Научная Петербургская Академия

Реферат: Пределы действия нормативных актов в РБ

Реферат: Пределы действия нормативных актов в РБ

Содержание

Введение. 2

1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений. 3

2. Действие нормативно – правовых актов во времени. 5

3. Действие нормативно – правовых актов в пространстве. 10

4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц. 13

Заключение. 17

Литература. 19

Введение.

Все нормативно - правовые акты действуют в рамках, очерченных во времени, в

пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц. Установление этих

рамок - границ имеет чрезвычайно важное значение, поскольку с ними связана и

ими же обусловлена возможность, а в надлежащих случаях и необходимость

применения содержащихся в данных актах общеобязательных норм.

Данная работа основной целью определяет действие нормативно – правовых актов

по кругу общественных отношений, во времени, в пространстве, по кругу лиц с

учетом реальностей в Республике Беларусь.

1. Действие нормативно – правовых актов по кругу общественных отношений.

Как известно, юридические факты по волевому признаку делятся на два вида:

события и действия. События – это юридические факты, происходящие независимо

от воли людей (рождение или смерть человека, стихийные природные явления и т.

д.). Действия – это такие юридические факты, наступление которых зависити от

воли и сознания людей (убийство, договор купли – продажи и т. д.). Право не

может регулировать события. Событие могут выступать лишь в качестве тех

обстоятельств, с которыми право связывает наступление юридических

последствий. Не являются объектом правамысли, убеждения людей, так как они не

выражены в деяниях.

Поэтому предметом правового регулирования могут быть конкретные волевые

общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие

правового регулирования. Социальные отношения между людьми возникают самые

различные (традиции, обычаи, мораль и т. д.). При всем желании право не

сможет их регулировать в силу их сложности и многообразия. Поэтому правом

регулируются не все, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие

интересы государства, которые поддаются юридической регламентации, поддаются

внешнему контролю.

Определение предмета правового регулирования – сложения научная и

практическая проблема, связанная с установлением меры допустимого

вмешательства права в социальную жизнь людей.

Определения предмета регулирования конкретного правого акта вытекает из этой

общей проблемы, но с конкретизацией тех отношений , на которые будут

распространяться нормы данного акта. Отраслевые нормативные акты действуют на

отношения, охватываемые соответствующей отраслью права. Например, гражданское

право регулируют имущественные и связанные или не связанные с ними личные

неимущественные отношения. Предметная дифференциация может быть и в рамках

отрасли права (подотрасль, институт права).

2. Действие нормативно – правовых актов во времени.

Весьма важно то, что определить, с какого момента соответствующий акт

приобретает юридическую силу и до какого момента эта сила сохраняется.

Другими словами в течении какого времени нормативный акт реализуется. Время

действия акта начинается с момента вступления его в силу и сохраняется до

момента утраты юридической силы.

Определения времени начала действия актов связано с понятием их

опубликования, т. е. Помещения текста акта в официальном издании

(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь) или в определенных

газетах (²Советская Белоруссия², ²Звязда², ²Народная

газета², ²Рэспублiка² и др.), на которые можно официально

ссылаться. В соответствии со ст.7 Конституции Республики Беларусь нормативные

акты государственных органов публикуются до всеобщего сведения иным

предусмотренным законом способом.

Известны различные варианты определения времени вступления актов в силу,

причем сроки вступления зависят от вида соответствующего акта. Наиболее

целесообразным считается тот вариант, при котором устанавливается

определенный период времени, необходимый для ознакомления заинтересованных

субъектов с содержанием акта, что повышает эффективность регулирования. На

практике акты вводятся в действие в одних случаях со времени, указанного в

самом акте или в специальном акте о введении его в действие, в других – с

момента его принятия или опубликования. Они могут вводиться и по истечению

определенного срока после их опубликования. Так, согласно ст. 104 Конституции

Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их

подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в

самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и

вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного

характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного

Суда и Высшего Хозяйственного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в

этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь,

постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты

вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные

правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в

силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты

публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов

Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не

затрачивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в

Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок

не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга

субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться

соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать

обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок

введения их в действие.

Важное значение имеет также определение времени утраты нормативно – правовым

актом юридической силы. Правовой акт утрачивает юридическую силу с прекращением

его действия. Это происходит при наступлении определенных обстоятельств. Во

– первых, акт теряет юридическую силу в связи с истечением срока действия,

если он был принят на определенный срок. Во – вторых, он утрачивает

юридическую силу в следствии прямой его отмены. Обычно об этом указывается в

новом акте или в специальном перечне актов, утрачивающих силу в связи с

принятием нового акта. В – третьих, нормативно – правовой акт теряет

юридическую силу и тогда, когда он признан неконституционным в установленном

законом порядке. В – четверых, акт прекращает действия и теряет

юридическую силу в том случае, когда правовой акт признается утратившим силу.

С действием нормативно – правовых актов во времени связано такое понятие, как

его обратная сила. Это понятие выходит за рамки общих правил действия

нормативно – правовых актов во времени и относится к числу исключений.

Понятие обратной силы закона означает, что данный нормативный акт

распространяет свое действие на те отношения, которые возникли до его

вступления в юридическую силу. То есть положения нового акта распространяются

на прошедшее время.

Согласно с общими принципами, выработанными юридической наукой и моровой

практикой, закон обратной силы не имеет и распространяется только не те

отношения, которые возникли с момента введения его в действие. Это означает,

что при совершении, например, противоправного деяния дело должно

рассматриваться на основании тех актов, которые действовали на момент

совершения этого деяния. Указанное положение запрещено в ст. 104 Конституции

Республики Беларусь, ст. 67 закона ²О нормативных правовых актах

Республики Беларусь², что является свидетельством отражения в

белорусском национальном законодательстве общепризнанных принципов

международного права. Принцип обратной силы закона запрещен и в других актах

законодательства Республики Беларусь (ст. 9 УК РБ, ст. 8 КоАП РБ).

Однако это общее принципиальное правило имеет исключение, которое

продиктовано гуманными соображениями. Обратная сила в обязательном порядке

придается законам, смягчающим или устраняющим уголовную и административную

ответственность. Кроме того, новым нормативно – правовым актами может быть

придана обратная сила и по специальному указанию самого законодателя. Об этом

в новом акте обычно делается специальная оговорка. Для любого

демократического общества характерно то, что решение о придании нормативно –

правовому акту обратной силы принимается, как правило, только в целях

улучшения правового положения субъектов.

В теории права выделяется простая и ревизионная обратная сила закона. В

первом случае действие нового акта распространяется на отношения, возникшее

до его вступления в силу, но не породившие окончательных юридических

последствий, в части их дальнейшей реализации. Во втором случае новый акт

распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили

окончательно.

3. Действие нормативно – правовых актов в

пространстве.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве

означает определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному

выполнению. Пространственное действие актов в первую очередь связано с понятием

территории государства. В международном праве под государственной территорией

понимается часть земного шара, которая принадлежит определенному государству и

в пределах которой оно осуществляет свое территориальное верховенство, т. е.

которая находится под его суверенитетом. В состав территории государства входит

суша в пределах его границ, включая недра, внутренние (национальные) и

территориальные воды, воздушное пространство в пределах границ государства,

военные суда под флагом государства в открытом море и международном воздушном

пространстве, космические корабли (станции) со знаком государства,

зарегистрировавшего объект территории посольств, миссий, консульств,

находящихся за рубежом и др..

В соответствии с положением о территориальном верховенстве, как составной

части государственного суверенитета, нормативно – правовые акты центральных

органов государства распространяют свое действие на всю государственную

территорию. Это означает, что власть государства является высшей властью по

отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его

территории.

Однако некоторые нормативно – правовые акты центральных органов могут

распространять свое действие не на всю территорию, а лишь на определенную ее

часть. Что касается актов, издаваемых местными органами, то они действуют в

пределах той территории, на которой распространяется их управленческие

функции. Так, решения областных, районных, городских, сельских, поселковых

Советов и исполкомов в Республике Беларусь распространяют свое действие

соответственно на территорию этих административных единиц. Обычно на

определенной территории действуют одновременно различные по юридической силе

акты. В случае их противоречия действует акт высшей юридической силы.

Следует обратить внимание и на такую особенность действия нормативно –

правовых актов в пространстве, как возможность применения законов

определенного государства к его гражданам, находящимся за границей. Так, в

соответствии со ст. 6 УК Республики Беларусь ее граждане, совершившие

преступление вне пределов своего государства, подлежат уголовной

ответственности, если совершенное ими деяния признаны преступлениями в

государстве, на территории которого они были совершены, и если они не понесли

уголовную ответственность в этом государстве. Постоянно проживающие в

республике лица без гражданства так же попадают под действие данной статьи.

Следует заметить, что в соответствии с Конституцией гражданину Республики

Беларусь гарантируется защита и покровительство государства как на территории

Беларуси, так и за ее пределами (ст. 10).

Что касается применения нормативно – правовых актов одной страны на

территории другой, то оно может осуществляться в соответствии с

международными соглашениями постольку, поскольку определенные сами допускают

возможность. Следует иметь в виду, что между странами, входящими в

Содружество Независимых Государств 22 января 1993 г. Заключена специальная

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и

уголовным делам, в которой определен порядок взаимоотношения этих стран в

случаях возникновения юридических дел, связанных с территориальными пределами

действия актов государств – членов содружества.

4. Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц.

С действием нормативно – правовых актов в пространстве связано их действие по

кругу лиц.

Действие нормативных актов по лицам означат их применимость к определенным

категориям субъектов права. То есть речь идет об определении того круга лиц,

на который распространяется юридическая сила правовых норм, содержащихся в

соответствующем нормативно – правовом акте.

По общему правилу нормативно – правовые акты государства действуют в

отношении всех лиц, находящихся на его территории. Это касается граждан

иностранных государств, лиц без гражданства, а также юридических лиц

Республики Беларусь и иностранных юридических лиц, функционирующих на

территории государства. Существуют вместе с тем некоторые особенности,

связанные, как упоминалось выше, с распространением действия некоторых

нормативно – правовых актов на граждан данного государства независимо от

места их нахождения. Особенности связаны и с тем, что не всегда некоторые

акты государства действуют на всех лиц, находящихся на его территории. Так,

например, нормы избирательного закона Республики Беларусь не действуют в

отношении граждан, признанных судом недееспособными, лиц, содержащихся по

приговору суда в местах лишения свободы или в отношении которых в порядке,

установленном уголовно – процессуальном законодательством, избраны меры

пресечения – содержание под стражей.

Некоторые нормативно – правовые акты могут распространять свое действие лишь

на определенные категории лиц, органов, организаций. Например, акты действуют

только в отношении детей, пенсионеров, военнослужащих и т. п..

Есть исключение из общего правила и в отношении граждан иностранных

государств и лиц без гражданства, находящихся на территории соответствующего

государства. Так, в соответствии с законодательством Республики Беларусь,

иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются

правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами республики.

Однако, во – первых, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах

правоотношений. Существуют такие сферы правового регулирования, где субъектом

правоотношений могут выступать только граждане Республики Беларусь. Например,

иностранцы и лица без гражданства не могут выполнять обязанность несению

воинской службы, поскольку она возлагается только на граждан Беларуси. Не

могут они состоять и на службе в органах внутренних дел, занимать ряд

государственных должностей. Эта категория лиц не может участвовать в

формировании выборных государственных органов. Они не могут избирать и быть

избранными в эти органы равно как и быть участниками референдумов. Иностранцы

и лица без гражданства не могут выступать носителями и ряда других прав и

обязанностей. Во – вторых, в соответствии с международными соглашениями главы

государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств

иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники,

торгпреды и их заместители, военные атташе и их помощники, секретари и атташе

и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане пользуются так

называемым правом экстерриториальности (внеземельность), т. е. наделены

дипломатическим иммунитетом. Он состоит в том, что эти лица пользуются личной

неприкосновенностью. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни

было форме. Вопрос об уголовной и административной ответственности

дипломатических представителей иностранных государств в случае совершения ими

преступлений и административных проступков на территории страны пребывания

разрешается дипломатическим путем. Дипломаты пользуются также иммунитетом от

гражданской юриспруденции за исключением некоторых случаев. Например по

искам, относящимися к любой профессиональной или коммерческой деятельности

дипломата в стране пребывания, не связанной с его официальными функциями, по

искам о наследовании, если он выступает в качестве исполнителя завещания или

наследника и др..

Дипломатические представители в свою очередь, обязаны уважать законы

государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела и т. д..

Установление пределов действия нормативно – правовых актов необходимо для

правильной реализации норм права. Ведь любой нормативный акт изучается для

того, чтобы в установленный промежуток времени на определенной территории

регулировать поведение определенного круга людей. Особо важное значение, как

отмечал этот вопрос имеет для правоохранительной деятельности компетентных

органов.

Заключение.

Нормативно - правовой акт это письменный документ соответствующего

государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются

нормы права, содержащие правила общего характера.

Этим он отличается от других актов, рассчитанных на однократные действие -

актов применения права или индивидуальных актов. На практике можно часто

встретить смешанные акты, содержащие и нормы права, и индивидуальные

предписания применения права.

Все нормативные акты связаны между собой, располагаются в определённой

системе, подчинены друг другу или соотносятся друг с другом, обладают

юридической силой, под которой понимается внутреннее свойство

нормативно–правового акта, обусловленное местом органа, его принявшего, в

системе государственных органов. Юридическая сила нормативно – правового акта

зависит не только от места и положения органа, но и от его компетенции,

который он наделяется государством по закону.

В понятии нормативно – правового акта необходимо видеть не только

государственно – волевое, но и специфическое юридическое содержание, а так же

внутреннюю форму его существования и внешнюю форму выражения.

Нормативно – правовые акты, как понятие характеризует связь права с

государством, поскольку именно государственная воля опосредует связь права с

объективно существующими общественными отношениями.

Известный русский правовед Г.Ф. Шершеневич, определяя границы действия

нормативных актов во времени, писал, что ". закон, как норма, определяющая

поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия.

Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не

следует более применять, чрезвычайно важен в практическом отношении".

Я надеюсь, что в настоящей работе найден ответ на этот непростой и

неоднозначный вопрос.

Литература.

1. Вишневский А. Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория

государства и права.: Курс лекций./ Под общ. ред. А. Ф. Вишневского. Мн.,

1998.

2. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших

учебных заведений./ Под ред. профессора В. Г. Стрекозова. – М.:

²Дабахов, Ткачев, Димов. ² 1995.

3. Конституция Республики Беларусь. Мн., 1997.

4. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики

Беларусь // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N

7. ст. 2/136.

5. Положение об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов

Республики Беларусь: Утверждено Декретом Президента Республики Беларусь. N

22 от 10.12.1998 г. // Собрание декретов, указов Президента и постановлений

Правительства Республики Беларусь. 1998. N35. ст. 888.

6. Уголовный кодекс Республики Беларусь. – Мн.: Национальный центр

правовой информации Республики Беларусь, 1999.

7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. – Мн.:

ПКФ ²ТМЛ², 1996.



(C) 2009