Научная Петербургская Академия

Контрольная: Восприятие и понимание

Контрольная: Восприятие и понимание

Введение.

В человеческих взаимоотношениях, в понимании того, как личность влияет на

группу и группа на личность, важное значе­ние имеет восприятие и понимание

людьми друг друга. Оно всегда присутствует при контактах людей и является для

них столь же естественным, как и удовлетворение повседневных ор­ганических

потребностей. Трудно придумать более дьявольское наказание, писал У.Джемс,

как если бы кто-нибудь попал в об­щество людей, где никто на него не обращал

бы внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отве­чал

на наши вопросы, если бы всякий при встрече с нами наме­ренно не узнавал нас

и обходился с нами, как с неодушевлен­ными предметами, то нами овладело бы

известного рода бешен­ство, бессильное отчаяние, от которого были бы

облегчением жесточайшие телесные муки, лишь бы при этих муках мы

чув­ствовали, что при всей безвыходности нашего положения мы все-таки не пали

столь низко, чтобы не заслуживать внимания. В этом психологически глубоком и

жизненно правдивом вы­сказывании одного из лучших знатоков практической

психоло­гии человека и межлюдских отношений очень точно схвачена не только

потребность человека во внимании к себе людей, но и в определенном отношении.

Оно же не в последнюю очередь зависит от того, насколько правильно нас

воспринимают и оце­нивают люди.

Каковы же истоки понимания человека человеком?

1.Имплицитная теория личности.

Один из механизмов восприятия и понимания людьми друг друга получил название

имплицитная теория личности. Она пред­ставляет собой представление человека

о том, как в людях взаи­мосвязаны черты характера, внешний облик и поведение.

Импли­цитная теория личности складывается в индивидуальном опыте общения с

людьми и становится достаточно устойчивой структу­рой, определяющей восприятие

человека человеком. Пользуясь ею, индивид на основе внешнего облика человека

судит о его возможных чертах личности, вероятных поступках и заранее

преднастраивается на определенные формы поведения по отноше­нию к

соответствующему человеку. Имплицитная теория лично­сти формирует установку

человека по отношению к людям, име­ющим определенные особенности внешности. Она

же позволяет на основе ограниченной информации о другом судить о том, что ему

присуще. Например, если в структуру имплицитной теории личности входит знание о

том, что смелость как черта личности обычно сочетается с порядочностью, то

индивид, обладающий соответствующим знанием, будет автоматически считать

поря­дочными всех смелых людей (на самом деле связь между этими чертами

личности может оказаться случайной).

Процесс формирования имплицитной теории личности у че­ловека можно

представить себе следующим образом. Встреча­ясь в жизни с разными людьми,

человек откладывает в своей памяти впечатления о них, которые в основном

касаются внеш­них данных, поступков и черт характера. Множество жизнен­ных

наблюдений, накладываясь друг на друга, образуют в со­знании нечто вроде

гальтоновской фотографии: в долговремен­ной памяти от встреч с этими людьми

остается только самое общее и устойчивое. Оно-то и образует ту тройственную

струк­туру, которая лежит в основе имплицитной теории личности: взаимосвязи

характера, поведения и внешнего облика челове­ка. Контактируя впоследствии с

людьми, которые внешне чем-то напоминают индивиду тех, о ком впечатления

отложились в его памяти, он бессознательно начинает приписывать этим лю­дям

те черты характера, которые входят в сложившуюся струк­туру имплицитной

теории личности. Если она правильна, имплицитная теория личности

спо­собствует быстрому формированию точного образа другого человека, причем

даже в отсутствие достаточной информа­ции о нем. В этом состоит положительная

социально-психо­логическая роль обсуждаемого нами явления. Однако если

имплицитная теория личности неверна, а такое случается нередко, то это может

привести к построению ошибочного априорного (предполагаемого) образа другого

человека, по­родить неправильное отношение к нему и, как следствие,

отрицательную ответную реакцию с его стороны. Поскольку все это происходит

обычно на подсознательном уровне, между людьми могут возникнуть

неконтролируемые и неуправляе­мые взаимные антипатии. Именно искаженная

имплицит­ная теория личности является часто встречающейся причи­ной разного

рода расовых, национальных, социальных, ре­лигиозных и других предрассудков.

2. Эффекты.

Следующим фактом, который определенно влияет на пра­вильность восприятия и

понимания людьми друг друга, являет­ся эффект первичности. Суть его

состоит в том, что первое впе­чатление о человеке, первая по порядку личностная

информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более

сильное и достаточно устойчивое влияние на формирова­ние его образа. Иногда

соответствующее явление, обнаружива­ющееся в сфере восприятия и оценки людьми

друг друга, назы­вают эффектом ореола.

Если, например, первое впечатление о другом человеке в си­лу сложившихся

обстоятельств оказалось положительным, то на его основе в дальнейшем

формируется положительный об­раз данного человека, который становится

своеобразным филь­тром (ореолом), пропускающим в сознание воспринимающего

только ту информацию о воспринимаемом, которая согласуется с первым

впечатлением (срабатывают законы когнитивного дис­сонанса). Если, напротив,

первое впечатление почему-то ока­залось отрицательным, то в сознание

воспринимающего попа­дает лишь та информация о воспринимаемом, которая по

пре­имуществу отрицательна. Такое происходит, по крайней мере, на первых

порах межличностного общения данных людей. По­скольку обстоятельства встречи

этих людей могут оказаться самы­ми разными, случайно зависящими от

обстановки, настроения, состояния этих людей и многого другого, их первое

впечатле­ние друг о друге может оказаться (и чаще всего оказывается)

неправильным. Но нередко эффект ореола проявляется тогда, когда первое

впечатление или первая личностная информация о человеке ока­залась

правильной. Тогда он начинает играть в межличностных отношениях положительную

роль, способствует быстрой и эф­фективной преднастройке людей в общении друг

с другом.

С эффектом первичности логически связан противополож­ный ему эффект новизны.

Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та

информация, кото­рая в памяти отложилась последней по порядку, также способ­на

сильнее влиять на последующие восприятие и оценку дан­ного человека, чем

предыдущая (за исключением самого перво­го впечатления). Над последними по

порядку сведениями о дру­гом человеке индивид может поразмышлять, спокойно

обду­мать и взвесить их. Они как бы заменяют, вытесняют на время из памяти то,

что раньше было известно о данном человеке и в текущий момент времени выходит

на первый план.

Оба рассмотренных нами феномена — эффект первичности (ореола) и аффект

новизны — своим возникновением обязаны, в частности, уже известному нам

закону долговременной памя­ти, согласно которому лучше всего запоминается то,

что было в начале и в конце.

3. Межличностный процесс познания.

Много внимания в исследованиях восприятия людьми друг друга было уделено

выяснению того, каков сам по себе процесс межличностного познания, на что в

первую очередь обращает внимание воспринимающий, давая оценку

воспринимаемому, в какой последовательности он «считывает» информацию о нем.

Оказалось, что при восприятии нового для себя человека индивид главное

внимание обращает на такие особенности его внешно­сти, которые являются

наиболее информативными с точки зре­ния психологических особенностей

воспринимаемого. Это — выражение лица, движения рук. В лице человека внимание

вос­принимающего в первую очередь привлекают глаза и губы, а в руках —

пальцы. Они, по-видимому, и несут в себе наиболь­шую информацию о психологии

и состоянии человека в данный момент времени. Вначале обычно оценивается

общее отноше­ние воспринимаемого человека к воспринимающему, затем стро­ится

и проверяется гипотеза о личности человека и, если она подтверждается, из

долговременной памяти извлекается необ­ходимая информация о том, как

целесообразно вести себя по отношению к данному человеку.

Психологи, кроме того, пытались выяснить, какие из состо­яний воспринимаемого

человека оцениваются воспринимающим лучше и в какой последовательности. Вот

результаты од­ного из подобных экспериментов. В нем для определения

ха­рактера воспринимаемых эмоциональных состояний использовались отрывки из

литературных произведений. Они выражали три группы состояний говорящего:

эмоционально положитель­ное, безразличное и эмоционально отрицательное.

Оказалось, что довольно часто, от 30 до 50% случаев, люди совершают ошиб­ки в

точном определении эмоционального состояния говоря­щего. Правильнее других

оцениваются положительные эмоции, а хуже всех — отрицательные (более 50%

ошибок).

Из числа положительных эмоциональных состояний пра­вильнее других

воспринимается и оценивается радость, не­сколько хуже — восхищение. В группе

индифферентных эмо­циональных состояний точнее других идентифицировалось

состояние удивления, несколько хуже — безразличия. Из чис­ла отрицательных

эмоций одинаково плохо воспринимались обида, тоска и гнев.

Были обнаружены существенные межиндивидуальные раз­личия в правильности

определения отдельных видов эмоци­ональных состояний человека. Оказалось, что

эти различия связаны с культурой, национальностью, профессией, неко­торыми

другими факторами. Они также касаются возраста и пола человека, его

психологического состояния в момент вос­приятия.

4. Типичные формы восприятия и понимания.

Кроме индивидуальных различий, определяемых названными причинами, существуют

типичные формы восприятия и пони­мания человека человеком. Среди них

выделяются следующие:

1. Аналитический. В данном случае каждый информативный элемент внешности

человека, например его руки, глаза, форма губ, подбородка, цвет и форма волос и

т.п., связывается с нали­чием определенной личностной черты. О психологических

осо­бенностях человека судят на основе предварительного разложе­ния его

внешности на элементы (анализа внешнего облика), а далее по ним судят об

отдельных присущих ему качествах лич­ности. Данный тип восприятия свойствен

художникам и врачам, которым по роду своей профессии нередко приходится

зани­маться изучением внешнего облика человека (художникам — для его

воссоздания на полотне, врачам — с целью более точ­ной медицинской

диагностики).

2. Эмоциональный. Здесь человеку приписываются те или иные качества

личности на основе эмоционального отношения к не­му, причем личностная оценка

воспринимаемого определяется рассмотренными ранее механизмами эффекта

первичности, эф­фекта новизны. Такой тип межличностного восприятия неред­ко

встречается у детей, особенно у подростков, а также у лиц женского пола,

эмоционально возбудимых лиц и у части людей с образным типом памяти и мышления.

3. Перцептивно-ассоциативный. Он характеризуется исполь­зованием

суждений по аналогии при восприятии человека. При­знаки его внешнего облика и

поведенческие реакции вызывают в памяти воспринимающего образ другого человека,

внешне чем-то похожего на воспринимаемого. Благодаря имплицитной тео­рии

личности гипотетически достраивается и формируется об­раз воспринимаемого и ему

приписываются те черты, которые характерны для имплицитной теории личности

воспринимаю­щего. Этот тип межличностного восприятия нередко можно встретить у

людей пожилого возраста, у тех, кто располагает достаточно большим и богатым

профессиональным и жизнен­ным опытом общения с разными людьми, например у

актеров, которым часто приходится воспроизводить психологию и пове­дение

различных людей. Аналогичным образом, воспринимая и оценивая других людей,

действуют те, кому нередко приходит­ся оценивать другого человека как личность

в условиях дефи­цита информации и времени: педагоги, врачи, руководители.

4. Социально-ассоциативный. В этом случае восприятие и оцен­ка

осуществляются на основе сложившихся социальных стерео­типов, т.е. на базе

отнесения воспринимаемого лица к опреде­ленному социальному типу. В итоге

воспринимаемому человеку приписываются качества того типа, к которому он был

отнесен. Как базовые социальные типы могут выступить люди разных профессий,

социального положения, мировоззрения и т.п. Этот тип восприятия свойствен,

например, руководителям и поли­тикам, философам и социологам.

5. Идентификация, эмпатия, аттракция.

Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых

психологических механизмов. Такие механизмы можно объединить в группу, в

которую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При

идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или

бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера

по общению. По­этому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно

по­нимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы

приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные

выражения есть у раз­ных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль

сле­дующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его

мокасинах».

Идентификация тесно связана с другим близким по содержа­нию явлением — эмпатией.

Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но

здесь речь идет об эмоциональном вчувствовании или сопереживании другому, а не

о рациональном осмыслении его проблем. Пережива­ние человека не остается

незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания,

взаимопонимание являются основой содей­ствия, помощи друг другу. Внутренний

эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых

случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик

возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого,

например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как

правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри

другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно

благодаря эмпатии мы, чи­тая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что

чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тре­вогу и

надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость

и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не

сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен

представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и

насколько он допускает право на существо­вание этих разных точек зрения.

Эмпатические способности че­ловека возрастают с ростом жизненного опыта.

Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше

понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем,

скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом

идентификации: и там и здесь присутствует уме­ние поставить себя на место

другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то

глазами — не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы

ста­вим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как

обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпа­тии мы просто

принимаем к сведению особенности его поступ­ков и привычек, относимся к ним с

сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличност­ных отношений. Так, с

когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения

включены интеллек­туальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру,

сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей

прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и

реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при

лю­бых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно

характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим

(воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем

(помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с

челове­ком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно ока­зывать ему

первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а

можно прийти и помочь им .в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии — действенная — характеризу­ет нравственную сущность

человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе

должно опи­раться на эмпатййные способности человека. Надо иметь в виду, что

дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрос­лых, поэтому крайне важно,

чтобы воспитатель, показывая при­мер, сам был эмоционально 'отзывчив на

переживания ребенка

и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действен­ную поддержку.

В том случае, когда познание партнера по общению осуще­ствляется через механизмы

формирования привязанности, дру­жеского или более глубокого интимно-личностного

отношения, то говорят об аттракции. Аттракция (дословно — привлекать,

притягивать) представляет собой форму познания другого чело­века, основанную на

возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно

разнообразна: от про­стой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко

бывает их внешнее или внутреннее сход­ство. Так, водитель междугородного

автобуса скорее поймет про­блемы водителя большегрузного автомобиля, чем,

скажем, мото­циклиста в раскрашенной кожаной куртке с иконой на груди.

Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем

окружающих их взрослых.

Заключение.

Стремясь понять другого человека, верно оценить его в це­лом и какие-то

качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы

помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих

дей­ствовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пру­жины поведения.

Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы

часто находимся в усло­виях дефицита информации и, не зная истинных причин

поведе­ния других, начинаем приписывать им самые разнообразные мо­тивы,

причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозмож­но без правильного

восприятия, оценки, взаимопонимания парт­неров. Процесс общения начинается с

наблюдения за собеседни­ком, его внешностью, голосом, особенностями поведения

и пр. Психологи говорят, что происходит восприятие одним челове­ком другого.

На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы

«читаем» другого человека, расшифро­вываем его внутренний мир, особенности

личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом,

играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания дру­гого

человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и

попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе

этого, построить страте­гию своего собственного поведения.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает

восприятие его внешних признаков, соотнесв- ние их с личностными

характеристиками индивида и объясне­ние на этой основе его поступков. Однако

в эти процессы вклю­чены как минимум два человека, и каждый из них

последова­тельно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следова­тельно,

сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из

партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии

взаимодействия нам прихо­дится принимать в расчет не только потребности,

мотивы и ус­тановки другого, но и то, как этот другой понимает наши

потреб­ности, мотивы и установки. Восприятие и понимание человека человеком

основывается на психологических механизмах, основными из которых являются

идентификация, эмпатия и аттракция.

Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится

построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В

обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения

другого че­ловека или знают их недостаточно.

Содержание:

Введение.

1. Имплицитная теория личности.

2. Эффекты.

3. Межличностный процесс познания.

4. Типичные формы восприятия и понимания.

5. Идентификация, эмпатия, аттракция.

Заключение.

Список использованной литературы.

Список использованной литературы:

1. Брайн Трейси. Достижение максимума.- Москва, 2001.

2. Мир мудрых мыслей (сост. Л.Л. Ермолинский, Т.Ф. Ермолинская).- Иркутск.

3. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева

А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995.

4. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – Москва, 2000.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов, 1996.

6. Р. С. Немов, “Психология”.- Москва, 2001.



(C) 2009