Научная Петербургская Академия

Курсовая: Сознание

Курсовая: Сознание

Курсовая: Сознание

Курсовая работа по дисциплине Военная Педагогика и Психология (ВпиП)

Тема: «Сущность сознания его формирование и развитие»

Санкт-Петербург

2001

Оглавление.

1. Введение.. 3

2.Отражение как всеобщее свойство материи.. 3

2.1. Отражение и информация.. 3

2.2. Формы отражения. Определение сознания.. 5

3. Происхождение сознания.. 7

3.1. Роль труда в формировании сознания.. 7

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.. 8

4. Структура сознания.. 10

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.. 11

5.1 Сознание и мозг.. 11

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.. 13

5.3. Активность сознания.. 14

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.. 15

7.Заключение.. 17

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром - разумом с его пытливым полетом как в

отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии, наконец,

воплощением самых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители

напряженно искали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия,

литература, искусство, техника - словом, все достижения человечества

объединили свои усилия, чтобы раскрыть сокровенные тайны нашей духовной

жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокруг сущности сознания и

возможностей его познания. Богословы рассматривают сознание как крохотную

искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивают

мысль о первичности сознания по отношению к материи. Единственно достоверной

реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, то материализм ищет

общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя

духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят

в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания

функцией мозга и отражением внешнего мира.

2.Отражение как всеобщее свойство материи.

2.1. Отражение и информация.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог

многовекового развития практической и познавательной деятельности

бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность,

необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не

только социальную историю, но и естественную предисторию - развитие

биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать

миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без

этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. Но не

меньшим чудом было бы и появление психики у живых организмов без наличия

свойства отражения у всей материи.

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся

в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.

Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня

организации материи. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого

организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое

свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде

возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических

следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия

различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом

взаимоотражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической

деформации, в общем же случае - как внешняя реакция или как взаимная передача

энергии и информации. Отражение в общем случае представляет

собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение

свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс.

Информация есть объективная сторона процессов природы и как

таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального

мира - в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся в бесконечность

опосредованном взаимодействии всего со всем - все несет

информацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное поле

мироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсального

взаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо

всем! Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства

материи.

2.2. Формы отражения. Определение сознания.

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальных систем в процессе

взаимодействия воспроизводить особенности других систем. Можно сказать, что

отражение есть результат взаимодействия объектов. С простейшей формой отражения

мы встречаемся в неорганическом мире. Например, проводник нагревается и

удлиняется, если он включен в электрическую цепь, окисляются металлы,

находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошел человек и т.п. Это

пассивное отражение. Оно осуществляется в форме механических и

физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни на Земле у простейших

организмов, а также растений сформировалась способность “отвечать” на

воздействие внешней среды. Эта форма отражения называется

раздражимостью. Раздражимость характеризуется определенной

избирательностью - простейший организм, растение, животное приспосабливается к

окружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способность ощущения

, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо на основе

сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.) приобрело

способность отражать отдельные свойства объектов - цвет, форму, температуру,

мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животных появился

специальный аппарат (нервная система), который позволяет активизировать их

отношения с окружающей средой.

Высшей формой отражения на уровне животного царства является

восприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и

полноте. Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и

психическая деятельность позволили животным не только приспосабливаться к

окружающей среде, но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по

отношению к ней и даже изменять среду. Как показали исследования, в основе

психической деятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга.

Цепь безусловных рефлексов является биологической предпосылкой формирования

инстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятия, “впечатлений”,

“переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления есть

основа возникновения человеческого сознания.

Сознание - высшая форма отражения действительного мира;

свойственная только людям и связанная с речью функция мозга,

заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности

, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их

результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании

поведения человека. “Ядром” сознания, способом его существования является

знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру.

Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный

образ объективного мира.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание, самоанализ,

самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяет себя

из окружающей среды. Самосознание - важнейшее

отличие психики человека от психики самых развитых представителей животного

мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природе соответствует первым трем

формам движения материи (механической, физической, химической), отражение в

живой природе - биологической форме, а сознание - социальной форме

движения материи.

3. Происхождение сознания.

3.1. Роль труда в формировании сознания.

Процесс становления человека был процессом разложения инстинктивной основы

психики животных и формирования механизмов сознательной деятельности. Сознание

могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованного мозга, который

сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки труда характерны для

австралопитеков, труд же стал отличительным признаком их преемников -

питекантропов и синантропов - первых людей на земле, положивших начало

изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человек значительно

продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличил их

ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научился

изготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.). Наконец,

человек современного типа - человек разумный, поднял уровень техники на еще

большую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека и его сознания состоит в

том, что мозг как орган сознания развивался одновременно с развитием руки как

органа труда. Именно рука как “воспринимающий” (непосредственно соприкасающийся

с предметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, например

глазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама

стала орудием исполнения воли головы. В процессе развития трудовой

деятельности уточнялись и обогащались осязательные ощущения. Логика

практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику

мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к

делу, он уже мог мысленно представить и его результат, и способ осуществления,

и средства достижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собой происхождение человека и его

сознания заключается в одном слове - труд. Как

говорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же время

оттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек и человеческое общество.

Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы

элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение

трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают

связь своих действий. Формирование сознания человека связано с возникновением

общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида

социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически

сложившихся обычаев и нравов.

3.2. Роль языка и общения в формировании и развитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания в человеческом смысле

слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Многие животные обладают

голосовыми органами, мимико - жестикулярными методами сигнализации, однако все

эти средства имеют принципиальное отличие от человеческой речи: они служат

выражением субъективного состояния, вызываемого голодом, жаждой, страхом и

т.д., либо простым указанием, либо призывом к совместным действиям или

предупреждением об опасности и т.п. Содержанием общения животных всегда

является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речь

оторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившая

человеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованно

воспроизводящее объективную реальность.

Мимико - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения прежде всего высших

животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи.

Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей

появилась необходимость что-то сказать друг другу. Физиологический механизм

образования речи - условно-рефлекторный : произносимые в той или иной ситуации

звуки, сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами

и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения

эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств

и отношений.

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служить средством

общения и орудием мышления. Сознание и язык образуют

единство: в своем существовании они предполагают друг друга. Язык есть

непосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в

процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие

. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между

сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя

отделить друг от друга не разрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям,

протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои

мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать

их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и

чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только

испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины

. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление:

будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего

языкового бытия. Через сознание язык в конечном счете выражает структуру бытия.

Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются

друг от друга: сознание отражает действительность, а

язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не

мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими

мыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет

на сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в

одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления

от языка не является абсолютной.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно

содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду

психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне

оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или

рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым

подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной

организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду

не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму

отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,

представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,

находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания

наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание

вещей, а также переживание. Способ, каким существует

сознание, это - знание. Развитие сознания предполагает

прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о

самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные

уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения,

восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания.

Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и

акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря

сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе

сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные

образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать,

волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание

и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное

искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого

искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности

включает в себя собственно чувства, представляющие собой

отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),

настроение или эмоциональное самочувствие (веселое,

подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс

познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности,

интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в

себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект.

Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли

. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а

их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

5. Сознание - свойство высокоорганизованной материи.

5.1 Сознание и мозг.

Человеческий мозг - поразительно сложное образование, тончайший нервный

аппарат. Это самостоятельная система и вместе с тем подсистема, включенная в

состав целостного организма и функционирующая в единстве с ним, регулирующая

его внутренние процессы и взаимоотношения с внешним миром. Какие же факты

неопровержимо доказывают, что именно мозг есть орган сознания, а сознание -

функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит и

уровень сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог

служить органом лишь примитивного сознания. Мозг современного человека,

сформировавшийся в результате длительной биосоциальной эволюции, представляет

собой сложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени

организации мозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка

формируется, как известно, в связи с развитием его мозга.

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующего мозга. Как только

нарушается и тем более разрушается утонченная структура организации материи

мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаются лобные доли,

больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программы поведения. При

поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушария нарушаются

ориентировка в пространстве, оперирование геометрическими отношениями и т.д.

Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередко происходит ее

полная деградация, если человек систематически отравляет

свой мозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких как психофизиология, физиология

высшей нервной деятельности и др., неопровержимо свидетельствуют о том, что

сознание неотделимо от мозга: нельзя отделить мысль от материи, которая

мыслит. Мозг с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными

процессами является материальным субстратом сознания. Сознание всегда

связано с этими протекающими в мозгу процессами и не существует помимо них.

5.2. Материальное и идеальное. Образ и предмет.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется, не означает их

перемещения в мозг или образования их физических отпечатков в нем

наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет,

когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы.

Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное

. Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в

человеческую голову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, ни слышать, ни

обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. В мозгу человека

никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль, идеальное не

имеет существования в физическом и физиологическом смысле этого слова. Вместе с

тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считать идею

чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность

не материальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное,

индивидуальное сознание, а также весь мир духовной культуры человечества есть

внешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя

сказать, что реальнее - материя или сознание. Материя -объективная

, а сознание - субъективная реальность

.

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а не объективному

миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякое ощущение,

мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.

Сознание и объективный мир - противоположности,

образующие единство. Основой его является практика,

чувственно-предметная деятельность людей. Именно она и порождает необходимость

психического сознательного отражения действительности. Необходимость сознания

, и при этом сознания, дающего верное отражение мира, лежит в условиях и

требованиях самой жизни.

5.3. Активность сознания.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе

практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только

как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, которая

направлена на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно так или иначе практически реализуется. Но для

этого оно приобретает характер замысла, или идеи.

Идея - это не только знание того, что есть, но и

планирование того, что должно быть. Идея - это понятие, ориентированное на

практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана с практической деятельностью

человека и с потребностями, возникающими под влиянием внешнего мира.

Потребности, отражаясь в голове человека, приобретают характер цели.

Цель - это идеализированная и нашедшая свой предмет

потребность человека. Цели формируются на основе всего совокупного опыта

человечества и поднимаются до высших форм своего проявления в виде

социальных, этических и эстетических идеалов. Способность к

целеполаганию - специфически человеческая способность,

составляющая кардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной

роскошью, если бы оно быль лишено целеполагания, то есть

способности мысленного преобразования вещей в соответствии с общественными

потребностями. Таким образом, взаимоотношения целенаправленной деятельности

человека и природы не сводятся к простому совпадению. В основе

целеполагающей деятельности человека лежит неудовлетворенность миром и

стремление изменить его, придать ему формы, необходимые человеку,

обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественной практикой,

объективным миром.

Но человеческая мысль способна не только отражать непосредственно существующее,

но и отрываться от него. Бесконечно многообразный объективный мир всеми

своими красками и формами как бы светится, отражаясь в зеркале нашего “я”

и образуя не менее сложный, многообразный и удивительно изменчивый мир. В этом

причудливом царстве духа, собственном духовном пространстве, движется и творит

человеческая мысль. В сознании людей возникают и верные и иллюзорные

представления. Мысль и движется по готовым шаблонам и прокладывает новые пути,

ломая устаревшие нормы. Она обладает чудесной способностью новаторства,

творчества.

Признание активного, творческого характера сознания является необходимым

требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты и творцы

истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себе

сознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,

воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в

идеальное.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному, но и

общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,

овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественное сознание и его преобразовательная сила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процесса отражения объектов

природного мира: отношение “субъект-объект” не может породить сознания

. Для этого субъект должен быть включен в более сложную систему социальной

практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас, приходя в этот

мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы

обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить

по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это

противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например,

государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так

же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только

бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы

духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать

исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением

общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого

разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но

и просуществовать ни одного дня и часа.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной и активно-творческой

способностях. Сущность сознания в том и состоит, что оно может отражать

общественное бытие только при условии одновременного

активно-творческого преобразования его. Это неоднократно подтверждалось в

истории тем обстоятельством, что идеи, в частности социально-политические,

могут опережать наличное состояние общества и даже преобразовывать его.

Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных

представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций и т.п., выступает

составной частью общественного бытия, так как оно дано сознанию

отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя

забывать и их различие, специфическую разъединенность. Сама возможность

воздействия общественного сознания на общественное бытие заключается в

способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет

собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса. А

поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но

активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически

сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно

необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (

обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и

т.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается

по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена

общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму

понятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и своими законами развития, общественное сознание

может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для

данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание

может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо

механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного

сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл

его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от

субъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченного

отдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого над

индивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом исторически

сложившихся форм духовного освоения действительности, которое накоплено

человечеством веками и вне которого невозможно становление личности.

7.Заключение.

В заключение рассмотрения темы настоящей работы необходимо резюмировать все

вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

1) Сознание - высшая форма отражения действительного

мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью,

логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

2) “Ядром” сознания, способом его существования является знание.

3) Формирование сознания связано с возникновением труда.

4) Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд

и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

5) Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы -

человеческого мозга.

6) Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

7) Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его

действительность. Оно активно.

Список литературы.

1) Семинарские занятия по философии: Учебник. Под ред.

К.М. Никонова. - М.: Высшая школа, 1991. - 287с.

2) А.Г. Спиркин. Основы философии: Учебное пособие для

вузов. - М.: Политиздат, 1988. - 592с.

3) Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 ч. Ч.2

Под общ. ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1989. - 458 с.



(C) 2009