Статья: Общая психология
19Б. Классические МЕТОДЫ исследования памяти. 1-5
1.ЗАУЧИВАНИЕ –он позволяет изучать скорость и особенности формирования
ассоциативных связей между элементами в процессе заучивания. Процедура: дают
ряд бесспеленных слогов, последовательно их зачитывают, если он делает
ошибку, зачитывают снова и т.д. до тех пор пока он не выучит весь ряд до
определенного критерия (либо 1 правильное воспроизведение, либо 2 подряд)
y – кол-во заученного материала
х – номер предъявления
1 и 2 Эбингауз
2. Антиципации – позволяет более детально изучать процесс образования
ос.связей между каждыми конкретными элементами.
Процедура: 1 или небольшое количество раз предъявляют ряд слогов, после
окончания предъявления испытуемый только производит этот ряд в том порядке.
· Называет 1 слог,2,3 – забыл –подсказывают и так весь ряд с помощью
эксперементатора
· Опять начинают воспроизводить с подсказками и так до тех пор, пока
он не сможет правильно 1 или 2 раза подряд.
3.Парных ассоциаций (Калкинс)
Элементы материала располагаются попарно, как в словаре ex.англо-русский, 1
элемент пары – стимул, 2 – ответ.
Испытуемый должен запомнить пары так, чтобы при предъявлении 1 назвать 2.
· Предъявляются вначале 1 или несколько пар
Этот метод можно применять в сочетании с методом антиципации – если
испытуемый ошибается, ему говорят правильный ответ
В другом случае даже после правильного ответа называют правильный, тем самым
подкрепляя его
4.Узнавания
элементы располагаются в порядке, который испытуемый не может предугадать.
Заучиваемые слоги смешивают с другими слогами, прилагательные с
др.прилагательными, рисунки с др.рисунками и т.д.
Задача – просмотреть всю совокупность элементов и идентифицировать те,
которые следует заучить.
Ex. Ряд из 10 стимулов – вначале заучивают, смешивают с новыми стимулами,
можно также применить методику множественных выборов: материал делят на 10
групп, в каждой группе: 1 правильный S и 3 новых, среди 4 S нужно выбрать
знакомый.
Вывод: узнавание пр.S становится труднее, если увеличить количество новых S
или возрастает степень сходства между пр.и нов.S.
Испытуемый может случайно выбрать пр.S, вероятность этого тем
больше, чем меньше число новых S.
Ex. Если 10 пр.S смешать с 10 нов.S., то вероятность 50%, если 10м 30S – 25%.
Еще одна вероятность случайности: тем больше, чем больше число ошибочных
узнаваний.
Ex: 10 пр.S смешаны с 30 нов.S
· Испыт.А узнает правильно 3S и у него нет ошибок
· Испыт.В ----«----3S и 5 нов. S
· Больший вес имеет узнавание А, без ошибок, чем В.
Формула Портмана – учел 2 этих поправки
М
Rс= В - — ; Rc – показатель окончательного узнавания
n - 1
В – число правильных узнаваний
N – общее число предъявлений
5. Сбережения – позволяет узнать процессы сохранения или разрушения
ассоц.связей.
Процедура: 2 части
1. первоначальное заучивание
2. повторное -----«------
1. испыт.дают ряд слогов ex. Методом заучивания
2. повторное происходит через какое-то время того же самого материала,
тем же самым методом.
По результатам вычисляется коэффициент относительного сбережения
К кол-во, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2
Расчет: К=
K1
10 проб – 10 проб
Ex. K= Х 100%
10 проб
10 - 15
K = Х 100% = 50%
10
25В. Влияние сходства и различия материала на запоминание. Эффект Ресторф.
1.Определен объем памяти (кратковременной) Он варьируется в зависимости от
материала
Средний объем: в 7 элементов – беспам. слои: 8-9 односложные слова
Если число элементов превышает объем кратковременной памяти, то результат
ухудшается
2.Эффект края
лучше запоминаются эл.ряда по краям и хуже в середине
ex. Предъявляли 10 3х значных чисел методом антиципации
% 100
правильных 17
антиципаций 5
антиципация – ряд слогов
1 подсказывают до тех пор,
воспроизведение пока не воспроизведет
порядк.N 3х числ. правильно
весь ряд
7.Влияние осмысленности материала на запоминание
1ex: 36 бессмысленных слогов для заучивания
в целом было необходимо 55 повторений
2ex: заучивали стих Шиллера – 36 слов – понадобилось 6-7 повторений
23В.Проблема распределений упражнений. Закон Йоста
Йост предлагал
заучивать ряд из 12 слогов в разных условиях
Условия:
1. 3 дня по 8 повторений – А
2. 6 дней по 4 повторения – Б
3. 12 дней по 2 повторения – В
4. ex. Как готовится к экзамену в течение семестра или перед
через сутки просили повторить эти 12 слогов
испытуемый | А | Б | В | в % |
1 | 18 | 39 | 53 |
2 | 7 | 31 | 55 |
Лучше понемногу каждый день учиться
24В. Кривая забывания Эбнигауза и ее модификация (Пьерон)
Эбнигауз получил этот закон на самом себе
Когда мы заучили материал, что у нас оставалось по прошествии времени?
· Он использовал 8 рядов из 13 бессмысленных слогов
· Вначале методом заучивания, заучивал 1, потом 2 и т.д.
· Через разные промежутки времени он повторно заучивал (через час) и
вычислял коэффициент относительного сбережения
К 100%
классическ. кривая
забывания Один раз заучил – отметил точку, через день - еще и
т.д.
Он строил ее в течение 144 часов (между 1 и 2)
в. между 1 и 2 заучив.
через 144 ч.в памяти остается очень мало, около 20 %
Основное забывание происходит в течение 1 дня, самое активное в течение 1 часа
Когда мы не вкладываем смысла, запоминаем механически получаются такие
результаты.
Пьерон критиковал
Закон получился таким только потому, что материал был организован
специфическим образом, если организовать по-другому – результаты будут
другими
Он говорит, что Эбингауз наверняка помнит лучше крайние ряды
Он предлагал запомнить 1 ряд из 50 цифр, в порядке предъявления
Он использовал метод сбережения
К 100%
Он просил заучить через 7, 14, 28, 60 и 120 дней
Первые 7 дней испытуемый помнит материал 100%
7 14 28 60 20 t между 1 и 2
Вывод: результаты механического заучивания зависят от организации материала
К1 кол-во проб, которое необходимо для заучивания в 1 раз – К2
Расчет: К=
X 100%
K1
26В. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы и результаты
их исследования
Ретроактивная интерференция – ухудшение сохранения материала А, вызываемое
заучиванием др.материала Б, материал Б заучивают в период между заучиванием
материала А и его сохранением.
Экспериментальная группа | Заучивание мат А. | Заучивание мат Б. | Воспроизведение и повторное заучивание А |
Контрольная группа | Заучивание мат А. | Период отдыха | Воспроизведение и повторное заучивание А |
Абсолютная РИ= разница между воспроизведением контрольной и экспериментальной
групп.
воспр. воспр.
контр.групп экспер.гр.
Относительная РИ = х 100%
воспр. контр.групп
РИ – результат соотношения многих переменных. Основные переменные,
относящиеся к:
А) сходству между 2 заданиями
Б) соответствующей степени научения
В) объему заучивания материала
Исследователи сравнивали результаты изменения сохранения в 2х ситуациях:
1-естественный сон
2-бодрствование с выполнением повседневной работы
ex. Двое испытуемых М и М2 не знают цели исследования, заучивают ряды из 10
бес.слогов до первого безошибочного воспроизведения.
Через 1,2,4 или 8 часов (или спали или бодрствовали) определяли сохранение.
Порядок чередования интервалов случайный.
Ночью заучивали между 23-30 и 1ч.ночи
Днем между 8 и 10ч.
Исключение: 1 раз между 14 и 16ч.
Н ----- М Каждый испыт.исследовался 8 раз, при каждом из 8 условий 3
особенности кривых: 1) и при сне и при бодрствовании
регистрируется спад сохранения, но гораздо лучше после сна
2) первоначальное резкое
ухудшение между 1 и 2 бодрствование часом сильнее выражено в период
бодрствования
3) при бодрствовании 2-8 часов продолжается
it ухудшение, после сна почти неизменно
Сон способствует улучшению памяти, в виду отсутствия деятельности
Реминисценция – более точное и полное воспроизведение спустя некоторое время
после заучивания того, что при непосредственном восприятии было как бы
недоступно.
Беллард:испыт.заучивали разный материал (стихи) за время, недостаточное для
полного усвоения
· Первое воспроизведение сразу после заучивания
·
Второе через 24ч.до 7 дней
Кол-в А Дети 12 лет; 3 вида
материала: а –стихи, в-стихи, с
воспр. В
-вербальн.бессмысл.материал
ответов =% С видно, что
воспроизведение становится максмимальным через 2-3 дня
Беллард вывод: реминисценция – процесс противоположный забыванию, способный
оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на память.
23Б. Иконическая память. Эксперименты Cперминга
Он впервые описал сенсорные регистры на материале обработки зрит.информации
Иконическая память – с.р зрит.модальность
Испыт.говорят, что они субъективно овладели большей информации, чем могут
воспроизвести
Методика частичного отчета
1ex. Сравнивая кол-во воспринимаемой информации по методики полного и
частичного отчета.
Методика полного от.- испыт.предъявляют № кол-во элементов (букв), нужно
воспроизвести, что запомнил.
... матрица; результат 7 I 2
... . буква
...
М. Частичного от. – нужно воспроизвести не всю инф., а ее часть, которая
указывается с помощью постстимульной инструкции (звуковой тон разной высоты,
после каждой буквы подается сигнал высокий, низкий, средний); ex. – нужно
воспроизвести только низкие 1 ряд
Или зрительная метка, сразу после предъявления на экране появляется метка,
....
....
....
нужно только эту букву
· Если испытуемый смог по звуку воспроизвести весь ряд, значит он
может воспроизвести все и наоборот
Линдсей Норман Результаты постстимульной и:
· С меткой из 12 случаев правильно
· По тому из 12 –и
Какое-то время инф.сохраняется вся целиком в виде сенсорного отпечатка
(зрительной картинки), затем она уходит
Вывод:
1. объем памяти (сенсорный регистр) не поддается измерению
2. форма зрительная
3. сколько хранится этот след?
II ex. – варьировался t интервал между окончанием предъявления и моментом
предъявления постстимульной инструкции.
%
Воспр.букв
100 в течение 100 милли сек.инф.
сохраняется полностью
50 50% - в районе 500 мил.сек
время хранения не более 500 мл.сек
100 200 300 400 500
та инф., на которую мы успели обратить внимание попадает в кратковременную
память
28В.
Эхоическая память Эффект модальности. Эффект приставки
Морей использовал частичный отчет
I ex. Перед испыт. было 4 репродуктора, из которых одновременно звучал набор
из 4 цифр.
Перед испытуемым установка с 4 лампочками, одна из них зажигалась, т.о. нужно
было воспроизвести инф.того репродуктора, чья лампочка зажигалась.
Результаты: какое-то время в памяти сохраняется акустическ.инф. в виде
слухового образа, время хранения ~2сек.
Э.м. – различие во времени хранения
Э.п. и И.п. (можно показать на ex.свободного припоминания)
слух если слова предъявлять на слух, то рез-ты ex. будут
зрение выше
если зрительно – меньше
чем выше скорость предъявления, тем различия становятся более ясными
особенности процессов забывания в Э.п. и И.п.
· в Ик.п – инф.изучает после того, как предъявляется новая (стирание)
· в Эх.память – интерференция следов, т.е. новая инф.не стирает
предыдущую, а лишь ослабляет старые следы
Специфика забывания в Эх.п описывается с помощью эф.приставки
Ex. испыт.на слух дают ряд (8) цифр последовательно, их нужно отдать в том же
порядке
% с приставкой II вариант: 9 цифр, последняя
всегда известна, это «0», ее воспроизводить не нужно
Результат: с «0» - следы становятся менее прочными и отчетливыми
без
№ цифры
29В. Кратковременная память
Особенности К.П.
1)Объем: 7 I 2 единицы (буквы, слоги, слова)
Единицы между дробными или крупными.
Процесс укрупнения ед. – структурирование
2)Время хранения:
20-30сек – время хр.без повторения
ex. Петерсонов
· испыт.дают 3 буквы или 3 слова (зачитывают), просят воспроизвести
через разное время
· просит считать обратно ex. Семерками
· теперь воспроизведите все, что запомнили
через 18 сек. 20% испытуемых смогли воспроизвести правильно
%
правильн.
воспроизв.
3 6 9 12 15 18 t (cei)
3) Форма хранения
Инф.в К.П. хранится в акустической форме
Для человека важен сигнал воспринимаемой инф., которая представлена в речи, с
этим связано перекодирование информации в акустическую
30В.
Сканирование памяти и зрительная К.П. ex. Стернберга
Стернберг пытался выяснить каким образом происходит извлечение инф.из КП:
воспринимается она целиком, сканируется или считывается?
· Испыт. зрительно давали ряды цифр от 1 до 5
· Последняя цифра всегда было тестовой
· Была ли последняя тестовая цифра ранее в предъявляемой
последовательности
· Если была, нажать на ключ правой рукой, если нет, левой рукой.
Гипотезы:
1.если опознание цифры происходит в результате параллельной обработки инф.,
то время реакции опознания не будет зависеть от длины предъявляемого ряда
ВР независимо от того, сколько цифр в
ряду, время реакции должно быть одно и то же
1 2 3 4 5 длина ряда
3. ---«---- последовательно, то ВД будет зависеть от длины ряда
результаты свидетельствуют в пользу второй реакции
независимо от того, была текстовая цифра или нет, результаты одинаковы
31B.
Ex. Познера по сравнению букв
Инф.в кратковременной памяти может сохраняться и в зрительной форме тоже
Ex. 1 часть – испыт.предлагают сравнить разные юуквы
1)Полное совпадение АА – по начертанию и названию
2)Совпадение названий Аа – только по названию
3)Отрицательная проба АБ – ни так, ни так
· как только он принимает решение, он должен нажать на ключ
· измеряют время формирования ответа
· время реакции
Время реакции:
В 1) на 100 милли сек. меньше, чем в 02 и 3, потому что в 1) идет сравнение
только по зрительному подобию
2 часть
Испыт.дают 1) и 2) через определенный интервал времени (1 или 2 сек)
· первая буква должна попасть в К.П., изменится ее форма
хранения или нет?
· если изменится, то различия между временем реакции в 1) и 2) не
будет
· если не изменится, то в1) будет меньше
Вывод: хотя бы какое-то короткое время инф. в К.П. сохраняется в зрительной
форме
32B 17.
Ex.на свободное припоминание. Позиционные эффекты и их объяснение.
В ex.испыт.дают большой список слов, намного превышающий объем К.П. (15-
30слов), через интервал в 1сек. сразу просят воспроизвести слова
% 2 сек.
Результат:
Д.П
К.П
Воспр.слов Эффект начала и
эффект конца, лучше всего
запоминаются начало и конец
посл.5слов
IV слова обратный счет тройками
Э.начала возникает, потому что первые слова наход.в более трудном положении
для запоминания (испыт.может большее кол-во раз повторить эти слова)
Э.начала связан с Э.А.П.
Э.конца – они еще пока находятся в К.П. и мы успеваем их извлечь пока они еще
там находятся
Если увеличить интервал предъявления
· испыт.может дольше повторять слова и перевести их в Д.П. (2сек) –
первые элементы лучше запоминаются
· если с информацией, находящейся в К.П. ничего не делать, она забывается
· после запоминания слов испыт.предлагают напр.вести обратный счет
тройками – Э.конца изучает
25Б. Структура Д.П. ex. Брауна и М.Нейка. Макроструктура памяти
Знания об окружающем мире о том, как что-то можно сделать
Семантическая – знания об окруж.мире представлены в знаковой форме, они никак
не связаны с конкретным событием в жизни человека (учебные знания, словарь)
Эпизодическая – знания о конкретных событиях, которые происходят в жизни
человека в конкретном месте и в конкр.время (есть некоторое представление о
том, что было когда-то и где-то) – память духа (Бержар)
Автобиографическая – часть эпизодической (окончание школы, свадьба)
Семантическая п. Устройство – это организованное образование (сети)
Семантические сети – в каком виде сохраняется наш словарный запас, как
запоминаются акустические образы слов вместе с их значением
·
отдельные
образы слов вместе с их значением вступают в определенные связи с др.образами
слов и их значениями
узлы
связи
Связи между элементами словаря могут быть ассоциативные, смысловые,
структурные и т.д.
Ex: испыт.предлагают различные определения значений слов, они должны назвать
это слово (ex. решение кроссворда)
3 типа реакции:
1) слово сразу же называется
2) уверенно говорит – не знал и не знаю
3) слово вертится на языке
3.Он может сказать сколько в слове слогов, где ударение, может назвать слова,
которые не подходят, но связаны по смыслу, т.е. он знает очень много инф.об
этом слове, но не может вспомнить. Активируются многочисл.связи, с которыми
связано слово, но оно не вспоминается.
Определение и виды в
Добрынин
В – направленность и сосредоточенность псих.деятельности на объекте
Направленность – выбор объекта деятельности
Сосредоточенность – степень углубленности субъекта в выполняемую деят-сть
В – связано с внутр.активностью человека
Внутр.активность – критерий различений
Источники внутр.акт.могут быть разными и степень активности тоже м.б.разной
Классификация видов внимания:
(по источникам и степени внутр.акт.)
Источники внутр.активности появляются в опред.порядке очередности в
антогенезе. Это уровневая классификация
1.вынужденное в. – наименее активная форма в. причины обращения внимания на
объекты – свойства самих объектов
Свойства:
1) Интенсивность раздражения
2) Экстенсивность ---«--- (объект занимает большие участки поля зрения)
3) Движение объекта (в движении привлекает внимание)
4) Прерывистость действия раздражителя (будильник звонит прерывисто:ex)
Общее свойство – наличие контраста
2.Аффективное в. – привлекается раздражителями, соответствующим н.эмоц.
состояниям и потребностям. Этот вид более актиный нежели 1.
3.Внимание – привычка – является результатом воспитания человеком привычки
обращать в. на те или иные объекты (смотреть на светофор)
Все эти виды в. обладают общей хар-кой – непроизвольностью, в. обращается без
участия воли человека
4.волевое вним. – источник активности человека
в в. связано с выполнением непривлекательных действий
5.послепроизвольное в. – находится между волевым и непроизвольным в. по
происхождению – в.в
по след.хар-кам – непроизвольное
(ex: подготовка к экзамену – требуется усилие воли, но в ходе работы
появляется дополнительная мотивация и предмет, который был непривлекат.,
становится привлекательнее.
29Б. Внимание – как функция умственного контроля (Гальперин)
Общая проблема в.: есть внимание как некая самостоятельная ψf или это
сторона любого ψ процесса.
Внимание не является самостоятельной ψf – т.з. многих исследователей,
потому что в. не имеет собственного продукта (Гальперин не согласен)
Вундт – продукт в. – повышение ясности и отчетливости
Гальперин продукт в. – контроль за выполняемой деятельностью (умственный и
сокрашенный )
В – умственный и сокращенный контроль за выполняемой деят-стью.
Для успешного выполнения деятельности нужно ее контролировать.
Не всякий контроль есть внимание, не всякое внимание есть контроль.
Контроль, который не явл-ся вниманием – контроль за действием, которое
выполняется во внешнем плане; контроль развернутый ( пошаговый )
Внешний развернутый контроль – это контроль, который сам со себе требует в.
Любое внутреннее умственное действие это всегда интерифицированное внешнее
действие.
Все виды умственной деятельности формируются прижизненно в результате
интерифициации деятельности, выполняемой во внешней деятельности.
В.формируется вместе с этими умственными действиями, в виде контроля за
выполнением этих действий.
Ценность этой теории – она практична.
Ex. В школе невнимательным детям давали писать диктанты, а затем просили
осуществить проверку в соответствии с опред-ым алгоритмом.
Результат – у детей удалось сформировать грамотное письмо, они уже не
проверяли в такой развернутой форме, а писали правильно.