Научная Петербургская Академия

Реферат: Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Реферат: Социально-психологический портрет одаренного ребенка

Социально-психологический портрет одаренного ребенка.

I. Влияние социальной среды на одаренность.

1. Результаты разных исследователей, рассматривающих влияние социальной среды

(социально-экономические отношения, материальное обеспечение, социально-

бытовые условия и т.д.) на одаренность не однозначно. Но, возможно сделать

следующие выводы: социально-экономические условия влияют на развитие

одаренности, т.к. они определяют уровень жизни человека; чем более

экономически развито общество, тем более благоприятны возможности для

развития человека.

2. Очень важным условие развития одаренности является семья, а именно:

  • структура и эмоциональный климат семьи,
  • стили

    детско-родительских отношений,

  • отношение родителей к

    детской одаренности.

Обращаясь к вопросу структуры семьи, отметим, что большинства детей (87%)

воспитывалось в полных семьях. Зачастую, в 70% случаях, вместе с детьми и

родителями живут кто-либо из родственников: бабушки, дедушки, тети, дяди,

двоюродные братья и сестры. Практически ни у кого не было младших сестер или

братьев. Исследования Р. Зайонца показали зависимость интеллектуальной

одаренности и количества детей в семье. Он установил, что чем больше братьев

и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллектуальности.

Структура семьи в большинстве случаев связана с системой отношений между

родственниками и эмоциональном климатом семьи. Говоря о содержательной

стороне взаимоотношений, многие исследователи отмечают значительные влияния,

оказываемые на детей родителями противоположного пола.

Большинство исследователей считают, что одаренному ребенку необходимы ласка,

принятие, любовь и уважение.

Более изучен вопрос о стилях детско-родительских отношений. Ученые единодушны

в том, что стили, базирующиеся на жестком контроле, силовом давлении не дают

возможности для развития одаренной личности.

Р. Хесс и в. Шипман разделили родительские стили взаимодействия на

императивный и инструктивный.

Для первого характерны однозначные команды, например: «Делай так, как я

сказал.», «Сиди спокойно.». Родители ждут от ребенка беспрекословного

соблюдения их указаний, их отношения основываются на авторитете взрослого.

Такой стиль развивает в ребенке пассивную податливость и наряду с

зависимостью и конформизмом.

Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются:

«Убери игрушки, а я подмету пол.». Родители беседуют с ребенком «а равных»,

доказывают, что их требования закономерны и разумны. Это воспитывает

инициативу и твердость.

Еще одним важным аспектом является отношения родителей к детской одаренности.

Очевидно, что этот фактор – один из основных, влияющих на реализацию

возможностей ребенка.

Типы отношений:

· отрицательное,

· игнорирующее,

· положительное,

+ гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность,

возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или

реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

II. Особенности познавательной деятельности.

1. Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все

происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того,

как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими

процессами одновременно и склонны активно исследовать все окружающее.

2. Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и

предметами и делать соответствующие выводы; им нравиться в своем воображении

создавать альтернативные системы.

3. Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью

к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать

большой объем информации и интенсивно использовать ее.

4. Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им

свободно и четко излагать свои мысли.

5. Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить

высокий порог восприятия в течении длительного времени, с удовольствием

заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не

терпят, когда им навязывают готовые ответы.

6. Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и

большим упорством в решении задач.

7. Характерная для одаренного ребенка увлеченность заданиями в сочетании

с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он пытается заниматься тем,

что ему еще пока не по силам.

III. Психосоциальная чувствительность.

1. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости;

опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие

восприятия и познания.

2. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют

высокие требования к себе и окружающим.

3. Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач,

творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья

и сестры) весьма характерны для одаренных детей.

4. Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия,

игру слов, шутки.

5. Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети

нетерпеливы и порывисты.

6. Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная

уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к невербальным сигналам окружающих.

7. Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.

8. Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие,

возникают трудности в общении со сверстниками.

IV. Физические характеристики.

1. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят

они меньше обычного.

2. Их моторная координация и владение руками часто отстают от

познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в

интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и

развивать несамостоятельность.

3. Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им

трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее.

V. Особенности системы отношений.

В дошкольном возрасте ведущая деятельность – ролевая игра. У детей возникает

достаточно выраженная и устойчивая потребность общения со сверстниками

(М.И. Лисина, Л.Н. Галигузова, 1980), развивается потребность в признании их со

стороны. В старшем дошкольном возрасте наряду с наиболее значимыми

взрослыми для ребенка становиться референтной и группа сверстников (В.В.

Абраменкова, Н.А. Пастернак, 1990).

Некоторые особенности поведения и личности одаренного ребенка могут привести

к непониманию их сверстниками, конфликтности их взаимоотношений, вплоть до

изоляции ребенка со стороны детей. Среди причин называются: неумение слушать

собеседника, стремление к доминантности, брать на себя роль организатора

совместных игр, тенденция к демонстрации собственных знаний (которая во

многом закрепляется взрослыми), стремление монополизировать внимание

взрослого, нетерпимость по отношению к менее успешным детям, некомформность,

привычка поправлять других и т. д. Л. Хомиенгуерт указывает еще на одну

причину возможной изоляции одаренных детей – в силу высокого умственного

развития им могут быть неинтересны игры сверстников.

Сталкиваясь с трудностями во взаимоотношениях со сверстниками и не понимая их

причин, такие дети часто стремятся к дружбе с взрослыми или со

старшими детьми. Но в общении с последними у них могут возникнуть трудности.

Причина в том, что старшие опережают в физическом развитии, в силу чего

одаренным детям трудно стать лидером в таком обществе. Переживания по поводу

того, что они не могут сделать что-то, как старшие дети, у которых лучше

развиты двигательные навыки, может привести к ощущению одаренными детьми

собственной неадекватности и формированию у них низкой самооценки, так как они

очень критичны к своим достижениям.

Одаренные дети в большей степени, чем их сверстники с обычным уровнем развития,

подвержены негативному влиянию неблагополучия в сфере взаимодействия и

взаимоотношений из-за их повышенной чувствительности к социальной

действительности. Поэтому различные нарушения в общении с людьми могут

существенно сказаться на их представлении о себе и своих возможностях,

тогда как важнейшим условием реализации их потенциала является наличие у таких

детей позитивной Я-концепции.

VI. Поведенческие особенности, свидетельствующие о

социально-психологической дезадаптации.

Продолжительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей

одаренного ребенка может привести к эмоциональным сложностям, неврозам и даже

психозам. Неврозы могут вызвать периоды депрессии, когда ребенок не в

состоянии понять причины неприятия окружающими естественных для него

тенденций и стремлений. Он может уйти в воображаемый мир, где стирается

граница между реальностью и вымыслом.

Из-за скрытых, неосознаваемых высоких родительских ожиданий у ребенка у

ребенка может развиться стремление доводить все совершенства – перфекционизм.

VII. Методики выявления одаренности.

1. Тест Векслера,

2. Модификация теста Торренса,

3. Тесты Стенфорд-Бине,

4. Задачи Пиаже,

5. Матрицы Равена

6. «Резервирующая модель» Гауэна,

7. Тест Слоссена – измерение уровня IQ,

8. Рисуночный тест на интеллект.

VIII. Технология работы с одаренными детьми.

Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно

приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения.

Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может

вылиться в проблему.

У такого ребенка трудно воспитывать терпение и ненавязчивость. Необходима

огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к

творческому труду, создавать обстановку для творчества.

Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться

временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и

чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя.

Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта.

Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному

ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не

перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи

между явлениями и научиться применять свои открытия на практике.

Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предположения,

глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной

любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического

мышления.

Одной из форм работы с талантливыми детьми в современных условиях является

создание Домов детского творчества.

Так, в Клинском Доме детского творчества существует Школа народной культуры,

где в фольклорном кружке занимаются дети с 4-х лет. В комнате, оформленной

как русская изба, ребята познают прошлое и настоящее народного искусства.

Дети собирают и записывают старинные песни и частушки, пословицы и поговорки.

В подготовке концертов, шитье костюмов, помогают родители.

Кружковцы отмечают как праздник День Ивана Купалы, Масленицу, Рождество.

Отчетом их занятий служат концерты и ярмарки детских поделок.

Важно, увидев талант ребенка, не пускать на самотек, не думать что он сам

найдет дорогу. Нужно обеспечит максимальное развитие; не помогая нетрудно

сделать его ниже посредственности.

Библиография

1. «Одаренные дети», перевод с английского. Общая редакция Бурлинской

Г.В. и Слуцкого В.М., «Прогресс», 1991,

2. «Одаренный ребенок» под редакцией Дьяченко О.М. М. 1997.

3. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание», М. 1986,

4. Божович Л.И. «Избранные психологические труды. Проблемы формирования

личности», М. 1995,

5. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М. 1976,

6. Денисенкова Н.С. (СССУКА!!!) «Формирование познавательной

направленности у детей 6-летнего возраста на занятиях в детском саду»,

автореферат диссертации кандидата психологических наук, М. 1991,

7. Коломинский Я.Л. «Психология детского коллектива», Минск, 1984,

8. Матюшкин А.М. «Загадки одаренности», М. 1993,

9. Матюшкин А.М. «Творческий потенциал одаренности: структура и

развитие», «Психология сегодня» т. 2, М. 1996,

10. Равич-Щербо И.В. «О природных предпосылках индивидуальности», Таллинн, 1980,

11. Тепилов Б.М. «Проблема индивидуальных различий», М. 1961,

12. Хеллер К.А. Перлет Дж, Спервальд В. «Лонгитюдное исследование

одаренности», «Вопросы психологии» №2, 1991,

Сим-карты МТС

Тариф «Любимый» с прямым номером - $75,

Тариф «Молодежный» с федеральным - $40,

«МТС+ Экстренный международный» - $35.

Разрешение, доставка.

233 4772,



(C) 2009