Научная Петербургская Академия

Реферат: Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Реферат: Становление личности в подростковом и юношеском возрасте

Экзаменационная работа по курсу

«ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ».

Становление личности

в подростковом и юношеском возрасте.

Выполнил студент Института специальной педагогики и психологии

Международного Университета семьи и ребенка им. Рауля Валленберга

Лапов Андрей Викторович, группа 82/с.

гор. Санкт - Петербург

1999 год.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

В ПОДРОСТКОВОМ

И

ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (11-15 ЛЕТ)

Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового

созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения:

появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы

казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток

ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на

конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в

общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения.

.в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного,

неподвижного.

Л.С.Выготский Ê

Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки

во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в

группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют

верности, но часто меняют друзей.

...подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и

единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из

последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и

самопожертвование.

.с одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой

стороны – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым

подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и

всяческой власти. Они эгоистичны и материалистичны, и в то же время

преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в

распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению

к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их

настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Иногда они трудятся с энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны.

Анна Фрейд Ï

.Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в

освоении им своей родовой, общественной сущности. Становление личности

связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и

ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить

отношения с другими людьми.

Ð

Среди многих личностных особенностей, присущих подростку, особо выделяются

формирующиеся у него чувство взрослости и «Я-концепция».

.У подростка складываются разнообразные образы «Я», первоначально

изменчивые, подверженные внешним влияниям. К концу периода они интегрируются в

единое целое, образуя на границе ранней юности «Я-концепцию», которую

можно считать центральным новообразованием всего периода. .

И.Ю.Кулагина ¸.

Чувство взрослости – это отношение подростка к себе, как ко взрослому,

ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Чувство взрослости

проявляется в желании, чтобы все – и взрослые, и сверстники – относились к

нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в

отношениях со старшими и идёт на конфликты, отстаивая свою взрослую позицию.

.Чувство взрослости проявляется в стремлении к самостоятельности, желания

оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Чувство

взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового

возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, ребёнок делает ещё один ша в

своём личностном развитии. После поисков себя, личной нестабильности у него

формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о

себе, образов «Я».

И.Ю.Кулагина ¸.

.В подростковом возрасте продолжает развиваться теоретическое рефлексивное

мышление. Приобретённые в младшем школьном возрасте операции становятся

формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного,

наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих

посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает

гипотетико-дедуктивно.

И.Ю.Кулагина ¸.

.Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам

анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в

суждениях. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные

задачи. Он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей,

он старается отыскать разные возможные подходы к её решению, проверяя

логическую эффективность каждого из них. Находит способы применения

абстрактных правил для решения целого класса задач. Развиваются такие

операции, как классификация, аналогия, обобщение.

Р.С. Немов ¹

.Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого

возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим

проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают

собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщённый взгляд на

мир. Становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно

связано с интеллектуальным развитием.

И.Ю.Кулагина ¸.

.Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к

самоанализу, становится возможным самовоспитание.

Р.С. Немов ¹

Подростки приобретают взрослую логику мышления. В этот же период происходит

дальнейшая интеллектуализация таких психических функций, как память и

восприятие. Этот процесс зависит от усложняющегося обучения в средних

классах.

.для развития памяти важно то, что усложнение и значительное увеличение

объёма изучаемого материала приводит к окончательному отказу от дословного

заучивания с помощью повторений. В процессе понимания дети трансформируют

текст и, запоминая его, воспроизводят основной смысл прочитанного. Активно

осваиваются мнемонические приёмы; если же они были сформированы в начальной

школе, теперь автоматизируются, становятся стилем деятельности.

И.Ю.Кулагина ¸.

С общим интеллектуальным развитием связано развитие воображения. Сближение

воображения с теоретическим мышлением побуждает к творчеству:

.подростки начинают писать стихи и пьесы, серьёзно заниматься разными видами

конструирования, изобразительным искусством и т.д. .

Р.С. Немов ¹

Воображение подростка ещё пока менее продуктивно, чем воображение взрослого

человека, но оно богаче фантазии ребёнка. Но далеко не все подростки

стремятся к достижению творческого результата, но

.все они используют возможности своего творческого воображения, получая

удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на детскую игру.

И.Ю.Кулагина ¸.

.игра ребёнка перерастает в фантазию подростка.

Л.С. Выготский Ê

Потребности, чувства, переполняющие подростка, выплёскиваются в воображаемой

ситуации. Невозможные в реальной жизни желания легко исполняются в мире

фантазий:

.замкнутый подросток, которому трудно общаться со сверстниками, становится

героем и ему рукоплещет толпа; невзрачная девочка превращается в первую

красавицу на балу и в неё сразу же влюбляется то ли принц, то ли мальчик из

соседнего класса.

И.Ю.Кулагина ¸.

.Вообще фантазирует не счастливый, а неудовлетворённый человек, поскольку в

подростковом возрасте много острых личных проблем, воображение в это время

становится на службу бурной эмоциональной жизни. В свой мир фантазий

подросток никого не допускает, он может поделиться этой интимной информацией

только с близким другом. .

И.Ю.Кулагина ¸.

Но игра воображения не только доставляет удовольствие и приносит успокоение.

Смутные побуждения предстают перед подростком в яркой образной форме. В своих

фантазиях подросток лучше осознаёт собственные влечения и эмоции, впервые

начинает представлять свой будущий жизненный путь.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

14-16 лет переходной период между подростковым и юношеским возрастом. В этом

возрасте решается вопрос о дальнейшей жизни: продолжить ли обучение в школе

или пойти в училище, а может быть и работать? При этом подросток должен

разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о

будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального

мастерства в избранной области деятельности. Это крайне сложная задача. Ещё

более она усложняется в наше время, когда рушатся выработанные предыдущими

поколениями стереотипы, представления о значимости образования и престижности

той или иной профессии.

.далеко не все старшие подростки к концу IX класса могут выбрать профессию и

связанный с ней дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны,

эмоционально напряжены и боятся любого выбора. Поэтому они склонны продолжить

обучение в школе. На это решение влияет и усиливающаяся привязанность к своей

школе, сложившиеся дружеские отношения с одноклассниками, привычные отношения

с учителями. Часть девятиклассников, неудовлетворённых своей невысокой

успеваемостью и положением в классе, напротив, стремится скорее окончить

школу. Но им тоже не вполне ясно, что их ждёт впереди, и это неопределенное

будущее вызывает у них опасения.

.В это время усиливается значимость собственных ценностей. .

.В связи с развитием самосознания усложняется отношение к себе.

.возрастает тревожность, связанная с самооценкой. Подростки чаще воспринимают

нейтральные ситуации, как содержащие угрозу их представлениям о себе и из-за

этого переживают страх, сильное волнение. Повышение уровня такого рода

тревожности вызвано, главным образом, предстоящими впереди экзаменами, и

возможно, началом нового жизненного пути.

И.В.Дубровина Ë.

.В переходный период притупляется острота восприятия сверстников. Большой

интерес вызывают взрослые, чей опыт, знания помогают ориентироваться в

вопросах, связанных с будущей жизнью.

И.Ю.Кулагина ¸

Ранняя юность ( 15 – 17 лет )

.Для ранней юности характерна устремлённость в будущее.

.устремлённость в будущее только тогда благотворно влияет на формирование

личности, когда есть удовлетворённость настоящим. При благоприятных условиях

развития юноша стремится в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а

потому, что впереди будет ещё лучше. .

И.Ю.Кулагина ¸

.самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность

– период стабилизации личности. В это время складывается устойчивых взглядов

на мир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием

периода становится самоопределение: профессиональное и личностное.

Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. .

Р.С. Немов ¹

Осознание перспективы и построение жизненных планов требуют уверенности в

себе, в своих силах и возможностях.

.В российских школах была выявлена интересная динамика развития самооценки:

после 15 лет самоуважение возрастает, не только компенсируя «потери»

подросткового периода, но и превосходя уровень самоуважения младших

школьников. Типично юношеские особенности характерны для самооценки

десятиклассников – она относительно устойчива, высока, адекватна и

сравнительно бесконфликтна. Подростки именно в это время отличаются

оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Всё

это безусловно связано с формированием «Я-концепции» и необходимостью

самоопределения. .

.В выпускном классе ситуация становится более напряжённой.

.Часть старшеклассников сохраняет «оптимистическую» самооценку. Она не

слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания притязания и оценка

собственных возможностей. У других самооценка высока и глобальна – охватывает

все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое. Ещё одна группа

детей отличается неуверенностью в себе, переживанием того разрыва между

притязаниями и возможностями, который ими ясно осознаётся. Их самооценка

низка, конфликтна. Повышается тревожность.

И.Ю.Кулагина ¸

Несмотря на различия в уровнях самооценки и тревожности и разнообразие

вариантов личностного развития, происходит общая стабилизация личности в этот

период.

.Старшеклассники в большей степени принимают себя, чем подростки, их

самоуважение в целом выше. .

.Интенсивно развивается саморегуляция, повышается контроль за своим

поведением, проявлением эмоций. Настроение в ранней юности становится более

устойчивым и осознанным. Дети в 16-17 лет, независимо от темперамента,

выглядят более сдержанными, уравновешенными, чем в 11-15 лет.

И.Ю.Кулагина ¸

В это же время начинает развиваться и нравственная устойчивость личности. В

своём поведении юноша всё больше ориентируется на собственные взгляды,

убеждения, которые формируются на основе приобретённых знаний и своего

жизненного опыта.

.знания об окружающем мире и нормах морали объединяются в его сознании в

единую картину. Благодаря этому нравственная саморегуляция становится более

полной и осмысленной. .

И.Ю.Кулагина ¸

Самоопределение, стабилизация личности в ранней юности связаны с выработкой

мировоззрения.

.в подростковом возрасте ребёнок открывает для себя свой внутренний мир. В

это же время он достигает уровня формально-логического мышления.

Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией

знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия, оказываются той основой, на

которой в ранней юности строятся мировоззренческие взгляды. Картина мира при

этом может быть материалистической или идеалистической, или создаваться на

базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира

имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Подросток идёт к познанию

действительности во многом «от себя», через свои переживания. .

.Юноша, наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётся

мировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу в этом мире?»,

«Какое место я занимаю в нём?», «Каковы мои возможности?». Он ищет чётких,

определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок.

Недаром говорят о юношеском максимализме. .

.Однако мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и

навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к

пересмотру юношеских позиций.

И.Ю.Кулагина ¸

Ещё один момент, связанный с самоопределением, изменение учебной мотивации:

.юноши, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной,

начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу, предпосылку будущей

профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы,

которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать

успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным» учебным

дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнуто

пренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди

подростков. Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное

отношение к учению.

А.В.Петровский Î

.Старшеклассник прощается с детством, со старой, привычной жизнью. Оказавшись

на пороге истинной взрослости, он весь устремлён в будущее, которое

притягивает и тревожит его. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя

он не сможет сделать нужный шаг, определить свой дальнейший путь.

И.Ю.Кулагина ¸

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ:

1. Выготский Л.С. «Педология подростка» Москва, 1984 г.

2.Дубровина И.В. «Формирование личности в переходный период от подросткового

к юношескому возрасту» Москва, 1987 г

3.КУЛАГИНА И.Ю. «Возрастная психология» Москва, 1998 г.

4.НЕМОВ Р.С. «Психология развития» Москва, 1998 г.

5.ПЕТРОВСКИЙ

А.В. «Проблема развития личности с позиций социальной психологии» Москва, 1984

г. 6. ФРЕЙД Анна. «психологиЯ «Я» и ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ» Москва,

1993 г. 7.«ПСИХОЛОГИЯ личности» ( под редакцией В.М. Николаенко)

Новосибирск, 1998 г.



(C) 2009