Научная Петербургская Академия

Статья: Улыбка на здоровье !

Статья: Улыбка на здоровье !

УЛЫБКА НА ЗДОРОВЬЕ

Чувство юмора - очень хорошая черта характе­ра,

которую каждому родителю хотелось бы видеть

в своем ребенке. Но взрослые и дети часто

по-разному пони­мают шутки и юмор.

Как быть?

Мы все знаем, что жизнерадост­ным и веселым людям живется на свете лучше, чем

пессимис­там, которые во всем видят только дурное. Когда наши друзья

возвраща­ются из-за границы, многие из них обязательно рассказывают:

"Пред­ставьте себе - там все улыбаются!" Наверное, эта черта присуща

счаст­ливым, уверенным в себе и в своем завтрашнем дне людям. А мы не все­гда

счастливы - слишком много за­бот. Не всегда уверены в себе, а что уж говорить

о будущем...

Наверное, пройдет немало лет, прежде чем мы тоже начнем жить с улыбкой.

Впрочем, если нам не удастся, хорошо, если бы наши дети научились быть

оптимистами.

НЕТ ПРИЧИНЫ ВЕСЕЛИТЬСЯ?

"С какой стати нам веселиться, когда сплошные неприятности? - можно частенько

слышать от знакомых. - Была бы жизнь дру­гая, тогда конечно..." Подчас люди

даже не представляют, насколько уныние усугубляет ситуацию. Ведь у невеселого

человека нет сил на борьбу с неприятностями, многие из которых не столь уж

велики, как их рисует его воображение. Бо­лее того, в унылой домашней

атмо­сфере пышным цветом расцветают и болезни, и агрессия, и страхи, и

за­висть, и многое-многое другое, что по-настоящему портит жизнь.

Бывает, что в семьях, где ребенок растет болезненным или обладает тя­желым

характером, родители даже не пытаются поддерживать дух опти­мизма. Хотя

именно такая ат­мосфера - самая "здоровая" среда, в которой все могут черпать

и силы, и энергию. Недаром жизнерадостные люди выходят из самых сложных

ситуаций, поднимают на ноги, каза­лось бы, безнадежно больных детей. Даже

закоренелые маленькие мелан­холики, попав в веселую, доброжела­тельную

компанию, быстро "расцвета­ют" и становятся общительнее. Да и с детскими

страхами, капризами и уп­рямством гораздо легче справиться не увещеваниями, а

в процессе веселой игры. Смеясь, мы легко расстаемся не только со своим

прошлым, но и с тем отрицательным грузом, который в этом прошлом накопился.

"С нашими детьми не очень-то по­смеешься. Они совершенно не воспри­нимают

шуток в свой адрес", - могут возразить некоторые родители. Такие слова чаще

всего приходится слышать от людей, которые сами весьма обид­чивы. Окружающим

приходится в бе­седе с ними с осторожностью выби­рать слова, а уж о шутках в

их адрес и помыслить нельзя! Но почему-то от де­тей такие взрослые требуют

самокри­тичности и готовности возвыситься над своими недостатками. Для

закомп­лексованных детей эта задача почти непосильная, ведь они страшно

боят­ся потерять свой авторитет в глазах окружающих. Впрочем, неудивитель­но,

что взрослые нередко требуют от детей того, чего недостает им самим...

ЧУВСТВО ЮМОРА У КАЖДОГО СВОЕ

Чувство юмора формируется у детей довольно поздно. Как и эстетический вкус,

грамотность или аккуратность, его обязательно нужно развивать. Вы наверняка

обращали внимание на то, что так называемые детские анекдоты родителям обычно

кажутся глупыми. А взрослые шутки в свою очередь вызы­вают недоумение у

детей. Это вполне естественно и легко объясняется воз­растными особенностями,

различным жизненным опытом и еще многими параметрами, от которых во многом

зависят наше мышление и эмоции. Возможно, поэтому родителям и детям не так уж

легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходи­мо, иначе

общение превращается в че­реду нудных нотаций или "дежур­ных" фраз.

ВЫДУМЫВАЙТЕ ВМЕСТЕ. Все дети лю­бят фантазировать, и воображение может

увести их очень далеко. Если вы пробуете включиться в этот творчес­ких процесс,

гуляя с малышом на ули­це или коротая долгие часы в дороге, вы найдете над чем

посмеяться.

ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ, сюжет кото­рых обязательно заставит вас

улыб­нуться. А если вы постараетесь чуточ­ку' "актерски" прочитать несколько

ин­тересных глав, ребенок обязательно будет смеяться над героями, которые ему

давно знакомы, - Винни-Пухом и Пятачком, друзьями из Простоквашино, Малышом и

Карлсоном.

ОТКАЖИТЕСЬ ОТ ПРИ­КАЗНОГО ТОНА в общении с ребенком. В тот

момент, когда вы уже готовы прикрикнуть на него, постарайтесь с юмо­ром

посмотреть на ситуацию. Он не любит убирать игрушки - "нарисуйте" словами

смеш­ную картину на тему: что бу­дет твориться у вас дома, если вы перестанете

мыть посуду, папа будет отказываться чи­нить сломавшиеся вещи, а ба­бушка -

поливать цветы и гу­лять с собакой.

НАД ЧЕМ ЛУЧШЕ НЕ СМЕЯТЬСЯ

НАД НЕДОСТАТКАМИ. Конечно, самокритика нико­му не повредит, но

специаль­но приучать ребенка смеяться над собой нет необходимос­ти. Гораздо

полезнее поболь­ше хвалить, чтобы повысить его самооценку. Только при­обретя

уверенность в себе, по­степенно он сам "дозреет" до того, чтобы посмеяться над

своими промахами. Дети, как правило, пре­красно знают свои "больные мозоли" и

очень не любят, когда на них насту­пают взрослые.

Возьмем простой пример: ребенок страшно застенчив и при встрече с

не­знакомыми людьми совершенно теря­ется. Возможно, он при этом

действи­тельно имеет жалкий вид, но, посуди­те сами, какой смысл над этим

смеять­ся? Малыш и так переживает из-за сво­ей робости, а окружающие часто не

прочь (даже не со зла) подлить масла в огонь. Чувствовать себя в центре

вни­мания, да еще в качестве объекта для шуток ему совсем не сладко. Такому

ребенку сперва нужно помочь изба­виться от застенчивости, и только по­том,

когда он станет взрослее, общи­тельнее, можно и подтрунить над его былым

недостатком. Но, опять же, не "просто так", а с целью возвысить ре­бенка в

собственных глазах, подчерк­нуть, как важно то, что ему удалось-та­ки себя

преодолеть.

НАД ВНЕШНОСТЬЮ. Неудачная шутка по поводу внешности может ра­нить малыша

настолько сильно, что он запомнит обиду на всю жизнь. Осо­бенно опасно шутить

над тем, что не­возможно или очень трудно изменить. Прическа или одежда - вещи

поправи­мые, а вот с курносым носом, обилием веснушек, ярко рыжими волосами или

оттопыренными ушами придется жить. Посмеиваясь над этими незначи­тельными

недостатками, можно поро­дить у ребенка массу трудно искореня­емых комплексов.

Родителям стоит знать, что дети, над которыми смеются дома, не упус­тят

случая "взять реванш" и отыграть­ся на ком-то более слабом. Например, на

младшем брате или сестре, на более слабом товарище, девочке-заике из

детсадовской группы.

НАД ВСЕМ НА СВЕТЕ. Встречаются семьи, где в разговорах родителей с детьми

постоянно звучат иронические нотки. Причем не обязательно обид­ные. Просто так

принято, так заведено в кругу, к которому принадлежат эти люди. Свой стиль

общения взрослые не стараются изменить и в разговорах с детьми, позабыв о том,

что ирония - сложная вещь, до конца не понятная им. И вот ребенок, который,

естествен­но, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что

ни о чем на свете дома не говорят всерьез. Он учится вести себя точно так же,

но более нелепым, "неуклюжим" образом: дурачится, ерничает, постоянно что-то

демонстрирует другим.

В результате взрослых это начинает раздражать, в коллективе ребенок

ужи­вается с трудом, друзьям не нравится терпеть его обидные шуточки и

прозвища, а родители тщет­но ищут причину такого пове­дения.

УЧИТЕСЬ РАДОВАТЬСЯ

Развивать у ребенка чувство юмора, безусловно, важно. Но, пока малыш еще

очень силь­но привязан к родителям - в дошкольном и младшем школьном

возрасте, гораздо важнее другое: не подавить его природную жизнерадост­ность,

которая присуща каж­дому человеку с рождения. Ре­бенок любопытен и с

радос­тью делает каждый день свои маленькие открытия. Даже когда он надоедает

вам беско­нечными "почему?" и "как?", следите за своим выражением лица и

тоном разговора.

Чем труднее, чем болезнен­нее ребенок, тем больше в квартире должно звучать

сме­ха и веселых голосов, шуток и песен. Есть замечательная книга "Полианна"

американ­ской писательницы Э.Портер, в которой рассказывается о маленькой

девочке, умевшей даже в самом непри­ятном событии находить какие-то хо­рошие

стороны. А что, если попробо­вать? Впрочем, и у нас есть мудрая по­говорка:

"Что Бог ни делает, все к луч­шему". Разве вы не замечали, насколь­ко она

правдива?

Старайтесь подмечать доброе, за­бавное в самых, казалось бы, обыден­ных

событиях, учите ребенка радо­ваться мелочам - и вы будете изумле­ны тем, как

быстро ваша жизнь изме­нится к лучшему.

Татьяна Шишова

КАК ОТНОСИТЬСЯ К "ЧЕРНОМУ ЮМОРУ"?

Иногда родители счи­тают своих детей жес­токими, потому что те смеются в

самых, ка­залось бы, неподхо­дящих случаях. К при­меру, персонаж мультфильма

упал с табуретки и набил се­бе шишку или рас­плющился "в лепеш­ку". В

действительно­сти смех в таких ситу­ациях - не проявле­ние жестокости. Де­тей

смешит неожи­данность ситуаций.

"Плоский" юмор все­гда понятнее, чем бо­лее тонкий, интеллек­туальный.

Отличать одно от другого дети со временем научат­ся, если вы им в этом

поможете. В так назы­ваемых "комедиях по­ложений" (а к ним от­носятся и

фильмы Чарли Чаплина) про­исходит примерно то же самое. Гораздо опаснее, если

чья-то неловкость в реаль­ной жизни, которая привела к падению и

действительной боли, не вызовет сострада­ния, а лишь рассме­шит ребенка.

Не стоит поощрять увлечение детей "чер­ным юмором". Задача взрослых- научить

их отличать просто смешное от смешного с привкусом садизма.



(C) 2009