Научная Петербургская Академия

Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Реферат: Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Реферат

по теме: «Защита прав субъектов финансовых правоотношений»

Работу выполнил:

студент

факультета

«ЭКОНОМИКА И ПРАВО»

по предмету:

«Финансовое законодательство»

План:

1. Понятие субъектов финансового права;

2. Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых

общественных отношений;

3. Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

4. Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

5. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых

правоотношений;

6. Литература.

1.Понятие субъектов финансового права;

Участники финансовых правоотношений именуются субъектами финансового права.

Финансовое правоотношение устанавливается между физическими и юридическими

лицами. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений могут

выступать отдельные индивиды, определенные коллективы людей и в конце концов

само государство. Кстати следует добавить, что в финансовых правоотношениях

могут быть завязаны как внутренние физические и юридические лица (резиденты),

так и иностранные (нерезиденты) в качестве субъектов финансовых. Их статус

определяется законом.

Государство – как субъект финансового права выступает в качестве сборщика

налогов и других обязательных платежей, в качестве кредитора или другого

источника финансирования и т.д. Также следует отметить наличие не

индивидуальных и индивидуальных субъектов финансовых правоотношений. Не

индивидуальные субъекты финансового права – это организации. Они являются

субъектами финансового права в области государственного и банковского

кредита, налогообложения, страхования и т.д. Индивидуальные субъекты

финансового права – это граждане. Их права и обязанности связаны главным

образом с налоговыми и другими обязательственными платежами, поступающими в

распоряжение государства. Законодательство устанавливает в качестве основных

условий привлечения гражданина к уплате налогов наличие у него дохода,

повышающий установленный необлагаемый минимум, или определенного имущества,

подлежащего налогообложению. Граждане могут вступать в финансовые

правоотношения и по другим поводам – в связи с участием в самообложении, в

государственных денежно-вещевых лотереях, в области государственного и

банковского кредита, государственного страхования. Что касается иностранных

лиц без гражданства, то законодательство определяет, в каких случаях они

являются субъектами финансовых правоотношений.

2.Порядок защиты прав и законных интересов участников финансовых общественных

отношений;

Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и

обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется

метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительных

работ. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В

случае нарушения установленных в области образования, распределения и

использования государственных и местных денежных фондов правил вводится в

действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций,

запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов

противоречивость принадлежала методу убеждения; такая последовательность

свойственна высокому уровню правосознания, к которому область финансов в

условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Вместе с тем, еры государственного принуждения являются неотъемлемым

элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и любых

других общественных отношений. Следовательно, использование мер

государственного принуждения необходимо и в случаях возникновения

потребностей в защите либо в восстановлении нарушенных прав и законных

интересов субъектов финансового права. Это относится ко всем видам субъектов

– государству, административно-территориальным образованьям, гражданам,

государственным и местным органам власти, предприятиям, организациям,

учреждениям.

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых

правоотношениях, применяется административный и судебный порядок, что в

настоящее время является общим правовым правилом. Естественно, что содержание

их в области финансовых правоотношений имеет свои особенности.

Следует заметить, что до 90-х годов преобладал административный порядок

защиты прав субъектов финансового права. Судебный порядок применялся в

основном при защите интересов государства в целях взыскания налогов, не

внесенных в установленные сроки. Гражданин же свои права защищал в

административном порядке.

Латвийское законодательство с тех пор расширило сферу применения судебного

порядка применительно ко всем субъектам финансового права. При этом в

финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а

разрешение дела в административном порядке не исключает возможности

обращаться при не удовлетворяющем исходе в суд или арбитраж.

3.Административный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

Административный порядок защиты действует главным образом в случае применения

мер государственного принуждения, связанного с защитой прав в области

финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам,

предприятиям, организациям, учреждениям. Широкая сфера его применения в этом

случае вызвана необходимостью оперативных действий в области финансов. Однако

он по прежнему предусмотрен и в случаях защиты прав граждан в этих отношениях

при возможности их обращения в суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет

свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при

внесении решения соответствующими государственными органами (помимо судебного

разбирательства). Например, при защите прав государства на получение

налоговых платежей – бесспорный порядок взыскания их с предприятий,

организаций, учреждений по распоряжению органов государственной налоговой

службы при не внесении платежей в срок; тот же порядок взыскания платежей, не

внесенных в государственные внебюджетные фонды, и целевых субвенций,

выделяемых в нижестоящие бюджеты или внебюджетные фонды вышестоящими органами

при нарушении условий использования на основании решений этих органов и т.д.

В денежно-кредитной сфере Банк Латвии в целях защиты интересов клиентов в

одностороннем порядке вправе повысить нормы обязательных резервов

коммерческих банков, депонируемых в нем.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из

рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов

вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных

органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых,

обратиться в суд или арбитраж. Оба порядка защиты прав указанных субъектов в

области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их

нарушения.

4.Судебный порядок защиты прав субъектов финансовых правоотношений;

В финансовом законодательстве последнее время особое внимание уделяется праву

на судебную защиту. Так по законодательству Латвии представительным и

исполнительным органам власти и органам местного самоуправления гарантируется

судебная защита этих прав – они могут обратиться в районные и окружные суда.

Закреплено также право Банка Латвии обращаться в суды с исками о признании

недействительными актов государственной власти и органов местных

самоуправлений.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действует

административный и судебный порядки защиты прав и законных интересов обеих

сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка

который имеет конституционную основу. По Конституции Латвии, в разделе о

правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита

прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной

власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть

обжалованы в суд. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства

правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными

договорами ЛР обращаться в международные органы по защите прав.

На основании законодательства Латвии можно обжаловать решения суда. К таким

действиям (решениям) отнесены единоличные и коллегиальные действия (решения).

Помимо всего вышесказанного в законодательных актах, регулирующих финансовую

деятельность государства, могут особо закрепляться полномочия граждан по

обжалованию в суд принятых в данной сфере решений государственных органов.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в

суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать

административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав

гражданства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов,

финансовых санкций и т.д.).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является

установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и

юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных

органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных

платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми инспекциями,

подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего

осуществления обязанностей ущерб – возмещению. Эта норма имеет

конституционную основу.

5. Роль Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений

Ролью Конституционного суда в защите прав субъектов финансовых правоотношений

выступает судебный контроль за соблюдением конституционных прав, т.к.

содержание законов, регулирующих нашу жизнь не должны идти в разрез с

конституцией. У нас в Латвии Конституционный суд был создан и начал свою

работу с 1996 года, в функции которого входит контроль за соблюдением

Конституционных норм.

Следует отметить, что в период посттоталитарных реформ конституционные суды

начали учреждаться в странах Восточной Европы. В СССР времен перестройки

Комитет конституционного надзора был скорее одной из модифицированных

имитаций государственно-правовых форм, чем реальным гарантом конституционных

прав и свобод. Напротив, Конституционный суд Российской Федерации,

учрежденный в 1991 г., уже в одном из первых постановлений продемонстрировал

свои возможности в деле защиты конституционных прав и свобод, в частности, он

признал законодательство и обыкновение правоприменительной практики,

ограничивающее право граждан на судебную защиту по делам о восстановлении на

работе, не соответствующими Конституции". Однако пока еще не представляется

возможным делать какие-либо выводы о практике этого суда как в России так и в

Латвии.

6. Литература.

1. Финасовое право» учебник под редакцией Н.И. Химичевой, М.: издательство

БЕК, 95 г.

2. “Финансовое право” А.А. Жданов., М. 1995 г.

3. «Финансовое право» Грачева Е.Ю. Москва, «Новый юрист», 1998 г.

4. «Финансовое и банковское право» Словарь – справочник, Москва 1998 год

5. «Хозяйственное прав» О.Лукашина Рига, 1997 года

6. «Конституционный суд – его история и практика» Москва,1996 год



(C) 2009