Научная Петербургская Академия

Лекция: Наука о практике

Лекция: Наука о практике

Праксиология, как учебная дисциплина

Праксиология – это наука о практике.

П р а к с и о л о г и я – это теория преобразования природы общества и

человека на основе известных законов и с помощью разных технологий.

Праксиология изучает исторические виды практики. Это наука воплощает

межпредметный подход, используя отдельные методы философии, социологии,

менеджмента и социальной психологии.

Праксиология как наука, нужна потому что:

1) Формирует представления о профессиональной деятельности.

2) Готовит молодёжь к самостоятельной жизни и адаптации к современным

социально – экономическим условиям.

3) Даёт представления о многообразии мира.

Главная задача праксиологии – формировать «практический» ум и жизненный опыт.

Задача праксиологии.

1) Умение строить и корректировать свои жизненные планы.

2) Уметь называть сильные и слабые стороны своей личности.

3) Уметь ориентироваться в сложных ситуациях.

4) Подготовить молодёжь к профессиональной деятельности.

Современный человек живущий в условиях риска и не определенности, стрессов и

ЧС, должен понимать, что многое зависит от него самого.

В организации человеческого опыта, стал распространяться принцип

специализации. Практическое разделение труда, заключалась в том, что

человеческая деятельность, делилась на отрасли, каждая из которых, развивает

свои методы и опыт.

Во всех отраслях, труд становился производительнее, а опыт расширялся с

большой скоростью. Специализация создала технические, математические,

естественные, логические, социальные науки и разные профессии.

Специализация – разделение труда между людьми.

Образ мира в рамках праксиологии.

Порядок и хаос – это две крайности в реальном мире.

П о р я д о к – это равновесие, устойчивость и стабильность.

Х а о с – это случайное не прогнозированное поведение элементов системы.

Желание современного человека: стабильность, безопасность, социальная гарантия.

Желание современного человека – это порядок.

Для картины мира характерна:

1) Законы природы и человечества имеют форму самоуправляемого развития.

2) Хаос может выступать в качестве создающего начала.

3) Существуют несколько альтернативных путей развития.

4) Возможно появление сложного целого, из простых частей.

5) Мир имеет причина-следственные связи.

6) Настоящее определяется прошлым, а будущее прошлым и настоящим.

Когда нарушается порядок, возникает н е о п р е д е л ё н н о с т ь.

Огромное количество явлений нашего мира, является не устойчивыми, хаотичными

и несут не определённость. Современные науки не дают плана действий в

условиях не определённости. Не определённость можно преодолевать, определив

свой план действий с меньшими затратами.

Главный образ не определённости – это будущее.

Формы цивилизации предполагают не рациональные действия: война, демократия,

рынок, игра. На них действуют законы не определённости.

В условиях не определённости, от человека требуется риск.

Р и с к – это попытка действий в условиях нескольких возможностей (есть

отрицательные варианты).

Дидактические принципы праксиологии.

От современного работника требуют отличные производственные знания,

способности проектировать, принимать решения, выполнять творческую работу.

В учебных заведениях России, включена образовательная программа «Технология»

в объёме 800 часов.

Технология предусматривает творческое развитие учащихся, профессиональную

ориентацию, обеспечивает интеллектуальное и нравственное развитие.

Школа даёт формальное образование не связанное с жизнью.

Не формальное образование – это жизненный опыт, которое человек получает

в ходе общения с другими людьми и попадая в разные ситуации. Не формальное

образования, человек получает из школы жизни: семья, улица, производство,

армия, тюрьма.

Проблемное обучение должно формировать творческие и интеллектуальные

способности у студентов.

П р о б л е м н о е о б у ч е н и е – это самостоятельное получение знаний

при активной деятельности студента.

К о н т е к с т н о е о б у ч е н и е – это такое обучение при котором

моделируется содержание профессиональной деятельности.

Проблемное и контекстное обучение предполагает использование разных форм

обучения: проблемная лекция, практический семинар, деловая игра, ролевая

игра, курсовой проект, дипломный проект, дискуссия, анализ конкретной

ситуации).

Структура праксиологии.

1) Мировоззрение – это современная картина мира.

2) Эврилогия – это теория творчества (проблемы, задачи, вопросы).

3) Рискология. Конфликтология – формирует умения избегать проблемы,

конфликты, быть предприимчивым и практичным.

4) Искусство мастера (профессионализм и компетентность).

Жизнь, как проблема.

Ж и з н ь – это одна из форм, существования материи.

Жизнь человека представляется в наличии большого количества людей, которые

окружают его.

Человеческая жизнь состоит из неповторимых обстоятельств и событий.

Жизненные события поддаются классификацией и описываются в биографии.

Б и о г р а я ф и я – это все события в жизни человека.

События в жизни человека бывают:

1) Внешние – окружающая среда.

2) Поведенческие (поступки).

3) Внутренние (духовные).

Жизненные события характеризуются:

1) Время совершения события (на сколько оно своевременно или не

своевременно).

2) Длительность события (растянутая, мгновенная).

3) Последовательность (место данного события в ряду других жизненных

событий).

4) Вероятность осуществления (происходит это со всеми или только с

отдельными людьми).

Судьба лежит за пределами власти и ответственности человека.

С у д ь б а – предопределённость будущего.

Вся свобода человека находится в зависимости от судьбы.

Благодаря свободе человек воздействует на судьбу.

Судьба может быть предоставлена человеку как:

1) Предрасположенность (природный дар).

2) Ситуация (внешнее окружение).

3) Предрасположенность и ситуация.

В прошлом уже не чего нельзя изменить, оно составляет основу человеческой

судьбы.

В н у т р е н н я я с у щ н о с т ь ч е л о в е к а - это его характер и

его реакции на окружающий мир.

Людей делает уникальными и неповторимыми:

1) Темперамент и скорость психических реакций.

2) Опыт детства и воспоминание о детстве.

3) Особенности индивидуальной биографии.

4) Противоречивость жизненных ролей.

По темпераменту людей делят на 4-ри типа: холерик, меланхолик, флегматик,

сангвиник.

Право на ошибку. Теория действия в условиях неопределённости.

Проблема происшествий и аварий в социо-технологических системах (СТС),

возникающих по вене человека в последние десятилетия, приняла особую

актуальность.

Усложнение СТС требует эффективного руководства, так как цена ошибки

допущенной в процессе управления производственными системами возросла.

Крупные промышленные или транспортные аварии, могут приводить к гибели людей

и наносить материальный ущерб.

Обеспечение безаварийной работы предприятий, следует рассматривать как

важное государственное дело.

Аварийные ситуации происходят потому что:

1) Есть безответственность и халатность.

2) Нарушение технологического процесса.

3) Нарушение правил техники безопасности.

4) Низкий профессиональный уровень руководства и слабое обученность

персонала.

5) Неправильные действия людей связанные со свойствами нервной системы.

6) Изношенность оборудования и устаревшие технологии.

Исследование причин возникновения аварийных ситуаций позволяет правильно

планировать и осуществлять мероприятия по их предупреждению и принимать

необходимые действия по защите персонала.

Факторы, влияющие на действие персонала СТС в экстремальных условиях:

1) Особенности ситуации (неопределённость, внезапность, сложность,

опасность).

2) Лимит времени на анализ ситуации и принятия решения.

3) Отсутствие дополнительной информации.

4) Подготовленность персонала к действием в особой ситуации.

5) Профессиональная компетентность руководства.

Растерянность и проявление страха, особенно в начале развития аварийной

ситуации могут привести к тяжёлым последствиям или социо-экономическим

катастрофам.

Профессиональная пригодность персонала может оцениваться при проведении

медицинского и психологического обследования.

Готовность людей к действиям в экстремальных условиях имеет порой большее

значение, чем профессиональный опыт вообще.

Конфликты и пути их решения.

Конфликты возникают во всех сферах человеческой жизни.

К о н ф л и к т – это отсутствие согласия между двумя и более сторонами.

Конфликт есть, когда возникают противоречия и разногласия при взаимодействии

людей.

К о н ф л и к т о л о г и я – наука, которая изучает конфликты и способы

управлениями.

Как развивается конфликт:

1) Возникновение разногласий.

2) Осознание ситуации конфликтной, хотя бы одним из участником конфликта.

3) Конфликтное взаимодействие, использование разных стилей ведения

конфликта.

4) Итоги конфликта.

Виды конфликтов:

1) Реалистический конфликт – возникает, когда есть причина, одна из

сторон чувствует не справедливость, недовольство, имеет претензии.

2) Нереалистический конфликт – возникает из-за начавшихся отрицательных

эмоций, враждебности, обид.

Основные типы конфликтов:

1) Внутриличностный конфликт – возникает во внутреннем мире личности из-

за разногласия с самим собой.

2) Межличностный конфликт – возникает из-за разных характеров, взглядов,

манеры поведения, воспитания.

3) Конфликт между личностью и группой – возникает, когда один человек

отклоняется от норм и законов, принятых в данной группе.

4) Межгрупповой конфликт – вызван противоречием между двумя и более

группами.

Положительные последствия конфликтов:

1) Решение проблемы устраивает все стороны.

2) Стороны приобретают опыт сотрудничества, при решении спорных вопросов.

3) Улучшаются отношения межу людьми.

Отрицательные последствия конфликтов:

1) Обида, неудовлетворённость, плохое настроение, стресс.

2) Разрушение добрых отношений, отсутствие стремления к сотрудничеству.

3) Представление о противоположной стороне, как о враге.

4) Прекращение взаимодействия с другой стороны.

Чтобы прекратить конфликт, нужно справедливо и непредвзято относится к

инициатору конфликта, чтобы прекратить конфликт нужно вылечить явные причины

и стараться их устранить.

При участии в конфликте, у каждого человека есть свой стиль поведения в

конфликтных ситуациях.

Стили поведения в конфликтных ситуациях:

1) Настойчивость – человек пытается во чтобы то ни стало отстоять свою

точку зрения в конфликте.

2) Уход от конфликта – человек стремится избегать от конфликта.

3) Приспособление (уступчивость) – отказ от своих интересов, стремление

перейти на сторону другого.

4) Компромисс в конфликте – принимается решение за счёт взаимных уступок.

5) Сотрудничество – обе стороны признают право друг друга на собственное

мнение и принимают решение устраивающее всех.

Образ мира в современной культуре.

Профессионал – это человек, который стал мастером в каком-то виде

деятельности и способен выполнить творческую работу.

Требование к профессионалу:

1) Освоение специальных знаний и умений.

2) Профессиональная этика.

3) Умение быть надёжным и ответственным.

4) Творческие способности.

5) Коммуникабельность (умение общаться).

Каждый хороший работник должен максимально использовать свои сильные стороны

и компенсировать разными средствами слабые.

Развитие профессионала, возможно при движении вперёд по основным ступеням

профессиональной лестницы.

Основные варианты развития профессионала:

1) Человек выбирает профессию или вынужден её переменить.

2) Человек выбрал профессию и осваивает её. Обучение может быть

кратковременным или многолетним.

3) Молодой специалист привыкает на рабочем месте, изучает многие

тонкости работы.

4) Опытный работник, вполне самостоятельный, хорошо справляется с

основными профессиональными функциями.

5) Мастер (профессионал) имеет свой неповторимый стиль деятельности,

выделяется специальными качествами, умениями и универсализмом.

6) Мастер наставник – профессионал, имеющий высокие показатели

квалификации. Хорошо известен в профессиональном кругу, и за его пределами,

коллегам есть чему у него поучится, и перенять опыт.

В профессиональной деятельности у людей часто возникают проблемы и трудности,

что может привести к жизненным кризисам профессионального развития.

Жизненные кризисы.

1) Кризис нереализованности. Человек считает, что жизненная программа не

выполнена, недооценивает свои достижения. Причина кризиса – новая социальная

среда.

2) Кризис опустошенности. У человека нет привлекающих его в будущем

конкретных щелей. Причины могут быть: душевная усталость и неопределённость

будущего.

3) Кризис бесперспективности. Человек затрудняется в построении и

выполнении новых жизненных программ, не видит пути самоопределения. Причина в

том, что человек слабо представляет связи событий, не может соотнести

реальность и статьи о будущем.

Кризисы встречаются в разных вариантов у людей: опустошённости +

бесперспективности,

нереализованные + опустошенность, бесперспективность + нереализованности.

Нельзя угадать появление кризиса в соответствии с возрастом человека. Их

возникновение протекает индивидуально. Самое главное вовремя увидеть кризис и

рационально его остановить.

Менеджмент в системе организационной культуры.

О р г а н и з а ц и я – это группа людей с общими целями.

Основные переменные организации – это цели, структура, задачи технология, люди.

Цели организации – это желаемый результат, которого стремится добиться

граждане, работая вместе.

Структура организации – это взаимоотношений уровней управления, построены

в такой норме, которая позволяет эффективно достигать цели. В структуре есть

два направления:

1) Специализированное разделение труда – это закрепление работы за

специалистами, которые способны выполнить её лучше всех.

2) Сфера контроля – это подчинение на каждом уровне.

Задача – это предписанная работа, которая должна быть принята

установленным способом в назначенные сроки.

Задачи организации делятся на три категории: работа с людьми, с предметами, и

с информацией.

Руководители должны совершенствовать свои способности, направлять поведение

работников, чтобы добиться цели организации, и создать рабочую обстановку.

Л и д е р – это человек способный повести за собой и возглавить коллектив.

Лидер на производстве осуществляет функции управления и создаёт благоприятную

обстановку для движения вперёд.

Лидерство завоевало себе место в системе управления. Лидерству начинают учить

в школах бизнеса.

Личные качества лидера.

1) Цельность характера.

2) Видение конкретных целей и средств достижения цели.

3) Вера в людей.

4) Приверженность к организации.

5) Умение общаться.

М е н е д ж е р – это человек, который создаёт программу действий, руководит

подчинёнными, и реализует политику компании или организации.

Менеджер любого типа призываются сегодня быть достойными лидерами своих

подчинённых.

Разум, как организация и организованность.

Т е х н о л о г и я – это умение воздействовать на предмет, в какой-либо

деятельности, где технология это способ достижения избранной цели. Технология

предполагает правила, нормы, запреты, операции, последовательность.

Технология многократно используется для решения задач. Технология развивается

благодаря разуму человека и всё более освобождает человечество от ограничений

прошлого.

Важный компонент новой технологии – это информация.

Технологическая революция коренным образом изменит традиционные условия жизни

человечества.

Основные направления технологической революции.

1) Генная инженерия – это наука о наследственности и физиологии клетки

на молекулярном уровне.

2) Искусственный интеллект – это процесс автоматизации и

компьютеризации, направлены на замену действий человека.

3) Освоение космоса и распространение условий пригодных для жизни, с

земли на солнечную систему и за её пределы.



(C) 2009