество поступившей информации. На основе многочисленных

экспериментов была выявлена за­висимость между вероятностью изменения

установки и количеством информации об установке: небольшое коли­чество

информации не приводит к изменению установки, но по мере роста информации

вероятность изменения по­вышается, правда, до определенного предела, после

кото­рого вероятность изменения резко падает, т. е. очень боль­шой объем

информации, наоборот, может вызвать отторжение, недоверие, непонимание. При

пропаганде конкретных идей следует соблюдать чувство меры. Сначала

недостаток, затем обилие материалов о наркотиках и наркоманах вме­сто

осознания их пагубности, вызвали отторжение этой информации, и наоборот,

породили нездоровый интерес к наркотикам, а во многих случаях его немедленную

реали­зацию.

Сегодня наркомания в молодежной среде стала актуаль­ной проблемой нашего

общества. Антинаркотическая про­филактика должна начинаться со все более

раннего возрас­та, но, как замечают психологи и педагоги, программа дол­жна

быть направлена не только и не столько на профилактику конкретных наркоманов,

сколь на укрепление здоровья, по­средством реализации одной из главных целей

здорового образа жизни — утверждение разумных форм личного по­ведения.

Запретить или уничтожить наркотики невозмож­но, но развить в каждом человеке

систему личного противостояния им — реальная и практически вполне выпол­нимая

задача.

Вероятность изменения установки зависит и от ее сба­лансированности.

Сбалансированные системы установок, мнений человека характеризуются

психологической совме­стимостью, поэтому с большим трудом поддаются

воздей­ствию, чем несбалансированные системы, которые и сами по себе склонны к

разрыву. Человек, как правило, стре­мится избегать информации, которая способна

вызвать когнитивный диссонанс — несоответствие между установ­ками или

между установками и реальным поведением че­ловека.

В случае сбалансированной системы установок речевое воздействие другого человека

или группы действует по прин­ципу ассимиляционного контрастного действия:

т. е. если у человека есть твердые сбалансированные мнения, уста­новки, которые

отличаются от мнения оратора, то после его речи эти убеждения еще более

отличаются от позиции оратора (если последний не смог привести

сверхубедитель­ных доводов своей правоты), т. е. имеет место контрастный

эффект. Если мнения человека близки к мнению оратора, то происходит

ассимиляция, объединение мнений. Чем ближе установки аудитории к мнению

оратора, тем более это мне­ние оценивается аудиторией как объективное и

беспристра­стное. Люди, которые занимают крайние позиции, менее склонны менять

свои установки, чем люди с умеренными воззрениями. У человека существует

система селекции (от­бора) информации на ряде следующих уровней:

1) внима­ния (внимание направляется на то, что интересует, соот­ветствует

взглядам человека); 2) восприятия (так, даже восприятие, понимание

юмористических картинок зависит от установок человека); 3) памяти

(запоминается то, что совпадает с интересами и взглядами человека). В

резуль­тате этого трехэтапного процесса отбора информации пере­убеждать людей

очень трудно.

Целью речевого воздействия является:

1) ввести новую информацию в систему взглядов, установок человека;

2) изменить структурные отноше­ния в системе установок, т. е.

вводить такую информа­цию, которая вскрывает объективные связи между объектами,

изменяет или устанавливает новые связи между ус­тановками, взглядами человека;

3) изменить отношение человека, т. е. произвести сдвиг мотивов.

Эффект воздействия на человека зависит от того, какие механизмы воздействия

использовались: убеждение, внушение или заражение.

Самый древний механизм воздействия — это зараже­ние, он представляет

собой передачу определенного эмо­ционально-психического настроя от одного

человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознатель­ной сфере

человека (заражение паникой, раздражением, смехом, уверенностью в успехе и т.

п.). Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния

воздей­ствующего человека (условно будем называть его оратором) и количества

слушателей. Чем выше эмоциональный на­строй оратора, тем сильнее эффект.

Внушение также основано на апелляции к бессознатель­ному, к эмоциям

человека, но уже вербальными, словес­ными средствами, причем оратор не должен

находиться в эмоциональном трансе, а должен быть в рассудочном со­стоянии,

уверенный и авторитетный. Внушение основано главным образом на авторитетности

источника информа­ции, если внушающий не авторитетен, то внушение обре­чено на

провал.

Выделяют три основные формы внушения:

1) гипноти­ческое (в состоянии гипноза); 2) в состоянии релаксации — мышечной

и психической расслабленности; 3) при актив­ном состоянии бодрствования

человека.

Приемы внушения направлены на снижение критично­сти человека при приеме

информации и использовании эмоционального переноса. Так, прием переноса

предпола­гает, что при передаче сообщения новый факт связывают с хорошо

знакомыми фактами, явлениями, людьми, к кото­рым человек эмоционально

положительно относится, для того, чтобы произошел перенос этого

эмоционального со­стояния на новую информацию (возможен перенос и

отри­цательного отношения, в этом случае поступающая инфор­мация

отторгается). Приемы свидетельств (цитирование известного лица, ученого,

мыслителя) и «апелляция ко всем» («большинство людей считает, что...»)

снижают критичность и повышают податливость человека получаемой информа­ции.

Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, пред­полагает достаточно

высокий уровень развития логического мышления. На людей, которые малоразвиты,

порой невоз­можно логически воздействовать. Содержание и форма убеж­дения

должны соответствовать уровню развития личнос­ти, его мышления. Требования

к источнику и содержанию убеждающего воздействия:

1) убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей

слуша­телей; 2) должна быть последовательной, логичной, мак­симально

доказательной, содержать как обобщающие по­ложения, так и конкретные примеры;

3) необходимо ана­лизировать факты, известные слушателям; 4) убеждающий и сам

должен быть глубоко убежден в том, что доказыва­ет. Малейшая неточность,

логическое несоответствие мо­гут резко снизить эффект убеждения.

Процесс убеждения начинается с восприятия и оценки источника информации:

1) слушатель сравнивает получае­мую информацию с имеющейся у него, и в

результате со­здается представление о том, как оратор преподносит

ин­формацию, откуда он ее черпает, — если человеку кажет­ся, что оратор не

правдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает; 2)

создается об­щее представление об авторитетности убеждающего, но, если оратор

допускает логические ошибки, никакой официаль­ный статус и авторитет ему не

помогут; 3) сравниваются установки оратора и слушателя: если расстояние между

ними очень велико, то убеждение может быть неэффектив­ным.

В подобном случае наилучшей стратегией убеждения мо­жет стать такая: вначале

убеждающий сообщает об эле­ментах сходства с взглядами убеждаемых, в

результате устанавливается лучшее понимание и создается предпосыл­ка для

убеждения. Применима и другая стратегия, когда вначале сообщают о большом

различии между установка­ми, но тогда убеждающий должен уверенно и

доказатель­но разгромить чуждые взгляды (что нелегко — вспомните о наличии

уровней селекции, отбора информации). Таким образом, убеждение — метод

воздействия, основанный на логических приемах, к которым примешиваются

социаль­но-психологические давления разного рода (влияние авто­ритетности

источника информации, групповое влияние). Убеждение более эффективно, когда

убеждается группа, а не индивид. Оно основано на логических приемах

доказа­тельств, с помощью которых истинность какой-либо мыс­ли обосновывается

через посредство других.

Всякое доказательство состоит из трех частей: тезис, до­воды и демонстрации.

Тезис — это мысль, истинность ко­торой требуется доказать, он должен быть

ясно, точно, не­двусмысленно определен и обоснован фактами. Довод — это

мысль, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для

обоснования истинности или ложности тезиса. Демонстрация — логическое

рас­суждение, совокупность логических правил, используемых в доказательстве. По

способу ведения доказательства бы­вают прямые и косвенные, индуктивные и

дедуктивные. Распространенные ошибки доказательств: 1) подмена те­зиса в ходе

доказательства; 2) использование для доказа­тельства тезиса доводов, которые

отнюдь его не доказыва­ют или верны частично при определенных условиях, а их

рассматривают как верные при любых обстоятельствах, либо применение заведомо

ложных доводов; 3) опровержение чужих доводов рассматривают как доказательство

ложно­сти чужого тезиса и правоты своего утверждения — антите­зиса, хотя

логически это неверно: ошибочность довода не означает ошибочности тезиса.

Однако поскольку логика многих людей далеко не безупречна, такие

«псевдодоказа­тельства» и «псевдоубеждения» могут срабатывать. В ряде случаев

возможен эффект бумеранга — убеждение приво­дит к результатам,

противоположным намерениям убеж­дающего. Это происходит: 1) когда исходные

установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистан­цией, и с самого

начала оратор это показывает, но не обла­дает должной авторитетностью, вескими

аргументами и аудитория заграждает себя «фильтрами», не слушает, от­торгает

информацию и еще более укрепляется на своей позиции; 2) в случае идеологической

перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному по­воду

создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя

внешне человек может сде­лать вид, что соглашается; 3) если воздействие

осуществ­ляется на фокальную установку.

Степень эффективности воздействия информации на ус­тановки человека зависит и

от параметра первичности - вторичности информации (первая поступившая

информация о каком-либо новом событии, факте воспринимается лег­че,

доверчивее, без влияния предыдущих предубеждений, но информация о каком-либо

давно известном событии, человеке, которая поступила последней, может

перечерк­нуть имеющееся ранее отношение к нему).

Повторяемость информации может вызывать кумулятивность — постепенное

накапливание пропагандистско­го влияния при систематическом повторении

информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть

чрезмерными — иначе возникает информационное пресы­щение, утомление и

отторжение надоедливой информации.

В практике социальной работы используются, прежде всего, методы убеждения,

такие как информация, дис­куссия и взаимное просвещение. Назначение

активной методики убеждения в том, чтобы клиент социальной служ­бы мог

осмыслить свой жизненный опыт через освоение основ культуры общества и через

выработку собственных взглядов.

Информация — исходный метод убеждения — приме­няется при начальном

ознакомлении с новыми идеями, те­ориями, фактами, составляющими основное

содержание просвещения в той или иной области. Информация очень важна при

проведении профилактических мероприятий. Ее объективность, полнота,

общественная значимость, ценность для удовлетворения практических потребностей

— непре­менные условия, которые обеспечивают успешность мето­да. Как правило,

используются следующие формы: рассказ, беседа, лекция, инструкция, наглядный

показ. Среди при­емов, стимулирующих интерес к информации, следует назвать,

прежде всего, логичность, доказательность, строгую последовательность, когда

каждое новое положение свя­зано с предыдущим, простоту и доступность

информации, выразительность и четкое оформление наглядных средств.

Дискуссия — коррекционный метод убеждения, кото­рый обеспечивает обмен

мнениями, способствует поддерж­ке и развитию нравственных, этических

представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, пре­одолению

ошибочных взглядов.

Наиболее типичной формой дискуссионного метода яв­ляется диспут

коллективное обсуждение заранее пред­ложенной проблемы. Подготовка и проведение

диспута требуют от организатора решения ряда специфических за­дач: выбора

актуальной темы; формирования вопросов для обсуждения; подбора опытного

ведущего; установления чет­кого регламента и умелого оформления помещения.

Приме­нение дискуссионного метода предполагает развитие довери­тельных

отношений, взаимного уважения и доброжелатель­ности, такта, умения принять

чужую точку зрения.

Взаимное просвещение — метод самоорганизации убеж­дения, который

обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания,

взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности. В со­циальной

практике этот метод часто используется при ра­боте различных групп самопомощи и

взаимопомощи. По­добные группы включают в себя 5—7 человек, живущих поблизости

и имеющих достаточно постоянные контакты. Члены группы имеют общие проблемы,

потребности и со­обща решают их, помогая друг другу, опираясь на следую­щие

принципы: коллективизм; «давать и получать»; опо­ра на собственный опыт;

отсутствие иерархии в группе; от­сутствие ограничений во времени общения.

Ответственность за все действия лежит на членах группы. Взаимопомощь,

взаимопросвещение усиливают воспитательные возможности, как отдельного

индивида, так и коллектива.

Важным социально-психологическим феноменом явля­ется подражание

воспроизведение деятельности, поступ­ков, качеств другого человека, на которого

хочется похо­дить.

Условия подражания: 1) наличие положительного эмо­ционального отношения,

восхищения или уважения к этому человеку — объекту подражания; 2) меньшая

опытность человека по сравнению с объектом подражания в каком-то отношении;

3) ясность, выразительность, привлекательность образца; 4) доступность

образца, хотя бы в некоторых ка­чествах; 5) сознательная направленность

желаний и воли человека на объект подражания (хочется быть таким же).

Подражание — важнейший фактор в развитии личности ребенка, но присуще в

определенной степени и взрослым. Молодежь подражает, прежде всего, тому, что

социально ново, и предпочтение часто отдается не только образцам социально

значимым, но и внешне динамичным, ярким (кино, моды), хотя социально

незначимым или даже соци­ально негативным по своей сути.

Психологическое воздействие, которое оказывают люди друг на друга, предполагает,

что происходит изменение механизмов регуляции поведения и деятельности

чело­века. В качестве средств воздействия используются:

1) вер­бальная информация, слово, но следует учитывать, что значение и

смысл слова могут измениться для разных лю­дей и оказывать иное воздействие

(тут влияют уровень са­мооценки, широта опыта, интеллектуальные способности,

особенности характера и типа личности);

2) невербаль­ная информация (интонация речи, мимика, жесты, позы

приобретают знаковый характер и влияют на настроение, поведение, степень

доверия собеседника);

3) вовлечение человека в специально организованную деятельность, ибо в

рамках любой деятельности человек занимает опре­деленный статус и, тем самым,

закрепляет определенный тип поведения (так, изменение статуса во взаимодействии

приводит к изменению поведения, а также реальные пере­живания, связанные с

реализацией определенной деятель­ности могут изменить человека, его состояние и

поведе­ние);

4) регуляция степени и уровня удовлетворения по­требности (если человек

признает право за другим человеком или группой регулировать свой уровень

удовлетворения собственной потребности, тогда изменения могут происхо­дить;

если не признает, воздействия не будет как таково­го). Каждый тип воздействия

(убеждение или внушение) имеет несколько разные средства воздействия. Так,

зара­жение = невербальное эмоциональное воздействие + час­тично вербальный

компонент, а убеждение = вербальный + эмоциональный + вовлеченность в

деятельность.

Прием воздействия — совокупность средств и алгоритм по их использованию.

Методы воздействия — это сово­купность приемов, реализующих воздействие:

1) на потребности, интересы, склонности, т. е. источники мо­тивации

активности, поведения человека; 2) на уста­новки, групповые нормы, самооценки

людей, т. е. на те факторы, которые регулируют активность; 3) на со­стояния, в

которых человек находится (тревога, возбуж­денность или депрессивность и т.

п.) и которые изменяют его поведение. Посмотрим это несколько подробнее.

Методы воздействия на источники активности направ­лены на

формирование новых потребностей или изме­нение побудительной силы имеющихся

мотивов поведе­ния. Чтобы сформировать новые потребности у человека,

например, вовлекают его в новую деятельность, используя желание

человека взаимодействовать с каким-то опреде­ленным лицом («Все равно куда,

лишь бы быть с тобой»), либо вовлекая всю группу в эту новую деятельность и

ис­пользуя мотив следования дисциплинарным нормам («Я должен, как и все в

группе, делать то-то»), либо используя желание человека к повышению престижа.

При этом, вов­лекая человека в новую для него, пока еще безразличную

деятельность, полезно обеспечить минимизацию усилий человека по ее

выполнению. Если же эта новая деятель­ность для человека слишком

обременительна, то он теряет желание и интерес к ней.

Для того чтобы изменить поведение человека, нужно изменить его

желания, мотивы (хочет уже того, чего рань­ше не хотел, либо перестал

хотеть, стремиться к тому, что раньше привлекало), т. е. произвести изменения в

систе­ме иерархии мотивов. Один из приемов, который позво­ляет это сделать,

регрессия, т. е. объединение мотивационной сферы, актуализация

мотивов более низкой сфе­ры (безопасность, выживание, пищевой мотив и пр.)

осуществляется в случае неудовлетворения основных жизненных потребностей

человека

Чтобы изменилось поведение человека, требуется из­менить его

взгляды, мнения, установки; создать новые установки, или изменить актуальность

существующих установок, или их разрушить. Если установки разрушены,

деятельность распадается. Одним из условий, которое этому способствует, —

наличие фактора неопределенности. Чем выше уровень субъективной

неопределенности, тем выше тревожность, и тогда пропадает целенаправленность

деятельности. Неопределенность в оценке личных перспек­тив, в оценке своей роли

и места в жизни, неопределен­ность значимости затраченных усилий в учебе, в

труде (если хотим обессмыслить деятельность, уменьшаем значимость усилий),

неопределенность поступающей информации (ее противоречивость, когда неясно,

какой из них можно дове­рять), неопределенность моральных и социальных норм —

все это вызывает напряженность человека, от которой он пробует защититься: 1)

пытаясь переосмыслить ситуацию; 2) осуществляя поиск новых целей; 3) уходя в

регрессив­ные формы реагирования (пьянство, безразличие, апатия, депрессия,

агрессия и пр.). Франкл писал: «Самый тяже­лый вид неопределенности —

неопределенность окончания неопределенности». Как правило, клиентами социальных

служб являются люди, которые находятся в ситуации нео­пределенности, в

состоянии «разрушенных установок», «потери себя», и если потом показать

человеку путь вы­хода из этой неопределенности, он будет готов воспринять эту

установку и реагировать требуемым образом, особенно в том случае, если будут

произведены внушающие манев­ры: апелляция к мнению большинства, обнародование

ре­зультатов общественного мнения в сочетании с вовлечени­ем в организуемую

деятельность.

Таким образом, ситуация неопределенности позволяет произвести изменение целевых,

смысловых установок и пос­ледующее коренное изменение его поведения и целей.

Ме­тод ориентирующих ситуаций, когда практически каж­дый человек

какое-то время побывал в одной и той же роли, в одной и той же ситуации,

испытал одинаковые требова­ния к себе и к своей деятельности, как и все

остальные люди из его окружения или группы, — позволяет всем выработать

одинаковое требуемое отношение к этой ситуа­ции, изменить свое поведение в ней

в необходимом направ­лении.

Требуемая социальная установка формируется у че­ловека: 1) если он

периодически включается в соответствующую деятельность; 2) многократно получает

соответству­ющую информацию; 3) если его включают в престижную, значимую для

него группу, в которой эта позиция, уста­новка поддерживается. Для того, чтобы

сформировать ус­тановку на требуемое отношение или оценку того или ино­го

события, используется метод ассоциативного или эмо­ционального

переноса: включить этот объект в один контекст с тем, что уже имеет оценку,

или вызвать моральную оцен­ку, либо определенную эмоцию по поводу этого

контекста.

Для изменения эмоционального отношения и состоя­ния человека к текущим событиям

эффективен прием «вос­поминания горького прошлого», т. к. если человек

уси­ленно будет вспоминать прошлые неприятности, «как было плохо до того,

как...», происходит непроизвольное сниже­ние дисгармоничности, снижение

недовольства человека сегодняшним днем и создаются «розовые иллюзии» на

бу­дущее.

Для разрядки отрицательного эмоционального состо­яния людей в требуемом

направлении и с требуемым эф­фектом с древности используется прием

«канализации настроения», когда на фоне повышенной тревожности и фрустрации

потребностей людей, при росте возмущения и недовольства провоцируется излияние

гнева толпы на людей, которые лишь косвенно или почти не причастны к

возникновению трудностей, но выступали «козлами отпу­щения» или громоотводом.

Если все три фактора (и мотивация, желания людей, и установки,

мнения, и эмоциональные состояния людей) будут учтены, тогда воздействие

станет наиболее действен­ным как на уровне отдельного человека, так и группы

лиц. В каждой группе существуют свои нормы, которые опреде­ляют, регулируют

поведение ее членов и группы в целом. Чтобы изменить поведение группы,

необходимо оказать воздействие и изменить ее групповые нормы. Активное

воздействие на групповые нормы может осуществить ли­дер, либо этого можно

достичь через включение группы в иную деятельность. От чего зависит

сопротивление? Оно зависит: 1) от уровня групповой сплоченности; 2)

фиксиро­вания на содержании прежних групповых норм и новых требований; 3)

степени расхождения групповых норм от содержания внедряемых установок и норм.

Чем ярче все эти факторы выражены, тем сильнее сопротивление. Вклю­чив группу в

циклическую деятельность требуемого направ­ления и характера, создают

объективные условия необхо­димости изменения групповых установок, норм, причем,

когда все внимание сконцентрировано на выполнении де­ятельности,

«затушевывается», «зашумляется» факт выра­ботки новых установок и норм,

а если имеется «зашумление», то прежние установки не актуализируются, а

посте­пенно стираются.

Важное место в практике социальной работы занимают методы стимулирования

деятельности и поведения ин­дивида: требование, перспектива, поощрение и

наказа­ние. Социальному работнику приходится активно влиять на поведение

клиентов, вызывать их на те или иные по­ступки, организовывать их деятельность.

Требование — метод прямого воздействия на сознание и волю индивида с

целью организации или координации его поведения и деятельности. Прямое

требование инст­руктивно, однозначно и конкретно. Оно позитивно, так как

вызывает определенный поступок, а не запрещает или тор­мозит иные действия. Это

особенно важно при стимулиро­вании новых действий, которых нет в опыте.

Предъявляя требование, надо добиваться их выполнения, помня, что каждое

выполненное требование усиливает педагогическую эффективность последующих.

Поощрение — метод внешнего активного стимулиро­вания, побуждения к

положительной инициативной, твор­ческой деятельности. Оно может осуществляться

в виде материального вознаграждения, удовлетворения духовных потребностей, как

форма общественного признания. По­ощрение возбуждает положительные эмоции,

развивает внутренние творческие силы, активную жизненную пози­цию. Система

поощрения по мере нравственного созрева­ния общества развивается от

преимущественно материаль­ных стимулов к преимущественно моральным. Интересен

опыт поощрения добровольных помощников различных социальных служб в США.

Поощрение может выражаться в виде небольшого денежного вознаграждения, подарка,

но чаще всего — это вечера отдыха, пикники, туристические поездки, которые

способствуют созданию особого мик­роклимата в группах добровольных помощников.

Реакция поощрения всегда дает информацию о подлинных моти­вах деятельности и

направленности личности.

Наказание как коррекционный метод педагогического стимулирования,

представляет собой способ торможения, приостановления нежелательной

деятельности индивида. Как правило, оно не преследует цели причинения

прови­нившемуся физического или нравственного страдания, а сосредоточивает

сознание человека на переживании вины. Наказание должно способствовать развитию

самоторможе­ния, внутреннего самоконтроля, способности нравственного

переживания общественного осуждения. Реакция на на­казание проявляет

особенности поведения человека в кри­тических ситуациях, что сможет помочь в

выборе средств взаимодействия с ним.

Метод формирования перспективы играет важную роль в практике социальной

работы. Как утверждает А.С.Мака­ренко: «Истинным смыслом человеческой жизни

является завтрашняя радость». Перспектива может быть близкой, средней и

далекой. Близкая перспектива составляет ту зав­трашнюю радость, без которой не

может быть оптимисти­ческого настроя личности. Нужно, чтобы человек жил в

ожидании радостного события. Особенно это необходимо людям, которые в силу

обстоятельств оказались в изоля­ции (инвалиды, престарелые и др.). Средняя

перспектива — ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени. Далекая

перспектива — это намечаемые планы, которые выстраивают судьбу личности.

Отдельную группу составляют методы организации де­ятельности и

поведения индивидов. К ним можно отнес­ти поручения, задания,

упражнения, приучения, созда­ние специальных воспитывающих ситуаций.

Упражнение как метод воспитания обеспечивает вов­лечение человека в

систематическую, специально органи­зованную деятельность, которая способствует

выработке навыков, привычек поведения, умений разнообразной де­ятельности.

Упражнения упорядочивают систему деловых отношений, формируют психологию

устойчивого размерен­ного образа жизни и трудовой деятельности, укрепляют

положительные качества характера и волю. Упражнения организуются, как активные,

ритмично повторяющиеся действия, приемы, способы или, как системы

отрепетиро­ванного в типичных ситуациях поведения, образующего привычное

нравственное сознание, действия и поступки.

Выбор того или иного метода педагогического воздей­ствия зависит от специфики

конкретной ситуации. Эффек­тивность достигается через определенные сочетания

мето­дов, так как для развития личности, ее совершенствова­ния необходимо

влиять и на ее поведение, и на сознание, и на деятельность.

Реферат: Психолого-педагогические методы социальной работы, их применение в работе с специальными группами клиентов СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Социальная работа. Под об. ред. проф. В.И. Курбатова. -

Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000.

2. С.В. Тетерский. Введение в социальную работу. – М.:

Академический Проект, 2000.

3. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленка. – М.: Инфра-

М, 2002.



(C) 2009