Научная Петербургская Академия

Реферат: Нравственное воспитание

Реферат: Нравственное воспитание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль,

как регулятор поведения личности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в

развитии личности.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной

деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы. Мораль как

регулятор поведения личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между

собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере

согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся

определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе

вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является

регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности – в

труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке,

в гражданских проявлениях, играх и т.д. такую регулирующую функцию, в

частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных

органов, производственно -административные правила на предприятиях и в

учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и,

наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные

правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с

одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и административные нормы

и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет

юридическую или административную ответственность. Нарушил, например, человек

тот или иной закон, опоздал на работу или не выполнил соответствующих

служебных инструкций – неси правовую или административную ответственность. В

обществе созданы даже специальные органы (суд, прокуратура, милиция,

различные инспекции, комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением

законов, разных постановлений и обязательных указаний и применяют

соответствующие санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их

нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые относятся к ее

сфере, такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение

зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и незнакомые

люди имеют только одно средство воздействия на него – силу общественного

мнения: упреки, моральное порицание и, наконец, общественное осуждение, если

аморальные действия и поступки приобретают еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на него

может быть наложено административное взыскание (предупреждение, выговор и

т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим знакомым и последний

был вынужден долго ждать его, никаких санкций не бывает, а значит может его

только упрекнуть или сделать товарищеское замечание. Как видим, соблюдение

моральных норм и правил базируется не на предупреждении, а главным образом на

сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и

необходимости их соблюдения. В этике – философской науке о морали - существуют

две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение

моральных требований, их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром.

Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как

нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,

совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее моральное

развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер нравственности и

ее содержание. Нравственность фашистского тоталитарного государства, например,

развращала людей, возбуждала в них человеконенавистничество и вела к деградации

личности. Только мораль гуманного и демократического общества, которая сама

носит прогрессивный характер, содействует действительному прогрессивному

развитию и совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой общественного

мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи, привычки и традиции,

которые культивируются в обществе. Люди давно заметили, что нравственность

личности не может основываться только на ее моральной сознательности, что она

становится более прочной, когда соблюдение нравственных норм и правил

приобретает характер привычных способов поведения и деятельности. Это как

будет показано ниже, имеет большое значение для воспитания. Здесь же

подчеркнем следующее положение. Поскольку соблюдение нравственных требований

общества в конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает

в качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,

какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение его

содержательности и педагогической действительности. Многие общественные

деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что нравственное

воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных

качеств личности, но и является главной задачей школы и должно быть в центре

ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в

развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в

развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних

времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только

нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного

характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я.А.

Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он приводил изречение

древнеримского философа Сенеки: «научись сперва добрым нравам, а затем

мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же цитировал народное

изречение: « кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше

отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский

педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное воспитание он считал

главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только

оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый

план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в соответствии с

идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного

воспитания насаждения в детях покорности, дисциплины и безропотного

подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно

целиком выразить в одном только слове: нравственность».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех наук,

которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая

как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко

характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности

К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал :

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет пользы,

но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания.

могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно

убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической

химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для

общества пронырой..

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености

и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что. влияние нравственное

составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума

вообще, наполнение головы познаниями.

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в развитии

и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе

современного воспитания.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности.

Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в

качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно

понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые

предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и

привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные

трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или

нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,

правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как

неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению

личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношений,

предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных

сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими

людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их

сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по

формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в

себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив

мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на

международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к

справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине;

нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем

странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение

дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о

сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,

взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство

собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм,

правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые

составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не

только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на

его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в

его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно

считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая

сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд,

напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем

поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но

можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать

свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других

преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не

что иное, как лицемерие. При малейшем изменений обстоятельств и жизненных

условий такой человек, как, хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску

и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств, демократизации и

свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть

нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы правила не благодаря

внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения

к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости.

Именно это имел в виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не

связывать; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не

на то, чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз

самого закона».

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и

требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как

глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем

истинном значении нравственность не имеет ничего общего с

послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и

требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она

есть не что иное, как внутренний категорический императив личности, в качестве

побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и

связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле А.С.

Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как

ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля.

О его нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в

силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают

его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и

соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность

нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными

чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением

к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных

принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках –

сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К

сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное

значение. «Раскаяние – пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений

человеческого духа – в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать,

полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может

человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения,

которые достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы

самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное

развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности,

моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному

благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее

внешние и внутренние психологические механизмы?

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности

учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание

нравственного воспитания, мы отмечали, что должно быть направлено на

формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному

достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральное отношения не

возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с

деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из

него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения,

необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их

для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания

нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды

деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность

по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми

и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности (при

педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание

(осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и

ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в

своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без

хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического

стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к

этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются

в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют

устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в

личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен

быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать

нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о

формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм

и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к

материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная

дисциплина и культура поведения.



(C) 2009