Научная Петербургская Академия

Реферат: Международный бизнес

Реферат: Международный бизнес

Министерство образования РФ

ТГГУ им. Г. Р. Державина

Академия Экономики и Управления

Реферат на тему:

“Правовое регулирование международного бизнеса”

выполнил

студент 1 курса

120 группы

Мастер М

Проверил старший преподаватель

ТАМБОВ, 2004

Содержание:

стр.

Введение 3

Международно-правовая система согласованного регулированиямеждународной

торговли. 5

а) Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной

торговли.

5

б) Двусторонние соглашения международной торговли

8

в) Многосторонние соглашения международной торговли 9

Соглашения Всемирной Торговой Организации

9

Европейская энергетическая хартия

13

Многосторонние соглашения в области экспортной

политики

13

Использованная литература

16

Введение

Процесс мирового раз­вития во всех его многообразных проявлениях являются

причиной существования и развития международного права как объектив­ной

реальности.

На международные отношения влияют разнообразные объек­тивные и субъективные

факторы: уровень экономического разви­тия государств, общественная мораль и

нравственность, нацио­нальные интересы, экология, глобальные проблемы,

научно-техни­ческий прогресс и т.д. Международное право также относится к

числу этих факторов. При этом роль международного права постоянно возрастает,

и оно выдвигается на первое место. Сегод­няшнему уровню цивилизации и

правосознания более всего соот­ветствует тезис о примате международного права

среди всех многочисленных факторов, влияющих на международные отноше­ния.

Международное право выполняет в международных отноше­ниях координирующую

функцию. С помощью его норм государст­ва устанавливают обще приемлемые

стандарты поведения в раз­личных областях взаимоотношений. Регулирующая

функция международного права проявляется в принятии государствами твердо

установленных правил, без кото­рых невозможны их совместное существование и

общение.

Международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать

определенным правилам поведения, в чем проявляется его обеспечительная

функция. В международном праве сложились механизмы, защищающие законные права

и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции

международного права.

Особенность международного права состоит в том, что в меж­дународных

отношениях не существует надгосударственных меха­низмов принуждения. В случае

необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание

международного право­порядка.

Международные отношения не ограничиваются межгосудар­ственными, межвластными.

Происходят постоянные контакты между физическими и юридическими лицами

различных госу­дарств, образованы многие сотни международных

неправитель­ственных организаций. Такие связи регулируются либо нацио­нальным

правом соответствующего государства, либо нормами международного частного

права.

Нормообразование в международном праве происходит через заключение

международных договоров и через формирование обы­чаев. Большое значение

приобрели резолюции и решения между­народных организаций, в первую очередь

ООН и ее специалпзированных учреждений. В этих актах нередко фиксируются уже

сложившиеся обычно-правовые нормы, а также поощряются опреде­ленные правила

поведения субъектов международных отношений, что ведет к возникновению новых

норм и обычаев.

В первой главе я хочу рассмотреть международно-правовую систему

согласованного регулирования международной торговли, которая регулируется

либо через двусторонние соглашения, либо через многосторонние, такие как,

например, соглашения Всемирной Торговой Организации, генеральное соглашение о

тарифах и торговле, Европейская энергетическая хартия, многосторонние

соглашения в области экспортной политики. До 1994 г. (ГАТТ) — General

Agreement on Tariffs and Trade (GATT) играло ведущую роль в регулировании

международной торговли. Оно представляло собой многостороннее международное

соглашение, содержащее свод пра­вовых норм, на которых основывались торговые

отношения между странами-участницами. Сейчас же ведущее место занимают

соглашения Всемирной Торговой Организации. Основу многостороннего

международного торгового порядка образуют согла­шения Уругвайского раунда

переговоров ГАТТ.

Во второй главе я хочу рассмотреть тарифное регулирование международной

торговли. Комплекс мер таможенного регулирования является одним из основ­ных

рычагов государственного регулирования внешнеэкономической де­ятельности. С

помощью таможенного регулирования государство воздей­ствует на внешнеторговый

оборот, обеспечивает надлежащее приобще­ние российской экономики к системе

мирового хозяйства, защищает ин­тересы национального хозяйства и

отечественных товаропроизводителей. Характер и сочетание используемых

инструментов таможенного регули­рования определяются, в частности,

конкурентоспособностью националь­ных товаров на мировом рынке, целями

экономической политики госу­дарства, особенностями развития национального

хозяйства, специфики отношений с другими участниками мирового рынка.

И, наконец, в третьей главе я хочу рассмотреть нетарифное регулирование

международной торговли. Нетарифные инструменты регулирования внешней торговли

играют исключи­тельно важную роль в современном торгово-политическом

механизме. Сфера их применения расширяется, а число множится. Степень

воздействия нетарифных ин­струментов на ход международной торговли не

поддается количественной оценке, так как их влияние не носит явно выраженного

характера. В отличие от тарифного регулирования, устанавливаемого в

законодательном порядке, нетарифные ограни­чения могут вводиться по решению

органов исполнительной и местной власти.

В целом, как видно из названия, курсовая работа посвящена международным

отношениям в сфере торговли и мерам регулирующим их.

Международно-правовая система согласованного регулирования международной

торговли.

а) Международно-правовые принципы согласованного регулирования международной

торговли.

Отношения, возникающие в области внешней торговли и в других видах

внешне­экономических связей, составляют весьма обширную и важную сферу

международ­ного сотрудничества, урегулированного нормами международного права.

Фунда­мент международного правопорядка образуют основные принципы

международного права. Они выполняют одновременно две функции: способствуют

стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными

рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных

отношений, способствуя их дальнейшему развитию. Основные принципы

международного права зафиксированы в Уставе ООН и носят характер jus cogens,

т.е. являются обязательствами высшего порядка и не могут быть отменены

государствами ни индивидуально, ни по соглашению между собой.

[1] К международному регулированию экономи­ческих отношений, в том числе, и

к внешней торговле, прежде всего применимы принципы равноправия,

невмешательства во внутренние дела, неприменение силы и угрозы силой,

сотрудничества, добросовестного выполнения международных обя­зательств,

недискриминации, взаимности, взаимной выгоды и некоторые другие.

В то же время в международных экономических отношениях выработаны и

при­меняются специальные или отраслевые принципы. Действие данных принципов

на­правленно в первую очередь на формирование торгово-политических режимов.

Ши­рокое признание получили следующие специальные отраслевые принципы —

прин­цип наибольшего благоприятствования, принцип национального режима,

принцип взаимной выгоды, принцип преференциального режима, принцип свободы

транзита, принцип гласности внешнеторгового законодательства. При толковании

и примене­нии последних следует исходить из того, что они взаимосвязаны,

подчиняются обще­признанным принципам международного права и существуют в

рамках единой си­стемы международного права.

Принцип наибольшего благоприятствования. Под режимом наиболее

благоприятствуемой нации понимается неменее благоприятный режим,

предоставляемый государствами друг другу в международном договорном порядке в

области торговли, мореплавания, правового положения граждан, таможенных пошлин

и т.д., чем тот, который предоставлен или будет предоставлен каждой из

договаривающихся сторон любой третьей. Принцип наиболее благоприятствуемой

нации означает в общем понимании право каждого договаривающегося государства на

основе взаимности поль­зоваться всеми преимуществами, которые другое

договаривающееся государство предоставляет любым третьим государствам по

согласованному кругу отношений.

В современной торгово-экономической практике государств встречаются

раз­личные формулировки соответствующего договорного положения о взаимном

пре­доставлении РНБ. Но чаще всего встречаются т.н. "позитивная" или

"негативная" формулировки. В первом случае речь идет о праве воспользоваться

режимом наи­большего благоприятствования, во втором - о праве на не менее

благоприятный, по сравнению с любой третьей страной, режим. По существу обе

эти формулировки имеют одну цель - обеспечить предоставление тому или иному

государству таких же - равных - условий, какие предоставляются или будут

предоставлены любому третьему государству. Однако на практике нельзя

смешивать или путать принцип наиболее благоприятствуемой нации с принципом

недискриминации.

Принцип РНБ в течение последних пятидесяти лет является, по существу,

важ­нейшим правовым условием международных торговых договоров. В торговых

отно­шениях в настоящее время он применяется на условиях взаимности и в

безусловной форме, предусматривающей обязательства договаривающихся

государств предо­ставить режим РНБ друг другу немедленно, безусловно, и

безвозмездно.

По своему содержанию принцип наиболее благоприятствуемой нации, с

юриди­ческой точки зрения, является самым эффективным методом проведения в

жизнь равноправия государств применительно к международным торговым и

междуна­родным экономическим отношениям.

На первой сессии Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г.

РНБ был выдвинут в качестве одного из основных принципов международ­ной

торговли.

Соглашения, предусматривающие взаимное предоставление РНБ в тех или иных

вопросах занимают значительное место в системе международно-правового

регулирования международных экономических отношений. Взаимное предоставление

РНБ предусматривается сейчас подавляющим большинством торговых соглашений. В

том числе, Россия имеет РНБ в отношениях с более чем 100 странами.

Каждая таможенная льгота, предоставляе­мая одной из стран участниц ГАТТ какой

либо другой стране, автоматически рас­пространяется на все страны ГАТТ.

Принцип национального режима подразумевает предоставление

государством иностранным юридическим и физическим лицам, товарам и услугам

режима, анало­гичного тому, которым пользуются, соответственно, отечественные

юридические и физические лица, товары, услуги и т.п.

Принцип национального режима наряду с принципом наибольшего

благоприят­ствования в современном международном экономическом праве является

суще­ственным инструментом обеспечения равноправного торгово-политического

режи­ма. Как и РНБ, он не стал универсальным и является диспозитивной нормой

между­народного права, применяемой в рамках двусторонних и многосторонних

соглашений.

В рамках ГАТТ (ст. Ill) национальный режим применяется в дополнение к

принципу РНБ при реализации импорта на внутреннем рынке и предусматривает,

что условия торговли должны быть сходными и для отечественных, и для

иностранных товаров (т.е. нейтральными по своему эффекту для конкуренции

между ними) в том, что ка­сается внутренних налогов и сборов, правил закупки,

продажи, транспортировки, рас­пределения и потребления этих товаров, а также

их переработки и смешивания. При этом важно отметить, что ГАТТ, во-первых,

ориентируется преимущественно на конеч­ный нейтральный эффект этих условий,

разрешая государствам-членам применять к конкурирующим отечественным и

импортным товарам как аналогичные, так и раз­личные регулирующие документы,

а, во-вторых, допускает исключения из этих правил, в т.ч. в отношении

государственных закупок, деятельности госпредприятий или при внутреннем

субсидировании производства, не связанном с экспортом.

Принцип свободы транзита. В качестве транзита или транзитных перевозок

принято понимать проход товаров (включая багаж), а также судов и транспортных

средств через территорию договаривающейся стороны, который при этом является

лишь частью полного пути, начинающегося и заканчивающегося за пределами

границы договаривающейся стороны, через территорию которой совер­шается

движение груза. При этом подобный проход может быть сопряжен с пере­грузкой

товара, складированием, дроблением партий товаров и переменой видов

транспорта.

Правовое содержание принципа свободы транзита может быть выражено в

сле­дующих основных тезисах:

— свобода транзита должна быть обеспечена по путям, наиболее подходящим для

международного транзита;

— не должно делаться никакого различий в зависимости от флага судов, места

происхождения, отправления, захода, выхода или назначения, или каких-либо

об­стоятельств, относящихся к собственности на товары, суда или другие

транспортные средства;

— транзитные перевозки не должны подвергаться каким-либо ненужным за­держкам

или ограничениям, должны быть освобождены от таможенных пошлин и от всех

транзитных и других сборов, установленных в отношении транзита, за

исключе­нием сборов за перевозку товаров, или сборов, соразмерных с

административными расходами, вызванными транзитом, или со стоимостью

предоставляемых услуг;

— РНБ предоставляется в отношении всех сборов, правил и формальностей,

свя­занных с транзитом;

— сторона, через территорию которой осуществляются транзитные перевозки,

вправе требовать их совершения через соответствующую входную таможню.

Значимость принципа свободы транзита состоит в обеспечении посредством его

стабильного доступа товаров к рынкам любой страны, независимо от ее

географи­ческого положения, как в абсолютном смысле, так и относительно

стран-контрагентов. Этот принцип выражает принцип равноправия в вопросах

транспорт­ного доступа товаров, обеспечивая равенство всех субъектов

международного тор­гового оборота. Одновременно данное равенство ни в коем

случае не препятствует применению экономических механизмов, влияющих на

стоимость товара (тарифы на перевозки и т.п.).

Принцип гласности внешнеторгового законодательства позволяет

планировать внешнеторговые операции с учетом всевозможных препятствий, которые

могут появиться в будущем в связи с изменением внешнеторгового

законодательства.

Понятие внешнеторгового законодательства включает в себя: законы, правила,

судебные решения и административные распоряжения общего характера

относи­тельно классификации или оценки товаров для таможенных целей, или

ставок по­шлин, налогов или других сборов, или требований, ограничений, или

запрещений импорта или экспорта, перевода платежей за них, или влияющие на их

продажу рас­пределение, транспортировку, страхование, хранение на складах,

осмотр, выставле­ние на обозрение, обработку, смешивание или другое

использование; межгосудар­ственные и межправительственные соглашения.

Принцип гласности традиционно подразумевает оговорку о неразглашении

кон­фиденциальных сведений, которое затруднило бы применение акта

внешнеторгово­го законодательства, противоречило бы общественным интересам

или нанесло бы ущерб законным деловым интересам отдельных предприятий.

Принцип преференциального режима. В 1964 г. на первой Конференции

ООН по торговле и развитию была выдвинута концепция создания Общей системы

преференций (ОСП) в целях содействия эконо­мическому развитию и

индустриализации развивающихся стран. В 1968 г. Общая система преференций была

официально одобрена в рамках ЮНКТАД и стала само­стоятельным инструментом

торговой политики развитых стран.

Суть Общей системы преференций состоит в предоставлении развивающимся странам

преимуществ по доступу их товаров на рынки развитых стран. Основной формой

преференций являются тарифные льготы, фиксируемые в виде пониженных ставок

импортных пошлин.

Общая система преференций базируется на принципе преференциальности

от­ношения к развивающимся странам, включающем в себя совокупность обычно-

правовых норм: право развитых государств предоставить общие взаимные и

недис­криминационные преференции развивающимся странам, преференции в

отношении развивающихся стран не означают дискриминации в отношении развитых

госу­дарств, предоставление особых льгот не означает дискриминации остальных

разви­вающихся стран.

Практически все развитые страны в той или иной форме реализуют

преференциальные условия в отношении импорта из разви­вающихся и менее

развитых стран. В настоящее время действуют системы префе­ренций в ЕС,

Норвегии, Японии, США, Швейцарии, Австралии, Новой Зеландии, Ка­наде, Польше,

Болгарии, Венгрии, России и т.д.

При предоставлении преференций развитые государства должны соблюдать

определенные условия: вводить их без дискриминации и воздерживаться от

требо­вания взаимности. Со своей стороны страны, получающие преференции —

страны бенефициарии, должны соблюдать одну общую обязанность - воздерживаться

от злоупотребления правом пользования преференциями, в частности, путем

ре­экспорта товаров, происходящих из третьих стран.

б) Двусторонние соглашения международной торговли

Принципы международного и международного экономического права формиру­ют

общие направления и рамки взаимодействия государств в торгово-экономической

сфере. Фиксация особенностей сотрудничества конкретных госу­дарств,

применение конвенционных принципов международного экономического права,

закрепление международно-правовых обязательств в области торгово-

политического регулирования обеспечивается посредством двусторонних и

много­сторонних соглашений.

Что касается двустороннего регулирования торговой политики то, как таковые,

договоры, посвященные исключительно вопросам формирования торгового режима,

практически не существуют. Наиболее распространены договоры общего, рамочно­го

политического характера, в частности, договоры о дружбе, сотрудничестве и

вза­имной помощи.[2] Данные договоры,

наряду с закрепленными в них обязательствами политического характера, содержат

обязательства по расширению экономического сотрудничества и общие принципы

такого сотрудничества. Положения подобных до­говоров, касающиеся торговли, как

правило, не отличаются высокой степенью дета­лизации и реализуются в форме

закрепления РНБ в доступе товаров на рынки друг друга, содержат обязательство

не ухудшать условия взаимного доступа в дальней­шем, избегать применения

нетарифных ограничений, в частности, не применять ко­личественные ограничения.

При этом предусматриваются особые случаи отхода от обязательств в области

торговой политики — угроза безопасности, война, защита жизни и здоровья

населения и т.п. Двусторонние договоры предусматривают также механизм

разрешения торгово-экономических споров между государствами, как правило, в

форме проведения двусторонних консультаций.

Международному праву в области двустороннего регулирования торгового по­рядка

известны также некоторые специальные виды международных договоров. К ним

относятся торговые договоры, договоры о торговле и мореплавании и сход­ные с

ними другие договоры. Главное в них — закрепление определенного торгового

режима во взаимоотношениях государств — режим наибольшего

благоприятствова­ния, национальный режим, преференциальный режим,

недискриминация и т.д.

С режимом торговли тесно связано значительное число соглашений, регули­рующих

пограничные с торговлей области международных отношений. В том числе, вопросы

валютного и финансового обеспечения на основе соглашений о междуна­родных

валютных расчетах и кредитах. Обычной является практика объединения торговых

и валютно-финансовых условий в единые договоры, именуемые либо со­глашениями

о товарообороте, либо соглашениями о платежах. В то же время, заклю­чаются и

специальные платежные соглашения, обеспечивающие осуществление расчетов в

свободно конвертируемых, ограниченно конвертируемых и неконверти­руемых

национальных валютах. Для регулирования платежных отношений между

го­сударствами, валюты которых не являются конвертируемыми, применяются

клирин­говые соглашения, предусматривающие зачет поступлений и расходов во

встречных торговых и других экономических операциях. Широко распространены

кредитные соглашения — предоставление одним государством другому займа в

денежной, то­варной и в смешанной форме с обязательным погашением займа.

Однако наиболее распространены соглашения по предоставлению целевых кредитов

или кредитов на определенных условиях. Согласно данным соглашениям

государство-должник обязу­ется приобрести на сумму кредита конкретные товары

у государства — кредитора на определенных условиях.

Разумеется, перечисленные выше виды двусторонних соглашений не исчерпы­вают

всех их возможных разновидностей, тем более в условиях непрерывного

усложнения, диверсификации и возникновения все новых способов и инструментов

внешнеторгового регулирования.

в) Многосторонние соглашения международной торговли

В современном мире центр тяжести сместился в сторону многостороннего

эко­номического сотрудничества. С точки зрения выработки норм, регулирующих

торго­вую политику в международном праве, доказательством этому служит то, что

по­давляющее большинство стран мира (132) входит в универсальную многостороннюю

систему торгово-политического регулирования ГАТТ/ВТО, 30 стран подали

офици­альные заявки на вступление в нее, а ряд стран, не являющихся членами

ГАТТ/ВТО применяют их в рамках уже упомянутых соглашений о партнерстве и

сотрудни­честве, торговые разделы которых целиком построены на нормах ГАТТ.

Действуют также и другие многосторонние соглашения - Договор к энергетической

хартии (52 государства-члена), Международные Товарные Соглашения и Общий фонд

для сырьевых товаров (103 государства-члена) и др.

[3]

Соглашения Всемирной Торговой Организации

Основу многостороннего международного торгового порядка образуют согла­шения

Уругвайского раунда переговоров ГАТТ. Итоговые документы Уругвайского раунда

закреплены в форме Заключительного акта, представляющего собой в пра­вовом

плане консолидированный документ, все инструменты которого взаимосвяза­ны.

Центральным элементом Заключительного акта является Соглашение о созда­нии

Всемирной Торговой Организации. Оно предусматривает создание единой

организационной структуры — многосторонней межправительственной организации,

обслуживающей все соглашения, входящие в итоговый пакет документов

Уругвай­ского раунда. Таким образом, созда­на единая правовая система,

регулирующая комплекс вопросов торговой политики в глобальном масштабе. Она

включает в себя семь составляющих: Генеральное со­глашение по тарифам и

торговле (Приложение 1А к Соглашению о создании ВТО), Генеральное соглашение

по торговле услугами (Приложение 1В), Соглашение по торговым аспектам прав

интеллектуальной собственности (Приложение 1С), Дого­воренность в отношении

правил и процедур урегулирования споров (Приложение 2), Механизм обзора

торговой политики (Приложение 3), систему многосторонних со­глашений с

ограниченным числом участников (Приложение 4) и единую организаци­онную

структуру — многостороннюю международную организацию (непосредствен­но

положения Соглашения о создании ВТО).

Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Основным

международно-правовым инструментом, вокруг которого идет формирование ВТО,

является Гене­ральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г.

Основной текст ГАТТ содержит 38 статей, объединенных в четыре части.

При­ложения, содержащие замечания, пояснения и дополнительные условия

примени­тельно к статьям ГАТТ также рассматриваются как составная часть

основного текста Соглашения.

В первой части (ст. 1 и 2) ГАТТ гарантирует всем участникам Соглашения режим

наибольшего благоприятствования в торговле товарами. Договаривающиеся сторо­ны

должны представить списки тарифных уступок. Тарифные ставки, приводимые в

уступках, носят консолидированный характер23. Другими словами,

ставки пошлин на товары, содержащиеся в списках, закрепляются. Они составляют

интегральную часть ГАТТ и не могут быть повышены в одностороннем порядке (т.н.

связанные ставки).

Вторая часть содержит правовые обязательства, регулирующие использование

правительствами стран отдельных инструментов торговой политики.

Устанавливает­ся принцип свободы транзита. Запрещаются внутренние налоги и

другие внутренние меры, являющиеся дискриминационными в отношении импорта.

Предусмотрены жесткие ограничения, направленные на предотвращение возможной

замены тари­фов другими инструментами (антидемпинговые и компенсационные

пошлины оценка товара для таможенных целей, таможенные и пограничные сборы и

фор­мальности, правила происхождения, публикация и применение правил

торговли). Устанавливается контроль за названными регулирующими

инструментами. Положе­ния, касающиеся количественных ограничений, содержат

общее их запрещение и ряд исключений.

Кроме того, вторая часть содержит положения, посвященные сотрудничеству ГАТТ

с Международным Валютным Фондом, взаимное согласие государств-членов

стремиться к полному упразднению экспортных субсидий, требование к

государ­ственным торговым предприятиям в вопросах внешней торговли не

допускать дис­криминации предприятий других форм собственности и действовать

на коммер­ческой основе. Отдельно оговариваются случаи, когда могут быть

приняты чрез­вычайные меры в отношении импорта, наносящего ущерб

отечественным производителям, и устанавливаются общие исключения и исключения

по соображе­ниям безопасности.

Третья часть содержит положения, регулирующие создание и действие тамо­женных

союзов и зон свободной торговли, а также правила функционирования ГАТТ.

Рассматриваются такие вопросы, как вступление Соглашения в силу, правила

веде­ния переговоров по тарифам, изменения тарифных списков, принятия

поправок к Соглашению, выход из ГАТТ, изъятие тарифных уступок у бывших

членов, опреде­ление понятия "договаривающихся сторон' — членов ГАТТ, правила

присоединение к ГАТТ и неприменение ряда положений ГАТТ отдельными его

участниками.

Четвертая часть посвящена особому режиму в отно­шении развивающихся стран,

устанавливаются его принципы и цели и содержатся обязательства, взятые

государствами-членами для реализации этой задачи.

Генеральное соглашение по торговле услугами. Принципиально новая

догово­ренность, которая содержит отправные принципы, составляющие основу

многосто­ронней правовой системы, регулирующей торговлю услугами.

Соглашение по торговым аспектам защиты прав на интеллектуальную

соб­ственность, включая торговлю поддельными товарами. Соглашение имеет

сложный характер. Его содержание переплетается с другими конвенциями, предметом

которых являются авторские права, интеллектуальная и промышленная

соб­ственность. Поэтому в Соглашении проведено определенное разграничение в

во­просах, регулируемых другими конвенциями и Соглашением, подтверждается

дей­ственность норм других соглашений и, вместе с тем, формулируется ряд новых

кон­цептуальных и правовых подходов к этой группе вопросов.

Соглашение устанавливает применимость базисных норм ГАТТ-94 к вопросам,

входящим в круг ведения Соглашения, провозглашает обязательство участников

предоставлять в области прав на интеллектуальную собственность национальный

режим гражданам других государств-членов, а также режим наибольшего

благоприятствования.

Важное новшество Соглашения — это обязательство государств-членов создать

национальные механизмы по охране прав собственников на интеллектуальную

соб­ственность. Члены Соглашения должны предусмотреть в своем национальном

зако­нодательстве нормы, обеспечивающие защиту и восстановление прав

национальных и иностранных собственников.

Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. Система

раз­решения споров ГАТТ является одной из основ многостороннего порядка в

торговле. Договоренность о правилах и процедурах для урегулирования споров

(ДУС), достиг­нутая во время Уругвайского раунда переговоров, создала

объединенную систему, позволяющую участникам ВТО разрешать свои претензии в

связи с любым много­сторонним торговым соглашением, включенным в список

приложений к Соглашению о создании ВТО. Для этой цели Орган по разрешению

споров (ОРС) получил тре­буемые полномочия от Генерального Совета и советов и

комитетов, учрежденных в соответствии с этими соглашениями.

ДУС придает большое значение консультациям при принятии решений по спо­рам,

требуя от участников вступления в переговоры после подачи другим участни­ком

соответствующей просьбы. Участники могут добровольно согласиться с

альтер­нативным средством решения спора, включающим добрые услуги,

согласительную процедуру, посредничество и арбитраж. В том случае, если спор

не удается разре­шить посредством консультаций, на заседании ОРС создается

специальная Комис­сия. Комиссия обычно состоит из 3-х лиц с соответствующей

квалификацией и прак­тическим опытом из стран, не являющихся участниками

спора. Секретариат ВТО предоставляет список лиц, удовлетворяющих этим

критериям. Процедуры работы Комиссии подробно разработаны в ДУС.

Предусматривается, что Комиссия обычно должна завершить свою работу в течение

6 месяцев или, в экстренных случаях, в течение 3-х месяцев. Доклад Комиссии

одобряется ОРС. Он считается одобрен­ным, если в течение 60 дней с момента

издания ОРС путем консенсуса не примет решения об отклонении доклада или один

из участников не известит ОРС о своем намерении обжаловать доклад.

Концепция обжалования является новым элементом ДУС. Создан Апелляционный

орган, состоящий из семи членов, три из которых будут вовлечены в

рассмотрение одного дела. Предметом апелляции может быть лишь

законодательство, на которое есть ссылка в докладе Комиссии или юридическое

толкование, данное Комиссией Процедура апелляции не должна занимать более 60

дней с даты, когда участник официально известил о решении прибегнуть к

апелляции. Итоговый доклад должен быть одобрен ОРС и принят участниками в

течение 30 дней с даты его представле­ния последним, если ОРС путем

консенсуса не примет решения против одобрения.

После одобрения доклада Комиссии или доклада Апелляционного органа участ­ник,

вовлеченный в спор, должен сообщить о своих намерениях в отношении

пре­творения в жизнь одобренных рекомендаций. Если немедленное исполнение

нера­ционально, участнику предоставляется разумный период времени. Последнее

уста­навливается по согласию участников и ОРС в течение 45 дней после

одобрения доклада или путем арбитражного решения в течение 90 дней с той же

даты. Во вся­ком случае, ОРС держит исполнение решения под постоянным

контролем, пока оно не будет осуществлено.

Разработаны положения о правилах компенсации или отзыва уступок в случае

неисполнения решения ОРС. В течение определенного времени участники могут

вступить в переговоры по вопросу о взаимоприемлемой компенсации. Если этот

во­прос не удается согласовать, участник спора может запросить разрешения у

ОРС отозвать уступки или иные обязательства в отношениях с другим участником.

ОРС предоставляет такие разрешения в течение 30 дней после окончания

согласованно­го срока для исполнения. Несогласие с масштабом отзыва уступок

может быть пе­редано в арбитраж. В принципе, уступки должны отзываться в том

же секторе, кото­рый рассматривался в документе ОРС. Если это не эффективно,

отзыв уступки мо­жет быть осуществлен в другом секторе, охватываемом тем же

соглашением. Наконец, если и это не эффективно или не рационально, или, если

ситуация доста­точно сложная, отзыв уступки может быть осуществлен по другому

Соглашению.

Одним из центральных положений ДУС является подтверждение, что член ВТО не

должен самостоятельно решать вопрос о нарушениях обязательств и об отзыве

уступок, а должен использовать правила и процедуры разрешения споров в

соот­ветствии с ДУС.

ДУС содержит ряд положений, принимающих во внимание специфические инте­ресы

развивающихся стран и наименее развитых стран. ДУС также предусматри­вает

некоторые специальные правила для решения споров, которые не влекут за со­бой

нарушение обязательств по соответствующему Соглашению, но где участник, тем

не менее, может предполагать, что его выгоды утрачиваются или уменьшаются.

Всемирная Торговая Организация — как международная организация.

Со­глашение о создании ВТО учредило единую организационную структуру —

много­стороннюю межправительственную организацию, обслуживающую все соглашения

и договоренности, входящие в итоговый пакет документов Уругвайского раунда.

[4]

Функция ВТО состоит в организации исполнения всех соглашений, составляющих ее

правовую базу. Кроме того, ВТО — форум многосторонних торговых переговоров

между участниками ВТО по всем вопросам их взаимных торговых отношений,

входящим в круг ее ведения, очерченный пакетом соглашений, а также по более

широ­кому кругу вопросов, если такое решение будет принято конференцией на

уровне министров.

ВТО призвана действовать в качестве органа по периодическим обзорам торго­вой

политики государств-членов. Соглашение о создании ВТО включает Механизм

обзоров торговой политики, который обеспечивает гласность в оформлении

нацио­нального внешнеторгового регулирования.

Главный орган ВТО — Конференция на уровне министров государств-членов,

со­бирающаяся раз в два года. Эта конференция обладает всеми правами ВТО,

может осуществлять все ее функции и принимать решения. В перерывах между

конферен­циями ее функции выполняет Генеральный Совет. В числе функций Совета

— орга­низация работы Органа по разрешению споров, Органа по проведению

обзоров тор­говой политики. Кроме того, организованы Совет по торговле

товарами, Совет по торговле услугами. Совет по торговым аспектам прав на

интеллектуальную соб­ственность, Комитет по торговле и развитию. Комитет по

ограничениям, связанным с состоянием платежного баланса, Комитет по

бюджетным, финансовым и админи­стративным вопросам. Образован Секретариат ВТО

во главе с Генеральным дирек­тором, который имеет полномочия назначать других

сотрудников Секретариата и определять круг их ведения и функции.

Ст. IX Соглашения устанавливает, что в рамках ВТО действует система принятия

решений путем консенсуса. В тех случаях, когда консенсус не может быть

достигнут, решение принимается простым большинством, причем каждое

государство-член имеет один голос. Ст. Х предусматривает случаи, в которых

при принятии решений, связанных с изменениями отдельных статей Соглашения,

требуется единогласие.

ВТО имеет статус юридического лица, пользуется всеми привилегиями и

иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН.

Европейская энергетическая хартия

Другим многосторонним соглашением в области регулирования международной

торговли призван стать Договор к Европейской энергетической хартии (ДЭХ).

Энер­гетическая хартия, подписанная 17 декабря 1991 г. в Гааге

представителями 46 стран Европы, Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона,

сама по себе не яв­ляется юридически обязывающим документом. По существу, это

протокол о намере­ниях принять особый документ — Договор к Европейской

энергетической хартии, по форме и по содержанию — многосторонний

международный инвестиционный и торгово-политический договор.

В настоя­щее время ДЭХ и связанные с ним документы подписало 51 государство и

ЕС. Среди поставивших свои подписи - практически все государства Европы,

включая страны СНГ и Балтии, а также Австралия, Турция и Япония, США и

Канада, несмотря на активное участие в “хартийном” процессе, не подписали

ДЭХ, хотя обратились с просьбой о продолжении участия в дальнейших

переговорах в качестве наблюда­телей. К марту 1998 г. более чем 31 страна

ратифицировали ДЭХ, тем самым в со­ответствии с его положениями он вступил в

силу.

Основным элементом ДЭХ является обеспечение режима наибольшего

благо­приятствования в торговле и национального режима в вопросах инвестиций.

При этом применение этих принципов в вопросах торговли энергетическими

товарами сопровождается следующими обязательствами:

- страны ДЭХ, являющиеся членами ВТО, руководствуются между собой

поло­жениями ГАТТ и решают все вопросы в рамках ГАТТ;

- страны ДЭХ, не являющиеся членами ВТО, руководствуются в отношениях между

собой и со странами-членами ГАТТ всеми положениями ГАТТ, за исключени­ем тех,

которые не применимы для торговли энергоносителями (например, Согла­шение по

текстилю, ст. IV ГАТТ) или которые могут быть реализованы только в рам­ках

механизмов ВТО (например, ДУС, списки уступок).

- одновременно для максимального сближения прав и обязательств сторон ДЭХ,

независимо от уровня их взаимоотношений с ГАТТ/ВТО, создаются квазимеханизмы

ГАТТ, прежде всего для разрешения торговых споров и “замораживания” импортных

-тарифов.

Многосторонние соглашения в области экспортной политики

Помимо торгово-политического регулирования режима доступа товаров на рын­ки

государств современной системе внешнеторгового регулирования известны

мно­госторонние механизмы, посредством которых государства регламентируют и

со­гласовывают экспортную политику. Это, в первую очередь, Международные

товар­ные соглашения (МТС) и Общий фонд для сырьевых товаров.

Международные товарные соглашения (MTC). MTC представляют собой

многосторонние межправительственные договоры по ря­ду основных сырьевых товаров

мировой торговли таких, как пшеница, сахар, натураль­ный каучук, хлопок, кофе,

какао, масло-семена, цветные металлы и др. По существу, они являются попыткой

межгосударственного регулирования мировых экспортных рынков. Среди главных

целей МТС: поддержание соответствующим мировому спросу уровня производства

сырьевых товаров, поддержание относительно стабильных цен, согласование

интересов стран их производителей и потребителей, стабилизация и увеличение

экспортных поступлений в интересах развития третьего мира.

Механизм действия МТС основан на поддержании равновесия спроса и предло­жения

на рынке через создание и финансирование на базе квот государств-членов

стабилизационных запасов определенных товаров, которые сбрасываются или

на­бираются в зависимости от текущей конъюнктуры. В рамках МТС созданы и

функ­ционируют международные товарные организации и международные

исследова­тельские группы по сырьевым товарам (МТО и МИГ) с постоянно

действующими секретариатами и специализированными органами. Опыт последних

десятилетий показывает, что функционирование МТС объективно сужает

возможности для ко­рыстных односторонних действий государств-экспортеров и

импортеров, чреватых дестабилизацией рынка того или иного товара.

В настоящее время функционируют следующие МТО и МИГ: Международная

ор­ганизация по какао, Международная организация по кофе, Международный

консуль­тативный комитет по хлопку, Международная организация по джуту,

Международная организация по натуральному каучуку, Международная организация

по сахару, Международная организация по тропической древесине, Международный

совет по зерну, Международный совет по оливковому маслу, Международная

исследователь­ская группа по натуральному каучуку, Международная

исследовательская группа по свинцу и цинку, Международная исследовательская

группа по меди, Международная исследовательская группа по никелю,

Межправительственная группа экспертов по вольфраму и Межправительственная

группа экспертов по железной руде. Кроме этого, под эгидой продовольственной

и сельскохозяйственной организации ООН

(ФАО) действуют 10 межправительственных рабочих групп: по бананам,

цитрусо­вым, рыбе, зерну, жестким волокнам, шкурам и кожам, мясу,

маслосеменам и жи­рам, рису и чаю.

Существующие МТС условно можно разделить на три типа:

Стабилизационные соглашения. Имеют целью приведение в равновесие

пред­ложения товара на рынке и спроса на него и, соответственно, удержание

рыночных цен на тот или иной товар в определенных, заранее согласованных между

участни­ками Соглашения пределах с помощью специального экономического

механизма (буферный запас, система удержаний, квотирование и т.п.). К

соглашениям такого типа в настоящее время можно отнести Третье международное

соглашение по нату­ральному каучуку, а также Международное соглашение по какао.

Административные соглашения. Их деятельность направлена на

подготовку и анализ проблем, связанных с международной торговлей, а также

производством и потреблением того или иного товара, изучение мировой

конъюнктуры рынка дан­ного товара, регулярное информирование участников о

положении на рынке, сбор и публикацию статистических данных, и подготовку

экономических обзоров рынка, организацию многосторонних консультаций по

проблемам торговли товаром. К ад­министративным соглашениям можно отнести

Международное соглашение по пше­нице, Международное соглашение по сахару.

Международное соглашение по кофе, Международный консультативный комитет по

хлопку, Международную исследова­тельскую группу по никелю, Международную

исследовательскую группу по свинцу и цинку, Международную исследовательскую

группу по каучуку.

Соглашения по мерам развития. Их главной целью является выработка

мер по расширению производства и укреплению экспортного потенциала в странах

произ­водителях сырья, развитию соответствующей инфраструктуры, расширению

участия стран-производителей в переработке, маркетинге и распределении сырья,

улучше­ние охраны окружающей среды, анализ проектов развития экономики того или

ино­го сырьевого товара и выработка рекомендаций правительствам

стран-производителей сырья. К соглашениям по мерам развития относятся:

Международ­ное соглашение по тропической древесине, Международное соглашение по

джуту и джутовым изделиям и Международное соглашение по оливковому маслу.

Последние тенденции в деятельности МТО и МИГ свидетельствуют об их

ориен­тированности не только на обеспечение краткосрочной стабилизации цен

путем ин­тервенций на рынке, но и на выработку средне- и долгосрочной

политики сбалансирования спроса и предложения на основе межправительственных

соглашений между странами-производителями и потребителями путем добровольных

мероприятий по регулированию производства и потребления.

Общий фонд для сырьевых товаров. Общий фонд для сырьевых товаров

(Общий фонд) — разработанное в рамках ЮНКТАД межправительственное согла­шение,

имеющее своей целью стабилизацию мировых рынков 19 видов сырьевых товаров:

Таблица: Общий фонд для сырьевых товаров

Минеральное сырье:

Технические культуры и сырье:

Продовольственные товары:

Бокситы- Джут и изделия из негоБананы
Железная рудаЖесткие волокна и изделия из них- Какао
МарганецКожевенное сырье- Кофе
- МедьНатуральный каучук- Мясо
- Олово- Тропическая древесина- Растительные масла и маслосемена
- Фосфаты- Хлопок и пряжа- Сахар
--- Чай

Задача Соглашения состоит в создании своеобразного международного банка -

Общего фонда — для кредитования на льготных условиях деятельности

международ­ных товарных соглашений (МТС) с целью стабилизации мировых цен на

сырье, а также финансирования проектов по расширению производства и

потреблению L сырьевых товаров в интересах государств-экспортеров и

импортеров.

Решение о введении Соглашения в действие было принято 19 июня 1989 г. на

со­стоявшемся в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке совещании 64 стран, первыми

всту­пившими в Фонд. К этому времени членами Соглашения стали 103 страны

(минимально необходимое число государств — 90), на которые приходится 67,16%

обязательных взносов (в их числе - СССР, Болгария, Югославия, КНР, Куба и

КНДР, большинство развивающихся и промышленно развитых стран, за исключением

США).

Функционирование Общего фонда осуществляется в рамках самостоятельных и

независимых Первого и Второго счетов (или Первого и Второго "окон').

Первый счет связан непосредственно с деятельностью МТС и предназначен для

предоставления им займов на льготных условиях. Формирование средств

осу­ществляется за счет обязательных правительственных взносов участников,

добро­вольной подписки на дополнительные акции Общего фонда, добровольных

взносов, займов, а также чистой прибыли от операций в рамках Первого счета.

Второй счет предназначен для финансирования мероприятий по стабилизации

мировых рынков сырья путем предоставления займов и ссуд на реализацию

проек­тов по развитию производства и экспорта сырья в развивающихся странах,

по сти­мулированию потребления, исследований в области маркетинга, оказания

техниче­ского содействия. Его формирование осуществляется преимущественно за

счет т.н. "добровольных" взносов участников, пожертвований и займов на

льготных условиях. Соглашением предусмотрена также возможность перевода на

Второй счет части средств с Первого счета.

Список литературы:

1. И.Т. Балабанов "Валютные операции", М.: "Финансы и статистика", 1993

2. Международное право: Учебник. Изд. 2-е, доп. И перераб. Отв. Ред.

Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.: Междунар. Отношения, 1998.

3. Международные экономические отношения. Под ред. Б.П.Супруновича. –М.:

“ГФА”, 1995.

4. Основы внешнеэкономических знаний. Отв. ред. И.П.Фаминский. –М.:

“Международные отношения”, 1994.

5. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в

России: Учебное пособие/под ред. Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М,

1998.

6. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

7. Шишаев А.И. Регулирование международной торговли товарами. – М.: Центр

экономики и маркетинга, 1998.

8. Ю.А. Григорьев "Практика внешнеэкономической деятельности", М.:

"Паимс", 1993

[1] Международное право: Учебник. Изд. 2-е,

доп. И перераб. Отв. Ред. Ю.М.Колосов, В.И.Кузнецов. - М.: Междунар. Отношения,

1998.

[2] Управление внешнеэкономической

деятельностью хозяйствующих субъектов в России: Учебное пособие/под ред.

Д.э.н., проф. Э.Э.Батизи. – М.:ИНФРА-М, 1998.

[3] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.

[4] Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1998.



(C) 2009