Научная Петербургская Академия

Реферат: Проблемы психологического консультирования

Реферат: Проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование предъявляет к консультанту определенные

морально-этические требования, без следования которым работа не может быть

успешной. Профессиональная этика консультанта сводится к следующим положениям.

По аналогии с морально-этическим кодексом врача, основным нормативом работы

консультанта можно назвать принцип «прежде всего - не вреди». Независимо от

формы и метода психологическое воздействия в процессе консультирования не

должно быть для клиента психотравмирующим, ухудшать его состояние, снижать

самооценку. Общение с консультантом не должно представлять для клиента

дополнительной психологической нагрузки.

Следует помнить, что существуют определенные принципы поведения психолога-

консультанта и что следование им не только обеспечивает этичность

профессиональной деятельности, но и является залогом успешности

психологического воздействия. Остановимся здесь подробнее на некоторых

этических требованиях, следование которым, с нашей точки зрения, является

особенно важным.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. За формулировкой

скрывается целый комплекс профессионального повед­­ения, направленного на то,

чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема.

Доброжелательное отношение подразу­мевает не просто следование общепринятым

нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую

психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому,

кто обращается за помощью.

Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что

психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые

нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых

является клиент. Эффективное воздействие возможно лишь при опоре на систему

ценностей самого клиента, критическое отношение консультанта ­может привести к

тому, что пришедший на прием человек замкнется, не может б­ыть искренним и

открытым, а, следовательно, и возможности консультативного воздействия окажутся

практически нереализуемыми. Принимая же ценности клиента, уважая их и отдавая

им должное, консультант сможет воздействовать на них в том случае, если они

являются препятствием Запрет давать советы. Основания для

этого достаточно широки и многообразны. Прежде всего, к­ак­ов бы ни был

жизненный и профессиональный опыт психолога, дать гарантированный совет другому

невозможно: жизни каждого уникальна и не­предсказуема. К тому же, советуя,

консульт­ант берет на себя полностью ответственность за пр­оисходящее, что не

способствует развитию личности консультируемого и его аде­кватного отношения к

действител­ьности. В такой ситуации психолог ставит себя в позицию гуру­, что

реально вредит консультированию­ приводит к тому, что у клиента вместо

активного стремления разобраться в с­воей жизни и изменить ее, формируется

массивное и поверхностное отношение к происходящему­. При этом любые неудачи в

реализации совета обычно приписываются консультанту как давшему совет

авторитету, что, естественно, мешает пониманию клиентом ­всей роли в

происходящ­их событиях.

­ Анонимность. Важнейшим условием психологического

консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация,

сообщенная клиентом - психологу­ не может быть передана без его согласия ни в

какие общественные или государственные­ организации, частным лицам­ в том числе

родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (­о которых

клиент всегда предупреждается заранее), специально оговоренные законом во

многих странах. В нашей стране таким исключением, ­ пожалуй, можно считать

­ситуацию,­ когда психолог узнает во время приема ­ ­о чем-либо, что является

серьезной угрозой для чьей-либо жизни. Но, конечно же, даже в этой ситуации его

действия должны быть максимально осторожными и ­соотноситься с интересами

клиента.

Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало

очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку,

переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать

профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь

таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, в своем

Отечестве пророка нет и любые рекомендации и откровения с близкими легко

обесцениваются, но и по многим другим причинам, о некоторых из которых будет

сказано ниже.

В психотерапии существуют два важнейших понятия, имеющих огромное значение

для работы с пациентами: а) «перенос», то есть склонность клиента переносить

и проецировать на психотерапевта и отношения с ним свои отношения со

значимыми людьми, основные проблемы и конфликты; б) «контрперенос», то есть

склонность психотерапевта проецировать свои отношения со значимыми людьми и

основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с пациентом. Эти

понятия, введенные в психоанализ 3 . Фрейдом , на сегодняшний день широко

используются в рамках самых разных направлений психотерапии (Фрейд З., 1989).

Эти понятия означают, что любые человеческие отношения и даже такие

специальные отношения, которые, складываются в рамках психотерапии,

находятся под влиянием внутренних потребностей и желаний человека, которые он

чаще всего не осознает. Более того, даже профессионал-психотерапевт часто

оказывается обезоружен контрпереносом. Именно для того, чтобы понимать,

упр­авлять и уметь использовать в целях анализа свой контрперенос, как,

впрочем, и ряд других личных и межличностных феноменов, для на­чинающего

психотерапевта существует обязательное требование прохождения своего

собственного анализа и долгой работы с супервизором.

В той или иной степени эти феномены действуют и в процессе консультирования.

Но трудно ожидать, что человек, не получивший специальной и углубленной

подготовки, сможет успешно работать с этими сложнейшими явлениями. Для

консультанта достаточно понимать, что сохранение его авторитета для клиента

во многом связано с тем, что последний мало знает о нем как о человеке, у

него нет оснований как для восхищения психологом, так и для осуждения его как

личности. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом

приводит к тому, что они, как близкие люди, начинают удовлетворять те или

иные потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранить

объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения

проблем клиента.

Десятилетие назад в зарубежной практической психологии активно

дискутировались и анализировались различные последствия вступления клиента и

консультанта (психотерапевта и пациента) в личные, в том числе сексуальные

отношения, а также возможные влияния этого фактора на процесс терапии.

Различных точек зрения было множество. Но общий вывод, к которому привели эти

дискуссии, один: по возможности личных отношений лучше избегать, а если что-

то подобное все же случилось, следует быть максимально осторожным, стараться

дейс­твовать прежде всего в интересах клиента и как можно скорее прервать

процесс консультирования или психотерапии.

Включенность клиента в процесс консультирования. Для того, чтобы процесс

консультирования был эффективным, клиент во время приема должен чувствовать

себя максимально включенным в беседу, ярко и эмоционально переживать все, что

обсуждается с консультантом. Для того, чтобы обеспечить такую включенность,

психолог должен следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента

логичным и понятным, а также, чтобы человек не просто внимал специалисту, а ему

было действительно интересно. Ведь только в том случае, если понятно и

интересно все, что обсуждается, можно активно искать пути разрешения своей

ситуации, переживать и анализировать ее.

Бывает, что во время приема клиент вдруг теряет интерес к обсуждаемой теме,

устает, внутренне не соглашается, но не хочет говорить об этом. В этой

ситуации не стоит нагнетать атмосферу, настаив­ать, пыт­аться выяснить все до

конца. Лучше, если психолог сменит тему, пошутит и таким образом разрядит

обстановку, сохранив за счет этого включенность и интерес клиента к процессу

консультирования и обеспечит продуктивность психологического воздействия.

Таким образом, именно при соблюдении всех морально-этических требований

возникает доверие между консультантом и клиентом. Это доверие позволяет

эффективно действовать психологу, не манипулируя, не занимая позицию

“сверху”, не привязывая себя к клиенту.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алешина Ю.Е. “Специфика психологического консультирования”/“Вестник

психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы”, №1, 1994



(C) 2009