Научная Петербургская Академия

Реферат: Система человек-машина

Реферат: Система человек-машина

ПЛАН.

I. Введение.

II. Основная часть.

1. Особенности классификации системы «человек – машина».

2. Показатели качества системы «человек – машина».

3. Оператор в системе «человек машина».

III. Заключение.

I.Введение

Инженерная психология есть научная дисциплина, изу­чающая объективные

закономерности процессов информа­ционного взаимодействия человека и техники с

целью ис­пользования их в практике проектирования, создания и эксплуатации

СЧМ. Процессы информационного взаимо­действия человека и техники являются

предметом инже­нерной психологии.

С давних пор при создании орудий и средств труда учи­тывались те или иные

свойства и возможности человека. В начале интуитивно, а позже с привлечением

научных данных решалась задача приспособления техники к чело­веку. Однако

предметом анализа последовательно стано­вились различные свойства человека.

На первых порах основное внимание уделялось вопро­сам строения человеческого

тела и динамики рабочих дви­жений. На основе данных биомеханики и

антропометрии разрабатывались рекомендации, относящиеся лишь к форме и

размерам рабочего места человека и используемого им инструмента. Затем

объектом исследования становятся физиологические свойства работающего

человека. Реко­мендации, вытекающие из данных физиологии труда, от­носятся

уже не только к оформлению рабочего места, но и к режиму рабочего дня,

организации рабочих движений, к борьбе с утомлением. Предпринимались попытки

оце­нить различные виды труда с точки зрения тех требований, которые они

предъявляют человеческому организму.

Как самостоятельная научная дисциплина инженерная психология начала

формироваться в 40-х годах нашего века. Однако идеи о необходимости

комплексного изуче­ния человека и технических устройств высказывались

рус­скими учеными еще в прошлом столетии.

Русские ученые еще в конце прошлого века предпри­няли попытки разработать

научные и теоретические ос­новы учения о труде. Пионером в этой области

явился великий русский ученый И. М. Сеченов, который первым поставил вопрос

об использовании научных данных о чело­веке для рационализации трудовой

деятельности. И. М. Се­ченов занялся изучением роли психических процессов при

выполнении трудовых актов, поставил вопрос о формиро­вании трудовых навыков и

впервые показал, что в процессе трудового обучения изменяется характер

регуляции: функции регулятора переходят от зрения к осязанию. Он ввел понятие

активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения

работоспособности.

Инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук.

Поэтому характер­ными для нее являются черты обеих наук.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и

психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования

к отдель­ным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из

особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления

техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения

сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические

процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим,

психофизиологическим и другим свойствам человека-опе­ратора.

Научно-техническая революция привела к существен­ному изменению условий,

средств и характера трудовой деятельности. В современном производстве, на

транспорте, в системах связи, в строительстве и сельском хозяйстве все шире

применяются автоматы и вычислительная тех­ника; происходит автоматизация

многих производствен­ных процессов.

Благодаря техническому перевооружению производ­ства существенно изменяются

функции и роль человека. Многие операции, которые раньше были его

прерогати­вой, сейчас начинают выполнять машины. Однако, каких бы успехов ни

достигала техника, труд был и остается до­стоянием человека, а машины, как бы

сложны они ни были, являются лишь орудиями его труда. В процессе труда

че­ловек, используя машины как орудия труда, осуществляет сознательно

поставленные им цели.

Следовательно, с развитием и усложнением техники возрастает значение

человеческого фактора на производ­стве. Необходимость изучения этого фактора

и учета его при разработке новой техники и технологических процес­сов, при

организации производства и эксплуатации обору­дования становится все более

очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и

надежность эксплуатации создаваемой техники,

функционирование технических устройств и деятель­ность человека, который

пользуется этими устройствами в процессе Труда, должны рассматриваться во

взаимо­связи. Эта точка зрения привела к формированию понятия системы

«человек — машина" (СЧМ). Под СЧМ пони­мается система, включающая человека-

оператора (группу операторов) и машины, посредством которой осуществляется

трудовая деятельность. Машиной в СЧМ называется совокупность технических

средств, используемых челове­ком-оператором в процессе деятельности. СЧМ и

является объектом инженерной психологии.

Система «человек — машина» представляет собой частный случай управляющих

систем, в которых функ­ционирование машины и деятельность человека связаны

единым контуром регулирования. При организации взаимосвязи человека и машины

в СЧМ основная роль принадлежит уже не столько анатомическим и

физиоло­гическим, сколько психологическим свойствам человека: восприятию,

памяти, мышлению, вниманию и т. п. От пси­хологических свойств человека во

многом зависит его информационное взаимодействие с машиной.

II. Основная часть.

1. Особенности классификации системы «человек – машина».

Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и

взаимодействую­щих между собой элементов, предназначенный для реше­ния единой

задачи. Системы могут быть классифицированы по различным признакам. Одним из

них яв­ляется степень участия человека в работе системы. С этой точки зрения

различают автоматические, автоматизиро­ванные и неавтоматические системы.

Работа автоматиче­ской системы осуществляется без участия человека. В

не­автоматической системе работа выполняется человеком без применения

технических устройств. В работе автомати­зированной системы принимает участие

как человек, так и технические устройства. Следовательно, такая система

представляет собой систему «человек — ма­шина» .

На практике применяются самые разнообразные виды систем «человек — машина».

Основой их классификации могут явиться следующие четыре группы признаков:

целе­вое назначение системы, характеристики человеческого звена, тип и

структура машинного звена, тип взаимодей­ствия компонентов системы.

Целевое назначение системы оказывает определяющее влияние на многие ее

характеристики и поэтому является исходным признаком. По целевому назначению

можно вы­делить следующие классы систем:

а) управляющие, в которых основной задачей человека является управление

машиной (или комплексом);

б) обслуживающие, в которых человек контролирует состояние машинной системы,

ищет неисправности, произ­водит наладку, настройку, ремонт и т.п.;

в) обучающие, т. е. вырабатывающие у человека опре­деленные навыки

(технические средства обучения, трена­жеры и т. п.);

г) информационные, обеспечивающие поиск, накопле­ние или получение

необходимой для человека информации (радиолокационные, телевизионные,

документальные си­стемы, системы радио и проводной связи и др.);

д) исследовательские, используемые при анализе тех или иных явлений, поиске

новой информации, новых зада­ний (моделирующие установки, макеты, научно-

исследо­вательские приборы и установки).

Особенность управляющих и обслуживающих систем заключается в том, что

объектом целенаправленных воз­действий в них является машинный компонент

системы. В обучающих и информационных СЧМ направление воз­действий

противоположное — на человека. В исследова­тельских системах воздействие

имеет и ту, и другую на­правленность.

По признаку характеристики «человеческого звена» можно выделить два класса

СЧМ: а) моносистемы, в состав которых входит один человек и одно или

несколько технических устройств; б) полисистемы, в состав которых входит

некоторый коллектив людей и взаимодействующие с ним одно или комплекс

технических устройств.

Полисистемы в свою очередь можно подразделить на «паритетные» и иерархические

(многоуровневые). В пер­вом случае в процессе взаимодействия людей с

машин­ными компонентами не устанавливается какая-либо под­чиненность и

приоритетность отдельных членов коллек­тива. Примерами таких полисистем может

служить си­стема «коллектив людей — устройства жизнеобеспечения» (например,

система жизнеобеспечения на космическом корабле или подводной лодке). Другим

примером может быть система отображения информации с большим экра­ном,

предназначенная для использования коллективом операторов.

В отличие от этого в иерархических СЧМ устанавли­вается или организационная,

или приоритетная иерархия взаимодействия людей с техническими устройствами.

Так, в системе управления воздушным движением диспетчер аэропорта образует

верхний уровень управления. Следую­щий уровень — это командиры

воздушных судов, действи­ями которых руководит диспетчер. Третий уровень —

остальные члены экипажа, работающие под руководством командира корабля.

По типу и структуре машинного компонента можно вы­делить инструментальные

СЧМ, в состав которых в каче­стве технических устройств входят инструменты и

при­боры. Отличительной особенностью этих систем, как пра­вило, является

требование высокой точности выполняемых человеком операций.

Другим типом СЧМ являются простейшие человеко-машинные системы, которые

включают стационарное и не­стационарное техническое устройство (различного

рода преобразователи энергии) и человека, использующего это устройство. Здесь

требования к человеку существенно раз­личаются в зависимости от типа

устройства, его целевого назначения и условий применения. Однако их основной

особенностью является сравнительная простота функций человека.

Следующим важным типом СЧМ являются сложные человеко-машинные системы,

включающие помимо использу­ющего их человека некоторую совокупность

технологически связанных, но различных по своему функциональному назначению

аппаратов, устройств и машин, предназна­ченных для производства определенного

продукта (энергетическая установка, прокатный стан, автоматическая поточная

линия, вычислительный комплекс и т. п.). В этих системах, как правило,

связанность технологического про­цесса обеспечивается локальными системами

автоматиче­ского управления. В задачу человека входит общий кон­троль за

ходом технологического процесса, изменение режимов работы, оптимизация

отдельных процессов, на­стройка, пуск и остановка.

Еще более сложным типом СЧМ являются системотех­нические комплексы. Они

представляют собой сложную техническую систему с не полностью

детерминированными связями и коллектив людей, участвующих в ее

использо­вании. Для систем такого типа характерным является вза­имодействие

не только по цепи «человек — машина», но и по цепи «человек — человек —

машина». Другими сло­вами, в процессе своей деятельности человек

взаимодей­ствует не только с техническими устройствами, но и с дру­гими

людьми. При всей сложности системотехнических комплексов их в большинстве

случаев можно представить в виде иерархии более простых человеко-машинных

си­стем. Типичными примерами системотехнических комплек­сов различного уровня

и назначения могут служить судно, воздушный лайнер, промышленное предприятие,

вычисли­тельный центр, транспортная система и т. п.

В основу классификации СЧМ по типу взаимодействия человека и машины может

быть положена степень непре­рывности этого взаимодействия. По этому признаку

раз­личают системы непрерывного (например, система «води­тель— автомобиль») и

эпизодического взаимодействия. Последние, в свою очередь, делятся на системы

регуляр­ного взаимодействия. Примером си­стемы регулярного взаимодействия

может служить система «оператор — ЭВМ». В ней ввод информации и получение

результатов определяются характером решаемых задач, т. е. режимы

взаимодействия во времени регламентиру­ются характером и объемом вычислений.

Стохастическое эпизодическое взаимодействие имеет место в таких систе­мах,

как «оператор — система централизованного кон­троля», «наладчик — станок» и

т. п.

Рассмотренная классификация СЧМ не является един­ственно возможной. Примеры

иных подходов к решению этой задачи приводятся в специальной литературе.

Однако несмотря на большое разнообразие систем «че­ловек — машина», они имеют

целый ряд общих черт и особенностей. Эти системы являются, как правило,

динамиче­скими, целеустремленными, самоорганизующимися, адап­тивными.

Системы «человек — машина» относятся к классу слож­ных динамических систем,

т. е. систем, состоящих из взаи­мосвязанных и взаимодействующих элементов

различной природы и характеризующихся изменением во времени состава структуры

и взаимосвязей. Из этого следуют характерные особенности, присущие СЧМ как

сложной ди­намической системе:

разветвленность структуры (или связей) между эле­ментами (человеком и

машиной); разнообразие природы элементов (в состав СЧМ могут входить человек,

коллектив людей, автоматы, машины, комплексы машин и т.д.);

перестраиваемость структуры и связей между элемен­тами (например, при

нормальном ходе технологического процесса оператор лишь следит за ходом его

протекания, т. е. включен в контур управления как бы параллельно; при

отклонении от нормы оператор берет управление на себя, т. е. включается в

контур управления последова­тельно);

автономность элементов, т. е. способность их автономно выполнять часть своих

задач.

Системы «человек — машина» относятся также к клас­су целеустремленных систем.

В общем случае считается, что система действует целеустремленно, если она

продол­жает преследовать одну и ту же цель, изменяя свое поведе­ние при

изменении внешних условий. Существен­ной особенностью целеустремленных систем

является их способность получать одинаковые результаты различными способами.

Системы этого класса могут изменять свои за­дачи; они выбирают как сами

задачи, так и средства их реализации. Целеустремленность СЧМ обусловлена тем,

что в нее включен человек. Именно он ставит цели, опреде­ляет задачи и

выбирает средства достижения цели.

Системы «человек — машина» можно рассматривать и как адаптивные системы.

Свойство адаптации заключа­ется в приспособлении СЧМ к изменяющимся условиям

работы, в изменении режима функционирования в соответ­ствии с новыми

условиями. Для повышения эффективно­сти СЧМ необходимо предусмотреть

возможность адапта­ции как внутри самой системы, так и по отношению к

внеш­ней среде. До недавнего времени свойство адаптации СЧМ реализовалось

благодаря приспособительным' возможностям человека, гибкости и пластичности

его поведения, возможности его изменения в зависимости от конкретной

обстановки. В настоящее время, как отмечалось в гл. 1, на повестку дня

ставится вопрос о создании СЧМ, в кото­рых свойство адаптации реализуется

путем соответствую­щего технического обеспечения. Речь идет о создании та­ких

технических средств, которые могут изменять свои параметры и условия

деятельности в зависимости от теку­щего конкретного психофизиологического

состояния чело­века и показателей эффективности его деятельности.

И наконец, системы «человек — машина» можно отне­сти к классу

самоорганизующихся систем, т. е. систем, спо­собных к уменьшению энтропии

(неопределенности) после вывода их из устойчивого, равновесного состояния под

действием различного рода возмущений. Это свойство ста­новится возможным

благодаря целенаправленной деятель­ности человека, способности его

планировать свои дей­ствия, принимать правильные решения и реализовывать их в

соответствии с возникшими обстоятельствами. Спо­собность к адаптации и

самоорганизации обусловливает такое важное свойство систем «человек —

машина», каким является их живучесть.

Из всего сказанного видно, что рассмотренные особен­ности СЧМ определяются

наличием в их составе человека, его возможностью правильно решать возникающие

задачи в зависимости от конкретных условий и обстановки. Это лишний раз

показывает, что исходным пунктом анализа и описания СЧМ должна быть

целесообразная деятельность человека.

На основании вышеизложенного можно в общих чертах охарактеризо­вать некоторые

важнейшие принципы системного подхода к изучению СЧМ. Суть их сводится к

следующему.

1. Возможно более полное и точное определение назна­чения системы, ее целей и

задач. Это требует, в свою оче­редь, анализа состава и значимости отдельных

целей, под­целей и задач; определения возможности их осуществи­мости и

требуемых для этого средств и ресурсов; опре­деления показателей

эффективности и целевой функ­ции СЧМ.

2. Исследование структуры системы, и прежде всего состава входящих в нее

компонентов, характера межкомпонентных связей и связей системы с внешней

средой, про­странственно-временной организации компонентов системы и их

связей, границ системы, ее изменчивости и осо­бенностей на различных стадиях

существования (жизнен­ного цикла).

3. Последовательное изучение характера функциони­рования системы, в том

числе: всей системы в целом, от­дельных подсистем в пределах целого,

изменчивости функ­ций и их особенностей на разных стадиях существования

системы.

4. Рассмотрение системы в динамике, в развитии, т. е. на различных этапах ее

жизненного цикла: при проектиро­вании, производстве и эксплуатации.

На последнем из этих принципов следует остановиться особо. В ряде случаев

рамки инженерной психологии не­правомерно суживают, отводя ей лишь роль

проектировоч­ной дисциплины. Проекти­ровочная сущность инженерной психологии

приобретает в настоящее время решающее значение. Однако только ею не

ограничивается проблематика инженерной психологии. Для того чтобы были

реализованы все потенциальные воз­можности систем «человек — машина»,

необходим также правильный учет инженерно-психологических требований в

процессе их производства и эксплуатации. Это приводит к необходимости

создания единой системы инженерно-психологического обеспечения систем

«человек — ма­шина» на всех этапах их жизненного цикла.

Под инженерно-психологическим обеспечением пони­мается весь комплекс

мероприятий, связанных с организа­цией учета человеческого фактора в процессе

проектиро­вания, производства и эксплуатации СЧМ. Проблема инже­нерно-

психологического обеспечения имеет два основных аспекта: целевой и

организационно-методический (табл. 3.1). Первый из них связан с

непосредственным выполнением работ по учету человеческого фактора на каждом

из этапов жизненного цикла СЧМ; его содержание целиком и пол­ностью

определяется проблематикой инженерной психо­логии. Второй аспект связан с

орга­низационно-методическим обеспечением работ по учету человеческого

фактора.

Содержание инженерно-психологического обеспечения СЧМ

Этап жизненного циклаАспект инженерно-психологического обеспечения
целевойорганизационно-методический
Проекти­рованиеОпределение функций че­ловека в проектируемой СЧМ и оценка его психофи­зиологических возможностей по их выполнению (инже­нерно-психологическое про­ектирование)Разработка нормативных и справочно-методических материалов по инженерно-психологическому проекти­рованию деятельности опе­ратора. Организация труда коллек­тива проектировщиков
Производ­ствоУчет психофизиологиче­ских свойств человека в про­цессе производства (усло­вия труда, режимы труда и отдыха, взаимосвязи опера­торов в групповой деятель­ности и т. п.)

Разработка нормативных и справочно-методических

материалов по учету челове­ческого фактора в процессе производства

Эксплуа­тация

Учет психофизиологиче­ских возможностей челове­ка при эксплуатации тех­ники (профессиональный отбор, обучение, трениров-•гки, формирование оператор­ских коллективов, организа­ция их труда)

Разработка методик по профессиональному отбору (если это необходимо) и под­готовке операторов, подбору коллективов, организации труда. Разработка норма­тивных документов, регла­ментирующих применение этих методик

Он включает в себя разработку необходимых справочно-методических материалов,

с по­мощью которых можно выполнять эти работы, а также разработку нормативных

документов, регламентирующих (в частности, утверждающих) степень и полноту

учета че­ловеческого фактора при проектировании, производстве и эксплуатации

СЧМ.

При отсутствии таких документов проведение работ по учету человеческого

фактора не будет являться обязательным мероприятием, и поэтому задача

инженерно-психологического обеспечения не может счи­таться полностью

решенной.

2. Показатели качества системы «человек – машина».

Любая СЧМ призвана удовлетворять те или иные по­требности человека и

общества. Для этого она должна обладать определенными свойствами, которые

заклады­ваются при проектировании СЧМ и реализуются в про­цессе эксплуатации.

Под свойством СЧМ понимается ее объективная способность, проявляющаяся в

процессе эксплуатации. Количественная характеристика того или иного свойства

системы, рассматриваемого применительно к определенным условиям ее создания

или эксплуатации, носит назва­ние показателя качества СЧМ.

В нашей стране разработана определенная номенкла­тура показателей качества

промышленной продукции. Она включает в себя 8 групп показателей, с помощью

кото­рых можно количественно оценивать различные свойства продукции. К ним

относятся: показатели назначения, на­дежности и долговечности,

технологичности, стандартиза­ции и унификации, а также эргономический,

эстетический, патентно-правовой и экономический показатели.

Не рассматривая подробно все показатели, остановимся лишь на тех из них,

которые влияют на деятельность чело­века в СЧМ или зависят от результатов его

деятельности.

Быстродействие (время цикла регулирования Tц) опре­деляется

временем прохождения информации по замкну­тому контуру «человек — машина»:

k

Тц=∑ ti

i=1

где Tц — время задержки (обработки) информации в i-м звене СЧМ; k

число последовательно соединенных звеньев СЧМ; в качестве их могут

выступать как техниче­ские звенья, так и операторы.

Надежность характеризует безошибочность (правиль­ность) решения стоящих

перед СЧМ задач. Оценивается она вероятностью правильного решения задачи,

которая, по статистическим данным, определяется отношением

Pпр=1 – mош / N

где mош и N соответственно число ошибочно решенных и общее

число решаемых задач.

Важной характеристикой деятельности оператора яв­ляется также точность

его работы. На этой характеристике следует остановиться особо, ибо в ряде

случаев происхо­дит некоторое смешение ее с надежностью. В каче­стве исходного

понятия для определения обеих характери­стик используется понятие «ошибка

оператора», для расчета обеих характеристик предлагаются одинаковые фор­мулы и

т. д. Фактически же надежность и точность пред­ставляют собой различные

показатели, характеризующие разные стороны деятельности оператора. Правильное

тол­кование обоих этих показателей дается в работе.

Под точностью работы оператора следует понимать сте­пень отклонения

некоторого параметра, измеряемого, уста­навливаемого или регулируемого

оператором, от своего истинного, заданного или номинального значения.

Коли­чественно точность работы оператора оценивается величи­ной погрешности,

с которой оператор измеряет, устанавли­вает или регулирует данный параметр:

Y= Iн - Iоп

где Iн — истинное или номинальное значение параметра; Iоп

— фактически измеряемое или регулируемое операто­ром значение этого параметра.

Величина погрешности может иметь как положитель­ный, так и отрицательный

знак. Понятия ошибки и погреш­ности не тождественны между собой: не всякая

погреш­ность является ошибкой. До тех пор пока величина погрешности не

выходит за допустимые пределы, она не является ошибкой, и только в противном

случае ее следует считать ошибкой и учитывать также при оценке надежности.

Понятие погрешности наиболее важно для тех случаев, когда измеряемый или

регулируемый оператором параметр представляет непрерывную величину. Так,

например, мож­но говорить о точности определения координат самолета

оператором радиолокационной станции и т. д.

В работе оператора следует различать случайную и си­стематическую

погрешности. Случайная погрешность опе­ратора оценивается величиной

среднеквадратической по­грешности, систематическая погрешность — величиной

математического ожидания отдельных погрешностей. Ме­тоды их определения

приведены в работах.

Своевременность решения задачи СЧМ оценивается вероятностью того, что

стоящая перед СЧМ задача будет решена за время, не превышающее допустимое:

Тдоп

Рсв = Р {Тц < Тдоп} = © φ (Т) dT,

0

где φ (Т) функция плотности времени решения задачи

системой «человек — машина».

Эта же вероятность по статистическим данным оцени­вается по выражению

Рсв= 1 – mнс / N

где mнс — число несвоевременно решенных СЧМ задач.

При определении величин mош и mнс, а следовательно, и при

оценке вероятностей Pпр и Рсв не имеет значения, за счет

каких причин (некачественной работы машины или некачественной деятельности

оператора) неправильно или несвоевременно решена задача системой «человек —

ма­шина».

Поскольку большинство СЧМ работают в рамках опре­деленных временных ограничений,

то несвоевременное решение задачи приводит к недостижению цели, стоящей перед

системой «человек — машина». Поэтому в этих слу­чаях в качестве общего

показателя надежности исполь­зуется вероятность правильного (Рпр) и

своевременного (Рсв) решения задачи

Рсмч= PпрРсв ,

Такой показатель используется, например, при приме­нении обобщенного

структурного метода оценки надежно­сти СЧМ [см. 31].

Безопасность труда человека в СЧМ оценивается веро­ятностью безопасной работы

n

Рсчм= 1 - ∑ Pвоз I Pош I ,

i=1

где Рвоз i вероятность возникновения опасной или

вред­ной для человека производственной ситуации i-го типа; РОШ

i — вероятность неправильных действий оператора в i-й ситуации; n —

число возможных травмоопасных ситуаций.

Опасные и вредные ситуации могут создаваться как тех­ническими причинами

(неисправность машины, аварийная ситуация, неисправность защитных сооружений),

так и нарушениями правил и мер безопасности со стороны лю­дей. При этом, в

условиях автома­тизированного производства, когда контакт человека с ра­бочими

частями машин и оборудования сравнительно неве­лик, большая роль в

возникновении опасных и вредных для человека ситуаций принадлежит

психофизиологическим факторам. Их влияние также нужно учитывать при

опреде­лении показателя Рбт.

Степень автоматизации СЧМ характеризует относи­тельное количество

информации, перерабатываемой авто­матическими устройствами. Эта величина

определяется по формуле

Ka= 1 – Ноп / Нсмч ,

где Ноп количество информации, перерабатываемой опе­ратором;

Нсчм — общее количество информации, цирку­лирующей в системе

«человек — машина».

Для каждой СЧМ существует некоторая оптимальная степень автоматизации (ko

пт), при которой эффективность СЧМ становится максимальной. При этом чем

сложнее СЧМ, тем больше потери эффективности из-за неправильного выбора степени

автоматизации. Это видно из сравнения кривых 1 и 2 на рис. Оптимальная

сте­пень автоматизации устанавливается в процессе решения задачи распределения

функций между человеком и ма­шиной.

Реферат: Система человек-машина

Зависимость эффективности СЧМ от сте­пени автоматизации: 1 — для простых

систем; 2 для сложных систем

Экономический показатель характеризует полные за­траты на систему

«человек — машина». В общем случае эти затраты складываются из трех

составляющих: затрат на создание (изготовление) системы Си, затрат

на подго­товку операторов Соп и эксплуатационных расходов Сэ

. По отношению к процессу эксплуатации затраты Си и Соп

являются, как правило, капитальными. Тогда полные при­веденные затраты в СЧМ

определяются выражением

Wсчм=Сэ + Ен(Соп + Си),

где Ен — нормативный коэффициент экономической эффек­тивности

капитальных затрат.

При заданной величине Wсчм путем перераспределения затрат между

отдельными составляющими Си, Соп и Сэ можно

получить различные значения общей эффективно­сти СЧМ. И, наоборот, заданная

эффективность СЧМ мо­жет быть обеспечена с помощью различных затрат в

зависимости от распределения их между отдельными состав­ляющими. Методы

технико-экономической оптимизации СЧМ (получение заданной эффективности при

минимуме Wсчм или получение максимума эффективности при задан­ной

величине Wсчм) путем перераспределения затрат Си, С

оп и Сэ .

Большое значение при анализе и оценке СЧМ имеют эргономические показатели.

Они учитывают совокупность специфических свойств системы «человек — машина»,

обеспечивающих возможность осуществления в ней дея­тельности человека (группы

людей). Эргономические по­казатели представляют собой иерархическую

структуру, включающую в себя целостную эргономическую характе­ристику

(эргономичность СЧМ), комплексные (управляе­мость, обслуживаемость,

освояемость и обитаемость СЧМ), групповые (социально-психологические,

психологические, физиологические, антропометрические, гигиенические) и

единичные показатели.

С помощью рассмотренных показателей можно оценить одно или несколько

однотипных свойств СЧМ. Иногда их может оказаться недостаточно для решения

инженерно-психологических задач (например, при выборе одного из нескольких

конкурирующих вариантов СЧМ). В этом слу­чае нужно дать интегральную оценку

качества системы «человек — машина» как совокупности всех ее основных

свойств. Для этого используется понятие эффективности СЧМ, под которой

понимается степень приспособленности системы к выполнению возложенных на нее

функций. При определении эффективности СЧМ необходимо учесть сле­дующие

правила: для получения полной интегральной оценки следует учитывать всю

совокупность частных показателей каче­ства СЧМ;

частные показатели должны входить в общую оценку с некоторым «весом»,

характеризующим их важность в данной системе;

поскольку частные показатели имеют различный физи­ческий смысл и измеряются в

разных величинах, они дол­жны быть приведены к безразмерному и нормированному

относительно некоторого эталона виду.

При этом следует отметить, что все частные показа­тели с точки зрения их

влияния на эффективность могут быть повышающими (надежность, безопасность,

своевре­менность и т. п.) или понижающими (затраты, время решения задачи и

др.)- Поэтому нормирование производится следующим образом:

для повышающих показателей

Эi= Ei / Emax i

для понижающих показателей

Эi= Ei / Emin i

где Эi и Ei — соответственно нормированное и абсолютное

значение i-го частного показателя; Emax i и emin

i — макси­мальное (минимальное) значение

i-гo частного показа­теля, которое имеет существующая или проектируемая

аналогичная система.

Эффективность системы представляется как некоторая совокупность частных

показателей. Чаще всего применя­ется аддитивная функция

n

Эсчм= ∑ ai Эi

i=1

где аi- — «весовые» коэффициенты, сумма которых должна быть равна

единице; n число учитываемых частных по­казателей.

При выполнении рассмотренных условий величина Эcчм

принимает значения в пределах от нуля до единицы и пред­ставляет собой

своеобразный «коэффициент полезного действия» системы «человек — машина».

3. Оператор в системе «человек машина».

Как уже отмечалось, независимо от степени автомати­зации СЧМ, человек

остается главным звеном системы «человек — машина». Именно он ставит цели

перед систе­мой, планирует, направляет и контролирует весь процесс ее

функционирования. Поэтому деятельность оператора является исходным пунктом

инженерно-психологического анализа и изучения СЧМ. Деятельность оператора

имеет ряд особенностей, определяемых следующими тенденци­ями развития

современного производства.

1. С развитием техники увеличивается число объектов (и их параметров),

которыми необходимо управлять. Это усложняет и повышает роль операций по

планированию и организации труда, по контролю и управлению производ­ственными

процессами.

2. Развиваются системы дистанционного управления. Человек все более удаляется

от управляемых объектов, о динамике их состояния он судит не по данным

непосред­ственного наблюдения, а на основании восприятия сигна­лов от

устройств отображения информации, имитирую­щих реальные производственные

объекты. Осуществляя дистанционное управление, человек получает необходимую

информацию в закодированном виде (т. е. в виде показа­ний счетчиков,

индикаторов, измерительных приборов и т. д.), что обусловливает необходимость

декодирования и мысленного сопоставления полученной информации с со­стоянием

реального управляемого объекта.

3. Увеличение сложности и скорости течения производ­ственных процессов

выдвигает повышенные требования к точности действий операторов, быстроте

принятия реше­ний в осуществлении управленческих функций. В значи­тельной

мере возрастает степень ответственности за совер­шаемые действия, поскольку

ошибка оператора при выпол­нении даже самого простого акта может привести к

нару­шению работы всей системы «человек — машина», создать аварийную ситуацию

с угрозой для жизни работающих людей. Поэтому работа оператора в современных

чело­веко-машинных комплексах характеризуется значитель­ными увеличениями

нагрузки на нервно-психическую дея­тельность человека, в связи с чем по-иному

ставится проб­лема критериев тяжести операторского труда. Основным критерием

становится не физическая тяжесть труда, а его нервно-психическая

напряженность.

4. В условиях современного производства изменяются условия работы человека.

Для некоторых видов деятельно­сти оператора характерно ограничение

двигательной ак­тивности, которое не только проявляется в общем умень­шении

количества мышечной работы, но и связано с преи­мущественным использованием

малых групп мышц. Иногда оператор должен выполнять работу в условиях изоляции

от привычной социальной среды, в окружении приборов и индикаторов. И если эти

устройства спроектированы без учета психофизиологических особенностей

оператора либо выдают ему ложную и искаженную информацию, то воз­никает

ситуация, которую образно называют «конфлик­том» человека с приборами .

5. Повышение степени автоматизации производствен­ных процессов требует от

оператора высокой готовности к экстренным действиям. При нормальном

протекании про­цесса основной функцией оператора является контроль и

наблюдение за его ходом. При возникновении нарушений оператор должен

осуществить резкий переход от монотон­ной работы в условиях «оперативного

покоя» к активным, энергичным действиям по ликвидации возникших отклоне­ний.

При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать

большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. Это

приводит к возникновению сенсорных, эмоциональных и интеллек­туальных

перегрузок.

Рассмотренные особенности операторского труда поз­воляют выделить его в

специфический вид профессиональ­ной деятельности, в связи с чем для его

изучения, анализа и оценки недостаточно классических методов, разработан­ных

психологией и физиологией труда и используемых для оптимизации различных

видов работ, не связанных с ди­станционным управлением по приборам.

Деятельность оператора в системе «человек — ма­шина» может носить самый

разнообразный характер. Не­смотря на это, в общем виде она может быть

представлена в виде четырех основных этапов.

1. Прием информации. На этом этапе осуществляется восприятие поступающей

информации об объектах управ­ления и тех свойствах окружающей среды и СЧМ в

целом, которые важны для решения задачи, поставленной перед системой «человек

— машина». При этом осуществляются такие действия, как обнаружение сигналов,

выделение из их совокупности наиболее значимых, их расшифровка и

декодирование; в результате у оператора складывается предварительное

представление о состоянии управляемого объекта: информация приводится к виду,

пригодному для оценки и принятия решения.

2. Оценка и переработка информации. На этом этапе производится сопоставление

заданных и текущих (реаль­ных) режимов работы СЧМ, производится анализ и

обоб­щение информации, выделяются критичные объекты и си­туации и на

основании заранее известных критериев важ­ности и срочности определяется

очередность обработки информации. Качество выполнения этого этапа во многом

зависит от принятых способов кодирования информации и возможностей оператора

по ее деко­дированию. На данном этапе оператором могут выпол­няться такие

действия, как запоминание информации, из­влечение ее из памяти, декодирование

и т. п.

3. Принятие решения. Решение о необходимых дейст­виях принимается на основе

проведенного анализа и оценки информации, а также на основе других известных

све­дений о целях и условиях работы системы, возможных спо­собах действия,

последствиях правильных и ошибочных решений и т. д. Время принятия решения

существенным образом зависит от энтропии множества решений. Если же каждому

состоянию объекта могут быть поставлены в соответствие несколько решений, то

при расчете энтропии нужно учесть еще и сложность выбора из множества

возможных решений необходимого.

4. Реализация принятого решения. На этом этапе осу­ществляется приведение

принятого решения в исполнение путем выполнения определенных действий или

отдачи соот­ветствующих распоряжений. Отдельными действиями на этом этапе

являются: перекодирование принятого решения в машинный код, поиск нужного

органа управления, дви­жение руки к органу управления и манипуляция с ним

(на­жатие кнопки, включение тумблера, поворот рычага и т. п.). На каждом из

этапов оператор совершает самокон­троль собственных действий. Этот

самоконтроль может быть инструментальным или неинструмеитальным. В пер­вом

случае оператор проводит контроль своих действий с помощью специальных

технических средств (например, с помощью специальных индикаторов контролирует

пра­вильность набора информации). Во втором случае кон­троль ведется без

применения технических средств. Он осуществляется путем визуального осмотра,

повторения отдельных действий и т. п. Проведение любого вида само­контроля

способствует повышению надежности работы оператора.

На качество и эффективность выполнения каждого из рассмотренных этапов

оказывает влияние целый ряд фак­торов. Так, например, качество приема

информации зави­сит от вида и количества индикаторов, организации

ин­формационного поля, психофизических характеристик предъявляемой информации

(размеров изображений, их светотехнических характеристик, цветового тона и

цвето­вого контраста).

На оценку и переработку информации влияют такие факторы, как способ

кодирования информации, объем ее отображения, динамика смены информации,

соответствие ее возможностям памяти и мышления оператора.

Эффективность принятия решения определяется сле­дующими факторами: типом

решаемой задачи, числом и сложностью проверяемых логических условий,

слож­ностью алгоритма и количеством возможных вариантов решения.

Выполнение управляющих движений зависит от числа органов управления, их типа

и способа размещения, а также от большой группы характеристик, определяющих

степень удобства работы с отдельными органами управления (раз­мер, форма,

сила сопротивления и т.д.).

Первые два этапа в совокупности называют иногда получением информации,

последние два этапа — ее реа­лизацией. Из проведенного описания видно, что

получение информации включает в себя как бы два уровня, поскольку текущая

информация передается оператору через систему технических устройств. Он, как

правило, не имеет возмож­ности непосредственно наблюдать за объектом

управления (во всяком случае эта возможность ограничена), а полу­чает

необходимую информацию со средств отображения в закодированном виде. С их

помощью формируется ин­формационная модель объекта управления.

Поэтому на первом уровне получения информации про­исходит восприятие

оператором информационной модели, т. е. восприятие физических явлений,

выступающих в роли носителей информации (положение стрелки на шкале

из­мерительного прибора, комбинация знаков на экране элек­тронно-лучевой

трубки, мигание лампочки, звук и т. п.). После этого на втором уровне

осуществляется декодиро­вание воспринятых сигналов и формирование на этой

ос­нове некоторой «умственной картины» управляемого про­цесса и условий, в

которых он протекает. Такую «умствен­ную картину» в инженерной психологии

принято называть концептуальной моделью '. Она дает возможность опера­тору

соотнести в единое целое различные части управляе­мого процесса и затем на

основе принятого решения осу­ществить эффективные управляющие действия, т. е.

пра­вильно реализовать полученную информацию.

Деятельность оператора, как отмечалось в начале дан­ного параграфа, имеет

целый ряд специфических особен­ностей. Поэтому успешное ее выполнение

предполагает определенный уровень развития психических процессов. Основными

из них являются восприятие, внимание, па­мять, представление и др..

До сих пор нами рассматривались общие черты деятель­ности оператора. Однако

наряду с ними можно выделить и различные виды операторского труда, каждый из

кото­рых характеризуется своими частными особенностями.

Оператор-технолог непосредственно включен в техно­логический процесс. Он

работает в основном в режиме немедленного обслуживания. Преобладающими в его

дея­тельности являются управляющие действия. Выполнение действий

регламентируется обычно инструкциями, которые содержат, как правило, почти

полный набор ситуаций и решений. К этому виду относятся операторы

технологиче­ских процессов, автоматических линий, операторы по при­ему и

переработке информации и т. п.

Оператор-наблюдатель (контролер) является класси­ческим типом оператора, с

изучения деятельности которого и началась инженерная психология. Важное

значение для деятельности такого оператора имеют информационные и

концептуальные модели, а также процессы принятия решения. Управляющие

действия контролера (по сравне­нию с оператором первого типа) несколько

упрощены. Опе­ратор-наблюдатель может работать в режиме отстрочен­ного

обслуживания. Такой тип деятельности является мас­совым для систем,

работающих в реальном масштабе времени (операторы радиолокационной станции,

диспет­черы на различных видах транспорта и т.д.).

Оператор-исследователь в значительно большей сте­пени использует аппарат

понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальную модель. Органы

управле­ния играют для него еще меньшую роль, а «вес» информа­ционных

моделей, наоборот, существенно увеличивается. К таким операторам относятся

пользователи вычислитель­ных систем, дешифровщики различных объектов

(обра­зов) и т. д.

Оператор-руководитель в принципе мало отличается от предыдущего типа, но для

него механизмы интеллектуаль­ной деятельности играют главенствующую роль. К

таким операторам относятся организаторы, руководители раз­личных уровней,

лица, принимающие ответственные реше­ния в человеко-машинных комплексах и

обладающие инту­ицией, знанием и опытом.

Для деятельности оператора-манипулятора большое значение имеет сенсомоторная

координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и

мотор­ные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют

для него главенствующее значение, в деятельности используется также аппарат

понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипуля­тора входит

управление роботами, манипуляторами, ма­шинами-усилителями мышечной энергии

человека (станки, экскаваторы, транспортные средства и т. п.).

Рассмотренные ранее общие психологические качества операторов и степень их

проявления могут теперь быть дифференцированы в зависимости от вида

деятельности оператора. Так, оператору-руководителю в первую очередь

необходимы: высокая помехоустойчивость при восприятии слуховой и зрительной

информации; способность к аб­страктному мышлению, обобщению, конкретизации,

мыш­лению вероятностными категориями; критичность мыш­ления.

В отличие от этого требования к оператору-манипуля­тору будут иные. К ним

относятся: высокая чувствитель­ность и помехоустойчивость при восприятии

различных видов информации, способность к устойчивой моторной ра­боте в

максимальном темпе, высокая мышечно-суставная чувствительность.

Аналогичные требования могут быть разработаны и для операторов других типов.

Все их нужно учитывать при проектировании деятельности и профессиональном

отборе операторов.

III. Заключение.

Инженерная психология, являющаяся особой науч­ной дисциплиной, пограничной

для технических и психо­логических наук, возникла как ответ на нужды научно-

технического прогресса. Ее объектом являются системы «человек — машина», а

предметом — процессы информа­ционного взаимодействия человека и техники.

Создание новых образцов техники и новых техноло­гических процессов неизбежно

сопровождается измене­ниями требований к человеку как субъекту труда;

изме­няются орудия и условия труда, формируются новые виды трудовой

деятельности. Каждый новый шаг в развитии техники и технологии порождает и

новые проблемы, тре­бующие инженерно-психологического исследования. Это

значит, что инженерная психология есть наука непрестанно развивающаяся. Ее

развитие органически связано с научно-техническим прогрессом. С ходом научно-

техни­ческого прогресса роль инженерной психологии возра­стает.

В современном обществе инженерная психоло­гия, как и все другие науки,

поставлена на службу чело­веку труда. Главная задача инженерной психологии —

это разработка оптимальных методов и средств разреше­ния противоречий между

технологическими процессами и техникой, с одной стороны, и трудовой

деятельностью человека — с другой, возникающих в процессе развития

производства. Ее цель — повышение производительности труда путем гуманизации

техники и технологии.

Список литературы.

1. Основы инженерной психологии. / под ред. Ломова. М 1986г.

2. А.Н. Леонтьев / Лекции по общей психологии. / М. 2000г.



(C) 2009