Научная Петербургская Академия

Доклад: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма

Доклад: Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма

Эссе на тему:

Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э.

Дюркгейма

Литература: Осипова Е.В. "Социология Э. Дюркгейма"

1. Идейно- теоретические предпосылки творчества Э.Дюркгейма

Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением капитализма

в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим обострением

экономического и социально- политического кризиса..

В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости морально-

политического климата, отсутствием строгих моральных правил, несоблюдением

законов, ослаблением регулирующей роли традиций.

В философии главную роль играли спиритуалисты.

Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер, Бертло,

Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению важных

мировоззренческих проблем.

Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась антиматериалистическая

концепция науки, не считающая науку высшей формой человеческого знания,

способной постигать объективную истину. Эта "философия науки" создавалась с

широким привлечением идей немецкой идеалистической философии, в частности

канта. Особенно значительное распространение получило во Франции

неокантианство, представленное неокритицизмом Ш. Ренувье и его

последователей- Г. Миль, О.Амелен и др. Ренувье пропагандировал

индетерминизм- свободу человеческой индивидуальности создавать свои

собственные моральные принципы, которые рассматривались им как источник

исторического развития.

Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20 века были

философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике механистическую

концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки религии.

В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции усиливалось

влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность позитивизма, его

неспособность разрешить проблемы индивида, рассматриваемого наподобие других

объектов природы как бесчувственная и безвольная "вещь", породила бурный

успех философии А. Бергсона с ее иррационализмом, интуитивизмом.

К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с презрением

некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени эта

враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как

самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации

общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к общественному

обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции развивалась в

нескольких главных направлениях. Одно из них составляли последователи Ле Пле.

Теоретической установкой этих социологов был позитивизм, в частности

утверждение, что социальные факты должны изучаться объективно, так же, как

факты природы. Их главная задача: описание отдельных социальных феноменов.

Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли интересы к

развитию количественных эмпирических исследований, которые проводились для

различных государственных учреждений, стремясь придать им более

систематический и цельный характер.

Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник органицистской

теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в теорию "общества

- сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали проблемы природы

общества, взаимоотношений общества и индивида.

Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо - идеалистической,

так и позитивистско-эклектической - линии в развитии западной философии и

социологи был марксизм.

Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные возможности

науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в конце 19 века

именно на сциентизм опирались многие деятели науки и культуры.

Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции,

ассимилировав даже некоторые идеи своих интеллектуальных противников /Лаланд,

Раух, Бело и др./.

Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе, так и в Америке была

насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями в философию

Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человека заключался в

рассмотрении его как носителя неизменных свойств, из которых выводилось

поведение.

Социологи также придерживались теории индивидуалистического психологизма,

особенно, такие как Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский индивидуализм был

характерен для основной линии социальной мысли 20 века и не случайно Э.

Дюркгейм, возражая против "выведения общества из индивидов", сделал именно

его главной мишенью своей критики.

Отвергая индивидуализм и психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его теория была

навеяна влиянием 3-х мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых идей/ и

Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший ранг социальному,

благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий предмет и позитивный

метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не удовлетворяла неопределенность во

взглядах Конта на предмет социологии- общества в целом.

Критикуя индивидуализм учения Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время справедливо

указывал на его вклад в разработку социального реализма. У Спенсера он

заимствовал его органицизм, включающий исследование социальных институтов в

свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не приняв закон

всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм заимствовал

свое основное понятие- понятие коллективного сознания.

Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма, помимо натуралистических

методологических установок назовем следующие: 1.исторический идеализм

/убеждение, что идеи - главная социальная сила, а мораль- главная

интегрирующая сила общества/

2. идею морального согласия всех общественных классов

3. трактовку общества как определенной целостности

4. идеи общественного порядка и прогресса, обновления религии, более того-

создания новой религии человечества и социально- утопическую идею классового

сотрудничества и идейного компромисса.

Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того же противоречия, которое

характеризовало творчество Конта- противоречия между ориентацией на науку и

утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-

моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение в учениях так

называемых традиционалистов /де Бональд, де Местр/,- с другой.

Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом.

Они настаивали на необходимости авторитета не только государства, но также

семьи, религии и т.д.

Но традиционалисты не были для Э. Дюркгейма единственным или главным

источником творчества. Как Конт, так и Э. Дюркгейм опирались на идеи

Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо и Сен- Симона. Кроме

того, его вдохновлял рационализм Декарта.

Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как

естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном

детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного

интереса.

На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и

социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и

этика В.Вундта.

На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние

французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция.

На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих социологов

конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода общества от

одного типа к другому.

Восприняв наиболее противоречивые идеи социально- политической мысли, Э.

Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическую концепцию.

2. Философские предпосылки теоретико-методологической концепции

Хотя Э. Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, он все же уделял большое

внимание философским вопросом.

Он принял некоторые философские положения, характерные для

естественнонаучного материализма, и распространил их на общество /например,

принцип детерминизма/.

В философских взглядах Э. Дюркгейма можно выделить две главные тенденции:

1. натурализм /эта тенденция связана с традициями философии Просвещения/

2. социальный реализм /не сводимость сложного к простому/

Философская позиция Э. Дюркгейма являлась объединением некоторых положений

позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э. Дюркгейм заимствовал

идею специфики сознания, психической жизни у спиритуалистов.

Философскую позицию Э. Дюркгейма можно назвать "спиритуалистическим

позитивизмом".

Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм

исключительно как экономическое учение, а философию марксизма - как

разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.



(C) 2009