Научная Петербургская Академия

Реферат: Феминология как наука

Реферат: Феминология как наука

ПЛАН

1. Феминология как наука.

2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Феминология как наука.

Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с мужчинами во

всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью которого

является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами.

Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.

В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в

программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину –

феминологию.

«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,

политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для

реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения их

жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».

В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных

ролях женщины.

Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу возникает

вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте, ведущий

феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту

исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа. Но

при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как соотношение

полов в определенных поколениях, динамика рождаемости, продолжительность

жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как рабочей силы и т.д.

Второй подход, женщины как относительно автономное социальное обозрение –

социум. Такой подход дает более глубокое и всестороннее понимание женского

вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его влияние на общие социальные

процессы.

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:

· изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в

жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на

положение женщины в обществе;

  • выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах

    международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных на

    повышение роли и статуса женщины в обществе;

  • реализация

    основных направлений государственной социальной политики, изучение

    социальной технологии деятельности государственных и общественных

    организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и методов

социальной работы с различными категориями женского населения

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая теория о

равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола на

осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в

условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных

возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития

женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные

преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации по

признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей женщин и

мужчин.

Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи с

такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая

психология, социология. Феминология использует следующие основные методы

исследования:

1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и

женского бытия.

  1. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины

    и женщины.

  2. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям

    связь между женщиной и обществом.

  3. Институциональный,

    ориентирующийся на изучение социальных институтов, влияющих на

    жизнедеятельность женщин.

Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных

исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие

«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей

совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на

социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины или

мужчины данного хронологического и географического среза пестуется

национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности

общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте

отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от обычных

социологических исследований по указанной тематике. Она пишет: «Гендерные

исследования - изучение положения женщин через призму, прежде всего,

социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и политика,

социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных, а не

определяющих обстоятельств”.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень важно для

всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует выход на новый

виток изучения возможностей человека с учетом его психофизиологической

полоролевой специфики.

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном

статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать работы

этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи, особенностям

семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С. Смирнова о

семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский же вопрос до

последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось, что в нашей

стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о необходимости

борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в двадцатых годах

(В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний период сложилась

официальная точка зрения, что социализм мы построили, женский вопрос решили и

проблему закрыли.

Первые шаги систематического изучения социально-психологического аспекта

женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким

исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации

их поведения и др.

На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования:

проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным

докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение

различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной

действительности.

Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых годов.

Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках

социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются

социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и

управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения

женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация

общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991

году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими

исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике,

оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы

решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен второй

этап исследований

За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения, подготовки

женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с женщинами

начались раньше. В США исследования по проблемам социального положения женщин

и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале нашего века

читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но частью

образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца

шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в

стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике

предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С

восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой

области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается

междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию

женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют 50

феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются на

женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные средства на

издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была учреждена

“Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в социально-

политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”. Однако

Чемберлен (президент-учредитель национального совета по исследованиям женской

проблематики в США) отмечает также трудности в исследованиях по женской

тематике и в преподавании, как, прежде всего, недоверие академической

общественности к этой проблематике, отношение к ней как к несерьезной и

побочной для науки.

Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных

исследований и образования по женской проблематике короток по времени,

невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих

проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН

“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были

приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств

государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о

чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Современное человечество породило в своем развитии ряд трудноразрешимых

проблем, решение которых требует более полного использования опыта развития

цивилизаций. Несколько условно цивилизации Земли можно разделить на две

группы: техногенные, или технократические, и "природофильные".

Западноевропейская и Североамериканская цивилизации, развивая технику,

относились к природе как к материалу в мастерской, не учитывая целостности и

автономности природы, подрывая ее возможности самоочищения и

самовосстановления, что и породило конфликт между природой и человеком. Но

интересы человека как личности, его биологические особенности, его

психология, комфортность существования каждого человека в социальной среде

мало учитывались технократическими цивилизациями, что в немалой степени

способствовало духовному обнищанию человечества.

Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не

мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности

человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не

больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации

благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост

производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не избежали

огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским

существованием большинства.

Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому типу”,

то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского начала”.

Патриархальный характер культуры Запада выражается в агрессивности,

преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и нравственным чувством.

Способность же сопереживания, более развитая у женщин, распространяется и на

отношение к природе, особенно к живой природе в культуре Востока.

Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не избавим тем

самым современное человечество от его глобальных проблем. Для успешного

разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в социальной жизни

и в политике, обогащение его женским началом. А для решения этой задачи

необходимо изучение женщин как социальной общности и женской проблемы в

целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми ее исследованиями.

Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн,

насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового

уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница жизни

и враг смерти, уничтожения.

Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не только в их

непосредственном участии в природоохранительных движениях и организациях, но

и в воспитании нового типа мышления – экологического мышления у новых

поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и вживанию в чувства

других людей – может стать и важнейшим аспектом духовного возрождения

человечества.

Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного участия

женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но повторю

еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем, преодоление

дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.

Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся оценки

социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и скрытого

антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший прогресс

человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология



(C) 2009