Реферат: Пубертатный кризис
Кризис 13 – 17 лет.
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями
условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии
организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми,
сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и
способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости.
Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм
взрослого человека. Центр духовной и физической жизни ребенка перемещается из
дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в
группах сверстников строится на более серьезных, чем развлекательные
совместные игры, делах, охватывающих диапазон видов деятельности, от
совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает уже будучи
интеллектуально развитым человеком и располагая способностями, которые
позволяют ему занять определенное место в системе взаимоотношений со
сверстниками.
В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы
самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция».
Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности
к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой
жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости — и физически, и
психологически, и социально. Он объективно не может включиться во взрослую
жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая
позиция проявляется в разных сферах, чаще всего — во внешнем облике, в
манерах/. Внешний вид подростка часто становится источником постоянных
недоразумений и даже конфликтов в семье . Подросток стремится внешне ничем
не отличаться от сверстников. Желание слиться с группой, ничем не
выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной безопасности, психологи
рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной
мимикрией.
Подражание взрослым не ограничивается манерами и одеждой. Подражание идет и по
линии развлечений, романтических отношений. Независимо от содержания этих
отношений копируется «взрослая» форма: свидания, записки, дискотеки и т.п.
Одновременно с внешними, объективными проявлениями взрослости возникает и
чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому,
ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта
субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием
младшего подросткового возраста (11 — 13 лет).
Чувство взрослости, являясь особой формой самосознания, не жестко связано с
процессом полового созревания. Можно сказать, что половое созревание не
становится основным источником формирования чувства взрослости. Бывает, что
высокий, физически развитый мальчик ведет себя еще совсем по-детски, а его
маленький сверстник с тонким голоском ощущает себя взрослым человеком и
требует от окружающих признания этого факта.
Как проявляется чувство взрослости подростка? Прежде всего, в желании, чтобы
все — и взрослые, и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а
как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и
идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости
проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые
стороны своей жизни от вмешательства родителей, Это касается вопросов
внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. В последнем случае
отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних
заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные
вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром
отстаивает их (будь то пристрастие к какому-то направлению в современной
музыке или отношение к новому учителю), даже несмотря на неодобрение
окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут
измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения
ребенок будет столь же эмоционально.
Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются
детьми в это время. Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам
четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками Чувство
взрослости становится центральным новообразованием младшего подросткового
возраста, а к концу периода, примерно в 15 лет, подросток делает еще один шаг
в развитии своего самосознания. После поисков себя, личностной нестабильности
у него формируется «Я-концепция» — система внутренне согласованных
представлений а себе, образов «Я».
Примерно в 11 — 12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем
происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток
открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные
с новыми отношениями, свои личностные черты, поступки анализируются им
пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и
представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в
которых он смотрится, как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и
взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают
и исповедальность в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести
именно в этот период, стихи и фантазии.
Самоанализ, иногда чрезмерный, переходящий в самокопание, приводит к
недовольству собой. Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой
по своему общему уровню и неустойчивой.
Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно
наблюдают за ними, оценивают их.. Имея воображаемую аудиторию, подросток
чувствует себя в центре внимания окружающих, иногда даже совершенно
незнакомых прохожих на улице. Он все время открыт чужим взглядам, что
усиливает его ранимость. Подростки противоречивы, и свойственная им ранимость
часто сочетается с грубостью.
С развитием самосознания связаны и возникающие в подростковом возрасте
склонность к уединению, чувства одиночества, непонятости и тоски. Эти новые
чувства, не свойственные детям младших возрастов, проявляются в аффективных
вспышках и появляющейся вдруг на время замкнутости.
Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны — они
отражают все богатство его жизни. Физическое «Я», т.е. представления о
собственной внешней привлекательности, представления о своем уме, способностях
в разных областях, о силе характера, общительности, доброте и других качествах,
соединяясь, образует «Я-концепцию» — так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих различных качеств приводит к формированию когнитивного
(познавательного) компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два —
оценочный и поведенческий. Для подростка важно не только знать, какой он
есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности.
Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся главным
образом благодаря влиянию семьи и сверстников. Разные подростки поэтому по-
разному переживают отсутствие красоты, блестящего интеллекта или физической
силы. Кроме того, представлениям о себе должен соответствовать определенный
стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем
иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.
Подросток — еще не цельная зрелая личность. Отдельные его черты обычно
диссонируют, сочетание разных образов «Я» негармонично. Неустойчивость,
подвижность всей душевной жизни в начале и середине подросткового возраста
приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза,
комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же
образ «Я» достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или
поступок самого подростка ему противоречит, часто включаются механизмы
психологической защиты. Допустим, мальчик, считающий себя смелым, струсил.
Рассогласование его представлений о себе и реального поведения может вызвать
такие болезненные переживания, что, избавляясь от них, он начинает убеждать
всех, и прежде всего себя, что этот поступок был разумным, его требовали
обстоятельства, и поступить иначе было бы глупо (механизм рационализации);
или признает, что он струсил, но ведь и все его приятели — трусы, каждый
поступил бы так же на его месте (механизм проекции) и т.п.
Помимо реального «Я» «Я-концепция» включает в себя идеальное «Я». При
высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей
идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального. Тогда
переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим
положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в
обидчивости, упрямстве, агрессивности/ Когда идеальный образ представляется
достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том,
какими они будут в ближайшем будущем, но и стремятся развить в себе
желательные качества.
Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что у
подростка развивается саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны
проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к
созданному ими самими идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская
надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг
нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет
контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в
мир фантазий.
В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о
себе стабилизируются и образуют целостную систему — «Я-концепцию». У части
детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте.
Но в любом случае — это важнейший этап в развитии самосознания. Подросток
обладает сильными, иногда гипертрофированными потребностями в
самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковая
самостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от
взрослых, освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных
увлечениях — неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются в
поведении, что говорят о «подростковых реакциях».
Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга, иногда
«запойные» — характерны для подросткового возраста. Считается, что
подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр. Выбирая себе
занятие по душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, и
познавательную потребность, и некоторые другие.
Именно в этот период появляется потребность в серьезной самостоятельной
деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамках школьного
обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возраст сензитивен к
переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учение может
приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованию и
самосовершенствованию Характер увлечений подростка тесно связан с интенсивным
становлением в данном возрасте типа характера. Общение со сверстниками - у
подростков столь же эмоционально, что и увлечения. Общение пронизывает всю
жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и
на отношения с родителями. Ведущей деятельностью в этот период становится
интимно-личностное общение. Наиболее содержательное и глубокое общение
возможно при дружеских отношениях. Подростковая дружба — сложное, часто
противоречивое явление. Подросток стремится иметь близкого, верного друга и
лихорадочно меняет друзей. Обычно он ищет в друге сходства, понимания и
принятия своих собственных переживаний и установок. Отношения со взрослыми
прежде всего с родителями, — еще одна значимая сфера отношений подростков.
Влияние родителей уже ограничено — иваются все сферы жизни, как это было в
младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить. Мнение
сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с мальчиками
и девочками, в вопросах, связанных с развлечениями, молодежной модой,
современной музыкой и т.п. Но ценностные ориентации подростка, понимание им
социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую
очередь от позиции родителей.
В то же время для подростков характерно стремление к эмансипации от
близких взрослых. Нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они
испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То,
как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным
образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей
перестроиться — принять чувство взрослости своего ребенка.
Одна из ярких особенностей подросткового возраста — личностная
нестабильность. Она проявляется прежде всего в частых сменах настроения,
аффективной «взрывчатости», т.е. эмоциональной лабилъностии, связанной с
процессом полового созревания, физиологическими перестройками в организме.
Но личностная нестабильность — это больше, чем колебания эмоционального
фона. Для подростка характерна нравственная неустойчивость. Нормам, правилам
поведения большинство подростков следует для того, чтобы оправдать ожидания
значимых для них людей, сохранить с ними хорошие отношения, получить их
одобрение. Ориентация на оправдание ожиданий, одобрение или на авторитет и
определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних
влияний. Поскольку подростки ищут для себя референтные группы среди
сверстников и нуждаются в близких друзьях, часто мнение последних становится
определяющим. Иногда под влиянием приятеля или группы («за компанию») дети
совершают поступки, на которые самостоятельно не решились бы и о которых
позже могут жалеть.
Подросткам свойственна и неустойчивая самооценка. Так же, как поведение, их
самосознание во многом зависит от внешних влияний. Как-то особенно посмотрела
на перемене девочка — и подросток кажется себе лучше и интереснее, чем раньше.
О личностной нестабильности подростка судят и по реальному проявлению у него
совершенно разных качеств, часто противоположных, по противоречивости
его характера и устремлений. В подростковом возрасте у одного и того же ребенка
стремление быть признанным и уважаемым другими сочетается с показной
независимостью и бравированием своими недостатками, застенчивость — с
развязностью, сентиментальность — с черствостью, чувственное фантазирование —
с сухим мудрствованием. Подросток хочет быть таким же, как все, и пытается
выделиться, отличиться любой ценой; борется с авторитетами, общепринятыми
правилами и идеалами и обожествляет случайных кумиров.
Список Литературы.
1. Р.С. Немов – Психология обазования.
2. Л.С. Выготский – Психолгия.