Научная Петербургская Академия

Реферат: Судебная система в РФ

Реферат: Судебная система в РФ

Государственный университет – Высшая школа экономики

Санкт-Петербургский филиал

Юридический факультет

Эссе

По дисциплине: Правоохранительные органы

Тема:

Судебная система Российской Федерации

Выполнил:

Проверил:

Санкт-Петербург

2000

Как определено в Конституции РФ и Федеральном конститу­ционном Законе «О

судебной системе Российской Федерации» су­дебная власть в России

осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном

законом порядке к осуществле­нию правосудия присяжных» народных и арбитражных

заседате­лей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя

осуществление правосудия. Создание чрезвычайных судов и судов, не

предусмотренных Конституцией РФ и Федеральным конститу­ционным Законом о

судебной системе, не допускается.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от за­конодательной и

исполнительной властей, осуществляется посред­ством конституционного,

гражданского, административного и уго­ловного судопроизводства.

Судебная система — совокупность всех судов государства, имеющих общие

задачи, связанных между собой отношениями во осуществлению правосудия. [1]

Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на

тер­ритории Российской Федерации. [2]

Каждое из звеньев судебной систе­мы представляет собой совокупность судов

одинаковой компетен­ции. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ

и Федеральным конституционным Законом «О судебной системе Рос­сийской

Федерации» с учетом в необходимых случаях федерально­го и административно-

территориального устройства страны.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечи­вается путем:

— установления судебной системы Российской Федерации Кон­ституцией Российской

Федерации и Федеральным конституци­онным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных

федеральными законами правил судопроиз­водства;

— применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных

конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм

международного права и международных договоров Российской Федерации, а также

кон­ституций (уставов) и других законов субъектов Российской Фе­дерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Рос­сийской

Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов и мировых судей из феде­рального бюджета.

В Российской Федерации действуют федеральные суды, кон­ституционные

(уставные) суды и мировые судьи субъектов Россий­ской Федерации, составляющие

судебную систему Российской Фе­дерации.

Систему федеральных судов составляют:

1) Конституционный Суд Российской Федерации;

2) Суды общей юрисдикции, возглавляемые Верховным Судом РФ;

3) Арбитражные суды во главе с Высшим Арбитражным Судом РФ.

Кроме того Законом «О судебной системе РФ» предусмотрены суды субъ­ектов

Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

Конституционный Суд Российской Федерации — один из выс­ших федеральных

судов, осуществляющий конституционный контроль (ст. 125 Конституции РФ). Не

поднадзорен никаким органам, его решения носят обязательный характер;

Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды респуб­лик, краевые и

областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и

автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды,

состав­ляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федераль­ные арбитражные

суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие

систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: консти­туционные

(уставные) суды субъектов Российской Федерации, ми­ровые судьи, являющиеся

судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды

представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части об­щей

судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституцион­ного

строя, политической и экономической систем, обеспечению законности и

правопорядка, защите прав и интересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной

системе РФ» говорится, что единство судебной системы достигается путем

ус­тановления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми

судами установленных правил производства, применения всеми судами

Кон­ституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности

ис­полнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Россий­ской

Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов

судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из

этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в

деятельность других.

Система судов общей юрисдикции состоит из Верховного Суда РФ, Вер­ховных

судов республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов авто­номных

округов и автономной области, городских судов Москвы и Санкт-Пе­тербурга,

районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные

суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гар­низонов, округов,

флотов. К ней также относятся и мировые судьи, порядок назначения которых и

компетенция законом пока не определены. Система судов общей юрисдикции является

централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим

судебным органом по граждан­ским, уголовным и административным делам.

Организуются суды, входящие в эту систему, либо в соответствии с

административно-территориальным де­лением государства - так называемые общие

суды (в их число входят 21 Вер­ховный суд республик, 6 краевых судов, 49

областных, 2 городских (Москвы и Санкт-Петербурга), 1 суд автономной области,

10 судов автономных окру­гов, 2456 районных или равных им судов), либо в

соответствии с дислокацией Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований -

военные суды.

Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Рос­сийской

Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик,

краев, областей и других субъектов Российской Федерации. Возглавляется она

Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является нейтрализованной. Суды,

входящие в эту систему, действуют как в пределах

административно-территориальных образований, так и вне их границ.

Одной из важных характеристик судебной системы является понятие «судебное

звено», которое лежит в основе подразделения судов общей юри­сдикции и

арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделен­ные

одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место

в судебной системе.

Так, мировые судьи и районные (городские) суды образуют пер­вое звено

системы судов общей юрисдикции. Причем, районный суд является непосредственно

вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим

на территории соответствующего судебного района.

Областные и соответствующие им суды — второе звено, Вер­ховный Суд

РФтретье (высшее) звено.

Суды первого звена рассматривают основной объем судебных дел. Суды второго и

третьего звена (вышестоящие) правомочны проверять законность и обоснованность

решений судов первого звена (нижестоящего). Таким образом, дело может быть

рассмотрено в двух инстанциях — первой и второй. Пересмотр дел в порядке

над­зора не является третьей инстанцией, поскольку допускается в

ис­ключительных случаях.

Военные суды также состоят из трех звеньев:

— основное (первое) звено — военные суды гарнизонов и им рав­ные;

— среднее (второе) звено — военные суды видов Вооруженных Сил, военных

округов, флотов, групп войск;

— высшее (третье) звено — Военная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

По трехзвенной схеме построена и система арбитражных су­дов.

Арбитражные суды республик, краевые, областные и другие соответствующие им

арбитражные суды субъектов Федерации об­разуют первое, основное звено.

Второе (среднее) звено составляют арбитражные окружные суды.

Третье (высшее) звено представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Понятие «судебная инстанция» относится к основным характеристикам судебной

системы. На инстанции суды разделяются в зависимости от про­цессуальной

компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять

решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и

отменять эти решения. В соответствии с процессуальной компетенцией суды

разделяются на су­да Первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

По процессуальной компетенции суды подразделяются на:

— суды первой инстанции;

— суды второй (кассационной) инстанции;

— суды надзорной инстанции.

Понятия звена и инстанции близки, но не тождественны. Зве­но — понятие

судоустройства, им определяется место данного суда в судебной системе в связи

с его деятельностью на определенной территории. Инстанция — понятие

судопроизводства, разновидность судебной деятельности, исходящей из целей

разбирательства дел в данной инстанции.

Суд первой инстанции — это разбирательство дела по суще­ству с целью

осуждения или оправдания подсудимого — по уголов­ному делу и удовлетворения

иска или отказа в иске — по граждан­скому делу. Дела по первой инстанции могут

рассматривать все суды в пределах своей компетенции, но основное количество

уго­ловных и гражданских дел по первой инстанции рассматривают районные суды.

Наиболее сложные или особого общественного зна­чения судебные дела

рассматривают по существу вышестоящие суды вплоть до Верховного Суда Российской

Федерации (ст.38 УПК РФ). Принять дело к производству Верховный Суд РФ может

как по соб­ственной инициативе, так и по инициативе Генерального прокуро­ра РФ

при наличии ходатайства обвиняемого.

Процесс разбирательства дела заключается в анализе судьей (судьями, народными

заседателями, присяжными) доказательств и установлении истины. В результате

разбирательства уголовно­го дела суд выносит приговор, а по гражданскому делу

— реше­ния, которые не могут быть ни изменены, ни отменены этим судом.

Решения и приговоры большинства судов в течение установ­ленного законом срока

(7 дней для приговора, 10 дней для реше­ния) не вступают в законную силу и

могут быть обжалованы в кас­сационном порядке подсудимым, потерпевшим, истцом

или ответ­чиком либо опротестованы прокурором в суд второй инстанции.

Суд второй инстанции — для мировых судей и районных су­дов — областной и

соответствующие ему суды, а для областного суда — Верховный Суд Российской

Федерации) на основании жа­лоб заинтересованных лип или кассационного протеста

прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой ин­станции,

не вступивших в законную силу, и полномочен:

— признав приговор (решение) правильным, оставить его в силе, а кассационную

жалобу или протест без удовлетворения;

— установив, что приговор (решение) суда первой инстанции не соответствует

материалам дела, отменить его и передать дело на новое рассмотрение;

прекратить дело и направить уголовное дело на дополнительное расследование;

изменить в опре­деленных пределах приговор или решение; вынести новое

ре­шение по гражданскому делу.

По итогам кассационного разбирательства дела суд второй ин­станции выносит

определение, которое вступает в законную силу немедленно и не подлежит ни

обжалованию, ни опротестованию в кассационном порядке. Оно может быть

опротестовано лишь в по­рядке судебного надзора.

Суд надзорной инстанции по протестам лиц, указанных в за­коне

(председатели областных и соответствующих судов, председа­тели Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ и их заместители, прокуроры республик, краев,

областей. Генеральный прокурор РФ и его заместители) проверяет законность и

обоснован­ность вступивших в законную силу решений суда первой инстан­ции, а

также решений суда кассационной инстанции либо нижесто­ящей надзорной

инстанции.

Пересмотр дел в порядке надзора возможен только в президиу­мах судов

субъектов Российской Федерации, в судебных коллегиях и в Президиуме

Верховного Суда Российской Федерации и Высше­го Арбитражного Суда Российской

Федерации, а также в военных судах округов и им соответствующих судах.

Разбирательство осуществляется без участия народных заседа­телей; в судебном

заседании, как правило, не участвуют лица, за­интересованные в деле. В

зависимости от результатов рассмотре­ния дела надзорная судебная инстанция

может оставить без изме­нения опротестованные судебные акты или отменить

(изменить) их (в случае несоответствия их закону) с передачей дела на новое

рассмотрение с любой состоявшейся стадии процесса, например со стадии

рассмотрения дела в суде первой инстанции, либо прекра­тить дело. Судебные

акты надзорных инстанций (постановления президиумов или определения коллегий)

вступают в законную силу немедленно.

В системе арбитражных судов суды первого звена выступают не только в качестве

судов первой инстанции, но и повторно рассматривают их в апелляционном

порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке

судебные акты арбитражных судов первого звена по делам, рассмотренным в

первой и апелляционной инстанциях. Высший Ар­битражный Суд РФ рассматривает в

качестве суда первой инстанции дела, отнесенные законом к его исключительной

компетенции, и проверяет в по­рядке надзора судебные акты других арбитражных

судов РФ.

Следует иметь в виду, что, несмотря на термины «вышестоящий» и

«ни­жестоящий», дистанционная взаимосвязь судов исключает подчинение од­них

судов другим. Закон четко обозначил границы компетенции судов кас­сационной и

надзорной инстанций. Суд вышестоящей инстанции может отменить приговор, но не

вправе дать указания о квалификации содеянно­го, о мере наказания, об оценке

доказательств, характере решения.

В общем виде судебную систему РФ можно представить в виде схемы:

Реферат: Судебная система в РФ

Литература

1. С.А. Воронцов. Правоохранительные органы и спецслужбы

Российской Федерации. М. 1999.

2. А.А. Чувилев, Ан. А. Чувилев. Правоохранительные органы. Уч. пос. М. 2000.



(C) 2009