Научная Петербургская Академия

Реферат: Пубертатный кризис

Реферат: Пубертатный кризис

Кризис 13 – 17 лет.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями

условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии

организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,

сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и

способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.

Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм

взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается из

дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в

группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные

совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от

совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.

Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи

интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые

позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со

сверстниками.

В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы

самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности

к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой

жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и

психологически, и социально. Он объек­тивно не может включиться во взрослую

жизнь, но стре­мится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая

позиция проявляется в разных сферах, чаще все­го — во внешнем облике, в

манерах/. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных

недоразумений и даже конфлик­тов в семье . Подросток стремится внешне ничем

не отличаться от сверстников. Желание слиться с груп­пой, ничем не

выделяться, отвечающее потребности в эмо­циональной безопасности, психологи

рассматривают как механизм психологической защиты и называют социаль­ной

мимикрией.

Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по

линии развлечений, ро­мантических отношений. Независимо от содержания этих

отношений копируется «взрослая» форма: свидания, за­писки, дискотеки и т.п.

Одновременно с внешними, объективными проявлени­ями взрослости возникает и

чувство взрослости — отно­шение подростка к себе как к взрослому,

ощущение и осоз­нание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта

субъек­тивная сторона взрослости считается центральным ново­образованием

младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).

Чувство взрослости, являясь особой формой самосозна­ния, не жестко связано с

процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не

становится ос­новным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что

высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его

маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и

тре­бует от окружающих признания этого факта.

Как проявляется чувство взрослости подростка? Преж­де всего, в желании, чтобы

все — и взрослые, и сверстни­ки — относились к нему не как к маленькому, а

как к взрос­лому. Он претендует на равноправие в отношениях со стар­шими и

идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости

проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые

сторо­ны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается вопросов

внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае

отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних

зада­ний и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные

вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром

отстаивает их (будь то при­страстие к какому-то направлению в современной

музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на нео­добрение

окружающих. Поскольку в подростковом возрас­те все нестабильно, взгляды могут

измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения

ре­бенок будет столь же эмоционально.

Чувство взрослости связано с этическими нормами по­ведения, которые усваиваются

детьми в это время. Появля­ется моральный «кодекс», предписывающий подросткам

четкий стиль поведения в дружеских отношениях со свер­стниками Чувство

взрослости становится центральным новообра­зованием младшего подросткового

возраста, а к концу пе­риода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг

в развитии своего самосознания. После поисков себя, лич­ностной нестабильности

у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных

представлений а себе, образов «Я».

Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внут­реннему миру, а затем

происходит постепенное усложне­ние и углубление самопознания. Подросток

открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связан­ные

с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им

пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и

представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают дру­зья, в

которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сход­ства, и отчасти близкие и

взрослые. Личностная рефлек­сия, потребность разобраться в себе самом порождают

и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести

именно в этот период, стихи и фантазии.

Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в само­копание, приводит к

недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой

по своему об­щему уровню и неустойчивой.

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно

наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток

чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совер­шенно

незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что

усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость

час­то сочетается с грубостью.

С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте

склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые

чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных

вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.

Образы «Я», которые создает в своем сознании подрос­ток, разнообразны — они

отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о

собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способно­стях

в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах,

соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое реальное «Я».

Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного

(познавательного) компонен­та «Я-концепции». С ним связаны еще два —

оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, ка­кой он

есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.

Оценка своих качеств зави­сит от системы ценностей, сложившейся главным

образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подрост­ки поэтому по-

разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической

силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определен­ный

стиль поведения. Девочка, считающая себя очарова­тельной, держится совсем

иначе, чем ее сверстница, кото­рая находит себя некрасивой, но очень умной.

Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдель­ные его черты обычно

диссонируют, сочетание разных об­разов «Я» негармонично. Неустойчивость,

подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового воз­раста

приводит к изменчивости представлений о себе. Иног­да случайная фраза,

комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же

образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или

поступок самого подростка ему противоречит, час­то включаются механизмы

психологической защиты. Допу­стим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.

Рассог­ласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать

такие болезненные переживания, что, из­бавляясь от них, он начинает убеждать

всех, и прежде все­го себя, что этот поступок был разумным, его требовали

обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (меха­низм рационализации);

или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели — трусы, каждый

поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.

Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При

высоком уровне притязаний и недоста­точном осознании своих возможностей

идеальное «Я» мо­жет слишком сильно отличаться от реального. Тогда

пере­живаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим

положением приводит к неуверен­ности в себе, что внешне может выражаться в

обидчивос­ти, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ пред­ставляется

достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том,

какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе

жела­тельные качества.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у

подростка развивается саморегуля­ция. Разумеется, далеко не все они способны

проявить на­стойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно про­двигаться к

созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская

надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг

нокау­тирует первого в классе силача и нахала, а троечник блес­тяще напишет

контрольную работу. Вместо того чтобы дей­ствовать, подростки погружаются в

мир фантазий.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о

себе стабилизируются и обра­зуют целостную систему — «Я-концепцию». У части

детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте.

Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. Подросток

обладает сильными, иногда гипертрофиро­ванными потребностями в

самостоятельности и в обще­нии со сверстниками. Подростковая

самостоятельность вы­ражается в основном в стремлении к эмансипации от

взрос­лых, освобождении от их опеки, контроля, а также в раз­нообразных

увлечениях — неучебных занятиях. Эти потреб­ности так ярко проявляются в

поведении, что говорят о «подростковых реакциях».

Увлечения сильные, часто сменяющие друг друга, иногда

«запойные» — характерны для подросткового воз­раста. Считается, что

подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе

занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельно­сти, и

познавательную потребность, и некоторые другие.

Именно в этот период появляется потребность в серьез­ной самостоятельной

деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного

обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к

переходу учебной деятельности на более вы­сокий уровень. Учение может

приобрести новый личност­ный смысл стать деятельностью по самообразованию и

са­мосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с интенсив­ным

становлением в данном возрасте типа характера. Общение со сверстниками - у

подростков столь же эмоци­онально, что и увлечения. Общение пронизывает всю

жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на не­учебные занятия, и

на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится

интимно-личност­ное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение

возможно при дружеских отношениях. Подростковая друж­ба — сложное, часто

противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и

лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понима­ния и

принятия своих собственных переживаний и устано­вок. Отношения со взрослыми

прежде всего с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков.

Влияние родителей уже ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в

младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение

сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчи­ками

и девочками, в вопросах, связанных с развлечения­ми, молодежной модой,

современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им

соци­альных проблем, нравственные оценки событий и поступ­ков зависят в первую

очередь от позиции родителей.

В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от

близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они

испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в пра­вах. То,

как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным

образом от стиля воспи­тания, сложившегося в семье, и возможностей родителей

перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.

Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная

нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения,

аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабилъностии, связанной с

процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.

Но личностная нестабильность — это больше, чем ко­лебания эмоционального

фона. Для подростка характер­на нравственная неустойчивость. Нормам, правилам

поведе­ния большинство подростков следует для того, чтобы оп­равдать ожидания

значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их

одобрение. Ориен­тация на оправдание ожиданий, одобрение или на автори­тет и

определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних

влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди

сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних ста­новится

определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети

совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых

поз­же могут жалеть.

Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их

самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела

на перемене девочка — и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше.

О личностной нестабильности подростка судят и по ре­альному проявлению у него

совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости

его характе­ра и устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка

стремление быть признанным и уважаемым дру­гими сочетается с показной

независимостью и бравирова­нием своими недостатками, застенчивость — с

развязнос­тью, сентиментальность — с черствостью, чувственное фантазирование —

с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким же, как все, и пытается

выделиться, отличиться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми

правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров.

Список Литературы.

1. Р.С. Немов – Психология обазования.

2. Л.С. Выготский – Психолгия.



(C) 2009