Научная Петербургская Академия

: Политическая система общества

: Политическая система общества

Лекция 5 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

В современном политическом словаре стран Востока и Запада, пожалуй, трудно

найти более распространенного и вместе с тем более противоречивого термина

или словосочета­ния, чем «политическая система». О политической системе

обще­ства в разных странах и особенно в нашей сейчас говорят и пишут не

только и даже не столько на профессиональном, сколько на обыденном уровне, не

столько юристы, политологи, историки и специалисты в области других

гуманитарных и общественных наук, сколько люди весьма далекие в

профессиональном плане от данной материи, так называемые «популисты». Со

страниц акаде­мических журналов и других изданий «политическая система» в

последние годы почти полностью перекочевала на страницы популярных и

непопулярных газет, пропагандистских брошюр и журналов, а также иных

«рассчитанных на широкого массового читателя» изданий.

Глубокие и поверхностные, содержательные и бессодержатель­ные рассуждения и

умозаключения о политической системе общества сейчас можно встретить гораздо

чаще, чем это было раньше, например, на страницах английского «Экономиста»,

пове­ствующего в одном из своих номеров о том, что «западные симпатии» к

бывшему Советскому Союзу и лично к М. Горбачеву

«базируются на заверениях последнего реформировать СССР» по образу и подобию

стран Восточной Европы; или американского «Ньюсуика»,

анализирующего причины медленного осуществле­ния радикальных преобразований в

политической системе России и рассуждавшего в связи с этим в 1990 г. о том, что

хотя «мастер­ство Михаила Горбачева по формированию и проведению крем­левского

политического курса почти полностью исчерпано», но

«ему так и не удалось добиться своей главной, принципиальной цели — спасти

советскую систему от самое себя».

Можно было бы привести множество и других примеров,

подтверждающих сказанное. Однако без того ясно,

что к полити­ческой системе общества вообще и к политической системе нашего

общества в частности в последние годы проявляется весьма обостренное и в то же

время довольно противоречивое внимание.

Несомненно, это следует рассматривать и оценивать положитель­но, но при условии)

Конечно, что ставится цель—понять и объ­яснить,

а не сознательно «затемнить» и исказить настоящее

и прошлое, рассуждать на основе глубокого и

разностороннего анализа окружающ

ей действительности, а не путем гадания на

кофейной гуще. И этот аналитический подход вряд ли

возможен, если не иметь четкого разностороннего

понимания того, что представляет собой политическая система. Каковы ее природа,

содержание и назначение? Как традиционно она

понималась в западной и марксистской политологии и

социологии? Как понимается и представляется сейчас?

Обратимся вначале к марксистской трактовке

политической системы. Согласно традиционному,

ставшему своего рода «класси­ческим» марксистскому представлению, политическая

система (организация) общества', подобно

государству, праву и другим политическим явлениям,

институтам и учреждениям, представляет собой объ

ективное явление. Ее существование и

функционирова­ние неразрывно связаны и обусловлены историческими рамками

существования и функционирования классового

общества. Вместе с ним она и форм

ируется и видоизменяется в силу раскола общества на классы и возникновения

объективно существующих классовых противор

ечий. По Мере развития классового общества и

превращения его в бесклассовое политическая

система, согласно марксистским воззрениям, от

мирает. На протяжении всей истории своего существования и функционирования

политическая система общества неизменно выражает и защищает волю и интересы

прежде всего господствующего класса (классов), а в социалисти­ческом обществе

должна выражать и защищать волю и интересы всего народа.

Разумеется, как показывают исторический опыт,

политическая теория и политическая практика в силу множества объективных и

субъективных причин далеко не всегда друг с другом

совпадают. В советской политической теории 60—80-х годов, например,

господствовала доктрина, утверждав

шая, что в СССР существо­вало общенародной го

сударство, и политическая система была не чем иным, как общенародной

политической организацией. Однако анализ политической практики этих и всех

последующих лет со всей очевидностью показал, что в стране существовала и

функцио­нировала в модернизированном виде

сложившаяся еще в период культа личности Сталина тоталитарная

административно-командная система. Аналогичные

выводы соотносимы не только с поли­тической, но и с социальной, экономической и

иными системами, возникшими и развившимися на базе советского общества.

Сегодня особенно важно подчеркнуть, что, выдвигая в процес­се анализа

политической системы общества ее классовый ха­рактер, классовые волю и интересы

на первый план, марксистская политическая наука вместе с тем не теряла из вида

при этом общечеловеческие, групповые, национал

ьные и иные интересы и ценности. Классовые и

другие, в частности общечеловеческие, интересы не

отождествляются, не нивелируются и не подменяются друг другом, но в то же время

они и не противопоставляются друг Другу.

Будучи весьма сложным и многогранным явлением,

политиче­ская система классового общества связана множеств

ом невиди­мых нитей с другими однопорядковыми с ней (т. е. политическими по

своему характеру) и разнопорядковыми явлениями.

Кон­центрируя в себе основное политическое содержание классового общества, она

выступает в реальной действительно

сти как система существующих в его пределах политических организаций

(объеди­нений). К числу последних относятся: государство, являющееся, по общему

правилу, политической организацией экономичес

ки господствующего класса, политические партии, многочисленные общественные

объединения, в той или иной степени принимающие

участие в политической жизни своей страны.

В структуре политической системы общества все эти о

рганиза­ции неразрывно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Они

никогда не существовали и не могут сущ

ествовать сами по себе, взятые в «чистом», изолированном виде. Структур­ные

элементы, составные части политической системы классового общества

рассматриваются в комплексе порождаемых ими связей и отношений, различных

опосредуемых данные связи и отношения социальных

норм, в единстве со всеми обосновывающими их

существование и функционирование политическими идеями, тео­риями, взглядами и

представлениями.

Политическая система общества никогда не остается безуча­стной, пассивной ни по

отношению к надстроечным явлениям, ни по отношению к базисной среде.

Подвергаясь в процессе своего становления и развития прямому воздействию со

стороны, напри­мер, явлений идеологии, права и морали, она постоянно оказывает

на них обратное влияние. Это свидетельствует об

относительной самостоятельности политической системы общества и указывает

на ее способность выступать одновременно в качестве объекта воздействия со

стороны других надстроечных явлений и субъекта активного воздействия на

окружающую надстроечную среду.

Аналогичные по своему характеру и обоюдной направленности связи

устанавливаются также между политической системой общества и экономикой, всем

материальным базисом общества, образующим определенную систему

производственных отношений, соответствующих прежде всего господствующему

способу про­изводства..

Квинтэссенция, суть этих взаимосвязей наиболее полно и четко выражена в

классической формуле, выведенной В. И. Лениным, согласно которой «политика есть

концентрированное выражение экономики»', ее

продолжение, развитие и обобщение. Экономика оказывает решающее воздействие на

политику. В свою очередь политика активно воздействует на экономику. Какова

экономика, такова в конечном счете должна быть и политика, а вместе с тем и

соответствующие ей институты и учреждения, включая полити­ческую организацию

классового общества.

В общественно-экономических формациях, какими являются рабовладельческая,

феодальная и капиталистическая формации, свойственный им внутренне

противоречивый характер экономики накладывает свой неиз

гладимый отпечаток на природу и характер существующих в их пределах не только

экономической, социаль­ной и духовной, но и политической систем. Антагонизм

экономиче­ских интересов противостоящих друг другу основных классовых сил

(рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, буржуа и пролетариев)

обусловливает в конечном счете антагонизм политических интересов этих классов и

образуемых ими организа­ций. Вследствие этого политическая система общества,

отражаю­щая данный экономический строй, постоянно остается расчле­ненной,

расколотой на целый ряд противостоящих друг другу и противоборствующих друг с

другом организаций. Одни из них образуют в соответствии со своими классовыми

целями и интере­сами систему организаций господствующего класса (систему

диктатуры класса рабовладельцев, феодалов и буржуазии), а дру­гие — систему

организаций подвластных классов (систему орга­низаций их классового

противодействия экономическому, полити­ческому и иным видам диктата со стороны

господствующего класса).

Марксистские воззрения исходят из того, что в условиях коммунистической

общественно-экономической формации в проти­воположность всем предшествующим

ей классовым формациям должна складываться относительно непротиворечивая,

однотип­ная экономика, оказывающая определяющее влияние на политику и тем

самым способствующая образованию и развитию на ее основе такой же внутренне

непротиворечивой в классовом и дру­гих отношениях политической системы

общества. Неантагонисти­ческий характер экономических отношений,

материального базиса социалистического общества должен обусловливать

существова­ние соответствующих им по своей природе и содержанию полити­ческих

отношений, политической жизни и политической системы.

Это не будет означать, согласно марксистским взглядам, отсутствия в

экономической, социальной, духовной или политиче­ской системе социалистического

общества антагонистических и неантагонистических противоречий. Утверждение

обратного означало бы неоправданное нивелирование,

искажение реальной действительности. На всех этапах развития

социалистического «общества, как и всякого

другого, и во всех сферах его жизни всегда

существовали и будут существовать различные противоре­

чия. Однако их характер на каждом из этапов может быть иным.

Понятие политической системы общества — это общее,

родовое по отношению к понятию каждой отдельной политической системы,

существующей в рамках той или иной общественно-экономической формации, а также

в пределах отдельно взятой страны. Его не следует

смешивать с понятием политической организации общества вообще, функционирующей,

по мнению ряда авторов, в социально «чистом» виде, в виде некой чистой —

«внеклассовой» или «надклассовой» организации, выражающей и защищающей интересы

всех социальных слоев и групп независи­мо от их фактического положения в

капиталистическом обществе.

«...Ни в одной цивилизованной капиталистической стране,— отмечал по

аналогичному поводу В. И. Ленин,— не существует «демократии вообще», а

существует только буржуазная демокра­тия». Классу буржуазии «выгодно и

необходимо,— писал он,— скрывать от народа буржуазный характер современной

демократии, изображать ее демократией вообще или «чистой

демократией»

Выступая в качестве общеродового понятия, политическая система общества вбирает

в себя все те наиболее общие признаки и черты, которые свойственны всем без

исключения конкретным политическим системам, существующим в пределах различных

общественно-экономических формаций. В ней наряду с сугубо классовыми признаками

и чертами отражаются также межклассо­вые,

общесоциальные, национальные, групповые и общечеловече­ские признаки и черты.

В качестве общих моментов, объединяющих различные полити­ческие системы как

однопорядковые явления, можно выделить следующие. Во-первых, существование и

функционирование их лишь в рамках классового общества, возникновение и

развитие с появлением и развитием классов. Во-вторых, охват каждой из них не

только отдельных составных частей, но и всего классового общества в целом,

существующего в пределах той или иной страны. В-третьих, наличие у каждой из

них политического характера, выступление данных систем в качестве

политических, а не экономических или каких-либо иных по своему характеру

образований. В-четвертых, опора каждой политической системы общества на

определенный тип экономики, социальной структуры и идеологии. И в-пятых,

выступление в качестве структурных элементов любой политической системы

различных государствен­ных, партийных и общественных организаций, участвующих

в по­литической жизни той или иной страны.

Политическая система общества выступает как явление и п

онятие фактическое, но отнюдь не формально-юридическое.

Это означает, что в разряд ее основных частей входят не

только официально признанные господствующим классом в лице

соответствующих государственных органов организации, но и объедине­ния

(например, как неоднократно бывало в истории буржуазной действительности,

марксистско-ленинские партии, прогрессивные молодежные или любые иные

организации), объявленные или объявлявшиеся в силу тех или иных причин вне

закона.

Основными требованиями-критериями, предъявляемыми при рассмотрении ко всем без

исключения структурным Элементам политической организации общества, являются

требования их внутренней упорядоченности, организованности и хотя бы

мини­мальной политичности. Суть первого из них сводится к тому, чтобы каждое

общественно-политическое объединение, рассматри­ваемое в качестве структурного

элемента политической организа­ции общества, выступало бы прежде всего как

организация и обладало бы признаками организации.

Характерными признаками любой организации являются: определенный порядок ее

образования и функционирования; наличие Устава, Положения или иного подобного

рода им акта, свидетельствующего о сформированности

и формально-юридиче­ской оформленности того или

иного объединения; функционирова­ние каждой общественно-политической

организации ради дости­жения определенных, непосредственно стоящих перед ней

целей и задач; деятельность каждой организации в определенной сфере

общественной жизни и в соответствии с установленными принци­пами; наличие у

всех без исключения организаций органов, ведающих их внутренними и внешними

делами.

Суть второго требования, предъявляемого к структурным элементам политической

системы общества, заключается в том, чтобы они как составные звенья были не

только внутренне организованными, но и хотя бы в минимальной степени

политиче­скими. Каждый структурный элемент политической организации

классового общества должен быть не просто организацией, а политической по

своему характеру организацией. Это означает, что он непременно должен: а)

выражать политические интересы определенного класса или

любой иной социальной общности; б) быть участником политической жизни и

носителем политиче­ских отношений; в) иметь непосредственное или опосредованное

отношение к государственной власти—ее завоеванию, организа­ции или

использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными

органами, но и противодействуя им; г)

руко­водствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или

правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

Говоря о политическом характере структурных элементов политической системы

общества, следует иметь в виду, что не все они в своем содержании имеют

одинаковый политический аспект.

У одних организаций политика проявляется более ярко и занимает в их деятельности

значительное место, в то время как у других играет

второстепенную роль. В зависимости от этого все объедине­ния — структурные

элементы политической организации обще­ства — в марксистской научной литературе

подразделяются на организации собственно политические,

несобственно-политические и организации, имеющие в своем содержании лишь

незначитель­ный политический аспект.

К числу собственно политических организаций относятся государства,

политические партии и некоторые общественные объединения. Характерным признаком

этих организаций является организационная связь с политикой и их прямое,

проявляющееся в самых различных формах воздействие на политику.

Непосред­ственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она

заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в

политическом воспитании различных слоев классового общества и в проведении

политиче­ских интересов той или иной социальной общно

сти в жизнь.

Решающую роль среди собственно политических, а равно и среди всех остальных

структурных элементов политической системы общества, несомненно, играет

государство. Будучи осна­щенным специальным аппаратом принуждения и

подавления с соответствующими «вещественными придатками» в виде тюрем и иных

принудительных учреждений, государство выступает как главная сила в руках

господствующего класса, как главный проводник его воли и интересов в жизнь, как

важнейшее средство осуществления его политической власти. В структуре

политиче­ской системы общества государство является объективно необхо­димым,

неотъемлемым ее составным элементом. Видоизменяясь в своей сущности, форме и

содержании, оно неизбежно сохраня­ется на протяжении всей истории развития

классового общества, а следовательно и его политической системы. В то же время,

как известно, все остальные ее составные звенья — политические партии и

различные общественные организации, имеющие полити­ческий характер,— могут

появляться на определенных этапах развития политической системы общества и,

выполнив возло­женные на них задачи, исчезать. Многочисленные примеры такого

круговорота политических институтов можно постоянно наблю­дать в рамках

политической системы различных государств.

К несобственно политическим объединениям — структурным элементам системы

общества — относятся такие объединения, которые возникают и развиваются не в

силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных

причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отли­чие от собственно

политических организаций, никогда не выступа­ет политика. Свою основную

деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные,

кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в

производ­ственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах

жизни общества. Они не ставят перед собой

непосредственных задач активного воздействия в

политических целях на государственную власть.

Политическая деятельность этих органи­заций не

составляет основу их функционирования и выступает;

в этом смысле если не второстепенной, то во всяком

случае не имеющей для них решающего значения. Это

не означает, разумеется, принижения роли и значения

несобственно-политических. объединений в структуре

политической системы общества, ибо речь в данном случае идет лишь об отсутствии

доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не об отрицании его

как такового вообще.

Последнее легко прослеживается на примере деятельности кооперации в рамках

политической и экономической систем нашего

общества, которая, как говорилось в Законе о

кооперации в СССР, «открывает перед гражданами

широкие возможности для приложения своих сил и Знаний к производительному

труду» и которая «предоставляет членам кооперативов реальные возмож­ности и

материально заинтересовывает их в повышении эффектив­ности хозяйствования» на

основе самостоятельной разработки и реализации кооперативами своих планов

производства, распре­деления и продажи товаров, выполнения работ, оказания

услуг и осуществления других видов деятельности, а также в улучшении социальных

условий жизни коллектива.

Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содер­жании лишь

незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и

функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной

группы людей к занятию определенной деятельностью. К их числу следует отнести

объединения типа нумизматов, филателистов, авто- и мо­толюбителей, туристов и

др. Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты

воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему

характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители

политической власти и соответствующих политических отношений.

Предложенное в марксистской политологической и социологи­ческой литературе

разделение различных институтов в структуре политической системы общества по

политическому и другим признакам отражает настоятельную необходимость

использова­ния в процессе исследования помимо всех прочих методов и подхо­дов

институционального метода.

Суть его, кратко говоря, заключается не только в определении и выделении

формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в

анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти

формально-юридических сторон. С институциональной точки зрения политическая

система любого общества выступает как сложный комплекс

взаимосвя­занных, взаимодействующих друг с другом или же противодей­ствующих

друг другу политических институтов.

Институциональный подход к исследованию политической системы общества может

органически сочетаться с другими методическими подходами и дополняться ими. В

марксистской юридической и философской литературе иногда указывается, в

частности, на необходимость использования функционального, регулятивного и

коммуникативного подходов. Каждый из них акцентирует внимание на одной из

сторон политической системы общества, а вместе взятые, они дают о ней полное

и разносто­роннее представление.

В целях более глубокого и разностороннего исследования политической системы

общества, учитывая сложность, разноха­рактерность и

многоаспектность ее составных частей, методологи­чески важным представляется

рассмотрение ее в виде свое­образного системного комплек

са, полисистемы или общей систе­мы, складывающейся из ряда ча

стных систем или подсистем. В качестве последних в соответствии с различными

сторонами и подходами к исследованию политической системы общества можно

выделить наряду с институциональной подсистемой,

зани­мающей ведущее положение среди других подсистем, также функциональную

систему (подсистему), складывающуюся соот­ветственно из совокупности тех

направлений деятельности или функций, которые выполняются отдельными

общественно-полити­ческими институтами, группами институтов, политической

систе­мой общества в целом; регулятивную систему (п

одсистему), выступающую в виде совокупности различных социальных норм и других

регулятивных средств (традиций, принципов, политиче­ских воззрений, обычаев и

пр.), направленных на регламентацию внутренней жизни и деятельности

политической системы общества в целом и ее отдельных структурных элементов;

коммуникативную систему (подсистему), представляющую собой совокупность

раз­нообразных связей и отношений, существующих между различны­ми составными

частями, элементами политической организации общества и «стягивающих» последние

в единый системный комп­лекс, полисистему и др.

Институциональная подсистема в решающей мере предопреде­ляет понятие и

содержание политической системы общества в целом, оказывает огромное влияние на

основные направления ее деятельности, социальное содержание и назначение. По

отноше­нию к политической организации общества в целом, а также по отношению к

ее отдельным частям институциональная система (подсистема) выступает в качестве

основополагающей системы. Это обусловлено тем, что именно она является

источником всех наиболее важных связей, возникающих в рамках политической

организации общества. Она предопределяет характер норм, регу­лирующих данные

отношения. Именно по отношению к ней политические идеи, взгляды, теории и

представления выполняют служебные функции, формируя свои собственные частные

системы (подсистемы). При рассмотрении

политической системы общества с институ

циональной и других сторон ключевое значение имеют вопросы, касающиеся в

первую очередь специфических черт и особенностей

составляющих ее элементов. Не случайно, что именно вокруг этих вопросов в

марксистской юридической, философской и отчасти в социологической литературе в

течение продолжительного време­ни ведутся нескончаемые споры. Наряду с ранее

высказанным мнением, согласно которому в качестве структурных элементов

политической системы общества предлагается рассматривать лишь различные

социально-политические институты, обладающие признаками

организационности и политичности, в отечественной и зарубежной марксистской

литературе имеют место и иные суждения.

Одни авторы рассматривают, в частности, в качестве ее структурных элементов

помимо различных общественно-политиче

ских институтов также и политические отношения.

Другие склонны относить к структурным элементам

политической системы кроме институтов трудовые

коллективы, классы, народ, нацию, семью, различные формы общественной

самодея­тельности, средства массовой информации, различные формы

непосредственной демократии и т.п.

Наконец, третья группа исследователей политической системы общества считает

возможным относить в разряд ее структурных

элементов политические идеи, взгляды, представления,

политическое сознание, политическую идеологию и т.п

.

Не ставя перед собой задачу проведения анализа высказанных

точек зрения и суждений относительно допустимости включения

тех или иных явлений в число структурных элементов политической системы

общества, обратим внимание лишь на то, насколько

правомерным и обоснованным является рассмотрение в качестве самостоятельных

структурных элементов наряду с государственными и

негосударственными институтами всех иных общественно-политических явлений,

политических идей, взглядов, представле­ний.

Не подлежит никакому сомнению, в частности, тот факт, что

политическая система любого конкретного общества, с одной

стороны, и соответствующие ей политические идеи, представления, политическое

сознание — с другой, никогда не существуют изоли­рованно, в отрыве друг от

друга, как нечто обособленное, не взаимосвязанное, положенное извне. Выступая

как совокупность важнейших политических институтов, возникающих и

функционирующих на основе определенных

политических идей, политическая система того или иного общества и

соответствующие ей идеи непрерывно взаимодействуют друг с другом, оказывают

посто­янное влияние и предполагают друг друга. При этом, как

справедливо отмечается в философской литературе,

«политические учреждения «соответствуют» политическим взглядам не как чему-то

внешнему, эти взгляды функционируют именно как сама деятельность данных

учреждений. Они выражаются, проявляются именно в многообразных политических

актах, как сознательных действиях по самой своей социальной сущности

».

Однако следует ли из этого вывод о том, что политические идеи, взгляды и

представления, будучи неразрывно связанными с соответствующими институтами и

учреждениями и материализу­ясь в них, целиком растворяются в них и в этом

превращенном виде становятся элементами политической организации общества?

Можно ли вообще рассматривать политические идеи, взгляды и представления в

«превращенном виде» или взятыми сами по себе в качестве самостоятельных

структурных элементов послед­ней? Очевидно, нет.

От того, что различные идеи материализуются в отдельных элементах политической

организации общества и в ней самой, выступающей как целое, они не утрачивают

своей субстанции, не перестают быть идеями и не превращаются, таким образом, в

материальные объекты—элементы политической организации общества. Иной вывод и

иное допущение были бы по существу своему неверными, ибо в таком случае

невольно допускалась бы и оправдывалась возможность смешения в рамках структуры

политической организации общества «материальных» объектов, какими являются

различные общественно-политические институ­ты, с «нематериальными», идеальными

объектами, какими являют­ся политические взгляды, идеи и представления. Перед

исследова­телем структуры политической организации общества и ее отдель­ных

элементов в таком случае неизбежно возникала бы необходи­мость сопоставления

(или противопоставления) таких разнопорядковых,

несопоставимых между собой объектов, какими являются «материальные» и идеальные

объекты. А это, есте­ственно, было бы крайне нелогичным.

Известно, как строго критически относился В. И. Ленин ко всякого рода попыткам

сравнения и сопоставления разнопорядковых явлений

между собой или их противопоставления. Критикуя меньшевизм в работе

«Тактическая платформа меньшевиков», он, в частности, писал: «Мы недоумеваем,

как можно сравнивать и сопоставлять классы (либеральная буржуазия) с учением

(социализм)? Практическую политику (поползновения) с взгля­дами (предрассудки

)?? Это верх нелогичности. Чтобы связать концы с концами в тактической

платформе, надо противопоста­вить: 1) один класс другому,—например, либеральную

буржуа­зию демократическому (или реакционному?) крестьянству; 2) од­ну политику

другой,— например, контрреволюционную — револю­ционной; 3) одни учения, взгляды

и предрассудки — другим учениям, взглядам и предрассудкам

»^. Таким образом, в качестве однопорядковых, сопоставимых между собой

объектов могут выступать либо материальные, либо идеальные объекты, взятые в

отдельности. Любые попытки их смешения,

сопоставления или противопоставления друг другу,

являются с точки зрения элементарной логики совершенно

недопустимыми. Идеальные объекты, соотносясь

друг с другом и взаимодействуя между собой,

образуют идеальную, если можно таксказать, систему, т.

е. систему определенных политических взгля

дов, идей и представлений. В свою очередь материальные объекты,

обладающие признаками элементов, взаимодействуя между собой

и оказывая соответствующее влияние друг на друга, образуют

материальную систему. В качестве одной из таких материальных

систем наряду с другими системами выступает

политическая организация общества. Она, как

неоднократно отмечалось в

марксистской литературе, образует материальную основу

политической части надстройки и проявляется как совокупность тех учреждений,

которые соответствуют политическим взглядам общества на данном этапе его

развития.

Исходя из этого вполне корректно предположить, что если политическая организация

общества является материальной системой, то и

составные ее части с необходимостью должны быть

материальными. В противном случае мы неизбежно столкнемся с неразрешимыми

проблемами структуры политической системы общества и с необходимостью

сопоставления и сравнительного изучения таких несовместимых между собой,

разнопорядковых явлений, какими являются, с одной стороны, материальные

объекты,

а с другой — идеальные.

Аналогично обстоит дело, как представляется, и с попытками рассмотрения в

качестве самостоятельных структурных элементов политической системы общества,

исследуемой в институциональном и иных планах,

политических отношений, норм, принципов, средств

коммуникации, массовой информации и др.

Широко используя выделяемые в философской литературе основные признаки

структурных элементов, в особенности такие, как их

однопорядковость, субстанциональная совместимость, непосредственная связь со

структурой, их детерминированность друг с другом и окружающей средой, можно с

полной уверенностью сказать, что в качестве структурных элементов политической

системы общества с институциональной точки зрения выступают и могут выступать

только соответствующие ей по своей суб-

станции и качественной определенности государственные и негосударственные

организации, институты. Что же касается других явлений — политических норм,

отношений, представлений и т. п.,— то в силу тех

же причин они могут рассматриваться лишь в качестве элементов соответствующих

частных систем (подсистем

).

Это означает, что элементами коммуникативной системы (подсистемы) могут

считаться лишь системообразующие,

системоразрушающие и индифферентные к системному процессу связи и отношения;

в качестве элементов регулятивной системы (подси

стемы) выступают лишь соотносящиеся с ней

социальные нормы (нормы права, морали, нормы, содержащиеся в решениях

полити­ческих партий и общественных организаций) и иные регулятивные средства;

структурными элементами «идеальной» системы (подси­стемы) могут считаться, как

было отмечено, лишь соответствую­щие идеи, взгляды и представления.

Разумеется, как сами частные системы (подсистемы), так и составляющие их

элементы не существуют изолированно, в отрыве друг от друга. В реальной

действительности они всегда находились и находятся в тесной взаимосвязи и

взаимодействии. Исходя из этого можно сказать, во-первых, что вычленение и

рассмотрение их в «чистом», несколько разобщенном виде весьма относительно и

условно; а во-вторых, что выделение в качестве структурных элементов

политической системы обще­ства государства, политических партий,

разнообразных обще­ственных организаций не только не исключает, а, наоборот,

всячески предполагает всесторонний учет и тщательный анализ взаимосвязанных и

взаимодействующих с ними элементов различ­ных частей систем (подсистем).

Политическая организация любого конкретного общества как сложный, системный

комплекс должна иметь, исходя из принци­пов детерминированности и совместимости

элементов и структуры, также и соответствующие ей элементы. В качестве таковых

можно рассматривать не отдельные одномерные явления, а лишь слож­ные, емкие

комплексы, образуемые в результате взаимосвязи и взаимодействия элементов

одной, ведущей институциональной системы (подсистемы) с элементами других,

ведомых частных систем (подсистем). Иными словами, в качестве элементов

поли­тической системы общества могут выступать не сами по себе

общественно-политические институты, взятые в «чистом», изоли­рованном друг от

друга и от элементов других частных систем (подсистем) виде, а институты,

рассматриваемые в комплексе с порождаемыми ими связями и отношениями,

опосредуемыми данные связи и отношения социальными нормами, в единстве со

всеми лежащими в основе их существования и функционирования политическими

идеями, теориями, взглядами и представлениями.

Такая постановка вопроса об элементах и структуре политиче­ской системы

помогает, как представляется, более адекватно отразить действительность,

составить довольно полное представ­ление о понятии, его содержании и

внутреннем строении. В общем и целом это отражает марксистское видение

исследуемой пробле­матики.

Наряду с марксистским представлением о политической систе­ме большое значение

для глубокого понимания данного политиче­ского феномена имеет и

немарксистское видение. Несмотря на существенные

различия в оценках и подходах к анализу политиче­ской системы марксистских и

немарксистских авторов, по многим параметрам их взгляды, хотя это и может

показаться пара­доксальным для сложившегося в прежние годы общественного

сознания, совпадают. Такое совпадение прослеживается, напри­мер, в том, что и с

той и с другой стороны в исследовании полити­ческой системы преобладает

многовариантность ее понимания и толкования, что основной упор делается не на

регулятивном, коммуникативном или ином аспекте, а на институциональном; что в

основу исследования политической системы берутся не ее функции, а структура и

т. п.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что при анализе марксистских и

немарксистских представлений о политической системе следует исходить прежде

всего не из их противопоставле­ния друг другу, а из их сопоставления и не из

их «абсолютной» противоположности друг другу, а из их относительной общности.

Как же трактуется политическая система общества с не­марксистских позиций

в западной политологии и социологии? Отвечая на

этот вопрос, следует прежде всего отметить, что в рамках западной политологии и

социологии нет единого представления о политической системе. Существует

несколько вариантов теории политической системы. Каждый из них отража­ет собой

различные направления политической науки, послу­жившие основой в том или ином

случае для разработки метода системного анализа и теории политической системы.

В зависимости от того, какие направления берутся за

исходное, а также в зависимости от того, на каких

сторонах (аспектах) политической жизни концентрируется внимание

иссле­дователей, западные политологи в одних случаях склонны говорить о двух

вариантах теории политической системы. Ха­рактерными при этом являются

рассуждения о том, что свое начало системный анализ берет преимущественно в

биологии и «привносится в политическую науку через социологию в основ­ном

благодаря работам Д.

Истона и Г. Алмонда». Особое внимание в данном

случае обращается на два подхода к системно­му анализу. Один из них,

рассматривая политическую систему под углом зрения составляющих ее подсистем,

концентрирует внима­ние исследователей на изучении совокупности взаимосвязей и

взаимодействий, возникающих внутри политической системы, тогда как второй

подход в противоположность первому «кон­центрируется на рассмотрении более

общих характеристик»'. а именно на изучении

«входов», «выходов» и «обратных связей», устанавливающихся между политической

системой и средой.

В других случаях западными политологами, взявшими на вооружение системный

анализ, выделяются три различных варианта теории политической системы. При этом

варианты Истона и Алмонда

дополняются еще одним довольно распростра­ненным в настоящее время на Западе

вариантом теории политиче­ской системы К. Дойтча,

суть которого изложена в его работах «Национализм и социальная связь» и «Нервы

управления»^. и сводится, по мнению ряда авторов,

к «заимствованию основных положений данной концепции у тех, кто разрабатывает

компь­ютерные системы», и механическому перенесению

терминологии, принципов деятельности и важнейших положений кибернетиков в сферу

политики.

В третьих случаях кроме названных вариантов теории политической системы в

западной политологии рассматриваются также и

некоторые другие ее разновидности, среди которых выделяется, например, теория

политической системы Д.

Трумэна, раскрытая им в таких работах, как «Кризис американской

политической системы» и «Управленческий процесс», и исходящая при анализе

политической системы и ее структуры из основных положений социального

плюрализма и широко известных постула­тов теории «групп давления

», теория политической систе­мы Г. Пауэлла и

М. Каплана, представляющая собой фактически

попытку экстраполяции, перенесения основных положений концеп­ции Д. Истона из

сферы внутриполитической жизни той или иной страны в сферу внешних отношений,

теория функциональной политической системы, построенная на основных постулатах

социальной системы Т. Парсонса; теория

политической системы как специфической, активной структуры и

др.

Наличие различных вариантов теории политической системы в известной мере

предопределяет множественность и противоречи­вость бытующих в западной

литературе определений политической системы, а также существование порой

взаимоисключающих представлений о ней. В качестве иллюстративного материала

могут служить, в частности, такие разноречивые представления о политической

системе, какие отражены, например, с одной стороны, в определении политической

системы Д. Истона,

согласно которому система рассматривается как «совокупность взаимодействий

субъектов, посредством которых в обществе властно, авторитарно распределяются

ценности»', а с другой стороны, в определении,

содержащемся в работах И. Хус, где система

представляется в совершенно ином, несколько идеалисти­ческом плане, а именно

как «комплекс идей, принципов, законов, доктрин и т.

п., формирующих единое целое и заполняющих собой содержание определенной

философии, религии, формы правле­ния...».

Перечень разноречивых дефиниций политической системы, отражающих различные

течения, направления и подходы за­падных политологов к исследуемой теме, можно

дополнить еще одним определением политической системы, данным

М. Капланом, согласно которому система

рассматривается как «совокупность переменных величин, связанных между собой

одной или несколь­кими функциями»; дефиницией Ст.

Колмана, в соответствии с которой «система может быть определена как

совокупность объектов или элементов (реальных или абстрактных), взятых вместе с

существующими между ними отношениями»; дефини­цией Т.

Мадрона, согласно которой политическая система общества определяется как

«совокупность объектов и их признаков, скрепленных сетью отношений», и

др.

Многочисленные и противоречивые определения

политической системы наряду с другими факторами, как отмечают западные авторы,

вызывают трудности в процессе оперирования данной концепцией и снижают ее

социальную эффективность. Отсутствие твердой, устоявшейся дефиниции

политической системы, пишет по этому поводу теоретик И. Хус, «толкает некоторых

исследовате­лей, имеющих дело с системным анализом, ко всякого рода

методологической изобретательности, которая, по общему прави­лу, противореча

основным принципам (догмам) научного метода, приводит часто к очень плачевным

результатам»".

Говоря об этом, не следует, однако, преувеличивать существу­ющие различия

многочисленных вариантов теории политической системы и негативные последствия

разнобоя в определенных и представлениях о политической системе для развития

политологии. Ибо, несмотря на все многообразие

существующих в не­марксистской политологии

вариантов и представлений о политиче­ской системе, несмотря на все бытующие и

отличающиеся в той .или иной мере ее

разновидности, все они объединены между собой общностью экономических,

политических и идеологических основ, единством конечных общесоциальных и

классовых целей, общно­стью выражаемых и защищаемых ими интересов,

. общими принципами построения и функционирования, сходством взятых в

качестве отправных положений при их создании и развитии постулатов. При всем

отличии вариантов теории политической системы все они в конечном счете

выполняют одни и те же «заложенные» в них функции, осуществляют в общем и целом

одну и ту же фундаментальную (методологическую) и приклад­ную роль.

В чем же это конкретно проявляется и как данная роль реализуется? Обратимся

вначале к методологическому аспекту теории политической системы. О нем

довольно много говорится и пишется западными авторами.

Выделяя теорию политической системы и подчеркивая ее значимость, западные

политологи и социологи называют ее зачастую не иначе как «весьма ценным

инструментом социального и политического анализа» (Т.

Мадрон, К. Шелф), перспективной концепцией,

определяющей «общие рамки научных исследований в области политической науки»

(Р. Голдмэн, Т. Яниг),

важнейшей доктриной, обладающей «центральным теоретическим статусом и

выступающей в качестве исходной точки при проведении любых анализов структуры и

процессов» (Дж. Велтмен)

и т. п.

Теорию политической системы, а вместе с ней и системный анализ как таковой

называют также «особым социальным феноменом, обладающим огромной социальной

значимостью» и представляющим собой в методологическом плане «нечто гораздо

большее, чем простая совокупность технических приемов, средств и методов

познания». Ее рассматривают нередко в каче­стве развивающейся в рамках

буржуазной политологии своего рода «методологической идеологии

».

В чем же усматривается методологическая важность концеп­ции политической системы

и соответственно ее социальная значимость? В чем заключается, с их точки

зрения, ценность теории политической системы, рассматриваемой в

методологиче­ском плане, и как она проявляется? Отвечая на эти и другие им

подобные вопросы,, следует иметь в виду, что

западные политологи и социологи не выработали какого-либо однозначного их

решения. В зависимости от развиваемых ими взглядов, а также в зависимо­сти от

их приверженности к тем или иным существующим в системе буржуазной

политологии течениям, одни из них усматривают методологическую значимость

теории политической системы в том, что она является идеальной моделью для

широкого применения и раскрытия всех потенциальных возмо

жностей функционализма. Другие видят ее методологическую ценность в том, что

она выступает в качестве своеобразной опоры и средст­ва дальнейшего укрепления

концепции «групп давления» и доктри­ны

политического плюрализма. Третьи, выделяя методологический аспект теории

политической системы, указывают на то, что, будучи универсальной, глобальной

концепцией, она в ряде случаев служит основой для выработки и развития других

концепций и всякого рода теоретических моделей.

При рассмотрении методологического аспекта теории полити­ческой системы западные

авторы обращают также внимание и на иные пути и формы его проявления.

Отмечается, в частности, что методологический аспект теории политической

системы проявля­ется, помимо всего прочего, в том, что данная теория помогает

глубже изучить различные стороны политической жизни того или иного общества и

предвидеть перспективы развития той или иной страны; что она привлекает

внимание и позволяет исследовать такие ранее выпадавшие из поля зрения

теоретиков аспекты политики, как «макроскопические» (т.

е. всеобъемлющие, глобаль­ные); что она способствует «возрождению

утраченного ранее интереса к исследованию системы связей и отношений,

возникаю­щих между структурой и функциями, между статикой и динами­кой», и т.

л.

Методологическая значимость теории политической системы усматривается западными

политологами и в других отношениях. Существует немало работ, в которых

раскрываются (и при этом нередко преувеличиваются) ее методологические

возможности и черты. Однако вместе с тем нельзя не заметить, что в буржу­азной

литературе за последние годы появляется все больше публикаций, содержащих

довольно критические высказывания в адрес теории политической системы и

ставящих иной раз под сомнение ее методологические возможности. Довольно

типичным в данном случае является высказывание М.

Вайнштейна о том, что «принятие учеными на вооружение концепции системы

вовсе не означает разрешения каких бы то ни было из существующих теоретических

проблем. Оно означает лишь условное определение тех рамок, в пределах которых

могут вестись дискуссии о полити­ческой жизни в целом»

.

Нередки также замечания ряда политологов и социологов (особенно тех, кто

выступает против представления о теории политической системы как о глобальной и

методологически универсальной концепции) о том, что применение различных

вариантов теории политической системы следует ограничивать лишь определенными

сферами политической жизни, в которых «они могли бы быть в максимальной степени

полезными», и целями, которым они служат и ради

достижения которых они, собственно, и существуют. «Будучи далеко не совершенным

инструментом научного познания,— скептически отзывается с ме­тодологических

возможностях теории политической системы американский политолог

П. Нэттл,— концепция системы даже в ее самом

узком смысле находится под угрозой стать яблоком раздора между ее сторонниками

и противниками» и проявляться лишь как минимально полезная концепция ввиду ее

противоречи­вого понимания и толкования.

В адрес теории политической системы, рассматриваемой в методологическом

плане, западными авторами высказывается немало и других критических

замечаний. Однако они отнюдь не свидетельствуют о методологической

несостоятельности или об отсутствии в ней каких бы то ни было рациональных

зерен и достоинств.

Помимо методологического и других аспектов теории полити­ческой

системы особое место в ее содержании и социальном назначении занимает также

и сугубо «прикладной», практический аспект. Суть его, кратко говоря,

сводится к тому, что при создании и развитии концепции политической системы

западные теоретики не только наделяют ее методологическими или, скажем,

апологе­тическими функциями, но и рассматривают среди главных т

еоретических средств решения назревших в области политики практических

проблем. Для того чтобы преодолеть различные препятствия, возникающие на пути

достижения поставленных целей и успешно решить важнейшие политические проблемы,

пишет, в частности, Р.

Голдмэн, «люди активно вовлекают себя в политику, создавая при этом или,

наоборот, разрушая политические системы.

Стремясь подчеркнуть не только академический, но и

сугубо прикладной, практический характер теории политической системы, западные

политологи именуют ее иногда не иначе как

«проблемо-разрешающей» концепцией и рассматривают неизменно как составную

часть процесса взаимодействия политической теории и политической практики.

Какие же практические задачи призвана решать теория политической системы в

западной политологии и в чем,

собственно, усматривается ее сугубо прикладной,

практический аспект? В литературе называется целый ряд разнообразных

практических задач, решению которых, по мнению авторов, долж­на способствовать

теория политической системы'. Но наиболее важными

из них, дающими общее представление о практическом аспекте теории политической

системы, являются следующие.

Во-первых, теория политической системы, по мнению ее создателей и

последователей, призвана способствовать выработке рекомендаций по

совершенствованию структуры политической системы, а также по выработке мер,

направленных на повышение ее адаптивности к окружающей среде и усиление

социальной эффективности. В настоящее время, утверждается в связи с этим, для

того чтобы добиться большей эффективности политических систем, необходимо

планировать процесс развития их механизмов в целом, необходимо понять весь

комплекс факторов, оказываю­щих на них постоянное влияние, необходимо

вмешиваться в процесс развития политической системы. Не подлежит никакому

сомнению, пишет, например, И. Хаас, что все

большие, сложные системы способны к определенной самоадаптации. Однако вместе с

тем следует иметь в виду, что под давлением огромных политических, социальных,

экономических и технологических стрессов они вынуждены будут развивать свои

новые структуры. «Это может легко привести к серьезным социальным потрясениям,

если процесс адаптации системы не будет тщательно планировать­ся, а будет пущен

на самотек». Иными

словами, если профессио­нальные политологи и социологи, используя теорию

политической системы и другие теоретические средства и конструкции, не смогут

заранее предусмотреть всех тех изменений в структуре политиче­ской системы,

которые могут произойти под влиянием политиче­ских и социально-экономических

факторов, и, исходя из этого, не смогут своевременно выработать соответствующие

меры для ее защиты и сохранения в них господствующего положения прежних, но

радикально измененных политических институтов, то такую политическую систему

могут постигнуть «серьезные социальные потрясения».

Во-вторых, теория политической системы призвана способство­вать, по замыслу

ее создателей и последователей, дальнейшему расширению и укреплению

экономических, политических и соци­альных основ реально существующей, но

постепенно теряющей свою опору в массах политической системы.

Кроме того, с теорией политической системы связываются надежды многих

политологов и социологов на сохранение в будущем «социального равновесия» между

определенной политической системой и непосредственно окружающей социаль­ной

средой, а также надежды на сохранение и упрочение ее внутренней «политической

стабильности». Практическая значи­мость теории политической системы в данном

случае усматрива­ется западными политологами в том, что она помогает, по их

мнению, не только глубже понять смысл и содержание таких явлений и свойственных

большинству политических систем черт, как равновесие, стабильность,

устойчивость и т. п., но и определить уровень их

развития на том или ином этапе эволюции общества и политической системы и в

случае появления признаков ослабления этих черт выработать рекомендации по их

восстановлению и усилению.

Определяя политическую стабильность как «регулярность потока политических

обменов», где термин «регулярность» приме­нительно к политическому действию,

изданному акту или взаимо­действию социальных сил означает не что иное, как

соответствие «общепринятому (читай — западному) образу поведения», многие

политологи и социологи убеждают широкие массы в том, что достижение такого рода

политической стабильности, социального равновесия и устойчивости, скажем,

буржуазной политической системы жизненно важно и отвечает интересам всех без

исключе­ния слоев капиталистического общества'.

Отсюда нередкими являются лозунги и призывы, обращенные прежде всего к трудо­вым

слоям, «ограничивать самих себя и соизмерять свое поведение с установленными

образцами поведения», быть лояль­ными к существующему

строю не нарушать «действующих в обществе юридических законов», «оказывать

необходимую поддержку политическим лидерам», «добровольно воспринимать и

соблюдать все официальные решения» и т. д.

В-третьих, теория политической системы широко используется западными авторами в

целях дальнейшего изучения и совершен­ствования таких государственных органов и

общественно-полити­ческих институтов, рассматриваемых в качестве составных

частей политической системы капиталистического общества, как

исполни­тельно-распорядительные и судебные органы, избирательная система,

церковные и иные общественные объединения, политиче­ские партии и др.

Показательными в этом отношении являются даже названия работ, в которых

проводятся подобные исследова­ния и в которых авторы рассматривают различные

государ­ственные органы и общественно-политические институты в каче­стве

подсистем в структуре политической системы общества в целом. Среди них можно

назвать, например, такие работы, как «Избирательная система как политическая

система: современное развитие в Британии», «Федеральные суды как политическая

система», «Введение в правовую систему», «Возврат к государ­ству» и др

.

В-четвертых, в рамках западной политологии

концепция политической системы служит одним из важнейших теоретических средств

определения «стрессовых» ситуаций, дисфункций, полити­ческих и социальных

«напряжений» в буржуазной политической системе и выработки мер по их

устранению. В послевоенный период, писал в 1973 г. западный политолог

Ф. фон Меден, «71 нация пострадала от совершенных государственных

переворо­тов или попыток совершения революции». В связи с этим проблема

определения возможных стрессовых ситуаций, политиче­ских и социальных

напряжений в политической системе и разра­ботка наиболее эффективных средств их

ослабления, а затем полного устранения стала одной из наиболее важных в

совре­менной западной политологии и социологии

Совершенно не случайно поэтому известный американский ученый

Д. Истон и его последователи в процессе изучения

политической системы и выра­ботки ее теории постоянно ставили во главу угла

вопрос о самосохранении, поддержании стабильности и «самовыжива­нии»

политической системы в условиях непрерывно изменяю­щейся и далеко не всегда

благоприятствующей ее укреплению и развитию окружающей среды. Для того чтобы

справиться с возникающими в политической системе стрессовыми ситуациями,

считают американские теоретики, политическая система должна обладать

«способностью к ослаблению напряжений, исходящих

из окружающей среды», «способностью к реорганизации самой себя и внешнего

окружения таким образом, чтобы положить конец возникновению напряжений вообще

или по крайней мере их появлению в прежних формах».

И в-пятых, теория политической системы используется за­падными политологами и

социологами для определения уровня политической стабильности в той или иной

стране, для снижения к минимуму или полному избежанию риска в отношении

вкладываемых в экономику этих стран иностранных капиталовло­жений. Как резонно

замечает по этому поводу американский политолог Р.

Грин, управляющие и менеджеры 'компаний,

размещающих свои капиталы в других странах, должны следить за политическим

климатом этих стран, тщательно учитывать уровень политической стабильности и в

случае необходимости принимать соответствующие меры «для защиты своих

интересов». Следует учитывать также, пишет автор, что «радикальные изменения в

политической философии правительств тех или иных стран могут представлять собой

огромную угрозу для интересов транснациональных компаний в этих странах» и в

зависимости от характера происходящих изменений и уровня политической

стабильности в данных странах размещать в них свои капиталы

'. Опыт показывает, заключает Р. Грин, что

изменения в политиче­ской системе, вызываемые революциями, всегда имеют

«серьезные последствия для интересов иностранного бизнеса и капитала

».

Кроме названных проявлений практического характера и слу­жебной роли теории

политической системы в западной политологии

существуют и иные формы ее выражения. Все они свидетель­ствуют, несмотря на их

различие, не только об академической, но и о политико-практической, прикладной

значимости рассматривае­мой темы.



(C) 2009