Научная Петербургская Академия

Реферат: Формы социальной коммуникации

Реферат: Формы социальной коммуникации

Коммуникация- 1. Передача или обмен информацией. Коммуникация может быть

вербальной или не вербальной ( звуковой-незвуковой ), преднамеренной или

непреднамеренной. 2. Сообщение или единица информации. 3. (Мн.) «Средства

коммуникации», например средства массовой коммуникации.

[1]

Человеческая способность к общению, особенно с помощью языка, является

гораздо более обширной, чем у любого другого животного. Способность общаться

во времени и пространстве черезвычайно расширилась в последнее время с

приобретением письменности, печати, электронной связи – телеграфа, телефона,

радио и средств массовой коммуникации, а так же механизации транспорта.

Сокращение того, что географы называют «трудности расстояния», особенно

очевидно в нынешнем столетии, давая возможность посылать сообщения на длинные

расстояния с большой скоростью. Это имеет множество и не в последнюю очередь

увеличение способности современного государства осуществлять социальный

контроль.

То есть коммуникационный процесс представляет собой необходимую предпосылку

становления и функционирования всех социальных систем. Потому что, как

известно, именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями. Он

делает возможной связь между поколениями, обеспечивает накопление и передачу

социального опыта, его обогащение, трансляцию культуры. С его помощью

выстраивается организация совместной деятельности. Именно посредством

коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет в добавление

ко всему сказанному и социальный механизм, с помощью которого возникает и

реализуется власть в обществе.

Учитывая широту и многогранность сферы коммуникации, некоторые авторы

предлагают сузить ее толкование в рамках социологии, отбросив , с одной

стороны, коммуникацию как межличностный процесс, а с другой стороны-

коммуникацию как систему физических средств. Оставшееся «твердое ядро»-

социальная коммуникация- охватывает главным образом циркуляцию информации

(сообщений) между группами, а также между личностью и группой.

Хотя проблемы коммуникации интересовали мыслителей со времен античности

(Аристотель), о заявке на ее общую теорию стало возможным говорить только с

появлением кибернетики в 40-х годах ХХ века. В работах Н. Винера, К. Шеннона,

А. Колмогорова дана количественная интерпретация информации как уменьшаемой,

снижаемой неопределенности (элтропии) в результате получения сообщения, были

раскрыты универсальные закономерности управления и организации любых систем в

процессе обмена информации. Теория, созданная математиками, объясняла не

только движения информации в физических, биологических, искусственных

системах, их функционирование и развитие, но и давала новое, коммуникационное

видение систем социальных объектов. Получила распространение «идеология

коммуникации».

Таким образом коммуникация представляет собой сложный процесс. Основными

компонентами которого являются:

1) субъекты коммуникационного процесса- отправитель и получатель сообщения

(коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации- код, используемый для передачи информации в

знаковой форме (слова, картинки, ноты и т. д.), а также каналы, по которым

передается сообщение от коммутатора к реципиенту (письмо, телефон, радио,

телеграф и т.д.);

3) предмет коммуникации (какое-то явление, событие и т.п.) и отражающее его

сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.д.);

4) эффект коммуникации- последствия коммуникации, выраженные в изменении

внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их

взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных

взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а

последних- в единую и целую систему общества;

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей,

социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от

друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому

осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им

функций.

Важное значение имеет типологизация коммуникационных взаимодействий. Она

может проводиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания

этих процессов они подразделяются на:

- информативные;

- управленческие;

- акустические;

- оптические;

- тактильные;

- эмотивные;

По модальности воплощения коммуникативных взаимодействий и их

направленности они различаются следующим образом:

- сообщение побудительно-информационного порядка;

- экспрессивно-эмоциональные взаимодействия;

В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом коммуникации

подразделяют на следующие типы:

- традиционная;

- функционально-ролевая;

- межличностная;

- групповая;

- массовая;

По средствам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

- символически-знаковые и предметно-знаковые;

- паралингвистические;

- гипносуггестивные;

По формам выражения коммуникационные взаимодействия можно распределить на:

- вербальные;

- невербальные;

Вербальная коммуникация.

Язык позволил человеческим существам, единственным из всех животных,

переступить границы биологической эволюции. Если биологическая эволюция

осуществляется только посредством генов, то культурная эволюция происходит

путем вербальной передачи информации.

В течение многих лет представители общественных наук утверждали, что младенцы

появляются на свет без врожденных способностей к использованию речи. Но затем

лингвисты начали прослеживать черты сходства в различных языках. По-видимому,

во всех языках мира есть существительные и глаголы, во всех языках люди могут

задавать вопросы, отдавать команды и отрицать утверждения. Более того, дети

осваивают свой язык практически без труда, хотя им приходится выучивать целый

свод чрезвычайно сложных и абстрактных правил, с помощью которых и происходит

смысловое преобразование звуковых цепочек. Даже у глухих детей наблюдается

сильное тяготение к общению с помощью языковых средств. Люди также способны

понимать и воспроизводить бесчисленное множество предложений, даже таких,

какие они никогда не слышали и не произносили.

В 1957 г. Прославленный лингвист Ноэм Хомский суммировал все эти наблюдения и

выдвинул предположение о том, что человеческие существа обладают врожденным

речевым механизмом, который Хомский определил как приемы усвоения языка

. По мнению Хомского, базовая структура языка имеет биологические каналы; они

образуют нечто вроде врожденной «заполоняющей» системы, отвечающей за

упорядочивание слов и фраз, из которых состоит человеческий язык. Ребенку

остается только усвоить особенности языка, принятого в его обществе.

Гипотеза Хомского вызвала как интерес, так и возражения. Социологи указывали,

что биологическая предрасположенность людей к освоению языка должна

корениться в человеческом мозге, но это еще не означает, что факторы

окружения человека не играют никакой роли в процессе освоения речи. К

примеру, не похоже, что дети могут выучиться языку, просто слушая, как кто-то

говорит на этом языке. Следующие два примера иллюстрируют это утверждение.

Мальчика с нормальным слухом, но родившегося от глухих родителей, которые

общались с помощью американского языка жестов, ежедневно оставляли играть рядом

с включенным телевизором в надежде на то, что таким образом он научиться

говорить по-английски. У ребенка была астма, поэтому он был вынужден постоянно

сидеть дома, где его общение ограничивалось людьми, объяснявшимися с ним и

между собой на языке жестов. К трем годам ребенок хорошо освоил язык жестов, но

так и не научился ни понимать английский, ни говорить на нем (Московичи, 1978).

Еще один пример. Ребенок, родившийся с нефункционирующей иммунной системой, в

течении первых четырех лет жизни содержался в стерильных условиях специального

изолятора. Когда мальчику было четыре года, вживленный ему трансплантат

костного мозга обеспечил ему нормальную иммунную систему и дал возможность

вернуться домой. В годы вынужденной изоляции ребенок общался с внешним миром

посредством жестов. Сменив больничную обстановку на домашнюю среду, мальчик

испытал значительные трудности с речевым общением и редко начинал разговор

первым. Хотя в период госпитализации в мальчике пытались поощрять желание

говорить, его изолированная жизнь не располагала его к использованию языка

(Холланд, 1983)

Описанные случаи позволяют предположить: для того чтобы научиться языку, дети

должны иметь возможность общаться с другими людьми на этом языке. В общем,

приобретение языковых навыков невозможно понять, если генетические факторы и

процессы обучения в отрыве друг от друга. Биохимические процессы, факторы

созревания, стратегии обучения и социальная среда находятся в постоянном

сложном и динамическом взаимодействии. Ни один аспект сам по себе не в

состоянии сделать так, что человек начнет говорить на своем родном языке.

Хотя младенцы обладают генетически заложенным в них исходным планом,

направляющим их к языку и речи, эта способность может быть приобретена только

в социальном контексте.

Невербальная коммуникация.

В жизни мы получаем огромное количество невербальных сообщений и

«вчитываемся» в них, не всегда даже осознавая это. На базе своих

экспериментов психолог Альберт Мерабян сделал вывод о том, что общее

воздействие от сообщения на 7% состоит из речевых сигналов, на 38% - из

голосовых и на 55% из мимических. Другой специалист, Реймонд Л. Бердуистелл

(Bridwhistell), предположил, что «не более 30 – 35% социального значения

разговора или взаимодействия передается с помощью слов». Невербальную

коммуникацию очень часто можно наблюдать на вечеринке или в баре, где

устраиваются встречи для одиноких людей.

Например, если, блуждая взглядом по комнате, мужчина ил женщина заметят друг

друга и проявят взаимный интерес, они сигнализируют друг другу об этом глазами.

К примеру, мужчина задержит взгляд на женщине, потом отведет глаза, а после

этого кинет на нее еще несколько быстрых взглядов. Если женщина проявит

ответный интерес, эти двое смогут как бы невзначай подойти достаточно близко

друг к другу, чтобы завязать разговор. Женщина тоже может послать «флиртующий»

сигнал – это внезапная улыбка или легкий наклон головы вниз или вбок.

Если вы устанавливаете и удерживаете зрительный контакт с незнакомым

человеком на эскалаторе метрополитена, это рассматривается как знак угрозы. В

русской культуре подобным образом смотреть человеку прямо в лицо принято

только при разговоре. Вы можете установить зрительный контакт с людьми,

находящимися на достаточно большом расстоянии от вас, но при приближении к

ним вы отводите взгляд в сторону.

Существует множество невербальных коммуникативных систем. Представим их.

Язык телодвижений. Телодвижения и жесты выполняют роль сигналов. Хорошим

примером может служить «прихорашивающееся поведение», сопровождающее

ухаживание. Женщины часто взбивают волосы, проверяют макияж, поправляют

одежду или откидывают волосы с лица. Мужчины могут приглаживать волосы,

поправлять галстук, отдергивать одежду или подтягивать носки. Все эти сигналы

говорят: «Вы мне нравитесь. Обратите на меня внимание. Я привлекательный

человек».

«Параязык». Невербальные звуковые сигналы, оформляющие речь, - тональность,

громкость голоса, темп речи, паузы и вздохи – являются богатым источником

информации. «Параязык» имеет отношение не к тому, что именно сказано, а к

тому, как это сказано. Наименее очевидным типом «параязыка» является

молчание. С помощю молчания люди способны передавать такие чувства, как

презрение, враждебность, вызов и строгость, но также уважение и доброе

отношение.

Размещение. То, как мы используем социальное и личное пространство, тоже

является своего рода сообщением. Например, студенты, рассаживающиеся в первых

рядах аудитории, как правило считаются самыми заинтересованными в занятиях;

сидящие в задних рядах – более склонны к всяческим проделкам и нарушению

порядка; студенты, которые садятся близко к проходу, воспринимаются

преподавателем как желающие потихоньку уйти до конца лекции.

Прикосновения. Путем физического контакта, например прикосновений,

поглаживаний, похлопываний и рукопожатий, мы передаем свои чувства к другим

людям. Однако прикосновение может быть нарушением прав личности или стать

символом власти, когда люди хотят подчеркнуть различия в статусе. Например,

персона высокого ранга имеет право покровительственно похлопать подчиненного

по спине или плечу, но подчиненный не может позволить себе ничего подобного.

Артефакты. Нам свойственно использовать предметы, в том числе некоторые виды

одежды, косметику, парики, монокли, украшения, духи и драгоценности, чтобы

дать окружающим представление о своем поле, ранге, статусе и о своих вкусах.

Например, в баре для одиноких людей одежда и прически могут рассказать

потенциальным партнерам о том, каковы мы, и подать сигнал «обрати на меня

внимание» или «не подходи ко мне».

Некоторые аспекты невербальной коммуникации, например многие жесты, особенно

подвержены влиянию культуры. Американский жест, обозначающий «о’кей» и

состоящий из согнутых в кружек большого и указательного пальцев, в разных

культурах имеют совершенно различные значения: если в Америке – это дружеский

жест, то во Франции и Бельгии он имеет оскорбительную коннотацию: «Ты просто

ноль!», в южной части Италии он означает «ты тупица», а в Греции и Турции

является оскорблением или вульгарным сексуальным приглашением.

Однако некоторые выражения лица имеют универсальное значение. Например, в

ситуациях угрозы и запугивания люди часто используют взгляды, очень

напоминающий пристальный угрожающий взгляд, типичный для поведения обезьян. С

целью исследовать этот аспект Пол Экман со своими сотрудниками отобрал серию

фотографий людей, на лицах которых были написаны такие чувства, как

удивление, отвращение, страх, гнев, грусть и счастье. Эти фотографии он

показывал людям, принадлежавшим к пяти различным культурам, и спрашивал у

них, какие чувства испытывают люди, запечатленные на каждой из фотографий.

Подавляющее большинство испытуемых идентифицировали эмоции совершенно

одинаково. Даже форе – коренные жители отдаленных районов Новой Гвинеи, у

которых почти не бывает контактов с иностранцами и которые практически не

сталкиваются со средствами массовой информации, определили отраженные на

фотографиях эмоции так же, как и представители прочих культур.

Таким образом, способы выражения и интерпретации определенных чувств могут

быть универсальными, что предполагает наличие сильного биологического

компонента. Но в каждой культуре существуют собственные «правила выражения

чувств», определяющие, каким образом и когда подобает выражать те или иные

эмоции и к каким последствиям это приведет.

Так как человеческим существам приходится приспосабливаться к своей

окружающей среде, им необходима способность к общению друг с другом. И

действительно, любое социальное взаимодействие предполагает коммуникацию.

Коммуникация – это процесс, с помощью которого люди передают друг другу

информацию, идеи, мнения и душевные состояния. Она включает в себя все те

вербальные и невербальные процессы, с помощью которых человек посылает и

принимает сообщения. Не имея способности общаться, человек оказался бы заперт

в собственном частном мирке. Коммуникация позволяет нам установить «общность»

друг с другом, объединяя «отправителя» и «получателя» сообщения. Это

неотъемлемый механизм, с помощью которого люди добиваются социальных целей.

Коммуникация помогает людям координировать сложную групповую деятельность и

является выражением институциональной жизни.

Содержание:

Введение...........................3

1.1 Понятие, задачи, компоненты...............4

1.2 Типологизация коммуникационных взаимодействий........5

2.1 Вербальная коммуникация...................7

2.2 Невербальная коммуникация................10

Заключение.........................14

Список литературы.....................15

Список литературы:

Социология. Под редакцией проф. Ешукова А.Н. Минск, «Тетра Системс» 2000г.

Социология. Экзаменационные ответы. Ростов на Дону «Феникс» 2001г.

[1] Большой толковый социологический

словарь. Под ред. Девида и Джулии Джерри. Том 1 (А-О). Москва 1999г, 544стр.



(C) 2009