Научная Петербургская Академия

Реферат: Информационное оружие и информационные войны

Реферат: Информационное оружие и информационные войны

Реферат

«Информационное оружие и информационные

войны».

Сейчас много говорят об информационном оружии и новом лице войны. Основной

тезис состоит в том, что войну можно вести более профессионально и

"цивилизованно". Вместо того, чтобы вводить в стан противника танки врага

можно ослабить более эффективно и даже жестоко, аккуратно нарушая

складывающийся у него информационный механизм управления, вскрывая финансовые

коммуникации, направляя в желательно для нападающего русло развитие

информационной сферы путем внедрения устаревших информационных технологий.

С переходом от индустриального общества к информационному и соответствующим

развитием информационных технологий значительное внимание уделяется новейшим

видам так называемого “гуманного оружия” (“несмертельным видам оружия и

технологий войн”). К ним относятся информационное, психотронное,

экономическое, консциентальное оружие и пр. Особое место среди них занимает

информационное оружие и технологии ведения информационной войны. Об их

значимости свидетельствует то, что США создали информационные войска и уже

третий год выпускаются подразделения кибервоинов. Сегодня в директивах

Министерства обороны США подробно излагается порядок подготовки к

информационным войнам. По своей результативности информационное оружие

сопоставимо с оружием массового поражения. Спектр действия информационного

оружия может простираться от нанесения вреда психическому здоровью людей до

внесения вирусов в компьютерные сети и уничтожения информации. Пентагон на

суперкомпьютерах моделирует варианты возможных войн в XXI столетии с

использованием методов и технологии “несмертельного оружия”.

В вооруженных силах НАТО, особенно США, значительное внимание уделяется роли

“несмертельного оружия” и технологий, прежде всего информационному оружию и

психолого-пропагандистским операциям в войнах XXI века, которые существенно

изменяют характер применения сухопутных, военно-воздушных и военно-морских

сил на ТВД и геополитического и цивилизационного противоборства основных

центров формирующегося многополярного мира.

Отличие видов и технологий “несмертельного оружия” от обычного военного

оружия состоит в том, что оно акцентирует внимание на использовании

алгоритмов и технологий, концентрирующих в себе базовые знания, направленных

на поражение противника. Информационная война по сути олицетворяет собой

войну цивилизаций за выживание в условиях постоянно сокращающихся ресурсов.

Информационное оружие поражает сознание человека, разрушает способы и формы

идентификации личности по отношению к фиксированным общностям, оно

трансформирует матрицу памяти индивида, создавая личность с заранее заданными

параметрами (тип сознания, искусственные потребности, формы самоопределения и

т.д.), удовлетворяющих требования агрессора, выводит из строя системы

управления государства-противника и его вооруженных сил.

Доказано, что наибольшие потери вооруженные силы несут от применения против

них “несилового” информационного оружие и, в первую очередь, от воздействия

поражающих элементов, действующих на системы управления и психику человека.

Информационное и консциентальное оружие воздействует на “идеальные” объекты

(знаковые системы) или их материальные носители.

В настоящее время осуществляется глобальная информационно-культурная и

информационно-идеологическая экспансия Запада, осуществляемая по мировым

телекоммуникационным сетям (например, Internet) и через средства массовой

информации. Многие страны вынуждены принимать специальные меры для защиты

своих сограждан, своей культуры, традиций и духовных ценностей от чуждого

информационного влияния. Возникает необходимость защиты национальных

информационных ресурсов и сохранения конфиденциальности информационного

обмена по мировым открытым сетям, так как на этой почве могут возникать

политическая и экономическая конфронтация государств, новые кризисы в

международных отношениях. Поэтому информационная безопасность, информационная

война и информационное оружие в настоящее время оказались в центре всеобщего

внимания.

Информационным оружием называются средства:

· уничтожения, искажения или хищения информационных массивов;

· преодоления систем защиты;

· ограничения допуска законных пользователей;

· дезорганизации работы технических средств, компьютерных систем.

Атакующим информационным оружием сегодня можно назвать:

· компьютерные вирусы, способные размножаться, внедряться в программы,

передаваться по линиям связи, сетям передачи данных, выводить из строя

системы управления и т. п.;

· логические бомбы - программные закладные устройства, которые заранее

внедряют в информационно-управляющие центры военной или гражданской

инфраструктуры, чтобы по сигналу или в установленное время привести их в

действие;

· средства подавления информационного обмена в телекоммуникационных сетях,

фальсификация информации в каналах государственного и военного управления;

· средства нейтрализации тестовых программ;

· различного рода ошибки, сознательно вводимые противником в программное

обеспечение объекта.

Универсальность, скрытность, многовариантность форм программно-аппаратной

реализации, радикальность воздействия, достаточный выбор времени и места

применения, наконец, экономичность делают информационное оружие чрезвычайно

опасным: оно легко маскируется под средства защиты, например,

интеллектуальной собственности; оно позволяет даже вести наступательные

действия анонимно, без объявления войны.

Нормальная жизнедеятельность общественного организма целиком определяется

уровнем развития, качеством функционирования и безопасностью информационной

среды. Производство и управление, оборона и связь, транспорт и энергетика,

финансы, наука и образование, средства массовой информации - все зависит от

интенсивности информационного обмена, полноты, своевременности, достоверности

информации. Именно информационная инфраструктура общества - мишень

информационного оружия. Но в первую очередь новое оружие нацелено на

вооруженные силы, предприятия оборонного комплекса, структуры, ответственные

за внешнюю и внутреннюю безопасность страны. Высокая степень централизации

структур государственного управления российской экономикой может привести к

гибельным последствиям в результате информационной агрессии. Темпы

совершенствования информационного оружия (как, впрочем, и любого вида

атакующего вооружения) превышают темпы развития технологий защиты. Поэтому

задача нейтрализации информационного оружия, отражения угрозы его применения

должна рассматриваться как одна из приоритетных задач в обеспечении

национальной безопасности страны.

Мировые информационные сети и информационное оружие

В настоящее время во всем мире стоит вопрос защиты национальных

информационных ресурсов в связи с расширением доступа к ним через открытые

информационные сети типа Internet. Кроме того, что повсеместно увеличивается

число компьютерных преступлений, реальной стала угроза информационных атак на

более высоком уровне для достижения политических и экономических целей.

Пропаганда информационного оружия активно ведется в США, и эти

пропагандистские мероприятия связаны со стратегическими инициативами создания

Национальной и Глобальной информационных инфраструктур, так как основу

практически всех направлений международной и внутренней политики США

составляет идея лидерства этой страны в мире. Технологические достижения США

совместно с сильной и динамичной экономикой позволяют демонстрировать

могущество страны. Информационное оружие, базирующееся на самых передовых

информационных и телекоммуникационных технологиях, способствует решению этой

задачи. Уязвимость национальных информационных ресурсов стран, обеспечивающих

своим пользователям работу в мировых сетях, - вещь обоюдоострая.

Информационные ресурсы взаимно уязвимы. В докладе Объединенной комиссии по

безопасности, созданной по распоряжению министра обороны и директора ЦРУ в

США в июне 1993 года и завершившей свою работу в феврале 1994 года,

говорится: "...Уже признано, что сети передачи данных превращаются в поле

битвы будущего. Информационное оружие, стратегию и тактику применения

которого еще предстоит тщательно разработать, будет использоваться с

"электронными скоростями" при обороне и нападении. Информационные технологии

позволят обеспечить разрешение геополитических кризисов, не производя ни

одного выстрела. Наша политика обеспечения национальной безопасности и

процедуры ее реализации должны быть направлены на защиту наших возможностей

по ведению информационных войн и на создание всех необходимых условий для

воспрещения противоборствующим США государствам вести такие войны...".

Считается, что для предотвращения или нейтрализации последствий применения

информационного оружия необходимо принять следующие меры:

· защита материально-технических объектов, составляющих физическую основу

информационных ресурсов;

· обеспечение нормального и бесперебойного функционирования баз и банков данных;

· защита информации от несанкционированного доступа, искажения или уничтожения;

· сохранение качества информации (своевременности, точности, полноты и

необходимой доступности).

Создание технологий обнаружения воздействий на информацию, в том числе в

открытых сетях, - это естественная защитная реакция на появление нового

оружия. Экономическую и научно-техническую политику подключения государства к

мировым открытым сетям следует рассматривать прежде решив вопрос национальной

информационной безопасности. Будучи открытой, ориентированной на соблюдение

законных прав граждан на информацию и интеллектуальную собственность, эта

политика должна предусматривать защиту сетевого оборудования на территории

страны от проникновения в него скрытых элементов информационного оружия. Это

особенно важно сегодня, когда осуществляются массовые закупки зарубежных

информационных технологий. Очевидно, что без подключения к мировому

информационному пространству страну ожидает экономическое отставание.

Оперативный доступ к информационным и вычислительным ресурсам, поддерживаемым

сетью Internet дает возможность преодоления международной экономической и

культурной изоляции, преодоления внутренней дезинтеграции, развития

социальной инфраструктуры. Однако следует учитывать, что участие России в

международных системах телекоммуникаций и информационного обмена невозможно

без комплексного решения проблем информационной безопасности. Особенно остро

проблемы защиты собственных информационных ресурсов в открытых сетях встают

перед странами, которые технологически отстают в области информационных и

телекоммуникационных технологий от США или Западной Европы. Сегодняшнее

состояние российской экономики, неразвитость информационной инфраструктуры,

неподготовленность российских пользователей к эффективной работе в сетях

открытого информационного обмена не позволяют реализовать полноценное участие

страны в таких сетях и пользоваться всеми возможностями новых технологий.

Поэтому необходимо активное участие России в проектах развития мировых

информационных сетей, в работе международных организаций, общественных

комитетов и комиссий этого направления. Кроме того, должен соблюдаться

принцип постепенности вхождения России в международные сети в соответствии с

действительными потребностями, экономическими и технологическими

возможностями.

Запретить разработку и использование информационного оружия невозможно.

Ограничить усилия многих стран по формированию единого глобального

информационного пространства также нереально. Однако Россия может выступить

инициатором заключения разумных соглашений, опирающихся на международное

право и минимизирующих угрозу применения информационного оружия.

Практические мероприятия программного характера по защите от информационного

оружия:

1. Организация мониторинга и прогнозирования потребностей экономических и

других структур в различных видах информационного обмена через международные

сети. Возможно создание специализированной структуры для контроля

трансграничного обмена, в том числе посредством Internet; координация мер

государственных и негосударственных ведомств по предотвращению угроз

информационной безопасности в открытых сетях; организация международного

сотрудничества.

2. Разработка государственной программы совершенствования информационных

технологий, обеспечивающих подключение национальных и корпоративных сетей к

мировым открытым сетям при соблюдении требований безопасности информационных

ресурсов.

3. Организация системы комплексной подготовки и повышения квалификации

массовых пользователей и специалистов по информационной безопасности для

работы в мировых информационных сетях.

4. Разработка национального законодательства в части правил обращения с

информационными ресурсами, регламента прав, обязанностей и ответственности

пользователей открытых мировых сетей. Установление перечня информации, не

подлежащей передаче по открытым сетям, и обеспечение контроля за соблюдением

установленного статуса информации. Активное участие в разработке

международного законодательства и нормативно-правового обеспечения

функционирования мировых открытых сетей.

Консциентальная война.

Мир вступил в новый этап борьбы - конкуренции форм организации сознаний, где

предметом поражения и уничтожения являются определенные типы сознаний. В

результате консциентальной войны определенные типы сознаний просто должны

быть уничтожены, перестать существовать, их не должно быть. А носители этих

сознаний, наоборот, могут быть сохранены, если они откажутся от форм сознания

- предметов разрушения и поражения. Типы сознаний - предметы поражения в

консциентальной войне - должны быть вытеснены за рамки цивилизационно

допустимых и приемлемых форм.

Уничтожение определенных типов сознания предполагает разрушение и

переорганизацию общностей, которые конституируют данный тип сознания.

Можно выделить пять основных способов поражения и разрушения сознания в

консциентальной войне:

1. Поражение нейро-мозгового субстрата, снижающее уровень функционирования

сознания, может происходить на основе действия химических веществ,

длительного отравления воздуха, пищи, направленных радиационных воздействий;

2. Понижение уровня организации информационно-коммуникативной среды на основе

ее дезинтеграции и примитивизации, в которой функционирует и "живет"

сознание;

3. Оккультное воздействие на организацию сознания на основе направленной

передачи мыслеформ субъекту поражения;

4. Специальная организация и распространение по каналам коммуникации образов

и текстов, которые разрушают работу сознания (условно может быть обозначено

как психотропное оружие);

5. Разрушение способов и форм идентификации личности по отношению к

фиксированным общностям, приводящее к смене форм самоопределения и к

деперсонализации.

Прежде всего этот тип воздействий по смене и преобразованию типов

имиджидентификаций (глубинного отождествления с той или иной позицией,

представленной конкретным образом) и аутентизаций (чувства личной

подлинности) осуществляют средства массовой информации, и прежде всего,

телевидение. Именно в этой области происходят сегодня все основные действия

по разрушению российско-русского постсоветского сознания.

Основная цель консциентальной войны: диаспоризация российского народа,

фрагментация региональных и социально-стратовых общностей на основе слома всех

существующих имиджидентификаций

Конечная цель использования консциентального оружия это изымание людей из

сложившихся форм мегаобщностей. Разрушение народа и превращение его в население

происходит за счет того, что никто больше не хочет связывать и соотносить себя

с тем полиэтносом, к которому до этого принадлежал. Разрушение сложившихся

имиджиндентификаций нацелено на разрушение механизмов включения человека в

естественно сложившиеся и существующие общности и замена этих

эволюционно-естественно сложившихся общностей одной полностью искусственной -

общностью зрителей вокруг телевизора. Неважно, как человек при этом относитесь

к тому, что он видит и слышит с экрана телевизора, важно, чтобы он был

постоянным телезрителем, поскольку в этом случае на него можно направленно и

устойчиво воздействовать.

Консциентальное оружие может быть использовано в самых разных войнах в

основной важнейшей функции. Эта основная его функция состоит в том, чтобы

разложить и уничтожить народ данной страны, чтобы он перестал существовать

как народ, разбившись на индивидов-граждан всего мира или на какие-то другие

аморфные группы с диффузными основаниями их выделения.

Консциентальная война не может быть осуществлена в условиях обычной

регулярной войны, когда требования к организации сознания являются достаточно

жесткими и самоопределение людей очевидно всякому внешнему наблюдателю с

точки зрения противостояния противоборствующих государств. В этих условиях

консциентальная война будет помогать противнику выявлять людей с

отсутствующими принципами, склонных к предательству. А вот в условиях

формального мира и так называемых локальных войн консциентальная война весьма

эффективна.

Правовые аспекты информационной безопасности

Задачи построения гражданского общества в РФ как общества информационного,

возрастание роли информации, информационных ресурсов и технологий в развитии

граждан, общества и государства в XXI веке, выводят вопросы информационной

безопасности на первый план в системе обеспечения национальной безопасности.

“Укрепление информационной безопасности” названо в концепции национальной

безопасности РФ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации 17

декабря 1997 г. в числе важнейших долгосрочных задач государственной власти

России.

Понятие и структура информационной безопасности

Соотнося определение информационной безопасности, данное в Федеральном законе

“Об участии в международном информационном обмене” (ст. 2) с понятием

“безопасность”, данном в Законе РФ “О безопасности” (ст. 1) под

информационной безопасностью понимается: “состояние защищенности жизненно

важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере от

внутренних и внешних угроз”. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 84)

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики, в

том числе в области информационной безопасности. Исходя из анализа Программы

действий на 1996-2000 годы, ежегодных Посланий Президента Федеральному

Собранию РФ (1994-1998 гг.) и Концепции национальной безопасности РФ,

утвержденной Указом Президента РФ № 1300 от 17.12.1997 г., определены

основные интересы и угрозы им в информационной сфере, основные задачи и

принципы государственной политики по обеспечению информационной безопасности.

Жизненно важными интересами в информационной сфере являются:

а) для личности:

· соблюдение конституционных прав и свобод граждан на поиск, получение,

передачу, производство и распространение объективной информации;

· реализация права граждан на неприкосновенность своей частной жизни;

· обеспечение права граждан на защиту своего здоровья от неосознаваемой

человеком вредной информации.

б) для общества:

· построение информационного общества;

· защита национальных духовных ценностей, пропаганда национального

культурного наследия, норм морали и общественной нравственности;

· предотвращение манипулированием массовым сознанием;

· приоритетное развитие современных телекоммуникационных технологий,

сохранение и развитие отечественного научного и производственного потенциала;

в) для государства:

· защита интересов личности и общества;

· формирование институтов общественного контроля за органами государственной

власти;

· формирование системы подготовки, принятия и реализации решений в органах

государственной власти, обеспечивающей баланс интересов личности, общества и

государства;

· защита государственных информационных систем, в том числе государственных

информационных ресурсов.

Основные угрозы жизненно важным интересам личности, общества и

государства в информационной сфере включают в себя:

а) внутренние:

·отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации;

·ослабление роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;

·размывание единого правового пространства страны вследствие принятия

субъектами РФ нормативных правовых

·актов, противоречащих Конституции РФ и федеральному законодательству;

·разрушение единого информационного и духовного пространства России,

активизация различного рода религиозных сект, наносящих значительный ущерб

духовной жизни общества, несущих прямую опасность для жизни и здоровья

граждан;

·отсутствие четко сформулированной информационной политики, отвечающей

национальным целям, ценностям и интересам;

б) внешние:

·целенаправленное вмешательство и проникновение в деятельность и развитие

информационных систем РФ;

·стремление сократить использование русского языка как средства общения за

пределами России;

·попытки не допустить Россию участвовать на равноправной основе в

международном информационном обмене;

·подготовка к информационным войнам и использование информационного оружия.

Для защиты заявленных интересов от вероятных угроз в информационной сфере

государство определяет задачи по обеспечению информационной безопасности.

К основным задачам в сфере обеспечения информационной безопасности можно

отнести следующие:

·формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению

защиты национальных интересов от угроз в информационной сфере;

·совершенствование законодательства Российской федерации в сфере обеспечения

информационной безопасности;

·координация деятельности органов государственной власти по обеспечению

информационной безопасности;

·установление необходимого баланса между потребностью в свободном обмене

информацией и допустимыми ограничениями ее распространения;

·совершенствование информационной структуры, ускорение развития новых

информационных технологий и их широкое распространение, унификация средств

поиска, сбора, хранения, обработки и анализа информации с учетом вхождения

России в глобальную информационную инфраструктуру;

·развитие отечественной индустрии телекоммуникационных и информационных

средств, их приоритетное по сравнению с зарубежными аналогами распространение

на внутреннем рынке;

·защита государственных информационных ресурсов и, прежде всего, в

федеральных органах государственной власти, на предприятиях оборонного

комплекса;

·духовное возрождение России;

·обеспечение сохранности и защиты культурного и исторического наследия (в том

числе музейных, архивных, библиотечных фондов, основных историко-культурных

объектов);

·сохранение традиционных духовных ценностей при важнейшей роли в этой

деятельности Русской православной церкви и церквей других конфессий;

·пропаганда через средства массовой информации национальных культур народов

России, духовно-нравственных, исторических традиций и норм общественной жизни

и передового опыта такой работы;

·повышение роли русского языка как государственного языка и языка

межгосударственного общения народов России и государств - участников СНГ;

·создание оптимальных экономических условий для осуществления важнейших видов

творческой деятельности.

Шкрабков В.Н.



(C) 2009