Научная Петербургская Академия

Контрольная: Соц Защита

Контрольная: Соц Защита

Содержание

Введение

3

1. Перспективы и пути развития целостной системы социальной защиты. 4

2. Министерство труда и социального развития российской федерации. 10

3. Органы исполнительной власти субъектов российской федерации.

11

4. Социальные программы.

13

Заключение

17

Список литературы

18

Введение

Право граждан Российской Федерации на социальную защиту закреплено в

Конституции Российской Федерации от 12.12.93 г., которая провозгласила, что

Российская Федерация является соци­альным государством, политика которого

направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное

развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения содержится в ст. 39

Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное

обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспи­тания детей и иных

случаях, установленных законом.

Социальная защита населения в широком смысле этого поня­тия — это

совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и

направленных на обеспечение нетру­доспособных граждан Российской Федерации

трудовыми пенсия­ми по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за

выслугу лет, социальными пенсиями, пособиями по временной нетрудоспособности,

по беременности и родам, на содержание детей, по безработице, на погребение,

оказание адресной помо­щи малоимущим слоям населения, помощи гражданам,

попав­шим в экстремальные ситуации, в том числе беженцам и пересе­ленцам, на

санаторно-курортное лечение, содержание в домах для престарелых и инвалидов,

обеспечение инвалидов транспортными средствами, протезно-ортопедическими

изделиями, профессио­нальное обучение и переобучение инвалидов, их

трудоустройство, на создание комплекса новых социальных служб — Центров

соци­ального обслуживания населения, социальную помощь на дому, социальные

приюты для детей, социальные гостиницы и т. д.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия,

учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения

образуют единую государственную систему социальной защиты населения,

обеспечивающую государ­ственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и

инвали­дов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, разви­тие

системы социальных служб, реализацию государственной по­литики в области

пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Перспективы и пути развития целостной системы социальной защиты.

Конкретно-исторический анализ хода экономических реформ и их социальных

последствий в России и в одном из ее стратегиче­ски важных регионов на

Крайнем Севере позволяет нам сделать принципиальной важности вывод о

необходимости органического сочетания политики финансовой стабилизации с

активной адапта­цией к новым условиям всей социальной сферы, в особенности

системы социальной защиты..

Поэтому для нас важно при выработке перспектив и приорите­тов в социальной

политике и актуального как никогда направления - социальной защиты избежать

потенциально возможных ошибок и просчетов.

Необходимо, прежде всего, создать прочную "социальную сет­ку безопасности",

как верно заметил Н. Шмелев, которая могла бы смягчить болезненные социальные

последствия проводимых структурных преобразований. Достаточно ощутимые

пособия по безработице (и, конечно, не на нищенском уровне нынешней

ми­нимальной зарплаты), действенная государственная служба заня­тости,

разветвленные общественные работы, эффективная система переподготовки

высвобождаемой рабочей силы, перемещение ее к новым местам работы,

строительство для нее в новых местах соци­альной инфраструктуры - ведь все

это прерогатива государства, будь то на центральном, региональном, или

местном его уровнях. По мнению авто­ра, именно вложения в социальную сферу, в

здравоохранение, культуру, науку, образование и в долгосрочные экономические

программы должны вывести страну из кризисного состояния, соз­дать потенциал

для прорыва в цивилизацию XXI в.

Схема перераспределения социальных полномочий и финансо­вых ресурсов, в чем

нуждается Россия, должна исходить из кон­цепции, суть которой заключается в

преобладающей роли государ­ства в социальном процессе, прочно увязанном с

системой соци­альной защиты, и упрочении взаимосвязей Федерации и ее

субъек­тов. Государственное участие по-прежнему остается главным,

ос­новополагающим в разработке и осуществлении национальной со­циальной

политики.

Для того чтобы совершенствовать систему социальной защиты с учетом быстро

меняющейся социально-экономической ситуации в стране, необходимо определить

приоритеты социальной политики государства на современном этапе и пути ее

реализации на феде­ральном и региональном уровнях. Этой проблеме было

посвящено расширенное заседание коллегии Министерства труда и социально­го

развития РФ, которое состоялось 31 мая 1997 г. в г. Москве. На коллегии

отмечалось, что ситуация с неплатежами связана с серь­езными недостатками

действующих систем социального страхова­ния, пенсионного и социального

обеспечения, оплаты труда, кото­рые приводят к нерациональному использованию

средств, выде­ляемых на социальную поддержку граждан. Прежде всего, это

от­сутствие личной заинтересованности конкретного человека в защи­те от

социальных и профессиональных рисков, необоснованность предоставления

некоторых социальных льгот и пособий, безадресность отдельных видов

социальной помощи, отсутствие увязки за­работной платы с результатами работы,

квалификацией и профес­сионализмом конкретного работника.

Согласно оценкам Международной организации труда, эффек­тивность программ

социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств,

поступающих семьям, живущим за чертой бедности, в суммарных социальных

трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве

развитых стран и в некоторых странах Восточной Европы колеблется в пределах

30-50%.

К числу основных задач, решаемых в сфере социальной полити­ки и ее важного

направления - социальной защиты населения в 1997-2000 гг., следует отнести:

- реформу жилищного сектора;

- пересмотр принципов функционирования страховых институ­тов вообще и

пенсионной системы, в частности;

- повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере

на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития

управляемой конкуренции ме­жду организациями, предоставляющими социальные

услуги насе­лению, и расширения прав потребителей услуг в принятии

финан­совых решений;

- упорядочение действующей системы льгот и компенсаций, повышением

обоснованности их предоставления;

- четкое разграничение полномочий и ответственности в реше­нии социальных

вопросов на уровне Федерации и ее субъектов, а также на местном уровне.

Реформы в социальной сфере будут основываться на несколь­ких общих принципах

и проводиться по следующим основным направлениям:

- сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг и постепенная

замена этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения;

- перевод социальных пособий в адресную форму, для того чтобы они

направлялись преимущественно семьям с доходами ниже уровня бедности;

- перевод системы социальной защиты семей, не относящихся к категориям

бедных, на страховую основу с сохранением принци­пов обязательности и

солидарности;

- предоставление любых видов социальной помощи с учетом совокупного

материального положения семьи, а не только отдель­ных ее членов.

Реализация перечисленных принципов позволит добиться одно­временного усиления

социальной поддержки малоимущих, повы­шения эффективности социальной защиты и

качества социальных услуг, предоставляемых семьям, не относящимся к числу

бедных, а также приведения социальных расходов в соответствие с реальны­ми

финансовыми возможностями государства.

Ключевым вопросом проводимых социально-экономических преобразований

становится комплексная реформа в жилищно-коммунальной сфере. Среди основных

ее направлений - изменение системы финансирования, управления и контроля в

этой сфере; демонополизация отрасли и создание конкурентной среды; сниже­ние

издержек на жилищно-коммунальные услуги при поддержании стандартов их

качества. При ее проведении необходимо сущест­венное совершенствование

системы адресной поддержки низкодо­ходных семей. Основные параметры перехода

на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг определяют субъекты РФ и

органы местного самоуправления. А объем помощи из федерально­го бюджета будет

рассчитываться исходя из единых нормативов перевода на новую систему оплаты

жилья и коммунальных услуг.

Большие изменения предполагается внести в систему социаль­ных пособий и

льгот, пенсионное обеспечение и социальное стра­хование. Касаясь

реформирования пенсионного обеспечения, вы­деляют три этапа. На первом этапе

основные усилия будут направ­лены на погашение пенсионной задолженности и

достижение сба­лансированности расходов и обязательств Пенсионного фонда.

Принципиальный момент - поддержание минимальной пенсии с компенсацией на

уровне 80% федерального прожиточного мини­мума и переход к индексации

остальных пенсий строго в пределах текущих поступлений Пенсионного фонда. На

втором этапе будут подготовлены законопроекты, обеспечивающие начало

реформи­рования системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах и

перевод досрочных отраслевых пенсий на финанси­рование за счет дополнительных

взносов работодателей соответст­вующих отраслей. На третьем этапе будут

обеспечены правовая база и организационные условия для деятельности

пенсионных фондов, включенных в систему обязательного пенсионного

стра­хования. Будет сформирована Федеральная пенсионная служба и Инспекция по

надзору за негосударственными пенсионными фон­дами. В Госдуму будут внесены

законопроекты о различных катего­риях негосударственных пенсионных фондов, их

аудите, надзоре и регулировании.

Главным в реформировании фондов социального страхования будет пересмотр

некоторых условий выплаты пособий по болезни, по беременности и родам;

постепенный переход к финансирова­нию пособий по временной нетрудоспособности

за счет средств работодателей в пределах 1,5% фонда заработной платы с

возме­щением расходов, превышающих этот уровень, отказ от субсиди­рования

санаторно-курортных мероприятий (правда, предусмотре­но финансирование из

бюджета льготных путевок на лечение бед­нейшим категориям населения через

местные органы соцзащиты); перевод страховых случаев, связанных с

инвалидностью, в систему обязательного пенсионного страхования.

Реализация основных направлений и приоритетов уже началась. Часть

законопроектов подготовлена и внесена в Государственную Думу.

Следует заметить, что реформа жилищно-коммунальной сферы вызывает наибольшее

недовольство у населения. Несмотря на зна­чительное повышение цен, качество

представляемых услуг по-прежнему оставляет желать лучшего. Механизм адресных

компен­саций малоимущим достаточно громоздкий, и сам требует средств.

Серьезные возражения вызывает предложение о разделении ныне единой пенсии на

две части: социальную, гарантированную госу­дарством, и трудовую за страховой

стаж работы. Тем самым может снизится общая гарантированность пенсий со

стороны государства, ибо для большинства действующих пенсионеров в обозримом

пе­риоде единственный работодатель - именно государство.

Заметим, что в последние годы была значительно укреплена правовая база

системы социальной защиты населения. Подготовле­ны и вступили в действие ряд

принципиально важных для системы социальной защиты законов: "О ветеранах", "О

социальном обслу­живании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О

социальной защите инвалидов в Российской Федерации", "Об основах соци­ального

обслуживания населения", "О государственных пособиях гражданам, имеющим

детей" и др.

Если рассматривать перспективы развития системы социальной защиты населения

Крайнего Севера , принципиальное и опреде­ляющее значение для ее обеспечения

и развития ее составляющих -имеет федеральный закон, принятый в июне 1996 г.,

"Об основах государственного регулирования социально-экономического разви­тия

Севера Российской Федерации". Этот закон устанавливает ос­новы

государственного регулирования в области экономического, социального,

экологического, культурного и национального разви­тия Севера РФ. Он направлен

на достижение оптимального соче­тания интересов РФ и ее субъектов, территории

которых имеют северный статус, устойчивое их развитие, создание благоприятных

условий для эффективного ведения хозяйства, рационального ис­пользования

природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение достойной жизни и

высокую степень социальной за­щиты. Закон дает следующее определение

содержания понятия "Север": "Север - высокоширотная часть территории

Российской Федера­ции, характеризующаяся суровыми природно-климатическими

ус­ловиями и повышенными затратами на производство продукции и

жизнеобеспечение населения".

В качестве принципов государственного участия в делах Севера этим законом

определено:

- государственный протекционизм (поддержка), направленный на создание на

Севере для значительной части отраслей хозяйства

льготного режима развития и обеспечение государственного заказа на

производимую в этом регионе продукцию;

- селективность (выборность) государственной поддержки про­изводства на

Севере (оказание помощи предусматривается в пер­вую очередь предприятиям и

организациям, обеспечивающим го­сударственные нужды, а также участвующим в

решении социаль­ных задач);

- создание условий для гармоничного развития производства, социальной среды,

сохранения окружающей среды;

- опережающее развитие субъектов инфраструктуры, в первую очередь связи,

транспорта, включая Северный морской путь;

- сохранение и развитие коренных малочисленных народов Се­вера;

- оптимизация численности населения на Севере. Государственное обеспечение

социальной защиты населения

этой части России достигается путем предоставления гарантий и компенсаций для

лиц, работающих и проживающих на Севере, в области занятости, оплаты труда,

отпусков, жилищных отношений, транспортных расходов, социального страхования,

пенсионного обеспечения в соответствии с законом РФ. Закон также

предусмат­ривает, что гарантии и компенсации устанавливаются

дифферен­цированно, с учетом районирования Севера по дискомфортности условий

жизнедеятельности населения. Охрана здоровья населения, материнства и детства

на Севере осуществляется в соответствии с более высокими, чем в среднем по

РФ, нормативами. Охране здо­ровья населения на Севере способствуют ежегодные

медицинские профилактические осмотры.

Гражданам РФ, проживающим в районах Севера, признанным в установленном

законодательством порядке экологически неблаго­получными, гарантируется

бесплатная медицинская помощь, меди­ко-генетические и другие консультации при

обследовании и вступ­лении в брак, а также санаторно-курортное лечение и

восстанови­тельное лечение, обеспечение лекарственными средствами,

имму­нологическими препаратами, изделиями медицинского назначения на льготных

условиях в соответствии с основами законодательства РФ об охране здоровья

граждан, другими федеральными законами и другими актами РФ, а также законами

и другими нормативными актами субъектов РФ. Охрану материнства и детства на

Севере го­сударство регулирует посредством принятия соответствующих

программ, обеспечивающих нормальное физическое, психическое и культурное

развитие детей.

Закон закрепляет права северян на следующее:

- страховые пособия, включая пенсионное обеспечение с учетом районного

коэффициента и надбавок к заработной плате;

- уменьшение пенсионного возраста;

- сохранение северного размера пенсии при выезде из районов Крайнего Севера;

- социальные пенсии коренным малочисленным народам Севе­ра;

- первоочередной выезд из районов Крайнего Севера и получе­ние жилья на новом

месте жительства для пенсионеров и отдель­ных категорий безработных.

Кроме того, в систему социальных гарантий всего населения входят:

- районные коэффициенты к зарплате;

- процентные надбавки за выслугу лет;

- единовременные пособия и выплаты;

- компенсации на детей;

- оплата дополнительного отпуска;

- оплата проезда и провоза багажа к месту проведения отпуска и обратно;

- оплата проезда на медконсультации, лечение и отдых;

- бронирование жилой площади;

- обеспечение жилплощадью по месту работы;

- возмещение расходов по найму жилья;

- право на получение жилья в районах с благоприятными кли­матическими

условиями, бесплатное наделение земельными участ­ками;

- право получения целевых льготных кредитов для строительст­ва жилья на

территории РФ;

- первоочередная компенсация в случае выезда из районов Крайнего Севера,

вкладов, внесенных в Сбербанк РФ до 20 июня 1991 г.;

- медицинские услуги;

- образовательные услуги;

- услуги учреждений культуры и информации.

Социальная защита коренного населения Севера предусматри­вает:

- наделение родовыми угодьями;

- дополнительные выплаты многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким

пенсионерам, инвалидам с детства, тяжело боль­ным людям;

- дополнительные выплаты студентам высших и средних спе­циальных заведений;

- оказание материальной помощи лицам коренной националь­ности - выпускникам

вузов и техникумов;

- компенсацию стоимости снегоходов, моторов, охотничьего снаряжения;

- кредиты для приобретения продовольствия и промышленных товаров;

- финансирование материально-технической базы традицион­ных для Севера

отраслей и промыслов;

- строительство жилья в селах и обустройство родовых угодий; -льготный прием

в учебные заведения различного профиля.

Особой проблемой для северных территорий является социаль­ная защита

малочисленных народов Севера. Федеральная программа "Экономическое и социальное

развитие коренных и мало­численных народов Севера до 2000 г.", а также

программа "Развитие экономики и культуры малочисленных народов Севера"

определили конкретные меры по обеспечению их социальной безопасности при

переходе к рынку.

Однако большинство принятых программ выполняются плохо, сроки выполнения

срываются, социально-экономическая напряженность на Севере растет. Одна из

причин такого положения за­ключается в том, что в принятых решениях

отсутствуют четкий механизм их реализации. Это приводит к негативным

результатам. Финансирование федеральных целевых программ, направленных на

социально-экономическое развитие северных регионов, осуще­ствляется в намного

меньших объемах, чем это предусмотрено фе­деральным бюджетом.

Невыполнение целевых программ поддержки и развития регио­нов Крайнего Севера

естественно не может положительно сказать­ся на уровне и качестве социальной

защиты населения этих терри­торий. И дело не только в том, что не

обеспечивается выполнение социальных разделов программ, а в том, что не

выполняются зада­ния по созданию новых рабочих мест, повышению эффективности

производства и на этой основе и росту зарплаты, рентабельности и т.д., словом

нет развития той базы, на которой строится социальная защита.

Кроме федеральных в большинстве северных регионов (Рес­публика Саха(Якутия),

Камчатская область, Красноярский край, Сахалинская, Архангельская области и

др.) разработаны и осуще­ствляются региональные программы социальной

политики, целе­вые программы, направленные на поддержку социально уязвимых

слоев населения: пенсионеров, инвалидов, безработных, многодет­ных семей и

т.д. Бесспорно, все это смягчает "удары рынка" по на­селению, но радикально

решить проблемы социальной защиты на­селения Севера пока не удается.

Глубокий экономический кризис и условия перехода хозяй­ственного механизма на

новые условия деятельности обрекли сис­тему социальной защиты населения в

России в целом, и на Край­нем Севере в особенности, на серьезные дефекты. В

заключение обратим внимание на четыре из них, имеющих принципиальное

значение, так как они повлекли за собой крупные социальные издержки.

Первое. Нормативы государственных социальных гарантий. Размеры социальных

гарантий, предоставляемых государством на­селению, выступают основополагающими

для эффективности всей системы социальной защиты населения. В их основе должны

лежать нормативные потребитель­ские бюджеты населения, в частности для

минимальных гарантий - минимальный потребительский бюджет (МБП) и как временное

положение в кризисных условиях - прожиточный минимум (ПМ).

До экономических реформ этот принцип не в полной мере, но все же

реализовывался в действовавших минимальных нормативах оплаты труда, пенсий и

пособий. Но с 1992 г. размеры государст­венных социальных гарантий оказались

не только ниже прожиточного минимума соответствующей социально-

демографической группы населения, но и обрели тенденцию их снижения.

Второе. Задолженность в выплатах населению. К низким нор­мативам

гарантированных государством доходов населения в по­следние годы добавились

задержки в получении законных доходов населением. Работники, пенсионеры,

инвалиды, семьи с детьми могут месяцами не получать причитающееся им по закону,

в том числе от органов социальной защиты.

Такое положение означает глубокий социальный дефект в соци­альной защите

населения, который противоречит не только юриди­ческим законам, но и сущности

рыночной экономики, ее основно­му экономическому закону товарного обмена,

соблюдение которо­го тем более необходимо, что дело касается нуждающихся в

посто­янной поддержке людей, инвалидов и детей, и это в принципе должно быть

несовместимо с социально-направленной рыночной экономикой.

Третье. Несомненно, что обеспечение государственных соци­альных гарантий

сильно осложнялось последствиями экономиче­ского кризиса, что приводило к тому,

что минимальные нормативы не индексировались своевременно и достаточно в связи

с ростом потребительских цен. Кроме того отсутствует надлежащая индек­сация

сбережений населения, вложенных в государственные и коммерческие банки.

В России вообще отсутствует социальная защита сбережений населения, в

результате чего в 1992-1995 гг. произошло массовое обесценивание сбережений,

особенно чувствительное для северян, равноценное массовому ограблению. Эти

сбережения уже вряд ли будут компенсированы в обозримой перспективе.

Четвертое. Перекосы в распределении и использовании дохо­дов населения.

Значительная доля доходов (в среднем до 20%) расходуется насе­лением на закупку

иностранной валюты. Расчеты показывают, что

за счет только четверти приобретаемой населением валюты можно было бы

полностью закрыть брешь в доходах части населения, приводящих ее к бедности.

Этот резерв ни для социальной защиты населения, ни для подъема экономики

(инвестиций) не использует­ся, вследствие отсутствия надлежащей налоговой

системы и недо­развитости системы социальной защиты.

В целом состояние социальной сферы в России и на Крайнем Севере

характеризуется падением уровня и качества жизни, ростом безработицы,

ухудшением здоровья и другими негативными явле­ниями. Жизнь требует

дальнейших значительных преобразований в системе социальной защиты.

Один из путей повышения эффективности системы социальной защиты - ее

стандартизация. В связи с расширением масштабов и усложнением задач в области

социального обслуживания населе­ния назрела необходимость разработать и

внедрить стандарты на конкретные социальные услуги, оказываемые гражданам,

требова­ний к материально-техническому оснащению учреждений и пред­приятий, а

так же к профессиональной деятельности в сфере соци­ального обслуживания.

Необходимо организовать лицензирование в сфере социального обслуживания,

оценку и контроль качества в этой специфической области работы с населением.

По нашему мнению, в перспективе для развития системы соци­альной защиты

следует обратить большее внимание и на кадровое обеспечение. Эффективную

социальную защиту на всех уровнях управления невозможно обеспечить без

достаточного количества высококвалифицированных специалистов в различных

областях социальной защиты, специалистов по социальной реабилитации

населения, по демографии, социологии, психологии, юриспруден­ции, экономике,

планированию и социальному обслуживанию, со­циальных педагогов и т.д.

Чрезвычайно важной задачей становится координация подготовки, переподготовки

и повышения квалифи­кации соответствующих специалистов по социальной работе.

Во многих вузах созданы специализированные отделения, кафедры и факультеты.

За последнее время в учебных заведениях РФ прошли обучение или переобучение

несколько тысяч специалистов.

Большую роль для формирования и развития новой системы со­циальной защиты

играет научное обеспечение. Необходимо отойти от констатирующих исследований

к разработке методологии за­вершенных социальных технологий, комплексному

решению соци­альных проблем населения. Принципиальное значение в этой связи

имеет формирование новых методологических основ социальной защиты населения,

которые заключаются в отказе от чисто патер­налистских подходов, в адаптации

населения к изменяющимся со­циально-экономическим условиям, в переходе к

поддержке и укре­плению, восстановлению и развитию внутреннего потенциала

семьи.

К основным направлениям совершенствования исследуемой системы можно отнести и

ее информационное обеспечение. Здесь речь идет о повышении эффективности

методик и методологии получения социальной статистики, комплексном подходе к

ото­бражению и анализу социальной сферы. Должна быть поставлена и реализована

задача получения не средних показателей, характери­зующих отдельные стороны

жизнедеятельности людей, изолиро­ванные факты и явления, а отражение

целостной картины социаль­ных явлений и процессов в их взаимосвязи и

взаимозависимости.

Необходимо разработать и внедрить единую комплексную сис­тему мониторинга

социально-экономического положения населе­ния и развития социальных процессов

на федеральном и регио­нальном уровнях, включающих: мониторинг эффективности

при­нимаемых управленческих решений, в том числе в области уровня жизни и

социальной защиты населения, важнейшие социальные индикаторы в области

условий жизни и трудовой деятельности, занятости, доходов и расходов

населения, потребления и потреби­тельского рынка, социальной защиты и

социального развития насе­ления, жилья, миграции, экологии, образования,

культуры, меди­цинского обслуживания и т.д.

Перспективы развития системы социальной защиты на Крайнем Севере целиком и

полностью зависят от того, какое внимание будет уделяться федеральными

органами Северу России, чего требуют интересы страны. При этом в целях более

полно­го и рационального использования природных богатств Севера

предусматривается обеспечить развитие национальной транспорт­ной магистрали -

Северного морского пути; реализацию мер соци­альной направленности,

позволяющих создать благоприятные ус­ловия для населения Севера (в том числе

коренных малочисленных народов) и обеспечивающие рациональное регулирование

его отто­ка в другие регионы.

С учетом складываю­щейся социально-экономической ситуации основными

приоритет­ными направлениями деятельности целостной системы социальной защиты

населения на ближайший период будут:

- недопущение дальнейшего падения уровня и качества жизни социально уязвимых

групп населения (включая меры гарантиро­ванного социального обеспечения и

обслуживания), поддержание оптимальных соотношений между доходами активной

части насе­ления и нетрудоспособных граждан;

- развитие системы социального обслуживания населения, ее законодательное и

финансовое укрепление;

- разработка и обеспечение минимальных стандартов в области пенсий,

социальных пособий, социального обеспечения;

- проведение реформирования пенсионной системы;

- осуществление приоритетных целевых федеральных социаль­ных программ как

главного средства обеспечения социальных га­рантий инвалидам и детям, а также

другим категориям населения, сбалансированных по финансовым и иным ресурсам

на федераль­ном и региональном уровнях;

- развитие сферы платных услуг при сохранении их минималь­ного

гарантированного уровня, предоставляемого бесплатно;

- усиление адресности социальной поддержки, в первую оче­редь

слабозащищенных групп населения с целью ограничения, а в последующем и

резкого сокращения масштабов бедности;

- совершенствование принципов государственной социальной поддержки различных

категорий и групп населения применительно к отдельным регионам на основе

мониторинга социальных процес­сов;

- принятие всех законодательных и управленческих решений после обязательной

экспертизы их возможного влияния на соци­ально-экономическое положение

населения России и Крайнего Се­вера;

- создание благоприятных условий для развития благотвори­тельности и других

форм общественной взаимопомощи.

В конечном счете все меры по социальной защите населения должны быть

сбалансированы по интересам различных социальных групп населения и

политических сил, ресурсам и финансовым средствам, увязаны по срокам,

ориентированы на одну цель - по­вышение благосостояния населения.

В исторической перспективе система социальной защиты насе­ления должна

претерпеть определенные институциональные изме­нения с целью добиться

соответствия настоящим и будущим по­требностям населения с учетом интересов

каждой социально-демографической группы, выступающей потребителем социальной

помощи и услуг.

Министерство труда и социального развития российской федерации.

Основным федеральным органом исполнительной власти, про­водящим

государственную политику и управление в области тру­да, занятости и

социальной защиты населения, является Мини­стерство труда и социального

развития Российской Федерации.

Министерство в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской

Федерации, Указами и распоряжениями Пре­зидента Российской Федерации,

постановлениями и решениями Правительства Российской Федерации и Положением о

Мини­стерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным

Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 23.04.97 г. № 480 с

изменениями и дополнениями.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации осуществляет

свою деятельность во взаимодействии с дру­гими федеральными органами

исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации, орга-

нами местного самоуправления, общественными и иными объе­динениями, а также

другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В соответствии с задачами, поставленными перед министер­ством, оно строит

свою работу по разным направлениям и осуще­ствляет свои функции в следующих

областях: решение комплекс­ных проблем социального развития; повышение уровня

жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; соци­альное

партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; за­нятость населения;

развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное

обеспечение; социальная защита насе­ления; социальное обслуживание населения;

государственная служ­ба; законодательство о труде, занятости и социальной

защите на­селения; международное партнерство.

Министерство труда и социального развития Российской Фе­дерации возглавляет

министр, которого назначает и освобождает от должности Президент Российской

Федерации по представле­нию Председателя Правительства Российской Федерации.

Предсе­датель Правительства Российской Федерации несет персональную

ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального

развития задач и осуществление им своих функций.

Органы исполнительной власти субъектов российской федерации.

В различных регионах, субъектах Российской Федерации орга­ны социальной

защиты населения области, края называются по-разному, например, Департаменты,

Управления, Отделы, Коми­теты, Министерства, но основные задачи и функции

этих органов одинаковые.

Департамент, подведомственные ему предприятия, учреждения, организации, а

также территориальные органы социальной защи­ты населения образуют единую

краевую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую

государственную поддержку семьи, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц,

уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие систе­мы социальных

служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения

и трудовых отношений.

Основные задачи Департамента

1. Организация совместно с территориальными органами ис­полнительной власти

государственного пенсионного обеспечения.

2. Создание государственной системы социального обслужива­ния населения,

содействие ее развитию.

3. Организация медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов,

протезно-ортопедической помощи населению.

4. Организация социальной поддержки семьи, пожилых граж­дан и ветеранов.

5. Участие в обеспечении функционирования и совершенство­вания системы

социальной защиты граждан, уволенных с воен­ной службы, и членов их семей.

6. Участие в формировании и проведение финансово-экономи­ческой и

инвестиционной политики, направленной на реализа­цию программ и мероприятий

по социальной защите населения.

7. Осуществление контроля за профессиональной подготовкой кадров для работы

в сфере социального обслуживания населений.

8. Защита прав граждан, их интересов, государственных гарантий,

предусмотренных действующим законодательством по социально-трудовым вопросам,

а также по вопросам охраны условий труда.

9. Осуществление контроля за правильным применением дей­ствующего

законодательства в подведомственных учреждениях, организациях и в органах

системы социальной защиты населения.

10. Привлечение на договорной основе юридических и физичес­ких лиц,

высококвалифицированных специалистов к разработке программ, проектов

законодательных и нормативных актов по воп­росам социальной защиты.

11. Информирование населения по вопросам социальной защи­ты и трудовых

отношений.

Функции Департамента

А. В области пенсионного обеспечения:

организует работу органов социальной защиты населения по назначению,

перерасчету, выплате и доставке государственных пенсий и осуществляет ее

методическое обеспечение;

— создает и развивает автоматизированные системы назначе­ния и выплаты

государственных пенсий;

— организует и осуществляет контроль за правильностью на­значения и выплаты

государственных пенсий, пособий и компен­саций, выделяемых из федерального,

краевого бюджетов, а также из Пенсионного фонда Российской Федерации органам

социаль­ной защиты населения;

— осуществляет совместно с Пенсионным фондом Краснодар­ского края выплату

пенсий гражданам, находящимся за предела­ми Российской Федерации.

Б. В области социального обслуживания населения:

— организует и развивает совместно с органами исполнитель­ной власти с

учетом социально-демографических особенностей регионов и потребностей

различных категорий и групп населения разветвленную сеть комплексных и

специализированных государ­ственных, а также муниципальных и иных служб,

осуществляю­щих социальное обслуживание населения, учреждений по

реаби­литации и социальному обслуживанию инвалидов, пожилых и

нетрудоспособных граждан, отделений социальной помощи на дому, помощи семье и

детям, социальных приютов для детей и подростков, Центров помощи детям,

оставшимся без попечения родителей, Реабилитационных центров для детей и

подростков с ограниченными возможностями и т. д.;

— участвует в оказании помощи гражданам, оказавшимся в эк­стремальных

ситуациях, в том числе лицам без определенного мес­та жительства и занятий,

беженцам, вынужденным переселенцам.

В. В области медико-социальной экспертизы, реабилитации инва­лидов и

оказания населению протезно-ортопедической помощи:

— разрабатывает предложения по формированию государствен­ной политики по

проблемам инвалидов и реализует ее во взаимо­действии с органами

исполнительной власти;

— осуществляет меры по организации и развитию службы ме­дико-социальной

экспертизы и государственной системы реаби­литации инвалидов, а также по

обеспечению их специальными транспортными средствами реабилитации и ухода за

ними;

— обеспечивает организацию протезно-ортопедической помо­щи населению,

контроль за соблюдением льгот и преимуществ, предоставляемых гражданам при

протезировании;

— содействуют созданию и совершенствованию деятельности Центров медико-

социальной и профессиональной реабилитации инвалидов и иных предприятий,

учреждений и организаций, осу­ществляющих социальную защиту инвалидов;

— оказывает помощь общественным объединениям инвалидов в их деятельности, в

вопросах улучшения социального положения инвалидов, воинов-

интернационалистов.

Г. В области социальной поддержки пожилых граждан и вете­ранов:

— разрабатывает предложения по формированию государствен­ной политики в

области социальной поддержки пожилых граждан и ветеранов и реализует ее во

взаимодействии с органами испол­нительной власти;

— осуществляет в пределах своей компетенции контроль за ре­ализацией

социальных гарантий, установленных для пожилых граж­дан и ветеранов

действующим законодательством.

Д. В области социальной поддержки семьи, материнства, отцов­ства и детства:

разрабатывает предложения по формированию государствен­ной политики в

области социальной поддержки семьи, материн­ства, отцовства и детства и

реализует ее во взаимодействии с орга­нами исполнительной власти;

— осуществляет контроль за реализацией социальных гарантий, установленных для

семьи, женщин и детей действующим законо­дательством;

— осуществляет социальную поддержку выпускников детских домов и школ-

интернатов, не имеющих родителей или оставших­ся без их попечения на

начальном этапе самостоятельной жизни.

Е. В области социальной защиты граждан, уволенных с военной службы и

членов их семей:

— подготавливает проекты нормативных актов, краевых про­грамм, а также

обеспечивает организацию социальной поддержки членов семей военнослужащих,

погибших при прохождении воен­ной службы, ветеранов войны и военной службы;

— координирует создание и совершенствование системы соци­альной реабилитации

инвалидов военной службы.

Ж. В области финансово-экономической и инвестиционной поли­тики:

— финансирует подведомственные Департаменту учреждения и организации, краевые

программы и мероприятия по социальной защите населения в пределах средств,

выделяемых на эти цели из краевого бюджета, а также осуществляет анализ

расходов на реа­лизацию краевых программ и мероприятий по социальной защите

населения;

— рассматривает балансы и отчеты о финансово-хозяйственной деятельности

подведомственных ему учреждений и организаций;

— осуществляет в пределах своей компетенции мероприятия по совершенствованию

организации и нормирования труда работни­ков подведомственных ему учреждений

и организаций.

3. В области подготовки и повышения квалификации кадров:

— разрабатывает и реализует программы подготовки кадров для государственной

системы социальной защиты населения, органи­зует подготовку и повышение

квалификации работников и специ­алистов органов социальной защиты населения и

их контроль.

И. В области труда и охраны труда, обеспечения социальных льгот и гарантий:

— осуществляет меры по повышению роли тарифных соглаше­ний, коллективных

договоров между работодателями, наемными работниками и профсоюзами;

— осуществляет контроль за обеспечением гарантий по оплате труда;

— изучает причины возникновения коллективных трудовых кон­фликтов и принимает

участие в их разрешении;

— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение

здоровых и безопасных условий труда, соблюде­ния норм и правил по охране

труда работников подведомственных ему учреждений и организаций.

Социальные программы.

Общероссийская экономическая нестабильность, увеличение безработицы и

ухудшение качества демографического состояния населения обусловливают

необходимость разработки программ, включающих меры по улучшению показателей

жизнеобеспечения населения. Положительный опыт создания подобных программ уже

имеется в ряде регионов Крайнего Севера, в частности в Рес­публике

Саха(Якутия).

Постановлением Правительства РС(Я) № 73 от 18 марта 1997 г. была утверждена

Программа стабилизации и повышения уровня жизни населения РС(Я) на 1997 -

2002 гг., в основу которой поло­жен прогноз социально-экономического развития

республики до 2005 г., скоординированный с Концепцией модернизации

регио­нальной экономики "Якутия - 21 век". В разработке Программы приняли

участие: Всероссийский центр уровня жизни при Мини­стерстве труда и

социального развития РФ, заинтересованные ми­нистерства и ведомства,

комитеты, профсоюзы, внебюджетные фонды, Ассоциация банков и страховые

компании республики.

Особенность данной Программы состоит в том, что в ней наме­чены пути

переориентации социальной политики от социальной поддержки к усилению

трудовой мотивации, опоры на собствен­ные силы, определены направления

повышения благосостояния населения на основе созидательного труда,

эффективной занято­сти, роста предпринимательской активности.

Главная цель Программы состоит в неуклонном повышении благосостояния граждан

республики на основе реального роста экономики и повышении эффективности

народнохозяйственного комплекса республики. Достижение главной цели Программы

пре­дусматривается через реальное повышение уровня жизни жителей республики

путем роста реальных доходов населения при обеспе­чении эффективной

занятости, реформирования системы оплаты труда и адресной социальной помощи

малообеспеченным слоям населения. Реализация Программы будет проходить в два

этапа. Первый этап - стабилизационный (1997-1999 гг.), цель которого -не

допустить снижения уровня жизни всех социальных слоев насе­ления в новых

социально-экономических условиях. Второй этап — этап развития (2000 - 2002

гг.), цель которого - создать объектив­ные предпосылки для реального

неуклонного роста благосостояния населения республики. Центральное место в

Программе отводится разделам, посвященным трудовой мотивации: оплате труда,

заня­тости, предпринимательству.

Одна из приоритетных и решающих для развития всей эконо­мики задач -

повышение производительности труда, которая явля­ется объективной движущей

силой и потребностью, определяющей развитие рыночной экономики. Выполнение ее

послужит источни­ком повышения благосостояния трудящихся. Вместе с тем, на

со­временном этапе развития рынка, когда еще рыночные механизмы не заработали

в полную силу, необходимо создавать условия для повышения производительности

труда, в том числе путем совер­шенствования форм и систем оплаты труда,

установления четкой зависимости заработка от роста эффективности и объемов

произ­водства.

В период стабилизации (на первом этапе) экономики намечается ужесточить

административный контроль за своевременной выпла­той заработной платы, широко

внедрить "электронные деньги", создать систему гарантий труда работников в

зависимости от их квалификации и в рамках социального партнерства путем

приня­тия и реализации закона "О регулировании оплаты труда".

В разделе об обеспечении эффективной занятости и рациональ­ного использования

трудовых ресурсов представлены меры по во­влечению рабочей силы в

перспективные отрасли производства, ука­заны конкретные направления, обучения

и переобучения граждан.

Развитие предпринимательства рассматривается в Программе как один из факторов

трудовой активности населения. Намечены конкретные пути и условия

формирования в РС(Я) широкого слоя предпринимательства: совершенствование

налоговой политики, финансово-кредитная и инвестиционная поддержка,

реализация программы по организации обучения населения основам

предпри­нимательской деятельности.

Большое внимание в Программе уделено развитию отраслей со­циальной сферы. В

области охраны здоровья населения и сохране­ния его генофонда, в ближайшие

два года предполагается:

- разработать и внедрить систему индикаторов и показателей состояния

здоровья населения и окружающей среды;

- сформировать медицинскую систему, сочетающую бесплат­ную медицинскую

помощь и платные медицинские услуги;

- обеспечить переход здравоохранения на принцип страхования. Приоритетными

направлениями в области образования на этапе

стабилизации являются целевая контрактная подготовка специали­стов со средним

и высшим профессиональным образованием, оп­ределение плана приема студентов

по педагогическим специально­стям в соответствии с возможностями и

потребностью в педагоги­ческих кадрах, подготовка по новым специальностям,

улучшение качества подготовки и переподготовки учителей.

В рамках действия федеральной Программы экономического и со­циального

развития малочисленных народов Севера в 1997-2002 гг.

предстоит решить проблему сохранения среды обитания и улуч­шения

экологической ситуации, обеспечить строительство жилья, создать новые рабочие

места и производства в местах компактного проживания малочисленных народов

Севера, улучшить медицин­ское и санитарно-эпидемиологическое обслуживание,

создать ус­ловия для развития этнических культур и национальных форм

об­разования.

В качестве основных задач по повышению уровня жизни пен­сионеров в период до

2002 г. Программой предусматривается:

- осуществлять периодическую индексацию пенсий с учетом роста

потребительских цен;

- разработать эффективный механизм осовременивания зара­ботка для исчисления

и перерасчета пенсий, позволяющий более объ­ективно учитывать трудовой вклад

каждого работника;

- содействовать развитию негосударственных пенсионных фон­дов с целью

формирования профессиональных, территориальных, отраслевых пенсионных систем

за счет работодателей и самих ра­ботников при усилении государственной защиты

и поддержки пла­тельщиков взносов.

Социальная помощь будет предоставляться на основе принципа адресности, в

зависимости от совокупного душевого дохода семьи, носить преимущественно

заявительный характер.

Для инвалидов в период до 2002 г. намечено создать в респуб­лике около 1000

новых рабочих мест.

По прогнозу до 2002 г. обеспеченность домами-интернатами для престарелых и

инвалидов возрастет до 20,5 мест на 10000 жи­телей (1996 г. - 18,2 мест).

Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться из бюджета,

внебюджетных фондов, федеральных источников, средств предприятий и

организаций и других источников.

Учитывая, что Республика Саха(Якутия) находится в едином экономическом

пространстве Российской Федерации, очевидно, что степень реализации данной

Программы во многом зависит от финансового обеспечения как на федеральном,

так и на республи­канском уровне.

Сложная экономическая ситуация болезненно сказалась на уровне жизни основных

масс населения. Экономический спад на­блюдается практически во всех регионах

Севера России, что, в свою очередь, крайне негативно отражается на

возможностях раз­вития социальной инфраструктуры, сферы приложения труда,

по­вышения уровня жизни населения в целом.

Главным негативным результатом экономических реформ в со­циальной сфере

является постоянно усиливающееся расслоение общества по доходам, условиям и

качеству жизни, когда формиро­вание высоких доходов незначительной части

населения происхо­дит за счет их уменьшения у большей части населения.

Основными причинами роста дифференциации населения по доходам являются

замедление темпов роста пенсий и социальных пособий, а также усиление

неравенства в оплате труда в разрезе отраслей.

На этапе реформирования общества важнейшим условием ста­билизации доходов и

уровня жизни является обеспечение социаль­ных гарантий, что обусловливает

необходимость установления ад­ресности в предоставлении помощи нуждающимся,

выявление приоритетов и критериев, в соответствии с которыми должна

ока­зываться эта помощь.

Таким образом, целенаправленное управление развитием про­цессов во всех

сферах хозяйственной деятельности со стороны го­сударства должно

способствовать оздоровлению социально- экономической ситуации в районах

Крайнего Севера и на основе этого созданию возможности для преодоления

негативных по­следствий экономических реформ в социальной сфере. Конечной

целью реформирования нашего общества должны стать стаби­лизация и поэтапный

рост уровня жизни населения.

С целью выделения интересов детства в разряд приоритетных, согласно Указу

Президента РС(Я) М.Е. Николаева от 15 октября 1994 г. №886 Комитетом по

проблемам семьи, женщин и демогра­фической политике при Президенте РС(Я)

совместно с Министер­ствами образования, социальной защиты, здравоохранения,

наро­дов РС(Я), Федерацией профсоюзов РС(Я) разработана программа Президента

"Дети Республики Саха(Якутия)".

Цель программы - создание и обеспечение условий для полно­ценного развития,

образования и жизнедеятельности детей, их за­щита в условиях социально-

экономических преобразований и ре­форм.

В состав программы "Дети Республики Саха(Якутия)" входят целевые

подпрограммы: "Одаренные дети", "Дети Арктики", "Дети-инвалиды", "Дети-

сироты", "Организация отдыха, занято­сти, оздоровления детей и подростков",

"Развитие индустрии дет­ского питания".

Подпрограмма "Одаренные дети" нацелена на создание респуб­ликанской системы

образования и развития способных и одарен­ных детей.

Подпрограмма "Дети Арктики" нацелена на защиту интересов детей, живущих на

Севере, обеспечение равных возможностей их физического, интеллектуального,

психического, социального раз­вития, реализацию права образования на родном

языке, приобще­ние к национальной духовной и материальной культуре народов.

Подпрограмма "Дети-инвалиды" нацелена на формирование ос­нов комплексного

решения проблем детей с отклонениями в разви­тии и их родителей (опекунов),

решение медико-социальных, соци­ально-экономических и нравственных проблем

детей-инвалидов, создание системы профилактических мероприятий с целью

сниже­ния детской заболеваемости, инвалидности.

Подпрограмма "Дети-сироты" ориентирована на создание наи­более благоприятных

условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей, к

самостоятельной жизни, их безболезнен­ную адаптацию в социальной среде,

совершенствование системы обучения, воспитания детей-сирот.

Подпрограмма "Организация отдыха, занятости, оздоровления детей и подростков"

направлена на создание экономических, пра­вовых и организационных условий,

обеспечивающих перевод сис­темы организации детского, подросткового и

семейного отдыха, занятости, оздоровления в режим развития.

Подпрограмма "Развитие индустрии детского питания" включа­ет комплекс

мероприятий по формированию индустрии детского питания. Ее задачами являются

обеспечение детей республики ра­циональным питанием, развитие материально-

технической базы отрасли.

Создан соответствующий механизм реализации и контроля про­граммы, определены

источники финансирования. Ожидается, что реализация республиканской программы

"Дети Республики Саха(Якутия)" позволит снизить уровень младенческой и

детской смертности, сохранить репродуктивное здоровье народов респуб­лики,

обеспечить условия для образования и развития детей в соот­ветствии со

способностями, склонностями и задатками, создать предпосылки для выполнения

республикой международных обяза­тельств в соответствии с Конвенцией о правах

ребенка. Выполне­ние данной программы обеспечит на деле реализацию прав детей

как приоритетного принципа государственной политики Республи­ки Саха(Якутия).

Подведены первые итоги реализации программы. Регулярно проводится работа по

выявлению способных и одаренных детей. Составлен республиканский банк данных

о способных детях.

В 1995 г. 8-16 июля в Якутске проводилась международная олимпиада "Туймаада-

95". Практикуется стажировка учащихся и учителей за рубежом. Под Якутском

действует Высшая школа му­зыки для детей, которая за короткое время уже

получила мировую известность.

В г. Нерюнгри успешно работает республиканский Центр для детей с ДЦП,

подготовлены специалисты-реабилитологи для лече­ния детей с ослабленным

слухом по методике Центра "Суваг" в Загребе (Хорватия).

За лето 1995 г. по соответствующей подпрограмме отдохнуло более 43 тыс.

детей. Ряд летних лагерей были нацелены на изуче­ние иностранных языков.

В рамках федеральной программы "Дети Севера" проведены мероприятия по

совершенствованию медицинской помощи детям и женщинам в районах проживания

малочисленных народов Севера:

- отработана статистическая отчетность о медико-демографической ситуации

и состоянии здоровья детей и женщин;

- разработан регистр женщин детородного возраста и детей ма­лочисленных

народов Севера;

- организованы и направлены в 17 территорий проживания на­родов Севера

комплексные бригады специалистов для оказания практической помощи в

проведении профилактических осмотров детей и женщин;

- проведена лечебно-оздоровительная работа с полным обеспе­чением

поливитаминной фитопродукцией в организованных дет­ских коллективах;

- разработана и внедрена в 5 регионах система оздоровления детей народов

Севера от массовых гельминтозов с применением новых антигельминтных

препаратов.

Среди представителей малочисленных народов Севера продол­жается рост

этнического самосознания. Однако неразвитость сети учреждений дополнительного

образования и культуры препятст­вуют социальному воспроизводству самобытной

культуры, нацио­нальных традиций малочисленных народов Севера, которые

раз­рушаются под воздействием худших образцов массовой современ­ной культуры.

На наш взгляд, к числу первоочередных задач по улучшению положения детей,

проживающих в районах Крайнего Севера, должны относиться:

- развитие педиатрических и родовспомогательных учреждений в районах Крайнего

Севера с учетом местной специфики;

- принятие действенных мер, направленных на снижение алко­голизации населения

Крайнего Севера;

- более полное использование местных возможностей и воз­можностей

близлежащих территорий для отдыха и оздоровления детей;

- обоснованное развитие социальных учреждений с учетом по­требностей детей.

Заключение.

Органы социальной защиты уже не в состоянии выдер­жать высокое давление

продолжающегося падения уровня жиз­ни населения. В основном оно связано с

кризисным состоянием экономики, проявившимся прежде всего в низкой оплате

труда категорий работников, которые ранее традиционно принадле­жали к

среднедоходным слоям населения. Только позитивные перемены в экономике и

разумное государственное регулирование распределительных отношений как одной

из форм социальной поли­тики создадут объективные предпосылки для роста

реальных доходов работающих россиян. Предметом пристального вни­мания органов

социальной защиты по-прежнему должны оста­ваться несамодеятельные группы

населения и семьи с низким накопленным потенциалом (жилье и имущество) и

слабыми адаптационными возможностями, которые должны иметь при­оритетные

права на трансферты. К таковым прежде всего отно­сятся семьи, состоящие

только из пенсионеров и инвалидов, неполные семьи с маленькими детьми и

различные смешанные

Необходимо основательно отрегулировать социальную за­щиту трудоспособного

населения, чтобы она стала одним из важнейших направлений социальной политики

государства.

Список литературы.

1. Социальная защита населения:

Опыт организационно-административной работы: Учебное пособие для студентов,

обучающихся по специальности «Социальная работа» / под ред. В.С. Кукушина –

Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003 – 336 с.

2. Толстых Г.В. Формирование и

развитие системы социальной защиты населения на Крайнем Севере (1985-1990г)

Историко-экономическое исследование – Якутск, 1998-416 с.

3. Савинов А.Н., Зарембо Т.Ф.

Организация работы органов социальной защиты: учеб. пособ. для студ.

учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство: высшая школа, 2001-192

с.



(C) 2009