Реферат: Суд присяжных
Министерство Культуры Российской Федерации
Рязанский заочный институт (Ф)
Московского Государственного Университета Культуры и Искусства
РЕФЕРАТ
по дисциплине
на тему: «Суд присяжных»
студента II курса
группы ****
*******************************
Рязань 2003.
ПЛАН
Введение
1. История возникновения суда присяжных в России.
2. Возвращение суда присяжных как способа судопроизводства.
3. Отрицательные и положительные стороны суда присяжных.
Заключение
Родиной суда присяжных является средневековая Англия, где он начал
формироваться еще в X веке. В страны континентальной Европы этот суд
«перекочевал» в период буржуазных преобразований конца XVIII — начала XIX
века. Весьма активным его сторонником был французский император Наполеон I,
который сделал немало не только для упрочения позиций этого суда во Франции,
но и для его внедрения во многих других европейских государствах.
К середине XIX века, когда велась подготовка российской реформы 1864 года,
суд присяжных переживал период своего наибольшего расцвета и признания. Он
считался лучшей формой суда, поскольку обеспечивал привлечение к отправлению
правосудия представителей народа. Его недостатки проявили себя несколько
позже. Прозрение пришло в первой половине XX века, когда европейские страны
одна за другой стали заменять суд присяжных на иные формы организации суда.
Введение суда присяжных в России было встречено неоднозначно. Одни
восторженно хвалили его как одно из проявлений демократизма государственного
устройства тех лет, а другие высказывали сомнения и критиковали, порой
довольно остро. Среди последних были не только консерваторы и реакционеры, но
и такие признанные всеми выдающиеся мыслители, как Ф. М. Достоевский и Л.
Н. Толстой. В этом нетрудно убедиться, прочитав романы «Братья Карамазовы» и
«Воскресение».
При рассмотрении конкретных дел этот суд состоял из трех судей-профессионалов
и 12 присяжных заседателей. Последними могли стать российские подданные,
которые отвечали установленным законом требованиям (возраст, состояние
здоровья, знание русского языка, обладание земельным наделом размером не
менее ста десятин или недвижимостью определенной стоимости и т. д.).
Специально образовывавшиеся комиссии заблаговременно составляли списки всех,
кто в данной местности мог быть вызван в суд в качестве присяжных. Списки эти
утверждались губернаторами. После этого из них сначала по жребию, а затем с
соблюдением установленной законом судебной процедуры отбирались 12 основных
и какое-то количество (обычно два) запасных присяжных.
Председательствовавший судья и приглашавшийся для этого священник приводили
их к присяге (отсюда их наименование). Дав присягу, они начинали участвовать
в разбирательстве дела.
Основной функцией присяжных того времени, как и в наши дни, было принятие
решения по вопросу о том, виновен или невиновен подсудимый в совершении
преступления, в котором его обвиняли. В случае признания подсудимого виновным
они могли высказать свое суждение относительно того, заслуживает или не
заслуживает он снисхождения при определении меры наказания. На основании
решения (вердикта) присяжных судьи-профессионалы выносили приговор. Если он
был обвинительным, то в нем назначалась конкретная мера наказания. Другими
словами, судьи-профессионалы и присяжные заседатели принимали свои решения
раздельно.
Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных допускалось только в
окружных судах. В соответствии со ст. 201 Устава уголовного судопроизводства
к числу таких дел относились дела «о преступлениях или проступках, за которые
в законе положены наказания, соединенные с лишением или ограничением прав
состояния».
Судебные палаты — вышестоящие по отношению к окружным судам инстанции.
Создавались они, как правило, на территориях нескольких губерний. Председатели
и члены этих судов тоже назначались царем. Требования к тем, кто хотел занимать
такую должность, во многом совпадали с требованиями, предъявлявшимися к
кандидатам в окружные судьи.
К основным функциям судебных палат относились:
—принятие решений о предании суду, в том числе иногда и
по делам, рассматривавшимся в окружных судах с участием при-
сяжных;
—разбирательство по первой инстанции дел о государствен-
ных преступлениях и «преступлениях по должности» (обычно в
эти суды попадали чиновники так называемого среднего уровня);
—проверка в апелляционном порядке обоснованности и за-
конности решений окружных судов по гражданским делам и их
приговоров, вынесенных по уголовным делам без участия при-
сяжных заседателей или сословных представителей.
По первой инстанции в судах этого уровня решения и приговоры выносились, как
правило, профессиональными судьями. Для некоторых случаев закон допускал или
считал обязательным участие сословных представителей. Участие присяжных не
предусматривалось.
Правительствующий сенат венчал вершину пирамиды общегражданских судов. В
его составе было два кассационных департамента — по гражданским и уголовным
делам. Они и выполняли судебные функции:
—рассмотрение дел о наиболее опасных преступлениях по
первой инстанции с участием или без участия сословных пред-
ставителей;
—- проверку в апелляционном порядке обоснованности и за-
конности приговоров, вынесенных без участия сословных пред-
ставителей судебными палатами или судьями самого Сената (сена
торами);
Возращение к такой форме правосудия как суд присяжных произошел уже в наше
время. С этого времени идёт жаркий спор об обоснованности этого преобразования,
и об перспективах развития суда присяжных в России.
[1]
16 июля 1993 года, когда были приняты Закон РФ № 5451-1 "О внесении
изменений и дополнений в Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР", Уголовно-
процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об
административных правонарушениях" и Постановление Верховного Совета РФ №
5451/1-1 о порядке введения в действие этого закона, фактом современной
российской правовой действительности стал суд присяжных. Этими нормативными
актами было положено начало возрождению суда присяжных, известного
пореформенному русскому уголовному процессу.
Споры на счёт обоснованности и правильности введения суда присяжных всегда
носили "воинственный" характер1 и не имели перспективы разрешения,
поскольку принципиально противоположные позиции оппонентов были основаны на
столь же принципиально противоположных оценках одной и той же главной черты
суда присяжных - непрофессионализм судей из народа, имеющих решающее слово по
основному вопросу уголовного процесса - о виновности либо невиновности
подсудимого. Не рискуя вдаваться в эти дискуссии, обозначим как доказанные
несколько исходных моментов, присоединившись к числу сторонников суда присяжных
в его классическом варианте (то есть основанном на отдельной от судьи
профессионала деятельности коллегии присяжных заседателей, принимающей
самостоятельное решение о доказанности либо недоказанности виновности
подсудимого):
1. Суд присяжных - лучшая из известных человечеству форм отправления
правосудия по уголовным делам, лучшая из форм народного участия в нём.
2. Суд присяжных - это не просто уголовно-процессуальный институт (один из
многих), это особый социальный институт, своего рода культурный образец, сам
факт существования которого в стране (независимо от того, сколько
рассматриваемых уголовных дел приходится на его долю) свидетельствует о
существовании в этой стране независимой судебной власти и состязательного
правосудия.
3. Аргументы, основанные на признании неготовности России к возрождению суда
присяжных, равноценны аргументам против любого движения России к прогрессу.
4. Попытки "трансформировать" суд присяжных под видом его адаптации к
Российским условиям, как то: объединить присяжных в одной коллегии с судьёй-
профессионалом, устранить их от решения главного вопроса уголовного процесса,
наделив правом решать, например, вопрос о наказании, равноценны отказу от
суда присяжных как такового.
5. Совершенствование суда присяжных необходимо и возможно, но только при
условии сохранения его существа: судьи от народа в отдельной коллегии
принимают самостоятельное решение по вопросу о виновности либо невиновности
подсудимого.
В настоящее время трудно найти аспект деятельности суда присяжных, который
не был бы исследован с достаточной полнотой: авторами в самых разных
плоскостях проанализированы социологические, социально-психологические,
судоустройственные, процессуально-правовые и организационно-тактические
проблемы этой формы судопроизводства.
Определяя место суда присяжных в отечественной системе судопроизводства и
учитывая анализировавшиеся ранее факторы, определяющие выбор законодателем
различных форм уголовно-процессуальной деятельности, считаем необходимым
обозначить мотивы, которые ни при каких условиях не могут и не должны
быть решающими в определении судьбы суда присяжных в России.
Дороговизна суда присяжных.
Этот аргумент всегда активно используется противниками суда присяжных.
Первый экспериментальный опыт России по его возрождению,
оцененный, как и следовало ожидать, одними авторами как положительный,
другими - как отрицательный, в экономической части аргументации был очевидно
не в пользу суда присяжных.
Значительные затраты на воссоздание и обеспечение деятельности суда присяжных
- это действительно тяжкое финансовое бремя. Но этот аргумент не нов и для
современной России не специфичен. Мало того, скудное финансирование - это
проблема, касающаяся отнюдь не только суда присяжных, а судебной власти в
целом, однако отказаться от судебной власти вообще на этой почве никто пока
не предложил.
Не считаться с экономическими аргументами сегодня нельзя, однако весьма
отрадно, что на официальную перспективную позицию государства в отношении
суда присяжных это, в целом, не повлияло. В упомянутом выше Заключении по
результатам парламентских слушаний "О ходе реализации концептуальных
положений судебной реформы в Российской Федерации" констатируется, что
отсутствие финансирования, явившееся главной причиной того, что до сих пор
не произошло распространения суда присяжных на всей территории России, не
снимает с государства этой его конституционной обязанности.
Большое количество оправдательных приговоров, постановленных с участием
присяжных заседателей.
Противниками суда присяжных высказывается ещё один аргумент: суд присяжных
противоречит традициям, сложившимся в России в течение нескольких последних
десятилетий.
Иногда этот аргумент приобретает крайнюю в своём примитивизме форму: будто
бы суд присяжных возрождается в России исключительно из-за желания конкретных
реформаторов скопировать некие образцы демократии с идеализируемого Запада
или обожествляемой российской истории. Такой взгляд, к сожалению, довольно
широко распространен среди практических работников.
Нельзя не признать, что стремление ломать историю - не лучший помощник в
осуществлении социальных преобразований. Нельзя не признать и другого:
сложившаяся за советские годы российской истории система уголовного процесса
в принципе не воспринимала идеи суда присяжных. Схема "советского суда
шеффенов" устоялась, и параллельное существование её с ещё какой-то формой
народного участия в правосудии трудно было даже представить, хотя предложения
на этот счёт в разные годы высказывались.
Остановимся на этом подробнее, имея в виду, что проблема имеет
непосредственное отношение к тому, насколько органично суд присяжных
включается в отечественную правовую традицию в единстве как дореволюционного,
так и советского периода российской истории.
Предложения об увеличении количества народных заседателей в суде первой
инстанции, высказанные М.С.Строговичем, Т.Н.Добровольской, Н.А.Чечиной,
П.С.Элькинд, принципиальных возражений не вызывали. Что же касается предложения
о создании суда с двумя раздельными коллегиями, одна из которых (народные
заседатели) решала бы вопросы факта, а другая (профессиональные судьи) -
вопросы права (Р.Д.Рахунов, В.П.Нажимов, Ю.М.Грошевой, Н.В.Радутная), то на них
обрушились потоки резкой критики. И.Д.Перлов, в частности, писал, что
разделение полномочий судей привело бы к утрате главного преимущества единой
судебной коллегии - органического сочетания юридической зрелости
профессиональных судей и жизненного опыта народных заседателей, а в этом
заключена сила и мудрость советского суда. По мнению М.Л.Якуба "предложение
построить судебное присутствие по модели суда присяжных представляется
неприемлемым. Это не только не имеет принципиальных оснований, но и неправильно
с деловой, практической точки зрения. Устранение заседателей от решения
вопроса о наказании неоправданно. Тем более, что степень активности
заседателей при его решении выше, чем во всех других вопросах. Конечно,
устранив профессиональных судей от участия в решении вопроса о виновности,
можно решение вопроса о наказании предоставить судьям совместно с заседателями.
Но проведение совещания по вопросу о виновности без участия судей лишит
народных заседателей юридически квалифицированной помощи судьи, что ничем не
оправдано и может отрицательно отразиться на качестве принимаемых решений.
Судья, стремящийся оказать незаконное давление на народного заседателя
<...>, имеет для этого достаточно возможностей и вне совещания".
Указанные цитаты приведены здесь для того, чтобы показать, что аргументы
против суда присяжных были разработаны и появились в литературе задолго до
законодательного воплощения этой идеи.
Однако обращает на себя внимание и другое обстоятельство: идея об организации
советского суда по модели суда присяжных без употребления этого термина, но
с точным указанием сущностных признаков этого суда, с завидным постоянством
появлялась в советской уголовно-процессуальной науке на переломных этапах
развития законодательства, отвергалась и появлялась вновь. Р.Д.Рахунов
высказал идею о раздельных коллегиях судей и народных заседателей в период
разработки нового законодательства в конце 1950-х годов, затем уже в середине
70-х годов, в период разработки новых советских Конституций, эта идея вновь
стала предметом научного обсуждения.
Получается, что идея суда присяжных российской правовой мысли не только
дореволюционного, но и советского периода не была столь уж чуждой. То же
обстоятельство, что введение суда присяжных в России требует ломки многих
стереотипов профессионального юридического мышления не только в
практической, но и в научной среде, было очевидным всегда и для всех.
При анализе комплекса правоотношений, сопровождающих деятельность суда
присяжных, была выявлена его уникальная особенность: правосудие
осуществляется двумя независимыми друг от друга органами судебной власти,
что приводит к тому, что властвующие субъекты во внутренних правоотношениях
меняются местами в зависимости от этапа движения дела и решаемой в данный
момент частной процессуальной задачи. Ранее было отмечено также, что суд
присяжных - единственная процессуальная форма, внутри которой, органично
дополняя друг друга и взаимно компенсируя недостатки, сочетаются
единоличное начало в деятельности председательствующего судьи и
коллегиальное начало в деятельности скамьи присяжных.
Указанные обстоятельства имеют несколько следствий, образующих в совокупности
характеристику суда присяжных как самой совершенной формы народного участия
в правосудии.
Первым следствием распределения властного начала между единолично
действующим председательствующим и коллегией присяжных является нетипичная для
других коллегиальных форм уголовно-процессуальной деятельности персонификация
ответственности судьи-профессионала за произведённые лично им действия и за
принятые лично им решения. В отличие от всех иных коллегий здесь
председательствующий судья не имеет возможности сослаться на большинство
голосов заседателей (профессиональных или не профессиональных) и несёт личную
ответственность (в самом конкретном, юридическом, негативном понимании) за всё,
что сделано в процессе лично им.
Второе следствие - зависимость официальной единоличной правовой позиции
профессионального судьи, выраженной в приговоре, от коллегиальной правовой
позиции скамьи присяжных (в подавляющем большинстве случаев), исключающая
единоличный судейский произвол. При опросе судей Московского областного суда
выяснилось, что перед удалением присяжных в совещательную комнату для вынесения
вердикта каждый из председательствующих судей испытывает волнение, не
характерное для обычной судейской деятельности, как единоличной, так и в
составе коллегии с участием народных заседателей. Это волнение - синоним той
социальной ответственности за качество правосудия, которая, как отмечалось
ранее, лишена юридического качества и по общему правилу не может быть
обеспечена ни правовыми, ни организационными мерами. Суд присяжных и здесь
является исключением. Именно эта ответственность вынуждает судью "отточить"
собственную правовую позицию по делу в ходе судебного следствия, обеспечив её
необходимой и достаточной совокупностью доказательств. Эта же ответственность
определяет содержание напутственного слова и вопросного листа, от которых во
многом зависит и содержание вердикта.
Л.М. Карнозова, характеризуя особенности возрождения суда присяжных в
современной России, называет его "судом профессионалов" в том смысле, что
именно от деятельности профессиональных юристов зависит качество этого суда". С
этим нельзя не согласиться, ведь сам факт обращения к непрофессионалам с
разъяснением правовых понятий вынуждает всех профессионалов - не только судью,
но и прокуроров, и защитников3, добиться такого уровня
обоснованности своих правовых позиций, при котором они могли бы стать
доступными пониманию непрофессионала.
Третьим следствием наличия самостоятельных властных полномочий у
непрофессиональной коллегии присяжных можно считать то, что именно этот суд
является самым эффективным средством преодоления корпоративной замкнутости
судебной системы и всего, что с нею связано.
Говоря об особых социально-психологических механизмах, действующих в суде
присяжных, необходимо подчеркнуть, что они действуют только в "традиционной",
классической (а точнее - единственно возможной) модели суда присяжных: с
параллельной работой двух коллегии.
В настоящее время анализ литературы и судебной практики позволяет
определились два основных направления совершенствования деятельности судов
присяжных в России:
1) общее повышение качества профессиональной юридической деятельности,
предшествующей суду присяжных и сопровождающей его: предварительного
расследования, формирования и поддержания государственного обвинения,
формирования позиции защиты и участия защитника в исследовании
обстоятельств дела;
2) максимальное использование особых социально-психологические механизмов,
объединяющих двенадцать случайно отобранных людей в коллегию, принимающую
самостоятельное и ответственное решение.
Говоря об особых социально-психологических механизмах, действующих в суде
присяжных, необходимо подчеркнуть, что они действуют только в "традиционной",
классической (а точнее - единственно возможной) модели суда присяжных: с
параллельной работой двух коллегии. То же самое можно сказать о таком
социально-психологическом факторе, как случайность состава малой группы.
Случайность состава любой другой малой группы - фактор негативный, часто
дезорганизующий её деятельность. Развитие любой малой группы, как правило,
предполагает компенсацию случайности состава за счёт повышения степени её
сплоченности, а также за счёт вывода из состава группы отдельных её членов. В
коллегии присяжных - всё наоборот - случайность её состава специально
обеспечивается благодаря "методу случайной выборки (ст.434 УПК РСФСР),
жеребьёвке (ст.438 УПК РСФСР), безмотивному отводу присяжных по инициативе
участвующих в деле лиц (ст.439 УПК РСФСР). Здесь случайность состава группы -
это фактор не просто позитивный, а объективно необходимый, имманентный самой
идее суда присяжных, среди которых должны оказаться "двенадцать не связанных
между собою лиц1" и непременно представители разных слоев общества.
В.В.Мельник с привлечением богатого исторического материала убедительно
доказывает, что разнородность личного состава коллегии присяжных заседателей
способствует активизации коллективного мышления и привлечению к нему знаний
многих людей о разных сторонах жизни, в том числе и тех, которые
профессиональному судье неведомы.
Для большинства малых социальных групп характерна проблема сочетания
формального и неформального лидерства, которая при совпадении формального и
неформального лидера в одном лице либо вовсе не возникает, либо решается
безболезненно и с пользой для групповой деятельности (например, возможные
претенденты на лидерство признают авторитет неформального лидера и образуют
вместе с ним "костяк" группы, обеспечивающий её эффективную деятельность), а
при несовпадении эта проблема может породить немалые трудности в групповой
деятельности, создать конфликтные ситуации. Коллегия присяжных и здесь
весьма специфична. Она имеет формального руководителя -старшину присяжных
заседателей - и, в то же время, остаётся без лидера в традиционном социально-
психологическом понимании, то есть без такого члена группы, который силой
своего авторитета способен поставить точку в любом споре, настояв на
решении, которое ему кажется оптимальным. Для любого другого коллектива
отсутствие лидера - это беда, опасность анархии и произвола, для скамьи
присяжных - это благо, ибо борьба за лидерство здесь лишена всякого смысла.
Старшина присяжных заседателей выбирается из их числа и выполняет некоторые
организационные функции: руководит ходом совещаний, обращается к
председательствующему по поручению присяжных, оформляет результаты совещаний
(ч.3 ст.442 УПК РСФСР). Все эти полномочия - сугубо формальные, технические,
их реализация не требует каких-то особых "лидерских" качеств, что, впрочем,
отнюдь не умаляет важности фигуры старшины присяжных для правильной
организации работы их коллегии.
В контексте проблемы лидерства имеет смысл вернуться к основному недостатку суда
шеффенов. Их пассивность в процессе во многом определяется тем, что
неформальный лидер в такой коллегии предопределён формальными предписаниями:
это - профессиональный судья, при том, что закон будто бы это лидерство вообще
исключил (ч.4 ст. 15 УПК РСФСР - правило о равенстве прав всех участников
коллегии, ч.2 ст.306 УПК РСФСР - правило о принятии решения большинством
голосов и о том, что последним подаёт голос судья-профессионал, ст.307 УПК
РСФСР - правило об особом мнении любого из членов судейской коллегии).
Лидерство судьи-непрофессионала, как, впрочем и его реальное равенство с
профессионалом, здесь вообще исключается, во-первых, потому, что он
непрофессионал, а во-вторых, потому, что он не несёт никакой
юридической ответственности за дело в отличие от председательствующего,
входящем в эту же коллегию. Сам факт объединения в одну коллегию представителей
столь разных "весовых категорий" способствует пассивности шеффенов. Но эта же
проблема характерна и для профессиональных судейских коллегий, в которых
уголовные дела поделены на "свои" и "чужие" между председательствующим и
заседателями.
Рассмотрим отдельные нормы закона, регламентирующие деятельность суда
присяжных, с учетом тех особых социально-психологических условий, в которых
она протекает.
В соответствии с ч.1 ст.441 УПК РСФСР "государственный обвинитель,
потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик, подсудимый и его
защитник вправе до приведения присяжных заседателей к присяге заявить, что
вследствие особенностей рассматриваемого дела этот состав коллегии присяжных
заседателей в целом может оказаться неспособным вынести объективный вердикт".
Необходимость в предоставлении сторонам права заявить отвод всему составу
скамьи присяжных в силу его тенденциозности очевидна. Однако заметим, что
такой отвод возможен только до приведения присяжных к присяге. Юридически
это вполне оправдано: с момента приведения к присяге присяжный заседатель
обретает то качество, ради которого он оказался в суде (недаром слово
"присяжный" происходит от слова "присяга"), с этого момента начинается самое
главное и трудоёмкое - исследование доказательств, возобновить которое в
случае замены всего состава присяжных представляет значительную
организационную трудность, да и вся процедура отбора присяжных,
предшествовавшая присяге, в этом случае должна быть повторена. Но с
социально-психологических позиций проблема тенденциозности скамьи присяжных
выглядит несколько иначе: тенденциозность группового сознания (являясь одним
из возможных следствий социальной идентичности) обычно формируется в процессе
совместной деятельности, а никак не до её начала. Возникает вопрос: как
поступить в том случае, если обвиняемый или обвинитель, потерпевший или
защитник в самом ходе судебного следствия обнаружат тенденциозность в
поведении присяжных (по характеру вопросов, ставящихся перед
председательствующим, по отдельным репликам в перерывах и т.п.)? Закон
ответа на этот вопрос не даёт.
Отчасти возникшую при этом проблему можно решить с помощью ч.2 ст.445, согласно
которой "любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим
от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания
полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для
разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него
незаконного воздействия". Однако речь здесь, как видим, идёт только об одном
присяжном заседателе, отстранение которого может проблемы тенденциозности
коллегии и не решить, особенно в тех случаях, когда к мнению такого присяжного
в коллегии относились с уважением1. К тому же нельзя не заметить,
что из процесса отстранения необъективного присяжного заседателя без
достаточных, на наш взгляд, оснований, исключены стороны, мнение которых,
исходя из прямого веления закона, при решении этого вопроса не выслушиваются и
не учитываются (в отличие от разрешения отвода тенденциозной коллегии присяжных
- ст.441 УПК РСФСР). Такой подход законодателя представляется не вполне
логичным ещё и потому, что отвод профессиональному судье (или народному
заседателю) может быть согласно ч.2 ст.61 УПК РСФСР заявлен как до начала
судебного следствия, так и позднее "в случаях, когда основание для него
сделалось известным лицу, заявляющему отвод, после начала судебного следствия".
Присяжные заседатели - это те же судьи, принимающие, в отличие от народных
заседателей, самостоятельное решение по делу, поэтому, думается, что
положения, аналогичные указанным в ч.2 ст.61 УПК РСФСР, вполне могут быть
распространены как на отдельного присяжного заседателя, так и на всю их
коллегию в целом. Опасность возникновения при этом неоправданных
организационных и технических трудностей не стоит преувеличивать: отвод судье
(в смысле ст.61 УПК РСФСР) и отвод тенденциозной коллегии присяжных (в смысле
ст.441 УПК РСФСР) должны быть мотивированными, в отличие от безмотивного
отвода присяжных при формиро- вании их коллегии (ст.439 УПК РСФСР), а это, с
одной стороны, обязывает лицо, заявившее отвод, обосновать его, а с другой
стороны, даёт председательствующему право выяснять, насколько мотивы отвода
серьёзны, с учётом мнения противной стороны. Во всяком случае, издержки от
необъективности скамьи присяжных, будут несравнимо большими, нежели
процессуальные и организационные издержки, связанные с отводами присяжных
заседателей.
С точки зрения социально-психологической теории представляет интерес и ещё
одно положение закона (ч.2 ст.453 УПК РСФСР): "Присяжные заседатели при
обсуждении поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию
единодушных решений. В тех случаях, когда коллегия присяжных заседателей в
течение трёх часов после удаления в совещательную комнату не пришла к
единодушному решению по поставленным перед ней вопросам, присяжные заседатели
могут приступить к формулированию в вопросном листе ответов, принятых
большинством голосов в результате проведенного голосования".
С юридической точки зрения такая постановка вопроса так же, как и в
предыдущем случае, представляется вполне приемлемой: единодушное решение
скамьи присяжных - это всегда однозначно толкуемый вердикт, дающий основание
для постановления столь же однозначно толкуемого приговора.
Однако положения социальной психологии заставляют задуматься над тем, что же в
реальности может стоять за "стремлением к принятию единодушных решений", за
этим "единодушием" как результатом общего "стремления". Известно, за
"единодушием", так же, как и за групповой тенденциозностью, могут стоять
факторы, прямо не связанные ни с исследованными обстоятельствами уголовного
дела, ни с уголовным процессом вообще: конформизм, диктат со стороны более
сильных личностей или их непререкаемый авторитет, принимаемый без
дополнительных обоснований, групповой эгоизм, коллективистское
самоопределение личности и т.д.1 Все эти факторы действуют в любой
малой группе, исключить их действие в коллегии присяжных нет никаких
оснований. В.В.Мельник, ссылаясь на данные социально-психологической науки,
полагает, что в гетерогенных малых группах (к числу которых относится скамья
присяжных) опасность конформизма существенно ниже, чем в однородных.
Заметим, что применительно к другим коллективам единодушие в принятии
решений, как правило, оценивается положительно, поскольку единодушие - это
всегда бесконфликтность, беспроблемное руководство коллективом. Однако
известно и другое: далеко не всегда единодушие, позитивно влияющее на
социально-психологический климат внутри малой группы, может столь же
позитивно сказываться на выполнении коллективом его социально значимой
функции.
Нельзя в связи с этим забывать, что суд присяжных - это "средство разрешения
нестандартных ситуаций, где из-за тяжести возможных последствий опаснее
погрешить против истины, нежели против абстрактного веления правовой нормы
1". Есть ли гарантия, что "стремление к принятию единодушных решений"
всегда будет отвечать интересам правосудия, совести и гуманизма? Сопоставление
юридических и социально-психологических воззрений на природу суда присяжных
таких гарантий не даёт.
О том, как может быть интерпретировано "стремление к единодушию"
непрофессиональными судьями - присяжными заседателями, даёт представление
следующая рекомендация психолога: "Задача старосты - не только получить от
каждого чёткий ответ на вопросы, но и постараться, чтобы ответы были
одинаковыми. Если же это не удастся, то вы не сможете выйти из комнаты раньше,
чем через три часа. Работайте, договаривайтесь2". Даже с учётом
авторского контекста, в котором речь идёт о недопустимости жёсткого прессинга в
отношении отдельных присяжных, о необязательности единодушия и т.д.3
, нельзя не уловить главного смысла этой рекомендации: "будьте единодушны,
договаривайтесь, тогда скорее освободитесь".
Едва ли можно предъявить какие-то претензии психологу по поводу несколько
упрощенного подхода к отправлению правосудия, поскольку
Представляется, что анализируемое положение закона ч 2 ст. 435 УПК РСФСР
создаёт почву для смещения групповых ценностей и интересов в коллегии
присяжных. Во всяком случае, далеко не всегда совпадут стремление присяжных к
вынесению справедливого вердикта с их же стремлением скорее закончить
изрядно утомившую работу и отправиться отдыхать. Как здесь не вспомнить, что
именно усталость присяжных продиктовала в значительной степени вынесение ими
обвинительного вердикта по делу Катюши Масловой из романа Л.Н.Толстого
"Воскресение" и сыграла в жизни подсудимой роковую роль. Групповой интерес,
связанный с возможностью предстоящего отдыха, имеет достаточно шансов для
того, чтобы возобладать над другим групповым интересом - справедливо решить
человеческую судьбу, тем более, что реализация этого другого интереса может
потребовать не только трёхчасового сидения, но и обращения к
председательствующему с просьбой о возобновлении судебного следствия, об
уточнении формулировок вопросного листа или за дополнительными разъяснениями
(ст.455 УПК РСФСР), то есть новых усилий.
Насколько серьёзны высказанные опасения - покажет время, однако уже сейчас,
на этапе всеобщего осознания того, что суд присяжных в России сам по себе
"судом совести" не станет, важно понять, что главные резервы суда присяжных
и главные его "подводные камни" заложены именно в процессе обсуждения
вопросного листа в совещательной комнате, проблем которого исследователи
практически не касаются. С одной стороны, такое положение вполне объяснимо:
выработка вердикта под покровом тайны - обязательное условие деятельности
суда присяжных, предметно исследовать этот процесс - значит вторгаться в его
"святая святых". С другой стороны, не изучать того, что происходит в
совещательных комнатах российских судов, - значит упускать из виду важнейшую
часть проблемы. Ранее на примере института народных заседателей в бывших
социалистических странах было показано, насколько эти исследования
необходимы.
В первом проекте УПК РФ, разработанных Министерством юстиции России в 1995 году,
было сформулировано положение о том, что "присяжные заседатели при обсуждении
поставленных перед ними вопросов должны стремиться к принятию единогласных
решений" (ч.1 ст.378)1. В таком же виде это положение попало и в
более поздние варианты проекта. Термин "единогласные" более предпочтителен для
юридического документа, нежели термин "единодушные", поскольку отражает
одинаковость мнений, выраженных в поданных голосах, а вовсе не эфемерное
"единство душ". Однако процесс стремления к "единогласию", сопровождающийся
действием рассмотренных выше социально-психологических механизмов, вновь
остаётся загадкой, которую законодатель не разрешает. Полагаем, что в таком
указании нет необходимости, и законодателю предстоит выбрать, принимаются ли
решения присяжными большинством голосов (как в действующем УПК РСФСР -
ст.ст.453, 454), либо по американской модели - только единогласно, поскольку
законодательство США считает, "что у жюри в целом остались разумные сомнения
в виновности подсудимого, и решение не может быть принято2". И в том
и в другом подходе есть рациональное зерно, позволяющее использовать и то и
другое, исходя из принципов российского уголовного процесса, и прежде всего -
из принципа презумпции невиновности. Проблему, на наш взгляд, можно было бы
решить так: обвинительный вердикт присяжных может быть принят только
единогласно, а оправдательный - большинством голосов. Ранее (в 1997 году)
И.Л.Петрухин высказывал обоснованное предложение о том, чтобы смертная казнь
могла быть назначена только при единогласном обвинительном вердикте присяжных.
Резюмируя сказанное, можно сделать следующие выводы.
1. Особое место суда присяжных в системе сочетания единоличных и
коллегиальных начал в отправлении правосудия по уголовным делам определяется
его потенциальной способностью оказывать влияние на всю систему правосудия,
повышая качество всей юрисдикционной деятельности и дающая обвиняемому
возможность в предусмотренных законом случаях апеллировать к независимой
коллегии непрофессиональных судей.
2. Распределение судебной власти между двумя независимыми друг от друга её
субъектами позволяет персонифицировать ответственность профессионального
судьи за законность рассмотрения дела, исключив при этом опасность
единоличного произвола с его стороны.
3. Суд присяжных способствует преодолению корпоративной замкнутости судебной
власти, изменению отношения судей к непрофессиональному элементу в
правосудии не только в самом суде присяжных, но и в иных правовых формах.
4. Совершенствование нормативной регламентации деятельности суда присяжных
должно быть сориентировано на исключение тенденциозности коллегии присяжных
и возможных внутренних влияний на свободу волеизъявления каждым из них.
Главными направлениями такого совершенствования являются: введение
дополнительных оснований для отводов присяжных, возможность их отводов на
любом этапе рассмотрения дела до окончания судебного следствия,
дифференциация в законе вердиктов на принимаемые большинством голосов и
принимаемые единогласно.
Литература
1. Пашин С.А. Судебная реформа в России. М.1999
2. Конституция РФ ст.ст. 6,20,47,123
3. Якупов Р.Х. Уголовный процесс М.98
4. Закон РФ «О статусе судей РФ»
[1] Пашин С.А. Судебная реформа в России. М.1999