Научная Петербургская Академия

Реферат: Финансово-промышленные группы

Реферат: Финансово-промышленные группы

Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов

Кафедра

коммерческой логистики

и оптовой торговли

РЕФЕРАТ

по

логистике

" Создание Финансово-промышленых групп

и их деятельность"

студента группы № 216

Денисова Вячеслава

Санкт- Петербург

1996 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И

ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ .

2. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ .

4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЯ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Формулировку идеи и создание Финансово-промышленых групп в России можно

рассматривать ,как результат ломки административно-хозяйственной системы в

сфере экономики . Президент Российской федерации в своем указе № 2096 от 5

декабря 1993 года исходил из того , что создание Финансово-промышленых групп

:

1. Обеспечит структурную перестройку российской экономики.

2. Будет способствовать ускорению научно-технического прогресса .

3. Повысит экспортные возможности и рыночную устойчивость российских

предприятий на мировом рынке .

4. Позволит добиться более высокого уровня управляемости по секторам

народного хозяйства .

5. Создаст предпосылки к проведению активной промышленной политики в ходе

широкомасштабной приватизации .

В Положении о Финансово-промышленых группах и порядке их создания цели

формулируются более глубоко и расширенно . Здесь на первое место выдвинуто

объединение материальных и финансовых ресурсов ее участников , что по сути

дела рассматривается как предпосылка или условие для :

а. повышение конкурентоспособности и эффективности производства .

б. создание рациональных технологических и кооперационных связей .

в. увеличение экспортного потенциала .

г. ускорение научно-технического прогресса .

д. развитие конверсии оборонных предприятий .

е. создание условий привлечения инвестиций .

Правовые основы создания и деятельности Финансово-промышленых групп в

Российской Федерации содержаться в Указе Президента РФ №2096 , в Положении о

Финансово-промышленых группах и порядке их создания , Законах РФ о

предприятиях и антимонопольной политике , о государственных и частных

корпорациях , трастовых компаний , холдингах , о приватизации. В условиях

подобной множественности законодательных актов и нормативных документов ,

важно обеспечить взаимную непротиворечивость их положений , которая может

сводить на нет в целом полезные начинания .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1

КЛАССИФИКАЦИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИХ СОЗДАНИЮ

Классификация Финансово-промышленых групп возможна по 2-ум признакам :

1.Статус инициатора создания .

1.1 Частно-инициированые Финансово-промышленые группы (на основе частной

инициативы и добровольно ).

1.2 Государственно-инициированые Финансово-промышленые группы , в том числе

формируемые на основе решений Правительства Российской Федерации или

международных соглашений .

2. Способ объединения капиталов .

2.1 Акционерные общества закрытого типа

2.2 Трастовые компании (пакеты акций учредителей передаются в доверительное

пользование одному из участников Финансово-промышленой группы).

2.3 Консолидированные Финансово-промышленые группы (один из участников группы

приобретает пакеты акций других предприятий и организаций , которые

становятся участниками группы ).

Очевидно , что возможно создание Финансово-промышленых групп и смешанного

типа . В настоящее время установлен ряд ограничений , которые должны

соблюдаться при создании Финансово-промышленых групп . Среди них :

1. Запрет доверительного управления предприятием , где доля государственной

собственности или собственности общественных организаций более 25% уставного

капитала .

2. Запрет Финансово-промышленых групп с долей государства свыше 25 %

обьединенного капитала .

3. Запрет участия в Финансово-промышленых группах организациям , у которых

материальные активы в составе капитала меньше 50%.

4. Перекрестное владение акциями участниками Финансово-промышленых групп .

5. Запрет кредитно- финансовым учреждениям , входящим в Финансово-промышленые

группы владеть более чем 10 % капитала любого другого участника группы .

Кроме того , установлен ряд ограничений по численности входящих в Финансово-

промышленые группы предприятий и численности персонала. Необходимо отметить ,

что большинство ограничений вызывают споры среди специалистов и

заинтересованных лиц .

При создании Финансово-промышленых групп в России учитываются , следующие

антимонопольные ограничения " Во избежания злоупотребления доминирующим

положением не допускается приобретение крупными Финансово-промышлены ми

группами монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничение

доступа на них иным хозяйственным субъектам , в том числе иностранным ; при

создании Финансово-промышленых групп на принципах экспортных картелях не

должны объединяться фирмы , являющиеся конкурентами на определенном рынке ,

если включение таких фирм в Финансово-промышленые группы приведет к

значительному затруднению или ограничению конкуренции на внутреннем рынке ".

ГЛАВА 2

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

Создание Финансово-промышленых групп сводит до минимума проявление теневой

экономики - по крайней мере менеджерского состава фирм и организаций .Для

теневиков иметь дело с Финансово-промышлеными группами так же значительно

сложнее . Правда , есть много вопросов с налогообложением и его правильной

организацией , под которой мы прежде всего понимаем устранение двойного

налогообложения . Не следует воспринимать Финансово-промышленые группы как

ансамбль , только крупных предприятий , в ее составе могут быть и малые и

средние предприятия , более того развитие последних может находить поддержку

со стороны Финансово-промышленых групп , если только будут способствовать

упрочению ее финансового положения . Объединение ресурсов в условиях

Финансово-промышленых групп позволяет поддерживать экономическую стабильность

ее элементов. Это немаловажно для поддержания социального климата в духе

сотрудничества . Внутренняя обстановка состязательности будет способствовать

развитию внешне экономической конкурентоспособности . завоеванию новых

позиций на товарном рынке .

Формирование финансово-промышленых групп рассматривается в качестве фактора ,

в известной мере блокирующего инфляцию . Это происходит по следующим причинам

.

1. Сокращается объем предоплат продукции , составляющей внутренний оборот

данной Финансово-промышленой группы .

2. Уменьшается объем предоплат по внешним операциям , благодаря надежности и

наличию резервов по суммарному потенциалу членов Финансово-промышленых групп.

3. Становится меньше объем различного рода неплатежей и следовательно

потребности иметь резервы платежных средств , на случай попадания в зону

неплатежей .

4. Становится возможной организация на базе финансово-банковско структуры ,

входящей в Финансово-промышленую группу системы взаиморасчетов и

взаимозачетов задолженностей предприятий и организаций - членов Финансово-

промы шленой группы.

5. Сокращается потенциал двойного налогообложения , проблем от продукции , не

являющейся для Финансово-промы шленых групп конечной .

6. Происходит сокращение продолжительности оборота оборотных средств , что

способствует уменьшению объема необходимых денежных ресурсов .

ГЛАВА 3

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Российской экономике сейчас ,как никогда, нужны лидирующие группы в

активизации инвестиций , структурной перестройке , производстве

конкурентоспособной продукции , возрождение индустриальной мощи страны ,

укрепление позиций приоритетных наукоемких отраслей .Весь зарубежный , да и

имеющийся уже собственный опыт говорит о том , что локомотивами преодоления

кризисной ситуации могут и должны стать финансово-промышленые группы . По

итогам 1994 года результаты работы первых внесенных в реестр финансово-

промышленых групп четырех групп (Уральские заводы , Сибирь , Драгоценности

Урала , Обьединеная горно- металлургическая компания ) позволяют сделать

выводы о положительном влиянии интеграции промышленного и финансового

капиталов на экономику . Так эти группы обеспечили прирост выпуска продукции

на 4 % по отношении к прошедшему году при стабильной в целом численности

работающих . Объединение капиталов дало возможность более чем в 2 раза

увеличить объем инвестиций в производственные проекты за счет собственных и

привлеченных средств . Объем экспортных поставок возрос и составил 139 % к

1993 году . Улучшилось финансовое состояние групп за счет сокращения

просроченной задолженности на 13 % .

К настоящему времени в реестр финансово-промышленых групп внесено уже 28

групп ( список можно посмотреть в Приложениях ) . В их состав на добровольной

основе вошло 450 предприятий , в том числе 67 финансово - кредитных

учреждений . Общая численность работающих в созданных финансово-промышленых

группах превышает 2,5 миллиона человек , при годовом объеме равном 26

триллионов рублей . Финансово-промышленые группы в России создаются не только

де-юре , но и де-факто , в процессе приватизации и становлении рынка ценных

бумаг , в том числе без получения статуса финансово-промышленой группы ,

рыночными методами консолидации пакетов акций . О масштабных процессах

формирования финансово-промышленых групп де-факто можно судить по

деятельности таких структур как : РАО "Газпром" , АО "ВАЗ" , АО "КамАЗ" , МАК

"Вымпел" и тесно сотрудничающих с ними банков , а также банковских холдингах

и альянсов , например "Менатеп" , других интегрированных структур , таких как

"Русская Недвижимость ","Олби ", группа "Альфа". Они объединяют финансовые ,

страховые , промышленные и иные структуры . В перспективе с учетом потенциала

Российской экономики следует ориентироваться на становление в ней 10 - 20

особенно мощных универсальных финансово-промышленых групп и 100-150 крупных

сопоставимых по размерам с зарубежными корпоративными объединениями

обеспечивающих более 50 % промышленного производства . При этом ведущие

коммерческие банки , входящие в состав финансово-промышленых групп могут

контролировать около 70 % банковских активов , а торговые компании

обеспечивать 50 % торгового капитала страны . Неправильно было бы считать

,что в финансово-промышленые группы объединяются лишь мощные хозяйственные

структуры . Нет возможны объединения " разнопрофильных " капиталов различного

масштаба . Все зависит от желания предпринимателей соединить свои усилия для

решения тех или иных задач . По данным Госкомпрома Российской Федерации из 50

крупнейших банков страны в состав действующих финансово-промышленых групп

входят : Онэксимбанк , Инкомбанк , "Российский кредит" , Промстройбанк , Авто

банк , "Менатеп". На зарегистрированные финансово-промышленые группы

приходится около 190 инвестиционных проектов с годовой потребностью в

финансировании около 4 миллиардов $. Наиболее крупные участники финансово-

промышленых групп представлены заводами г. Ижевска , химзаводами г. Ангарска

.

В состав финансово-промышленых групп входят Кузнецкий металлургический и

Новокузнецкий аллюминевый комбинаты , Лебединский горно-обогатительный

комбинат , "ВАЗ" , "Кам АЗ" , "ГАЗ" , Уральский автозавод , Челябинский

тракторный . Значительнее выглядят масштабы деятельности неофициальных

финансово-промышленых групп , счет им уже пошел на сотни . Среди таких связок

" Банк- финансово-промышленая группа " можно назвать Империал ,Газпромбанк -

РАО "ГАЗПРОМ "; Империал, Лангенис - "ЛУКойл "; Токобанк , Юганснефтебанк -

"ЮКОС "; Башпромбанк , Каминбанк - "КамАЗ" ;" Российский кредит" - "РусХим ".

Немало и других примеров : Московский индустриальный банк основа финансово-

промышленой группы "Нефтеком" контролирующей около 30 % производства

оборудования для нефте - газодобывающей отраслей в СНГ . Золото-Платина банк

участвует в финансово-промышленой группе объединяющей около 40 предприятий

золотопромышленного комплекса Урала . Свыше 30 компаний входят в холдинг

"Инкомбанк " , специализирующимся на инвестициях в промышленность , в том

числе в Военно-промышленный комплекс , торговлю , страховании , операциях на

рынке ценных бумаг и недвижимости ;трасте и так далее .

В разных регионах России уже подросли около 100 банков ( а надо бы 300-400 )

способные выступить коагулянтами финансово-промышленых групп . Их

организация не только бы ускорила бы капиталообразование , повысила бы прямую

заинтересованность всех участников финансово-промышленых групп в долгосрочном

инвестировании , но и быстро сконцентрировала бы необходимую критическую

массу ресурсов , для сырьевых и добывающих отраслей . с большим экспортным

потенциалом ( нефть , газ , золото , лес) , для прорыва в передовых

производствах и научно-технической революции . Во всех этих случаях

коммерческие банки помогают реализовать схему , десятилетиями

отрабатывающуюся за рубежом . она подразумевает сведение под одну крышу -

отраслевую и региональную - трех структур . Финансовую : банк, инвестиционная

и страховая компания , пенсионный фонд , консалтинговую фирму , брокерские

конторы (с выходом на валютные , фондовые , и товарно- сырьевые биржи ) ,

внешнеэкономические информационные подразделения . Производственную :

предприятия , которые финансово-промышленая группа подписывает деньгами .

Коммерческую : торговые компании , товарно-сырьевые биржи , транспортную и

сервисную фирму .

ГЛАВА 4

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕНЫХ ГРУПП

К мерам государственной поддержки деятельности финансово-промышленых групп

относятся следующие :

1. Передача в коммерческое или трастовое управление финансово-промышленых

групп временно закрепленных за государством пакетов акций предприятий -

участников финансово-промышлены групп .

2. Зачет задолженности предприятия , акции которого реализуются на

инвестиционных конкурсах , в обьем инвестиций предусмотренных условиями

конкурса для ФПГ покупателя .

3. Предоставление государственных гарантий для привлечения различных

инвестиционых ресурсов , в том числе с использованием механизма залога .

Все эти меры можно рассматривать как меры по стимулированию создания и

увеличения финансово-промышленых групп , нежели как действительные способы

поддержки развития . В качестве дополнительной поддержки предложены :

1. Выдача гарантий по эмитируемым финансово промышленым группами ценным

бумагам .

2. Переход на налогообложение по общей конечной продукции .

3. Предоставление прав на ускореную амортизацию основных фондов .

4. Предоставление льгот по налогам на операции с ценными бумагами .

Бросается в глаза разброс и нелогичность предлагаемых мер . При неразвитости

трастового законадательства передача в траст пакетов акций приведет , скорее

всего к затяжным организационно- управленческим спорам и выяснению отношений

между участниками финансово-промышленой группы .Зачет задолжености

покупаемого финансово-промышленой группой предприятия винвестиции имел бы

смысл , если бы финансово-промышленая группа уже на раннем этапе своего

функционирования , обладала настолько значительными финасовыми ресурсами ,

что могла бы осуществлять инвестиции и расширяться . Тем не менее нет

уверенности в насущности данной проблемы для финансово-промышленой группы в

настоящий моент . Государственные гарантии для привлечения инвестиционых

ресурсов едва ли можно считать чем-то значительным. Для западного инвестора

гарантия нашего государства при крайней нестабильности политической ситуации

вообще вещь очень спорная . они скорее предпочли бы гарантии известного банка

. На внутреннем же наблюдается нехваткаинвестиций , а особенно такого маштаба

как финансово-промышленые группы . Основная задача состоит в том , чтобы

дать возможность финансово-промышленой группе стать достаточно сильными ,

слитыми структурами , способными и по своему финансовому положению и по

научно - техническому и по производственному потенциалу конкурировать с

западными Транснациональными корпорациями . Следует учитывать , что усилению

российских финансово-промышленых групп будут препятствовать крупные западные

Транснациональные корпорации ( в пратике функционирования российских

энергетических корпораций такие примеры неоднократно имели место ), в том

числе это может иметь место и на российском рынке . Основным инструментом

бывает , как правило , демпинг и нечестная торговля . Поэтому первостепенной

задачей является разработка правовых норм , определяющих порядок выявление

нечестной торговой практики и штрафные или компенсационные санкции за нее .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание финансово-промышленых групп окажет разносторонеее положительное

влияние на развитие российской промышленности . К концу 1997 года можно

ожидать такие результаты этого влияния в контексте других мер экономической

политики : стабилизация производства , усиление конкуретного характера

экономической среды , стабилизация научно технической деятельности ,

улучшение инвестиционной обстановка , структурные сдвиги , финансовая

стабилизация , усиление социальной базы экономических реформ . В работе по

формированию финансово-промышленых групп важно использовать зарубежный опыт

концернов , трестов , промышленных конгломератов , в том числе и по

взаимодействию с малым предпринимательством . Финансово-промышленые группы

явились одним из мощных механизмов разного подьема экономики многих

капиталистических стран . В их числе например Япония , занимающее устойчивое

второе место после США . С целью обеспечения инвестиционой привекательности

проектов финансово-промышленых групп необходимо скорейшее внедрения механизма

представления правительственных гарантий под средства , привлекаемые для

финансирования проектов в приоритетных направлениях деятельности ;

государственное страхования проектов от коммерческих рисков ; предоставление

налоговых льгот по реинвестируемой прибыли в проекты ; освобождение

участников финансово-промышленой группы от налога на ценные бумаги

(эмиссию), выпускаемых под реализацию приоритетных с точки зрения государства

промышленных проектов . В число приоритетных направлений , определенных

Правительством РФ , в качестве наиболее значимых сфер деятельности финансово-

промышленых групп входят новые технологии нефте- и газоотдачи пластов ,

радиоэлектроника , электротехническое оборудование , судостроение ,

автомобилестроение , средства связи и телекомуникаций , тяжелое и

транспортное машинностроение , медицинское оборудование , аллюминивое

производство , материалы для обеспечения жилищного строительства .

Уже превые шаги финансово-промышленых групп - региональных ,

диверсифицированных и на базе замкнутых производственных и технологических

циклов показали :

Группы - отличное подспорье для преодоления депрессий,

модернизации индустрии , созданию новых рабочих мест . В тех областях , где

местные власти не растаскивают финансово-промышленые группы на части ,

вырывая из них самые лакомые кусочки , а создают для них режм наибольшего

благоприятсвования , оживляется производство , увеличивается занятость и

налоговые поступления в бюджет . У администраии появляются ресурсы , для

жилищных , экологических , образовательных , пенсионных , медицинских и иных

социальных программ .

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Забелкина Е.В. Транснациональные корпорации и финансово-промышленые

группы .- Спб.: Издательство СпбУЭиФ, 1995 год

2. Усенко Д.Н. Создание финансово-промышленых групп и их влияние на

динамику инфляции .- Спб .: Издательство

СпбУЭиФ , 1994 год

3. Ефимов В.А. Финансово-промышленые группы в экономике России //

Экономика и жизнь . Спб рег.выпуск - 1996. -№ 41

4. Макаревич Л.Н. Проблемы создания финансово-промышленых групп в России

// Банковское дело .- 1995 .- №12

5. Львов Д. , Дементьев В. Финансово-промышленые группы в российской

экономике // Журнал для акционеров . - 1995.- №2

6. Калин А. , Куликов В. Как ускорить развитие российских финансово-

промышленых групп // Российский экономический журнал .- 1995 .- № 8



(C) 2009