Научная Петербургская Академия

Реферат: Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

Реферат: Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом

РЕФЕРАТ на тему: “Сравнительная характеристика малого предпринимательства в России и за рубежом” Минск 1999 Особенности малых предприятий в других странах Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально- экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. В настоящее время в странах ЕС насчитывается порядка 16 млн. предприятий, исключая сельскохозяйственный сектор. На них занято около 101 млн. человек. (Общая занятость в странах-членах ЕС – 150 млн. человек.). Совокупный оборот предприятий стран-участниц ЕС составил порядка 11 636 триллионов экю. В странах ЕС 99% предприятий имеют число занятых не более 250 человек. Более 90% от общего числа предприятий стран-членов ЕС (около 15 млн. единиц) очень маленькие. На каждом из них работает не более 10 человек. Половина предприятий в ЕС являются "one-men businesses", где работает только владелец и, возможно, некоторые члены его семьи. Еще 43% предприятий имеют число работающих не более 10 человек. Взятые вместе, эти очень маленькие предприятия предоставляют треть рабочих мест в странах ЕС и обеспечивают четверть совокупного оборота. Поле деятельности этих предприятий – строительство, торговля, бизнес-услуги. Более 70% работающих на этих предприятиях заняты в торговле и услугах. Около 1,1 млн. предприятий имеют число работающих от 10 до 249 человек. Эти предприятия относятся к разряду малых и средних. Они предоставляют работу трети работающего населения и производят почти 40% от суммарного оборота. Около 1 млн. предприятий относятся к категории малых (10-49 человек работающих). Они предоставляют около 119 млн. рабочих мест. В среднем, на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55%) заняты в торговле и услугах. Остальные 45% занятых работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Средними предприятиями считаются те, на которых работает от 50 до 249 работников. Под это определение подпадает около 1% предприятий Западной Европы. На средних предприятиях работает около 15% всех занятых в экономике, они дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек. Крупными предприятиями считаются те, на которых работает 250 или более работников. В категорию крупных входят всего 30 000 предприятий, которые предоставляют 34 млн. рабочих мест и дают 4 000 триллиона экю оборота. Их общее количество - порядка 0,2% от числа всех предприятий Западной Европы. На крупных предприятиях работает треть всех занятых в странах-членах ЕС, они производят треть от общего оборота. В среднем, на крупном предприятии работает 1000 работников. Крупные предприятия доминируют в капиталоемкой промышленности и в таких "крупных" услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование. Таким образом, распределение предприятий в странах ЕС очень неравномерное: 1% предприятий (средние и крупные) насчитывают более половины всех занятых и обеспечивают более половины суммарного оборота. Малые предприятия, благодаря своей огромной численности, также обеспечивают около половины общей занятости и, следовательно, имеют значительный вес в экономике. Малые предприятия распространены во всех секторах экономики. Средние предприятия – опора обрабатывающей промышленности. Большие предприятия доминируют в капиталоемких производствах и "крупных" услугах (big service suppliers). Успешное развитие малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой обусловлено тем, что крупное производство не противопоставляется мелкому, а проводится принцип кооперирования крупных и мелких предприятий, причем крупные объединения не подавляют малый бизнес, взаимодополняя друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, придавая хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам. Фундаментальные изменения во вкусах потребителей, технологиях, управленческих методах, финансовых рынках дают малому бизнесу преимущество над крупными организациями. Их не бюрократические структуры, вместе с концентрацией права принятия решения в руках владельца, позволяют малым предприятиям извлекать выгоду из возможностей, которые появляются от изменений в окружающей среде. Общественное поведение представителей малого предпринимательства основано на прямой зависимости от местных и национальных интересов и с силу этого понуждает их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. К числу недостатков малого предпринимательства следует отнести сравнительно низкую доходность, высокую интенсивность труда, сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск в конкурентной борьбе, что приводит к постоянному обновлению в секторе малого предпринимательства вследствие массовых банкротств. Так из вновь организуемых малых предприятий через год остается около 50%, через 3 года - 7-8%, через 5 лет остается не более 3%. Вместе с тем, общее число малых предприятий, как правило, растет или остается неизменным, на место ликвидированных предприятий постоянно рождаются новые. Основные характеристики малых предприятий представлены в таблице: Таблица 1. Характеристики МП
ХАРАКТЕРИСТИКИОПИСАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК

Размер фирмы

Мала по размеру.

Ассортимент

Отсутствие тщательно спланированного и сбалансированного ассортимента.

Финансирование

Стеснены недостатком финансовых ресурсов.

Ценообразование

При разработке ценовой политике не используются сложные стратегии. Цена определяется на основе себестоимости.

Отношения с рынком

Не имеют контроля над рынком. Уязвимы перед конкуренцией и неблагоприятными изменениями на рынке. Гибкое реагирование на изменение спроса.

Управление

Гибкие организованные структуры, преимущество командной работы. Решения принимаются одним человеком (владельцем фирмы) и зависят от его личных качеств.

Поиск информации

Предпочтение отдают личному сбору данных по своим связям.
Российское малое предпринимательство в цифрах По состоянию на 1 октября 1997 года на территории Российской Федерации действовало 844 тысячи малых предприятий (МП). Общая численность занятых на малых предприятиях - 8.3 млн. человек. Это составляет 13% от общего числе занятых в российской экономике. Более 43% малых предприятий занято в сфере торговли и общественного питания, 17% в строительстве, 16% в промышленности. В первом полугодии 1997 года ими было произведено продукции и оказано услуг по всем видам деятельности на сумму 125,6 трлн. рублей, что составило почти 7% выпуска продукции и оказания услуг во всех отраслях экономики России. В среднем по России, на одном малом предприятии работает 10 человек. Интегрированные показатели, характеризующие состояние малых и средних предприятий в разных странах:
СтраныКол-во МСП (тыс)Колич.МПС на 1000 жителейЗанято в МПС (млн.чел)Доля МСП в общей численности занятых (%)Доля МСП в ВВП (%)
Великобритания26304613.64950-53
Германия22903718.54650-52
Италия39206816.87357-60
Франция19803515.25455-62
Страны ЕС1577045687263-67
США1930074.270.25450-52
Япония645049.639.57852-55
Россия8445.658.31310-11
Литература [1] Малые предприятия (Субъекты малого предпринимательства в Российской Федерации): Правовые основы деятельности. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Отчетность. - М.:"Ось-89", 1996. – 96 с. [2] Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство: Учебное пособие. - М.:"СОФИТ", 1994. – 494 с. [3] Прилуцкий Леонид. Малые предприятия: Регистрация. Лицензирование. Упрощенная форма учета и отчетности. Льготы.-М.:Ось-89, 1997. –146 с.


(C) 2009