Научная Петербургская Академия

Контрольная: Многодетная семья

Контрольная: Многодетная семья

Содержание

Введение

3

1. Многодетные семьи

4

2 Категории многодетности

4

3 Проблемы многодетных семей

4

4 Система социальной помощи многодетным семьям 7

5 Льготы для многодетных семей

8

Заключение

10

Список литературы

11

Введение

Семья – это одна из систем социального функционирования человека, важнейший

социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-

экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными

взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего

хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по

отношению к друг другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные

изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл

происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для

семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась

вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно­годетных семей в

населении России. Это совпадает и с тенденци­ей к малодетности и вообще

бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей.

Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным

семь­ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но­вая

беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда

вон выходящее, как отклонение от общих пра­вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они

были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего

крестьянства до дворян. Это обус­лавливалось традициями русского народа и

православной мо­рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как

«дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране­ны аборты. В

многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое

позитивное отношение к многодетной

семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име­ющая 3-х и более

детей.

Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или

ма­тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет

зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие

семейные традиции, четкую внутреннюю струк­туру, достаточно прочную защиту,

традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются

проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи — взаимопонимание, одина­ковое видение

проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни:

алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются

средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и

социальный статус.

Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се­мьи

являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч­ным доходом на одного

члена семьи, что ведет к увеличению из­держек на питание, одежду и т.д. В

структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному

бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания

менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы

и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую

тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни­ченные возможности

удовлетворять потребности, дефицит в са­мых необходимых предметах: обуви,

одежде, школьно-письмен­ных принадлежностях. Редкая натуральная и

материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова­ние, культурное и

спортивное развитие детей, музыкально-худо­жественное образование и даже на

летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за

нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец

не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не­достаточны пособия на

детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием

законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы

занятости в РФ (тыс. чел.) — многодетные роди­тели в 1991 г. — 1,2; в 1996 г.

— 107,4. Семья с тремя несовершен­нолетними детьми (по оценкам лаборатории

НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях,

по­лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед­ности, в

1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до­ходов. Большое место

занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи

сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о

снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз­можно путем повышения

собственных доходов (личная инициа­тива, вторичные заработки, работа

подростков). Почти в 50 % та­ких семей работа подростков приносит доход в

семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства,

опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по­требностей, что

является в современных условиях непозволитель­ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно

для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность.

Жилищные условия не отвечают нор­мативам и не могут улучшиться за счет

муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства,

приобретение жилья за счет собственных средств для большин­ства семей

недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не

будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения

социальной напряженности в об­ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет­ной

семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об­щения, старшие

заботятся о младших, формируются, как прави­ло, положительные нравственные

качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает,

практически не бывает дома, мать не работает, но за­гружена домашними делами)

на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно

определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз­растному признаку,

индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи — отец;

домашние дела — на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе

домашних дел. Де­фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей

создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи­тания приводит к

тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность,

неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности;

старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж­де, развлечениях,

товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти,

требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста

старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка,

нет личного уголка, своей маленькой террито­рии с соблюдением границ, личных

любимых игрушек, т. е. авто­номности каждого, и часто приводит к затяжным

длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо­сти детей в школе,

отсюда — частые пропуски занятий; подрост­ки обычно рано включаются в

домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15—18 лет, но есть и случаи непосещения

школы детьми 7—14 лет; рано начинают ра­ботать, имеют большую вероятность

приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты»

поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень

взаимопонимания с родителями и в то же время повы­шенная потребность в

родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль­шей безнадзорностью

детей. Дети большую часть времени прово­дят на улице. Возникает проблема

коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это

затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра­боте, зачастую лишены

доброжелательного отношения в профес­сиональной среде; с родственниками, чаще

мужа, которые не одоб­ряют факта многодетности, особенно в современных

условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет­ных семей

— трудности в общении с другими детьми, несовпаде­ние интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще­ния. Мало времени

уделяют на организацию совместного провож­дения досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило,

влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10— 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче­редном внимании

общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже­ние уровня жизни

создают пессимистически настроенное социаль­ное самочувствие. Отмечается

низкий уровень санитарной культу­ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся

к группе риска. Стра­дает здоровье всех членов семьи, имеет место

распространение хро­нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в

других семь­ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое

знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль­ной жизни,

несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается

неудовлетворительное половое воспи­тание детей, сравнительно ранняя половая

жизнь подростков.

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо­ровья родителей.

Отмечается низкий показатель систематическо­го наблюдения за детьми, поздняя

обращаемость в случае забо­левания, самолечение, неудовлетворительная

диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-

ку­рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд­кового номера

рождения ребенка — вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го

ребенка, показатель общей за­болеваемости становится выше. Дети первых 3-х

порядков рожде­ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива­нии,

но страдают режим, качество питания. В структуре заболева­емости детей на 1-м

месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте — нарушения

питания, обмена веществ, на 3-м месте — заболевания нервной системы, органов

зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей

высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной

степени олигофрения, невро­зы. Подростки имеют здоровье ниже средних

показателей.

Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной

помощи.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой­ством

многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы;

организацией обучения и переобучения родителей для получения другой

специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности,

привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных,

привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие

бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при­обретение

учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных

возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном

лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического

лекто­рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита­нии).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий,

льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье,

адресной социальной помощью, матери­альной помощью, выделением льготных

кредитов для приобрете­ния предметов длительного пользования, льготным

выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной

ин­формацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий,

дотаций, касающихся жилья, организации собственно­го дела, выделения денежных

ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том

числе используя телефон доверия для получения советов пси­холога, педагога в

нужный момент.

Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приоб­ретение

лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи­тельства, прием в

медицинских учреждениях вне очереди, путев­ки в санаторий, лечебное

витаминизированное питание, профи­лактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов

питания по сниженным ценам, предоставляют льгот­ные кредиты для приобретения

предметов длительного пользова­ния.

Благотворительные организации оказывают материальную и

на­туральную помощь, церковь — благотворительную и психоло­гическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу

зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает

условия для самообеспечения семей (раз­витие предпринимательства, малого и

среднего бизнеса, фермер­ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов,

земли, строй­материалов), оказывает помощь в организации ассоциации

мно­годетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много­детных

семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить

материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую

неделю или дополнительный выход­ной день, гибкий график работы, возможность

переквалификации.

Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода,

которая существует более 6 лет). Основная задача: орга­низация взаимопомощи

многодетным семьям, которая произво­дится поэтапно.

Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит

количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется

внимание правовой грамотности, систематиче­ски проводится изучение

нормативных документов; осуществля­ется психолого-педагогическое просвещение

родителей, прово­дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога,

семей­ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи

(бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти­стами, поэтами).

Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют

поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо­лее осознанной становится

организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно

формировать лич­ность своих детей.

Льготы для многодетных семей

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно­годетных семей» от 5

мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование

отоплением, водой, канализацией, газом и электро­энергией, а для семей,

проживающих в домах, не имеющих цен­трального отопления, — от стоимости

топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах

пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча­щихся общеобразовательных

школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще­образовательных

школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и

отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных

отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами

школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных

занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль­туры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной

поддержке многодетных семей».

Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается

малообеспеченной.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре­доставления льгот на

проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном

лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда

предоставляет­ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в

санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных

учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации

и проживающим в малообес­печенных семьях.

Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее),

сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Виды транспорта:

- железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис­ключением фирменных

поездов и поездов повышенной комфорт­ности);

- водный (места 3-й категории);

- автомобильный (общего пользования);

- авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

- заявление от сопровождающего лица;

- заключение государственного или муниципального учрежде­ния здравоохранения

о направлении ребенка на санаторно-курорт­ное лечение;

- корешок путевки;

- проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

- документы о составе семьи и размере заработной платы (до­ходов каждого

члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты

населения по месту жительства. Финансиро­вание расходов, предусмотренных

постановлением, осуществля­ется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей

семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает

усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому

общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному

институту, чтобы ее сохранить.

Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи,

создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение

гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических

особенностей.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить

все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных

организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и

взаимопомощи, семейному бизнесу.

Список литературы

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и

содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ.

для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,

2003 – 224с.

2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ.

для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. – М.: издательский

центр «Академия», 2001 – 408с.

3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга

детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Изд.

центр «Академия», 2001 – 208с.



(C) 2009