Научная Петербургская Академия

Реферат: Теория Хорни

Реферат: Теория Хорни

СОВРЕМЕННЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ

ХОРНИ

Структура характера,

согласно Хорни (41, 42), развивается на основе опыта детства. У одних процесс

развития прекращается в пять лет, у других - в юности или около тридцати лет, а

у отдельных людей продолжается до пожилого возраста. Хорни, однако, не

усматривает связи между либидными проявлениями в детстве и чертами характера

взрослых, что постулируется ортодоксальным психоанализом. По словам Хорни (41,

с.61-62):

"В случае жадности или собственнических наклонностей в соответствии с

психоаналитической литературой принято думать об оральной или анальной

структурах характера. Эти черты, однако, можно истолковать в качестве реакции

на всю совокупность переживаний в раннем детстве. В результате

неблагоприятного опыта у человека возникает чувство беспомощности в мире,

воспринимаемом как потенциально жестокий, он испытывает недостаток

способности к самоутверждению, неуверенность в возможности управлять

ситуацией по собственному усмотрению...

Таким образом, различие в точках зрения выражается в следующем: человек

сжимает губы не из-за напряжения своего сфингтера, но в обоих актах проявляется

единая направленность характера – удерживать что бы то ни было и не отдавать

ничего: деньги, любовь, любые спонтанные чувства".

Хорни объясняет динамику формирования характера в контексте невроза, однако

предполагается действие тех же факторов в менее патологическом русле у

нормальных людей. Важнейшую роль играет стремление к безопасности,

обусловленное "базисной тревогой". Последняя возникает в связи с вытесненной

жестокостью, которая, в свою очередь, является результатом отвержения и

неодобрения в детстве. В поисках путей бегства от чувства тревоги ребенок

приобретает устойчивые характерные черты, становящиеся частью его личности, -

так называемые "невротические тенденции". Одна из попыток разрешения

конфликта заключается в создании "идеализированного образа": слабость и

неуверенность в себе подменяются иллюзорным чувством силы и превосходства.

Другая попытка состоит в "экстернализации", более общей разновидности

проекции, которая все переживаемые чувства переносит вовне. Основные

направленности, возникающие у ребенка в борьбе с окружением, - это

направленность "к людям", направленность "против людей" и направленность "от

людей". При первой направленности признается собственная беспомощность и,

несмотря на страхи, предпринимается попытка завоевать любовь других. Вторая

направленность предполагает, как очевидную, жестокость окружающих и

предопределяет борьбу. При третьей направленности человек не хочет ни

принадлежать к сообществу, ни бороться, он предпочитает изоляцию. Хорни (42)

описывает три типа характера или основные установки, анализируя указанные

направленности.

Уступчивый тип.

Человек с направленностью "к людям" проявляет заметную потребность в любви и

одобрении. Он жаждет близости и тоскует по партнеру. Любовь имеет настолько

важное значение, что даже сексуальное сношение ценится, прежде всего, как

доказательство востребованности. Уступчивый человек живет с чувством слабости

и беспомощности, он склонен подчиняться другим и вообще ведет себя в очень

зависимой манере. Самоуважение регулируется, главным образом, представлением

о нем окружающих. Этот тип считает необходимым воздерживаться от любого рода

агрессивных действий, поэтому он не в состоянии критиковать или быть

напористым. В случаях возложения вины он всегда предпочитает брать вину на

себя.

Его положительной стороной является чувствительность к запросам других людей,

и в пределах своего понимания, чтобы понравиться, он способен проявить

симпатию и оказать помощь. На бессознательном

уровне глубоко подавляются стремление к власти и агрессия, так как на самом

деле недостает интереса к людям. Эти тенденции должны, конечно, сдерживаться

любой ценой в целях сохранения целостности

личности и уклонения от возможной жестокости со стороны окружающих.

Агрессивный тип.

Человек с направленностью "против людей" предполагает, что все жестоки, и

отказывается допускать противоположное. Жизнь является борьбой за выживание,

поэтому его основная потребность - управлять другими. Иногда установка

совершенно ясна, но более часто она прикрывается фасадом учтивой вежливости,

беспристрастности и товарищества. Этот фасад, однако, имеет компоненты

искренности, так как, пока не стоит вопрос о его руководящей роли, может

проявляться благосклонность. Особая важность придается дискуссиям. Он сам

провоцирует их, чтобы продемонстрировать бдительность и проницательность.

В общем, этот тип не умеет проигрывать и предпочитает порицать других. Он

считает себя сильным, честным, реалистичным и на самом деле действует

эффективно и изобретательно в деловых ситуациях в результате тщательного

планирования и напористости. Мягкие стороны своей натуры он с яростью

отбрасывает, так как они угрожают целостности образа жизни. Любовь для этого

человека играет незначительную роль.

Обособленный тип.

Человек с ориентацией на обособление, направленностью "от людей", предпочитает

держать эмоциональную дистанцию с окружающими. Ввиду того, что сближение с

другими людьми порождает у него тревогу, развивается самодостаточность.

Соперничество, престиж, успех не заслуживают его внимания, так как препятствуют

уединению. Он не любит делиться опытом и очень чувствителен ко всякого рода

принуждениям. Тенденция к подавлению чувств и особая робость испытываются перед

привязанностями, которые угрожают стать необходимыми. Стильная потребность

чувствовать свое превосходство возникает, чтобы оправдать изоляцию. Сексуальные

отношения для этого типа иногда невозможны: в лучшем случае он довольствуется

преходящими связями. В общем, обособленность служит защитой от несовместимых

устремлений к любви и агрессивному доминированию. В мягких формах

обособленность способствует сохранению целостности личности и безопасности. В

некоторой степени она благоприятствует оригинальному мышлению и выражению

творческих способностей. (см. прим.).

ПРИМЕЧАНИЕ. Неопределенности в теории Хорни. Разграничение, проведенное

Хорни между нормальным человеком и невротиком, представляется поверхностным. У

обоих проявляются три характерных установки. Различие видится в факте, что

нормальный человек способен уступать другим, бороться и оставаться самим собой,

тогда как невротику не свойственна гибкость в сочетании этих установок. Каждая

установка, по мнению Хорни, обладает ценностью: стремление к людям способствует

установлению дружеских отношений с окружающими; направленность против людей

обеспечивает выживание в конкурентном обществе; изоляция от общества помогает

достижению некоторой целостности и безмятежности. Однако у невротика действие

установок принимает "навязчивый, ригидный и взаимоисключающий характер".

Малахи обращает внимание на логическую непоследовательность в определении

Хорни базисной тревоги или конфликта в связи с тремя установками. Базисная

тревога приписывается несовместимости между тремя установками и в то же

время эта несовместимость рассматривается в качестве попытки разрешения

основного конфликта. Иллюстрируя путаницу в причинно-следственных связях,

Малахи приходит к выводу, что Хорни "не внесла достаточной ясности в свои

фундаментальные концепции".



(C) 2009