Научная Петербургская Академия

Диплом: Социальная работа с инвалидами

Диплом: Социальная работа с инвалидами

ПЛАН

Введение.......................................................................2

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и лицам

пожилого возраста............................................ 4

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. 13

Правовой аспект решения проблем инвалидов.....................................15

Социально-средовой аспект.....................................................17

Психологический аспект........................................................21

Общественно-идеалогический аспект.............................................25

Производственно-экономический аспект..........................................27

Анатомо-функциональный аспект.................................................28

Комплексное решение проблемы инвалидности.....................................30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................32

Список используемой литературы................................................34

Введение

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284

млн. инвалидов (данные на 1 ян­варя 1997 года). В стране ежегодно впервые

признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них бо­лее 50% —

трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-

инвалидов. Эффективное решение проблем инва­лидности и инвалидов требует

форми­рования единства взглядов на понятия «инвалид» и «инвалидность».

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы

государства, которое со­циальную политику ставит во главу угла своей

деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и

инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и

т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной

поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической,

психологической, организационной и другой помощи. До 80-х годов в России

наиболее очевидная социальная помощь инвалидам и старым немощным людям

оказывалась в домах-интернатах. Эта сложившаяся традиционная форма медико-

социальной помощи нетрудоспособным гражданам помимо положительных имеет и

отрицательные стороны (монотонный образ жизни, необходимость изменения

жиз­ненного стереотипа для пожилого человека и др.). Эти об­стоятельства

делают дома-интернаты малопривлекательны­ми для пожилых людей и инвалидов,

заставляя их "не торо­питься" с переездом в дом-интернат. Возможность как

мож­но дольше оставаться в привычных домашних условиях представилась со

времени появления должности социального работника в системе учреждений

социальной защиты. Именно эти реальные лица стали оказывать социально-

бы­товые услуги нетрудоспособным гражданам, в которых они постоянно

нуждались. На первых этапах развития социальной помощи нетру­доспособным

гражданам акцент был сделан на надомное об­служивание. С учетом этого

обстоятельства была разработа­на квалификационная характеристика социального

работни­ка, определены его должностные обязанности. Вместе с тем в реальной

социальной помощи нуждаются и пожилые лю­ди и инвалиды, находящиеся в домах-

интернатах. До пос­леднего времени организация медико-социальной помощи в

этих учреждениях возложена преимущественно на медицин­ских работников,

которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют

несвойственные им функции по социально-бытовой, социально-психологической и

социально-средовой адаптации лиц, находящихся в домах-интернатах. В связи с

указанными обстоятельствами возникла необ­ходимость очертить круг

обязанностей социальных работни­ков в домах-интернатах и на основании этого

показать це­лесообразность введения этой категории работников в ста­ционарных

учреждениях Минсоцзащиты России. На данном этапе развития социальной помощи

нетру­доспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений,

деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых

услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института

социальных работников со специальным образованием нетрудоспособ­ные граждане

получат более квалифицированную и разно­образную социальную помощь и

поддержку.

История развития и современное состояние социальной помощи инвалидам и

лицам пожилого возраста.

Социальная работа в нашей стране как на­правление и содержание деятельности

определенной катего­рии лиц в последние 10 лет стала привычным термином.

Некоторыми исследователями приоритет в этой области от­водится зарубежным

странам. Между тем, России всегда бы­ла присуща социальная поддержка

нуждающихся в ней гра­ждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи

"сирым и убогим", которые пользовались кровом и пищей в монастырях и

богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж

психически больных, на­ходящихся в семьях. История оказания маломобильному

населению соци­альной помощи в России тесно связана с деятельностью

Российского Общества Красного Креста. Впервые оно воз­никло в 1867 году как

филантропическое Общество попече­ния о раненых, больных воинах и

военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество

Крас­ного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствова­лось принципами

и Уставом Международного Красного Креста, согласно которым было призвано

оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их

гражданства или подданства, а также оказывать помощь ли­цам, пострадавшим в

результате стихийных бедствий, эпи­демий, голода и других событий. Общество

было самостоятельной, не зависимой от госу­дарства организацией и

существовало на пожертвования на­селения, которые поступали не только в виде

денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продоволь­ствие,

белье и другие предметы первой необходимости).

Общество объединяло 94 общины, в которых на обще­ственных началах трудились

2780 сестер милосердия, зани­малось подготовкой младшего медицинского

персонала, оказывало правовую помощь раненым и военнопленным. Во время первой

мировой войны широкое распространение по­лучило новое направление

деятельности Общества - бюро справок о военнопленных и отдел, информирующий

населе­ние о раненых, больных и воинах, пропавших без вести После Октябрьской

революции в деятельности Красно­го Креста произошли серьезные изменения. С

1918 года де­ятельность РОКК определяется уже не международными принципами, а

прежде всего политическими, классовыми задачами государства. Декретом от 6

января 1918 гола все имущество Красного Креста на территории России было

объявлено государственной собственностью. С 1919 года, согласно Положения

ВЦИК и СНК, РОКК был обязан со­средоточить свою деятельность на "

восстановлении здоро­вья раненых бойцов Красной Армии", что предусматривало

сугубо классовый подход. Это повлекло изоляцию РОКК от международного

сообщества и превратило его в придаток государственной системы

здравоохранения. Деятельность РОКК в военные и послевоенные годы

свидетельствует о том, что медико-социальное обслужива­ние носило, в

основном, характер шефства над лицами, проживающими в домах-интернатах, домах

для детей-сирот и пр. В отношении отдельных граждан (в основном, инва­лидов

войны 1 группы) это осуществлялось в виде предоста­вления одноразовой

материальной помощи, в приобретении путевок на санаторно-курортное лечение.

Активная работа проводилась по содействию в усыновлении детей-сирот. Начиная

с 1960 года при комитетах обществ Красного Креста было создано "Бюро

медицинских сестер по обслу­живанию больных на дому" в целях оказания помощи

орга­нам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими

престарелыми больными, которые нуждаются в постельном режиме, но не

госпитализированы в лечебные учреждения. Для такой работы были организованы

специ­альные курсы, на которых медицинские сестры в течение 2-4 недель

проходили специальную подготовку. К каждой районной поликлинике прикреплялось

не менее двух патро­нажных медицинских сестер Красного Креста. Оплата их

труда производилась обществом Красного Креста, контроль да их работой

осуществлялся старшей медицинской сестрой поликлиники. Задачами патронажных

медицинских сестер являлось: выполнение назначений участковых врачей,

наблюдение за состоянием здоровья больного, оказание помощи в умыва­нии,

приеме пищи, смене белья. Патронажные сестры ока­зывали также социальные

услуги: покупали лекарства, про­дукты питания, приготавливали пищу,

оплачивали коммунальные услуги и пр. Согласно нормативным документам, рабочий

день патронажной медицинской сестры составлял 6,5 часов и за это время она

была обязана обслужить 5-6 больных.

Однако социально-бытовое обслуживание, осуществля­емое санитарными

активистами на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969

году была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских

училищ и студентов медицинских институтов, которая на какое-то время

оказалась полезной. Потребность в надомном обслуживании постоянно рос­ла,

ежегодно увеличивалась численность патронажных ме­дицинских сестер и, кроме

того, в 1977 году было принято решение о выделении должностей руководителей

групп пат­ронажных медицинских сестер, в примерный перечень обя­занностей

которых включалось осуществление деловых кон­тактов с соответствующими

организациями по решению со­циально-бытовых вопросов (доставка на дом

продуктов, го­рячих обедов, белья, пенсионные вопросы, устройство

пре­старелых в дома-интернаты, больницы и т.д.). Кроме того, руководители

групп непосредственно обслуживали на дому четырех человек, а обязанности

активистов Красного Креста были возложены на так называемых младших

медицинских сестер, должности которых были введены в штат обществ Красного

Креста. В этот период произошло важное событие в системе го­сударственного

социального обеспечения. В середине 70-х годов в порядке эксперимента впервые

организуется надом­ное обслуживание пенсионеров в ряде областей силами

ра­ботников домов-интернатов для престарелых и инвалидов Министерства

социального обеспечения (в Свердловской, Ивановской, Куйбышевской областях,

Северо-Осетинской АССР). Эта деятельность регламентировалась «Временным

положением о порядке организации надомного обслужива­ния пенсионеров домами-

интернатами».

С этою времени можно говорить о возникновении и развитии новой

государственной формы социального обслу­живания, а именно социально-бытового

обслуживания не­трудоспособных на дому. Для зачисления на надомное

обслуживание требовался ряд документов, в том числе справка лечебного

учреждения об отсутствии хронических психических заболеваний в ста­дии

выраженного дефекта или глубокой умственной отста­лости; туберкулеза в

открытой форме; хронического алкого­лизма; венерических и инфекционных

заболеваний, бактерионосительства. Дом-интернат, на который было возложено

обслужива­ние граждан на дому, должен был оказывать следующие ви­ды услуг:

§ доставку продуктов по предварительно разработанно­му набору один-два

раза в неделю (при возможности могла быть организована доставка раз в день

горячего обеда и полуфабрикатов на завтрак и ужин);

§ стирку и смену постельного белья не реже одного раза в 10 дней, для

чего дом-интернат выделял на каждого обслуживаемого три комплекта белья;

§ уборку жилого помещения и мест общего пользования;

§ доставку медикаментов, оплату коммунальных услуг сдачу вещей в

прачечную и химчистку, обувь - в ремонт.

В Положении специально оговаривалось, что "меди­цинское обслуживание граждан,

принятых на надомное об­служивание, производится лечебно-профилактическими

уч­реждениями в общеустановленном порядке". Кроме того, в Положении

определялась дифференциа­ция в оплате стоимости оказываемых услуг: лица

получав­шие пенсию до 50 руб., от оплаты освобождались полностью.

Поскольку надомное обслуживание являлось несвойст­венной домам-интернатам

функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений,

возни­кла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию

социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными

структурными подразделения­ми. Такими структурными подразделениями стали

отделе­ния социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособ­ным гражданам,

которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их

деятельность регла­ментировалась "Временным положением об отделении со­циальной

помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам"

[1]. В положении оговаривалось, что помимо ставших уже традиционными видов

социально-бытовой помощи соци­альные работники должны были при необходимости

оказы­вать помощь в соблюдении личной гигиены, выполнять просьбы, связанные с

почтовыми отправлениями, содейст­вовать в получении необходимой медицинской

помощи, принимать меры к погребению умерших одиноких пенсио­неров. Услуги

предоставлялись без взимания какой-либо пла­ты. Положение предусматривало

тесное взаимодействие с комитетами Красного Креста с целью организации шефства

над одинокими пенсионерами, нуждающимися в медицин­ском уходе. Социальный

работник, входящий в штат отделения со­циальной помощи, должен был обслуживать

на дому 8-10 нетрудоспособных пенсионеров или одиноких инвалидов 1-2 группы.

Отделения создавались при наличии не менее 50 нетрудоспособных, нуждающихся в

надомном обслужива­нии. В 1987 году новым нормативным актом

[2] были вне­сены некоторые изменения в деятельность отделений соци­альной

помощи. В основном изменения касались вопросов организации отделений социальной

помощи на дому. Более четко был определен контингент лиц, подлежащих надом­ному

обслуживанию, а также предусматривалось, что лица, получающие пенсию в

максимальных размерах, вносят пла­ту, составляющую 5 процентов пенсии.

Зачисление на надомное обслуживание осуществлялось на основании личного

заявления и заключения медицин­ского учреждения о нуждаемости в таком

обслуживании. Таким образом, сложилась ситуация, когда функции социального

обслуживания нетрудоспособных на дому од­новременно выполняли две организации:

государственная — отделения социальной помощи, и в меньшей степени

об­щественная — служба милосердия Красного Креста. При этом во многом совпадали

как виды оказываемых социаль­ных услуг, так и круг лиц, которым эти услуги

оказывались одновременно и государственной, и общественной органи­зациями.

Таким образом, исторически складывалось, что общест­венные организации

осуществляли те виды деятельности, которые государство в силу отсутствия

экономических, ма­териально-технических и организационных причин не име­ло

возможности выполнять. Об этом свидетельствует исто­рия развития службы

медико-социальной помощи нетрудо­способным гражданам: в послевоенные годы,

когда у госу­дарства не было сил и средств для развития службы надом­ного

обслуживания, оно развивало систему домов-интерна­тов для престарелых и

инвалидов. В значительной степени развитие индивидуального надомного

обслуживания сдер­живалось порочными идеологическими установками, согла­сно

которым отдавалось предпочтение развитию коллектив­ных форм предоставления

социального обслуживания. Удо­влетворение потребности населения в надомном

обслужива­нии частично взяло на себя общество Красного Креста.

Безусловно, служба милосердия снимала остроту проб­лемы, однако, не решала ее

полностью. С годами в резуль­тате увеличения абсолютного числа и

относительной численности престарелых в обществе, потребность в социаль­но-

бытовой помощи этой категории граждан приобрела зна­чительные масштабы: дома-

интернаты не могут вместить всех нуждающихся; возрастает число

нетрудоспособных, проживающих отдельно от своих родственников;

демогра­фические перспективы предполагают дальнейшее увеличе­ние доли лиц

старческого возраста в населении — все это обусловило решение задач

социального обслуживания не­трудоспособных на государственном уровне,

создания госу­дарственной системы, государственной службы, непосредст­венно

занятой предоставлением медико-социальных и быто­вых услуг на дому.

Социальная работа в России также основана на ряде нормативных актов,

регламентирующих порядок работы, объем и виды услуг, нормативы штатов и времени

по оказа­нию услуг[3]. Кроме того, в связи

с обострением социально-экономической ситуации в стране, ухудшением

материального положения малоимущих граждан был издан Указ Президента Российской

Федерации от 26 декабря 1991 года "О дополнительных мерах по социальной

поддержке населения в 1992 году", согласно которому были образованы

республиканский и территориальные фонды социальной поддержки населения,

определен порядок адресного напра­вления гуманитарной помощи и создание

территориальных служб срочной социальной помощи

[4]. В соответствии с данным Указом приказом Министра социальной защиты

населения Российской Федерации от 04.02.1992 г. за № 21 было утверждено

"Положение о тер­риториальной службе срочной социальной помощи"

[5]. Этим документом определялось содержание работы данной службы, которая

предназначалась для оказания безотлага­тельных мер, направленных на временное

поддержание жиз­недеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной

поддержке, путем предоставления им различных видов по­мощи, включающей

обеспечение питанием, медикаментами, одеждой, временным жильем и другими видами

помощи. К лицам, могущим воспользоваться службой срочной социальной помощи,

были отнесены: одинокие граждане, утратившие средства к существованию, одинокие

инвалиды и престарелые, несовершеннолетние дети, оставшиеся без надзора и

попечения родителей или лиц, их заменяющих, многодетные и неполные семьи и др.

В России подготовлены проекты двух законов: "О соци­альной защите инвалидов" и

"О социальном обслуживании лиц пожилого возраста и инвалидов". С принятием этих

за­конов будет обеспечена законодательная база в отношении нетрудоспособных

категорий населения. Таким образом, в каждой стране существует ряд норма­тивных

документов, согласно которым осуществляется со­циальная помощь инвалидам и

лицам пожилого возраста. В указанных документах излагаются льготы для пожилых

лю­дей и инвалидов при получении социальной поддержки, обозначены права пожилых

граждан на получение этих льгот, указаны пути их реализации. Задача социальных

ра­ботников состоит в том, чтобы овладеть этой информацией, довести ее до

сведения лиц, которых они обслуживают и ,. при необходимости помочь им

воспользоваться теми льгота­ми, которые им положены по закону. В известной

степени, социальные работники должны освоить основы правовой, системы в

отношении инвалидов и пожилых граждан. Таким образом, как показывает анализ

развития соци­альной помощи в России, социальную работу в современ­ном ее

понимании отождествляли с социальным обслужива­нием пожилых людей и инвалидов,

нуждающихся в поддер­жке. Со временем выявились новые объекты деятельности

работников социальной службы (семья, трудные подростки и др.), что отразилось

не только на расширении круга задач социальной работы, но и на введении новых

направлений. Теперь уже недостаточно, да и неправомерно говорить толь­ко о

социальном обслуживании тех или иных категорий на­селения. Социальная работа

вобрала в себя методы и прие­мы, используемые психологами, психотерапевтами,

педаго­гами и другими специалистами, соприкасающимися с судь­бами людей, их

социальным положением, экономическим благосостоянием, морально-психологическим

статусом. С теоретических позиций социальная работа может рассматриваться как

проникновение в потребностную сферу человека (семьи, коллектива, общества и

т.д.) и попытка ее удовлетворения. Между тем высказываются соображения о более

широ­ких задачах социальной работы по взаимодействию социального работника с

окружающей средой. При этом соци­альному работнику отводится роль

способствовать расшире­нию компетенции людей, а также развитию их способно­стей

в плане решения жизненных проблем; помогать людям получить доступ к ресурсам;

побуждать организации внима­тельно относиться к людям; способствовать

взаимодействию между отдельными людьми и теми, кто их окружает; доби­ваться

взаимосвязи между организациями и учреждениями, оказывающими социальную помощь

и поддержку; оказы­вать влияние на социальную политику и политику в области

окружающей среды.

Формы и методы решения социальных проблем инвалидов.

Исторически понятия «инвалид­ность» и «инвалид» в России связыва­лись с

понятиями «нетрудоспособ­ность» и «больной». И нередко мето­дические подходы

к анализу инвалид­ности заимствовались из здравоохране­ния, по аналогии с

анализом заболева­емости. Представления о происхожде­нии инвалидности

укладывались в тра­диционные схемы «здоровье — заболе­ваемость» (хотя, если

быть точным, за­болеваемость — показатель нездоро­вья) и «больной — инвалид».

Послед­ствия таких подходов создавали иллю­зию мнимого благополучия, так как

от­носительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста

насе­ления улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин

роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в

России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления

депопуляции нации приобрели отчет­ливый характер, сопровождаясь устой­чивым

ухудшением показателей инва­лидности, возникли серьезные сомне­ния в

правильности методологии ста­тистического анализа инвалидности. Специалисты

долгое время рассмат­ривали понятие «инвалидность», оттал­киваясь

преимущественно от биологи­ческих предпосылок, расценивая ее воз­никновение в

основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим

социальная сторона про­блемы была сужена до нетрудоспособ­ности, как основном

показателе инва­лидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых

экспертных комис­сий было определение того, какую про­фессиональную

деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может —

определялось на основе субъективных, преимущественно биоло­гических, а не

социально-биологических критериев. Понятие «инвалид» сужалось до понятия

«неизлечимо больной». Таким образом, социальная роль че­ловека в действующем

правовом поле и конкретных экономических условиях от­ступала на второй план,

и понятие «ин­валид» не рассматривалось с точки зре­ния многопрофильной

реабилитации, использующей социальные, экономичес­кие, психологические,

образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов

традиционные принципы государственной политики, направленной на решение

проблем ин­валидности и инвалидов в связи со слож­ной социально-экономической

ситуаци­ей в стране утратили свою эффектив­ность. Надо было создавать новые,

при­водить их в соответствие с нормами меж­дународного права. В настоящее

время инвалид характеризуется как лицо, ко­торое имеет нарушение здоровья со

стойким расстройством функций орга­низма, обусловленное заболеваниями,

последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению

жизнедеятель­ности и вызывающее необходимость его социальной защиты

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской

Федерации»,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей

социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость,

экономическую состоятельность, нравственную полно­ценность общества и

характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом.

Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные

интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня

жизни населения и других соци­альных 3факторов, можно констатиро­вать, что их

решение лежит в общена­циональной, а не узковедомственной плоскости и во

многом определяет лицо социальной политики государства.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях

ог­раниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов:

правовой; социально-средовой; психо­логический; общественно-идеологический;

производственно-экономичес­кий; анатомо-функциональный.

Правовой аспект решения проблем инвалидов.

Правовой аспект предполагает обес­печение прав, свобод и обязанностей инвалидов.

Президентом России подписан Федеральный закон «О социальной защите инвалидов

в Российской Фе­дерации». Тем самым особо уязви­мой части нашего общества

даны га­рантии социальной защиты. Безусловно, основополагаю­щие

законодательные нормы, регу­лирующие положение инвалида в обществе, его права

и обязанности являются необходимыми атрибута­ми любого правового государства.

Поэтому вступление в силу этого За­кона надо только приветствовать. История

его началась еще в 1989 году. Тогда, в декабре, по предложению Центрального

правле­ния ВОЙ, на сессии Верховного Совета СССР был принят Закон «Об основах

социальной защищенности инвалидов». Но в связи с распадом Союза ему не

довелось поработать на них. И вот новый Закон вступил в силу. Хотя он

со­держит некоторые погрешности и нуждается в определенной доработ­ке.

Например, в части распределе­ния полномочий между федеральны­ми органами

власти и органами влас­ти субъектов Федерации. Но появление такого документа

— событие значительное, и прежде всего для миллионов российских ин­валидов,

получивших, наконец, «свой» закон. Ведь чтобы выжить, они должны располагать

экономи­ческими, социальными и правовы­ми гарантиями. И вышедший закон

определенный объем таких гарантий устанавливает. Следует отметить три

принципиальных положения, составляющих основу Закона. Первое — это наличие у

инвали­дов особых прав на определенные условия для получения образования;

обеспечение средствами передвиже­ния; на специализированные жи­лищные

условия; первоочередное получение земельных участков для индивидуального

жилищного стро­ительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и

садоводства, и другие. Например, жилые помещения бу­дут теперь

предоставляться инвали­дам, семьям, имеющим детей-инва­лидов, с учетом

состояния здоровья и других обстоятельств. Инвалиды имеют право на

дополнительную жилплощадь в виде отдельной ком­наты в соответствии с перечнем

за­болеваний, утвержденным прави­тельством РФ. При этом она не счи­тается

излишней и подлежит опла­те в одинарном размере. Или другой пример. Вводятся

особые условия для обеспечения за­нятости инвалидов. Теперь для пред­приятий,

учреждений, организаций, независимо от форм собственности, имеющих

численность работников более 30 человек, устанавливается квота для приема на

работу инвали­дов — в процентах к среднесписочной численности работников (но

не менее трех процентов). Второе немаловажное положение — это право инвалидов

быть актив­ными участниками всех тех процес­сов, которые касаются принятия

решений относительно их жизнеде­ятельности, статуса и т.д. Теперь федеральные

органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ

должны при­влекать полномочных представите­лей общественных объединений

ин­валидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы

инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны

недействительными в су­дебном порядке. Третье положение провозглаша­ет

создание специализированных государственных служб: медико-соци­альной

экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систе­му обеспечения

относительно неза­висимой жизнедеятельности инва­лидов. При этом среди

функций, возлагаемых на государственную службу медико-социальной экспер­тизы,

— определение группы инва­лидности, ее причин, сроков, вре­мени наступления

инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

опреде­ление степени утраты профессио­нальной трудоспособности лиц,

по­лучивших трудовое увечье или проф­ессиональное заболевание; уровня и

причин инвалидности населения и др. Закон обращает внимание на ос­новные

направления решения про­блем инвалидов. В частности, в нем говорится об их

информационном обеспечении, вопросах учета, отчет­ности, статистики,

потребностях ин­валидов, о создании безбарьерной среды жизнедеятельности.

Создание реабилитационной индустрии как промышленной базы системы соци­альной

защиты инвалидов предпол­агает производство специализиро­ванных средств,

облегчающих труд и быт инвалидов, предоставление со­ответствующих

реабилитационных услуг и при этом частичное обеспе­чение их трудовой

занятости. Закон говорит о создании комплексной системы многопрофильной

реабили­тации инвалидов, включающей ме­дицинский, социальный и

профес­сиональный аспекты. Затрагивает он и проблемы подготовки

професси­ональных кадров для работы с ин­валидами, в том числе и из самих

инвалидов. Важно, что эти же направления уже более детально разработаны в

Федеральной комплексной програм­ме «Социальная поддержка инвали­дов».

Собственно, с выходом Зако­на можно говорить о том, что Феде­ральная

комплексная программа по­лучила единую законодательную базу. Теперь предстоит

серьезная ра­бота над тем, чтобы Закон работал. Предполагается, что

специализиро­ванные государственные службы бу­дут создаваться при

Минсоцзащиты. А пока приказом министра Людми­лы Безлепкиной создана рабочая

группа, намечается план ее работы.

Социально-средовой аспект.

Социально-средовой включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной

средой (семья, трудовой коллектив, жи­лище, рабочее место и т.д.) и

макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды,

соци­альные группы, рынок труда и т.д.).

Особую категорию "объектов" обслужива­ния социальными работниками представляет

семья, в кото­рой имеется инвалид, либо пожилой человек, нуждающийся в

посторонней помощи. Семья такого рода является микро­средой, в которой живет

нуждающийся в социальной под­держке человек. Он как бы вовлекает ее в орбиту

обострен­ной потребности в социальной защите. Специально проведенным

исследованием[6] установ­лено, что из 200

семей с нетрудоспособными членами в 39,6% имеются инвалиды. Для более

эффективной органи­зации социального обслуживания социальному работнику важно

знать причину инвалидности, которая может быть обусловлена общим заболеванием

(84,8%), связана с пребы­ванием на фронте (инвалиды войны — 6,3%), либо

являют­ся инвалидами с детства (6,3%). Принадлежность инвалида к той или иной

группе связана с характером льгот и приви­легий. Роль социального работника

состоит в том, чтобы, опи­раясь на осведомленность в этом вопросе,

способствовать реализации льгот в соответствии с существующим

законода­тельством. При подходе к организации работы с семьей, имеющей инвалида

либо пожилого человека, для социального работ­ника важно определить социальную

принадлежность этой семьи, установить ее структуру, (полная, неполная).

Значение указанных факторов очевидно, с ними связа­на методика работы с семьей,

от них зависит и различный характер потребностей семьи. Из 200 обследованных

семей 45,5% были полными, 28,5% — неполными (в которых преимущественно мать и

дети), в 26% — одинокие, среди которых преобладали жен­щины (84,6%). Оказалось,

что роль социального работника как орга­низатора, посредника, исполнителя

наиболее значима для этих семей в таких сферах: морально-психологическая

под­держка, медицинская помощь, социально-бытовое обслужи­вание. При оценке

нуждаемости морально-психологической поддержки из всех ее видов наиболее

актуальными для всех семей оказались следующие: организация связи с органами

социального обеспечения (71,5% ), осуществление контак­тов с общественными

организациями (17%) и восстановле­ние связей с трудовыми коллективами (17%). В

организации контактов с органами социального обеспечения из полных семей

нуждается 60,4%, из неполных — 84,2%, одинокие в 76,9%. В осуществлении связей

с общественными организа­циями нуждаются соответственно — 27,5%, 12,3%, 3,8%

се­мей. В восстановлении "связей с трудовыми коллективами нуждаются 19,8%

полных семей, 5,9% неполных и 26,9% одиноких лиц. Крайне небольшое число семей

(4,5%) из числа обсле­дованных нуждается в реализации прав на льготы.

Возмож­но, это объясняется недостаточной информированностью членов семьи о

льготах, которые имеют инвалиды. Еще в меньшей степени семьи, имеющие в своем

составе инвали­дов, нуждаются в устранении конфликтных ситуаций (3,5%) и в

психолого-педагогической поддержке. По-видимому, невостребованность такого рода

помощи можно объяснить не­привычностью для нашего общества вмешательства в

ин­тимную среду семьи, необычностью постановки вопроса, то есть

несформированностью потребности. При анализе нуждаемости в организации

медицинского обслуживания 71% семей испытывает необходимость в на­блюдении

участкового врача, почти половина семей (49,5%) нуждаются в консультациях узких

специалистов, а 17,5% — в диспансерном наблюдении. В полных семьях ранговые

ме­ста в потребности указанных видов медицинской помощи несколько иные: на

первом месте (50,7%) стоит нуждае­мость в наблюдении участкового врача, на

втором (40%) — в диспансерном наблюдении, на третьем (30,3%) — в консуль­тациях

узких специалистов. В неполных семьях наибольшая нуждаемость (37,4%) в

диспансерном наблюдении, 35,4% се­мей нуждаются в консультациях узких

специалистов и 26,7% — в наблюдении участкового врача. У одиноких преобладает

нуждаемость в консультациях узких специалистов (34,3%) и в равной степени (по

22,5%) в наблюдении участкового вра­ча и диспансерном наблюдении.

Установлено, что наибольшая нуждаемость обследован­ных семей касается

социально-бытовых услуг. Это объясня­ется тем, что нетрудоспособные члены

семей ограничены в своей подвижности, нуждаются в постоянном постороннем

уходе и "привязывают" к себе здоровых, которые не могут осуществлять доставку

продуктов, медикаментов и оказы­вать им различные другие бытовые услуги,

связанные с вы­ходом из дома. Кроме того, в настоящее время это можно

объяснить и социальной напряженностью, трудностями продовольственного

обеспечения и в получении бытовых услуг. В связи с этими обстоятельствами

резко возрастает роль социального работника. При оценке нуждаемости семей в

организации соци­ально-бытового обслуживания выявлено следующее. Наи­большая

потребность у всех обследованных семей касается услуг прачечной (88,5%),

химчистки (82,5%), обувной мас­терской (64,6%). Выявлена также нуждаемость в

уборке квартиры (27% семей), ремонте жилища (24,5%), в равной степени (у

20,5% семей) — в доставке продуктов и медика­ментов. Сравнительный анализ

различных категорий семей по­казал, что у одиноких по сравнению с другими

семьями отмечается повышенная нуждаемость в доставке продуктов (50%), в

уборке квартиры (46,2%), в доставке медикаментов (40,4%). Полученные данные

показывают, что нуждаемость се­мей, в состав которых входят нетрудоспособные

члены, определяется социально-экономическим положением в стране, с одной

стороны, и ограниченными возможностями самообеспечения инвалидов, с другой.

По-видимому, в связи с социально-экономической ситуацией находится и

нуждае­мость обследованных семей в прикреплении пожилого чело­века к центру

социального обслуживания, где он получает бесплатное питание, медицинскую

помощь, а также возмо­жность, общения. Из всех изученных семей в такой помощи

нуждаются 33,5%. Наибольшая потребность в этом у одино­ких, почти половина из

них (48,1%) нуждаются в посеще­нии центра социального обслуживания. Из

неполных семей нуждаются в этой помощи 33,3%. Роль социального работника в

этом последнем случае заключается не только в выявлении нуждающихся в помощи

центра социального обслуживания, но и с учетом матери­ального положения семьи

— в определении кратности при­крепления пожилого человека к данному

учреждению. Эти­ми обстоятельствами не только определяются функции

со­циального работника, но и его престижность. Таким образом, оказалось, что

наибольшая нуждаемость в социальной защите всех обследованных семей в

настоящее время группируется вокруг социально-бытовых проблем, наиболее

уязвимые с точки зрения социальной защиты оди­нокие нетрудоспособные граждане

нуждаются в доставке продуктов и медикаментов, уборке квартиры, прикреплении

к центрам социального обслуживания. Невостребованность морально-

психологической поддержки семей объясняется несформированностью потребностей

такого рода, с одной стороны, и сложившимися национальными традициями в

России, с другой. Оба эти фактора взаимосвязаны. Необходимо формирование

сферы деятельности соци­ального работника. Помимо тех обязанностей, которые

из­ложены в нормативных документах, квалификационной ха­рактеристике, с

учетом современной ситуации важно не только выполнение организационных,

посреднических функций. Определенную актуальность приобретают иные виды

деятельности, среди которых: информированность на­селения о возможности более

широкого пользования услуга­ми социального работника, формирование

потребностей на­селения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и

интересов нетрудоспособных граждан, реализация мораль­но-психологической

поддержки семьи и др. Таким образом, роль социального работника во

взаимо­действии с семьей, имеющей инвалида либо пожилого чело­века, имеет

много аспектов и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов.

Началу работы с семьей такого рода должно предшествовать выявлений этого

"объе­кта" воздействия социального работника. С целью полного охвата семей с

пожилым человеком и инвалидом, нуждаю­щихся в помощи социального работника,

необходимо ис­пользовать специально разработанную методику.

Психологический аспект.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориента­цию

самого инвалида, так и эмоциональ­но-психологическое восприятие пробле­мы

инвалидности обществом. Инвалиды и пенсионеры относятся к кате­гории так

называемого маломобильного населения и явля­ются наименее защищенной,

социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами их

физиче­ского состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности,

а также с имеющимся комплексом сопутству­ющей соматической патологии и с

пониженной двигатель­ной активностью, характерными для большинства

предста­вителей старших возрастов. Кроме того, в значительной сте­пени

социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием

психологического фактора, формирую­щего их отношение к обществу и

затрудняющего адекват­ный контакт с ним. Психологические проблемы возникают

при изолированности инвалидов от внешнего мира, как вследствие имеющихся

недугов, так и в результате непри­способленности окружающей среды для

инвалидов на крес­ло-колясках, при разрыве привычного общения в связи с

выходом на пенсию, при наступлении одиночества в резуль­тате потери супруга,

при заострении характерологических особенностей в результате развития

склеротического про­цесса, характерного для пожилых людей. Все это ведет к

возникновению эмоционально-волевых расстройств, разви­тию депрессии,

изменениям поведения.

Старость — особый период в жизни человека, когда ли­бо вовсе не строятся

далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными

потребностями. Это период, когда появляется множество старческих неду­гов,

которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической

соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе

всевозмо­жных недугов, в значительной степени объясняется психо­логическим

фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью

существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем

слож­нее и болезненнее психологическая перестройка. На состоя­ние жизненного

тонуса оказывает влияние и способ реаги­рования на соматические ощущения,

которые также связа­ны с особенностями личности пожилого человека. Особенно

чреват в этом возрасте "уход в болезнь". При подходе к процессам старения и

старости рассмат­риваются две стороны этой проблемы: — особенности

психической деятельности, обусловлен­ные возрастными изменениями мозговой

деятельности, то есть биологическими процессами старения; — психологические

феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения

или на но­вую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием

биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в

области психи­ческой сферы, наблюдаются на различных уровнях: лично­стном,

функциональном, органическом. Знание этих осо­бенностей очень важно для

социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с

пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и

прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые как

признаки биологически обусловленного старения, выражаются в уси­лении и

заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих,

собственно возрастных ниве­лирующих черт, с другой. Первая группа изменений

проявляется в том, что, на- пример, бережливый становится скупым,

недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений

выражается в по­явлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отно­шении

всего нового при одновременной переоценке про­шлого, склонности к

нравоучительству, ранимости, обидчи­вости. Старческим изменениям личности

присуща своеобраз­ная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью

суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением

эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность, слабодушие,

склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества — нежелание

контактировать с окружающими. Помимо личностных изменений, связанных с

процесса­ми старения, важно также иметь в виду изменения психиче­ских

функций. К ним относятся нарушения памяти, внима­ния, эмоциональной сферы,

психомоторной деятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптационных

меха­низмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста

приобретает знание социальным работником осо­бенностей расстройств памяти.

При относительной сохран­ности памяти на события многолетней давности в

старости страдает память на недавние события, нарушается кратко­временная

память. Это может негативным образом отра­зиться на отношениях пожилого

человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии

к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Внимание в

пожилом возрасте характеризуется неус­тойчивостью, отвлекаемостью. В

эмоциональной сфере пре­обладает сниженный фон настроения, склонность к

депрес­сивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах. Для пожилого

человека характерно замедление темпов психичес­кой деятельности,

медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в

окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожи­лому возрасту,

сказывается в новых условиях (при смене ме­ста жительства, привычного

окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке

и т.д.). При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную

степень выраженности — от личностных до кли­нически очерченных. Психические

изменения в пожилом возрасте, связан­ные с патологическими процессами,

проявляются в различ­ных (нозологических) заболеваниях, характерных для

пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления

деменций, бредовых и аффективных рас­стройств. Диагностика этих состояний

является прерогати­вой врача. Роль социального работника, имеющего

постоян­ный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы бу­дучи

элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки

заболеваний и организовать по­мощь специалиста.

Общественно-идеалогический аспект.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической

деятельности государственных институ­тов и формирования государственной

политики в отношении инвалидов и ин­валидности. В этом смысле необходимо

отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя

здоро­вья населения, а воспринимать его как показатель эффективности

социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во

взаимо­действии инвалида и общества.

Развитие социальной помощи на дому яв­ляется не единственной формой

социального обслуживания нетрудоспособных граждан. С 1986 года начали

создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсио­неров, в

состав которых помимо отделений социальной по­мощи на дому вошли совершенно

новые структурные под­разделения — отделения дневного пребывания. Целью

организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для

пожилых людей, независи­мо от того, проживают они в семьях или одиноки.

Преду­сматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а

вечером возвращаться домой; в течение дня они бу­дут иметь возможность

находиться в уютной обстановке, об­щаться, содержательно проводить время,

участвовать в раз­личных культурно-массовых мероприятиях, получать

одно­разовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую

помощь. Основной задачей деятельности таких отделений явля­ется помощь

пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение

существования но­вым смыслом, формирование активного образа жизни, час­тично

утраченного в связи с выходом на пенсию.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что

ведущим для подавляющего боль­шинства лиц является желание общаться (76,3%),

вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по

льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар­хии мотивов является

желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как

стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и

неудовлетво­рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего

положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у

половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в

отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посеще­ние заставляет их "быть

в тонусе", "дисциплинирует", "напо­лняет жизнь новым смыслом", "позволяет

расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения

спо­собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение

приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри­зов и др.). Положительное

воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка,

доброжелательность ра­ботников отделения, а также возможность в любой момент

получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ­культурой.

В последние годы в ряде Центров социального обслу­живания появилось новое

структурное подразделение — Служба срочной социальной помощи. Она предназначена

для оказания неотложной помощи разового характера, на­правленной на поддержание

жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке.

Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо­мической и

политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих

точек бывшего Совет­ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать

срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в

связи с природными катаклиз­мами и т.д. В соответствии с нормативным документом

[7], Служ­ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе­циально

отведенном помещении, имеющем все виды ком­мунального благоустройства,

складские помещения для хра­нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви,

по­стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере­вязочных средств для

оказания срочной доврачебной помо­щи и др.), иметь телефонную связь. Основными

направлениями деятельности Службы явля­ются: — предоставление необходимой

информации и кон­сультаций по вопросам социальной помощи; — обеспечение

бесплатным горячим питанием или про­дуктовыми наборами (по талонам в

закрепленном предпри­ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на

одно посещение столовой либо, после обследования соци­ально-бытовых условий

потерпевшего сроком на месяц); — предоставление одежды, обуви и других

предметов первой необходимости; — оказание материальной помощи; — содействие в

получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

— направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного

и полного разрешения их вопросов; — оказание экстренной психологической помощи,

в том числе, по "телефону доверия"; — оказание других видов помощи,

обусловленных реги­ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес­кой

помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име­ющих возможности получить

услуги государственной юри­дической службы).

Производственно-экономический аспект.

Производственно-экономический ас­пект связан главным образом с пробле­мой

формирования промышленной ос­новы социальной защиты населения и рынка

реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориен­тироваться на

увеличение доли инвали­дов, способных к частичной или пол­ной самостоятельной

профессиональ­ной, бытовой и общественной деятель­ности, создание системы

адресного удовлетворения их потребностей в ре­абилитационных средствах и

услугах., а это в свою очередь будет способство­вать их интеграции в

общество. Сохра­нение же государственной монополии на обеспечение инвалидов

реабилитационными изделиями приводит к неоправдан­ной экономической нагрузке

на «актив­ную» часть населения и служит основа­нием для продолжения так

называемой «льготной» политики, ведущей к посто­янному увеличению

диспропорции меж­ду истинной потребностью инвалидов и возможностями их

удовлетворения.

Анатомо-функциональный аспект.

Анатомо-функциональный аспект ин­валидности предполагает формирова­ние такой

социальной среды (в физичес­ком и психологическом смыслах), кото­рая

выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию

реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современ­ного

понимания инвалидности предме­том внимания государства при решении этой

проблемы должны быть не нару­шения в организме человека, а восста­новление

его социально-ролевой фун­кции в условиях ограниченной свобо­ды. Основной

акцент при решении про­блем инвалидов и инвалидности смеща­ется в сторону

реабилитации, опираю­щейся, прежде всего, на социальные ме­ханизмы

компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов

заключается в комплексном многопрофильном подходе к восста­новлению

способностей человека к бытовой, общественной и профессио­нальной

деятельности на уровне, соот­ветствующем его физическому, психологическому и

социальному потенциа­лу с учетом особенностей микро- и макросоциального

окружения. Конечной целью комплексной мно­гопрофильной реабилитации, как

про­цесса и системы, является предоставле­ние человеку с анатомическими

дефек­тами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями

возможно­сти относительно независимой жизне­деятельности. С этой точки зрения

ре­абилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и

выполняет профилактическую функ­цию по отношению к инвалидности.

Для этой цели есть дома-интернаты для детей с физическими недостатками. В

этих учреждениях сосредоточен самый тяжелый контингент детей с поражением

опорно-двигатель­ного аппарата. Основная цель этих учреждений —

осуществ­ление медико-социальной реабилитации детей-инвалидов посредством

непрерывной интенсивной восстановительной терапии и протезирования,

психологической коррекции, школьного и трудового обучения, профессиональной

подго­товки и последующего рационального трудоустройства. Дома-интернаты для

детей с физическими недостатка­ми расположены либо в школьных зданиях,

построенных по разным типовым проектам, либо в приспособленных поме­щениях,

что негативно сказывается на возможностях развер­тывания в этих учреждениях

реабилитационных мероприя­тий.

Большое значение в активизации детей-инвалидов с по­ражением опорно-

двигательного аппарата приобретает спортивно-оздоровительная работа, которая

не ограничива­ется пределами дома-интерната. Здесь необходимы контак­ты с

органами и учреждениями, которые организуют инва­лидный спорт. В продвижении

инвалидов в участии в спор­тивных состязаниях может помочь социальный

работник. В домах-интернатах для детей с физическими недостат­ками

осуществляется трудовое обучение. Для его организа­ции имеются учебно-

производственные мастерские двух-трех профилей, чаще всего это столярное и

швейное дело. Для профессионального обучения разработаны программы обучения

профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства, декоративно-

прикладного искусства. От уровня профессиональной подготовки во многом

зависит последующая их адаптация и трудоустройство.

Подростки, готовящиеся к выписке из дома-интерната, должны быть осведомлены о

различных житейских пробле­мах (трудоустройство, получение жилья и др.) и

вооружены знанием о путях их разрешения. Роль социального работни­ка состоит

в том, чтобы помочь молодым инвалидам пре­одолеть трудности интеграции в

общество. Здесь важна не только информация, советы, но и действенная помощь,

уча­стие в получении специализированного жилья, установле­ние вспомогательных

приспособлений и устройств в кварти­рах для инвалидов, помощь при

трудоустройстве, получении льгот и т.д. Социальный работник становится

истинным по­мощником инвалида, вступающего в открытое общество.

Комплексное решение проблемы инвалидности.

Комплексное решение проблемы ин­валидности предполагает ряд меропри­ятий.

Надо начать с изменения содер­жания базы данных об инвалидах в

го­сударственной статистической отчет­ности с акцентом на отражение

струк­туры потребностей, круга интересов, уровня притязаний инвалидов, их

по­тенциальных способностей и возмож­ностей общества, с внедрения

совре­менных информационных технологий и техники для принятия объективных

решений. Необходимо также создавать систему комплексной многопрофиль­ной

реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой

жизнедеятельности инвалидов. Крайне важно развитие промышленной осно­вы и

подотрасли системы социальной защиты населения, производящей изде­лия,

облегчающие быт и труд инвали­дов. Должен появиться рынок реабилитационных

изделий и услуг, определя­ющий спрос и предложение на них, формирующий

здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлет­ворению потребностей

инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой

инфраструктуры, спо­собствующей преодолению инвалида­ми физических и

психологических ба­рьеров на путях восстановления связей с окружающим миром.

И, конечно же, нужна система подготовки специалис­тов, владеющих методами

реабилитационно-экспертной диагностики, вос­становления способностей

инвалидов к бытовой, общественной, профессио­нальной деятельности, способами

фор­м3ирования механизмов макросоциаль­ного окружения с ним. Решение этих

задач позволит на­полнить новым содержанием деятель­ность создаваемых в

настоящее вре­мя государственных служб медико-социальной экспертизы и

реабилита­ции инвалидов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания

пожилых людей и ин­валидов в последние годы приобретает все большую

акту­альность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к

инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее

не обсуждался и не ре­шался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы

эту деятельность. Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими

категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в

органах и учреждениях соци­ального обеспечения (социальной защиты). В числе

осуще­ствляющих эту деятельность были работники домов-интер­натов, Центров

социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.

Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится

специфическая роль, которая опреде­ляется и типом учреждения, и характером

оказываемых ус­луг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами. Место

деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как

бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему

со­циальной защиты работников данной категории расширя­ются их функции.

Деятельность социальных работников распространяется на все категории

инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в

семь­ях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовыва­ется специфика

деятельности социальных работников. В од­них случаях она носит характер

организации помощи разли­чных служб (медицинской помощи, юридических

консуль­таций и т.д.), в других она приобретает морально-психоло­гический

аспект, в третьих — характер коррекционно-педа­гогической деятельности и т.д.

Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных "потребителей"

(инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников

распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с

которым социальным работникам приходится взаимодейст­вовать. В этой связи

приобретает особую значимость уро­вень образования социальных работников, их

профессиона­лизм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых

людей. В связи с широкими и разнообразными функциями со­циальных работников в

обслуживании пожилых людей, воз­никает потребность в этих специалистах с

различным уров­нем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей,

которые находятся в населении, диапазон деятельно­сти социальных работников

охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и

кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психоло­гической

поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, на­ходящихся в стационарных

учреждениях, деятельность со­циальных работников также имеет широкий

диапазон, на­чиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая

интеграцией инвалидов в общество. В данной реально существующей ситуации с

обслуживанием пожилых людей и инвалидов в разных ус­ловиях их проживания

существует настоятельная необходи­мость введения в штат стационарных

учреждений социаль­ных работников с целью совершенствования социальной

поддержки нетрудоспособных граждан.

Список используемой литературы

1. Дементьева Н.Ф., Болтенко В. В., Доценко Н.М. и др. "Социальное

обслуживание и адаптация лиц пожилого воз­раста в домах-интернатах". /

Методич. рекоменд. — М., 1985, 36с. (ЦИЭТИН).

2. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме­дико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан. -М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

3. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга­низационно-

методические аспекты деятельности социально­го работника. В кн.; Социальная

работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992, (Департамент проблем

семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно­стей).

4. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.

5. Контроль за ходом осуществления между народных планов и программ

действии. Комиссия социального разви­тия, XXXI 11 сессия. Вена, 8-17 февраля

1993.

6. Положение о доме-интернате для престарелых и ин­валидов Министерства

социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 27 декабря

1978 г №145.

7. Положение о детском доме-интернате для умствен­но отсталых детей

Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от

6 апреля 1979 г. №35.

8. Положение о детском доме-интернате для детей с физическими

недостатками Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом

МСО РСФСР от 5 ноября 1980 г. №122.

9. Программа обучения и воспитания детей дошколь­ного возраста с

выраженной умственной отсталостью. — М., 1993, 68 с. (ЦИЭТИН). »

10. Сборник программ трудового обучения глубоко ум­ственно отсталых детей в

домах-интернатах. — М., 1985, 36 с. (ЦИЭТИН).

11. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М.,

1994, 78 с. (Институт социальной работы' ассоциации работников социальных

служб).

12. Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы

милосердия Российского Крас­ного Креста в вопросах социальной защиты

малообеспечен­ных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.

[1] "Временное положение об отделении

социальной по­мощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Ут­верждено

постановлением Госкомтруда СССР и Секретари­ата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г.

№28/3-43.

[2] Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987

г. №81 "Об утверждении Положения о территориальном центре со­циального

обслуживания пенсионеров, Положения об отде­лении социальной помощи на дому

одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам и штатов центров социаль­ного

обслуживания пенсионеров (без стационаров)".

[3] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от

04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной

социальной помощи".

Приказ Министерства социальной защиты населе­ния Российской Федерации от

20.07.1993 г. №137 "Об утвер­ждении Примерного положения о Центре социального

об­служивания".

Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений

специализированной помощи на дому".

[4] Указ Президента Российской Федерации от

26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в

1992 году".

[5] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от

04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной

социальной помощи".

[6] Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь

А.Я. Орга­низационно-методические аспекты деятельности социально­го работника.

В кн.; Социальная работа в учреждениях здра­воохранения. — М., 1992,

(Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих

ценно­стей).

[7] Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от

04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территори­альной службе срочной

социальной помощи".



(C) 2009