Научная Петербургская Академия

Шпора: Шпора по Конституционному праву

Шпора: Шпора по Конституционному праву

Если хотите сделать ответы виде шпор – выделите всё, и нажмите на кнопку в

виде двух колонок на стандартном меню, выберете сколько вам нужно колонок и

потом установите размер колонок путём перетаскивания бегунков на линейки. И

ещё если будешь их вырезать, постарайся сделать так, чтобы вопрос оказывался

на одном листе (полоски листа, шпоре), что бы тебе не приходилось искать

билет по частям.

Шпоры были использованы на зачёте, писались лично к зачёту.

1. Понятие и предмет К.п.

К.п.- одна изм отрослей ситемы права, причем фудоментальная и основная.

К.п.- совокупность правовых норм, закрепляющих регулирующих основы орг. общ.

и гос., статус и основные права и свободы человенка и граждонина и

учереждённую в этих целях систему гос. власти.

К.п. имет свой предмет. Предмет К.п. представляет собой совокупность общ.

отношений , регулируемых нормами права. Особенностир общ. отнош.: 1.

Складываются во всех сферах жизнидеятельности общ., 2. Носят базовый

характер, 3. Выступают системообразно, обеспечивают единство и целостнось

общ..предмет К.п. охватывает три основные сферы общ. отнош. 1. Охрана прав и

свобод человека (отнош. ч.-гос.), 2. Устройство гос. и гос. власти и 3.

отношения между людьми и их обьединениями.

2. Источники К.п.

И.п.- это исходящие от гос. .им признаваемые формально-документальные способа

выражения и закрепления норм права, придания им ю., общеобезательного

хаоактера. Официальный характер И.п. придаётс двумя спосабами: 1.

Правотворчества (Пазитивное п.) и 2. Санкционирования (Естественное п.). Если

закон противоречит естественному праву, он ничтожен. Источниеи К.п. составляют

иерархию, так же действует терреториальный принцип. 1 группа- 1. КРФ,

что обуславливается следуещеми факторами: а.) Общий характер, основа тенущего

законодательства, б.) Имеет высшую ю. силу, прямое действие, действительна на

всей терр. России, в.) охватывает все сферы жизни. 2. ФКЗ и ФЗ, разная

сила, порядок принятия, предмет веденния, разное отношение к вету президента.,

3. Договоры международные и внутренние, 4. Диклорации, 5.

Регламента полат Ффедерального собрания( только в нутри полат), 6.

Указы и распоряжения Президента РФ( не должны противоречить ФЗ и ФКЗ, т.е.

являются подзаконными актами, могут быть отменены законом), 7.

Постановления правительства ( если регулируют какую-либо отросль права), 8.

Судебные решения( Конст. с. и др.), 9. првовые акты менистерств иведомств. 2

группа- всё тоже самое но на уровне субьектов РФ.

3. Система К.п.

К.п. является частью правовой системы РФ и в свою очередь состоит из

огромного числа различных правовых норм. Они содержатся не только в КРФ,.но и

в других норм. актах: ФКЗ, ФЗ, постановления правительства, президента ,

диклорациях, договорах и др. Надо отметитьсхожесть стстемы КРФ и системы

К.п., система К.п. включает систему КРФи дополнена в свою очередь положениями

других нрм. актов. Система отрасли выражается в её внутреннем строение. В ней

отражаются основные линии взаимодействия и связи конституционно-правовых

норм. Поскольку общ. отнош. связанны с разными сферами жизни, каждая из кот.

имеет свою специфику, то и нормы, регулирующие эти отношения, не могут не

проявлять соответствующие им специфические свойства. В системе К.п. принято

выделять следующие инст. , кот. составляют основные элементы отрасли и

обьединяют нормы, закрепляющие:1. основы К.п. ( исходные начала правового

регулирования), 2. оновы правового статуса человека и граждонина ( права,

свободы и обязонности), 3. федеративное устройство гос., 4. систему орг. гос.

власти и орг. местного самоуправления. Для ситстемы отросли характерен более

высокий уровень обобщения норм по их предметному содержанею, чем в КРФ.

4. Конституциооно-правовые нормы и институты.

Нориы К.п. это не только нормы КРФ, но инормы друких нормотивных актов. Нормы

К.п. это исходящие от гос. и им охраняемые, общеобязательные,

формальноопределённые предписания, выраженные в правелах поведения,

являюжиеся её регулятором общественных отношений. К.п. нормы имеют свою

специфику, и отличаются от всех других : 1. Закладывают конст. основя гос.,

2. Своеобразием видов норм- н-принципов, н-дифиниций, н-задачь, 3. Источник

,в основном КРФ, 4. Уучередительный характер содержащихся в них предписаний,

5. Распространяются на народ, гос., всех. По характеру содержащихсяя в них

предписаниях их классифицируют как 1. Управомочивающие (закрепляют права),

2. Обязувающие ( закреп. обязолнности), 3. Запрещающие. По степени

определённости содержащихся в них предписаний различают 1. Импиративные ( не

допускают свободу выбора), 2. Диспаоитивные ( выбор). По назначению механизма

прававого регулирования 1. Материальные ( содержат конкр. дествие ,

регулирующие общ. отнош.). 2 .Процессуальные (регламентируют порядок

вступления материальных норм в действие. Институтами К.п. называют

совокупности родственных правовых норм, регламентирующих общ. отнош. в опред.

сфере ( инст. гражданнства).

5. Понятия и ю. свойства КРФ.

К- особый нормативно-правовой акт, отличающейся от других: 1. Сособом

принятия, внесения поправок и изменений, 2. носят учередительный, первичный

характер, 3. всестороннее регламентиррование общ. жизни, 4. особыею.

свойства: 1. Верховенство- учередительный характер, 2. Высшая ю. сила, 3.

Прямое действие- всеобщий характер, 4. Применяется на всей терр. РФ, 5.

Является ядром правовой системы РФ, 6. Особая охрана её и её положений, 7.

Особый порядок её пересмотра- стабильность.

6. Сущность КРФ.

Каждый трактует сущность КРФ по разному. 1. Общественный договор,

закрепляющий ю.. права и субьективные обязонности. 2. Теология. Идеи выссшей

справедливости и разума, заповеди божьи. 3. Предстамители естественного

права: многовековой опыт постепенно складывающихсся традиций и обычиев

данного народа. 4. Пазитивисты: Государственная воля (к- самоогранечение гос.

власти). 5. Марксиско-ленинская теория ( волеизьявление господствуещего

класса). Опровержение всех теории по отношению к КРФ. По своей сущности КРФ

является к. демокр. правового гос., воплощением воли многонац. рос. народа,

выраженнойпутём всенародного голосования, направленная на уечереждение основ

жизни гос. и общ., утверждающие общедемокр. принципы и признающие высшею

ценность человеческой жизни, его права и свободы.

7. Структура КРФ.

Под структурой К понимается принятый в ней порядок, посредством кот.

устанавливается опред. сист. группировки однородных конст. норм в празделы,

главы и последовательность и расположения. КРФ состоит из преамбулы и двух

разделов. 1 р. содержит собственно К и включает 9 глав: 1.) Основы К строя,

2.) Права и свободы чел. и гр., 3.)Федеративное устройство, 4.) Президент РФ,

5.) Федеральное собрание, 6.) Правительство РФ, 7.)Судебная власть, 8.)

Местное самоуправление, 9.) Конституционные поправки и пересмотр К. 2.

именуется « Заключительные и переходные положения»( Прекращение действия

старой К, введение новой К в силу).

8. Порядок пересмотра к и внесения в неё поправок.

Предложения о паправках и изменениях К могут вносить ПрезидентРФ, Сов. Фед.,

Гос. Дума, Правительство РФ, Зак. орг. субьектов РФ. Главно не допустить

изменения К в коньюктурных соображения. Пересмотр- принятие новой К ( в том

числе измен. ключевых глав: 1- Основы К строя, 2- Права и свободы чел. и гр.,

9- К поправки и пересмотр К). Пересмотр: 3/5 Сов. Фед. и Гос.Думы, созывается

Конституционное собрание, может подтвердить неизменность К или работать над

изменениями, голосует 2/3 или референдум- 1/2 отголосовавших. Поправки- главы

2-8, ¾ Сов. Фед.и 2/3 Гос. Думы+ 2/3 в субьектах Фед+ подписание

президентом и опубликование. Изменения- только к ст. 65, о саставе РФ.

Обоюдное согласие.

9. Конституционно-правовые отношения и их субьекты.

Конст.-правовые отнош. – это общ. отнош., урегулированные нормой К.п. и

содержанием кот. является ю. связь между субьектами в форме взаимных прав и

обязонностей, предусмотренных данной правовой нормой. Они могут быть

конкретными( т.е. субьекты опред. четко), правоонтношениями общего характера(

субьекты не опред., права и обяз. тоже), постоянные и временные, материальные

и процессуальные ( правоустановительные и правоохранительные). Круг субьектов

Конст-правовых отношений очень широк: гос., субьекты фед., народ , депутаты,

орг. гос. власти, иностранцы, лица без гражданства. гос - гос, ч- гос., ч-

ч.

10. Место К.п. в системе права РФ.

К.п.- ведущая отросль ситсемы права РФ. Она устанавливает основопологающие

принципы устройства общ. и гос. Во всех отрослях системы права РФ отражены

нормы, рассматриваемые и изучаемые К.П. Она рассматривант статус человека и

граждонина, их права ( личные, соц. ,э, полит) и обязонности, ситему орг. гос

,взаимоотношения между ними, Федеральное устройство .отношения Ф-субьект,

субьект- субьект. Нормы КРФ- основного источника К.п.- являются исходными длы

всех отрослей права. К.п. изучает сам процесс правотворчества.

11. Развитие науки К.п.

В досоветское времы в России не было документа, кот. можно было бы назвать К.

1809г.- К Финляндии .1815г- К Польши, 1818-20г.- К проект Новосильцева, К

проекты декабристов, 1820-40г.-к проекты Спиранского, 1 марта 1881г.- АII

одобрил проект Лорис-Меликова( огран. предст. правление, выборный рган, ,

Манифесст 17 окт. 10905г.( Основные демократические свободы, Гос. Дума с

законодательными полномочиями, апр. 1906г.- Основной закон Российской

Империи( кодификация законов), 1 сент. 1917г- республика, Учередительное

собранаие, Диклорация прав трудящихся и эксплуатируемого народа, июль 1918г.-

К РСФСР( классовый принцип, неравные избирательные права, май 1925г.- 2 К

РСФСР( Незначительные отличия), янв.1937г.- 3 К РСФСР ( по содержанею

демокр., фективна), 1978г.- 4 К РСФСР ( концепция развитого соц. и построение

общенародного гос.), С 1985г. в стране происходят демокр. преобразования

(правовое гос, отмен. репрессивные положения и инст., гласность и демокр.)

1989г.- Сов. нар. дек., июнь 1990г.- Россия сувернное гос. , отмена ст.6 К,

РСФСР-РФ, президент. дек. 1993г.- новая КРФ.

12. Соотношение КРФ и К субьектов РФ.

Республики-К, остальные- устав. Равнозначны. К субьектов РФ по своей сути

дублируют КРФ, т.к. они, есле бы было иначе ,противоречели бы КРФ, что

делалобы их незаконными. Но монимая необходимость учесть местный нац.

калорит, сложившиеся традиции, а так же право субьектов на самоопределение к

суб. РФ могут содержать незначительные изменения, согласованные с федеральным

центром.

13. Понятие конституционного строя РФ.

Каждое гос. характеризуется опред. чертами, в кот. выражается его специфика(

демокр.-тотал., респ.- монарх., унитарн.-фед. ,конфед- способ орг. гос.

власти, закреп в К он наз. К строем).

К строй- это опред. форма, опред. способ орг. гос., закреп в его. К. + эта

форма должна обеспечивать подчинение гос. праву и характеризовать его как

конституционное. гл. 1- основы К строя.Усложнйнный порядок изменения. Должен

быть обеспечен примат права над гос., оранечение вмешательства гос. в дела

гражданского общ. ( совокуп. самостаят. и независ. от гос. инст. и отнош.,

кот. обеспечивают реализацию частных потребностей индивидов и коллективов во

всех сферах жизни). Гос.- инструмент саморегулирования гражданского общ. В

основу КРФ положенны гуманистические начала, жизнь человека первична.

14. Закрепленние конституционного строя в КРФ.

Поскольку К строй РФ включает в себя все отросли праваРФ, то в его

закрепление участвоют все отросли права. Первичны йхарактер носят нормы,

закреп. в КРФ( база текущего зак.) ,где закоеп. основы К строя,- гуманизм,

демокр., респ., правовое гос., соц., светское, конст. – гл. 1 КРФ,

услажнённый порядок изменения. Закреплено народом на референдуме. Раскрытие и

более широкая детализация К строя произведена в текущем законодательстве.

15. Демократическое гос.

Демокр. гос. наз. такое гос. управление кот. производется посредством

волеизьявления народа, народовластие. Единственный источник власти-

суверенный народ, т.е. независемый и неподченяемый, обладающей верховной

властью- ст. 3. Свойства суверенитета народа- 1. Единство, народ-

единственный источник власти, 2. Верховенство, решение референдума может быть

отменено только референдумом, 3. Полнота и неограниченность. Осуществляется

непосредственно или через представителей ( делигированных). Принцип

разделения властей, политическое многообразие, местное самоуправление.

16. Правовое гос.

ПГ- это гос. полнукстью подченённое в своей деетельности праву ,главной

задачей кот. является обеспечение прав человека и граждонина. Гос. для

человека. Наличее гарантий от необоснованного вмешательства в частную жизнь.

Режим верховенства права, примат права. Признаки ПГ: 1. Высший приоритет прав

и свобод человека и граждонина, 2. Независимость ветвей власти, разеление

властей, 3. Верховенство К, 4. Пиорите Международного права, 5. Исключение

всех форм правового неравенства, 6. Целостность системы законодательства. ПГ-

один из механизмов соблюдения прав человека.

17. Федеративное гос.

Терр. гос. делится на части, определяющие его внутреннею структуру и

устройство. Складывается система терр. едениц, из кот. состоит гос.- субьекты

Ф, опред. отношения между Ф- суб. и суб.-суб.- гос.-терр. устойсво. Унитарные

,федеративные и конфедеративные. Суб. фед обладают некоторой

самостаятельностью, разграничение сфер ведения между Ф центром и суб. РФ,

имеют собств. орг. гос. власти, равны между собой. Фф- регулятор нац. общ.

отношений, суверенитет наций- право народов насамоопределение, нет

сипаротизму. Принципы Ф: 1. Гос. целостность, 2. Единство сист. гос. власти,

3. Разгранечение предметов ведения, 4. Равенство народов, 5. Право на

избрание формы своей гос.( согласовать с Ф центром), 6. Равноправие всех

субьектов.

18. Суверенное гос.

Суверенитет гос. –это свойство самостаятельно инезависемо осуществлять свои

внутрение и внешние функции. Верховенство гос. власти, насителем кот.

является многонац. народ, суверенитет народа. РФ- независимое гос.

19. Социальное гос.

Соц. гос.- это гос., соц. политика кот. направленна на обеспечение

достойного, в материальном отношение, существования человека, его свободное

развитие ,преодоление неоправданных различий. Достойная жизнь- право на

достаточное питание, одежду, физическое и психологическое здоровье, повышение

образовательного уровня. Не допущение уровниловки, возможност заробатовать

самому. Цели соц. гос. достигаются методом соц. защиты и создания зак. базы и

структур соц. направленности. Поддержка материнства детства, тсовства,

инвалидов, пристарелых, беженцев, вынужденых переселенцев, безработных.

Субсидии, пенсии.

20. Светское гос.

Свтским называется токое гос., в кот. не существует официальной, гос. религии

и ни одно из вероучений не является общеобязательным или предподчительным. В

таком гос. религиозные обьединения не вправе окзывать какое-либо давление на

гос. власть. Теократическое гос.- всявласть пренадлежит церковной иерархии.

Клерикальное гос.- церковь не слита с гос. .но через институты, закреп. в

законодательстве, может уччаствовать в управление гос., обладает своей

определённой компитенцией. РФ- светское гос.. Но ни кто ни в праве запрещать

человеку исповедовать ту или иную религию. Религия не должна противоречить

закону Религ. обьед. не в праве участвовать в форм. гос. власти, но могут

выступат ьтам как светские лица. Церкви разрешено всё то, что не запрещено.

21. Республиканская форма правления.

Республика- общее дело. По форме правления РФ- республика ст.1.

Коллегиальность управления, Сроки правления строго определены ,Выборность

главы гос. и органов гос. власти, внешние сношения осуществляются по

поручению избирателей, гражданство, а не подданство, гос. для человека ,ане

человек для гос., ю. ответственность перед народом, всеобщее благо .соц.

гос., Разделение властей.

22. Экономические основы К строя.

Рыночная э.. Участниками кот. выступают частные субьекты козяйствования.

Конкуренция, недопущение монополизации рынка. Существование гос., частной,

муницип. собств., равноправие всех форм собств.. Право частной собств.

охраняется законом. Свобода э. деятельности в рамках закона. Ендингое э.

пространство, свободное перемещение товаров и средств.

23. Понятие правового статуса личности.

Обеспечение и защита прав человека является необходимым условием свободного

развития современного мира.Права человека- самостаятельный правовой институт.

Свобода- естественное состояние человека и высшая ценность после самой жизни.

Главныепожения учения о свободе: 1. Все люди свободны от рождения, и ни кто

не в праве ограничить их естественные права, обеспечение и защита этих прав-

главное назначение гос.. 2. Свобода состоит в возможности делать всё ,что не

приносит вреда другому. Равенство возможностей для всех, 3. Закон- мера

свободы, 4. Часть дозволенного опред. через права челвека, поэтому их

необходимо закрепить.

Правовой статус- положения ,обозначающие роль, место, условия участия

личности в ситстеме общ. отнош. и подразумивают всю совокупность прав,

свобод и обязонностей индивида. Институт прав и свобод включает следующие

элементы: 1. Правовые нормы, регулирующие вопровы гражданства, 2. Общие

принципы статусаличности- равноправие, гара6нтированность, неотьемлимость

прав и свобод. 3. Основные права, свободы и обязонности. КРФ- норм. акт,

закреп. основ. права и свободы индивида.

24. Понятие гражданства.

Гражданство- устойчевая правовая связь лиза с гос., выражающееся в совокуп.

их прав и обязонностей. Г- не просто принадлежность к терр, гос. сохраняет

связь с гражд. и за пределами своей терр. Паспорт. Устойчевость отношений,

надопустимость одностороннего расторжения гражданства.

25. Принцип гражданства.

Гражданство- устойчевая правовая связь лиза с гос., выражающееся в совокуп.

их прав и обязонностей. Г- не просто принадлежность к терр, гос. сохраняет

связь с гражд. и за пределами своей терр. Паспорт. 1. Единство гражд., 2.

Равенство гражд., 3. Открытый и свободный характер, 4. Устойчевость

отношений, надопустимость одностороннего расторжения гражданства, 5. Двойное

гражд., 6. Сохранение гражд. за лицами, проживающеми за пределаим РФ, 7.

Отрецание автоматического изменения гражд, (брак с иностр.), 8. Защита

интересов гражд. зва пределами РФ.

26. Развитие законодательства о гражданстве.

До 1917г.- поддансство (1. природные подданные ( дворяни, духовенство,

горожани, сельские обыватели), 2 .инородцы (евреи и восточные народы), 3.

Финляндские обыватели. Податные и неподатные. 11 нояб. 1917г.- Декрет ВЦИК об

уничтожение сосоловирй.( Равенство гражд). 1 апр. 1918г.- декрет ВЦИК

преобриетние российского гражд ( местые советы). После образования СССР

водтся единое гржданство ( лишение гражд. по приговору суда, имигранты,

губернские исполкомы и съезды сов., ЦИК АССР). 1931г.- полноценное зак. о

гражд. ( милости просим трудовой народ, буржуи- вон. 19 авг. 1937г.- зак. о

гражд. СССР ( все подданные Р империи, не лишённые его после 1917г. ,все

приобретшие гражд. на зак. основании. Акты о приобритение гражданства

жителями Латвии .Литвы, Эстонии, польских территорий, Бессорабии. К 1977г.

ввела принцип защиты гражд. СССР за гроницей. 1 дек 1978г.- зак. гражд. ( Все

гражд. кто гражд. на момент вступления зак. в силу). Сразвалом СССР возникла

необходимость принытия нового закона о гражд.

27. Основание и порядок приобритения гражданстваю.

1. Признание г. ( все те, кто на момент принятия закона проживал на терр. РФ)

.2 Приобритение по рождению, 3. В порядке ргистрации ( Для бывших гражд. СССР

.упращённый ывариант), 4.. Приём в гражданство ( полная дееспособность, 18

лет, 5 лет проживания, 5. Востноновление в гражд. ( не законно лишённые г в

годы СССР, 6. Оптация ( Выбор гражданства) ,7. Усыновлени, опекунство,

соглашение родителей с фактом г ребёнка , присвоение почётного г..

Хадотайство в ОВИР МИД.

28. Прекращение гражданства.

1. Выход из г ( по ходатайствуи регистрации ( упращённый порядок если есть

родители ,супруг или ребёнок за границей), 2. отмена решения о приёме в

гражданство ( ложные документы, в течение 5 лет после приёма), 3. выбор

гражданства ( оптация). Отказ- наличее имущественных обязательств пере гражд.

РФ или РФ, Исключение- Военная обязонность и уголовное приследование.

29. Порядок изменения гражданства детей.

Максималдьно учитываются интересы ребёнка, стремление обеспечить единое г

всех членов семьи, учесть желание ребёнка ( учитывая возраст), исключить

возможность безгражданства детей, по возможности сохранить г РФ в их

ирнтересах. До 14 лет- г родителей ,14-18- письменное разрешение родителей. Г

детей не изменяется при изменение г родителей, лишённых родительских прав.

Усыновление- также как настоящие родители. Г надееспособного лица следует г

опекуна. Споры о г рассматрирваются в суде.

30. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства.

Ст. 62 КРФ. Обладают такими же правами и обязоннастями как гражд. РФ, за

искл. случеев, уст. зак.. Иностранцы ( постоянно и временно проживающие на

терр. РФ)- не гражд. РФ .имеющие док. принадлежности к г других стран.

Обязанны соблюдатть КРФ и законодательство, имеют право занематся трудовой

деят., за искл случеев, предусмотр. зак., отдых, собственность образование,

здравоохранение, пользоваться достижениями культуры, свобода передвижения и

выбор места жительства, за искл. случиев, прекдусмотр зак.. Отсутствие полит.

прав., не несут службу в рядах ВС РФ, несут уголовную ответственность на

ровне с гражд. РФ. ЛБГ- всё тоже самое за незначительными искл. Право

получить полит. убежище. Выдача прест. другим гос. и международному суду.

31. Правовой статус беженцев и вынужденых переселенцев.

Беженец- Лицо не гражд. РФ, находится за пределами страны пост. места жит.

или г, покинул эту страну в силу обаснованных пречин. Вынужденный

переселенец- как правило гражд. РФ, вынужденный переселится из другой сроны

народину или сменивший субьект проживания в РФ. Получение статуса-

ходатайство. Льготы .субсидии, пенсии, жильё, упрощённый порядок принятия г(

для беженцев). ВП-Обладают всей полнотой прав и обязонностей. Беженци-

осутствие полит. прав. и обязонности службы в ВС РФ, некоторые огран.

передвиж и выбора места жительства.

32. Развитие концепции прав человека в к законодателстве.

В основе КРФ лежыт новая концепция взаимоотношений личности и гос.. Начало

этому было положенно 5 сент. 1991г. принятием Съездом народных депутатов

Декларации прав и свобод человека и Декларации прав и свобод человека и

гражд., полдное обновление раздела II К РСФСР « Гос. и личность». С этого

началось приведение в соответствие с меровыми нормами права концепции прав

человека в российском зак.. Изменения коснулись всех основ. опред. статус

человека и гражд. Основные принципы: 1. Отказ от классового подхода к

правовому статусу личности, 2. Ввод в действие инст. прав человека, 3. Откац

от пернвичности интересов гос. над интересами личности и признание прав и

свобод высшей ценностью, 4.Неотчюждаемость и принадлежность от рождения прав

и свобод человека и гражд., 5. Прима международного права.

33. Понятие и классификация к прав и свобод.

К права и свободы составляют ядро правового статуса личности, наотчуждаемы и

пренадлежат каждому от рождения, равны, едины принадлежат всем, закреплены в

К, имеют особый механизм защиты. Права и свободы классифицируются на три

группы: личные, политические и соц.- э..

34. Личные права и свободы.

Специфика заключ. в 1. являются правами исвободами чкаждого человека, так как

не привязанны к инст. гражданства, 2. неотчуждаемы и принадлежат каждому от

рождения, 3. необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека.

Право на жизнь, достоинство личности, свободу и личную неприкоснавенность, на

частную жизнь, на неприкоснавенность жилищая, свободу передвижения и выбор

места жительства, совести и вероисповедания. мысли и слова.

35. Политические права и свободы.

Паринадлежат не всем, а только гражд. РФ. Источником власти в Рф является её

многонац. народ. Он управляет гос. посредством своего волеизьявления на

выборах и референдумах. Право участвовать в управление гос. по средсвам

непосредственной демократии (референдум, выборы представителей своей воли) и

представительная демократия ( через своих представителей). Право избирать и

быть избранным, право создавать полит. обеединени партии.

36. Социально-экономические праваи свободы.

Данные права косаются следующих сфер жизни:собственноть, труд, отдых,

здоровь, образование. Особенности: 1. Принадлежность каждому в равной

степени, 2. Поощерение человека в его стремление улутьшить своё матер.

положение, 3. Гарантируются соц.-э. права исвободытем людям, кот. всилу

различных причин не могут обеспечить себе достойный уровень жизни (

минимальный размер оплаты труда, пенсии, пособия). Содержатся в трудовом,

семейном, гражданском праве. а.) Бесспорные права ( частной собственности),

б.) Субьективные права ( отдых и соц. обеспечение .они вытикают из

действующего зак.), в.) Порождают для гос. только общею обязанность в их

реализации (труд и жилище). Основные соц.-э. права: 1. право н э.

деятельность, свободное использование человеком своих способностей, 2. право

частной собственности ( не кто не в праве быть лишён своего имущества, кроме

как по средствам суда, полновестное возмещение в случие принудительного

отчуждения, гарантия права наследования), 3. трудовые права и свободы, 4.

защита материнства, отсовства, детства, 5. право на соц. обеспечение, 6.

право на охрану здоровья и медецину, 7. право на образование, 8. свобода

творчества, 9. право на участие в культурной жизни.

37. Обязонности граждонина РФ

Требования, предъвляемые к личности, связанные с интересами общ., гос, друких

людей и граждан. 1. Соблюдение КРФ и текущего законодательства, 2 .Платить

налоги и сборы, 3. Охранять природу, окружаещею среду, бережно относится к

природным богатствам, 4. Защита отечества.

38. Принципы правового статуса личности.

ППСЛ- это признаваемые и охраняемые гос. начала ,иходя из кот. осуществляется

использование прав и свобод человека и граждонина, выполняются гео

обязонности. 1. Роавноправие ( равенство всех перед судом, равенство прав

исвободчеловека играждонина, равенство возможностей, 2. Гарантированность, 3.

Неотъемлимость прав и свобод человека и граждонина, 4 .Наличие не только прав

,но иобязонностей. Гл. 1.



(C) 2009