Научная Петербургская Академия

Реферат: Жизненный путь и концепция Юнга

Реферат: Жизненный путь и концепция Юнга

Академия славянской культуры

РЕФЕРАТ

«Жизненный путь и концепция К.Юнга»

Факультет: психология

Предмет: История психологии

Отделение: заочное

Студент: Милованов Д.В.

Москва

1999 г.

С разрывом в тридцать лет книга Юнга "Воспоминания, сновиде­ния, размышления"

переведена в нашей стране. Но, может быть, выход в России в середине 90-х

годов этого замечательного произведения Юнга, его настоящей лебединой песни,

вполне своевременно. Дело в том, что именно в последние два десятилетия

интерес к творчеству и личности Юнга в нашей стране постоянно возрастает. В

творчестве швейцарского психолога удачно сошлись четыре самые современные

направления мысли — психоанализ, культурология, гуманитарный подход,

эзотерическое умонастроение.

Среди произведений К. Юнга книга "Воспоминания, сновидения, размышления"

особая, недаром сам автор просил, чтобы она не вклю­чалась в собрание его

сочинений. Поскольку эта книга является автобиографической и в какой-то мере

исповедальной, а также подводящей жизненные итоги и поскольку личность автора

весьма нестан­дартна, в некотором смысле одиозна. Юнг понимал, что читающая

публика может его не понять, отнестись к его искренним мыслям и

воспоминаниям, по меньшей мере, с подозрением. И действительно, становится не

по себе, когда читаешь, например, в самом конце книги такие строчки.

"Ребенком я чувствовал себя одиноко, и я одинок до сих пор, поскольку я знаю,

и я должен объяснять и напоминать лю­дям то, что они не знают и, в

большинстве случаев, не хотят знать... С некоторыми людьми я был очень

близок, по крайней мере до тех пор. пока они были как-то связаны с моим

внутренним миром; но затем могло случиться так, что я вдруг отстранялся,

потому что не остава­лось ничего, что могло меня с ними связывать. До меня с

трудом доходило, что люди продолжают существовать — даже когда им уже нечего

сказать мне... Я мог увлекаться многими людьми, но стоило мне проникнуть в их

суть, волшебство исчезало. И я нажил себе множество врагов. Но всякий

человек, если он человек творческий, не принадлежит себе. Он не свободен. Он

— пленник, влекомый демо­ном" [89, с. 351 ]. В этом исповедальном тексте

нетрудно узнать традицию Сократа, доведенную до предела, до крайности

романтической эпо­хой мысли: подобно великому греку, Юнг говорит обществу и

толпе крайне неприятные вещи и одновременно понимает, как чудовищно он сам

может выглядеть в свете обыденной общественной морали.

Но значительно интереснее книга Юнга тем, что с ее помощью мы можем впервые

лучше понять личность великого психолога и даже проникнуть в лабораторию его

мышления. В этом смысле это произведение Юнга можно сравнить только с

замечательной книгой Н. Бердяева "Самопознание". В обоих случаях особенности

личности проливают свет на идеи и творчество авторов, а последние, то есть

идеи и творчество, позволяют лучше понять личность.

Читая книгу Юнга, нельзя отделаться от ощущения некоторой противоречивости.

Противоречивых ощущений по меньшей мере два. С одной стороны, Юнг уже во

введения (прологе) заявляет, что он создает всего лишь "личный миф" своей

жизни- "Я могу, — пишет он, — делать только это — утверждать нечто,

"рассказывать сказ­ки". Правда это, или нет, - не важно. Важно лишь —что это

моя сказка, моя правда" [там же, с. 16]. Объясняя, почему он в конце кондов

порвал с 3. Фрейдом, Юнг пишет, что научная истина в его разумении — это

"гипотеза, которая довлеет к сегодняшнему дню и которая не предполагает

оставаться неизменной на все времена" [там же, с. 156]. Таким образом, кажется,

что знание для Юнга — это все­го лишь удобный миф или правдоподобная гипотеза,

причем ориен­тированные предельно субъективно и условно. Юнг. например, часто

прибегает к рассуждению, построенному но следующей схеме: "Я утверждаю нечто,

скажем. А: доказать это невозможно, но, кстати, невозможно доказать и

противное, то есть, что А не существует". "Конеч­но, — пишет в одной из глав

своей книги Юнг, — можно с самого начала объявить, что мифы и сны, связанные с

тем, кто происходит - смерти, не что иное, как компенсационные фантазии,

заложенные в самой природе: всякая жизнь желает вечности. Я могу возразить лишь

одно — и это тоже миф" [там же, с. 300].

Но, с другой стороны, Юнг постоянно говорит о реальности, при­давая ей черты

почти метафизические. Такой метафизической реаль­ностью для него является Бог,

бессознательное, архетипы. Смысл того, отмечает Юнг, что мы "обозначаем словом

Бог, не может быть ни опровергнут, ни доказан. Однако мы убеждены, что ощущаем

нечто объективное и в то же время потустороннее, и это наше ощущение

соответствует действительности" [107, с. 330—331 ]. А чуть выше Юнг

говорит: то, что обычный человек называет именем "Бог", наука обо­значает

"термином" бессознательное [там же, с. ЗЗО]. "Оба понятия (Бог и

бессознательное), — пишет Юнг, — являются пограничны­ми для трансцендентальных

содержаний. Но эмпирически можно с достаточной степенью вероятности установить,

что в бессознательном присутствует архетип целостности, спонтанно проявляющийся

в снах и т. д., а также не зависящая от сознательной воли тенденция соотно­сить

с этим центром остальные архетипы" [там же, с. 372].

Итак, или знание (и психологическое в том числе) — это всего лишь

субъективная юнгеанская метафора и интерпретация, или, на­против, — это

метафизическое утверждение о действительности, покоящееся на твердых научных

основаниях? Именно к последней аль­тернативе можно отнести следующее

интересное высказывание Юнга:

"Я стремился создать в психологии универсальную энергетическую теорию, такую,

каковая существует в естественных науках" [там же, с. 208]. Но как в этом

случае можно понять вторую часть другого утверждения Юнга: "Аналитическая

психология в сущности отно­сится к естественным наукам, хотя как никакая

другая наука зависит от субъективных предпосылок исследователя" [там же, с.

208]. Та­ким образом, налицо дилемма — миф или наука, метафора или

есте­ственнонаучное знание?

Второе противоречие возникает, когда пытаешься понять, как Юнг истолковывает

и расшифровывает многочисленные сновидения и другие проявления

бессознательного, например фантазии или мис­тические видения. С одной

стороны, Юнг утверждает, что все эти проявления бессознательного представляют

собой реальный опыт и поэтому могут быть описаны объективно и строго научно.

С дру­гой — нельзя отделаться от ощущения предельной субъективности и

произвольности этих описаний и истолкований. К анализу обоих этих ощущений мы

еще вернемся.

Приступая к осмыслению юнгианских представлений, прежде все­го заметим, что в

личности Юнга вполне органично уживались по меньшей мере три разных персоны:

обычная личность (сам Юнг называет ее "номер 1"), религиозная и мистическая

личность ("но­мер 2") и весьма профессиональная и гуманитарно

ориентирован­ная личность психиатра и психотерапевта. Естественно, в

пояснении нуждается прежде всего вторая персона. Осознавая ее черты, Юнг

пишет следующее: "Но существовал и другой мир, и он был как храм, где каждый

забывал себя, с удивлением и восторгом постигая совершенство Божьего

творения. В этом мире жил мой "Другой", ко­торый знал Бога в себе, он знал

его как тайну, хотя это была не только его тайна... "Другой", "номер 2" —

типичная фигура, но осознается она немногими... мир моего второго "Я" был

моим, и все же у меня всегда оставалось чувство, что в том, втором, мире было

замешано что-то помимо меня. Будто дуновение огромных миров и бесконечных

пространств коснулось меня, будто невидимый дух влетал в мою ком­нату — дух

кого-то, кого давно нет, но кто будет всегда, кто существу­ет вне времени"

[там же, с. 55, 74].

Судя по всему, с этим мироощущением у Юнга были связаны и мессианские идеи.

"Все мои работы, — писал Юнг, — были своего рода поручениями, они были

написаны по велению судьбы, по веле­нию свыше. Мною овладевал некий дух, он

говорил за меня" [там же, с. 220], и идеи эзотерические, то есть критика

этого мира и вера в другой мир как подлинную реальность. Утверждая, в

частности, что рационалистическая картина мира не полна и

неудовлетворительна. Юнг пишет: "Тогда возможность существования другой

реальности становится неизбежной проблемой, и наш мир, с его временем,

про­странством и причинностью, за собой, или — под собой — скрывает иной

порядок вещей, где не существует "здесь", и "там", "раньше" и позже" [там же,

с. ЗОО].

Читая Юнга, убеждаешься, что все три его ипостаси, или личнос­ти,

существовали достаточно автономно друг от друга, что, естествен­но, не мешало

Юнгу периодически пытаться их связать и синтезиро­вать. Как психотерапевт Юнг

был очень человечен и внимателен к личности и свободе других ("Каждый случай,

— пишет он, — дик­тует свою терапию... принципиально лишь то, что я обращаюсь

к боль­ному, как человек —к другому человеку... Врачу есть что сказать, но и

больному — в той же степени" [там же, с. 137— 138]. Как мистик и эзотерик Юнг

подчинялся только своему демону и видел других людей так, как они себя не

видят и не могут увидеть: из позиции, как бы сказал М. Бахтин, абсолютной

"вненаходимости". Юнг, обычный человек, осознавал свое одиночество и

противоречивость устремле­ний. "Но возможно ли, — спрашивал он в конце своей

жизни, — прожить без противоречий?" [Там же, с. 351 ]

Второе обстоятельство, которое необходимо отметить, связано с одной особенностью

эволюции творческого пути Юнга. Подобно 3. Фрейду. Юнг начал свой

профессиональный путь как практикую­щий врач- психиатр, пря этом он не имея ни

собственные теорий, ни каких -либо догм. Каждый случай, с которым Юнг

сталкивался, являл­ся для него уникальным. У начинающего ученого не было

каких-либо заранее принятых методов п приемов помощи больному. Но посте­пенно с

годами он нащупал, изобрел такие методы и приемы, а также вышел к собственной:

психологической теории. При этом уже после нескольких лет практики Юнг

осознает, что ему нужны определен­ные методологические ориентиры и

теоретические представления. "Уже в 1909 году, — пишет он, — я понял, что

не смогу лечить скрытые психозы, если не пойму их символики" [там же, с. 138].

"Естественно, — пишет Юнг дальше, — мой новый метод (толкова­ния сновидений.

—В. Р.) таил в себе множество неожиданностей. Все более я ощущал потребность

в каком-то объективном критерии" [там же, с. 173]. Начинал свой

профессиональный путь Юнг как врач-эмпирик, нащупывающий применительно к

каждому больному инди­видуальные методы лечения и помощи, но в

дальнейшем перед нами врач-теоретик, создатель оригинальной психологической

теории. Не будет преувеличением утверждать, что в конце концов Юнг построил

теорию и онтологию — учение о бессознательном и архетипах, кото­рые полностью

предопределили его подход к больному и методы лечения, хотя, конечно, сам Юнг

вряд ли полностью согласился бы с такой квалификацией. Наконец, имеет смысл

отметить постоянный дрейф Юнга в сторону мистики и эзотерических представлений.

Кстати, подобная эволюция взглядов была характерна и для Зигмун­да Фрейда, а

также некоторых других крупных психотерапевтов. Попробуем теперь рассмотреть

основной метод Юнга — толкование им сновидений и других проявлений

бессознательной деятельности человека, причем здесь мы взглянем на работу и

представления Юнга иначе, чем сделали это выше.

На первый взгляд кажется, что само сновидение как объективный психический

опыт подсказывает Юнгу способ истолкования и объяс­нения. Недаром Юнг резко

возражал против подхода 3- Фрейда, счи­тавшего, что сюжет и события

сновидений, как правило, скрывают прямо противоположные сюжету содержания.

Полемизируя с 3. Фрейдом, Юнг пишет: "Я никогда не мог согласиться с Фрейдом

в том, что сон — это некий "фасад", прикрывающий смысл, — смысл известен, но

как будто нарочно скрыт от сознания. Мне кажется, что природа сна не таит в

себе намеренного обмана, но выражает нечто так, как это возможно для нас —

так же как растение растет или животное ищет пищу — наиболее удобным для себя

образом. Они не желают обмануть нас, но мы можем обмануть сами себя, если мы

близоруки... Задолго до того, как я узнал Фрейда, я представлял себе

бессознательное и сны, непосредственно его выражающие, естествен­ными

процессами, которые нельзя рассматривать как произвольные и тем более как

намеренно вводящие в заблуждение" [там же, с. 166].

Итак, по Югу, сновидение — естественный процесс, то есть объект, напоминающий

объекты первой природы, да к тому же процесс прав­диво предъявляющий

(манифестирующий) себя исследователю. На­против, для Фрейда сновидение — это

прежде всего тексты сознания, символы, за которыми скрыты бессознательные

влечения и которые поэтому нуждаются в расшифровке. Но ведь и Юнг

истолковывает и расшифровывает сновидения, причем совершенно не так, как это

делали другие психологи. К тому же известно, что любое сновидение может быть

описано по-разному и само по себе (здесь мы не соглас­ны с Юнгом) не содержит

указаний на то, как его необходимо объяс­нять. Отчасти и Юнг это понимал,

например, когда писал, что "чело­веческая психика начинает существовать в тот

момент, когда мы осознаем ее" [там же, с. 138]. Понимать-то иногда понимал,

но в общем случае был убежден в другом — в том, что сновидение —

естествен­ный процесс, который может быть описан объективно и однозначно. И

все же временами в душу Юнга закрадывалось сомнение. Однаж­ды, пишет он, "я

получил письмо от той самой эстетствующей особы. Она снова уверяла меня в

том, что. мои бессознательные фантазии имеют художественную ценность и что их

должно понимать как ис­кусство. Я начал нервничать. Письмо было далеко не

глупым и по­этому достаточно провокационным. Современный художник, в конце

концов, в своем творчестве опирается на бессознательное — так счи­тала моя

корреспондентка, — и взгляд этот, утилитарный и поверх­ностный, тем не менее

заставил меня усомниться, в самом ли деле мои фантазии были спонтанными и

естественными, или же с моей стороны был допущен некий произвол, какая-то

специальная работа" [там же, с. 197].

Несомненно, был и произвол, и специальная работа — построе­ние интерпретаций,

и так как Юнг не контролировал эту работу, не обосновывал ее, то вполне можно

согласиться с его корреспонденткой в том, что метод Юнга — не научный, а

художественный, то есть относится больше к искусству, чем научному познанию.

Но мы забе­жали несколько вперед. Вернемся и поставим вопрос, а как все-таки

Юнг истолковывает свои сновидения и фантазии?

Для ответа на него обратимся к воспоминаниям Юнга и проанали­зируем, как он в

подростковом возрасте осмыслил одно свое необычное религиозное переживание.

Содержание этого переживания таково. < Однажды в прекрасный летний день 1887

года, восхищенный мироз­данием, — пишет Юнг, — я подумал: "Мир прекрасен и

церковь пре­красна, и Бог, который создал все это, сидит далеко-далеко в

голубом небе на золотом троне и..." Здесь мысли мои оборвались, и я

почув­ствовал удушье. Я оцепенел и помнил только одно: Сейчас не думать!

Наступает что-то ужасное» [там же, с. 46]. После трех тяжелых от внутренней

борьбы и переживаний дней и бессонных ночей Юнг все же позволил себе додумать

начатую и такую, казалось бы, безобидную мысль. "Я собрал, — пишет он, — всю

свою храбрость, как если бы вдруг решился немедленно прыгнуть в адское пламя, и

дал мысли возможность появиться. Я увидел перед собой кафедральный собор,

голубое небо. Бог сидит на своем золотом троне, высоко над миром — и из-под

трона кусок кала падает на сверкающую новую крышу собора, пробивает ее, все

рушится, стены собора разламываются на куски.

Вот оно что! Я почувствовал несказанное облегчение. Вместо ожидаемого

проклятия благодать снизошла на меня, а с нею невыразимое блаженство,

которого я никогда не знал.. - Я понял многое, чего не понимал раньше, я

понял то, чего так и не понял мой отец, — волю Бога... Отец принял библейские

заповеди как путеводитель, он верил в Бога, как предписывала Библия и как его

учил его отец- Но он не знал живого Бога, который стоит, свободный и

всемогущий, стоит над Библией и над Церковью, который призывает людей стать

столь же свободным. Бог, ради исполнения Своей Води, может заста­вить отца

оставить все его взгляды и убеждения. Испытывая челове­ческую храбрость, Бог

заставляет отказываться от традиций, сколь бы священными они ни были" [там

же, с. 50].

Первый вопрос, который здесь возникает, почему подобное толко­вание мыслей

является следованием Воле Бога, а не, наоборот, ересью и отрицанием Бога?

Ведь Юнг договорился до того, что Бог заставил его отрицать и Церковь, и сами

священные религиозные традиции. Второй вопрос, может быть, даже еще более

важный, а почему, соб­ственно, Юнг дает подобную интерпретацию своим мыслям?

Матери­ал воспоминаний вполне позволяет ответить на оба вопроса. В тот период

юного Юнга занимали две проблемы: взаимоотношения с отцом, потомственным

священнослужителем (по мнению Юнга, отец догматически выполнял свой долг,

имел религиозные сомнения, но не пытался их разрешить, и вообще был

несвободен в отношении хрис­тианской веры и Бога); вторая проблема —

выстраивание собствен­ных отношений с Богом, уяснение отношения к Церкви.

Чуть позднее рассматриваемого эпизода эти проблемы были разрешены Юнгом

кардинально: oт разрывает (в духовном отношении) и с отцом, и с Церковью.

после первого причастия Юнг приходит к решению, кото­рое он осознает так: "В

этой религии я больше ее находил Бога. Я знал, что больше никогда не смогу

принимать участие в этой цере­монии. Церковь — это такое место, куда я больше

не пойду- Там все мертво, там нет жизни.

Меня охватила жалость к отцу. Я осознал весь трагизм его про­фессии и жизни

Он боролся со смертью, существование которой не мог признать. Между ним и

мной открылась пропасть, она была без­гранична, и я не видел возможности

когда-либо преодолеть ее" [там же,с. 64].

Вот в каком направлении эволюционировал Юнг. На пути этой эволюции ему нужна

была поддержка, и смысловая, и персональная. Но кто Юнга мог поддержать, когда

он разрывает и с отцом, и с Церковью? Единственная опора для Юнга — он сам,

или, как он позднее говорил, "в следовании своему демону" - Однако понимает

этот процесс Юг г иначе: как уяснение истинного желания и наставления

Бога. Именно подобное неадекватное осознание происходяще­го и обусловливают

особенности понимания и интерпретации Юнгом своих мыслей. Юнг, самостоятельно

делая очередной шаг в своем духовном развитии, осмысляет его как указание

извне, от Бога (в дальнейшем — от бессознательного, от архетипов), хотя

фактически он всего лишь оправдывает и обосновывает этот свой шаг. На

пра­вильность подобного понимания указывает и юнгеанская трактовка Бога. Бог

для Юнга — это его собственная свобода, а позднее, его любимая онтология

(теория) — бессознательное. Поэтому Юнг с удовольствием подчиняется требованиям

Бога, повелевающего стать свободным, следовать своему демону, отдаться

бессознательному.

Итак, интерпретация мыслей Юнга, так же как затем и других проявлений

бессознательного — сновидений, фантазий, мистических видений, представляет

собой своеобразную превращенную форму са­мосознания личности Юнга.

Превращенную потому, что понимается она неадекватно: не как самообоснование

очередных шагов духовной эволюции Юнга, а как воздействие на Юнга сторонних

сил — Бога, бессознательного, архетипов. Еще один маленький пример.

В книге Юнг приводит сон, как он пишет, предсказавший ему разрыв с

Фрейдом. События сновидения, пишет Юнг, "происходили в горной местности на

границе Австрии и Швейцарии. Были сумер­ки, и я увидел какого-то пожилого

человека в форме австрийских императорских таможенников... В нем было что-то

меланхолическое, он казался расстроенным и раздраженным... кто-то сказал мне,

что этот старик — лишь призрак таможенного чиновника, что на самом деле он умер

много лет назад" [там же, с. 167]. Вот как Юнг истол­ковал этот сон. "Я стал, —

пишет он, — анализировать, и слово "таможня" подсказало мне ассоциацию со

словом "цензура". "Грани­ца" могла означать, с одной стороны, границу между

сознательным и бессознательным, с другой же — наши с Фрейдом расхождения... Что

же до старого таможенника, то, очевидно, его работа приносила ему больше

горечи, нежели удовлетворения, — отсюда раздражение на его лице. Я не могу

удержаться от аналогии с Фрейдом" [там же, с. 167].

Интересно, сам Юнг фактически понимает, что это не предсказа­ние, а скорее,

способ, помогающий ему оправдать очередной шаг своей эволюции — разрыв с

Фрейдом. "В то время (в 1911 году), — пи­шет Юнг, — авторитет Фрейда в моих

глазах уже сильно пошатнул­ся... Когда мне приснился этот сон, я все еще

глубоко чтил Фрейда, но в то же время уже стал относиться к нему критически.

Судя по всему, я еще не осознавал ситуации и пытался каким-то образом найти

решение. Это характерно для ситуации проецирования. Сон поставил меня перед

необходимостью определиться" [там же, с. 167 — 168]. Но, пожалуй, приведенный

пример — это единственный случаи, когда Юнг, сам того не осознавая, по сути,

фальсифицирует собствен­ную квалификацию сна как сна-предсказания. Во всех

остальных слу­чаях Юнг трактует сновидения как объективный опыт, как материал

бессознательного, который приходит к нему независимо от его жела­ний или

"давления" шагов юнгианской эволюции.

Но одно дело истолкование собственных сновидений, мыслей, фантазий, другое —

истолкование проявлений бессознательного па­циентов и больных. Как

действовать в этом случае, не опираться же на закономерности и особенности

своего бессознательного. Однако Юнг именно так и поступает и пытается этот

свой весьма серьез­ный шаг обосновать. "В основе умственных расстройств, —

пишет он, — мы не обнаружим ничего нового и неожиданного, скорее мы встретим

там те же начала, которые лежат в основе нашего соб­ственного существования.

И это открытие имело для меня огромное значение" [там же, с. 134].

Одновременно Юнг хорошо понимал, что его опыт бессознательного недостаточен

для того, чтобы помочь всем больным, людям весьма разным, с разными

проблемами и прошлым. Пытаясь преодолеть это противоречие, Юнг после разрыва

с Фрейдом постепенно нащупывает (изобретает) особую психо­технику,

позволяющую существенно расширить область и феноме­нологию бессознательных

процессов- Эта психотехника включала в себя не только запоминание и

истолкование сновидении, но и еще несколько важных моментов. Во-первых, Юнг

обратился к игре, он начал строить домики и замки из песка и камней. Во-

вторых, обращаясь к искусству, в частности, все чаще рисует на темы своих

переживаний и фантазий; позднее таким путем он приходит к необходимости

зарисовывать мандалы. В-третьих, Юнг решает от­пустить на волю, не сдерживать

разумом свои фантазии, какими бы болезненными и странными они ни казались.

"Перед фантазия­ми, — пишет Юнг, — охватившими меня, столь волновавшими и,

можно сказать, управлявшими мною, я чувствовал не только непре­одолимое

отвращение, но и неизъяснимый ужас. Я боялся потерять контроль над собой, я

боялся сделаться добычей своего бессозна­тельного, а как психиатр я слишком

хорошо знал, что это значит. И все же я рискнул — и позволил этим образам

завладеть мною. Пойти на этот риск меня главным образом заставило то

обстоя­тельство, что поставить в подобную ситуацию пациента я бы не решился,

не пройдя это сам" [там же, с. 180].

Юнг осознает свои фантазии как естественный процесс и силу, завладевшие им

помимо его волн и желания. С таким пониманием невозможно согласиться,

поскольку Юнг сам вызывает и запускает эти процесс и силу (играя, рисуя,

занимаясь погон, медитируя, отпус­кая свои фантазии, устремляясь к познанию

бессознательного), кото­рым потом, часто со страхом, отдается. Здесь опять,

как и в случае толкования сновидений, рефлексия Юнга неадекватна реальному

по­ложению дел. Но в каком направлении формировал Юнг свое бессоз­нательное,

куда он эволюционировал?

Анализ книги показывает, что были два основных фактора, опре­деляющие эту

эволюцию: осмысление проявлений бессознательного, целью которого являлось

создание "языка описания" бессознатель­ных процессов (сам Юнг понимал эту

работу как анализ структуры бессознательного), и реализация Юнгом своих

основных экзистенци­альных проблем и устремлений. Для уяснения сказанного

рассмот­рим один пример — формирование понятия Анимы. В теоретической системе

Юнга Анима — это архетип, который широко используется при интерпретации

проявлений бессознательного. Интересно, как Юнг приходит к этому понятию.

Сначала в его снах-видениях -фантазиях появляется образ прекрасной слепой

девушки, которая находится в компании с Ильёй-пророком и огромной черной

змеей. Затем образ девушки вытесняется женским голосом, в котором Юнг узнает

одну из своих пациенток. "Я знал наверняка, — пишет Юнг, — что этот

внутренний голос принадлежал женщине, и я узнал голос одной моей пациентки,

довольно одаренной, но страдавшей психопатией. В наших с ней диалогах всегда

присутствовал довольно значительный трансфер" [там же, с. 187]. Этот голос

ведет активную полемику с Юнгом, утверждая, например, что его истолкование —

это искусство или что Юнг как художник сам творит содержание бессознательных

пережи­ваний (см. цитату выше). Именно этот психический материал, утвер­ждает

Юнг, и приводит к идее "Анимы". Я подумал, вспоминает Юнг, "что эта "женщина

во мне" лишена собственных речевых центров и объясняется с моей помощью. Она

говорила со мной не однажды, при­чем обстоятельно. Меня крайне занимало то,

что какая-то женщина существует внутри меня и вмешивается в мои мысли. В

самом деле, думал я, может, она и есть "душа" в примитивном смысле слова, и я

спросил себя, почему душу стали называть "anima", почему ее пред­ставляют как

нечто женственное. Впоследствии я понял, что эта "жен­щина во мне" — некий

типический, или архетипический образ в бес­сознательном всякого мужчины, я

назвал ее "Анима" [там же, с. 187]. Последний этап формирования понятия —

элиминирование чувственных манифестаций "Анимы" и наращивание теоретических

призна­ков этого понятия ("Анима", по Юнгу, — это не только вечный

врож­денный образ женщины, но и связь сознания с бессознательным, а также

женская природа и логика в мужчине, наконец, это источник и символ Эроса и

жизни). "Сегодня, — пишет Юнг, — я способен воспринимать такие идеи

непосредственно, потому что я научился принимать бессознательное таким, как

есть, и понимать его. Я знаю, как я должен вести себя с этими образами. Я

могу непосредственно интерпретировать их, когда они являются в снах, и я не

нуждаюсь более в посреднике, каким была Анима" [там же, с. 189].

Основной вопрос здесь следующий: из каких соображений, каким образом Юнг

набрал основные теоретические признаки "Анимы"? Вряд ли ему мог помочь

приведенный психический материал, ведь из него Юнг мог почерпнуть весьма

немногое, а именно что ему присни­лась некая прекрасная девушка, а потом с

ним общался и спорил голос, напоминающий голос одной его пациентки. Как из

всего этого можно получить понятие Анимы, совершенно не ясно. В то же время

достаточно очевидно, что понятие Анимы небесполезно в психотера­певтической

практике, а также что оно отвечает эстетическим и куль­турологическим

взглядам Юнга. Не означает ли сказанное, что поня­тие Анимы вовсе не выплыло

из глубин бессознательного, а было сконструировано самим Юнгом? Другое дело,

что в качестве эвристического толчка могли выступить соответствующие фантазии

Юнга, но из того же материала бессознательного на другом этапе эволюции

личности Юнга, вероятно, выплыло бы не понятие Анимы, а какое-то другое.

Конструирование Юнгом понятий не могло продолжаться беско­нечно, оно пришло к

своему завершению, когда он, во-первых, полно­стью реализовал свою личность,

то есть разрешил в своем сознании и жизнедеятельности основные волновавшие

его экзистенциальные проблемы (анализ книги Юнга показывает, что главные из

них были следующие: проблема Бога, проблема теодицеи, проблема смерти и

отношения к ней, понимание истории и культуры, понимание челове­ка,

объяснение природы психических заболеваний), во-вторых, сумел создать "язык

описаний" бессознательного, который он с успехом применял при лечении своих

пациентов. Кстати, одно из централь­ных понятий этого "языка описания —

архетип "самость", связан как раз с представлением о самореализации

("самодостаточности") личности. "Тогда же, между 1918 и 1920 годами, — пишет

Юнг, — я начал понимать, что цель психического развития — самодостаточ­ность.

Не существует линейной эволюции, есть некая замкнутая самость. Однозначное

развитие возможно лишь» вначале, затем со всей очевидностью проступает центр"

[там же, с. 198]- А через страницу, анализируя поразивший его сон, Юнг

добавляет: "С этим сновидени­ем у меня было связано ощущение некой

окончательности, завершен­ности... Этот сон объяснил мне, что

самодостаточность, самость — архетипический смысл и принцип определения себя

в мире" [там же, с. 200].

Как же оценить то, что реально сделал Юнг, и как отнестись к его

методологическим установкам, например к утверждению, что учение о

бессознательном, с одной стороны, является естественной наукой, а с другой —

предельно субъективно (более, чем какая-нибудь другая наука, "зависит от

субъективных предпосылок исследователя"). Если не различать психологическую

науку (познание) и психологическую практику (психологическую помощь, лечение),

то в этом случае дей­ствительно мы вынуждены утверждать, что построения Юнга

пре­дельно противоречивы, что он постоянно отождествляет (не различа­ет) науку

и знание с собственными интерпретациями и мифами. Однако в рамках

психологической практики все построения Юнга (и его теория бессознательного, и

его интерпретации) вполне эф­фективны. Они помогают психотерапевту и пациенту

понять причи­ны психического неблагополучия и так переосмыслить текущую

жиз­ненную ситуацию, что новое понимание и видение в той или иной мере

способствуют выздоровлению- Если считать, что в рамках пси­хологической

практики "'теоретические" построения психологов нужно оценивать не на истину. а

на эффективность, то в этом случае главная цель — это не описание психической

действительности человека, а создание реальности, погружение в которую помогает

пациенту по-новому и в определенном направлении переосмыслить свое

небла­гополучие и жизненную ситуацию.

Используемая литература:

1. Юнг К. Воспоминания, сновидения, размышления. – Киев, 1994.

2. Розин В.М. Психология: теория и практика. Форум-Инфра-М 1998.



(C) 2009