Научная Петербургская Академия

Реферат: Политическая культура и социализация

Реферат: Политическая культура и социализация

Содержание.

Содержание. 2

Введение. 3

Политическая социализация и политическая культура. 3

Сущность политической социализации. 3

Сущность политической культуры. 5

Структура политической культуры. 6

Назначение и функции политической культуры. 8

Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру. 9

Основные типы политической социализации. 11

Типы политических культур. Критерии типологизации политической культуры. 12

Институты политической социализации и их

взаимодействие с политической культурой. 13

Взаимодействие политической культуры и социализации

и их роль в политической жизни общества. 19

Заключение. 23

Список литературы. 25

Введение.

В нормальном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и

через людей. Какую бы значительную роль не играли социальные группы,

массовые общественные движения, политические партии и т. д., в конечном

счете, ее главным субъектом выступает личность, ибо сами эти группы,

движения, партии и другие организации состоят из реальных личностей, и только

через взаимодействие их интересов и воли определяются содержание и

направленность политического процесса.

Становление личности как субъекта политики происходит постепенно по мере

социального созревания человека, в процессе его политической социализации.

Кратко можно сказать, что политическая социализация – это прежде всего

вступление, врастание личности в мир политики: формирование политических

представлений, ориентаций и установок, приобретение навыков политического

участия, врастание в определенную политическую культуру. Политическая

культура представляет собой относительно самостоятельный вид в общей системе

наряду с культурами материальной и духовной. Ее своеобразие определяется

особенностями сферы действия – сфера политики, функционирования политической

власти; и спецификой элементов, характеризующих данный вид культуры –

политические представления и ценности, политические установки и поведение,

которые формируются в процессе политической социализации. Политические

представления, ценности, установки не даются с рождением, а именно

приобретаются по мере созревания личности.

В своей курсовой работе я рассмотрю два понятия – политической социализации и

политической культуры. Эти два явления тесно взаимосвязаны в обществе,

непрерывно влияют друг на друга, далее я попытаюсь показать механизмы

взаимодействия политической культуры и социализации.

Политическая социализация и политическая культура.

Сущность политической социализации.

Формирование, воспроизводство и развитие политической культуры осуществляется

через усвоение и поддержание людьми ее норм, образцов и стандартов поведения,

традиций. Усвоение человеком требований статусного и ролевого поведения,

культурных ценностей и ориентиров, ведущее к формированию у него качеств и

свойств, позволяющих адаптироваться в данной поли­тической системе и выполнять

там определенные функции, называ­ется политической социализацией.

1 Человек, лишенный такого рода свойств, включаясь в политику, зачастую

не способен адаптироваться к ее требованиям, защитить себя от жестких

политических взаимо­отношений, эффективно отстаивать свои интересы.

Проблеме социальной и политической адаптации человека, восприятия им традиций

и ценностей уделялось повышенное внимание еще с 20-х гг. нынешнего столетия

(особенно адаптации этнических групп в больших городах). Однако единого

подхода к пониманию процесса политической социализации выработано не было.

Так, классическая теория политической социализации, разра­ботанная чикагскими

учеными под руководством Д. Истона, трактова­ла ее как процесс обучения

человека специальным ролям, которые ему необходимо выполнять в сфере

политики. Большинство поддер­живающих эту теорию ученых (Л. Коэн, Р. Липтон,

Т. Парсонс), естественно, акцентировали внимание на взаимодействии человека с

политической системой и ее институтами.

Другое авторитетное направление в политической науке (М.Хабермас, К.Луман)

рассматривает политическую социализацию как аккультурацию (т.е. освоение

человеком новых для себя ценностей), выдвигая, таким образом, на первый план

внутри личностные, психологические механизмы формирования политического

сознания и поведения человека. Ученые же, работающие в русле психоанализа (Э.

Эриксон, Э. Фромм), главное внимание уделяют исследованию бессознательных

мотивов политической деятельности (формам полити­ческого протеста, контр

культурного поведения), понимая политическую социализацию как скрытый процесс

политизации человеческих чувств и представлений.

Несмотря на различия в подходах, большинство ученых все же сходятся в том,

что важнейшими функциями политической социализа­ции являются достижение

личностью умения ориентироваться в политическом пространстве и выполнять там

определенные властные функции. В этом смысле политическая социализация

представляет собой как бы двуединый процесс: с одной стороны, она фиксирует

усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожида­ний и проч.,

требуемых политической системой, а с другой — демон­стрирует, как личность

избирательно осваивает эти традиции и представ­ления, закрепляя их в тех или

иных формах политического поведения и влияния на власть. А из этого в свою

очередь следует, что влияние общества на политические качества личности, а

также контроль за ходом политической социализации в решающей степени

ограничи­ваются внутренними убеждениями и верованиями человека.

Сущность политической культуры.

Термин «политическая культура» введен в научный оборот немецким

философом-просветителем XVIII Иоганном Гердером. Однако сам феномен

политической культуры подвергался анализу уже в работах Аристотеля, Платона и

других мыслителей античности.

Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность

институционального анализа в политических исследованиях, не способного

объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной

власти в разных странах действуют совершенно по-разному. Сосредоточив же

внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании

символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных

явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать

мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины

множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на

традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение

ресурсов и т.д.

В систему политической терминологии понятие «политическая культура» введено

американскими политологами Г.Алмондом и С.Вербой в начале 60-х

годов нашего века. Они подчеркивали ее динамичность, рассматривали ее как

интериоризацию (постепенное преобразование внешних действий во внутренние

действия) политической системы через познание, чувства и суждения ее членов.

Побудительным мотивом интереса к изучению политической культуры были события в

странах третьего мира, прежде всего в Африке, характеризующейся крахом

колониальной системы и выходом к самостоятельному политическому творчеству

народов, обладающих отличными от европейских стран традициями, культурой,

началом государственности. Интерес к вопросам политической культуры шел от

самой жизни, диктовался реально происходящими процессами.

В нашей стране интерес к проблемам политической культуры был разбужен

указанием обществоведам со стороны КПСС заняться исследованием данной

проблемы в середине 70-х годов, а с середины 80-х годов этот интерес был

продиктован самой жизнью.

Американские политологи Дж.Олмонд и Дж.Поувелл определяют ее как

совокупность индивидуальных установок и ориентаций участников данной системы,

как субъективную сферу, лежащую в основе политических действий и придающую им

значение. В этом определении главное внимание сосредоточено на субъективной

стороне, игнорируется объективность политической культуры.

Польский политолог Е.Вятр считает, что политическая культура – это

совокупность установок, ценностей поведенческих актов, касающихся взаимных

отношений между властью и гражданами.

В советской политологии утверждалось мнение, что политическая культура – это

разновидность общей человеческой культуры, атрибут всех субъектов

политических отношений, выражающих диалектическое единство культуры и

политики.

Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных

ориентаций, моделей поведения, посредствам которых осуществляется

взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую

деятельность1.

При всех плюсах и минусах этих определений общее в них все же обнаруживается:

это та или иная степень цивилизованности общества и личности, их способность

принять некие правила политического поведения и действия.

Политическая культура выступает как подсистема в глобальной системе всей

культуры общества, и ее нельзя ограничивать лишь сферой субъективных

установок и убеждений, а тем более только осознанных.

Структура политической культуры.

Политическая культура - явление полиструктурное, многоуровневое.

Многооб­разные связи политической культуры с различными социальными и

политическими процессами предопре­деляют ее сложное строение и организацию.

Разнообразные внутрен­ние структуры политической культуры отображают

технологию формирования политического поведения субъектов, этапы становле­ния

культурного целого (т.е. политической культуры отдельно взятой страны,

региона), наличие разнообразных субкультурных образова­ний и т.д.

Одна из структур раскрывает различные способы ценностной ориентации человека на

мировоззренческом (где он встраивает представления о политике в свою

индивидуальную картину миро­восприятия), гражданском (где, осознавая

возможности органов государственной власти и, в соответствии с этим,

собственные возможности защищать свои права и интересы, человек вырабатывает

качественно новый уровень понимания своего политического стату­са), а также на

собственно политическом уровне ценностных представ­лений (где человек

вырабатывает отношение к конкретным формам правления режима, своим союзникам и

оппонентам и т.д.).

На каждом из этих уровней у человека могут складываться доволь­но

противоречивые представления. Причем отношение к конкрет­ным политическим

событиям изменяется, как правило, значительно быстрее, нежели

мировоззренческие принципы, в силу чего вос­приятие новых целей и ценностей,

переосмысление истории и т.д. осуществляется крайне неравномерно. Все это

придает формирова­нию и развитию политической культуры дополнительную

сложность и противоречивость. А степень соответствия уровней ценностной

ориентации непосредственно определяет характер целостности и внутренней

неравновесности политической культуры.

Различия в выборе людьми тех или иных ценностных ориенти­ров и способов

политического поведения в немалой степени зависят от их принадлежности к

социальным (классы, слои, страты), нацио­нальным (этнос, нация, народ),

демографическим (женщины, мужчины, молодежь, престарелые), территориальным

(население определенных районов и регионов), ролевым (элита и электорат) и

другим (рели­гиозные, референтные и проч.) группам. Выработка людьми

ценност­ных ориентации (и соответствующих форм поведения) на основе групповых

целей и идеалов превращает политическую культуру в совокупность субкультурных

образований, характеризующих наличие у их носителей существенных

(несущественных) различий в отноше­нии к власти и государству, правящим

партиям, в способах полити­ческого участия и т.д.

В конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут

обладать самые разные субкультуры (например, рели­гиозные субкультуры в

Северной Ирландии и Ливане или этнические в Азербайджане). В целом же

наибольшим значением для жизни и политического развития общества обладает

субкультура лидеров и элит, определяющая характер исполнения ее носителями

специали­зированных функций по управлению политической системой.

В этом смысле наиболее важными элементами данной субкульту­ры являются

способности лидеров и представителей элиты выражать интересы рядовых граждан

(и прежде всего не превращать свое общественное положение в способ достижения

сугубо индивидуаль­ных целей), их профессиональные управленческие качества, а

также те черты и свойства, которые позволят им приобрести и поддержи­вать

авторитет, убедить общественность во мнении, что занимаемое высокое место во

властной иерархии принадлежит им по праву.

Назначение и функции политической культуры.

Воплощая ценностно-смысловую детерминацию политической активности человека,

политическая культура харак­теризует его способность понимать специфику своих

властно значимых интересов, действовать при достижении целей в соот­ветствии

с правилами политической игры, а также творчески перестра­ивать свою

деятельность при изменении потребностей и внешних обстоятельств. Политическая

культура может проявляться в форме духовных побуждений и ориентации человека,

в опредмеченных формах его практической деятельности, а также в

институализированном виде (т.е. будучи закрепленной в строении органов

политического и государственного управления, их функциях). По­скольку не все

ценности одновременно воплощаются практически (и уж, тем более,

институционально), между вышеназванными фор­мами проявления политической

культуры всегда имеются определен­ные противоречия.

В целом политическая культура способна оказывать тройственное влияние на

политические процессы и институты. Во-первых, под ее воздействием могут

воспроизводиться традиционные формы политической жизни. Причем такая

возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств и

характера правящего режима. Так, например, в традиционных обществах

(аграрных, построенных на простом воспроизводстве и натуральных связях)

политическая культура даже в период реформации, как правило, поддерживает

прежнюю архаическую структуру власти, противо­действуя целям модернизации и

демократизации политической системы. Такая способность политической культуры

хорошо объяс­няет то, что большинство революций (т.е. стремительных,

обвальных изменений) чаще всего заканчиваются либо возвратом к прежним

порядкам (означающим невозможность населения адаптировать новые для себя цели

и ценности), либо террором (только и способ­ным принудить людей к реализации

новых для них принципов поли­тического развития).

Во-вторых, политическая культура способна порождать новые, нетрадиционные для

общества формы социальной и политической жизни, а, в-третьих, комбинировать

элементы прежнего и перспек­тивного политического устройства.

Этапы политической социализации, как вхождения в политическую культуру.

Политические ценности, традиции, образцы поведения и прочие элементы

политической культуры осваиваются че­ловеком непрерывно, и процесс этот может

быть ограничен только продолжительностью его жизни. Воспринимая одни идеи и

навыки, человек в то же время может поступаться другими ориентирами, избирать

новые для себя способы общения с властью. Таким образом, политическая

социализация — это процесс одновременного обретения и утраты человеком

политических свойств, симбиоз социализации и десоциализации субъекта

политики. В силу этого и уровень политической социализированнсти человека не

может оставаться неизменным, особенно при качественных изменениях

политической системы, эволюции ее ценностей и требований к политическому

поведению субъектов.

Набор политических знаний, умений и навыков человека прежде всего зависит от его

субъективного состояния и выполняемых в по­литике ролей (поскольку, к примеру,

лидер и рядовой избиратель не могут руководствоваться одними и теми же

образцами политичес­кого поведения), а также от деятельности основных агентов

полити­ческой социализации: семьи, системы образования, политических

институтов, религиозных и общественных объединений, средств массовой

информации. Действие этих трех переменных политичес­кого процесса и

предопределяет различия первичного и вторичного этапов политической

социализации:

«Первичная политическая социализация характеризует первонача­льное (обычно с

трех—пяти лет) восприятие человеком политических категорий, которые

постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям

политической жизни. По мнению американских ученых Д. Истона и И. Дениса,

здесь необхо­димо различать четыре аспекта процесса социализации:

непосредст­венное "восприятие" ребенком политической жизни, информацию о

которой он черпает в оценках родителей, их отношениях, реакциях и чувствах;

"персонализация" политики, в ходе которой те или иные фигуры, принадлежащие к

сфере власти (например, президент, полицейский, которых он часто видит по

телевизору или возле своего дома), становятся для него образцами контакта с

политической системой; "идеализация" этих политических образов, т.е.

образова­ние на их основе устойчивых эмоциональных отношений к политике;

"институализация" обретенных свойств, свидетельствующих об усложнении

политической картины мира ребенка и его переходе к самостоятельному, над

личностному видению политики.

В целом особенности первичного этапа политической социа­лизации состоят в

том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам

культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому для исключения в

будущем ано­мальных, антисоциальных форм поведения необходимо соблюдать

определенную последовательность в применении механизмов пере­дачи ребенку

политических норм и прошлого опыта. В частности, для сохранения естественного

характера включения его в политичес­кий мир предпочтительны те социальные

формы, где политическая информация неразрывно соединена с авторитетом

учителя, приме­ром деятельности старших и ни в коем случае не содержит

жестких идеологизированных образов и понятий. Только на этой основе

раз­вивающееся детское сознание можно подкреплять императивными суждениями и

оценками, а впоследствии и аксиологическими нор­мами и представлениями

(ценностями, идеалами, принципами).

Вторичная политическая социализация характеризует тот этап деятельности

человека, когда он освоил приемы переработки инфор­мации и осуществления ролей,

способен противостоять групповому давлению и выразить свою способность к

индивидуальному пере­смотру идеологических позиций, переоценке культурных норм

и традиций. Таким образом, главную роль здесь играет т.н. обратная

социализация, характеризующая влияние самого человека на отбор и усвоение

знаний, норм, приемов взаимодействия с властью. В силу этого вторичная

социализация выражает непрерывную само коррекцию человеком своих ценностных

представлений, предпоч­тительных способов политического поведения и

идеологических позиций».1

Основные типы политической социализации.

Различия в механизме передачи культурных традиций и норм в тех или иных

политических системах позволяют вы­делить соответствующие типы политической

социализации. К ним можно отнести:

— гармонический тип политической социализации, отражающий психологически

нормальное взаимодействие человека и институтов власти, рациональное и

уважительное отношение индивида к право­порядку, государству, осознание им

своих гражданских обязан­ностей;

— гегемонистскийтип, характеризующий негативное отношение человека к любым

социальным и политическим системам, кроме "своей";

— плюралистический тип, свидетельствующий о признании чело­веком равноправия

с другими гражданами, их прав и свобод, о его способности менять свои

политические пристрастия и переходить к новым ценностным ориентирам;

— конфликтный тип, формирующийся на основе межгрупповой борьбы и противостояния

взаимозависимых интересов и потому усматривающий цель политического участия в

сохранении лояль­ности своей группе и поддержке ее в борьбе с политическими

против­никами 1.

Данные типы политической социализации выражают зависи­мость формирования тех

или иных свойств и качеств человека от влияния доминирующих структур и

институтов власти, несущих нормы и ценности господствующей (официальной)

политической культуры (т.е. это типы т.н. вертикальной социализации). Наряду

с этими устойчивыми ориентациями людей на соответствующие спо­собы

взаимодействия с властью в обществе складываются и много­численные модели

политического поведения, нормы и ценности которым задают различные группы,

ассоциации и объединения граж­дан (например, партии, чьи цели находятся в

резкой оппозиции правящему режиму). Такие типы "горизонтальной" политической

социализации носят частный характер. Однако переплетение именно этих

специфических норм, ценностей и способов включения в политическую жизнь

подтверждает сложный и противоречивый характер поиска человеком собственных

политических идеалов, предпочтительных способов защиты своих прав и ведения

диалога с властью. Эти микромодели политического участия граждан выражают

творческий характер политической социализации, а равно сложность

воспроизводства и развития политической культуры общества.

В современном обществе важнейшую роль в процессе политичес­кой социализации,

а также в процессе формирования и развития поли­тической культуры в целом

играют средства массовой информации.

Типы политических культур. Критерии типологизации политической культуры.

На протяжении развития разнообразных государств и народов выработано

мно­жество типов политической культуры, выражающих преобладание в стиле

политического поведения граж­дан определенных ценностей и стандартов, форм

взаимоотношений с властями, а также иных элементов, сложившихся под

домини­рующим воздействием географических, духовных, экономических и прочих

факторов.

В основании типологии политических культур могут лежать достаточно

приземленные факторы, отражающие, к примеру, спе­цифику разнообразных

политических систем (X. Экстайн), стран и регионов (Г. Алмонд, С. Верба),

типов ориентации граждан в поли­тической игре (в частности моралистских,

индивидуальных или тра­диционных — Д. Элазар), открытость (дискурсивность)

или закрытость (бездискурсивность) политических ценностей к инокультурным

контактам (Р. Шванценберг), внутреннюю целостность культур­ных компонентов

(Д. Каванах), идеологические различия (Е. Вятр и др.).

Особую известность в науке получила классификация полити­ческой культуры,

предложенная Г. Алмондом и С. Вербой в книге "Гражданская культура" (Нью-

Йорк, 1963). Анализируя и сопостав­ляя основные компоненты и формы

функционирования политичес­ких систем Англии, Италии, ФРГ, США и Мексики, они

выделили три "чистых" типа политической культуры:

патриархальный, для кото­рого характерно отсутствие интереса граждан к

политической жизни;

подданический, где сильна ориентация на политические институты и невысок

уровень индивидуальной активности граждан;

активист­ский, свидетельствующий о заинтересованности граждан в

полити­ческом участии и о проявлении ими активности в этом

1.

Авторы подчеркивали, что на практике данные типы политической культуры

взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с пре­обладанием тех или

иных компонентов. Причем самой массовой и одновременно оптимальной, с точки

зрения обеспечения стабильности политического режима, является синтетическая

культура "гражданст­венности", где преобладают подданические установки и

соответству­ющие формы участия людей в политике.

В то же время типы политической культуры могут определяться и на более общих

основаниях, способных обнажить более универсаль­ные черты разнообразных

стилей политического поведения граждан в тех или иных странах. Так, например,

можно говорить о рыночной политической культуре (где политика понимается

людьми как разно­видность бизнеса и рассматривается в качестве акта

свободного обмена деятельностью граждан) и этатистской (которая

демонстри­рует главенствующую роль государственных институтов в организа­ции

политической жизни и определении условий политического участия индивида — Э.

Баталов).

Существуют и более общие критерии типологизации, заданные, в частности,

спецификой цивилизационного устройства особых полу­миров — Востока и Запада,

ценности и традиции которых являются фундаментом практически всех

существующих в мире политических культур.

Институты политической социализации и их

взаимодействие с политической культурой.

Все социальные структуры общества, в которых проходит жизнь человека с

момента его рождения, так или иначе, являются потенциальными институтами

социализации: семья, школа, государственные, партийные, религиозные,

общественные организации. Функцию политической социализации также выполняют

средства массовой и события политической жизни.

Роль семьи в политической социализации чрезвычайно велика. Она может

оставаться главным и определяющим субъектом политической социализации

личности, перевесив все прочие институты политической социализации. Как

правило, усилия школы и правительства терпят неудачу, если их ценности не

совпадают или активно игнорируются семейными приоритетами. Неслучайно

проблемой всех тоталитарных режимов становится борьба за влияние и контроль

над этой «первичной ячейкой» общества. Семья формирует нравственный и

психологический облик личности, который впоследствии во многом определяет

направленность его политических мнений и взглядов. Семья закладывает в

индивида свод норм и правил, которые становятся информационной «картой», из

нее всегда следует, чего он ожидает от себя, а чего склонен требовать от

других во всех областях жизни, включая, разумеется, и политические аспекты.

Исследования формирования политических взглядов личности показывают, что самые

сильные импульсы формируются в возрасте от 3 до 13 лет, и семья обладает

практически исключительным контролем за обучением и воспитанием ребенка на

ранней стадии этого периода и сохраняет доминирование на поздней. Г. Алмонд и

С. Верба предприняли исследование и на материале, собранном в пяти разных

станах, показали очевидную зависимость: «раннее приобщение индивида в детском

возрасте к принятию каких-либо решений в семье определяет его последующую

политическую активность, укрепляет убеждение в достаточной действенности и

практической пользе собственного участия в политике»

1.

Влияние семьи сильнее, когда взрослые ее члены особенно родители, имеют

однородные (гомогенные) взгляды. Там, где политические предпочтения и

ориентации членов семьи не совпадают, разделены, семья менее эффективна в своей

социализирующей роли – она не может передать новым членам общества твердые и

устойчивые ориентации. В семьях, где партийные предпочтения родителей

совпадают, дети обычно отдают предпочтение той же партии. Там же, где они

расходятся, разделяются и предпочтения детей, что видно из таблицы, взятой из

английской социологополитической литературы:

2

Первое собственное предпочтение респондента

Оба родителя консерваторы

Предпочтения родителей разделены между консерваторами и лейбористами

Оба родителя лейбористы

Консерватор89486
Лейборист95292
Либерал2--- 2

Формирование первых партийных предпочтений важно учитывать потому, что

большинство избирателей при каждом последующем голосовании отдает приоритет

той же партии, что и на первом голосовании. В США до 80 процентов избирателей

голосуют за ту же партию, за которую голосовали в самый первый раз.

Западные социологи политики отмечают, что в целом как социализирующий фактор

семья выступает в качестве консервативной, закрепляющей существующие

ценности и установки, а не инициирующий силы. Семья передает политические

установки, которые могут уже не соответствовать изменившимся

обстоятельствам, мешают изменениям в политических ориентациях, политической

культуре. Политическая социализация, осуществляемая семьей, не учитывает

изменения двоякого характера: изменения ценностных ориентаций со сменой

поколений и изменения представлений и ценностных ориентаций по мере

социального созревания человека.

Каждое поколение имеет свой собственный социальный и политический опыт, и он не

может полностью совпадать с опытом ни предшествующего, ни последующего

поколения. А этот опыт отражается и на взглядах и на ориентациях, и на

установках человека. Как обоснованно утверждается в нашей литературе, «быстрота

перемен в образе жизни, в социальной среде, окружающей и формирующей личность,

уже сама по себе осложняет передачу опыта старших поколений младшим. Зачастую

этот опыт непригоден для молодых: прежние моральные и культурные ориентиры

скорее дезориентируют в новой обстановке, не имеющей аналогов в прошлом».

1

Помимо семьи в политической социализации индивидов одну из главных ролей

играет школа. Она оказывает влияние на процесс социализации через обучение,

преподавание и через неформальные связи, которые там устанавливаются. В школу

ребенок идет с определенным набором ролей и статусов. И здесь важна

преемственность. Сильные расхождения и противоречия между процессами

социализации в семье и школе могут тяжело отразиться на личности ребенка.

Если в семь он центр внимания и почета, то в школе этого просто может не

быть. Если в семье ребенку говорят одно, а в школе другое, то появляется

опасность политической и социальной дезорганизации неокрепшей души.

Любое государство независимо от того, создано ли оно в результате

революционного переворота, достигло ли независимости в ходе национально-

освободительного движения или путем реформ восстанавливает некогда утраченную

политическую систему, первейшей своей задачей, как правило, ставит воспитание

своих граждан на идее национального единства. Система государственного

образования и просвещения является наиболее существенным средством

политической социализации разрозненных групп, поскольку в сферу их

деятельности вовлечено очень большое число людей. Кроме того, семья по

определению не в состоянии реализовать общественно значимую функцию

интеграции и объединения.

Школа – это институт, через который власти имеют возможность осуществлять

политическую социализацию целенаправленно, определяя политическое содержание

образования и подбирая учителей, которые защищали бы официальные политические

и внушали бы необходимость подчинения властям. В школах по всему свету дети

на торжественных мероприятиях салютуют государственному флагу своей страны,

исполняют национальные гимны, приобщаясь к чувству общности через отношение к

национальным символам. Естественно, что сторонники государственной системы

образования подчеркивают ее значимость для воспитания чувства

гражданственности и взаимной ответственности человека и общества.

В настоящее время общепризнанна очень сильная социализирующая роль

сверстников, подростковых групп. Эта роль тем больше, чем сильнее отчуждение

молодых людей от семьи и школы. И особенно сильно она проявляется в отношении

подростков 13-14 лет. Эти группы дают молодому человеку чувство единения с

себе подобными, принадлежности к определенному объединению, чувство

защищенности и помогают ему адаптироваться к неформальным связям в молодежной

среде. В свою очередь эти же группы оказывают сильное влияние на мнения

подростков, формирование их ориентаций и установок. Политическая культура

общества, религиозная, этническая и субкультуры часто передаются через

сверстников.

Сила социализирующего влияния сверстников вытекает из тех же двух факторов,

которые определяют социализирующие влияние семьи, это:

1. Широки доступ группы к своим членам;

2. Эмоционально окрашенные личные отношения, которые существуют между ними.

11

Эти группы оказывают влияние на политические ориентации молодых людей по ряду

направлений. Подростковые группы часто выступают источником информации об

общественных и политических событиях. Ведь многие сообщения средств массовой

информации первоначально преломляются через групповое мнение и лишь затем

усваиваются членами группы. Последняя оказывает на подростков давление, с

тем, чтобы их установки и поведение соответствовали установкам и образцам

поведения, принятым группой. Тем самым оказывается заметное влияние на

определение человеком своего «Я» и своей жизненной позиции.

В политической социализации и образовании индивидов одна из главных ролей

принадлежит Средствам Массовой Информации. Информационная деятельность СМИ

позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в

том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция

проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и

упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно

ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение

политических знаний. Это задача специальных образова­тельных учреждений —

школ, университетов и т.п. И все же масс-ме­диа, сопровождая человека в

течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной

мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом

под видом политического образования у людей могут формироваться и

псевдо­рациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее

восприятии.

Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социа­лизации и по

существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование

предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и

оценочные возможности личности, то политическая социализация означает

интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов

поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной

действитель­ности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача СМИ —

массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей,

обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение

общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного

устройства.

Однако, действие СМИ, государственных и общественных институтов – двояко. В

демократической политической системе они предлагают человеку «горизонтальный»

выбор политических альтернатив, многочисленных форм и типов политического

участия. Различные группы (партии, общественные и религиозные конфессии),

разумеется, если они действуют в рамках консенсуса, обеспечивающее

государственное и национальное единство, формируют те или иные приоритеты и

взгляды человека в политике, обеспечивая условия для динамичного и

экспериментально-поискового функционирования политической культуры общества.

Ведь обретение человеком и обществом устойчивых ценностных ориентиров в

процессе политической социализации есть одновременно процесс развития и

качественного изменения основ самой политической культуры общества и

личности. Тоталитарные идеологические режимы, в свою очередь, стремятся

использовать официальные средства массовой информации и государственные

структуры для «вертикального» давления на человека, направленного всегда на

закрепление и упрочнение соответствующих ценностных приоритетов. Поэтому

процесс поиска альтернатив и перемена убеждений, взглядов и мнений трактуется

в таком обществе однозначно и прямолинейно как «политическая измена».

В результате политической социализации формируется определенный политически

тип личности, который входит в политическую культуру. К сожалению, в нашей

науке проблема типологии личности в зависимости от ее специфически

политических характеристик по существу не разработана.

В зарубежной социологической литературе достаточно четко выделяются два типа

личности: демократический и авторитарный: «Например, личность

демократического типа характеризуется следующими чертами: открытость по

отношению к людям; позитивная оценка их как способных, честных, равных и

достойных партнеров; социально и психологически хорошая интегрированность в

демократическом обществе и государстве; восприятие многих ценностей, а не

жесткая приверженность к одной из них. Демократическая личность не испытывает

потребности господствовать над другими, она ценит терпимость и проявляет

готовность к примирению и компромиссам.

Демократическому гражданину присущи и другие качества: высокий уровень

политических знаний, хорошая информированность о политических событиях;

наличие собственных, нередко критических суждений о политических вопросах и

политических деятелях; компетентность в политических вопросах, уверенность в

своей способности влиять на решения правительства; доверие к демократическим

политическим институтам и правилам правления независимо от разногласий по

конкретным решениям и вопросам; лояльность к вопросам; лояльность к основам

демократического строя, а не обязательно к лицам, занимающим властные

политические позиции; активное участие в политической жизни.

По существу противоположными качествами характеризуется личность авторитарного

типа. Ей свойственно деление всех людей на «имеющих власть» и «не имеющих

власти», сила вызывает у авторитарной личности восхищение, а слабость –

презрение. Авторитарная личность подвержена строгой иерархии по статусу: она

готова подчиняться тем, кто имеет более высокий статус, но одновременно

претендует на господство над теми, по ее мнению, имеет более низкий статус.

Этот тип личности не критичен по отношению к политической власти и ее

носителями в общественно-политической жизни его привлекают правые группировки.

Авторитарная личность не признает равенства и солидарности».

1

Взаимодействие политической культуры и социализации

и их роль в политической жизни общества.

В ходе политической социализации формируется политическое знание, а это, в

свою очередь, необходимая составная часть политической культуры. Уровень

распространения и глубины политического знания индивидуумов и групп данного

общества обусловлен объективными научными представлениями о политических

явлениях в жизни общества. Политическое знание предполагает твердое

историческое знание пройденного обществом пути, обретенное общественным

сознанием, обретенное общественным сознанием на основе неискаженной и

нефальсифицированной историографии. Значение политического знания видится в

том, чтобы ответственно и рационально прогнозировать процесс развития

общества, «видеть» будущее.

Аспектом проблемы личности как субъекта политики является ее политическое

участие, которое зависит от политической социализации и культуры человека.

Политическое участие означает участие личности, группы или организации в

политической жизни общества в различных формах ее проявления. С одной

стороны, через политическое участие могут быть созданы условия для более

полного раскрытия всех потенций человека, для его творческого самовыражения.

Участие в демократическом политическом процессе является способом

самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков

управленческой и самоуправленческой деятельности. В то же время политическое

участие – это не всегда благо и нельзя отождествлять его с демократией.

Террористические акции против неугодных политических деятелей, должностных

лиц государства и других политических структур, акции против представителей

делового мира, но с политическими целями – все это, несомненно, участие в

политической жизни, но от демократии очень далекое.

Одним из факторов, способствующих дифференцированной оценке политического

участия, является учет мотивов, которыми руководствуется личность в своей

политической деятельности, ибо сама мотивация в данном случае может оказаться,

с точки зрения общественных интересов, настолько негативной, что не будет

способствовать ни укреплению демократии в обществе, ни нравственному

совершенствованию и полноценному развитию личности. Мотивация так же

складывается в процессе политической социализации, и именно ей я бы хотела

уделить внимание в своей работе. Существует несколько точек зрения на

политическую мотивацию. Одна из них заключается в утверждении, «что стремление

человека к власти есть отражение его низкой самооценки, что при помощи власти

такая личность стремится компенсировать низкую самооценку, повысить свой

престиж и преодолеть чувство собственной неполноценности»

1. Эта точка зрения, хотя и довольно распространенная не получила всеобщего

признания. Более того, высказывалось противоположное мнение: низкая самооценка

тормозит вовлечение личности в политический процесс, снижает ее возможности в

развертывании активной политической деятельности. Поэтому бесполезно проверять

силу массового политического действия научным обоснованием соответствующей

политической программы, политическое действие не является исключительно

рациональным и интеллектуальным по содержанию феноменом общественной жизни.

Вполне возможна мотивация иного рода: нельзя исключать бескорыстное служение

людям и делу. Пусть людей с такой мотивацией немного, но они все-таки есть. И

пример их достоин подражания. Очевидно, более распространенной является сугубо

прагматическая мотивация: учитывая возрастающее влияние внутренней и внешней

политики на свою жизнь, люди, естественно, хотят контролировать это влияние,

оказывая на политику свое воздействие. В литературе отмечался такой мотив:

«нередко человек вовлекается в политику, чтобы стать частью группы, испытать

чувство «мы». Это избавляет от одиночества, дает ощущение силы и возможность

влиять на ход политических процессов»1.

В курсовой работе я еще хотела бы затронуть вопрос политических мифов и

стереотипов, которые так же формируются в процессе политической социализации

и являются непосредственными составными частями политической социализации. В

политическом действии почти всегда присутствует элемент, являющийся ключевым

фактором вовлечения в политику широких народных масс. Философ Ж.Сорель назвал

этот элемент политическим мифом. Мифотворчество, как правило, присутствует в

таком политическом действии, в которое вовлечено большое число людей. Основу

политического мифа составляет вера в то, что при достижении данных

политических целей будет достигнуто идеальное состояние будущей жизни

общества. Наличие такой веры объясняет решительное, возвышенное и даже

героическое поведение людей. Миф воодушевляет и сплачивает политических

лидеров и массы. Активное преобразующее политическое действие предполагает

абсолютную убежденность в успехе, которая покоится на мифе. Трудно найти

иной, постоянно действующий мотив коллективного поведения людей в политике.

Массовые общественно-политические движения достигают своего апогея не потому,

что предварительно была научно доказана истинность какой-либо теории и, тем

более, идеологии, а потому, что вожди и лидеры сумели выразить в

мифотворческом осмыслении действительности надежды и интересы масс.

Многие политические лидеры, через различные институты социализации, внушают

массам какой-либо миф и используют его для достижения своих целей. Например,

во времена Великой Французской революции активное вовлечение широких масс в

политику стало возможным благодаря использованию эгалитарного мифа как идеала

общественного развития. Национал-социализм в Германии создал миф о расовом

превосходстве арийской нации. Фашизм создал миф о новой Римской империи как

идеальном сверхгосударстве. Социализм привлек под свои знамена мифом о

возможности построения бесклассового общества. Политические мифы – это

кристаллизация коллективной надежды эпохи. Все общественно эффективные

конструкции строились по типу мифической конструкции, апеллируя к эмоциям и

вере. На уровне группы миф выполняет интегрирующую функцию.

Стереотипы так же формируются и усваиваются человеком в ходе политической

социализации и являются составной частью политической культуры. Стереотипы –

это укоренившаяся схема восприятия общественных явлений, предполагающая

скрытое или явное проявление их признаков в общественном сознании. Стереотип

как понятие не тождественен искаженному или ложному представлению о явлениях

общественной жизни. В нем можно выделить поле или область адекватного

отражения действительности, но в нем присутствует и пространство упрощений и

деформации. Это означает, что стереотип не просто деформирует образ

реального, но обобщает мнение группы. Стереотипы можно рассматривать как

выражение инстинкта самосохранения группы.

Функция стереотипа в политической сфере проясняется из действующего в ней

принципа разделения на «мы – они», «свои – чужие». Стереотипы формируют

чувство идентичности личности в рамках своей группы. В пространстве

индивидуального политического действия стереотипы выполняют

иддентификационно-интегрирующую функцию, ориентационную и компенсационно-

регулирующую (когда стереотипы компенсируют пострадавшие чувства: малой

значимости, поражения в войне, постоянного давления извне и т. п.) На уровне

общества в целом стереотип выполняет двойную роль: либо конституционно-

интегрирующую, либо дезинтегрирующую. Стереотипы живут в нише историческо-

культурной почвы данного общества. Часто они представляют застывший

мыслительный образ, дремлющий в ожидании того момента, когда будет

востребован общественно-политической практикой. Особенно часто им пользуются

для негативной оценки «чужих» или враждебно воспринимаемых политических и

социокультурных ценностей других сообществ и групп.

Распространенное представление о содержании мифов и стереотипов опирается на

их отождествление с фальшью. Общее желание здравого смысла требует

демаскирования мифов и преодоления стереотипов. Но даже научное разоблачение

ложности мифа или стереотипа не влечет за собой его краха и исчезновения.

Особенно сильную подпитку мифы и стереотипы черпают из идеи биологического и

географического детерминизма. На ней покоятся политические культуры фашизма и

расизма. А появившееся в начале XX века геополитическое течение в политике

объясняет все процессы международного взаимодействия с позиции фатального

превосходства географического фактора (необходимости завоевания жизненного

пространства данной культурой), что и определяет содержание политической

культуры международных отношений.

Заключение.

Познание реальной политической жизни любого общества невозможно без

углубленного изучения политической культуры народа и механизмов приобщения

индивидов к этой культуре, то есть политической социализации. Именно они во

многом объясняют истоки, характер и особенности конкретной политической

системы, господствующей в обществе, политический режим, политическое сознание

и поведение общественных групп, динамику и направленность политических

процессов.

Политическая культура и социализация прямо или косвенно влияет на поведение

людей и деятельность их организаций, на восприятие населением явлений

внутренней и международной политики, оценку политических систем и режимов,

правящих групп и отдельных политических лидеров, определение человеком своего

места в политической сфере общественной жизни. В силу этого знание

политической культуры и механизмов политической социализации открывает

достаточно широкие перспективы для прогнозирования в социологии политики.

Исключительно важен учет политической культуры общества в процессе разработки

политического курса, принятия и реализации конкретных политико-управленческих

решений. От уровня и состояния политической культуры зависит воспримет или не

воспримет население разрабатываемый политический курс; согласится ли оно с

ним добровольно, по внутреннему убеждению или под принуждением; будет ли оно

относится к нему как к нечто такому, что выражает его чаяния, либо проявит

полное безразличие и даже враждебность, оказывая пассивное или активное

сопротивление. Учет степени зрелости и характера политической культуры

позволяет в какой-то мере предвидеть реакцию населения на принимаемое

политико-управленческое решение, а, следовательно, предусмотреть

организационные, политические и разъяснительные меры, обеспечивающие

подготовку решения и его эффективную реализацию.

В конечном счете, смысл изучения политических культур и типов политической

социализации заключается в выявлении социально-политических механизмов

укрепления стабильности политической системы, а так же ее потенциально

слабых, деструктивных элементов, выявлении соответствия или расхождения

преобладающей в обществе политической культуры и текущей политической

практики. Не случайно социологи политики говорят о ценности знания

политической социализации и культуры с точки зрения их способности

предсказывать политическое поведение людей, стабильность политических режимов

напрямую связываться с политическими ориентациями населения.

Все выше изложенные доводы, говорят о том, изучение политической культуры

общества и политической социализации – одна из важнейших задач социологии

политики. Социология политики должна помогать в формировании наиболее

приемлемой для данного общества политики, в предупреждении и избежании

политических конфликтов. Эта наука должна прогнозировать развитие

политической культуры, говорить о наиболее приемлемых ее вариантах и о

некоторых возможных ее изменениях через политическую социализацию.

Список литературы.

  1. Ведение в политологию. Издательство Казанского Университета. 1992г.

  2. Качанов Ю.Л. Политическая типология: структурирование политической

    действительности М. «Ad Marginem» 1995г.

  3. Мальцев В.А. Основы

    политологии. М. 1997г.

  4. Политология М. «Литература и политика»

    1995г.

  5. Пугачев В.П. Соловьев А.Н. Введение в политологию. М.

    «Аспект пресс» 1996г.

  6. Радугин А.А. Радугин К.А.

    Социология. М. «Центр» 1997г.

7. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.:

«Инфра. М-Норма» 1998г.

  1. Шестопал Е.Б. Личность и политика. Критический очерк современных

    западных концепций политической социализации. М.: Мысль, 1988г.

1 Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М. «Центр» 1997г. С.76

1 Социологический энциклопедический

словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г.

1 Пугачев В.П. Соловьев А.Н. Введение в

политологию. М. «Аспект пресс» 1996г. С.251

1 Political psychology: Contemporary

problems and issues: Vol 19. San Francisco, 1986. Цитируется по: Пугачев В.П.

Соловьев А.Н. Введение в политологию. М. «Аспект пресс» 1996г.

1 См.: Мальцев В.А. Основы политологии. М. 1997г. С. 360-361

1 Политология М. «Литература и политика» 1995г. с.20

2 Цитируется по: Ведение в политологию.

Издательство Казанского Университета. 1992г. С.108

1 Шестопал Е.Б. Личность и политика.

Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.:

Мысль, 1988. С.12

1 Радугин А.А. Радугин К.А. Социология. М. «Центр» 1997г. С.78

1См: Качанов Ю.Л. Политическая типология:

структурирование политической действительности М. «Ad Marginem», 1995г. С.

133-144

1 Snidermann P. Personality and

Democratic Power. Berkeley (Calif.), 1975. – P. 306. Цитируется по: Цитируется

по: Ведение в политологию. Издательство Казанского Университета. 1992г. С.115

1 Шестопал Е.Б. Личность и политика.

Критический очерк современных западных концепций политической социализации. М.:

Мысль, 1988. С.19



(C) 2009