Научная Петербургская Академия

Реферат: Педагогика и педагогическая психология

Реферат: Педагогика и педагогическая психология

Предмет педагогической психологии и предмет педагогики

Педагогическая психология изучает условия и закономерности формирования

психических новообразований под воздействием образования и обучения.

Педагогическая психология заняла определенное место между психологией и

педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между

воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений.

Педагогическая психология изучает механизмы, закономерности овладения знаниями,

умениями, навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах,

закономерности формирования творческого активного мышления, определяет условия,

при которых достигается эффективное умственное развитие в процессе обучения,

рассматривает вопросы взаимоотношений между педагогом и учащимся,

взаимоотношения между учащимися. В структуре педагогической психологии

можно выделить направления:

Ø психологию образовательной деятельности (как единство учебной и

педагогической деятельности);

Ø психологию учебной деятельности и ее субъекта (ученика, студента);

Ø психологию педагогической деятельности и ее субъекта (учителя,

преподавателя);

Ø психологию учебно-педагогического сотрудничества и общения.

Таким образом, предметом педагогической психологии являются факты,

механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком,

закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта

учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях

образовательного процесса.

Предметом педагогики является исследование сущности формирования и

развития человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики

воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Педагогика исследует следующие проблемы:

  • изучение сущности и закономерностей развития и формирования

    личности и их влияние на воспитание;

  • определение целей воспитания;
  • разработка содержания воспитания;

  • исследование и разработка

    методов воспитания.

Объект познания в педагогике – человек, развивающийся в воспитательные

отношения, обеспечивающие развитие человека.

Предметом педагогической науки в его строго научном и точном понимании

является воспитание как особая функция человеческого общества. Исходя из

такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические

категории.

К категориям относятся наиболее ёмкие и общие понятия, отражающие сущность

науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. В любой науке категории выполняют

ведущую роль, они пронизывают все научное знание и как бы связывают его в

целостную систему.

Воспитание – социальное, целенаправленное создание условий (материальных,

духовных, организационных) для усвоения новым поколением

общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и

производительному труду. Категория «воспитание» - одна из основных в

педагогике. Характеризуя объём понятия, выделяют воспитание в широком

социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и

воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную

сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто

трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной

воспитательной задачи (например, воспитание определенных черт характера,

познавательной активности и т. д.) Таким образом, воспитание – это

целенаправленное формирование личности на основе формирования:

1) определённых отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

2) мировоззрения;

3) поведения (как проявления отношения и мировоззрении).

Можно выделить виды воспитания (умственное, нравственное, физическое,

трудовое, эстетическое и т.д.)

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и

перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания,

определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-

экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства.

Развитие каждого человека человечество обеспечивает через воспитание,

передавая опыт свой собственный и предшествующий поколений.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного

количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.

Можно выделить физическое развитие (изменения роста, веса, силы,

пропорций тела человека), физиологическое развитие (изменение функций

организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения,

деторождения и пр.), психическое развитие (усложнение процессов

отражения человеком действительности: ощущении, восприятии, памяти, мышления,

чувств, воображения, а также более сложных психических образований:

потребностей, мотивов деятельностей, способностей, интересов, ценностных

ориентаций). Социальное развитие человека состоит в его постепенном

вхождении в общество, в общественные, идеологические, экономические,

производственные, правовые и другие отношения. Усвоив эти отношения и свои

функции в них, человек становится членом общества. Венцом является духовное

развитие человека. Оно означает осмысление им своего высокого

предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими

поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному

нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень

ответственности человека за своё физическое, психическое, социальное развитие,

за свою жизнь и жизнь других людей. Духовное развитие все более признается

ядром становления личности в человеке.

Может показаться, что воспитание по отношению к развитию вторично. На самом

деле их отношения сложнее. В процессе воспитания человека идет его развитие,

уровень которого затем влияет на воспитание, изменяет его. Более совершенное

воспитание ускоряет темпы развития. На протяжении всей жизни человека

воспитание и развитие взаимно обеспечивают друг друга.

Образование – это специально организованная система внешних условий,

создаваемых в обществе для развития человека. Специально организованная

образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения

повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется передача и

приём опыта поколений согласно целям, программам, структурам с помощью

специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в

государстве объединены в единую систему образования, посредством чего идет

управление развитием человека.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность

воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому

образование трактуют как процесс и результат усвоения человекам опыта

поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений.

Различают общее и специальное образование. Общее образование

обеспечивает каждому человека такие знания, умения, навыки, которые необходимы

ему для всестороннего развития и являются базовыми для получения в дальнейшем

специального, профессионального образования. По уровню и объему содержания, как

общее, так и специально образование могут быть начальным, средним и высшим.

Сейчас, когда возникает необходимость непрерывного образования, появился термин

«образование взрослых», поствузовское образование. Отсюда следуют три

компоненты образования: обучение, воспитание, развитие.

Обучение – конкретный вид педагогического процесса, в ходе которого под

руководством специально подготовленного лица (педагога, преподавателя)

реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной

взаимосвязи с её воспитанием и развитием.

Обучение – процесс непосредственной передачи и приёма опыта поколений во

взаимодействии педагога и учащихся. Как процесс обучение включает в себя две

части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация)

системы значений, умений опыта деятельности, и учение (деятельность ученика)

как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и

использование.

Но обучение, воспитание, образование обозначают внешние по отношению к самому

человеку силы: кто-то его воспитывает, кто-то образовывает, кто-то обучает.

Эти факторы как бы надличностные. Но ведь сам человек активен уже с рождения,

он рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт

человечества, он сам способен этот опыт приобретать и творить что-то новое.

Поэтому основными душевными факторами развития человека являются

самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование.

Самовоспитание – это процесс усвоения человеком опыта предшествующих

поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие.

Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует

рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя

самовоспитание, человек может самообразовываться.

Самообразование – это система внутренней самоорганизации по усвоению

опыта поколений, направленной на собственное развитие.

Самообучение – это процесс непосредственного получения человекам опыта

поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.

В понятиях «самовоспитание», «самообразование», «самообучение» педагогика

описывает внутренний духовный мир человека, его способность самостоятельно

развиваться. Внешние факторы – воспитание, образование, обучение – лишь

условия, средства их пробуждения, приведения в действие. Вот почему философы,

педагоги, психологи утверждают, что именно в душе человека заложены движущие

силы его развития.

Осуществляя воспитание, образование, обучение, люди в обществе вступают между

собой в определенные отношения – это воспитательные отношения.

Воспитательные отношения есть разновидность отношений людей между собой,

направленных на развитие человека посредством воспитания, образования,

обучения. Воспитательные отношения – это микроклеточка, где внешние факторы

(воспитание, образование, обучение) сходятся с внутренними человеческими

(самовоспитанием, самообразованием, самообучением). В результате такого

взаимодействия получается развитие человека, формируется личность.

Объект познания – человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет педагогики – воспитательные отношения, обеспечивающие развитие

человека.

Педагогика – это наука о воспитательных отношениях, возникающих в

процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием,

самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Педагогику можно определить как науку перевода опыта одного поколения в опыт

другого.

Педагогический процесс

Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений.

Заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов

развития участников. Педагогический процесс создается педагогом. Где бы ни

протекал педагогический процесс, каким бы педагогом не создавался, он будет

иметь одну и ту же структуру.

ЦЕЛЬ - ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к

которому стремятся педагог и ученик. Принципы предназначены для

определения основных направлений достижения цели. Содержание – это часть опыта

поколений, которая передается учащимся для достижения поставленной цели

согласно выбранным направлениям. Содержание образования – специально

отобранная и признанная обществом система элементов объективного опыта

человечества, освоение которой необходимо для успешной деятельности в

определенной сфере.

Содержание образования – тот конечный результат, к которому стремится учебное

заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях

знаний, умений, навыков, личностных качеств.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которого

передается и принимается содержание. Средства как материализованные

предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса придают ему логическую

завершенность, законченность.

Динамичность педагогического процесса достигается в результате взаимодействия

трех его структур: педагогической, методической и психологической.

Педагогическую структуру мы уже рассмотрели. Но педпроцесс имеет и свою

методическую структуру. Для ее создания цель разбивается на ряд задач, в

соответствии с которыми определяются последовательные этапы деятельности

педагога и учащихся. Например, методическая структура экскурсии включает в себя

подготовительный инструктаж, движение к месту наблюдения, наблюдение объекта,

фиксация увиденного, обсуждение итогов. Педагогическая и методическая структуры

педагогического процесса органично взаимосвязаны. Кроме этих двух структур

педагогический процесс включает еще более сложную структуру –

психологическую:

1) процессы восприятия, мышления, осмысления, запоминания, усвоения

информации;

2) проявление учащимися интереса, склонностей, мотивации учения,

динамика эмоционального настроя;

3) подъемы и спады физического и нервно-психического напряжения,

динамика активности, работоспособности и утомления.

Таким образом, в психологической структуре урока можно выделить три

психологические подструктуры:

Ø познавательные процессы;

Ø мотивация учения;

Ø напряжение.

Стратегии формирований знаний

Согласно современной психологии, для того чтобы сформировать у человека

заданное психологическое образование, необходимо, прежде всего, выделить ту

деятельность, которую это понятие обслуживает, где такие понятия формируются

в процессе развития деятельности. Понятия адекватно могут быть даны человеку

только тогда, когда вводятся в функции обслуживания определенной

деятельности.

Таким образом, первая задача педагогического психолога состоит в том, чтобы

найти такую деятельность, при выполнении которой необходимо употребление

заданного понятия. Но деятельность можно подвергнуть объективному описанию, в

процессе которого необходимо выделить совокупность условий (знаний,

являющихся условием правильного выполнения действия, объективных ориентиров),

выполнение деятельности. Эти условия соответствуют заданию полной

ориентировочной основы деятельности. В ходе воспроизводства деятельности

ориентировочная деятельность свертывается, автоматизируется, обобщается,

переносится во внутренний план – формируются новые знания, умения,

способности и психические свойства. Такую стратегию называют стратегией

интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее, материальное

действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов, на каждом из

которых претерпевает существенные изменения и приобретает новые свойства.

Принципиально важно, что исходные формы внешнего, материального действия

требуют участия других людей (родителей, учителей), которые дают образцы

этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют

контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля

интериоризуется, превращаясь особую деятельность внимания.

Полноценное формирование умственного действия требует последовательного

прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре –

основными.

I. этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения

действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная

потребность обладает свойством ненасыщаемости. Такая познавательная мотивация

часто пробуждается с помощью проблемного обучения. Если учащийся приходит на

занятие со сложившимся мотивом, то никакой специально работы на этом этапе не

требуется; в противном случае, необходимо с помощью внешней или внутренней

мотивации обеспечить включение учащегося в совместную деятельность с

преподавателем.

II. этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное

ознакомление с тем, что подлежит освоению , составление схемы ориентировочной

основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание.

Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о

которых будет сказано позже.

III. этап – материальный, или материализованный. На этом

этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет

объективный контроль за правильностью выполнения к каждой операции, входящей в

состав действия. Это позволяет гарантировать усвоение действия всеми учащимися.

IV. этап – внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия

представлены в форме устной или письменной речи. Это обеспечивает резкое

возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их

словесным описанием.

V. этап – беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от

предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

VI. этап – умственного или внутриречевого действия. На этом

этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно

самостоятельным и полностью освоенным.

В наибольшей степени качество действия зависит от способа построения

ориентировочного этапа, а именно, от типа ориентировочной основы действия или

типа учения.



(C) 2009