Научная Петербургская Академия

Реферат: Психоанализ детства

Реферат: Психоанализ детства

Московский Государстенный Университет

имени М. В. Ломоносова

Факультет психологии

Кафера возрастной психологии

Реферат на тему:

“Психоанализ детства”

Корнеев Алексей

21 группа

Москва

1997

Ââåäåíèå

Â

äàííîé

ðàáîòå ìû

ïîïûòàåìñÿ

÷àñòè÷íî

îñâåòèòü

îäèí èç

ïñèõîëîãè÷åñêèõ

ïîäõîäîâ ê

ïîíèìàíèþ

äåòñòâà -

ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé.

Êàê

èçâåñòíî,

ïñèõîàíàëèç

áûë ñîçäàí

Çèãìóíäîì

Ôðåéäîì â

íà÷àëå

íàøåãî âåêà.

Íà÷èíàÿ ñ

åãî ó÷åíèÿ â

ïñèõîëîãè÷åñêîé

íàóêè

íà÷àëîñü

îñîçíàíèå

âàæíîñòè

äåòñòâà äëÿ

âñåé æèçíè

÷åëîâåêà è

èçó÷åíèå,

ñèñòåìàòèçàöèÿ

è

îáñóæäåíèÿ

ýòîãî

ïåðèîäà

÷åëîâå÷åñêîé

æèçíè.

Âïîñëåäñòâèè

âîçíèêàëè

ñàìûå

ðàçíûå

ïñèõîëîãè÷åñêèå

òåоðèè

äåòñòâà,

íåêîòîðûå

èç êîòîðûõ

âî ìíîãîì

èëè

ïîëíîñòüþ

ïðîòèâîïîëîæå-íû

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé,

îäíàêî

ïî÷òè âñå

ïðèçíàþò åå

çíà÷èìîñòü.

Íàïðèìåð, Ë. Ñ.

Âûãîòñêèé â

ñâîèõ

ðàáîòàõ (ñì.

"Ïðîáëåìû

ðàçâèòèÿ

ÂÏÔ", ãëàâà 1) âî

ìíîãîì íå

ñîãëàøàåòñÿ

ñ òåîðèåé

Ôðåéäà,

îäíàêî,

çàìå÷àåò åå

çíà÷èìîñòü.

Íèæå ìû

ðàññìîòðèì

òðåõ àâòîðîâ,

ïðèíàäëåæàùèõ

ê

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé

øêîëå,

êîòîðûå

âíåñëè ñâîé

âêëàä â

ïîíèìàíèå

ïðîáëåì

äåòñòâà â

ïñèõîëîãèè.

Ýòî áûäåò,

ïðåæäå âñåãî,

ñàì Çèãìóíä

Ôðåéä - â

ñâîåé

òåîðèè è

ïðàêòèêå îí,

êàê ïðàâèëî,

íå

çàíèìàëñÿ

äåòüìè,

îäíàêî âñÿ

åãî òåîðèÿ

íåâðîçîâ

âûòåêàåò èç

äåòñêèõ

ïåðæèâàíèé,

÷òî

îáóñëàâëèâàåò

íàñûùåííîñòü

åãî ðàáîò

èíôîðìàöèåé

î åãî

âçãëÿäàõ íà

äåòñòâî.

Âòîðîé àâòîð,

êîòîðûé

ïðåäñòàâëåí

íèæå - ýòî

Àííà Ôðåéä,

äî÷ü

Çèãìóíäà. Åå

òåîðèÿ

èíòåðåñíà

íàì ïîòîìó,

÷òî îíà, ïî

ñóòè äåëà,

ÿâèëàñü

îñíîâîïîëîæíèöåé

äåòñêîãî

ïñèõîàíàëèçà.

Íàêîíåö,

çàâåðøèò

íàø êðàòêèé

îáçîð òåîðèÿ

Ýðèêà

Ýðèêñîíà ,

àìåðèêàíñêîãî

ïñèõîàíàëèòèêà,

êîòîðûé

ñîçäàë ñâîþ,

ýïèãåíåòè÷åñêóþ

òåîðèþ

ðàçâèòèÿ

÷åëîâåêà. Этот психоаналитик

уже довольно сильно отошел во многих своих положениях от ортодоксального

психоанализа: однако, при этом, в отличии, например, от Фромма он остался в

его рамках. Тем более интересно рассмотреть его теорию, понять таким образом

развитие психоанализа. Итак, перейдем к конкретному материалу.

Êëàññè÷åñêèé ïñèõîàíàëèç Çèãìóíäà Ôðåéäà.

Çèãìóíä

Ôðåéä,

îñíîâàòåëü

ïñèõîàíàëèçà

- îäèí èç

ïåðâûõ

ïñèõîëîãîâ,

îáðàòèâøèé

âíèìàíèå íà

ïðîáëåìó

èçó÷åíèÿ

äåòñòâà.

Èçíà÷àëüíî

ïñèõîàíàëèç

ðàçâèâàëñÿ

êàê ìåòîä

ëå÷åíèÿ -

èñêëþ÷èòåëüíî

ïðàêòè÷åñêîå

íàïðàâëåíèå,

íî âñêîðå îí

ñòàë

áîãàòûì

èñòî÷íèêîì

ïñèõîëîãè÷åñêèõ

ôàêòîâ. Â

÷àñòíîñòè,

íåëüçÿ áûëî

íå çàìåòèòü

îãðîìíóþ

ðîëü äåòñòâà,

äåòñêèõ

ïåðåæèâàíèé

âî âñåé

äàëüíåéøåé

æèçíè

÷åëîâåêà.

Äàëüíåéøèå

èññëåäîâàíèÿ

è

òåîðåòè÷åñêèå

ðàçðàáîòêè

ïðèâåëè

Ôðåéäà ê

òîìó, ÷òî

ýòè äåòñêèå

ïåðåæèâàíèÿ

èìåþò

ñåêñóàëüíóþ

îêðàñêó è

ýòîò îïûò

îêàçûâàåò

íåîñîçíàííîå

âëèÿíèå íà

ïîâåäåíèå è

æèçíü

âçðîñëîãî

÷åëîâåêà.

Íåîñîçíàííûé

îïûò ïî

Ôðåéäó

ÿâëÿåòñÿ

ñîäåðæàíèåì

îäíîé èç

òðåõ

êîìïîíåíò

÷åëîå÷åñêîé

ëè÷íîñòè -

áåññîçíàòåëüíîãî

èëè “Îíî”. Äâå

äðóãèå

êîìïîíåíòû -

ýòî “ß” è

“Ñâåðõ-ß”. “Îíî” -

èððàöèîíàëüíîå

íà÷àëî â

÷åëîâåêå,

ïîä÷èíÿþùååñÿ

ïðèíöèïó

óäîâîëüñòâèÿ,

“Ñâåðõ-ß” -

îãðàíè÷èâàåò

âëå÷åíèÿ

áåññîçíàòåëüíîãî,

ÿâëÿÿñü

íîñèòåëåì

ìîðàëüíûõ

íîðì, à “ß”

ñëåäóåò

ïðèíöèïó

ðåàëüíîñòè

è ïîìîãàåò

ñóáúåêòó

äåéñòâîâàòü

àäåêâàòíî

âíåøíåé

ñèòóàöèè.

Êàê ìîæíî

óâèäåòü,

ñîäåðæàíèåì

“Îíî” è “Ñâåðõ-ß”

íàïîëíÿåòñÿ

â äåòñòâå -

“Îíî”, êàê

ñêàçàíî

âûøå,

ïðåäñòàâëÿåò

áåñîçíàòåëüíûå

âëå÷åíèÿ,

äåòåðìèíèðîâàííûå

äåòñêèìè

ïåðåæèâàíèÿìè,

à “Ñâåðõ-ß” -

ðîäèòåëüñêîå

íà÷àëî,

öåíçîðà,

êðèòèêà,

ó÷èòåëÿ, à

ïðåäñòàâëåíèå

î íîðìàõ,

çàïðåòàõ,

òàáó òàêæå

çàêëàäûâàåòñÿ

â äåòñòâå.

Åùå îäèí

âàæíûé

ìîìåíò

òåîðèè

Ôðåéäà - ýòî

åãî

ïðåäñòàâëåíèå

î

ëèáèäèíîçíîé

ýíåðãèè -

äâèæóùей ñèëе

èíñòèíêòèâíîãî

íà÷àëà â

÷åëîâåêå.

Ýòà, ïî åãî

ìíåíèþ, ñèëà

â áîëüøîé

ñòеïåíè

îïðåäåëÿþùàÿ

ïîâåäåíèå

÷åëîâåêà.

Ðàçâèòèå

÷åëîâåêà â

åãî òåîðèè

ñâîäèòñÿ ê

ñòàäèÿì

ïåðåìåùåíèÿ

è

ïðåîáðàçîâàíèÿ

ýòîé

ýíåðãèè. Â

ñîîòâåòñòâèè

ñ

ïåðåìåùåíèåì

ëèáèäèíîçíîé

ýíåðãèè ïî

ýðîãåííûì

çîíàì (â

ïîíèìàíèè

Ôðåéäà

ýðîãåííûå

ýîíû - òå,

êîòîðûå

÷óâñòâèòåëüíû

ê ñòèìóëó).

Âîò êðàòêîå

îïèñàíèå

ýòèõ ñòàäèé

ðàçâèòÿ

äåòñêîé

ñåêñóàëüíîñòè:

1. Îðàëüíàÿ

ñòàäèÿ (0-1 ãîä).

Îñíîâíàÿ

ýðîãåííàÿ

çîíà -

ðîòîâàÿ

îáëàñòü,

ñâÿçàííàÿ ñ

êîðìëåíèåì.

Ôðåéä âûäåëÿë

â ýòîé

ñòàäèè 2

ïîäñòàäèè -

ðàíþþ è

ïîçäíþþ.

Ñåêñóàëüíûì

ïðîÿâëåíèåì

ðåáåíêà íà

ðàííåé

ïîäñòàäèè

ÿâëÿåòñÿ

ñîñàíèå, à

íà áîëåå

ïîçäíåé ê

íåìó

äîáàâëÿåòñÿ

óêóñ. Íà

äàííîé

ñòàäèè

çàêðåïëÿþòñÿ

îñíîâíûå,

ñàìûå

ãëóáèííûå

èíñòèíêòû

“Îíî”, “ß”,

èçíà÷àëüíî

îòñóòñòâóåùåå

ó ðåáåíêà,

ëèøü íà

âòîðîì

ïîëóãîäèè

æèçíè

ðåáåíêà

íà÷èíàåò

âûäåëÿòüñÿ

èç “Îíî”.

Èíñòàíöèÿ

“Ñâåðõ-ß” íà

ýòîé ñòàäèè

åùå

îòñóòñòâóåò.

2. Àíàëüíàÿ

ñòàäèÿ (1-3

ãîäà). Íà

âòîðîé

ñòàäèè

ëèáèäèíîçíàÿ

ýíåðãèÿ

êîíöåíòðèðóåòñÿ

âîêðóã

àíóñà.

Äåòñêàÿ

ñåêñóàëüíîñòü,

ïî ìíåíèþ

Ôðåéäà,

òåïåðü

óäîâëåòâîðÿåòñÿ

ïðè ïîìîùè

îâëàäåíèÿ

ïðîöåññàìè

âûäåëåíèÿ. “ß”

ëè÷íîñòè

ðåáåíêà íà

ýòîé ñòàäèè

óæå

ïîëíîñòüþ

ñôîðìèðîâàíà,

îíà

íà÷èíàåò

êîíòðîëèðîâàòü

èìïóëüñû

áåññîçíàòåëüíîãî.

Ïîä âëèÿíèåì

òàêèõ ñèë,

êàê ñòðàõ

ïîòåðÿòü

ðîäèòåëåé,

ñòðàõ

íàêàçàíèÿ,

ñîöèàëüíîå

ïðèíóæäåíèå,

íà÷èíàåò

ïîñòåïåííî

ôîðìèðîâàòüñÿ

èíñòàíöèÿ

“Ñâåðõ-ß”.

3.

Ãåíèòàëüíàÿ

ñòàäèÿ (3-5 ëåò).

Ïî ìíåíèþ

Ôðåéäà, ýòî

âûñøàÿ

ñòóïåíü

äåòñêîé

ñåêñóàëüíîñòè.

Âàæíåéøåé

ýðîãåííîé

çîíîé íà

ýòîé

ñòóïåíè

ðàçâèòÿ

ðåáåíêà

ñòàíîâÿòñÿ

ãåíèòàëüíûå

îðãàíû.

Ñåêñóàëüíîñòü

ïåðåñòàåò

áûòü

àóòîýðîòè÷íîé,

äåòè

ïåðåøåäøèå

íà ýòó ôàçó

ðàçâèòèÿ

íà÷èíàþò

èñïûòûâàòü

ñåêñóàëüíóþ

ïðèâÿçàííîñòü

ê âçðîñëûì

ëþäÿì.

Èìåííî íà

ýòîé ñòàäèè,

êàê ñ÷èòàë

Ôðåéä,

îáðàçóåòñÿ

Ýäèïîâ

êîìïëåêñ ó

ìàëü÷èêîâ è

êîìïëåêñ

Ýëåêòû ó

äåâî÷åê -

ñóòü èõ

çàêëþ÷àåòñÿ

â

ñåêñóàëüíîé

ïðèâÿçàííîñòè

ðåáåíêà ê

ðîäèòåëþ

ïðîòèâîïîëîæåííîãî

ïîëà è

âîñïðèÿòèÿ

âòîðîãî

ðîäèòåëÿ êàê

ñîïåðíèêà.

Ïðè

íîðìàëüíîì

ðàçâèòèè

ðàçðåøåíèå

ýòîãî

êîìïëåêñà, ïî

Ôðåéäó,

ïðîèñõîäèò

ïîä âëèÿíèåì

ñòðàõà

êàñòðàöèè,

êîòîðûé

çàñòàâëÿåò

ìàëü÷èêà

îòêàçàòüñÿ

îò

ñåêñóàëüíîãî

âëå÷åíèÿ ê

ìàòåðè è

èäåíòèôèöèðîâàòü

ñåáÿ ñ îòöîì.

íà ýòîé

ñòàäèè òðè

èíñòàíöèè

ëè÷íîñòè

÷åëîâåêà

çàêàí÷èâàþò

ñâîå

ôîðìèðîâàíèå.

4. Ëàòåíòíàÿ ñòàäèÿ (5-12 ëåò). Íà ýòîé ñòàäèè "ß" ïîëíîñòüþ êîíòðîëèðóåò "Îíî", ÷òî îáóñëàâëèâàåò ñíèæåíèå ïîëîâîãî èíòåðåñà ðåáåíêà. Ýíåðãèÿ ëèáèäî íàõîäèò äðóãèå ïóòè ðåàëèçàöèè - îíà ïåðåíîñиòñÿ íà îñâîåíèå ÷åëîâå÷åñêîãî îïûòà, îáùåíèå ñî ñâåðñòíèêàìè è âçðîñëûìè è ò. ï.

5. Ãåíèòàëüíàÿ ñòàäèÿ (12-18 ëåò). Ïîâûøàåòñÿ ñåêñóàëüíûé èíòåðåñ ðåáåíêà. Ïî ìíåíèþ Ôðåéäà, íà äàííîé ñòàëèè íîðìàëüíûé ïîäðîñòîê ñòðåìèòñÿ ê îäíîé öåëè - íîðìàëüíîìó ñåêñóàëüíîìó îáùåíèþ.  ñëó÷àå çàòðóäíåíèé â ðåàëèçàöèè ýòîé öåëè ìîæåò íàáëþäàòüñÿ ðåãðåññ èëè ôèêñàöèÿ íà îäíîé èç ïðåäûäóùèõ ñòàäèÿõ ðàçâèòèÿ. Íà äàííîì ýòàïå "ß" äîëæíî ñäåðæèâàòü îñîáåííî àãðåññèâíûå ïðîÿâëåíèÿ è èìïóëüñû "Îíî".

6. Êîãäà

ðåáåíîê

ñòàíîâèòñÿ

âçðîñëûì

(Ôðåéä íå

âûäåëÿë

òàêîé

ñòàäèè, ìû

ïîçâîëем ñåáå

ýòî äëÿ

óäîáñòâà

èçëîæåíèÿ),

åãî õàðàêòåð

îïðåäåëÿåòñÿ

ðàçâèòèåì è

âçàèìîäåéñòâèåì

òðåõ

îñíîâíûõ

èíñòàíöèé.

Ïðè

íîðìàëüíîì

ðàçâèòèè èõ

íîðìàëüíîå

âçàèìîäåéñòâèå

ìîæåò

îñóùåñòâëÿòüñÿ,

ïî ìíåíèþ

Ôðåéäà, ñ

ïîìîùüþ

çàùèòíîãî

ìåõàíèçìà

ñóáëèìàöèè.

Êàê ïèñàë

âïîñëåäñòâèè

Ý. Ýðèêñîí

(ðå÷ü î

êîòîðîì â

äàëüíåéøåì),

ïðàâèëüíàÿ è

óìåñòíàÿ

ñóáëèìàöèÿ

íåîáõîäèìà

ëè÷íîñòè,

÷òîáû

íîðìàëüíî

ðàçâèâàòüñÿ

- ýòî îäíî èç

âàæíåéøèõ è

íàèáîëåå

ñìåëûõ

ïîëîæåíèÿ

Ôðåéäîâñêîé

òåîðèè.

Ïàòîëîãè÷åñêîå

ðàçâèòå

õàðàêòåðèçóåòñÿ

íàëè÷èåì

òàêèõ

çàùèòíûõ

ìåõàíèçìîâ,

êàê

âûòåñíåíèå,

ðåãðåññèÿ,

ðàöèîíàëèçàöèÿ

è ò. ï.

 îñíîâíîì Çèãìóä Ôðåéä ðàáîòàë ñî âçðîñëûìè ïàöèåíòàìè, îäíàêî, èíîãäà îí çàíèìàëñÿ è äåòüìè. Îäèí èç íàèáîëåå èçâåñòíûõ, õðåñòîìàòèéíûõ ïðèìåðîâ äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà ó Ôðåéäà - ýòî ôîáèÿ ìàëåíüêîãî Ãàíñà ("Àíàëèç ôîáèè ïÿòèëåòíåãî ìàëü÷èêà"). Ðàññìîòðèì êðàòêî ýòîò ñëó÷àé â êà÷åñòâå ïðèìåðà ðàáîòû ñ ðåáåíêîì â êëàññè÷åñêîì ïñèõîàíàëèçå.

Áîëåçíü

ìàëü÷èêà

çàêëþ÷àëàñü

â òîì, ÷òî îí

"îáíàðóæèâàåò

âåñüìà

ñïåöèôè÷åñêèé

ñòðàõ, ÷òî

åãî óêóñèò

áåëàÿ ëîøàäü".

Ôðåéä

çàìå÷àåò â

ñâîåé

ðàáîòå, ÷òî

ðàçëè÷íîãî

ðîäà ñòðàõè -

î÷åíü

ðàïîñòðàíåíííîå

ïðîÿâëåíèå

íåâðîçîâ. Îí

ïèøåò, ÷òî

ðàçëè÷íûå

ôîáèè ìîãóò

áûòü

ïðîÿâëåíèåì

ðàçíîîáðàçíûõ

íåâðîçîâ,

îäíàêî

íàèáîëåå

÷àñòî (êàê è

â ñëó÷àå ñ

Ãàíñîì) - ýòî

òàê

íàçûâàåìàÿ

"èñòåðèÿ

ñòðàõà". Ýòà

èñòåðèÿ

ñòðàõà, êàê

ïðàâèëî,

ïåðåðàñòàåò

â ôîáèþ çà

èñêëþ÷åíèåì

òåõ ñëó÷àåâ,

êîãäà

âûòåñíåííàÿ

ýíåðãèÿ

ëèáèäî

êîíâåðòèðóåòñÿ,

à íå

îñòàåòñÿ

ñâîáîäíîé â

âèäå ñòðàõà.

Äëÿ

èçëå÷åíèÿ

îò èñòåðèè

ñòðàõà

ïðèãîäåí

ëèøü

ïñèõîàíàëèòè÷åñêèé

ìåòîä -

òîëüêî îí

ïîçâîëÿåò

îòêðûòü

äîñòóï ê

âûòåñíåííûì

æåëàíèÿì

ðåáåíêà è

òàêèì

îáðàçì

ïîìî÷ü åìó.

Ôðåéä

äîñòàòî÷íî

ïîäðîáíî

îïèñûâàåò

õîä áîëåçíè

ìàëü÷èêà è

ïðîöåäóðó

àíàëèòè÷åñêîé

ðàáîòû ñ íèì.

Ìîæíî

âûäåëèòü

ñëåäóþùèå

ïðèåìû,

èñïîëüçóåìûå

â äàííîì

ñëó÷àå (êàê

ìû óâèäèì â

äàëüíåéøåì,

ýòè ïðèåìû

ïîëó÷èëè

ñâîå

ðàçâèòèå â

ðàáîòàõ À.

Ôðåéä):

1. Èçó÷åíèå ñâåäåíèé, ñîîáùàåìûõ ðîäèòåëÿìè - îíè ïîìîãàþò ïîíÿòü âîçìîæíûå ïðè÷èíû íåâðîçà, íàéòè ïàòîãåííûå ñèòóàöèè â ïðîøëîé æèçíè ðåáåíêà.

2. Àíàëèç è èíòåðïðåòàöèÿ äåòñêèõ ôàíòàçèé. Ôðåéä î÷åíü àêòèâíî è ñìåëî èíòåðïðåòèðóåò âñå ôàíòàçèè è âûñêàçûâàíèÿ ìàëü÷èêà, åãî ïîâåäåíèå è ïîñòóïêè.

Ïîñòåïåííî

àíàëèòèê

ïðèõîäèò ê

ïîíèìàíèþ

ïðè÷èí

áîëåçíè

ñâîåãî

ìàëåíüêîãî

ïàöèåíòà.

Ïðè÷èíà ýòà -

Ýäèïîâ

êîìïëåêñ.

Ôðåéä

ïðèõîäèò ê

âûâîäó, ÷òî

áåëàÿ ëîøàäü

äëÿ íåãî

ñèìâîëèçèðóåò

îòöà,

êîòîðîãî îí

íà ñàìîì

äåëå áîèòñÿ.

Ïðè÷èíà

ýòîãî

ñòðàõà - â

ïîäàâëÿåìîì

ñåêñóàëüíîì

âëå÷åíèè ê

ìàòåðè.

Âëå÷åíèå

ýòî

îáîñòðÿåòñÿ

ïîñëå

ðîæäåíèÿ

ñåñòðû - â

ðåçóëüòàòå

ýòîãî

ìàëåíüêîìó

Ãàíñó ìàòü

íà÷èíàåò

óäåëÿòü

ìåíüøå

âðåìåíè. Äî

îïðåäåëåííîãî

ìîìåíòà

íåðåàëèçîâàííàÿ

ýíåðãèÿ

ëèáèäî

íàõîäèò

ñâîé âûõîä,

ñóáëèìèðóåòñÿ:

ìàëü÷èê

âîçèòñÿ ñ

äðóãèìè

äåòüìè íà

ä÷àå,

ïðåäñòàâëÿÿ,

÷òî ýòî åãî

ñîáñòâííûå

äåòè. Íî

ïîñëå

ïåðååçäà â

ãîðîä âûõîä

ýíåðãèè

çàêðûâàåòñÿ

- è êàê

ðåçóëüòàò

âîçíèêàåò

ôîáèÿ. Â

ïðîöåññå

ðàáîòû Ôðåéä

ïîñòåïåííî

ïîäâîäèò

Ãàíñà ê

îñîçíàíèþ

ïðè÷èí

ñâîåé

áîëåçíè.

Таким образом, в своей достаточно обширной теории (которая, на наш взгляд в

наше время перестала быть сугубо психологической и является определенной

философией), довольно подробно описал свои взгляды на развитие ребенка.

Перейдем теперь к рассмотрению точки зрения его наследницы (и в прямом и в

перносном смысле ) - и Анны Фрейд, которая сумела развить психоанализ именно

в направлении детства, воплотив на практике теорию Зигмунда Фрейда.

Äåòñêèé ïñèõîàíàëèç Àííû Ôðåéä

Îäíèì èç ïîñëåäîâàòåëåé Ôðåéäà, ðàçâèâàøèõ ïî íàïðàâëåíèå äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà, ÿâëÿåòñà åãî äî÷ü Àííà Ôðåéä. Îíà ïîëíîñòüþ ñîñðåäîòî÷èëà ñâîå âíèìàíèå íà ïðîáëåìàõ è ìåòîäàõ ïñèõîàíàëèçà, ïðèìåíÿåìîãî ê äåòÿì.  ñâîèõ ëåêöèÿõ , âûøåäøèõ â ïîñëåäñòâèè â âèäå îòäåëüíîé êíèãè "Ââåäåíèå â äåòñêèé ïñèõîàíàëèç, îíà ðàññìîòðåëà ñëåäóþùèå ïðîáëåìû:

1. Ðåáåíîê, â

îòëè÷èè îò

âçðîñëîãî,

íèêîãäà íå

ÿâëÿåòñÿ

èíèöèàòîðîì

íà÷àëà

àíàëèçà -

ðåøåíèå î

íåîáõîäèìîñòè

àíàëèçà

âñåãäà

ïðèíèìàþò

åãî ðîäèòåëè

èëè äðóãèå

îêðóæàþùèå

åãî ëþäè. Ïî

ñëîâàì Àííû

Ôðåéä,

íåêîòîîðûå

äåòòñêèå

ïñèõîàíàëèòèêè

(íàïðèìåð

Ìåëàíèÿ

Êëåéí) íå

ñ÷èòàþò ýòî

ñåðüåçíûì

ïðåïÿòñòâèåì

â ðàáîòå,

îäíàêî ïî åå

ìíåíèþ,

âïîëíå

öåëåñîîáðàçíî

ïîñòàðàòüñÿ

êàêèì-íèáóäü

îáðàçîì

âûçâàòü â

ðåáåíêå

çàèíòåðåñîâàííîñòü,

ãîòîâíîñòü

è ñîãëàñèå

íà ëå÷åíèå.

Ýòó ÷àñòü

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé

ðàáîòû îíà

âûäåëÿåò â

îòäåëüíûé

ïåðèîä

äåòñêîãî

ïñèõîàíàëèçà

-

ïîäãîòîâèòåëüíûé.

 òå÷åíèå

ýòîãî

ïåðîèäà

íåïîñðåäñòâåííî

àíàëèòè÷åñêîé

ðàáîòû íå

âåäåòñÿ,

ïðîñòî

ïðîèñõîäèò

"ïåðåâîä

îïðåäåëåííîãî

íåæåëàòåëüíîãî

ñîñòîÿíèÿ â

äðóãîå

æåëàòåëüíîå

ñîñòîÿíèå ñ

ïîìîùüþ

âñåõ

ñðåäñòâ,

êîòîðûìè

ðàñïîëàãàåò

âçðîñëûé â

îòíîøåíèè ê

ðåáåíêó".

Àâòîð

âûäåëÿåò òðè

ïðåäâàðèòååëüíûå

óñëîâèÿ,

íîáõîäèìîå

äëÿ íà÷àëà

àíàëèçà:

îñîçíàíèå

áîëåçíè,

äîâåðèå ê

àíàëèòèêó è

ðåøåíèå íà

àíàëèç. Â

êà÷åñòâå

ïðèìåðîâ

Àííà

ïðèâîäèò

ñëåäóþùèå

ñëó÷àè:

a) Îäíà åå

øåñòèëåòíÿÿ

ïàöèåíòêà

ñîîáùèëà åé:

"Âî ìíå ñèäèò

÷åðò. Ìîæíî

ëè âûíóòü

åãî?". Îòâåò

áûë òàêîâ: äà,

ìîæíî, íî

åñëè ìû

ðåøèì

âìåñòå ýòî

ñäåëàòü, òî

ïðèäåòñÿ

âûïëîíèòü

ìíîæåñòâî

íå ñëèøêîì

ïðèÿòíûõ

âåùåé.

Äåâî÷êà,

ïîäóìàâ,

ñîãëàñèëàñü

- òàê áûëî

äîñòèãíóòî

ñîáëþäåíèå

âàæíîãî

ïðàâèëà

òåðàïèè -

äîáðîâîëüíîå

ñîãëàñèå

ïàöèåíòà.

b) Äðóãàÿ ïàöèåíòêà, êîòîðóþ ïðèâåëè ðîäèòåëè, ñîãëàñèëàñü ðàáîòàòü âìåñòå ñ ïñèõîàíàëèòèêîì, ñòàðàÿñü ïðèîáðåñòè ñîþçíèêà â áîðüáå ñ íèìè, ïîäîáíî òîìó, êàê ïåðâàÿ äåâî÷êà ñòàðàëàñü çàïîëó÷èòü ñîþçíèêà â âîéíå ñ "÷åðòîì".

c) Äîâîëüíî

÷àñòî

ðåáåíîê íå

ñîãëàøàåòñÿ

òàê ïðîñòî

ðàáîòàòü ñ

àíàëèòèêîì.

 òàêèõ

ñëó÷àÿõ, ïî

ñëîâàì Àííû

Ôðåéä, èìååò

ñìûñë â

òå÷åíèè

íåêîòîðîãî

âðåìåíè

ïîñòàðàòüñÿ

äîáèòьñÿ

ðàñïîëîæíåíèÿ

ðåáåíêà - â

ïðèâåäåííîì

ïðèìåðå îíà

îïèñûâàåò

ñëó÷àé ñ

äåñÿòèëåòíèì

ìàëü÷èêîì,

êîãäà

ïðèøëîñü

âíà÷àëå

äîáèâàòüñÿ

ïðîñòî

èíòåðåñà

ìàëü÷èêà ê

ëè÷íîñòè

òåðàïåâòà,

çàòåì

ïîñòàðàòüñÿ

ïîêàçàòü,

÷òî îáùåíèå

ìîæåò áûòü

íå òîëüêî

èíòåðåñíûì,

íî è

ïîëåçíûì è,

íàêîíåö,

äàòü ïîíÿòü ,

÷òî

ïîäâåðãàòüñÿ

àíàëèçó

îçíà÷àåò

ïîëó÷àòü

ìíîãî÷èñëåííûå

ïðåèìóùåñòâà.

Ïîñëå ýòîãî

ðåáåíîê

íà÷èíàåò

îñîçíàâàòü

äåéñòâèòåëüíóþ

ïîëüçó

ïðîâåäåíèÿ

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé

ðàáîòû.

Òàêèì îáðàçîì, ïî ìíåíèþ Àííû Ôðåéä, ïåðâûì è íåìàëîâàæíûì îòëè÷èåì äåòñêîãî ïñèõîàíàëèçà îò êëàññè÷åñêîé åãî ôîðìû ÿâëÿåòñÿ íàëè÷èå îñîáîé, ïîäãîòîâèòåëüíîé ñòàäèè, íà êîòîðîé ðåáåíîê äîëæåí ïðèçíàòü ñâîþ ïðîáëåìó è ïðèíÿòü ðåøåíèå íà àíàëèç. Ïî ñëîâàì àâòîðà, "ó ìàëåíüêîãî çàïóùåíîãî íåâðîòèêà âìåñòî ñîçíàíèÿ áîëåçíè ... âîçíèêàåò ÷óâñòâî èñïîð÷åííîñòè, êîòîðîå ñòàíîâèòñÿ ... ìîòèâîì äëÿ ïðîâåäåíèÿ àíàëèçà".

2. Ïîñëå

òàêîãî

âñòóïëåíèÿ

Àííà Ôðåéä

ïðèñòóïàåò

ê

õàðàêòåðèñòèêè

óæå

íåïîñðåääñòâåííîé

ïðîöåäóðû

äåòñêîãî

ïñèõîàíàëèçà.

Ïîñëå òîãî,

êàê

àíàëèòèêó

óäàëîñü

çàâîåâàòü

äîâåðèå è

ðàñïîëîæåíèå

ìàëåíüêîãî

ïàöèåíòà,

âîçíèêàåò

âîïðîñ î

ìåòîäàõ è

òåõíè÷åñêèõ

ïðèåìàõ,

êîòîðûå

ìîãóò áûòü

ïðèìåíåíû ê

ðåáåíêó â

òå÷åíèå

ïñèõîàíàëèòè÷åñêîé

ðàáîòû. Àííà

ïðèâîäèò 4

îñíîâíûõ

ïðèåìà

êëàññè÷åñêîãî

ïñèõîàíàëèçà

è

ðààñìàòðèâàåò

èõ

ïðèìåíèòåëüíî

ê äåòñêîìó:

a) Âîñïîìèíàíèå ïàöèåíòà.  äåòñêîì àíàëèçå íå ïðèõîäèòñÿ ñèëüíî ðàññ÷èòûâàòü íà ñîáñòâåííûå âîñïîìèíàíèå ðåáåíêà. Ìàëîâåðîÿòíî, ÷òî îí ñóìååò ðàññêàçàòü àíàëèòèêó äîñòàòî÷íî î ñâîåé áîëåçíè. Ïîýòîìó àâòîð ïðåäëàãàåò àêòèâíî ñîáèðàòü è èñïîëüçîâàòü ñâåäåíèÿ èñïîëüçîâàòü ñâåäåíèÿ îò ðîäèòåëåé. Ïðè ýòîì íàäî ó÷èòûâàòü âñå íåòî÷íîñòè è èñêàæåíèÿ, âîçìîæíî îáóñëîâëåííûå ëè÷íîñòíûìè ìîòèâàìè.

b) ×òî

êàñàåòñÿ

òîëêîâàíèÿ

ñíîâèäåíèé,

òî çäåñü, ïî

ìíåíèþ Àííû

Ôðåéä, âïîëíå

ïðèìåíèìû

òå æå ïðèåìû,

÷òî

èñïîëüçóþòñÿ

â ðàáîòå ñо

âçðîñëûìè

ëþäüìè.

×àñòîòà

ñíîâèäåíèé

ó ðåäáåíêà

íå ìåíüøå,

÷åì ó

âçðîñëîãî.

Àííà

ðàñêàçûâàåò,

÷òî â ðàáîòå

îíà

ñîîáùàåò

ìàëûøó, ÷òî

"ñàìî

ñíîâèäåíèå

íè÷åãî íå

ìîæåò

ñäåëàòü,

êàæäóþ ñâîþ

÷àñòü îíî

îòêóäà-íèáóäü

äà âçÿëî", à

çàòåì îíè

âìåñòå

"îòïðàâëÿþòñÿ

íà ïîèñêè". Â

ýòó æå

ãðóïïó

ïðèåìîâ

âûäåëÿåòñÿ

àíàëèç "ñíîâ

íà ÿâó", ìå÷òû

äåòåé,

êîòîðûìè

îíè äåëÿòñÿ

áîëåå

îõîòíî, ÷åì

âçðîñëûå

ïàöèåíòû. Â

êíèãå

ïðèâîäèòñÿ

íåñêîëüêî

ÿðêèõ

ïðèìåðîâ

òàêèõ

äåòñêèõ

ôàíòàçèé, â

êîòîðûõ

î÷åíü ÿâíî

ïðîñìàòðèâàåòÿ

ñâÿçü ñ

êàêîé-òî

(òîæå

"ïðîñâå÷èâàþùåé")

ïðîáëåìîé.

Âñòðå÷àþòñ

òàêæå "ñíû íà

ÿâó ñ

ïðîäîëæåíèåì"

- ôàíòàçèè,

ñâÿçàííûå

ïî ñþæåòó,

êîòîðûå

ðåáåíîê

ðàññêàçûâàåò

îò ñåàíñà ê

ñåàíñó. Â

ñàìûõ

óäà÷íûõ

ñëó÷àÿõ,

àíàëèòèê

ìîæåò âîéòè

ñ ðåáåíêîì â

íàñòîëüêî

òåñíûé

êîíòàêò â

ñàìîì

íà÷àëå

àíàëèçà, ÷òî

îí [ðåáåíîê]

áóäåò

ðàññêàçûâàòü

åæåäíåâíî

ïðîäîëæåíèå

ñâîåãî ñíà

íà ÿâó, ÷òî

ÿâëÿåòñÿ

î÷åíü

óäîáíûì è

äîñòîâåðíûì

èñòî÷íèêêîì

èíôîðìàöèè

îá

àêòóàëüíîì

âíóòðåííåì

ñîñòîÿíèè

ðåáåíêà. Åùå

îäèí

ñïåöèôè÷åñêèé

äëÿ äåòñêîãî

ïñèõîàíàëèçà

ïðèåì - ýòî

èçó÷åíèå è

òîëêîâàíèå

ðèñóíêîâ

äåòåé - äåòè

îõîòíî è

ìíîãî

ðèñóþò è,

ïîä÷àñ,

ïðîÿâëÿþò

áåññîçíàòåëüíûå

æåëàíèÿ,

÷óâñòâà

èìåííî â

ðèñóíêàõ.

c) Êàñàÿñü

ìåòîäà

ñâîáîäíûõ

àññîöèàöèé,

Àííà Ôðåéä

çàìå÷àåò,

÷òî ó

ðåáåíêà, êàê

ïðàâèëî,

îòñóòñòâóåò

ãîòîâíîñòü

ê

àññîöèèðîâàíèþ.

Èìåííî ïî

ýòîìó, ïî åå

ìíåíèþ,

äåòñêèé

àíàëèç

ñ÷èòàåòñÿ

(íà ìîìåíò

íàïèñàíèÿ

êíèãè)

îñîáåííî

òðóäíîé

îáëàñòüþ

ïðèìåíåíèÿ

ó÷åíèÿ

Çèãìóíäà

Ôðåéäà.

Îäíàêî,

èíîãäà

ìîæíî

"ñïðîâîöèðîâàòü"

ðåáåíêà

äàâàòü

íååêîòîðûå

àññîöèàöèè.

Òàê,

íàïðèìåð, â

ïðàêòèêå

àâòîðà áûë

ñëó÷àé,

êîãäà

óäàëîñü

ðàçðåøèòü

ïðîáëåìó,

èñïîëüçóÿ

ìåòîä

ñâîáîäíûõ

àññîöèàöèé,

êîãäà

äåâî÷êó

ïðîñèëè

"ñåñòü íà

êîðòî÷êè ñ

çàêðûòûìè

ãëàçàìè íà

êîðòî÷êè è

ïðèñëóøàòüñÿ

ê òîìó, ÷òî

ïðîèñõîäèëî

â íåé".

Äåâî÷êà,

îáëàäàÿ (÷òî

âàæíî)

ïðåêðàñíîé

çðèòåëüíîé

ïàìÿòüþ,

îõîòíî

âûïîëíÿëà

ýòó

èíñòðóêöèþ

è

ðàññêàçûâàëà

âñå, ÷òî

"ïðèõîääèëî

íà óì ". Óæå â

òî âðåìÿ áûëè

ïîïûòêè

çàìåíèòü

ñâîáîäíûå

àññîöèàöèè

èãðîé ( äîêòîð

Ãåëüìóò,

Ìåëàíèÿ

Êëåéí). Êàê ìû

óâèäèì íèæå,

ýòè ìåòîäû

ïîëó÷èëè

øèðîêîå

ðàçâèòèå,

íàïðèìåð, åãî

àêòèâíî

ïðèìåíÿë â

ñâîåé

ïðàêòèêå

Ýðèê

Ýðèêñîí.

d)

Îòäåëüíîå

âíèìàíèå

óäåëÿåò

Àííà Ôðåéä

ðîëè

ïåðåíîñà

(èëè

ïåðåíåñåíèÿ)

êàê

òåõíè÷åñêîãî

ïðèåìà â

äåòñêîì

ïñèõîàíàëèçå.

Ïåðâîå, ÷òî

îáðàùàåò íà

ñåáÿ

âíèìàíèå,

ýòî, òî, ÷òî

íåîáõîäèìîñòü

çàèíòåðåñîâàòü

ðåáåíêà

ïåðåä

íà÷àëîì

àíàëèçà (ñì.

ïóíêò 1) ñ)

îçíà÷àåò, â

ïåðåâîäå íà

àíàëèòè÷åñêóþ

òåðìèíîëîãèþ,

ñîçäàòü

ïîëîæèòåëüíîå

ïåðåíåñåíèå.

Òàêèì

îáðàçîì,

ïîëîæèòåëüíîå

ïåðåíåñåíèå

ÿâëÿåòñÿ

íåîáõîäèìûì

óñëîâèåì ñ

ñàìîãî

íà÷àëà

ðàáîòû.

Îòðèöàòåëüíûå

æå

ïåðåíåñåíèÿ

ïðè äåòñêîì

àíàëèçå

ÿâëÿþþòñÿ, ïî

ñëîâàì

àâòîðà,

ïðåæäå âñåãî

ïðåïÿòñòâèåì,

ò. ê.

íîðìàëüíàÿ è

ïðîäóêòèâíàÿ

ïñèõîàíàëèòè÷åñêàÿ

ðàáîòà ñ

äåòüìè

âîçìîæíà

òîëüêî ïðè

íàëè÷èè

ïîëîæèòåëüíîãî

ïåðåíåñåíèÿ.

Îòðèöàòåëüíûå

æå, ñêîëü

ìíîãî

ìàòåðèàëà

îíè íå

äàâàëè, â

äåòñêîì

àíàëèçå

ñëåäóåò

ðàçðóøàòü.

Âñå

ýëåìåíòû

ïåðåíåñåíèÿ

ó ðåáåíêà,

ïðîäîëæàåò

Àííà,

îñòàþòñÿ

ëèøü

ýëåìåíòàìè,

íåâðîç

ïåðåíåñåíèÿ

êàê

òòàêîâîé ó

ðåáåíêà íå

âîçíèêàåò.

Ýòî

îáóñëàâëèâàåòñÿ

ïðåæäå âñåãî

òåì, ÷òî

ðåáåíîê, â

îòëè÷èè îò

âçðîñëîãî,

åùå íå

ðàçîðâàë

òåñíåéøèõ

îòíîøåíèé ñ

ðîäèòåëÿìè è,

ïî ñóòè äåëà,

åìó íå çà

÷åì

ïåðåíîñèòü

ñâîè

îòíîøåíèÿ ê

ðîäèòåëÿì íà

äðóãîãî

÷åëîâåêà.

Êðîìå òîãî,

àíàëèòèê

ïðè ðàáîòå ñ

äåòüìè

íåäîëæåí

îñòàâàòüñÿ

áåçëè÷íûì,

êàê â

êëàññè÷åñêîì

ïñèõîàíàëèçå,

îí, êàê óæå

íåîäíîêðàòíîóïîìèíàëîñü,

äîëæåí áûòü

èíòåðåñíûì,

ñèìïàòè÷íûì

ðåáåíêó. Ýòî

ñîçäàåò

ðåàêöèþ

ïåðåíåñåíèÿ

èñêóññòâåííî,

à íè÷òî

èñêóññòâåííîå

íå ìîæåò

ñòàòü ïî

íàñòîÿùåìó

ðåàëüíûì.

3. В заключительной части своей книги Анна Фрейд подводит

некоторый итог своим взглядам на особенности детского психоанализа. Она

обращает внимание на различные тонкости пихоанализа, связанные, в основном, с

незрелостью структуры личности ребенка. Например, в отличии от взрослого

пациента, ребенок очень зависим в своих отношениях с окружающим миром и он

(мир) оказывает намного большее влияние на протекание и механизм невроза. По

мнению автора, большинство проблем маленького пациента так или иначе

обусловлены незрелостью сверх-Я. Чтобы результативно провести анализ, как

считает Анна, аналитик “должен суметь во время анализа с ребенком место его

Я-идеала”. Ребенок согласится уступить место в своей внутренней,

эмоциональной жизни новому “любовному объекту”. Таким образом, в детском

психоанализе намечается явная связь с воспитанием - из-за слабости Я-идеала

ребенка и его эмоциональной зависимости от внешнего мира он не способен

самостоятельно сдерживать освобождающиеся побуждения и для этого ему нужен

человек (психоаналитик), обладающие авторитетом в воспитательном отношении.

В заключение к данному разделу можно сказать, что, в отличии от предыдущего и

последующего, он практически полностью посвящен приактическим проблемам

детского психоанализа. На наш взгляд, это полезно потому, что рассмотрение и

практик, и теории дает намного более полное представление о взглядах на

практически любую психологическую проблему.

Ýðèê Ýðèêñîí

Ýðèê Ýðèêñîí

-

ïðåäñòàâèòåëü

íåîïñèõîàíàëèçà,

åãî

ñîöèîëîãè÷åñêîãî

íàïðàâëåíèÿ.

 ñâîåé

ýïèãåíåòè÷åñêîé

êîíöåïöèè

ðàçâèòèÿ

ëè÷íîñòè îí

ïîïûòàëñÿ

ñîåäèíèòü è

óñòàíîâèòü

âçàèìîñâÿçè

ìåæäó

îáùåñòâåííî-èñòîðè÷åñêèìè

óñëîâèÿìè

ôîðìèðîâàíèÿ

ëè÷íîñòè è

åå

ñîáñòâåííîé

àêòèâíîñòè.

Ïî åãî

ìíåíèþ,

ýíè÷åñêèå è

èñòîðè÷åñêèå

îñîáåííîñòè

âîñïèòàíèÿ

ðåáåíêà

î÷åíü âî

ìíîãîì

îïðåäåëÿþò

ñòðîåíèå è

ôóíêöèîíèðîâàíèå

ëè÷íîñòè.

×òîáû ïîíÿòü

ýòè

êóëüòóðíûå è

èñòîðè÷åñêèå

äåòåðìèíàíòû,

â ñâîèõ

èññëåäîâàíèÿõ

îí

ðàññìàòðèâàë

çðåëóþ

ëè÷íîñòü, à

çàòåì

ïûòàëñÿ

íàéòè

èñòîêè åå

îðãàíèçàöèè

, ñòðîåíèÿ è

ôóíêöèîíèðîâàíèÿ

íà

ïðåäûäóùèõ

ñòàäèÿõ

ðàçâèòèÿ

îáùåñòâà.

Äëÿ

ïîíèìàíèÿ

òîãî, ÷òî

Ýðèêñîí

ïîíèìàåò

ïîä çðåëîé

ëè÷íîñòüþ,

ñëåäóåò

ââåñòè

òåðìèí

"èäåíòè÷íîñòü"

ëè÷íîñòè -

îäèí èç

öåíòðàëüíûõ

âî âñåé

òåîðèè. Ýòîò

òåðìèí ó

Ýðèêñîíà

îáîçíà÷àåò

îáðàç ñåáÿ

âî âñåì

ìíîãîîáðàçèè

îòíîøåíèé ê

ìèðó ñ

ñîîòâåòñòâóþùèìè

ôîðìàìè

ïîâåäåíèÿ,

êîòîðûé

îñîçíàåòñÿ

ëè÷íîñòüþ.

Ýòà

èäåíòè÷íîñòü,

ïî åãî

ìíåíèþ,

ôîðìèðóåòñÿ

â òå÷åíèå

âñåé æèçíè

÷åëîâåêà.

Âîò êàê

ãîâîðèò îí

îá ýòîì ñàì:

"Ðàñòóùèé

ðåáåíîê

äîëæåí íà

êàæäîì øàãó

èçâëåêàòü

îæèâëÿþùåå

÷óâñòâî

ðåàëüíîñòè

èç

ñîçíàâàíèÿ

òîãî, ÷òî åãî

èíäèâèäóàëüíûé

ïóòü

îâëàäåâàþùåãî

îïûòà ...

ÿâëÿåòñÿ

óñïåøíûì

âàðèàíòîì

ãðóïïîâîé

èäåíòè÷íîñòè

è íàõîäèòñÿ

â

ñîîòâåòñòâèè

ñ

ïðîñòðàíñòâîì-âðåìåíåì

è æèçíåííûì

ïëàíîì

ãðóïïû.

Ñëåäóåò

ïîää÷åðêíóòü,

÷òî ÷åëîâåê

ñòðåìèòñÿ ê

îáðåòåíèþ

èäåíòè÷íîñòè:

â ñàìîé åãî

ïðèðîäå, ïî

ñëîâàì

Ýðèêñîíà,

çàëîæåíà

ïîòðåáíîñòü

â

ïñèõîñîöèàëüíîé

èäåíòè÷íîñòè.

Âñþ æèçíü

÷åëîâåêà

ìîæíî

ðàçáèòü íà

ñòàäèè

ðàçâèòèÿ

ëè÷íîñòè.

Ýòî

ðàçáèåíèå

ïðîèçâîäèòñÿ

ïðîèçâîäèòñÿ

Ýðèêñîíîì

íà

îñíîâàíèè

ñìåíû

ñïåöèôè÷åñêèõ

çàäà÷,

âûäâèãàåìûõ

îáùåñòâîì

(ñì. òàáëèöó 1).

Ýòè çàäà÷è

ìîãóò

ðåøàòüñÿ êàê

ïîëîæèòåëüíî,

òàê è

îòðèöàòåëüíî

- â ïåðâîì

ñëó÷àå

ïðîèñõîäèò

íîðìàëüíîå

ðàçâèòèå, âî

âòîðîì -

íåíîðìàëüíîå,

èìåííî â

ýòîì ñëó÷àå

ó ÷åëîâåêà

ìîãóò

âîçíèêàòü

íåâðîçû. Â

îòëè÷èå îò

êëàññèêîâ

ïñèõîàíàëèçà,

Ýðèêñîí

ðàññìàòðèâàåò

ðàçâèòèå

ëè÷íîñòè

÷åëîâåêà íå

òîëüêî äî

ïîëîâîãî

ñîçðåâàíèÿ,

íî è íà

ïðîòÿæåíèè

âñåõ

ïîñëåäóþùèõ

ëåò åãî

æèçíè.

Ïåðåõîä ñ

îäíîé

ñòóïåíè íà

äðóãóþ, ïî

ìíåíèþ

àâòîðà,

âñåãäà

ñîïðîâîæäàåòñÿ

êðèçèñàìè,

êîòîðûå,

îäíàêî,

äàëåêî íå

âñåãäà

ïîäðàçóìåâàþò

ìó÷èòåëüíóþ

áîðüáó,

êàòàñòðîôó

è ò. ï, íî âñåäà

ýòî

"ïîâîðîòíûé

ïóíêò,

ìîìåíò,

ðåøåíèå è

âûáîð ìåæäó

ïðîãðåññîì è

ðåãðåññîì,

èíòåãðàöèåé

è çàäåðæêîé".

Íà

îñíîâàíèè

ýòèõ (è ðÿäà

äðóãèõ)

ïîëîæåíèé

Ýðèêñîí

ñòðîèò òàê

íàçûâàåìóþ

ýïèãåíåòè÷åñêóþ

êàðòó:

Ñòàäèè
Старостьинтеграция/ разочаро-вание в жизни
ЗрелостьТворчес-тво/ застой
Молодостьинтим-ность/ изоляция
Подростковый возрастИдентич-ность/ диффузия идентич-ности
Школьный возрастДостиже-ние/ неполно-ценность
Возраст игрыИнициа-тивность/ чувство вины
Ранний возраставтоно-мия/ сомнение, стыд
МладенчествоДоверие/ недове-рие миру

Примечание: в данной таблице все приведены в соответствии с книгой Л. Ф.

Обуховой, а не “Детства и общества”, т. к., по нашему мнению, этот перевод

более адекватен.

Безусловно следует отметить, что Эриксон активно практиковал детский

психоанализ, развивая, в частности игровую терапию. По его мнению, игра в

детском психоанализе играет не только диагностическую, но и собственно

терапевтическую функцию. Â

ðåçóëüòàòå

ïðîäîëæèòåëüíîé

ïðàêòèêè,

Ýðèêñîí

ïðèøåë ê

âûâîäó, ÷òî

íåñìîòðÿ íà

ñèëüíóþ

ñîöèàëüíóþ

äåòåðìèíàöèþ

ðàçâèòèÿ

ëè÷íîñòè

÷åëîâåêà,

âñå æå

ìàëåíüêèé

ðåáåíîê

ïîçíàåò ìèð

ïðè ïîìîùè è

ïîñðåäñòâîì

ñâîèõ

òåëåñíûõ

îùóùåíèé.

Íàèáîëåå

çíà÷èû ýòè

îùóùåíèÿ íà

ñàìûõ

ðàííèõ

ñòàäèÿõ

ðàçâèòèÿ.

Ïîýòîìó îí

íà êàæäîé

ñòàäèè

âûäåëÿë,

ïîäîáíî

êëàññèêàì

ïñèõîàíàëèçà,

òàê

íàçûâàåìûå

ìîäóñû

îðãàíà - ýòî

ïîíÿòèå âî

ìíîãîì

ñîâïàäàåò ñ

ïîíÿòèåì

ýðîãåííîé

çîíû ó Ç.

Ôðåéäà, à

òàêæå

ìîäàëüíîñòü

ïîâåäåíèÿ -

ñïîñîá

îòíîøåíèÿ

ðåáåíêà ê

ìèðó . Ìîäóñû

îðãàíîâ -

èíêîðïîðàòèâíûé

(ìîäóñ

"âáèðàíèÿ"),

ýëèìèíàòèâíûé

(ìîäóñ

âûäåëåíèÿ),

ðåíåòèâíûé

(ìîäóñ

çàäåðæêè),

èíòðóçèâíûé

(ìîäóñ

"âíåäðåíèÿ") -

ïðèñóòñòâóò

â òîé èëè

èíîé ìåðå íà

âñåõ

ñòàäèÿõ

ðàçâèòèÿ

ðåáåíêà,

îäíàêî ëèøü

îäèí èç íèõ

ãåíåðàëèçóåòñÿ,

à îñòàëüíûå

ÿâëÿþòñÿ

âñïîìîãàòåëüíûìè.

Òàê, íà

ïåðâîé,

îðàëüíîé

ñòàäèè ó

ìàëûøåé, ïî

ìíåíèþ

Ýðèêñîíà

ïðåîáëàäàåò

îðàëüíî-èíêîðïîðàòèâíûé

ìîäóñ, íà

àíàëüíîé -

ýëèìèíàòèâíûé

è

ðåíåòèâíûé

ìîäóñû è ò. ä.

Ýðèêñîí

òàêæå

óñòàíàâëèâàåò

ñâÿçè ìåæäó

ìîäóñàì è

ìîäàëüíîñòÿìè.

Связи эти логически вполне понятны, например, модусам ретенции и элиминации

сооветствуют модальности удерживания и отпускания - связь практически прямая.

Подводя итог, можно сказать, что Эриксон в своей теории сумел охватить многие

особенности, связанные с социальной жизнью личности, которые не были охвачены

в классическом психоанализе. Создавая свою психоаналитическую концепцию

развития ребенка, он развил и, если можно так выразится, модифицировал

представления психоаналитиков об этом периоде жизни человека. Как и Фрейд, он

создал, на наш взгляд, более широкую теорию, чем только концепцию детства -

как было уже сказано выше он в своих разработках выходил за пределы детства

человека. Однако, в отличии от Фрейда Эриксон отталкивается от детства.

Заключение.

После рассмотрения нескольких психоаналитических взглядов на проблему детства

мы можем подвести некоторые итоги. Все три концепции, безусловно, признают

большую роль этого периода во всей последующей жизни человека. По мнению всех

психоаналитиков, именно в детстве закладываются подавляющее большинство

возможностей как для развития личности, так и для личностных проблем.

Конечно, наиболее категоричен в этом вопросе Фрейд - он однозначно связывает

все последующие неврозы с детскими психическими травмами, причем все значимые

травмы связаны с сексуальной сферой жизни ребенка. Фрейд был первым ученым,

открывший психическую сторону неврозов, ему было сложнее всех его

последователей и критиков - это следует учитывать, подвергая его теорию

критическому рассмотрению. Если рассмотреть более внимательно всех - прямых

или косвенных его наследников - от Райха и Юнга до Перлза (который не был в

психоаналитиком, однако многим обязан Фрейду и его учению - см. “Внутри и вне

помойного ведра”), то становится видно, что все они так или иначе расширяли

учение о бессознательном, добавляя все новые и новые детерминанты развития

человека - Райх сконцентрировал свое внимание на телесной детерминации, Юнг

ввел понятие коллективного бессознательного, Эриксон развивал социальный

аспект детерминации психики и т. д. Таким образом за те без малого сто лет,

что развивается психоанализ, его границы сильно расширились и, как мы уже

замечал, он перестал быть просто терапевтической техникой, но в определенном

смысле стал флософией. Особенно явно это проявляется в странах, где

психоанализ процветает в наши дни (например в США ). Эрих Фромм, один из

основоположников “гуманисти-ческого неопсихоанализа” в своей книге

“Психоанализ и этика” замечает, что подчас фрейдовские идеи бессознательного

воспринимаются так, что все поведение человека полностью детерминированы

неосознаваемыми импульсами, что приводит к механистическому взгляду на

человека, к отрицанию его сознательной активности и т. п.

Итак, заканчивая наше краткое рассмотрение (мы постоянно подчеркиваем

неполность и кратость данного обзора - полноценное исследование превратилось

бы в большую монографию) темы “Психоанализ детства” , мы хотим еще раз

отметить, что психоанализ, безусловно, внес и , наерняка, еще внесет немалый

вклад в понимание проблем детства, а, следовательно, и всей жизни человека.

Литература.

1) З. Фрейд “Психология бессознательного”

2) А. Фрейд “Введение в детский психоанализ”

3) А. Фрейд “Психология Я и защитные механизмы”

4) Анциферова “Эпигенетическая концепция Э. Эриксона” (в кн. “Принцип

развития в психологии”)

5) Л . Ф. Обухова “Детская психология: теории, факты, проблемы”.



(C) 2009