Научная Петербургская Академия

Курсовая: Особенности обучения детей мигрантов, общение с ними

Курсовая: Особенности обучения детей мигрантов, общение с ними

Содерж ние

Введение. 2

1. Мигр ционн я пед гогик . 3

1.1. Этнологические основы современной теории мигр ционной пед гогики. 3

1.2. История р звития мигр ционной пед гогики в России. 5

1.3. Обобщение р зр боток отечественных школ мигр ционной пед гогики. 10

2. Особенности обр зов ния детей мигр нтов и беженцев в

условиях ст новления единого обр зов тельного простр нств . 12

2.1.Межкультурное обр зов ние в детском возр сте - кту

льн я проблем современности. 12

2.2. Специфик обучения в поликультурном простр нстве. 14

3. Ан лиз опыт р боты с детьми-мигр нт ми. 15

3.1. Опыт обучения детей некоренных н цион льностей в. 15

90-е годы. 15

3.2. Опыт р боты с детьми-мигр нт ми н Юге России (школ ..В. Бонд ревской). 16

3.3. Пед гогическ я з щит уч щегося-мигр нт . 18

З ключение. 19

Библиогр фия. 21

Введение

Акту льность исследов ния проблем р звития теории и пр ктики мигр ционной пед

гогики, пед гогической поддержки детей-мигр нтов и беженцев обусловлен процесс

ми р сп д СССР, лок льными конфликт ми, что породило тенденцию н цион льной

нетерпимости и р зобщенности. Р звитие процессов мигр ции, появление

вынужденных переселенцев, детей-мигр нтов, беженцев, обострили проблемы их д

пт ции в инокультурной среде. Акту льность исследов ния проблем мигр ционной

пед гогики и пед гогической поддержки и з щиты детей-мигр нтов подтвержд ется

современными ре лиями геополитической соци льно-пед гогической ситу ции, связ

нной с вынужденной мигр цией. Т к н юге России вынужденн я мигр ция сост вил

в период 1992-1999 годы около 40%. В соответствии с междун родными документ ми

(Конвенция ООН 1951 , Конвенции по пр в м Детей (1989), З кон Российской Федер

ции «О беженц х») отмеч ется, что дети – беженцы н делены пр

в ми взрослых беженцев, теми же соци льными, экономическими, культурными,

политическими пр в ми, что и дети, живущие в стр не.

Причины увеличения мигр ции довольно просто вычленить: притеснение предст

вителей некоренных н цион льностей в бывших союзных республик х; введение в

действие дискримин ционных з конов, ущемляющих гр жд нские пр в некоренных

жителей; вооруженные конфликты, особенно в З к вк зье, н Северном К вк зе,

Молдове, Т джикист не; ухудшение криминогенной обст новки; резкое понижение

экономического бл госостояния людей; жел ние поп сть н историческую родину.

Усилив ющ яся мигр ция привел к появлению большого количеств детей

беженцев, мигр нтов, переселенцев, испытыв ющих огромные м тери льные, соци

льные и обр зов тельные трудности в д пт ции к иной среде и культуре.

И если ребенок негроидной р сы в н ших школ х редкость, то выходцы из бывших

республик СССР встреч ются пр ктически в к ждом кл ссе. В связи с этим

возникл н стоятельн я необходимость в р зр ботке теоретических основ пед

гогики р боты с детьми-мигр нт ми, обосновыв ющей содерж ние, зн чимость и

иннов ционные пр ктические технологии пед гогической поддержки и з щиты уч

щихся-мигр нтов в поликультурном обр зов тельном простр нстве.

Нынешняя ситу ция в стр не кту лизиров л ряд новых пед гогических проблем,

н пр вленных н решение з д ч пед гогической поддержки и д пт ции. С конц

90-х годов в отечественной пед гогике происходит р звитие новой обл сти пед

гогической н уки – мигр ционной пед гогики. Впервые он был

сформулиров н в отечественной н учной школе ..В.Бонд ревской (И.В.Б бенко,

О.В.Гук ленко, Л.М.Сухоруков и др.). В р зр ботке этой обл сти зн ния

исследов тели опир ются н труды отечественных пед гогов А.В. Лун ч рского,

Н.К. Крупской, А.С. М к ренко В.А. Сухомлинского и других, в которых

обосновыв ется в жность пед гогической поддержки в р звитии личности. Особый

интерес предст вляют р зр ботки современных проблем мигр ции, отлич ющиеся

многогр нностью и широким спектром изуч емых объектов. Т к, соци льно-

психологический спект положения русских в стр н х ближнего з рубежья

исследуется Н.М. Лебедевой; влияние мигр ционных процессов н межн цион льные

отношения – Р.А. Костиным; вопросы соци льной д пт ции вынужденных

мигр нтов р скрыв ет В. С. Айр петов. В целом вним ние ученых сконцентриров

но н исторических, демогр фических и структурных особенностях мигр ции, при

этом пр ктически отсутствуют р боты, связ нные с обр зов тельной п р дигмой

мигр ции, с д пт цией, поддержкой и з щитой детей-мигр нтов. Поэтому кту

льной проблемой является теория и пр ктик пед гогической поддержки детей-

мигр нтов и беженцев в современном обр зов тельном простр нстве.

Объект исследов ния: общение с детьми р зличных н цион льностей.

Предмет исследов ния: особенности общения с детьми-мигр нт ми,

беженц ми и переселенц ми р зличных н цион льностей и специфик их обучения.

Цель: изучить проблему обучения детей мигр нтов.

Акту льными з д ч ми исследов ния являются выявление сущности и

основные н пр вления р звития мигр ционной пед гогики к к феномен мировой пед

гогической н уки; определение основных ф кторов, условий и средств р звития

мигр ционной пед гогики, обучения детей р зличных некоренных н цион льностей н

регион льном уровне, т кже н лиз опыт решения этой проблемы в р зличных

регион х.

Методологической основой исследов ния являются идеи соци льной

обусловленности р звития человек к к личности; идеи этнологии; идеи своеобр

зии и с мобытности культур, культурных тр диций р зных н родов; вопросы

приоритетности формиров ния общественного созн ния н основе н цион льных и

общечеловеческих ценностей, нр вственной культуры межн цион льных отношений в

целях совершенствов ния всех сторон жизнедеятельности многон цион льного

коллектив и обществ .

1. Мигр ционн я пед гогик .

1.1. Этнологические основы современной теории мигр ционной пед гогики.

В н стоящее время средств ми м ссовой информ ции уделяется прист льное вним

ние обостряющимся противоречием в сфере межн цион льного общения.

Существующие р зличия интересов соци льных групп и слоев, р зличия положения

людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности обусл влив ют

многообр зие сторон общественного созн ния. Н цион льно-психологические уст

новки, стереотипы мышления проявляются в м ссовом созд нии, формируют

отношение к этническим общностям.

Этнические процессы р звив ются под воздействием ф кторов имеющих

внутриэтнический, межэтнический и внеэтнический х р ктер.

Ценностные уст новки и ориент ции, межличностные конт кты, соци льный ф ктор

влияет н р звитие этнических процессов.

Возникновение и р звитие конфликтных соци льных проблем н современном эт пе

обусловлено рядом объективных и субъективных ф кторов межэтнических и межн

цион льных отношений.

Нер вномерность исторического р звития н родов мир отр ж ется н

возникновении политических, религиозных, соци льно-психологических и других

причин мигр ции н селения. В этой связи возник ет проблем соци льной д пт

ции мигр нтов, необходимость р зр ботки более эффективного регулиров ния мигр

ционных процессов к к соци льного явления.

Изучением процесс мигр ции з ним ются предст вители р зличных н ук, т ких к

к: геогр фия, политическ я экономик , этногр фия, пр во, психология. Только

комплексный подход в изучении этой проблемы позволяет более глубоко систем

тизиров ть мигр ционные процессы.

Мигр ционн я подвижность обусловлен нест бильностью межэтнических отношений.

Мигр ционные перемещения связ ны с р змещением мигр нтов в условиях иной

культурной среды.

Ад птивные отношения будут успешными при овл дении н цион льно-культурными

ценностями приним емой стр ны. Культур может одновременно выступ ть к к

средство общения, сплочения людей, т к и к к средство р зобщения.

Понятие "поликультурное обр зов ние" отр ж ет вз имосвязь общечеловеческого,

интеллекту льного и н цион льного, предст вляет собой обр зов ние нового тип

, отвеч ющее потребностям р звития и с море лиз ции человек в новой

социокультурной среде.

Освоение н цион льной культуры происходит не только при соци лиз ции, но и

при ккультур ции, ссимиляции.

Усвоение н цион льных культурно-исторических ценностей включ ет осозн ние

интеркультурной г рмонии, т.е. требует р скрытие культурных достижений других

н родов и овл дение ими.

Это предпол г ет формиров ние культуры межн цион льного общения и является

пок з телем отношений и цивилизов нности обществ вообще и интерн цион льного

воспит ния в ч стности.

Основной причиной конфликтов и столкновений в р зличных регион х является

низкий уровень культуры межн цион льного общения, который должен ст ть ч стью

общей культуры.

Культур интеллекту льного общения предст ет к к синтез вз имодействия двух

ролевых функций в обществе: к к средство г рмониз ции н цион льных отношений

и к к способ связи с мировой цивилиз цией.

Ни один в ри нт культуры не может существов ть с мостоятельно. Все культуры р

звив ются в общем ди логовом простр нстве, обеспечив ющем вз имопереход,

одновременность, р зноосмысленность р зличных культур.

Культур мигр нтов р звив ется только н гр ни культур, в ди логе с другими

культур ми, когд одн кту лизируется в ответ н вопрос другой, существуя лишь

в их вз имных вопрош ниях. Культур - это всегд проециров ние собеседник в

иной культурной среде.[1]

Проблемы поликультурного обр зов ния являются необходимым условием использов

нием этнопопед гогики и этнопсихологии. Согл сно исследов ниям теории мигр

ционной пед гогики в н учной школе ..В. Бонд ревской под "мигр нтской пед

гогикой" поним ется интегриров нн я обл сть современной пед гогики, изуч ющ

я процесс д пт ции детей мигр нтов и их семей в иноязычном культурном простр

нстве (И.В. Б бенко, О.В. Гук ленко, Л.М. Сухоруков ).

Одн из гл внейших основ р звития мигр ционной (или мигр ционной) пед

гогики, позволяющей в процессе р боты с детьми-мигр нт ми р зр б тыв ть

содерж ние учебных курсов с учетом особенностей этнокультуры (тр диции и обыч

и н родов России, США, Герм нии и др.) - этнологическ я. Для подобных курсов

х р ктерн ре лиз ция б зовых идей этнопед гогики во вз имосвязи с

мультикультур лизмом: призн ние этнических и культурных особенностей и

ценностей ученик -мигр нт и его семьи; идеи соци льной н пр вленности обр

зов ния для всех членов обществ ; соотнесенность н цион льных обр зов тельных

и континент льных н учно-обр зов тельных систем с идеями толер нтности,

непрерывного обр зов ния, доступности обр зов ния и соци льно-пед гогической

помощи, поддержки мигр нт м, беженц м.

В жнейшей проблемой д пт ционного обр зов ния является сохр нения своей

этнокультуры через систему обр зов ния, т.к. обр зов ние - один из н иболее

очевидных пок з телей уровня культуры людей и, конечно, не только оно р

сширяет ди п зоны культурных предст влений и способствует преодолению

предубеждений. Ад пт ция к иной этнокультурной среде - сложный процесс и

объясняется тем, что этническ я культур является опытом выжив ния этнос ,

з крепленного в п мяти тр дициями. Эти и другие проблемы кту льны для многих

регионов и предст вляют новую обл сть пед гогических исследов ний.

1.2. История р звития мигр ционной пед гогики в России.

Понятие «мигр нтск я (мигр ционн я) пед гогик » в своем р звитии в

пед гогической н уке и пр ктике России (к к и в США) основыв ется н в жнейших

идеях гум нистической психологии, пед гогики, процесс х демокр тиз ции, толер

нтности, мультикультур лизм . Выбор этих идей в к честве доминирующих и

целесообр зных для пед гогической поддержки детей, перемещенных в инокультурную

соци льно-пед гогическую среду обусловлен тем, что эти теории созд ют условия

для усвоения детьми-мигр нт ми и беженц ми смыслов творческой

жизнедеятельности, обретения ценности жизни и ее сохр нения, потребность и

умение жить в поликультурном простр нстве в ди логе с р зличными н цион льными

культур ми (Л. С. Выготский, Ш. А. Амон швили, О. С. Г зм н, Н. Б. Крылов и

др.).

Пед гогик ди лог , по мнению исследов телей, является в жнейшей средой д пт

ции и пед гогической поддержки детей-мигр нтов в инокультурной соци льно-пед

гогической среде (.. В. Бонд ревск я, О. В. Гук ленко, И.В. Б бенко, Л.М.

Сухоруков ).

История р звития пед гогики ди лог к к тр диции обр зов ния позволяет

выделить основные н пр вления р звития мигр ционной пед гогики:

· включенность идей гум низм в воспит ние и обр зов

ние (философско-обр зов тельное н пр вление, ре лизующее идеи Н. А. Бердяев ,

И. А. Ильин , Н. О. Лосского, С. Л. Фр нк и др.);

· личностно-ориентиров нный подход к р звитию,

воспит нию и обр зов нию детей-мигр нтов (.. В. Бонд ревск я);

· пед гогики свободы к к теоретико-методологическ я

основ р звития детей-мигр нтов в поликультурном простр нстве (О. С. Г зм

н, О.В. Гук ленко).

Ценными для российской мигр ционной пед гогики являются ряд идей

мультикультур лизм России, .вропейского союз , США, К н ды:

- призн ние общечеловеческих ценностей;

- р звитие н цион льно-культурной идентичности;

- обеспечение в учебном процессе и в процессе соци льной д пт ции культурной

и языковой подготовки в поликультурной соци льно- обр зов тельной среде;

- поддержк индивиду льности детей-мигр нтов в условиях нен сильственного гум

нистического р звития.

Новым н пр влением в р звитии мигр ционной пед гогики 90-х – н ч л 21

век являются личностно-ориентиров нный подход, р зр б тыв емый в российской

и молд вской пед гогической н уке, объединенных н учной школой .. В. Бонд

ревской (.. В. Бонд ревск я, О. В. Гук ленко, Л. М. Сухоруков И. В. Б

бенко, О. В. Сиротинец, М. А. Болдырев , И. В. Колосов , И. Б. Левицк я, А.

В. Мельничук, Л. Г. Тк ч и др.). Т к, .. В. Бонд ревск я р зр б тыв ет

личностно-ориентиров нный подход к обр зов нию и воспит нию детей-мигр нтов и

н этой концепту льной основе р зр б тыв ются соци льно-обр зов тельные

технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в обр зов нии и

жизнедеятельности в связи с перемещением (мигр цией, реп три цией и т. д.).

Основными н пр влениями н учных исследов ний в школе .. В. Бонд ревской

являются: обоснов ние концепции мигр ционной пед гогики, основопол г ющей

идеей которой являются процессы пед гогической поддержки детей-мигр нтов в р

зличных соци льно-обр зов тельных сред х и ситу циях. Перспективными н пр

влениями р звития мигр ционной пед гогики в России в н учной школе .. В. Бонд

ревской являются: обоснов ние концепций регион льного обр зов тельного простр

нств Северного К вк з к к среды соци льно-пед гогической з щиты и ре билит

ции кризисного детств ; выявление контингент детей-мигр нтов и соци льно-пед

гогических проблем их д пт ции н основе пед гогического и этнологического

мониторинг ; определение методологических и культурологических основ ний р

звития мигр ционной пед гогики; подготовк учителей обр зов тельных

учреждений и препод в телей вузов к р боте с мигр нт ми и беженц ми (.. В.

Бонд ревск я, О. В. Гук ленко, Л.М. Сухоруков , И.В. Б бенко).

Новым н пр влением в р звитии теории мигр ционной пед гогики является комп р

тивистские и историко-пед гогические исследов ния (Л. М. Сухоруков , И. В. Б

бенко, М. Л. Геворкян и др.). Цель комп р тивистских исследов ний –

выявление общих пед гогических целей и иннов ционной пр ктики пед гогической

р боты с мигр нт ми и беженц ми. В исследов ниях И. В. Б бенко изучены

возможности Герм нии, обр зов тельной немецкоязычной среды для д пт ции мигр

нтов и беженцев, их культурных и этнических особенностей к герм нскому

обществу. С этой целью И. В. Б бенко р зр бот л лингвостр новедческие прогр

ммы подготовки учителя немецкого язык для р боты с этой к тегорией детей.

Р звитие н уковедческого н пр вления позволяет выделить н учно-обр зов

тельные сообществ , школы, систем тизиров ть концепции, идеи, гипотезы по р

звитию проблем мигр ционной пед гогики к к глоболок льной проблемы (Л. М.

Сухоруков ). В ч стности, р зр бот нный н учно-пед гогический ресурс, включ

ющий глоб льные и регион льные б зы н учных зн ний позволяет изуч ть

особенности р звития мигр ционной пед гогики к к глоб льной н учно-пр

ктической проблемы (деятельность ООН, Междун родный орг низ ции по мигр ции,

ЮНИС.Ф, ЮН.СКО, проекции MOST и др.; деятельность регион льных орг низ ций и

н учных центров (European Council on Replyees and Exilesd – ECRE,

Canadian Council for Refugees, USA Committee for Refugees, Immigration

History Research Center of Minnesota (USA), the Center for Research on

Immigration Policy RAND Corporation (USA), Spanish Refugee Council, Asian

Research Center for Migration).

Общей идеей р звития мигр ционной пед гогики России и США являются проблемы пед

гогической подготовки учителя: ре лиз ция федер льных и регион льных учебных

прогр мм, технологии подготовки учителя к лингвостр новедческому обеспечению

учебного процесс . Для ре лиз ции федер льных прогр мм «Дети-мигр

нты» (Россия) и «Америк – 2000» (США) общими являются:

р зр ботк и упр вление обр зов тельными стр тегиями р боты с мигр нт ми и

беженц ми; р зр ботки н учных ориентиров (н пр влений) для подготовки интегр

ционных прогр мм, включ ющие этническое и н цион льное содерж ние обр зов ния;

выделение основных дисциплин («ядр ») школьного обр зов ния; н

учно-пр ктическ я р зр ботк идеи и понятий поликультурного (мультикультурного)

подход к обр зов нию. Для р звития российской мигр ционной пед гогики предст

вляются трудноосуществимыми возможности тр нсформ ционного подход мигр

ционной пед гогики США, где содерж тельн я информ ции об этнических и

культурных групп х переносится в учебные прогр ммы для мигр нтов и билингвов.

Результ т т кого подход – ре лиз ция пр в этой к тегории уч щихся н

свой стиль жизни, включ ющий н бор культурных форм и смыслов

жизнедеятельности.

Общим понятием мигр ционной пед гогики России и з рубежных стр н являются

пед гогические технологии р боты учителей с детьми-мигр нт ми: выделение этой

к тегории уч щихся; обр щенность в р боте с детьми-мигр нт ми к гум

нистической пед гогике; необходимость межкультурной д пт ции; проявления

кризис соци льной идентичности; р звитие ролевых уст новок и поведенческих х

р ктеристик детей-мигр нтов и беженцев. Пед гогическ я деятельность в

отношении детей-мигр нтов включ ет в себя: единство этнических и

общечеловеческих ценностей; р звитие пл нет рно-регион льного мировоззрения н

основе междисциплин рной интегр ции; ре лиз ция принципов индивиду льного и

дифференциров нного подходов; внедрение глоб льной теории поликультурного обр

зов ния и воспит ния в регион льные учебные прогр ммы, что предпол г ет

углубленное изучение теории многов ри тивности обр зов ния.

С мо понятия и к тегори льный пп р т мигр ционной пед гогики н чин ет р зр б

тыв ться с конц 90-х годов пед гогической н уки Юг России (.. В. Бонд ревск

я, О. В. Гук ленко, И. В. Б бенко, Л. М. Сухоруков ). Акту льность исследов

ний в мигр ционной пед гогике был определен особенностями соци льно-пед

гогической ситу ции, сложившейся в н стоящее время н Северном К вк зе и н

Юге России в целом.

Межн цион льные конфликты, лок льные войны, не прекр щ ющиеся н протяжении

последнего десятилетия в этом регионе, повлекли з собой р зрушение тр

диционной инфр структуры детств , вовлечение множеств людей, в том числе и

детей, в военные и межн цион льные конфликты, отток н селения с мест событий,

появление большого количеств беженцев, изменение контингент уч щихся пр

ктически во всех школ х регион , усилении р знородности н селения по н цион

льному сост ву, культурной и религиозной прин длежности, уровню обученности

и воспит нности.

Учитыв я это, при орг низ ции исследов ний в школе .. В. Бонд ревской

используется мировой опыт, методы комп р тивистики, положения теории

поликультурного обр зов ния и глоб лизм . Т к, в исследов нии И. В.Б бенко н

высоком теоретическом уровне обоснов н и ре лизов н соци льно-обр зов тельн

я технология поддержки детей, имеющих проблемы р звития и д пт ции в связи с

вынужденной мигр цией, н основе ср внительно-сопост вительного н лиз

особенностей ст новления мигр ционной пед гогики в России и других стр н х

(США, Герм ния) и созд ния д птивных личностно-ориентиров нных обр зов

тельных систем.

Н учно-исследов тельск я р бот по проблеме мигр нтов в школе .. В. Бонд

ревской (О.В. Гук ленко, М.А. Болдырев , Л.М. Сухоруков ) проводится в

содружестве с орг н ми и учреждениями обр зов ния и имеет следующие спекты:

1. Обоснов ние концепции единого обр зов тельного простр нств Северного К вк

з к к среды соци льно-пед гогической з щиты и ре билит ции трудного детств .

2. Выявление контингент детей-мигр нтов и проблем, з трудняющих их д пт цию

в культурно-обр зов тельной среде вне ре л прожив ния этнос .

3. Исследов ние явления соци льного сиротств детей - мигр нтов, беженцев,

вынужденных переселенцев.

4. Р зр ботк содерж ния и методики ре лиз ции принцип культуросообр зности

в личностно-ориентиров нных систем х, имеющих неоднородный по н цион льному

сост ву контингент уч щихся, выявление требов ний к подготовке учителя для р

боты в т ких систем х.

5. Определение методологических и культурологических основ ний р звития

русской школы в условиях этнической неоднородности социум Южного и других

регионов.

Не следует з быв ть, что все большую роль в г рмоничном р звитии д пт

ционных отношений игр ет овл дение н цион льно-культурными ценностями нового

мест прожив ния, осозн ние г рмоничности общечеловеческого, н цион льного,

интерн цион льного, усвоения культурных достижений других н родов (В. А.

Соловьев, Н. А. Бердяев).

Ср внительно-сопост вительный н лиз немецкой теории и пр ктики мигр ционной

пед гогики, выполненный в русле личностно-ориентиров нной пед гогики .. В.

Бонд ревской, пост вил не только проблемы р сширения межкультурных связей н

цион льных обр зов тельно-воспит тельных систем, углубленного изучения

возможных тр диционных гум нит рных предметов в поликультурном обр зов нии и

воспит нии уч щихся. Этим исследов телем про н лизиров ны т кже проблем тик

мигр ционной пед гогики (интеркультурное обучение) в высокор звитых стр н х,

методики изучения мигр нт ми культуры и языков к к средств интеркультурной

коммуник ции, критерии отбор культурологического зн ния; методики и

технологии стр новедческого и культуролоогического обр зов ния детей-мигр

нтов, дид ктические требов ния к р зр ботке д пт ционных учебных курсов для

уч щихся - мигр нтов, обеспечив ющих интеркультурную компетенцию мигр нт .

Р зр бот нн я .. В. Бонд ревской п р дигм личностно-ориентиров нного обр зов

ния гум нистического тип и н лиз з рубежной (европейской) пед гогической н

уки позволил И. В. Б бенко р зр бот ть н пр вления совершенствов ния

российской д пт ционной мигр ционной системы обр зов ния, в ч стности, р зр

бот ть основные н пр вления лингвостр новедческой подготовки и воспит ния

учителей нового поколения (.. В. Бонд ревск я, .. Н. Орлов, Н. Г. Сикорск я,

В. А. Сл стенин, .. Н. Шиянов), способных р бот ть в поликультурном обр зов

тельном простр нстве (кл сс, школ , вуз, сфер соци льной р боты), что в свою

очередь дополняет теорию пед гогической культуры и профессион лизм учителя,

котор я р зр б тыв л сь ..В.Бонд ревской, В. А. Сл стениным, И.Ф. Ис евым и

др.

Систем профессион льной подготовки учителя для р боты с детьми мигр нт ми

включ ют следующие компоненты: овл дение студентом профессион льной

культурой; подготовк учителя-исследов теля; формиров ние личности учителя;

фунд мент лиз ция обр зов ния; обеспечение широкого общегум нит рного обр зов

ния; техниз ция гум нит рного обр зов ния; обеспечение высокого уровня пр

ктического вл дения профессион льным м стерством; интегр ция курсов пед

гогики, психологии и методики иностр нного язык ; возможность индивиду льной

с море лиз ции; дифференциров нн я оценк не зн ний, профессион льных

умений, профессион льного м стерств . Р зр ботк содерж ния и методики ре лиз

ции принцип культуросообр зности в личностно-ориентиров нных систем х,

имеющих неоднородный по н цион льному сост ву контингент уч щихся, выявил

ряд требов ний к подготовке учителя для р боты в т ких систем х.

Р зр ботк мигр ционной пед гогики в южно-российском регионе выявил обр зов

тельные и н учно-пед гогические проблемы, решение которых будет способствов

ть более успешной д пт ции детей-мигр нтов в культурной среде:

- р звитие средств ми обр зов ния коммуник ции к к нового уровня культуры в

многон цион льном сообществе

- р зр ботк д пт ционно-обр зов тельных прогр мм;

- интегр ция детей-мигр нтов в общество посредством обр зов ния;

- обеспечение вз имосвязи соци льной, культурной и языковой д пт ции,

необходимость обеспечения двуязычия и двукультурности в обр зов нии детей-

мигр нтов;

- созд ние условий для сохр нения ими собственного язык , интеллекту льных и

эмоцион льных конт ктов с родной культурой; учет "порог мент льности" при

соприкосновении р зличных культур;

- подготовк учителей, ориентиров нных н р боту с детьми-мигр нт ми, в

спекте овл дения ими несколькими язык ми и культур ми (воспит ние личности н

рубеже культур), способных к орг низ ции ди лог культур.

Для мигр ционной пед гогики большое зн чение имеют исследов ния в обл сти

коммуник тивного поведения. Т к, в исследов нии н цион льного коммуник

тивного поведения И. А. Стернин ст вит следующие основные з д чи, н иболее

отвеч ющие цели мигр ционной пед гогики:

· сформиров ть н учное предст вление о коммуник

тивном поведении к к компоненте н цион льного поведения лингвокультурной

общности,

· р зр бот ть модель опис ния коммуник тивного

поведения лингвокультурной общности,

· пок з ть применимость р зр бот нной модели к опис

нию основных черт коммуник тивного поведения определенной лингвокультурной

общности.

Комп р тивистский н лиз н учных идей, концепций, гипотез сост вляет основу

деятельности ведущих отечественных н учно-пед гогических школ России и з

рубежья, р звив ет идеи д пт ции, поддержки и з щиты личности уч щегося-мигр

нт в инокультурной обр зов тельной среде.

Т ким обр зом, мигр ционн я пед гогик является уже вполне с мостоятельной

интегр тивной обл стью современной пед гогики, изуч ющей процессы культурной

идентифик ции детей-мигр нтов, их обр зов ния н рубеже культур. Мигр ционн я

пед гогик имеет собственное теоретико-методологическое обоснов ние

методологическим б зисом, основой которого служ т системный подход,

философские идеи поликультурного обществ , поликультурного обр зов ния, гум

низм .

Мигр ционн я пед гогик р звив ется н основе интегр ции и вз имосвязи

общечеловеческих и н цион льных идей, способствующих пед гогической поддержке

и з щите детей-мигр нтов в условиях р звив ющихся процессов межкультурного вз

имодействия и преодоления социокультурной отчужденности.

1.3. Обобщение р зр боток отечественных школ мигр ционной пед гогики.

Мигр ционн я пед гогик в последние годы получ ет все более широкое р спростр

нение и в н шей стр не. Отдельные н учно-прикл дные р зр ботки в этой отр

сли, которые можно обобщить в виде т блицы, внедряются в общую пр ктику обр

зов ния.

№ №

пп.п

Темы исследов ния Внедряемые р зр боткиБ з внедренияФормы внедренияДокументы, подтвержд ющие внедрение
23456
11.Школ русской культуры к к проблем н цион льно-регион льного обр зов ния (рук. член-корр. РАО Бонд ревск я ..В.)Концепция школы русской культурыРостовский госпедунивер-ситет, Т г нрогский госпедунивер-ситет, СШ № 110 г. Ростов н/ДЛекционные курсы, пр ктические и семин рские з нятия, пед гогичес-к я пр ктик Концепция "Школ русской культуры в условиях этнической неоднородности социум " и комплект учебных прогр мм по дополнительному обр зов нию. (СШ № 110, спр вк о внедре-нии №81 от 06.10.98)
2 2.Пед гогические основы д пт ции детей -мигр нтов в поликультур-ном обр зов тельном простр нстве (рук. член-корр. РАО Бонд ревск я ..В.)Учебный курс "Пед гогическое лингвострое-ние к к культурологический компонент обр зов ния уч щихся-мигр нтов"

Ростовский госпедунивер-ситет, педколледж

№ 1

Лекционные курсы, пр ктические и семин рские з нятия, пед гогичес-к я пр ктик Прогр мм учебного курс " Пед гогическое лингвостроение к к культурологический компонент обр зов ния уч щихся-мигр нтов". Ростов н/Д, 1998, 1 п.л.. (Педколледж №1 спр вк о внедрении №37 от 18.09.98)
33.Н учные школы Юг России. Пед гогичес-кие иннов ции в обр зов нии Юг России (рук. Член-корр. РАО Бонд ревск я ..В.)Учебный курс " Н учные школы Юг России"Ростовский госпедунивер-ситетЛекционные курсы, пр ктические и семин рские з нятия, м гистерские и к ндид тские диссерт цииЭлектронные журн лы: "Пед гогическ я н ук Юг России в ХХ веке", "Пед гогическ я н ук Юг России: теория и история н учных школ" (Сервер Волгогр дского пед гогического университет , Ростовского пед. университет )
44.Основные тенденции р звития ср внитель-ной пед гогики в современном мире (н уч. рук. - к.п.н. Супрунов Л.Л.)Учебный курс по ср внительной пед гогикеПятигорский госуд рствен-ный лингвистичес-кий университет, Ростовский госпедуниверситетЛекционные курсы, пр ктические и семин рские з нятия, пед гогичес-к я пр ктик Прогр мм спецкурс по ср внительной пед гогике для студентов пед гогических вузов (Пятигорск, 1998, 1,5 п.л.). Концепция исследов ний по ср внительной пед го-гике в Северо-К вк зском регионе Пятигорск, 1998, (ПГЛУ, спр вк о внедрении № 156 от 05.06.98)
.5.Соци льное сиротство к к соци льно-пед гогичес-кое явление (рук. - док. пед. н ук Сорочинск я ..Н.)Прогр ммы формиров ния личности воспит нни-ков семейного детского дом Детский дом № 1 г. Ростов н/Д, школ -интерн т № 2 г Новош хтин-ск Н учно-пр ктические семин ры с пед гог ми детских домов, школ-интерн товСлов рь-спр вочник по курсу "Соци льн я пед гогик " (Детский дом №1, спр вк о внедрении №39 от 12.05.98)
66.Концепция устойчивого р звития человек в условиях соци льно-политического кризис н Северном К вк зе (н уч. рук. - к.п.н. Левчук Л.В.)Интегриров нные учебные прогр ммы для школ, глоб льно ориентиров нные учебные пл ныСШ №27, № 97 г. Ростов н/ДН учно-пр ктические семин ры для учителей школУчебное пособие "Обр зов ние XXI век : опыт, проблемы, перспективы", Ростов н/Д, 1998, . (СШ №27, спр вк о внедрении №77 от 18.11.98)
77.Проектиров -ние содерж ния профессион -льного обр зов ния в многоуровне-вой структуре непрерывного пед гогичес-кого обр зов ния (рук. - к демик РАО Греков А.А.)Обр зов тель-но-профес-сион льные прогр ммы колледжевого уровня согл сов н-ные со ст нд рт ми неполного высшего обр зов нияРостовский госпедунивер-ситет, пед гогичес-кий колледж № 1 г. Ростов н/ДУчебный процессУчебно-норм тивн я документ ция, 30 п.л. (РГПУ, спр вк о внедрении №91 от 02.11.98)

2. Особенности обр зов ния детей мигр нтов и

беженцев в условиях ст новления единого обр зов тельного простр нств .

2.1.Межкультурное обр зов ние в детском возр сте - кту льн я проблем

современности.

Нер венство в р звитии госуд рств и обществ ст ло столь очевидным, что мигр

цию ост новить уже невозможно. В то же время демогр фические проблемы

большинств р звитых стр н побужд ют теперь пр вительств этих госуд рств не

к з крытию гр ниц, к поиску новых путей совместного существов ния р зличных

этносов и культур, конфессион льных и соци льных групп. Мигр ция не является

исключительным злом: в ситу ции быстрого ст рения н селения большинств

европейских стр н он д ет ш нс н сохр нение возр стного, , следов тельно,

и экономического б л нс в обществе. В последнее время это пр вило ст новится

применимым и к России.

Мигр нты приносят с собой особую культуру, котор я восприним ется

большинством в обществе к к чужеродн я и ссоциируется в первую очередь с

языковыми и обр зов тельными проблем ми. Первые попытки решения обр зов

тельных и соци льных проблем семей мигр нтов подвели гр жд нское общество

большинств европейских стр н, з тем и госуд рство к осозн нию феномен

мультикультурности существующего обществ . В то время к к пр вительств оз

бочены пр вовой стороной проблемы: приним ются з коны о госуд рственном языке

и язык х н родов, н селяющих стр ну, о гр жд нстве, прогр ммы по формиров нию

уст новок толер нтного созн ния и профил ктике экстремизм и т.д., пед

гогическ я общественность т кже пыт ется н йти декв тный ответ н

спровоциров нные мигр цией проблемы.

Пед гогический опыт большинств приним ющих мигр нтов и изн ч льно

мультикультурных стр н пок зыв ет, н сколько в жно принятие концепции

межкультурного обр зов ния к к ведущей п р дигмы воспит ния и обучения. В

первую очередь это несет пользу коренному н селению (или н цион льному

большинству) стр ны, оз боченной сохр нением соци льной ст бильности в

обществе. Родители з ч стую не осозн ют, к к своими шовинистскими уст новк

ми готовят почву для р звития ксенофобии и межкультурных конфликтов. Не

вмешив ться в формиров ние детской личности - озн ч ет позволить "осесть"

нег тивным н цион льным стереотип м в детское созн ние, когд способность к

критическому их осмыслению еще не сформиров н .

Особ я ценность ре лиз ции межкультурного обр зов ния именно в детском возр

сте обусловлен высокой сензитивностью детств к формиров нию позитивных уст

новок в межкультурном общении и р звитию межкультурной компетентности. Дети

повсюду "н т лкив ются" н мультикультурность - он т сред , где взрослеют

современные дети. Кл ссы современных европейских, мерик нских, встр

лийских, российских школ д леки от однородности сост в : дети р злич ются в

языковом (языки и ди лекты), религиозном и мировоззренческом отношении, в

геогр фическом происхождении и личной истории (все больше отлич ются дети сел

и город , з одной п ртой могут ок з ться местный житель и мигр нт или

беженец). К ждый ученик имеет свою уник льную структуру личности, несущую

отпеч ток той культуры, в к

кой он воспитыв лся и рос.

В то же время мультикультурное общество не отр ж ется в содерж нии детских

книг и школьных учебников, дети больше зн ют об экзотических культур х

других стр н, чем о культуре соседей - этносов; ч сто история преподносится с

точки зрения культуры большинств (т.н. история "суперэтнос "). Это несет

большую оп сность для ст новления детской личности. Для детей иной

этнокультуры очень в жно зн ть, что язык и культурные ценности их семьи ув ж

емы и приняты в обществе, это положительно ск зыв ется н соци лиз ции

ребенк в группе сверстников и д же н школьных успех х. .сли же детям н

вязыв ется госуд рственн я идеология или мировоззрение большинств , в кл ссе

может сложиться тмосфер скрытой вр жды.

Межкультурное обр зов ние постоянно подверг ется критике з кцентиров ние

культурных р зличий, невольно ведущее к усилению дискримин ции, з изучение

иммигр нтской культуры, потерявшей свое функцион льное зн чение в условиях

мигр ции ( ссимиляции большинством) и ст вшей фольклором. Одн ко большинство

исследов телей подчеркив ют именно здоровьесохр няющую функцию культуры для р

звития детской личности. Этноидентичность - один из в жнейших мех низмов д

пт ции, присущих только человеку. Н иболее "здоровой" с этой точки зрения

является интегр ция ребенк в новую культуру (культуру большинств ) при сохр

нении тесной связи с родной культурой. Это приводит к вз имному обог щению

культур и ст новлению нового вид культурных ценностей, р сширяет реперту р

поведения человек , дел ет психику более устойчивой.

Дети, отлич ющиеся от большинств по внешности, языку, религии первыми

испытыв ют н себе вр ждебное отношение к иностр нц м. Недост ток

уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незн ние других

культур, порожд ющее стр х, дискомфорт - вот причины нетерпимого отношения

детей к культурным отличиям.

Особенности межэтнического восприятия обусловлены возр стом и соци льными

условиями р звития. Т к, дети до 6 лет имеют дост точно р змытое предст вление

о своей н цион льности. И если дошкольники и мл дшие школьники ост ются в

большинстве своем непредубежденными, но уже приблизительно с 9 лет эмоцион

льные предпочтения скл дыв ются в устойчивые стереотипы, изменить которые ст

новится очень трудно. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситу ции

этнической н пряженности, в р йон х межн цион льных и межрелигиозных

конфликтов, очень р но осозн ют свою этническую прин длежность и ст новятся

особенно чувствительными к усвоению к к позитивных, т к и нег тивных н цион

льных стереотипов.[2]

Межкультурное обр зов ние ориентируется н универс льные пр в человек : оно

призн ет р вноценность всех людей и р ссм трив ет достоинство человек к к

неприкосновенное. Одн ко ценности межкультурного обр зов ния р зделяются д

леко не всеми. Призн ние плюр лизм и демокр тических пр в для всех гр жд н

является проблемой для всех европейских обществ. Всегд есть склонность

оценив ть другую культуру с высоты своей. Межкультурное обр зов ние тогд

легко ст новится "пед гогикой сочувствия", "пед гогикой для иностр нцев" или

"фольклорной пед гогикой".

Концепция межкультурного обр зов ния - не очередной предмет "регион льного

компонент " в содерж нии обр зов ния, не дополнительный урок или пр здник.

Осозн нн я необходимость воспит ния детей в ув жении к культурным р зличиям

требует от обществ и госуд рств специ льных усилий по проникновению т кой

пед гогики в жизнь к ждой группы детского с д , к ждого кл сс школы, к ждой

семьи.

2.2. Специфик обучения в поликультурном простр нстве.

В н стоящее время теория поликультурного или мультикультурного обр зов ния

является н иболее кту льной и в связи с этим р ссм трив ется идея единого

мирового обр зов тельного простр нств . Мировое обр зов ние предст вляет

собой систему учреждений, обеспечив ющих орг низ цию процесс позн ния с

учетом присущих к ждой эпохе ведущих тенденций перед чи опыт и р звития

личности.

Гл вной функцией мирового обр зов тельного простр нств для детей мигр нтов

является зон вз имодействия глоб льных н цион льных обр зов тельных систем н

регион льном и н цион льном уровне. В структуре мирового обр зов тельного

простр нств ощущ ется воздействие тенденций глоб лиз ции, интегр ции и

регион лиз ции, что особенно в жно для перемещенных лиц (мигр нтов,

беженцев). Р зделение этих двух к тегорий гр жд н - вынужденные переселенцы

и беженцы, происходит при н личии или отсутствии российского гр жд нств .

В р боте с мигр нт ми необходимо учитыв ть уровень зн ний, дин мику предст

влений в з висимости от эт п обучения, н цион льные, соци льные,

психологические особенности, ценностные ориент ции и мотив ционную сферу.

Воспит ние и обр зов ние проходит через воздействие этнических процессов, н

цион льной культуры и межкультурных процессов.

Межэтническое общение выступ ет к к сложный и противоречивый процесс. В

процессе межэтнического общения посредством воспит ния и обучения созд ются

условия для всестороннего р звития личности.

Ст новление поликультурного обр зов ния меняет положение и подходы в воспит

нии и обучении с учетом этнопед гогики, этнопсихологии и иннов ционных

процессов. Сложность процесс д пт ции к иной этнокультурной среде

объясняется тем, что этническ я культур является опытом выжив ния этнической

общности, з крепленной в п мяти тр дициями.

В новой социокультурной и языковой среде мигр нты испытыв ют процессы

культурной дез д пт ции, потери языкового простр нств , поэтому в жнейшим н

пр влением сохр нения родного язык , тр диций является обр зов ние и воспит

ние мигр нтов, беженцев и их детей.

Решение проблем обр зов ния детей мигр нтов и беженцев н современном эт пе

обусловлен рядом объективных и субъективных ф кторов: противоборством

мотивов, потребностей, интересов человек , этногрупп, этнообщности,

несовместимостью целей и ценностей и норм, конфликтов между этногрупп ми и

этнообщностями, преследующими несовместимые цели и препятствующими друг

другу.

Для детей - мигр нтов или предст вителей н цион льных меньшинств

межкультурное обр зов ние д ет возможность р вного жизненного ст рт , в то же

время ост вляя возможность возвр т н историческую родину открытой.

Общие цели межкультурного обр зов ния ведут личность через ди лог, р зрешение

конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и тр диции "к к

чужой", через преодоление этноцентрической уст новки к толер нтности, призн

нию р венств ш нсов для всех, к созн тельному, ответственному соци льному

поведению - и этим к вз имному обог щению всех культур, сост вляющих

общество.

Ребенок - мигр нт, живущий под влиянием мигр нтской субкультуры и н т лкив

ющийся ежедневно н культуру большинств , н ходится в сложной кризисной ситу

ции: нез висимо от того, решил ли (и имеет ли возможность) его семья оконч

тельно поселиться в этой стр не, является ли он вторым и д же третьим

поколением иностр нцев, для здорового р звития его личности необходимо

достижение им позитивной этноидентичности и н этом фоне ст новление

этнотолер нтности. Здесь огромную роль игр ет пед гогическ я поддержк ребенк

при выборе этноидентичности в форме з нятий родным языком и религией,

включения в содерж ние обр зов ния в детском с ду и школе культурных

рхетипов (ск зок, песен, игр). Все это способствует р звитию язык общения

между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинств , ускоряет интегр

цию ребенк в новую культуру, в то же время предотвр щ я оп сность деэтниз

ции и м ргин лиз ции.

Поэтому ст новится н иболее популярным в межкультурном обр зов нии в

последнее время подход, ориентиров нный н конфликт, где гл вной целью

является ст новление конфликтной компетентности. Ан лиз межкультурных

конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных

стереотипов. Дополненный подходом, ориентиров нным н встречу культур, их ди

лог, предпол г ющим ст новление межкультурной компетентности (с информ

ционным и языковым компонент ми), конфликтоориентиров нный подход несет

большую пользу для р звития у детей толер нтных уст новок в поведении.

Межкультурное обр зов ние имеет свои истоки в "пед гогике для иностр нцев" и

"фольклорной пед гогике". Оно всегд н ходится под угрозой редуциров ться до

одного из этих в ри нтов. Школы, имеющие в своем пл не один - дв

межкультурных пр здник с песнями, т нц ми и тр диционными блюд ми стр н,

откуд эмигриров ли родители их учеников, не могут претендов ть н зв ние

межкультурного обр зов тельного учреждения.

Культур - это не только ед , одежд и песни. Это и обр з мыслей, и быт, и

способы общения.

3. Ан лиз опыт р боты с детьми-мигр нт ми.

3.1. Опыт обучения детей некоренных н цион льностей в

90-е годы.

В последние годы з метны успехи поликультурного воспит ния в России. При этом

н до учесть ряд обстоятельств. Федер льный госуд рственный ст нд рт средней

школы предл г ется н русском языке. К н ч лу 90-х годов доминирующим типом

нерусской школы ок з лось учебное з ведение с обучением н русском языке и

препод в нием родного язык к к одного из предметов. В результ те несколько

поколений нерусских н родов получ ли воспит ние вне родного язык и н цион

льной культуры, н б зе русского язык и редуциров нной русской культуры.

В 90-х год х произошли в жные изменения: в нерусских школ х к к обяз тельный

компонент прогр ммы было введено изучение н цион льного язык , истории и

культуры. Особое обучение предст вителей нерусских н цион льностей орг низуют

не только в н цион льных республик х и обр зов ниях, но и в мест х их комп

ктного прожив ния в других регион х. Н пример, в Москве н считыв ется около

тридц ти н цион льных школ (т т рские, еврейские, чув шские и пр.).

Уник льный опыт поликультурного и интерн цион льного воспит ния н коплен в

московской многон цион льной школе (учебно-воспит тельный комплекс № 1650). В

школе з ним ются не только по ст нд ртным учебным прогр мм м. В 1993-1994

учебном году здесь было 22 отделения: в рское, б зинское, дыгейское,

ссирийское, рмянское, б шкирское, болг рское, бурятское, греческое,

еврейское, к б рдинское, корейское, ингушское, л тышское, литовское,

польское, русское, т т рское, укр инское, чеченское, эстонское, цыг нское. В

к ждом отделении по суббот м и воскресеньям дополнительно к основной прогр

мме школьники изуч ют язык, историю, религию, фольклор и укл д жизни своего н

род , вплоть до н цион льных видов спорт , кулин рии, т нцев, пр здников.

Препод ют все это носители язык и культуры.

Ит к, один из возможных выходов для предст вителей некоренного н селения

– отд ть ребенк в н цион льную школу. Но д леко не всегд это предст

вляется возможным (т кие школы есть д леко не во всех город х) или удобным.

Поэтому особое вним ние целесообр зно уделить процессу д пт ции ученик -мигр

нт в обычной общеобр зов тельной школе.

М сшт бные исследов ния по поддержке, з щите, д пт ции и ре билит ции

детей-мигр нтов проводятся ростовскими учеными н учной школы ..В. Бонд

ревской. Они выделили основные з д чи обр зов тельного простр нств своего

Южного регион по поддержке и з щите детств . З д чи свое р боты ростовские

исследов тели определяют следующим обр зом: преодоление отчуждения личности

ребенк от воспит тельного процесс ; н сыщенность содерж ния воспит ния ре

льными проблем ми детской жизни; осозн ние ребенком своих пр в, з щит их, ув

жение к пр в м и достоинству других; включение ребенк в ктивную соци льную

жизнь н любом уровне; созд ние условий для р звития с мобытности к ждой

личности; р звитие мех низмов с мо кту лиз ции личности; формиров ние

коммуник тивных к честв, культуры ди лог ; внедрение технологий д пт ции и

ре билит ции личности в инокультурную среду.

Пож луй, именно концепцию р боты ростовских ученых в р ссм трив емом н пр

влении имеет смысл про н лизиров ть к к н иболее успешную и продум нную.

3.2. Опыт р боты с детьми-мигр нт ми н Юге России (школ ..В. Бонд ревской).

В Ростовской обл сти, где проблем мигр ции сверх кту льн , были р зр бот ны

интегр тивные курсы «Поддержк и з щит детств н м тери л х мигр

ционной пед гогики», «Подготовк учителя к осуществлению пед

гогической поддержки детей-мигр нтов в поликультурном обр зов нии»,

«Основы межкультурного общения», что позволило обеспечить

совершенствов ние подготовки соци льных пед гогов, учителей, студентов к орг

низ ции и осуществлению пед гогической поддержки уч щихся в поликультурном обр

зов тельном простр нстве.

Идея введения н пед гогических отделениях вузов подобных спецкурсов

и спецсемин ров, предст вляется очень уд чной идеей, т.к. это позволит

подготовить более компетентных пед гогов, которые уже не р стеряются,

столкнувшись с ч стотной проблемой обучения детей некоренных н цион льностей.

Д нные спецкурсы и спецсемин ры уже внедряются в пр ктику ряд вузов России

и Приднестровья.

Ростовский исследов тель Гук ленко О.В. из «школы Бонд ревской» н

основе своей пр ктической деятельности готовит к з щите диссерт цию

«Теоретико-методологические основы пед гогической поддержки и з щиты уч

щихся-мигр нтов в поликультурном обр зов тельном простр нстве». В основу

д нной р боты положено серьезное многоступенч тое изучение проблем

школьников-мигр нтов, которое, н н ш взгляд, может быть успешно использов но

всеми, кто р бот ет в этом н пр влении.

Эт пы исследов ния:

I эт п (1991–1994) – проблемно-поисковый, связ н с

изучением идей поддержки и з щиты личности, основ н родного воспит ния в

мировой историко-пед гогической мысли, выявлением тенденций р звития

поликультурного обр зов ния в отечественном и з рубежном опыте, н лизом

состояния проблемы в философии, культурологии, социологии, пед гогике,

психологии, пед гогической коммуник ции.

II эт п (1994–1997) – теоретико-пр ктический, связ н с р зр

боткой теоретических спектов поликультурного обр зов ния, поликультурного обр

зов тельного простр нств , т кже теоретико-прогностической модели д пт

ционного поликультурного обр зов тельного простр нств по поддержке и з щите

личности уч щегося-мигр нт . Н д нном эт пе уместно ч стичное пилот жное

внедрение вторских идей в пед гогическую деятельность и содерж ние иннов

ционной р боты в школ х и обр зов тельном простр нстве регион .

III эт п (1998–2000) – теоретико-методологический, цель

которого р скрыть и обоснов ть трудности в р боте с уч щимися-мигр нт ми;

осуществить проведение опытно-эксперимент льной р боты по выявлению

особенностей поликультурного обр зов тельного простр нств регион , интегр цию

человековедческих зн ний в пр ктику з щиты и поддержки детей-мигр нтов.

Логик подобного исследов ния предпол г ет необходимость изучения трудностей

в р боте с детьми-мигр нт ми. Н ч льный эт п этой р боты - ди гностик , в

основу которой положены: х р ктеристик особенностей и возможностей

поликультурного обр зов тельного простр нств школы и регион ; учет результ

тов воспит ния, уровня воспит нности уч щихся-мигр нтов, их д птивные

способности; принципы вз имодействия семьи, школы, социум в поддержке и з

щите детей-мигр нтов; р зр ботк методов пед гогического руководств

процессом д пт ции и поддержки уч щегося-мигр нт в поликультурном обр зов

тельном простр нстве.

Ди гностику проблем уч щихся-мигр нтов О.В. Гук ленко предл г ет осуществлять

в четыре эт п . Н первом эт пе ди гностик проводится с помощью популярных

методов – опросов, нкет, интервью, рейтинговых оценок, н лиз результ

тов деятельности, н блюдений.

Второй эт п пед гогической ди гностики предпол г ет углубление зн ний о

проблем х уч щегося методом н блюдений, тестиров ния, проигрыв ния проблемных

ситу ций.

Третий эт п изучения личности уч щегося-мигр нт предусм трив ет получение

углубленной тестовой информ ции, использов ние методов с мооценки, н лиз

продуктов деятельности, творчеств учеников, позволяющих определить природу х

р ктерологических свойств личности уч щегося-мигр нт , обр зующихся в силу

изменившихся условий жизни и обр зов ния.

Следующим, четвертым эт пом, исследов тель предл г ет осуществить выделение

конкретных пок з телей (индик торов) р звития определенных к честв личности

уч щегося-мигр нт . Здесь следует учитыв ть степень выр женности идентифик

ции личности в культуру, рейтинговую оценку, н лиз деятельности психолого-

пед гогической соци льной службы с учетом опрос компетентных специ листов в

обл сти соци льной р боты с детьми-мигр нт ми. Кроме того, следует призн ть

целесообр зным уровневый подход к оценке собственного потенци л ребенк

(выделение нескольких уровней д пт ции и успешности интеркультурной коммуник

ции); точную фикс цию количественных п р метров в тех обл стях д птивного

продвижения ребенк , где это ок зыв лось возможным.

Теоретические и методологические основы пед гогики р боты с детьми-мигр нт

ми, р зр бот нные ростовскими исследов телями, могут выступ ть в к честве н

учно-методического инструмент рия для ориент ции обр зов тельных з ведений,

пед гогов, пр ктических р ботников службы помощи н усиление вз имодействия

всех соци льных институтов и общественных орг низ ций в поддержке и з щите уч

щихся-мигр нтов, их д пт ции к иной культуре.

Исследов ние О.В. Гук ленко следует призн ть достоверным и обоснов нным, оно

вполне может послужить основой для методических н р боток учителя,

вынужденного н пр ктике реш ть проблему обучения ребенк -мигр нт , и

столкнувшегося с недост тком исследов ний по этой теме. Пож луй, еще нигде в

н шей стр не проблем обучения мигр нтов не изучен столь полно, к к в Южном

регионе (прежде всего – в Ростове, где сложил сь цел я школ исследов

телей). Для р зр боток т.н. школы .. В. Бонд ревской х р ктерны широкий охв

т м тери л , привлечение к исследов нию уч щихся, студентов, спир нтов,

препод в телей РГПУ, ПГУ им. Т. Г. Шевченко, учителей общеобр зов тельных

учреждений Ростов н/Д, Тир споля, соци льных р ботников.

В целом, можно выделить следующие х р ктеристики уч щихся-мигр нтов и

вычленить их следующие психологические особенности. Это выр женность культурной

дист нции – степень, в которой ин я культур восприним ется близкой или д

лекой, похожей или непохожей н собственную, проявляется он между уч

щимися-мигр нт ми и препод в телями, т кже местными уч щимися. Низк я соци

льн я д пт ция, з ч стую связ нн я с тем, что ребенок-мигр нт н ходится в

состоянии р стерянности, стр х , отлич ется соци льно и культурно, он к жется

нижестоящим по своим способностям. В к ждом конкретном случ е следует приним ть

во вним ние и н строй н мигр цию – мотивы, причины мигр ции, фоновые зн

ния о приним ющей стороне, о том, является ли мигр ция временной или оконч

тельной. И, р зумеется, нужно учитыв ть личностные особенности уч щихся-мигр

нтов – «зрелость личности», ее ценностные ориент ции,

особенности х р ктер , психики, уст новки н мигр цию.

3.3. Пед гогическ я з щит уч щегося-мигр нт .

При декл рируемом ныне личностно-ориентиров нном подходе к обр зов нию гл

вной ценностью объявляется личность ребенк . Именно личность ученик -мигр нт

прежде всего нужд ется в з щите. З щищенность личности школьник скл дыв ется

из относительно-устойчивого, н дситу тивного чувств собственного достоинств

, свободы, ощущения своей нужности и зн чимости в стен х школы, стремления

положительно проявить себя, которые должны поддержив ться и стимулиров ться

пед гогическими средств ми.

Пед гогическ я помощь предпол г ет ок з ние отдельным уч щимся или групп м

детей содействия, подкрепления и конкретных обр зов тельных услуг для

преодоления или смягчения тех жизненных обстоятельств, которые необходимы им

для улучшения их соци льного положения.

Н иболее типичные трудности детей связ ны с отличием прогр мм обучения от

привычных им, с языковым б рьером, длительным перерывом в учебной

деятельности, потерей личностного ст тус по отношению к пед гог м и

сверстник м, необходимостью уст новления новых ролевых отношений и др. В

результ те н блюд ются общее состояние тревожности и психологического

недоверия детей к действиям школьной дминистр ции, н личие нег тивных

стереотипов, прежде всего – по отношению к выходц м с К вк з ,

трудности д пт ции к новому окружению и изменившимся требов ниям к процессу

обр зов ния и воспит ния.

Следующ я в жн я проблем детей мигр нтов - проблем двуязычия. Язык

– не только средство общения между человеческими групп ми, но и форм выр

жения р зличных культур. А поскольку культуры широко р знятся между собой, то

при дискримин ции двуязычной ситу ции и дист нции между язык ми возник ет

культурн я дист нция между языковыми групп ми. Зн ние второго язык позволяет р

зным этнос м избеж ть недопоним ния, недор зумений в общении и вз имодействии.

Ит к, если ребенок-мигр нт н мерен обуч ться в общеобр зов тельной школе в

России, прежде всего он нужд ется в помощи по изучению русского язык .

Дин мик и логик исследов ния подтвержд ют, что пед гогическ я острот

проблемы билингвизм может быть смягчен следующим обр зом: облегчить

изучение нового язык можно с помощью дополнительного или компенс ционного

обучения, т. е., н ч в обучение н родном языке, постепенно вводить новый язык;

позволить уч щемуся сохр нить родной язык, интеллекту льные и эмоцион льные

конт кты со своей культурой. В этом случ е школьн я прогр мм должн включ ть в

себя систем тическое обучение уч щегося его родному языку, т кже

деятельность, связ нную с приобщением его к н цион льной культуре; школ должн

обеспечить подлинное двуязычие и двукультурность, с помощью которых достиг

ется р вное освоение языков и г рмония обеих культур. Д же с мое простое

решение – посещение дополнительных з нятий по русскому языку может

принести хорошие результ ты.

Р зумеется, для осуществления пед гогической поддержки и з щиты детей-мигр

нтов необходимы: высокий уровень профессион льно-личностной культуры пед гог

, его пед гогическ я компетентность; тмосфер сотрудничеств в пед

гогическом коллективе; н личие ре льной связи семьи, школы и социум .

Т к, О.В. Гук ленко («школ Бонд ревской») в пед гогической

поддержке и з щите уч щегося-мигр нт выделяет несколько н пр влений.

Первое н пр вление. Пед гогическ я поддержк и з щит с мого процесс

формиров ния и р звития личности уч щегося-мигр нт .

Второе н пр вление. Соци льно-пед гогическ я поддержк и з щит среды

формиров ния и р звития личности уч щегося-мигр нт , соци льных, обр зов

тельных, нр вственных и д пт ционных проблем поликультурного обр зов тельного

простр нств .

Третье н пр вление. Личность нужд ется в з щите своих пр в и в их

приоритете. Здесь нужн целев я соци льно-пед гогическ я з щит и пр вов я

поддержк уч щихся-мигр нтов.

Проблем мигр ции, к к пок з л пр ктик , с год ми существенно не уменьш

ется, и, следов тельно, общество испытыв ет объективные потребности в иннов

ционных технологиях поликультурного обр зов ния.

Н уровне пр ктически к ждого территори льного округ идет (точнее, должен

ктивно идти) поиск условий и средств удовлетворения потребностей в обр зов

нии, д пт ции, поддержке и з щите р зличных этнических общностей и отдельной

личности уч щихся мигр нтов н основе ди лог , вз имообщения и вз имодействия

культур.

Р зумеется, столь серьезн я проблем требует системного подход и объединения

усилий нескольких отр слей н уки и общественной жизни: теории пед гогики р

боты с детьми-мигр нт ми; регион льной, госуд рственной и соци льной политики

в ре лиз ции пр в и интересов детей-мигр нтов; юриспруденции. Необходимо

привлечение к проблеме обучения детей-мигр нтов вним ния со стороны госуд

рств и общественности, ведь это - средство повышения культуры н род ,

смягчения соци льно-психологической н пряженности в условиях поликультурного

социум .

З ключение

В условиях общемировой тенденции глоб лиз ции, нест бильной геополитической

ситу ции утверждение ре лий многокультурного обществ является одним из н

иболее в жных н пр влений госуд рственной соци льной политики. Что в н шей

стр не, пок , к сож лению, осозн нно д леко не н должном уровне. В то время

к к принятие мер, способствующих утверждению толер нтного сосуществов ния

госуд рств, н родностей и н ций н пл нете предст вляется одной из в жнейших

мировых проблем, к к и соци льно-пед гогическ я поддержк и з щите всех

людей и в особенности – м ргин льных детей, детей мигр нтов, беженцев.

В условиях поликультурного обр зов тельного простр нств человек ок зыв ется

н рубеже культур и перед ним возник ют две в жнейшие личностно зн чимые

проблемы: сохр нение своей культурной идентичности и д пт ция в

поликультурной среде.

Поликультурное обр зов ние - это процесс освоения подр ст ющим поколением

этнической, общен цион льной (российской) и мировой культуры в целях

духовного обог щения, р звития пл нет рного созн ния, формиров ния готовности

и умения жить в многокультурной полиэтнической среде. Основы поликультурного

обр зов ния: культур , воспит ние миролюбия, глоб лизм ; интегр ционные

процессы в обр зов нии, пед гогическ я и регион льно-этническ я культур н

род , ув жение к к ждому этносу с его специфическим мент литетом.

Поликультурное обр зов тельное учреждение – это не просто институт

формиров ния зн ний, умений, н выков и орг низ ции воспит тельного влияния

пед гогов н учеников, простр нство их совместной жизнедеятельности, в

котором осуществляется соединение общекультурного, соци льного, собственно

обр зов тельного и личностного н ч л.

Высшей ценностью поликультурного обр зов тельного простр нств является

человек, личность уч щегося, гл вный смысл и цель обр зов ния должны быть

связ ны с его р звитием, соци льно-пед гогической поддержкой, з щитой

индивиду льности, нен сильственным культуросообр зным воспит нием, созд нием

условий для творческой с море лиз ции.

Ре лиз ция иде лов поликультурного обр зов тельного простр нств предпол г ет:

воспит ние в детях чувств толер нтности, отзывчивости, открытости, доброжел

тельности, терпимости; формиров ние у уч щихся умений р збир ться в своем

внутреннем мире, выр ботку н выков с мо н лиз , с мокорректировки, идентифик

ции личности в поликультурной среде; формиров ние у детей позитивной

Я-концепции, соци льной ктивности, уверенности в своих сил х, способностей к с

мовыр жению, с мо кту лиз ции, с мопрезент ции; выр ботке умений вступ ть в

межкультурный ди лог, слуш ть и говорить, умений спорить, не ссорясь, в поиск х

истины; интегр ции культур в системе поликультурного обр зов тельного простр

нств , воспит ния коммуник тивных х р ктеристик личности уч щегося-мигр нт ;

внушения детям-мигр нт м идей о в жности с мопринятия, о том, что они

«хороши уже тем, что живут н свете»; выр ботки у уч щихся

способностей к плюр листическому р зрешению споров и конфликтов; культивиров

ния у детей симп тии и ув жения к себе и другим людям.

Поликультурное обр зов тельное простр нство способно выполнять

вышеперечисленные функции по отношению к личности уч щегося-мигр нт в том

случ е, если вся воспит тельн я систем будет иметь гум нистический х р ктер

и строиться н принцип х пед гогики р боты с детьми-мигр нт ми, обеспечив

ющих поддержку и з щиту личности.

Пр ктическ я ре лиз ция поликультурного обр зов ния может быть осуществлен

через следующие ш ги:

- введение в учебный пл н (прогр мму) м тери лов, связ нных с этническими н

цион льными особенностями школьник ;

- обог щение б зовых обр зов тельных дисциплин н цион льной проблем тикой;

- приоритет поликультурного обр зов ния к к ценности, вхождение личности в

мировую, регион льную и н цион льную культуру посредством обр зов ния;

- обеспечение психолого-пед гогической поддержки, помощи и з щиты детей;

- выбор культурно-обр зов тельных прогр мм в соответствии с позн в тельными

возможностями учеников;

- орг низ ции медико-в леологической помощи;

- обеспечения к ждому ребенку индивиду льной тр ектории р звития и обучения

с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.

Т ким обр зом, д пт ционное поликультурное обр зов тельное простр нство

призв но ре лизов ть ценностное, бережное отношение к взрослому человеку, и

к ребенку в ч стности, гум низ цию отношений между людьми, поддержку и з

щиту, культурную идентифик цию к ждой личности; возвр щение обр зов ния в

контекст культуры и его регион лиз цию, приобщение ребенк к культуре

посредством обр зов ния; творческий профессион лизм и пед гогическое м

стерство в любой сфере деятельности, повышение пед гогической культуры, пед

гогиз цию обществ , интеркультурную коммуник цию.

Мех низмом, обеспечив ющим поддержку и з щиту личности в поликультурном обр

зов нии в контексте пед гогики р боты с детьми-мигр нт ми, является интегр

ция пед гогических усилий н основе принципов: личностно-ориентиров нного

подход , учет н цион льно-этнического, культурного ф ктор , преемственности

в пед гогической деятельности при условии, что уч щийся-мигр нт является

ктивным субъектом учебно-воспит тельного процесс .

Положительный результ т может быть достигнут лишь общей, интегриров нной

совместной деятельностью в обл сти поликультурного обр зов ния всех видов

служб регион , кр я, город , школы. Это является непременным условем для ок з

ния эффективной помощи, поддержки жизненного с моопределения личности уч

щихся-мигр нтов и их семей в конкретном соци льном простр нстве их д пт

ционной ориент ции в новую поликультурную среду обществ .

Д нное н пр вление ктивно р звив ется, но пок не получило необходимого

широкого р спростр нения, несмотря н то, что проблемы поддержки личности

человек и, особенно, - уч щегося-мигр нт в поликультурном обр зов нии

относятся к числу серьезных пед гогических иннов ций. Они требуют д льнейших

исследов ний отдельных спектов, что предст вляется н иболее целесообр зным

осуществлять с учетом специфики мигр ционной ситу ции в конкретных регион х.

Библиогр фия

1. Абс лямов А.Г., Горб чев Ю.С. Этик межн цион

льного общения детей в поликультурной группе. - Уф : "Творчество", 1997.

2. Библер В.С. Культур : ди лог культур // Вопросы

философии. – 1989. - №6. – с.33-38.

3. Брюн .. А. Эко - культурные основы смыслообр зов ния

и психо ктивные веществ // "Этническ я психология и общество" (под ред. Н.М.

Лебедевой), ИЭА РАН, 1997. С. 311-334.

4. В силюк Ф. .. Психология пережив ния. МГУ, 1985.

5. Волков Г.Н. Этнопед гогические з метки.//Советск я

пед гогик . - 1991. - № 9. - С.89 - 94.

6. Гук ленко О.В. Теоретико-методологические основы пед

гогической поддержки з щиты уч щихся-мигр нтов в поликультурном обр зов

тельном простр нстве. Авторефер т дисс. н соиск ние ученой степени доктор

пед гогических н ук. – Ростов н/Д: РГПУ, 2000.

7. Д нилюк А.Я. Понятие и поним ние н цион льной

школы.// Пед гогик . - 1997. - № 1. - С. 68 – 71

8. Дмитриев Г.Д. Многокультурное обр зов ние. - М.: Н

родное обр зов ние, 1999.

Снежков И.А. К проблеме изучения этнического с мосозн ния у детей и юношеств

// Советск я этногр фия - 1982 - № 1 - С.80 - 88.

9. Ильяев И.А., Кожемякин ..А. Межкультурные коммуник

ции в современном мире. Учебное пособие по спецкурсу. – Белгород: изд-

во БелГТАСМ, 2001. – 159с.

10. Кожемякин ..А. Межкультурные коммуник ции: от теории к

пр ктике. Моногр фия. – Белгород: изд-во БелГУ, 2003. – 119с.

11. Кон И.С. Психология предр ссудк (о соци льно-

психологических корнях этнических предубеждений) // Психология н цион льной

нетерпимости: Хрестом тия / Сост. Ю.В. Чернявск я - Мн.: Х рвест, 1998. - С.

40.

12. Конфликтология: Учебник для студ. высш, пед, учеб. з

ведений. – М.: Изд тельский центр «Ак демия», 2003. –

320 с.

13. Косик В.И. Тревоги и з боты н цион льной школы.//Пед

гогик . - 1997. - № 1. - С. 64 - 68.

14. Л зурский А. Ф. Избр нные труды по психологии. М.: Н ук

, 1997. С.239-244.

15. Лебедев Н. М. Соци льн я психология этнических мигр

ций. М.: ИЭА РАН. 1993.

16. Левин М.М. Технологии профессион льного пед гогического

обр зов ния: Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. з ведений. – М.:

Изд тельский центр «Ак демия», 2001. – 272 с.

17. Н цион льный отчет о пилотиров нии "Языкового портфеля"

в России М.,2000-с.6-7

18. Нр вственные идеи К.Д. Ушинского в системе подготовки

учителя // Сборник м тери лов Всесоюзной конференции. Одесс , 1991. С.

32–34.

19. Отдельные технологии поликультурного обр зов ния //

Тезисы докл дов VII ежегодного собр ния Южного отделения РАО и XIX регион

льных психолого-пед гогических чтений Юг России. – Ростов н/Д: РГПУ,

2000. Ч. II. С. 16–18.

20. Пед гогик ./Под ред. П.И. Пидк систого. - М., 1995.

21. Сл стенин В.А., К ширин В.П. Психология и пед гогик :

Учеб. пособие для студ. высш, пед, учеб. з ведений. – М.: Изд тельский

центр «Ак демия», 2001. – 480 с.

22. Слов рь по соци льной пед гогике: Учеб. пособие для студ.

высш, пед, учеб. з ведений / Авт.-сост. Л.В. М рд х ев. – М.: Изд

тельский центр «Ак демия», 2002. – 368 с.

23. Снежков И.А. К проблеме изучения этнического с мосозн

ния у детей и юношеств // Советск я этногр фия - 1982 - № 1 - С.80 - 88.

24. Сух рев А. В. Психологический этнофункцион льный подход

к психической д пт ции человек . Авторефер т дисс. н соиск ние ученой

степени доктор психол. н ук. М., Психологический институт РАО, 1999.

25. Сух рев А. В., Степ нов И. Л., Струков А. Н.,

Луговской С С., Х лдеев Н. И. Этнофункцион льный подход к психологическим

пок з телям д пт ции человек // Психол. журн. 1997, № 6. С. 84-86.

[1] Библер В.С. Культур : ди лог культур //

Вопросы философии. – 1989. - №6. - с.33-38

[2] Снежков И.А. К проблеме изучения

этнического с мосозн ния у детей и юношеств // Советск я этногр фия - 1982 - №

1 - С.80 - 88.



(C) 2009