Научная Петербургская Академия

Доклад: Концепция информатизации г. Омска

Доклад: Концепция информатизации г. Омска

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ОМСКА

МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

(ПРОЕКТ)

ОМСК • 2000

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ................................................................. 5

1. Нормативно-правовое основание концепции........ 5

2. Основные понятия............................................ 6

3. Базовые положения концепции..........................?

4. Текущее состояние ........................................... 9

5. Основные этапы информатизации ...................... 11

6. Направления и задачи информатизации.............. 14

7. Принципы и задачи совершенствования телекоммуникационной среды Омска ......16

8. Информационная безопасность и защита

информации ..................................................... 2 О

9. Комплексная программа информатизации и создания Единого информационного

пространства Омска ..........................................21

Заключение ............................................................. 24

ВВЕДЕНИЕ

Целью концепции информатизации города Омска (далее - Концеп­ция) является

формирование системы представлении о стратегических це­лях и приоритетах

долгосрочной городской информационной политики, определяющей

скоординированные действия органов государственной вла­сти и местного

самоуправления, всех хозяйствующих субъектов и граждан для достижения

социально-значимых результатов и развития его интегри­рованной информационной

среды как основы единого информационного пространства.

Концепция призвана увязать имеющиеся сегодня различные представ­ления о

процессе информатизации города в единую систему для сонаправ-ления усилий,

исключения необоснованных экономических, финансовых, организационных,

социальных, интеллектуальных затрат и иных имеющих­ся ресурсов Омска.

Данная редакция концепции базируется на разработках тематичес­кой комиссии

«Телекоммуникации и информатизация» в соответствии с потребностями,

возможностями Омска, конкретной региональной ситуа­цией с учетом современных

мировых тенденций в информационных техно­логиях и телекоммуникациях, а также

отзывов и предложений, возникших при обсуждении первого варианта проекта

Концепции (май-июнь 1999 года).

1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОСНОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

Концепция разработана во исполнение Постановления Главы город­ского

самоуправления от 10.09.98 № 375-п « Об утверждении проекта орга­низации

разработки Стратегического плана развития города Омска» в со­ответствии с

Конституцией Российской Федерации, Федеральными зако­нами «Об информации,

информатизации и защите информации» (далее -ФЗИ), «О связи», «Об участии в

международном информационном обме­не», «О государственной тайне», а также

рядом федеральных и отраслевых программных документов. Она базируется на

решениях органов государ­ственной власти России в сфере информатизации -

Концепции формиро­вания и развития единого информационного пространства

России и соот­ветствующих государственных информационных ресурсов, одобренной

решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г. № Пр-1694;

Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Пре­зидента

Российской Федерации от 28 июня 1993 г. № 966; Концепции фор­мирования

информационного общества в России, одобренной решением Го­сударственной

комиссии по информатизации при Государственном комите­те Российской Федерации

по связи и информатизации от 28 мая 1999 г. № 32. 5

2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

В тексте Концепции использованы понятия, определенные в федераль­ном законе

«Об информации, информатизации и защите информации», других нормативных актах

и введенные в процессе разработки концепции:

• государственная информационная политика - основные направления

деятельности органов государственной власти и механизмы их реа­лизации при

формировании информационного общества в России, формировании Единого

информационного пространства России и вхождении ее в мировое информационное

пространство;

• информационное общество - это общество, в' котором главным про­дуктом

являются знания, где каждый его член имеет доступ к нужной ему информации,

которое способно обеспечить каждого члена инфор­мационными, технологическими и

техническими инструментами и средствами;

• информационное пространство - совокупность информационных ре­сурсов и

систем, телекоммуникационных систем и сетей, функциони­рующих на основе единых

принципов и по общим правилам, обеспе­чивающим оптимальное информационное

взаимодействие субъектов, а также наиболее полное удовлетворение их

информационных потреб­ностей;

• интегрированная информационная среда - комплекс взаимоувязанных и

взаимодействующих отраслевых, корпоративных и проблемно-ори­ентированных

информационных сред, в том числе:

• органов государственной власти и местного самоуправления;

• социальной и правовой сферы (наука, высшая школа, образование, культура,

средства массовой информации, здравоохранение, социаль­ное обеспечение,

занятость, жилищно-коммунальные службы, юриди­ческие консультации и т.д.);

• сферы производства и производственной инфраструктуры (сель­ское хозяйство,

промышленность, энергетика, связь, транспорт, строи­тельство и т.д.);

• сферы рыночной инфраструктуры (банки, фонды и т.д.).

информатизация - организационный социально-экономический и

на­учно-технический процесс создания оптимальных условий для удов­летворения

информационных потребностей и реализации прав граж­дан, органов государственной

власти, органов местного самоуправ­ления, организаций, общественных объединений

на основе формиро­вания и использования информационных ресурсов;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные масси­вы

документов, документы и массивы документов в информацион­ных системах

(библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах);

информационная система - организационно упорядоченная совокуп­ность

документов, массивов документов и информационных техно­логий, в том числе с

использованием средств вычислительной техни­ки и связи, реализующих

информационные процессы;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления,

хранения, поиска и распространения информации;

информационная среда - совокупность информационных ресурсов и систем, а

также отношений, возникающих в ходе информационных процессов;

субъекты информационных процессов - государство, физические и юридические

лица, участвующие в информационных процессах в ка­честве собственников и

владельцев информационных ресурсов, пользо­вателей информации, участников

инфраструктуры управления;

объекты информационных процессов - информационные ресурсы, си­стемы,

технологии и средства их обеспечения.

3. БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЙ КОНЦЕПЦИИ

3.1. Сфера информатизации охватывает процессы создания, исполь­зования,

модификации, утилизации информационных ресурсов с примене­нием информационных

технологий, средств информационной, вычисли­тельной и телекоммуникационной

техники.

3.2. В соответствии с действующей законодательной базой пользова­телями

информации и равноправными субъектами в рассматриваемой сфере являются: !

|

• граждане; i

• органы государственной власти; |

• органы местного самоуправления;

• организации;

• общественные объединения.

3.3. Информатизация - важный фактор устойчивого развития лично­сти, общества,

государства. Финансовые вложения в сферу информацион­ных технологий и услуг в

ряде стран превысили по объемам вложения в развитие энергетики, благодаря

рекордным темпам их окупаемости. Наибольший экономический и социальный успех

достигается там, где активно используют современные средства коммуникаций,

информационных тех­нологий и их сетевые приложения: электронную почту,

дистанционное обу­чение, мультимедиа, телевидение, телеконференции,

визуализацию, моде­лирование, компьютерную графику, медицинскую

теледиагностику и мно­гое другое.

3.4. Процесс информатизации не должен рассматриваться в качестве приоритетной

альтернативы, но лишь в качестве неотъемлемой части про­цессов развития во

всех областях жизнедеятельности города.

3.5. По характеру отношений и связей целесообразно обратить вни­мание на

инфраструктуру управления, которая сегодня рассредоточена в структурных

подразделениях юридических лиц, участников информацион­ных процессов, которые

преследуют их собственные (в том числе отрасле­вые, корпоративные, коммерческие

и т.д.) интересы и руководствуется име­ющейся нормативно-правовой базой.

Преобладание децентрализованного начала в управлении информатизацией зачастую

рождает проблемы, пре­пятствующие её планомерному и эффективному проведению!

3.6. Главная цель информатизации - приведение всех'элементов

ин­формационной среды г.Омска в такое состояние, когда информационные

потребности субъектов удовлетворяются своевременно в1 необходимом объеме при

соблюдении условий безопасности, вне зависимости от рассто­яния и используемых

технических средств. |

3.7. Достижение этой цели возможно на основе создан ля единого

ин­формационного пространства путем объединения информационных ресурсов,

информационных систем и развитой инфраструктуры электросвязи.

3.8. Основные принципы информатизации:

• последовательность (этапность и непрерывность),

• направленность,

• эффективность,

• управляемость,

• открытость,

• ресурсная обеспеченность.

3.9. Прогнозируемыми результатами эффективного проведения ин­форматизации

Омска являются: I

• улучшение условий жизни населения;

• повышение эффективности всех видов производства, за счет уве­личения

производительности труда, совершенствования управле­ния, повышения качества и

конкурентной способности продук­ции и систем управления, снижение материале-

и энергоемкости;

создание гармоничных условий для накопления и сохранения куль­турного

наследия Омского региона, ценностей неэкономическо­го порядка;

обеспечение устойчивой системы комплексной безопасности го­рода и региона.

4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ

4.1. Уровень развития производительных сил современного общества позволяет

обеспечить построение устойчивых систем удовлетворения ма­териальных

потребностей, что создает базис для смещения приоритетов в области высших,

духовных запросов человека.

Историческая динамика роли города Омска выявляет тенденцию фун­кционального

«сопровождения» такого развития: Омск - «крепость» обес­печивал физическую

защиту прилежащей территории; Омск - «транспорт­ный и торговый узел» позволял

интенсивно развиваться в экономическом отношении; Омск - «производственный

центр», сложившийся историчес­ки недавно, входил функциональным элементом в

состав огромного мак­роэкономического механизма государства и отвечал его

потребностям. Роль городского сообщества сводилась к обеспечению

бесперебойной работы этого элемента, снабжению его кондиционной рабочей

силой. Ролевой при­оритет фокусировался на производстве, человеку отводился

второй план. Свидетельство тому ситуация, сложившаяся к концу 80-х - началу

90-х го­дов: градостроительные перекосы, нарушение экологического баланса,

от­даленность на уровне частного пользователя от мировых технологических

достижений, жесткое социальное закрепление (предприятие, место прожи­вания,

профессия).

4.2. Произошедшие за последние годы изменения представлений о цен­ностях в

идеологии государства (Конституция России, ст.2, ст. 18) безусловно

проецируются на сегодняшние тенденции в управлении процессами и

стра­тегическом планировании развития города. Очевидным становится

опре­деление роли Омска как города, в котором жители имели бы возможности

удовлетворения потребностей в различных областях жизнедеятельности, используя

уникальные особенности его географического положения, ин­теллектуального

потенциала, богатого историко-культурного наследия, а также неисчерпаемых

информационных ресурсов. Для города, не облада­ющего значительными

энергетическими, сырьевыми ресурсами, в большей степени актуальным является

стремление к доминированию в области уни­кальных информационных технологий,

искусства, экологического благоприятствования. Культивирование творческого

начала во всех социально значимых сферах влечет их адекватное гармоничное

развитие, будь то про­изводство, образование, медицина, градостроительство, и

|Т.д. Признака­ми такого развития являются оптимизация процессов, их

жизнеспособность, снижение энергоемкости, экологическая дружественность,

^езопасность.

4.3. Анализ информационной среды города Омска позволяет выделить некоторые

объективные особенности ее развития:

Сложился рынок информационных услуг и технологий.

Провайдеры различного рода услуг преследуют свои! коммерческие интересы и

решают общие задачи по удовлетворению спроса на рын­ке информационных услуг,

просвещению потенциального пользова­теля. i

! 1

• Существует система электросвязи, которая пока недостаточно полно

удовлетворяет как потребителя (низкая телеплотност1, неудовлетво­рительное

качество связи, низкая номенклатура сервиса, естественная монополизация в

некоторых областях проводной свя&и), так и про­вайдера услуг (низкая

эффективность производства услуг за счет не­гибкой тарифной и налоговой

политики).

• Имеет место выраженная к онцентрация информацией] 1ых ресурсов и

систем, телекоммуникаций в городе, по сравнению с районами об­ласти,

доминирование в вс просах технологических новаций и серви­са, их приближения к

рядовому пользователю.

• Существует конгломерат разнородна информационных хранилищ, от­личных

по виду носителя, характеру информации, функциональному назначению,

ведомственной принадлежности и форме собственности, и не обладающих единым

управлением, возможностью оперативного информационного обмена. К их числу

следует отнести:

• информационно-справочные системы различных предприятий, организаций и

ведомств;

• библиотеки, архивы и фонды, в том числе регионального и федерального

значения;

• высокотехнологичные промышленные предприятия ВПК.

• Существует комплекс учреждений науки и образования, в котором

сосредоточен интеллектуальный и технологический потенциал, способ­ный

создавать и квалифицированно эксплуатировать различные ин­формационные системы,

готовить соответствующих специалистов.

• Имеется отставание в области информатизации таких областных цен­тров

как Екатеринбург, Новосибирск, Томск.

Невысок спрос на информационные продукты и услуги, однако наблюдаются

тенденции к его росту по приближения информационно-технилогических новшеств к

просвещения его в потребителю этой области. Происходит процесс

ослабления инвестиционных потоков ввиду небла­гоприятного развития общей

экономической ситуации, снижение пла­тежеспособности частного пользователя как

одной из форм инвести­рования.

Существует доминирование национально-адаптированных импортных

информационных продуктов (компьютерных средств и технологий, средств и

технологий связи).

4.4. К субъективным особенностям следует отнести следующие:

На государственном и отраслевом уровне сформированы концепции в области

развития систем связи и информационных технологий.

Создана федеральная законодательная база регулирования рынка

ин­формационных ресурсов, технологий и услуг.

Не определены пока в полном объеме исчерпывающие правила взаи­модействия

(технологические, экономические, правовые), которые учитывали бы особенности

Омска, как центра взаимодействия субъек­тов различных уровней.

Существующее общественное мнение относительно вопросов инфор­матизации

пока не может служить опорой для проведения единой политики в этой сфере.

5. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Главная цель информатизации при соблюдении указаных выше прин­ципов может

быть достигнута в процессе реализации следующих основ­ных этапов.

5.1. Первый этап (ближайшие 3 года) - подготовка к интеграции,

ком­плектование сегментов, отладка телекоммуникационной среды:

• инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся информа­ционных

ресурсов и систем;

• определение локально обусловленных правил реализации информаци­онных

процессов и рекомендаций по взаимодействию субъектов;

• совершенствования телекоммуникационной среды Омска;

• формирование инфраструктуры управления процессом информати­зации;

• формирование частных программ и на их основе - Комплексной про­граммы

информатизации.

Общий правовой режим (юрмиройания и использования информа­ционных ресурсов,

регулирования отношений в этой области установлен Законодательством РФ.

i ''•

Приоритеты в применени л субъектами тех или иных информацион­ных

технологий на этом этапе устанавливаются структурами управления самих субъектов

с учётом собственных интересов последних, действующей нормативной базы,

рекомендац т координационного оргаЦа, складываю­щихся мировых тенденций

в рассматриваемой предметной области.

При решении задач первого этапа необходимо придерживаться госу­дарственных

статистических стандартов и классификаторов, использовать Единый

государственный регистр предприятий и организаций, содержа­щий сведения об

организациях - держателях государственных, негосудар­ственных и смешанных

информационных ресурсов, а также по видам ин­формационной продукции и услуг.

Это может быть обеспечено путем со­здания:

• городского центра для накопления сведений о государственных

информационных ресурсах и условиях доступа к ним пользователей, а также для

сертификации информационных систем и сетей, баз и банков данных;

• региональных и межрегиональных государственных и коммерческих

организаций для справочно-информационного обслуживания

юридических и физических лиц.

Четко узаконенной структуризации информационных ресурсов по принадлежности к

данным видам на территории города нет. Исключение составляют государственные

ресурсы, формируемые в соответствии со сфе­рами ведения. К государственным

информационным ресурсам относятся:

• ресурсы, создаваем ые для обеспечения деятельности органов

государ­ственной власти и вырабатываемые в результате этой деятельности;

• ресурсы, создаваемые для обеспечения органов муниципального уп­равления,

деятельности других государственных и муниципальных учреждений (прежде всего

социальной сферы);

• ресурсы, создаваемые негосударственными организациями по зака­зам и в

интересах органов государственной власти и муниципального управления.

\

Государственные информационные ресурсы являются основой еди­ного

информационного пространства России. Основанием для включения

негосударственных информационных ресурсов в единое информационное

пространство должно являться их соответствие требованиям единого порядка

формирования и использования информационных ресурсов различ­ных видов.

Государственные и негосударственные информационные ресур­сы, по существу,

образуют системы взаимоувязанных информационных ресурсов, использующих как

традиционные информационные технологии и носители информации, так и

автоматизированные базы и банки данных. Эта система должна быть открыта для

включения в нее по мере необходи­мости вновь создаваемых информационных

ресурсов. Создание систем формирования, распространения и рационального

использования инфор­мационных ресурсов осуществляется на основе комплексного

подхода, ко­торый включает:

• выделение и создание в городе ключевых позиций организационных,

управленческих и социальных структур, выполняющих роль меж­ведомственных

систем;

• адаптацию существующих локальных систем формирования, рас­пространения и

рационального использования информационных ресурсов к современным

информационным технологиям и новым требованиям социально-экономического

развития.

5.2. Второй этап (последующие 3 года) - создание в Омске

интегриро­ванной городской информационной среды на базе единого

информационно­го пространства.

Интегрированная информационная среда города включает в себя сле­дующие

компоненты:

• информационные ресурсы и системы, механизмы предоставления услуг на их основе.

• телекоммуникационную среду.

• организационную инфраструктуру, обеспечивающую устойчивое развитие

информационной среды.

• систему подготовки и переподготовки специалистов и пользовате­лей

информационной среды. '

Организационно-технические и технологические аспекты построения интегрированной

информационной среды г. Омска должны учитывать тре­бования, которые

включают необходимость:

• обеспечения возможности вертикальной и горизонтальной интег­рации имеющихся

и вновь создаваемых региональных, корпора­тивных и проблемно-ориентированных

информационных сред при соблюдении единства организационных, технических и

техноло­гических принципов построения информационных систем;

• строгого соблюдения стандартов в области информационно-вы­числительных

сетей и средств связи, информационных ресурсов и систем, использования

сертифицированных программных и ап­паратных средств;

• обеспечения информационной безопасности и многоуровневой защиты информации

от несанкционированного доступа, включая гарантии подлинности передаваемой

информации в телекомму­никационных системах;

• формирования и использования информационных ресурсов на ос­нове идеологии

информационных хранилищ и открытых систем, обеспечивающих возможность

совместного использования раз­личных аппаратных платформ и операционных

систем;

• учета, регистрации и сертификации информационных ресурсов.

Обязательным фактором устойчивого развития интегрированной информационной

среды является нормативно-правовая база, определяю­щая основы регулирования в

г. Омске отношений субъектов, участвующих в информационных процессах и в

информатизации, с учетом локальных и региональных особенностей.

Разработка Комплексной программы информатизации является клю­чевой позицией

при формировании механизмов интеграции и координа­ции действий по развитию

информационной индустрии и интегрирован­ной информационной среды.

5.3. Третий этап (последующие 3 года) - построение развитой

инфор­мационной инфраструктуры.

Индустрия средств связи, передачи информации, системных и при­кладных

программ, информационно-аналитических услуг формирует ди­намичный рынок,

способный удовлетворять социальные и культурные по­требности города.

Информатизация и создание информационной индуст­рии является одним из

важнейших способов реализации интеллектуально­го потенциала - одного из

главных ресурсов Омска.

6. НАПРАВЛЕНИЯ И ЗАДАЧИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

6.1. Совершенствование телекоммуникационной среды.

6.2. Информатизация сферы образования.

6.3. Создание инфраструктуры управления процессами информати­зации для

решения следующих задач:

• популяризация возможностей информационных систем и техно­логий,

функционирующих на территории г.Омска;

• формирование общественного мнения о целесообразности и необходимости

проведения информатизации в Омске;

• разработка организацинно-технических рекомендаций по со­зданию и

использование информационных систем и сетей теле­коммуникаций, взаимодействие

между субъектами информаци­онных процессов;

• создание координационного органа для учета и согласования интересов

владельцев и пользователей информационных ре­сурсов разного уровня

(муниципального, областного, федерально­го подчинения, остальных юридических

лиц, частных лиц)

• анализ, мониторинг, координация процессов информатизации г. Омска;

• увязка с общегосударственными и мекжрегиональными процес­сами информатизации;

• разработка и реализация механизмов кредитно-финансовой, инвестиционной и

инновационной политики, в том числе до­левого финансирования проектов;

• развитие международных и межрегиональных связей в рассмат­риваемой

предметной области;

• разработка проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам

информатизации;

• разработка механизмов научно-технической и технико-экономи­ческой экспертиз

конкурсных вариантов проектов информа­тизации и результатов их реализации;

6.4. Формирование информационных ресурсов субъектами в преде­лах своего

ведения, инвентаризация, тестирование, модификация имеющихся ресурсов и

систем:

• разработка силами субъектов концепций и программ развития корпоративных,

отраслевых и проблемно-ориентированных ин­формационных сред;

• внедрение средств обеспечения автоматизированных информаци­онных систем и

их технологий;

6.5. Информатизация сферы муниципального управления:

• определение муниципальной политики в сфере информатизации:

• формирование пакета нормативных документов, регламентиру­ющих единые

правила формирования и использования ресурсов и систем муниципальных

предприятий и учреждений;

• обеспечение системы -тформационной поддержки принятия ре­шений органами

местного самоуправления путем создания комп­лексных визуально-всспринимаемых

моделей управляемых сис­тем, а также внедрения интерактивных методов участия

граждан в процессах самоуправления с помощью современных информа­ционных

технологий; ,

• разработка и реализация Комплексной программы информати­зации города Омска.

6.6. Создание условии информационной безопасности как важнейшего фактора

интеграции корпоративных, отраслевых и проблемно-ориентиро­ванных

информационных сред в единое информационное прбстранство.

6.8. Определение содержания и основных направлений тарифной и налоговой

политики относительно сферы информационных услуг.

6.7. Совершенствование системы подготовки и переподготовки спе­циалистов,

обеспечивающих функционирование и развитие информацион­ной среды г. Омска, на

основе передового мирового опыта и современных тенденций развития

информационных технологий, средств телекоммуни­каций и технологий обучения.

7. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЬ! ОМСКА

7.1. Телекоммуникационная среда Омска являет собой совокупность се­тей,

служб и оконечного оборудования связи, расположенных и функциони­рующих на

территории Омска, а также правил их функционирования.

Телекоммуникационная среда служит для обеспечения доступа к информационными

ресурсам и системам, осуществления взаимодействия между субъектами

информационных процессов.

Главной задачей совершенствования телекоммуникационной среды является

обеспечение технической базы иформатизации Омска.

Особенностью телекоммуникационной инфраструктуры Омской об­ласти является

существенное различие уровня развития телекоммуникаци­онных систем в г.Омске

и районах области, территориальная неравномер­ность распрастранения сетей.

Другая особенность определяется особым географическим положе­нием Омска, как

регионального центра телекоммуникаций, через который проходит цифровая

магистраль Москва-Хабаровск и где схбдятся телеком­муникационные магистрали

нескольких областей Западной Сибири. Опережающее развитие магистральных

цифровых сетей, проходящих через Омск, и скоростных региональных цифровых

каналов, роуминговые режимы беспроводных сетей связи создает предпосылки для

ускоренного развития всей внутрирегиональной телекоммуникационной

инф­раструктуры.

В соответствии с действующей в отрасли нормативной базой, разви­тие существующих

телекоммуникационных сетей должно осуществляться по следующим основным

направлениям:

автоматизация сетей,

• оптимизация сетей,

• количественный рост сетей (распростанение действующих и строительтство

новых), '

• повышение устойчивости и безопасности функционирования се­тей,

• расширение номенклатуры и улучшение качества услуг, пре. доставляемых

потребителям.и создание новых служб.

Решение задач по развитию телекоммуникационной среды должна осуществляться на

основе следующих принципов:

7.1.1. Соблюдение адекватности уровня развития ТС поставленным задачам:

• В качестве стратегического подхода к внедрению новых тех­нологий на

телекоммуникационных сетях использовать метод, основанный на создании опытных

зон с последующим их рас­ширением.

• Создание выделенных и наложенных региональных, муници­пальных,

ведомственных, частных и других цифровых сетей с интеграцией обслуживания.

Общее направление развития те­лекоммуникаций должно соответствовать идеологии

построения интеллектуальных сетей.

• Увязка созданных раннее и подготовленных к взаимодействию выделенных и

наложенных сетей и систем.

7.1.2. Обеспечение сопрягаемости сетей (Обеспечение предрасположен­ности

к интеграции):

• Являясь составной частью государственной и мировой сети телекоммуникаций, сеть

Омской области должна развиваться и совершенствоваться в строгом соответствии с

документами Международного Союза Электросвязи и национальными требованиями.

(Развитие существующих и создание новых теле­коммуникационных систем Омска

как центра области должно обеспечивать возможность их функционирования в

рамках единого информационного пространства).

• Телекоммуникационная инфраструктура должна развиваться, дополняя и расширяя

существующие возможности за счет ком­плексного использования аппаратных

средств и технгологии.

• Интеграция всех существующих сетей связи и служб в единую

телекоммуникационную среду на базе цифровых методов пе­редачи и обработки

сигналов.

7.1.3. Обеспечение управляемости сетей

• Координирование деятельности субъектов с учётом их интере­сов и интересов

городского сообщества.

• Создание методологической базы и механизмов анализа эф­фективности

внедрения и совершенствования информационных систем и технологий.

• Совершенствование механизмов, способствующих направлению инвестиций в

развитие телекоммуникационной инфраструктуры, как фактора информатизации

Омска (в т.ч. механизмов регули­рования тарифов и налогов, как разновидности

неявного инвестирования).

7.1.4. Обеспечение безопасности на основе применения комплекса

спе­циальных мер и средств (криптографических/некриптографических,

орга­низационных/организационно-технических, в т.ч. программных/ и

техни­ческих)

• Защита от комплексного воздействия, направленного на нару­шение

функционирования непосредственно телекоммуникаци­онной среды;

• Защита от несанкционированного доступа к технологической, ' служебной и

иной информации, связанной с работой телеком­муникационных систем;

• Защита от разрушения аппартных и технологических средств обеспечения

безопасности;

• Защита от вредоносного воздействия в отношении субъектов информационного

процесса, а также угроз безопасности лич­ности, общества, государства.

7.2. Программа развития телекоммуникационной среды Омской об­ласти должна

включить в себя мероприятия:

* По анализу и прогнозу тенденций развития составных элемен тов

телекоммуникационной среды.

По определению критериев соответствия уровня развития каж дого из элементов

уровню решаемых им задач.

• По координации государственных, ведомственных и коммерчес ких программ

развития телекоммуникационной инфраструк туры региона для исключения

необоснованных затрат ресур сов города/региона.

7.3. Особо актуальны проблемы интеллектуализации сетей электро­связи как

основы построения современных информационно-справочных служб и расширение

сервисных функций цифровых телефонных станций путем слияния компьютерных

технологий со средствами массовой инфор­мации. Важным шагом в этом направлении

будет обеспечение возможнос­ти абонентам первичной телефонной сети входить в

компьютерные сети и пользоваться их информационными ресурсами социального,

учебного, научного, медицинского, экологического, развлекательного и прочего

ха­рактера.

Большое значение имеет дальнейшее развитие сетей беспроводной связи

существующих и разрабатываемых стандартов, сочетающих возмож­ности цифровых

станций, функций ЦСИО с представлением этих услуг подвижным абонентам.

Расширение сфер действия систем персонального радиовызова позволит расширить

возможности существующих телефон­ных сетей и информационно-справочных служб.

Важнейшей задачей процесса интеграции информационного про­странства является

создание взаимоувязанной коммуникационной инфра­структуры внутри Омской

области (для областного, городского и район­ного уровней), имеющей выходы во

внешние глобальные телекоммуника­ционные и информационные системы и

обеспечивающей для абонентов по всей территории области полный набор

коммуникационных услуг и серви-сов. Это позволит локализовать местный

информационный трафик и уве­личить эффективные скорости обмена информацией в

пределах Омской области.

8. ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ

8.1. Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство г.

Омска индивидуальных, корпоративных, отраслевых и государственных

информационных систем и ресурсов является обеспече­ние должного уровня

информационной безопасности для каждого субъек­та, принявшего решение войти в

это пространство.

В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые

предпосылки для установления подлинности пользователя, подлинности содержания

и подлинности сообщения (т.е. реализованы ме­ханизмы идентификации и

аутентификации).

8.2. При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система

информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс

мероприятий и технических решений по защите:

• от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на

информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки

баз данных, коммуникационного оборудо­вания, системного и прикладного, и

программного обеспечения;

• от несанкционированного доступа к информации путем обнару­жения и

ликвидации попыток использования ресурсов сети, при­водящих к нарушению

целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем

распределения информации;

• от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства

неправомочности действий пользователей и об­служивающего персонала сети;

• от внедрения программных «вирусов» и «закладок» в прбграммные продукты и

технические средства.

8.3. Решение указанных зад.ач предлагается путем обесЬечения:

• конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и

информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционирова -того

использования и воздействий;

• защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных

и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети;

• защиты технических средств и помещений от утечки по побочным ка­налам и

от возможного внедрения в них электронных устройств съе­ма информации;

• реконфигурации сетей, узлов и каналов связи;

• организации замкнутых подсетей и адресных групп;

• установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС

организаций и предприятий с региональной информационной средой;

• развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпо­ративных сетевых

сегментов;

• развития и использования технологий подтверждения подлинности,, объектов

данных, пользователей и источников сообщений;

• применения технологий обнаружения целостности объектов данных.

8.4. Необходимо решать задачи обеспечения безопасности разраба­тываемых и

модифицируемых систем в интегрированной информацион­ной среде, так как в

процессе модификации неизбежно возникновение до­полнительных ситуаций

незащищенности системы.

Для их решения, наряду с общими методами и технологиями, следует сформировать

ряд требований к разработчикам, создать'регламент внесе­ния изменений в

системы, а также использовать специализированные сред­ства для закрытия

внутреннего трафика разработчиков.

9. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ И СОЗДАНИЯ ЕДИНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО

ПРОСТРАНСТВА ОМСКА

9.1. Организационной основой реализации второго этапа информати­зации города

Омска должна стать Комплексная программа информатизации.

Комплексная программа послужит механизмом интеграции и коор­динации

федеральных, отраслевых, корпоративных программ и подпрог­рамм и отдельных

проектов, принятых к осуществлению на территории города. Она призвана

мобилизовать внутренние ресурсы города и объеди­нить их с внешними, а также

создать для участников развития информаци­онной индустрии предпосылки по

формированию различного рода кон­сорциумов при решении общих задач,

консолидации ресурсов для более эффективного их использования.

9.2. Заказчиком Комплексной программы является администрация Омска.

Реализация проектов и мероприятий Комплексной программы, финан­сируемых из

городского бюджета, должна предусматривать конкурсный отбор исполнителей.

Отдельные проекты и подпрограммы (федеральных и отраслевых программ,

финансируемые из соответствующих источников, включаются в Комплексную

программу со своим бюджето^, а при необхо­димости рассматривается вопрос об

их дополнительной финансовой под­держке за счет городского бюджета.

Взаимоотношения участников Комп­лексной программы будут определяться

заключенными меж,ву ними догово­рами, принятыми уставами, положениями и

другими соотзетствующими правовыми нормативными актами.

9.3. При формировании Комплексной программы необходимо про­вести

инвентаризацию действук щих проектов и программ, затрагивающих

рассматриваемую предметную эбласть и финансируемых за счет городс­кого

бюджета, с последующим проведением технико-экономической экс­пертизы. В

Комплексной программе должны быть выделены первоочеред­ные проекты, «опорные

зоны» и «опорные объекты», играющие определяю­щую роль в решении проблем

информатизации города. Эти направления должны иметь приоритетное

финансирование из муниципального бюджета, носить заказной характер с

конкурсным отбором.

9.4. Условием успешной реализации программы является развитая, на­дежно

функционирующая система управления, способная своевременно, комплексно и

эффективно решать всю совокупность проблем, возникаю­щих в этой сфере. Все

проблемы информатизации области и создания ин­формационной индустрии не могут

быть решены путем реализации несколь­ких крупномасштабных акций или какого-

либо одного проекта. Необходи­мы последовательные, рассчитанные на

перспективу, скоординированные действия всех участников информатизации,

учитывающих как государствен­ные интересы, так и интересы жителей города.

9.5. Особое значение придается взаимодействию с федеральными орга­нами власти

и межрегиональными общественно-политическими структу­рами. Интересы города

должны быть официально представлены в прави­тельственных организациях, а

также в общественных и научных структу­рах федерального и регионального

уровней.

9.6. Руководящим звеном Комплексной программы являет Координа­ционный совет,

включающий ведущих специалистов в сфере информати­зации. Организационная

работа по реализации программы, ее информа­ционное обеспечение, выполнение

решений данного органа должны осу­ществляться структурным подразделением

администрации города с функ­циями исполнительной дирекции. На это

подразделение возлагают функ­ции центра по координации деятельности в сфере

информатизации на территории города организаций, разнообразных по

ведомственной принад­лежности и формам собственности.

9.7. Деятельность всех органов управления, участвующих в реализа­ции

Комплексной программы, должна регламентироваться положениями, утверждаемыми

Главой местного самоуправления г. Омска

9.8. Одним из условий эффективной реализации Комплексной про­граммы является

разработка и принятия пакета дополнительных норма­тивно-правовых документов:

• О правилах формирования и ведения баз и банков данных, реестров

информационных ресурсов на территории города.

• О регламенте функционирования и доступности инфор­мационных систем на

территории города.

• О правах пользователей информационными ресурсами и теле­коммуникационными

системами на территории города.

• О тарифной и налоговой политике в сфере информационных услуг.

9.9. Для организации единого информационного пространства Омска необходимо

разработать пакет нормативных и рекомендательных докумен­тов, оптимизирующих

функционирование региональной системы классифи­каторов экономической и

статистической информации.

Важной составляющей нормативно-правовой базы является пакет нормативно-

технических документов, который направлен на стандартиза­цию и унификацию

процедур информационного обмена на территории Омска между федеральными,

региональными и ведомственными информа­ционными системами; внедрение

концепции открытых систем; обеспечение совместимости открытых банков данных;

организация распределенной об­работки информации; построение

специализированных профилей и т.д.

Целесообразно эти работы проводить совместно со структурами вла­сти и

управления областей Сибирского региона, активно привлекая к ней ученых и

специалистов г. Омска и России, а также используя опыт миро­вой практики в

этой области.

9.10. Одним из ключевых аспектов жизнеспособности Комплексной программы

является развитие инновационно-инвестиционных механизмов, способствующих

консолидации и привлечению материальных и финансо­вых ресурсов на ее

формирование и реализацию. Одним из вариантов реше­ния указанной проблемы

могло бы стать создание специального инноваци­онно-инвестиционного фонда,

деятельность которого обеспечивается и кон­тролируется рабочими органами

программы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Настоящая концепция является исходной установкой для разработки Комплексной

программы информатизации города Омска.

Концепция кратко описывает существующее состояние с информати­зацией города,

отражает видение проблем построения единого городского информационного

пространства и информационного общества.

Концепция после ее утверждения может рассматриваться как доку­мент,

являющийся основой для реализации основных направлений инфор­матизации

города.

Основные результаты, полученные в ходе разработки концепции мож­но

сформулировать следующим образом:

1. Выделены и сформулированы основные понятия, являющиеся клю­чевыми в

концепции и используемые в процессе информатизации.

2. Определена сфера и субъекты информатизации и сформулированы главная цель и

принципы информатизации. Показано, что информатиза­ция является фактором

устойчивого развития личности, общества, госу­дарства.

3. Дан краткий анализ текущему состоянию информатизации города на основе

исторической динамики его развития. Выделены объективные, субъективные

особенности информационной среды города.

4. Описаны основные этапы информатизации в которых указаны орга­низационные и

технологические вопросы, требующие решения.

5. Разработаны основные направления информатизации, такие, как

совершенствование телекоммуникационных средств, информатизация сфе­ры

образования, создание структуры управления процессом информатиза­ции и т.д.

6. Рассмотрены принципы и задачи совершенствования телекомму­никационной

среды г. Омска.

7. Выделены основные задачи системы информационной безопаснос­ти и защиты

информации.

8. Дана краткая характеристика Комплексной программы информа­тизации города.

Таким образом предлагаемая концепция может служить некоторой основой

развертывания системы мероприятий для разработки и реализа­ции Комплексной

программы информатизации города.



(C) 2009