Научная Петербургская Академия

Реферат: Психотехники Свободного Дыхания

Реферат: Психотехники Свободного Дыхания

МОСКОВСКИЙ ЭКСТЕРНЫЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия педагогики

Факультет психологии

Реферат по курсу “Аутодидактика”

“Психотехники Свободного Дыхания”

Фамилия, и.о. студента

Студенческий билет

Преподаватель ______________________

Рецензент ______________________

1999

Введение

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

1. Ребёфинг (rebirthing)

2. Вайвейшн (vivation)

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

На одном из психологических Web-сайтов в глобальной сети Интернет я встретил

эту интересную фразу: “Личностное развитие – это величайшее увлечение в

мире”.

Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным,

сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые

приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой

пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую

возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон – от

религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и

танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть

ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного

развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития

совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере

доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они

призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие.

В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и

развитие психотехник Свободного Дыхания.

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)

Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-

годах и обязано своим появлением трудам Стан

ислава Грофа и

Леонарда Орра, которые независимо друг от друга

разработали техники, имеющие много общего и во многом разн

ые.

Эти психотехники основаны на вызове изменённого

состояния сознания. В эти

х случаях человек может

испытывать необычные состояния, которые

кратковременны и физиологичны.

Существует множество способов наведения измененного

состояния сознания; в данном случае, используется

гипервентиляция. Методики р

азличаются прежде всего из–за различной глубины

достигаемой гипервентиляции. Сходство методов

заключается в:

· использован

ии принципа св

язного дыхания для достижения измененного состояния

сознания

· самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике,

названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде

“Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы

по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра

ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

· без паузы между вдохом и выдохом;

· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью

расслабленным, пассивным выдохом.

Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К

последствиям травмы родов относится следующее:

1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения,

и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому

ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);

2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а

как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и

отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и

“хорошо”;

3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих”

какое-то заболевание);

4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).

Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра

продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй,

разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо

выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия

“пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979

году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга

до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово

vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было

введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики

этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим

Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик

(йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing

и Free Breathing.

Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что

сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и

духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники

достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с

профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.

Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в

ходе исполнения:

1. Связное дыхание.

Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы

между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой

ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации

регулируется частотой дыхания.

В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются

по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется

для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше

расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и

частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже

чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и

медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и

состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат

занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).

Считается, что одним из негативных представлений о внимании является

убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать

информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием

утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как

бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции.

Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их

полное принятие.

Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, о

граничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хоро

шо”. Естественно, так они резко ограничивают

свой выбор реагиров

ания на окружающее.

В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как

этого хочется, принимать ситуации в нов

ом контексте. То есть

важно не связывать себя одной

системой, одним контекстом, зная, что любое

событие можно описать в другой системе, определить

другим контекстом. Считается, что связное

дыхание обладает способностью автоматической смены

контекста.

5. Активное доверие.

Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не

приветствуются в обыденной жизни. Перед

занимающимся стоит задача поверить, что в каждом

процессе происходит именно то, что необходимо в

данный момент данному человеку, и поэтому не б

ывает неудачных, плохи

х или пустых процессов.

Активное доверие базируется на личной

ответственности за все происшедшее в

собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайв

ейшн” эти “пять э

лементов” до

лжны использоваться одно

временно. Джим

Леонард разработал следующий принцип вед

ения процесса:

а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;

б) “вдыхать” через самое сильное чувство;

в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время

“большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять

элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных

результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого

процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до

получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной

жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно

для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой

задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции.

Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их

полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по

окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.

Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от

умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта

практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в

то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть

более сконцентрированным и творческим.

Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию,

перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное

чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая

посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапев

т чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали

методику, названную холотропное дыхание

(Holotropic Breathwork). Она является методом

глубинной психотерапии. Название переводится как

“движение к це

лостности”.

Эта психотехника считается самой мощной и поэтому

имеющей определенные противопоказания к

широкому применению.

Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто

индивидуально, без помощи опытного инструктора.

Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:

· в два раза чаще и в два раза глубже обычного;

· без паузы между вдохом и выдохом;

· с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).

Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания ра

зделены на представл

яют биографический, перинатальный и

трансперсональный “уровни пере

живаний”, которые Стэн Гроф описал в своей

“картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает

терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых

состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических

симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с

переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.

Холотропное дыхание – это

метод, синтезированный из разных видов психотерапии

Запада и включающий в себя основы восточных

философий и шаман

ства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания

можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры,

использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают

широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны

обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным

лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники,

включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные

упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик,

в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.

Особое место в разработке метода сыграли работы

психоаналитически ориентированных ученых, таких как

Вильям Райх, Отто

Ранк и Карл Густав Юнг.

С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны,

чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно,

полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него.

Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней

мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой

“вайвейшн”.

Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет

психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного

материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего

интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во

время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют

сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и

блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания

доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.

Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-

ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие

воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические

гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их

проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.

Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа

на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и

психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им

отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от

намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток

вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за

возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.

Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать

дыханию и протеканию внутренних процессов.

Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию

установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по

возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”,

отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего,

оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу,

наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать,

полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.

Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и

эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание

ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей

живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало

достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя

отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут

возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к

процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с

интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям

музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др.

использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.

Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать

старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и

углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение

соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний –

агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности,

борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической

атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью

отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее

спонтанным и элементарным образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”.

Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной

работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том,

чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с

эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого

дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни

локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.

В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и

напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим

телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до

тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и

пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.

С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет

собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это

непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной

системы понятий и правил.

Заключение

Применение техник Свободного Д

ыхания позволяет принимать свои чувства как

благо, как свидетельство того, что жи

знь прекрасна во всех проявлениях. Это связано

с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет

следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:

1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных

проблем. В её процессе человеку многое открывается,

и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая

пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим

дискомфортом и растерянностью.

2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стад

ии выравнивается

эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому

о новому состоянию ра

вновесия.

3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными

психотехники Свободного Дыхания?

Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании

интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и

неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует

внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему

моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная

возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не

замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть

создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие

они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма

для достижения целей.

Список использованной литературы:

1. В. Заставный. “Дыхание – Исцеление – Самопознание”. М, 1993.

2. С. Гроф. "Путешествие в поисках себя". М, 1994.

3. Н. Коляну. “Введение в психотехнику Свободного Дыхания”.

Переяславль-Залесский, 1992.

4. Н. Коляну. “Практика использования психотехник Свободного Дыхания”.

Переяславль-Залесский, 1993.

Также использовались ресурсы из компьютерной сети Интернет.



(C) 2009