Контрольная: Соц Защита
Содержание
Введение
3
1. Перспективы и пути развития целостной системы социальной защиты. 4
2. Министерство труда и социального развития российской федерации. 10
3. Органы исполнительной власти субъектов российской федерации.
11
4. Социальные программы.
13
Заключение
17
Список литературы
18
Введение
Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в
Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что
Российская Федерация является социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39
Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное
обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных
случаях, установленных законом.
Социальная защита населения в широком смысле этого понятия — это
совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и
направленных на обеспечение нетрудоспособных граждан Российской Федерации
трудовыми пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за
выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности,
по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение,
оказание адресной помощи малоимущим слоям населения, помощи гражданам,
попавшим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и переселенцам, на
санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов,
обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими
изделиями, профессиональное обучение и переобучение инвалидов, их
трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров
социального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные
приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.
Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия,
учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения
образуют единую государственную систему социальной защиты населения,
обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и
инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие
системы социальных служб, реализацию государственной политики в области
пенсионного обеспечения и трудовых отношений.
Перспективы и пути развития целостной системы социальной защиты.
Конкретно-исторический анализ хода экономических реформ и их социальных
последствий в России и в одном из ее стратегически важных регионов на
Крайнем Севере позволяет нам сделать принципиальной важности вывод о
необходимости органического сочетания политики финансовой стабилизации с
активной адаптацией к новым условиям всей социальной сферы, в особенности
системы социальной защиты..
Поэтому для нас важно при выработке перспектив и приоритетов в социальной
политике и актуального как никогда направления - социальной защиты избежать
потенциально возможных ошибок и просчетов.
Необходимо, прежде всего, создать прочную "социальную сетку безопасности",
как верно заметил Н. Шмелев, которая могла бы смягчить болезненные социальные
последствия проводимых структурных преобразований. Достаточно ощутимые
пособия по безработице (и, конечно, не на нищенском уровне нынешней
минимальной зарплаты), действенная государственная служба занятости,
разветвленные общественные работы, эффективная система переподготовки
высвобождаемой рабочей силы, перемещение ее к новым местам работы,
строительство для нее в новых местах социальной инфраструктуры - ведь все
это прерогатива государства, будь то на центральном, региональном, или
местном его уровнях. По мнению автора, именно вложения в социальную сферу, в
здравоохранение, культуру, науку, образование и в долгосрочные экономические
программы должны вывести страну из кризисного состояния, создать потенциал
для прорыва в цивилизацию XXI в.
Схема перераспределения социальных полномочий и финансовых ресурсов, в чем
нуждается Россия, должна исходить из концепции, суть которой заключается в
преобладающей роли государства в социальном процессе, прочно увязанном с
системой социальной защиты, и упрочении взаимосвязей Федерации и ее
субъектов. Государственное участие по-прежнему остается главным,
основополагающим в разработке и осуществлении национальной социальной
политики.
Для того чтобы совершенствовать систему социальной защиты с учетом быстро
меняющейся социально-экономической ситуации в стране, необходимо определить
приоритеты социальной политики государства на современном этапе и пути ее
реализации на федеральном и региональном уровнях. Этой проблеме было
посвящено расширенное заседание коллегии Министерства труда и социального
развития РФ, которое состоялось 31 мая 1997 г. в г. Москве. На коллегии
отмечалось, что ситуация с неплатежами связана с серьезными недостатками
действующих систем социального страхования, пенсионного и социального
обеспечения, оплаты труда, которые приводят к нерациональному использованию
средств, выделяемых на социальную поддержку граждан. Прежде всего, это
отсутствие личной заинтересованности конкретного человека в защите от
социальных и профессиональных рисков, необоснованность предоставления
некоторых социальных льгот и пособий, безадресность отдельных видов
социальной помощи, отсутствие увязки заработной платы с результатами работы,
квалификацией и профессионализмом конкретного работника.
Согласно оценкам Международной организации труда, эффективность программ
социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств,
поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных
трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве
развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы колеблется в пределах
30-50%.
К числу основных задач, решаемых в сфере социальной политики и ее важного
направления - социальной защиты населения в 1997-2000 гг., следует отнести:
- реформу жилищного сектора;
- пересмотр принципов функционирования страховых институтов вообще и
пенсионной системы, в частности;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере
на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития
управляемой конкуренции между организациями, предоставляющими социальные
услуги населению, и расширения прав потребителей услуг в принятии
финансовых решений;
- упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышением
обоснованности их предоставления;
- четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных
вопросов на уровне Федерации и ее субъектов, а также на местном уровне.
Реформы в социальной сфере будут основываться на нескольких общих принципах
и проводиться по следующим основным направлениям:
- сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг и постепенная
замена этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения;
- перевод социальных пособий в адресную форму, для того чтобы они
направлялись преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности;
- перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям
бедных, на страховую основу с сохранением принципов обязательности и
солидарности;
- предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного
материального положения семьи, а не только отдельных ее членов.
Реализация перечисленных принципов позволит добиться одновременного усиления
социальной поддержки малоимущих, повышения эффективности социальной защиты и
качества социальных услуг, предоставляемых семьям, не относящимся к числу
бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с реальными
финансовыми возможностями государства.
Ключевым вопросом проводимых социально-экономических преобразований
становится комплексная реформа в жилищно-коммунальной сфере. Среди основных
ее направлений - изменение системы финансирования, управления и контроля в
этой сфере; демонополизация отрасли и создание конкурентной среды; снижение
издержек на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов их
качества. При ее проведении необходимо существенное совершенствование
системы адресной поддержки низкодоходных семей. Основные параметры перехода
на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяют субъекты РФ и
органы местного самоуправления. А объем помощи из федерального бюджета будет
рассчитываться исходя из единых нормативов перевода на новую систему оплаты
жилья и коммунальных услуг.
Большие изменения предполагается внести в систему социальных пособий и
льгот, пенсионное обеспечение и социальное страхование. Касаясь
реформирования пенсионного обеспечения, выделяют три этапа. На первом этапе
основные усилия будут направлены на погашение пенсионной задолженности и
достижение сбалансированности расходов и обязательств Пенсионного фонда.
Принципиальный момент - поддержание минимальной пенсии с компенсацией на
уровне 80% федерального прожиточного минимума и переход к индексации
остальных пенсий строго в пределах текущих поступлений Пенсионного фонда. На
втором этапе будут подготовлены законопроекты, обеспечивающие начало
реформирования системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах и
перевод досрочных отраслевых пенсий на финансирование за счет дополнительных
взносов работодателей соответствующих отраслей. На третьем этапе будут
обеспечены правовая база и организационные условия для деятельности
пенсионных фондов, включенных в систему обязательного пенсионного
страхования. Будет сформирована Федеральная пенсионная служба и Инспекция по
надзору за негосударственными пенсионными фондами. В Госдуму будут внесены
законопроекты о различных категориях негосударственных пенсионных фондов, их
аудите, надзоре и регулировании.
Главным в реформировании фондов социального страхования будет пересмотр
некоторых условий выплаты пособий по болезни, по беременности и родам;
постепенный переход к финансированию пособий по временной нетрудоспособности
за счет средств работодателей в пределах 1,5% фонда заработной платы с
возмещением расходов, превышающих этот уровень, отказ от субсидирования
санаторно-курортных мероприятий (правда, предусмотрено финансирование из
бюджета льготных путевок на лечение беднейшим категориям населения через
местные органы соцзащиты); перевод страховых случаев, связанных с
инвалидностью, в систему обязательного пенсионного страхования.
Реализация основных направлений и приоритетов уже началась. Часть
законопроектов подготовлена и внесена в Государственную Думу.
Следует заметить, что реформа жилищно-коммунальной сферы вызывает наибольшее
недовольство у населения. Несмотря на значительное повышение цен, качество
представляемых услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Механизм адресных
компенсаций малоимущим достаточно громоздкий, и сам требует средств.
Серьезные возражения вызывает предложение о разделении ныне единой пенсии на
две части: социальную, гарантированную государством, и трудовую за страховой
стаж работы. Тем самым может снизится общая гарантированность пенсий со
стороны государства, ибо для большинства действующих пенсионеров в обозримом
периоде единственный работодатель - именно государство.
Заметим, что в последние годы была значительно укреплена правовая база
системы социальной защиты населения. Подготовлены и вступили в действие ряд
принципиально важных для системы социальной защиты законов: "О ветеранах", "О
социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах социального
обслуживания населения", "О государственных пособиях гражданам, имеющим
детей" и др.
Если рассматривать перспективы развития системы социальной защиты населения
Крайнего Севера , принципиальное и определяющее значение для ее обеспечения
и развития ее составляющих -имеет федеральный закон, принятый в июне 1996 г.,
"Об основах государственного регулирования социально-экономического развития
Севера Российской Федерации". Этот закон устанавливает основы
государственного регулирования в области экономического, социального,
экологического, культурного и национального развития Севера РФ. Он направлен
на достижение оптимального сочетания интересов РФ и ее субъектов, территории
которых имеют северный статус, устойчивое их развитие, создание благоприятных
условий для эффективного ведения хозяйства, рационального использования
природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение достойной жизни и
высокую степень социальной защиты. Закон дает следующее определение
содержания понятия "Север": "Север - высокоширотная часть территории
Российской Федерации, характеризующаяся суровыми природно-климатическими
условиями и повышенными затратами на производство продукции и
жизнеобеспечение населения".
В качестве принципов государственного участия в делах Севера этим законом
определено:
- государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на
Севере для значительной части отраслей хозяйства
льготного режима развития и обеспечение государственного заказа на
производимую в этом регионе продукцию;
- селективность (выборность) государственной поддержки производства на
Севере (оказание помощи предусматривается в первую очередь предприятиям и
организациям, обеспечивающим государственные нужды, а также участвующим в
решении социальных задач);
- создание условий для гармоничного развития производства, социальной среды,
сохранения окружающей среды;
- опережающее развитие субъектов инфраструктуры, в первую очередь связи,
транспорта, включая Северный морской путь;
- сохранение и развитие коренных малочисленных народов Севера;
- оптимизация численности населения на Севере. Государственное обеспечение
социальной защиты населения
этой части России достигается путем предоставления гарантий и компенсаций для
лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда,
отпусков, жилищных отношений, транспортных расходов, социального страхования,
пенсионного обеспечения в соответствии с законом РФ. Закон также
предусматривает, что гарантии и компенсации устанавливаются
дифференцированно, с учетом районирования Севера по дискомфортности условий
жизнедеятельности населения. Охрана здоровья населения, материнства и детства
на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем в среднем по
РФ, нормативами. Охране здоровья населения на Севере способствуют ежегодные
медицинские профилактические осмотры.
Гражданам РФ, проживающим в районах Севера, признанным в установленном
законодательством порядке экологически неблагополучными, гарантируется
бесплатная медицинская помощь, медико-генетические и другие консультации при
обследовании и вступлении в брак, а также санаторно-курортное лечение и
восстановительное лечение, обеспечение лекарственными средствами,
иммунологическими препаратами, изделиями медицинского назначения на льготных
условиях в соответствии с основами законодательства РФ об охране здоровья
граждан, другими федеральными законами и другими актами РФ, а также законами
и другими нормативными актами субъектов РФ. Охрану материнства и детства на
Севере государство регулирует посредством принятия соответствующих
программ, обеспечивающих нормальное физическое, психическое и культурное
развитие детей.
Закон закрепляет права северян на следующее:
- страховые пособия, включая пенсионное обеспечение с учетом районного
коэффициента и надбавок к заработной плате;
- уменьшение пенсионного возраста;
- сохранение северного размера пенсии при выезде из районов Крайнего Севера;
- социальные пенсии коренным малочисленным народам Севера;
- первоочередной выезд из районов Крайнего Севера и получение жилья на новом
месте жительства для пенсионеров и отдельных категорий безработных.
Кроме того, в систему социальных гарантий всего населения входят:
- районные коэффициенты к зарплате;
- процентные надбавки за выслугу лет;
- единовременные пособия и выплаты;
- компенсации на детей;
- оплата дополнительного отпуска;
- оплата проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно;
- оплата проезда на медконсультации, лечение и отдых;
- бронирование жилой площади;
- обеспечение жилплощадью по месту работы;
- возмещение расходов по найму жилья;
- право на получение жилья в районах с благоприятными климатическими
условиями, бесплатное наделение земельными участками;
- право получения целевых льготных кредитов для строительства жилья на
территории РФ;
- первоочередная компенсация в случае выезда из районов Крайнего Севера,
вкладов, внесенных в Сбербанк РФ до 20 июня 1991 г.;
- медицинские услуги;
- образовательные услуги;
- услуги учреждений культуры и информации.
Социальная защита коренного населения Севера предусматривает:
- наделение родовыми угодьями;
- дополнительные выплаты многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким
пенсионерам, инвалидам с детства, тяжело больным людям;
- дополнительные выплаты студентам высших и средних специальных заведений;
- оказание материальной помощи лицам коренной национальности - выпускникам
вузов и техникумов;
- компенсацию стоимости снегоходов, моторов, охотничьего снаряжения;
- кредиты для приобретения продовольствия и промышленных товаров;
- финансирование материально-технической базы традиционных для Севера
отраслей и промыслов;
- строительство жилья в селах и обустройство родовых угодий; -льготный прием
в учебные заведения различного профиля.
Особой проблемой для северных территорий является социальная защита
малочисленных народов Севера. Федеральная программа "Экономическое и социальное
развитие коренных и малочисленных народов Севера до 2000 г.", а также
программа "Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера"
определили конкретные меры по обеспечению их социальной безопасности при
переходе к рынку.
Однако большинство принятых программ выполняются плохо, сроки выполнения
срываются, социально-экономическая напряженность на Севере растет. Одна из
причин такого положения заключается в том, что в принятых решениях
отсутствуют четкий механизм их реализации. Это приводит к негативным
результатам. Финансирование федеральных целевых программ, направленных на
социально-экономическое развитие северных регионов, осуществляется в намного
меньших объемах, чем это предусмотрено федеральным бюджетом.
Невыполнение целевых программ поддержки и развития регионов Крайнего Севера
естественно не может положительно сказаться на уровне и качестве социальной
защиты населения этих территорий. И дело не только в том, что не
обеспечивается выполнение социальных разделов программ, а в том, что не
выполняются задания по созданию новых рабочих мест, повышению эффективности
производства и на этой основе и росту зарплаты, рентабельности и т.д., словом
нет развития той базы, на которой строится социальная защита.
Кроме федеральных в большинстве северных регионов (Республика Саха(Якутия),
Камчатская область, Красноярский край, Сахалинская, Архангельская области и
др.) разработаны и осуществляются региональные программы социальной
политики, целевые программы, направленные на поддержку социально уязвимых
слоев населения: пенсионеров, инвалидов, безработных, многодетных семей и
т.д. Бесспорно, все это смягчает "удары рынка" по населению, но радикально
решить проблемы социальной защиты населения Севера пока не удается.
Глубокий экономический кризис и условия перехода хозяйственного механизма на
новые условия деятельности обрекли систему социальной защиты населения в
России в целом, и на Крайнем Севере в особенности, на серьезные дефекты. В
заключение обратим внимание на четыре из них, имеющих принципиальное
значение, так как они повлекли за собой крупные социальные издержки.
Первое. Нормативы государственных социальных гарантий. Размеры социальных
гарантий, предоставляемых государством населению, выступают основополагающими
для эффективности всей системы социальной защиты населения. В их основе должны
лежать нормативные потребительские бюджеты населения, в частности для
минимальных гарантий - минимальный потребительский бюджет (МБП) и как временное
положение в кризисных условиях - прожиточный минимум (ПМ).
До экономических реформ этот принцип не в полной мере, но все же
реализовывался в действовавших минимальных нормативах оплаты труда, пенсий и
пособий. Но с 1992 г. размеры государственных социальных гарантий оказались
не только ниже прожиточного минимума соответствующей социально-
демографической группы населения, но и обрели тенденцию их снижения.
Второе. Задолженность в выплатах населению. К низким нормативам
гарантированных государством доходов населения в последние годы добавились
задержки в получении законных доходов населением. Работники, пенсионеры,
инвалиды, семьи с детьми могут месяцами не получать причитающееся им по закону,
в том числе от органов социальной защиты.
Такое положение означает глубокий социальный дефект в социальной защите
населения, который противоречит не только юридическим законам, но и сущности
рыночной экономики, ее основному экономическому закону товарного обмена,
соблюдение которого тем более необходимо, что дело касается нуждающихся в
постоянной поддержке людей, инвалидов и детей, и это в принципе должно быть
несовместимо с социально-направленной рыночной экономикой.
Третье. Несомненно, что обеспечение государственных социальных гарантий
сильно осложнялось последствиями экономического кризиса, что приводило к тому,
что минимальные нормативы не индексировались своевременно и достаточно в связи
с ростом потребительских цен. Кроме того отсутствует надлежащая индексация
сбережений населения, вложенных в государственные и коммерческие банки.
В России вообще отсутствует социальная защита сбережений населения, в
результате чего в 1992-1995 гг. произошло массовое обесценивание сбережений,
особенно чувствительное для северян, равноценное массовому ограблению. Эти
сбережения уже вряд ли будут компенсированы в обозримой перспективе.
Четвертое. Перекосы в распределении и использовании доходов населения.
Значительная доля доходов (в среднем до 20%) расходуется населением на закупку
иностранной валюты. Расчеты показывают, что
за счет только четверти приобретаемой населением валюты можно было бы
полностью закрыть брешь в доходах части населения, приводящих ее к бедности.
Этот резерв ни для социальной защиты населения, ни для подъема экономики
(инвестиций) не используется, вследствие отсутствия надлежащей налоговой
системы и недоразвитости системы социальной защиты.
В целом состояние социальной сферы в России и на Крайнем Севере
характеризуется падением уровня и качества жизни, ростом безработицы,
ухудшением здоровья и другими негативными явлениями. Жизнь требует
дальнейших значительных преобразований в системе социальной защиты.
Один из путей повышения эффективности системы социальной защиты - ее
стандартизация. В связи с расширением масштабов и усложнением задач в области
социального обслуживания населения назрела необходимость разработать и
внедрить стандарты на конкретные социальные услуги, оказываемые гражданам,
требований к материально-техническому оснащению учреждений и предприятий, а
так же к профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания.
Необходимо организовать лицензирование в сфере социального обслуживания,
оценку и контроль качества в этой специфической области работы с населением.
По нашему мнению, в перспективе для развития системы социальной защиты
следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную
социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без
достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных
областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации
населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруденции, экономике,
планированию и социальному обслуживанию, социальных педагогов и т.д.
Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки
и повышения квалификации соответствующих специалистов по социальной работе.
Во многих вузах созданы специализированные отделения, кафедры и факультеты.
За последнее время в учебных заведениях РФ прошли обучение или переобучение
несколько тысяч специалистов.
Большую роль для формирования и развития новой системы социальной защиты
играет научное обеспечение. Необходимо отойти от констатирующих исследований
к разработке методологии завершенных социальных технологий, комплексному
решению социальных проблем населения. Принципиальное значение в этой связи
имеет формирование новых методологических основ социальной защиты населения,
которые заключаются в отказе от чисто патерналистских подходов, в адаптации
населения к изменяющимся социально-экономическим условиям, в переходе к
поддержке и укреплению, восстановлению и развитию внутреннего потенциала
семьи.
К основным направлениям совершенствования исследуемой системы можно отнести и
ее информационное обеспечение. Здесь речь идет о повышении эффективности
методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к
отображению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована
задача получения не средних показателей, характеризующих отдельные стороны
жизнедеятельности людей, изолированные факты и явления, а отражение
целостной картины социальных явлений и процессов в их взаимосвязи и
взаимозависимости.
Необходимо разработать и внедрить единую комплексную систему мониторинга
социально-экономического положения населения и развития социальных процессов
на федеральном и региональном уровнях, включающих: мониторинг эффективности
принимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и
социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области
условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов
населения, потребления и потребительского рынка, социальной защиты и
социального развития населения, жилья, миграции, экологии, образования,
культуры, медицинского обслуживания и т.д.
Перспективы развития системы социальной защиты на Крайнем Севере целиком и
полностью зависят от того, какое внимание будет уделяться федеральными
органами Северу России, чего требуют интересы страны. При этом в целях более
полного и рационального использования природных богатств Севера
предусматривается обеспечить развитие национальной транспортной магистрали -
Северного морского пути; реализацию мер социальной направленности,
позволяющих создать благоприятные условия для населения Севера (в том числе
коренных малочисленных народов) и обеспечивающие рациональное регулирование
его оттока в другие регионы.
С учетом складывающейся социально-экономической ситуации основными
приоритетными направлениями деятельности целостной системы социальной защиты
населения на ближайший период будут:
- недопущение дальнейшего падения уровня и качества жизни социально уязвимых
групп населения (включая меры гарантированного социального обеспечения и
обслуживания), поддержание оптимальных соотношений между доходами активной
части населения и нетрудоспособных граждан;
- развитие системы социального обслуживания населения, ее законодательное и
финансовое укрепление;
- разработка и обеспечение минимальных стандартов в области пенсий,
социальных пособий, социального обеспечения;
- проведение реформирования пенсионной системы;
- осуществление приоритетных целевых федеральных социальных программ как
главного средства обеспечения социальных гарантий инвалидам и детям, а также
другим категориям населения, сбалансированных по финансовым и иным ресурсам
на федеральном и региональном уровнях;
- развитие сферы платных услуг при сохранении их минимального
гарантированного уровня, предоставляемого бесплатно;
- усиление адресности социальной поддержки, в первую очередь
слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующем и
резкого сокращения масштабов бедности;
- совершенствование принципов государственной социальной поддержки различных
категорий и групп населения применительно к отдельным регионам на основе
мониторинга социальных процессов;
- принятие всех законодательных и управленческих решений после обязательной
экспертизы их возможного влияния на социально-экономическое положение
населения России и Крайнего Севера;
- создание благоприятных условий для развития благотворительности и других
форм общественной взаимопомощи.
В конечном счете все меры по социальной защите населения должны быть
сбалансированы по интересам различных социальных групп населения и
политических сил, ресурсам и финансовым средствам, увязаны по срокам,
ориентированы на одну цель - повышение благосостояния населения.
В исторической перспективе система социальной защиты населения должна
претерпеть определенные институциональные изменения с целью добиться
соответствия настоящим и будущим потребностям населения с учетом интересов
каждой социально-демографической группы, выступающей потребителем социальной
помощи и услуг.
Министерство труда и социального развития российской федерации.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику и управление в области труда, занятости и
социальной защиты населения, является Министерство труда и социального
развития Российской Федерации.
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской
Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о
Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.97 г. № 480 с
изменениями и дополнениями.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации осуществляет
свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, орга-
нами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, а также
другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит
свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих
областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня
жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное
партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения;
развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное
обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения;
государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной
защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития Российской Федерации возглавляет
министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской
Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации несет персональную
ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального
развития задач и осуществление им своих функций.
Органы исполнительной власти субъектов российской федерации.
В различных регионах, субъектах Российской Федерации органы социальной
защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты,
Управления, Отделы, Комитеты, Министерства, но основные задачи и функции
этих органов одинаковые.
Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а
также территориальные органы социальной защиты населения образуют единую
краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую
государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц,
уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных
служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения
и трудовых отношений.
Основные задачи Департамента
1. Организация совместно с территориальными органами исполнительной власти
государственного пенсионного обеспечения.
2. Создание государственной системы социального обслуживания населения,
содействие ее развитию.
3. Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,
протезно-ортопедической помощи населению.
4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граждан и ветеранов.
5. Участие в обеспечении функционирования и совершенствования системы
социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
6. Участие в формировании и проведение финансово-экономической и
инвестиционной политики, направленной на реализацию программ и мероприятий
по социальной защите населения.
7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы
в сфере социального обслуживания населений.
8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий,
предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам,
а также по вопросам охраны условий труда.
9. Осуществление контроля за правильным применением действующего
законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах
системы социальной защиты населения.
10. Привлечение на договорной основе юридических и физических лиц,
высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов
законодательных и нормативных актов по вопросам социальной защиты.
11. Информирование населения по вопросам социальной защиты и трудовых
отношений.
Функции Департамента
А. В области пенсионного обеспечения:
— организует работу органов социальной защиты населения по назначению,
перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее
методическое обеспечение;
— создает и развивает автоматизированные системы назначения и выплаты
государственных пенсий;
— организует и осуществляет контроль за правильностью назначения и выплаты
государственных пенсий, пособий и компенсаций, выделяемых из федерального,
краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам
социальной защиты населения;
— осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодарского края выплату
пенсий гражданам, находящимся за пределами Российской Федерации.
Б. В области социального обслуживания населения:
— организует и развивает совместно с органами исполнительной власти с
учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей
различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и
специализированных государственных, а также муниципальных и иных служб,
осуществляющих социальное обслуживание населения, учреждений по
реабилитации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и
нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и
детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям,
оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и
подростков с ограниченными возможностями и т. д.;
— участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в экстремальных
ситуациях, в том числе лицам без определенного места жительства и занятий,
беженцам, вынужденным переселенцам.
В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инвалидов и
оказания населению протезно-ортопедической помощи:
— разрабатывает предложения по формированию государственной политики по
проблемам инвалидов и реализует ее во взаимодействии с органами
исполнительной власти;
— осуществляет меры по организации и развитию службы медико-социальной
экспертизы и государственной системы реабилитации инвалидов, а также по
обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за
ними;
— обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению,
контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при
протезировании;
— содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-
социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий,
учреждений и организаций, осуществляющих социальную защиту инвалидов;
— оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в
вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-
интернационалистов.
Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов:
— разрабатывает предложения по формированию государственной политики в
области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во
взаимодействии с органами исполнительной власти;
— осуществляет в пределах своей компетенции контроль за реализацией
социальных гарантий, установленных для пожилых граждан и ветеранов
действующим законодательством.
Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства:
— разрабатывает предложения по формированию государственной политики в
области социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства и
реализует ее во взаимодействии с органами исполнительной власти;
— осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для
семьи, женщин и детей действующим законодательством;
— осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-
интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения на
начальном этапе самостоятельной жизни.
Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и
членов их семей:
— подготавливает проекты нормативных актов, краевых программ, а также
обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих,
погибших при прохождении военной службы, ветеранов войны и военной службы;
— координирует создание и совершенствование системы социальной реабилитации
инвалидов военной службы.
Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной политики:
— финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые
программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств,
выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ
расходов на реализацию краевых программ и мероприятий по социальной защите
населения;
— рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности
подведомственных ему учреждений и организаций;
— осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию
организации и нормирования труда работников подведомственных ему учреждений
и организаций.
3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:
— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной
системы социальной защиты населения, организует подготовку и повышение
квалификации работников и специалистов органов социальной защиты населения и
их контроль.
И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:
— осуществляет меры по повышению роли тарифных соглашений, коллективных
договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;
— осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;
— изучает причины возникновения коллективных трудовых конфликтов и принимает
участие в их разрешении;
— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение
здоровых и безопасных условий труда, соблюдения норм и правил по охране
труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.
Социальные программы.
Общероссийская экономическая нестабильность, увеличение безработицы и
ухудшение качества демографического состояния населения обусловливают
необходимость разработки программ, включающих меры по улучшению показателей
жизнеобеспечения населения. Положительный опыт создания подобных программ уже
имеется в ряде регионов Крайнего Севера, в частности в Республике
Саха(Якутия).
Постановлением Правительства РС(Я) № 73 от 18 марта 1997 г. была утверждена
Программа стабилизации и повышения уровня жизни населения РС(Я) на 1997 -
2002 гг., в основу которой положен прогноз социально-экономического развития
республики до 2005 г., скоординированный с Концепцией модернизации
региональной экономики "Якутия - 21 век". В разработке Программы приняли
участие: Всероссийский центр уровня жизни при Министерстве труда и
социального развития РФ, заинтересованные министерства и ведомства,
комитеты, профсоюзы, внебюджетные фонды, Ассоциация банков и страховые
компании республики.
Особенность данной Программы состоит в том, что в ней намечены пути
переориентации социальной политики от социальной поддержки к усилению
трудовой мотивации, опоры на собственные силы, определены направления
повышения благосостояния населения на основе созидательного труда,
эффективной занятости, роста предпринимательской активности.
Главная цель Программы состоит в неуклонном повышении благосостояния граждан
республики на основе реального роста экономики и повышении эффективности
народнохозяйственного комплекса республики. Достижение главной цели Программы
предусматривается через реальное повышение уровня жизни жителей республики
путем роста реальных доходов населения при обеспечении эффективной
занятости, реформирования системы оплаты труда и адресной социальной помощи
малообеспеченным слоям населения. Реализация Программы будет проходить в два
этапа. Первый этап - стабилизационный (1997-1999 гг.), цель которого -не
допустить снижения уровня жизни всех социальных слоев населения в новых
социально-экономических условиях. Второй этап — этап развития (2000 - 2002
гг.), цель которого - создать объективные предпосылки для реального
неуклонного роста благосостояния населения республики. Центральное место в
Программе отводится разделам, посвященным трудовой мотивации: оплате труда,
занятости, предпринимательству.
Одна из приоритетных и решающих для развития всей экономики задач -
повышение производительности труда, которая является объективной движущей
силой и потребностью, определяющей развитие рыночной экономики. Выполнение ее
послужит источником повышения благосостояния трудящихся. Вместе с тем, на
современном этапе развития рынка, когда еще рыночные механизмы не заработали
в полную силу, необходимо создавать условия для повышения производительности
труда, в том числе путем совершенствования форм и систем оплаты труда,
установления четкой зависимости заработка от роста эффективности и объемов
производства.
В период стабилизации (на первом этапе) экономики намечается ужесточить
административный контроль за своевременной выплатой заработной платы, широко
внедрить "электронные деньги", создать систему гарантий труда работников в
зависимости от их квалификации и в рамках социального партнерства путем
принятия и реализации закона "О регулировании оплаты труда".
В разделе об обеспечении эффективной занятости и рационального использования
трудовых ресурсов представлены меры по вовлечению рабочей силы в
перспективные отрасли производства, указаны конкретные направления, обучения
и переобучения граждан.
Развитие предпринимательства рассматривается в Программе как один из факторов
трудовой активности населения. Намечены конкретные пути и условия
формирования в РС(Я) широкого слоя предпринимательства: совершенствование
налоговой политики, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка,
реализация программы по организации обучения населения основам
предпринимательской деятельности.
Большое внимание в Программе уделено развитию отраслей социальной сферы. В
области охраны здоровья населения и сохранения его генофонда, в ближайшие
два года предполагается:
- разработать и внедрить систему индикаторов и показателей состояния
здоровья населения и окружающей среды;
- сформировать медицинскую систему, сочетающую бесплатную медицинскую
помощь и платные медицинские услуги;
- обеспечить переход здравоохранения на принцип страхования. Приоритетными
направлениями в области образования на этапе
стабилизации являются целевая контрактная подготовка специалистов со средним
и высшим профессиональным образованием, определение плана приема студентов
по педагогическим специальностям в соответствии с возможностями и
потребностью в педагогических кадрах, подготовка по новым специальностям,
улучшение качества подготовки и переподготовки учителей.
В рамках действия федеральной Программы экономического и социального
развития малочисленных народов Севера в 1997-2002 гг.
предстоит решить проблему сохранения среды обитания и улучшения
экологической ситуации, обеспечить строительство жилья, создать новые рабочие
места и производства в местах компактного проживания малочисленных народов
Севера, улучшить медицинское и санитарно-эпидемиологическое обслуживание,
создать условия для развития этнических культур и национальных форм
образования.
В качестве основных задач по повышению уровня жизни пенсионеров в период до
2002 г. Программой предусматривается:
- осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста
потребительских цен;
- разработать эффективный механизм осовременивания заработка для исчисления
и перерасчета пенсий, позволяющий более объективно учитывать трудовой вклад
каждого работника;
- содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов с целью
формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем
за счет работодателей и самих работников при усилении государственной защиты
и поддержки плательщиков взносов.
Социальная помощь будет предоставляться на основе принципа адресности, в
зависимости от совокупного душевого дохода семьи, носить преимущественно
заявительный характер.
Для инвалидов в период до 2002 г. намечено создать в республике около 1000
новых рабочих мест.
По прогнозу до 2002 г. обеспеченность домами-интернатами для престарелых и
инвалидов возрастет до 20,5 мест на 10000 жителей (1996 г. - 18,2 мест).
Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться из бюджета,
внебюджетных фондов, федеральных источников, средств предприятий и
организаций и других источников.
Учитывая, что Республика Саха(Якутия) находится в едином экономическом
пространстве Российской Федерации, очевидно, что степень реализации данной
Программы во многом зависит от финансового обеспечения как на федеральном,
так и на республиканском уровне.
Сложная экономическая ситуация болезненно сказалась на уровне жизни основных
масс населения. Экономический спад наблюдается практически во всех регионах
Севера России, что, в свою очередь, крайне негативно отражается на
возможностях развития социальной инфраструктуры, сферы приложения труда,
повышения уровня жизни населения в целом.
Главным негативным результатом экономических реформ в социальной сфере
является постоянно усиливающееся расслоение общества по доходам, условиям и
качеству жизни, когда формирование высоких доходов незначительной части
населения происходит за счет их уменьшения у большей части населения.
Основными причинами роста дифференциации населения по доходам являются
замедление темпов роста пенсий и социальных пособий, а также усиление
неравенства в оплате труда в разрезе отраслей.
На этапе реформирования общества важнейшим условием стабилизации доходов и
уровня жизни является обеспечение социальных гарантий, что обусловливает
необходимость установления адресности в предоставлении помощи нуждающимся,
выявление приоритетов и критериев, в соответствии с которыми должна
оказываться эта помощь.
Таким образом, целенаправленное управление развитием процессов во всех
сферах хозяйственной деятельности со стороны государства должно
способствовать оздоровлению социально- экономической ситуации в районах
Крайнего Севера и на основе этого созданию возможности для преодоления
негативных последствий экономических реформ в социальной сфере. Конечной
целью реформирования нашего общества должны стать стабилизация и поэтапный
рост уровня жизни населения.
С целью выделения интересов детства в разряд приоритетных, согласно Указу
Президента РС(Я) М.Е. Николаева от 15 октября 1994 г. №886 Комитетом по
проблемам семьи, женщин и демографической политике при Президенте РС(Я)
совместно с Министерствами образования, социальной защиты, здравоохранения,
народов РС(Я), Федерацией профсоюзов РС(Я) разработана программа Президента
"Дети Республики Саха(Якутия)".
Цель программы - создание и обеспечение условий для полноценного развития,
образования и жизнедеятельности детей, их защита в условиях социально-
экономических преобразований и реформ.
В состав программы "Дети Республики Саха(Якутия)" входят целевые
подпрограммы: "Одаренные дети", "Дети Арктики", "Дети-инвалиды", "Дети-
сироты", "Организация отдыха, занятости, оздоровления детей и подростков",
"Развитие индустрии детского питания".
Подпрограмма "Одаренные дети" нацелена на создание республиканской системы
образования и развития способных и одаренных детей.
Подпрограмма "Дети Арктики" нацелена на защиту интересов детей, живущих на
Севере, обеспечение равных возможностей их физического, интеллектуального,
психического, социального развития, реализацию права образования на родном
языке, приобщение к национальной духовной и материальной культуре народов.
Подпрограмма "Дети-инвалиды" нацелена на формирование основ комплексного
решения проблем детей с отклонениями в развитии и их родителей (опекунов),
решение медико-социальных, социально-экономических и нравственных проблем
детей-инвалидов, создание системы профилактических мероприятий с целью
снижения детской заболеваемости, инвалидности.
Подпрограмма "Дети-сироты" ориентирована на создание наиболее благоприятных
условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к
самостоятельной жизни, их безболезненную адаптацию в социальной среде,
совершенствование системы обучения, воспитания детей-сирот.
Подпрограмма "Организация отдыха, занятости, оздоровления детей и подростков"
направлена на создание экономических, правовых и организационных условий,
обеспечивающих перевод системы организации детского, подросткового и
семейного отдыха, занятости, оздоровления в режим развития.
Подпрограмма "Развитие индустрии детского питания" включает комплекс
мероприятий по формированию индустрии детского питания. Ее задачами являются
обеспечение детей республики рациональным питанием, развитие материально-
технической базы отрасли.
Создан соответствующий механизм реализации и контроля программы, определены
источники финансирования. Ожидается, что реализация республиканской программы
"Дети Республики Саха(Якутия)" позволит снизить уровень младенческой и
детской смертности, сохранить репродуктивное здоровье народов республики,
обеспечить условия для образования и развития детей в соответствии со
способностями, склонностями и задатками, создать предпосылки для выполнения
республикой международных обязательств в соответствии с Конвенцией о правах
ребенка. Выполнение данной программы обеспечит на деле реализацию прав детей
как приоритетного принципа государственной политики Республики Саха(Якутия).
Подведены первые итоги реализации программы. Регулярно проводится работа по
выявлению способных и одаренных детей. Составлен республиканский банк данных
о способных детях.
В 1995 г. 8-16 июля в Якутске проводилась международная олимпиада "Туймаада-
95". Практикуется стажировка учащихся и учителей за рубежом. Под Якутском
действует Высшая школа музыки для детей, которая за короткое время уже
получила мировую известность.
В г. Нерюнгри успешно работает республиканский Центр для детей с ДЦП,
подготовлены специалисты-реабилитологи для лечения детей с ослабленным
слухом по методике Центра "Суваг" в Загребе (Хорватия).
За лето 1995 г. по соответствующей подпрограмме отдохнуло более 43 тыс.
детей. Ряд летних лагерей были нацелены на изучение иностранных языков.
В рамках федеральной программы "Дети Севера" проведены мероприятия по
совершенствованию медицинской помощи детям и женщинам в районах проживания
малочисленных народов Севера:
- отработана статистическая отчетность о медико-демографической ситуации
и состоянии здоровья детей и женщин;
- разработан регистр женщин детородного возраста и детей малочисленных
народов Севера;
- организованы и направлены в 17 территорий проживания народов Севера
комплексные бригады специалистов для оказания практической помощи в
проведении профилактических осмотров детей и женщин;
- проведена лечебно-оздоровительная работа с полным обеспечением
поливитаминной фитопродукцией в организованных детских коллективах;
- разработана и внедрена в 5 регионах система оздоровления детей народов
Севера от массовых гельминтозов с применением новых антигельминтных
препаратов.
Среди представителей малочисленных народов Севера продолжается рост
этнического самосознания. Однако неразвитость сети учреждений дополнительного
образования и культуры препятствуют социальному воспроизводству самобытной
культуры, национальных традиций малочисленных народов Севера, которые
разрушаются под воздействием худших образцов массовой современной культуры.
На наш взгляд, к числу первоочередных задач по улучшению положения детей,
проживающих в районах Крайнего Севера, должны относиться:
- развитие педиатрических и родовспомогательных учреждений в районах Крайнего
Севера с учетом местной специфики;
- принятие действенных мер, направленных на снижение алкоголизации населения
Крайнего Севера;
- более полное использование местных возможностей и возможностей
близлежащих территорий для отдыха и оздоровления детей;
- обоснованное развитие социальных учреждений с учетом потребностей детей.
Заключение.
Органы социальной защиты уже не в состоянии выдержать высокое давление
продолжающегося падения уровня жизни населения. В основном оно связано с
кризисным состоянием экономики, проявившимся прежде всего в низкой оплате
труда категорий работников, которые ранее традиционно принадлежали к
среднедоходным слоям населения. Только позитивные перемены в экономике и
разумное государственное регулирование распределительных отношений как одной
из форм социальной политики создадут объективные предпосылки для роста
реальных доходов работающих россиян. Предметом пристального внимания органов
социальной защиты по-прежнему должны оставаться несамодеятельные группы
населения и семьи с низким накопленным потенциалом (жилье и имущество) и
слабыми адаптационными возможностями, которые должны иметь приоритетные
права на трансферты. К таковым прежде всего относятся семьи, состоящие
только из пенсионеров и инвалидов, неполные семьи с маленькими детьми и
различные смешанные
Необходимо основательно отрегулировать социальную защиту трудоспособного
населения, чтобы она стала одним из важнейших направлений социальной политики
государства.
Список литературы.
1. Социальная защита населения:
Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов,
обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина –
Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 336 с.
2. Толстых Г.В. Формирование и
развитие системы социальной защиты населения на Крайнем Севере (1985-1990г)
Историко-экономическое исследование – Якутск, 1998-416 с.
3. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф.
Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособ. для студ.
учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: высшая школа, 2001-192
с.