Реферат: Проблема формирования личности
Реферат: Проблема формирования личности
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (СТУ) филиал в г. Смоленске РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ НА ТЕМУ: Проблемы формирования личности. Преподаватель Студент гр. ВМ1-97 Вальков К.Г. СМОЛЕНСК, 1999г. ПЛАН 1. ВВЕДЕНИЕ 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 3. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ 4. СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ С НИМИ СВЯЗАННЫЕ 5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. Из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка природы самого человека. Астрология, теология, философия, литература и социальные науки – вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества – стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета – являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других. 1. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ. Личностное развитие происходит на протяжении всей жизни. Соответственно некоторые теоретики предложили стадийную модель для понимания фаз роста и развития в жизни человека. Теория Фрейда, в которой формирование личности представлено в виде последовательности стадий психосексуального развития, является одним из примеров этого подхода. В качестве другого примера можно назвать концепцию восьми стадий развитей эго, сформулированную Эриксоном. В противоположность упомянутым авторам, многие ученые-теоретики подчеркивают роль взаимоотношений между родителем и ребенком как значимого фактора в понимании проблемы развития. Карл Роджерс, например, придавал особое значение тому, как формируется Я-концепция индивидуума – и в ракурсе познания, и в эмоциональном отношении – под влиянием родительских установок и поведения на этапе формирования личности. Личностный рост обусловлен множеством внешних и внутренних детерминант. К внешним, или детерминантам окружения, относятся : принадлежность индивидуума к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние детерминанты включают генетические, биологические и физические факторы. Дальнейшее описание множества изменений, сопровождающих наше развитие – физических, социальных, интеллектуальных, эмоциональных, моральных и т.д., - показывает, какой сложной является проблема развития человека. 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то – это символ презрения, а у представителей племени Масаи – это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе – это некультурно, т.е. правила поведения, приличия, нормы морали неодинаковы в разных обществах и соответственно поведение людей, воспитанных под влиянием различных обществ, будет различаться. Выделяют следующие стадии социализации : 1. Первичная социализация или стадия адаптации ( от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации ( появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения « мир и я » характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции ( появляется желание найти свое место в обществе , «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы : · Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий ( взаимоотношений ) с людьми и обществом. · Изменение себя, «стать как все». · Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обуславливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития. Таблица 2.1Период | Ведущая деятельность | Ведущая сторона Социализации |
1 | 2 | 3 |
1. Младенчество (0-1г.) – этап «доверия к миру» | Эмоциональное общение со взрослыми | А – освоение норм отношения между людьми |
1 | 2 | 3 |
2. Раннее детство (1-3 г.) – этап «самостоятель-ности» | Предметная деятельность | Б – усвоение общественно выработанных способов деятельности с предметами |
3. Дошкольное детство (3-6-7 лет) – этап «выбора инициативы» | Игра | А – освоение социальных ролей, взаимоотношений между людьми |
4. Младший школьный возраст (6-11 лет) – этап «мастерства» | Учебная деятельность | Б – освоение знаний, развитие интелектуально-познавательной сферы личности |
5. Подростковый (11-14 лет) | Общение со сверстниками | А – освоение норм отношений между людьми |
6. Юношеский (14-18 лет) – этап самоопределения «мир и я» | Учебно-профессиональная деятельность | Б – освоение профессиональных знаний, умений. |
7. Поздняя юность (18-25 лет) – этап «человеческой близости» | Трудовая деятельность, профессиональная учеба | А,Б – освоение норм отношений между людьми и профессионально- трудовых умений |
8. Этап человеческой зрелости |
+ окончательная форма эгоидентичности Стадия 8 «принятие себя, жизни», мудрость старость - разочарование в жизни после 50 лет |
+ творчество, любимая работа, Стадия 7 воспитание детей, забота о детях, зрелость до удовлетворенность жизнью 50 лет - опустошенность, застой, регрессия |
+ чувство близости, интимности, Стадия 6 единство с людьми, любовь молодость от - изоляция, одиночество 20 до 25 лет |
+ цельная форма эгоидентичности, находит свое «Я», верность себе, Стадия 5 признание себя людьми юношеский от - диффузия идентичности, тревога, 11 до 20 лет одиночество, инфантилизм, не нашел свое «Я», непризнание людьми, «путаница ролей», враждебность |
+ уверенность в себе, компетентность Стадия 4 - неполноценность, неверие в свои силы школьный от 6 до 11 лет |
+ инициативность, целеустремленность, Стадия 3 активность, предприимчивость, дошкольный самостоятельность возраст - пассивность, подражание образцам, вина от 3 до 6 лет |
+ автономия, самостоятельность, Стадия 2 опрятность, воля ранний возраст - сомнение, стыд, зависимость от от 1 до 3 лет других |
+ базальное доверие к миру, оптимизм, Стадия 1 стремление к жизни младенчество - базальное недоверие к миру, пессимизм, стремление к смерти |