Научная Петербургская Академия

Реферат: Международное гуманитарное право

Реферат: Международное гуманитарное право

Содержание:

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Список использованной литературы.

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

Нормы международного права, регулирующие сотрудничество по гума­нитарным

вопросам (наука, культура, образование, обмен информацией, кон­такты между

людьми) образуют отрасль международного гуманитарного права. Существует две

основные подотрасли отрасли международного гуманитарного права: гуманитарное

право в мирное время и гуманитарное право в период во­оруженных конфликтов.

Иногда под международным гуманитарным правом по­нимается лишь нормы,

регламентирующие гуманизацию отношений в период во­оруженных конфликтов. Так

или иначе, но в центре международного гуманитар­ного права находятся права

человека. Не случайно, что в документах Организа­ции Объединенных Наций

зафиксировано непреложная цель развития челове­ческой цивилизации: “Жизнь

людей полноценна только тогда, когда ее озаряют права человека”.

В период до второй мировой войны международное сотрудничество в целях защиты

прав человека не имело широкого размаха. В этих целях было разрабо­тано и

принято лишь несколько международно-правовых актов. Среди них прежде всего

необходимо отметить договоры и конвенции о борьбе с рабством и

рабо­торговлей, в защиту прав религиозных и национальных меньшинств.

Качественно новая фаза деятельности международного сообщества в обес­печении

уважения прав человека началась после победы над фашизмом во второй мировой

войне.

Итоги второй мировой войны наложили отпечаток на все послевоенное развитие и,

в частности, определили основные направления деятельности ООН. В Уставе этой

организации было установлено, что одной из ее задач является осу­ществление

международного сотрудничества “в поощрении и развитии уважения к правам

человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и

религии” (ст.1).

Всеобщее уважение и соблюдение прав человека и основных свобод для всех, как

подчеркивается в ст. 55 Устава, является одной из основных предпосылок для

“создания условия стабильности и благополучия, необходимых для мирных и

дружественных отношений между народами, основанных на уважении принципа

равноправия и самоопределения народов”.

Устав ООН, не конкретизируя понятие прав человека, тем не менее содер­жит

несколько принципов, в определенной мере этому способствующих. Так, в Уставе

ООН говорится о равноправии наций, равноправии мужчин и женщин, достоинстве и

ценности человеческой жизни (т.е. праве на жизнь), недопустимости

дискриминации по признакам расы, пола, языка, религии (т.е. свободе совести,

убеждений и т.п.). Другими словами, общедемократический характер Устава

предполагает и подразумевает в качестве важнейшего правового условия

совре­менных международных отношений принцип уважения прав человека.

Основными источниками международного гуманитарного права являются

многочисленные многосторонние универсальные договоры - конвенции по правам

человека, которые могут быть как обязательными, так и рекомендательными

до­кументами. Большинство из созданы в правовой среде, образующейся в рамках

универсальной деятельности ООН. Закрепленные в них нормы носят довольно

обобщенных характер, а сами конвенции стали частью международного общего

права. Конкретная регламентация и осуществление прав человека относятся к

об­ласти внутренней компетенции государств и реализуется посредством

внутреннего законодательства. Именно поэтому допускаемые по конвенциям

ограничения имеют в разных странах разный объем и содержание, в результате

чего объем и содержание осуществляемых прав становится относительными.

Рекомендательный характер имеют резолюции международных организа­ций и прежде

всего - непосредственно резолюции ООН. К ним относятся Всеоб­щая декларация

прав человека 1948 г., Декларация о ликвидации всех форм нетер­пимости и

дискриминации на основе религии и убеждений 1981 г., Декларация о правах лиц,

принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым

меньшинствам 1992 г. и другие документы. Морально-политический авторитет

многих из резолюций очень высок, и государства с ними считаются, хотя

формально они не налагают на них юридических обязательств. Так, напри­мер,

довольно широко распространено мнение, что положения Всеобщей декла­рации

прав человека превратились в международный обычай.

Резолюции могут служить основой для разработки международных догово­ров в

области прав человека. Так, Декларация о защите всех лиц от пыток и дру­гих

жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и нака­зания

1975 г. была использована при разработке Конвенции против пыток и дру­гих

жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания

1984 г.

Другая часть документов в области прав человека - международные дого­воры,

которые имеют обязывающий характер для их участников. В их числе -

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

Международные пакты о правах человека и т.д. Эти договоры закрепляют

стандарты в области прав человека. Главные международно-правовые акты о

правах человека (обязывающие и рекомендательные) делятся на три основные

группы:

1. Международная хартия прав человека - универсальные документы в об­ласти

прав человека: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный

Пакт об экономических, социальных и культурных пра­вах 1966 г. с

Факультативным Протоколом 1986 г., Международный Пакт о гражданских и

политических правах 1966 г. с Фа­культативными Протоколами 1976 и 1992 гг.,

2. Акты о борьбе с массовыми нарушениями прав человека: Конвенция

относительно рабства 1926 г. (с изм. 1953 г.), Конвенция о принудительном

или обязательном труде 1930 г., Конвенция о предупреждении преступлений

геноцида и наказании за него 1948 г., Декларация о предоставлении

независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международная конвенция

о ликвидации всех форм расовой дискрими­на­ции 1965 г., Международная

конвенция о пресечении преступления апартеида и нака­зании за него 1973 г.,

Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных и

унижающих достоинство видов обращения и наказания 1975 г., Конвенция против

пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни­жающих достоинство видов

обращения и наказания 1984 г.

3. Акты о защите прав отдельных категорий индивидов: Устав Управления

Верховного Комиссара ООН по делам беженцев 1950 г., Конвенция о статусе

беженцев 1951 г. и Протокол к ней 1966 г., Конвенция о политических правах

женщин 1952 г., Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о

гражданстве замужней женщины 1957 г., Декларация прав ребенка 1959 г.,

Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г., Декларация о территориальном

убежище 1967 г., Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных

обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов 1974 г. ,Конвенция о

ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о

правах ребенка 1989 г., Международная конвенция о защите прав трудящихся-

мигрантов и членов их семей 1990 г. и др.

К региональным актам защиты прав человека относятся Европейская кон­венция

прав и основных свобод человека, подписанная в Риме в ноябре 1950 г.,

Американская декларация прав и обязанностей человека, принятая в Боготе в

марте 1948 г., Американская конвенция прав человека, подписанная в ноябре

1969 г., Африканская хартия прав человека и народов, принятая совещанием глав

госу­дарств и правительств стран-членов ОАЕ 28 июня 1981 г. в Найроби. Как

правило, они носят более конкретный характер, чем универсальные конвенции.

Так, напри­мер, Римская конвенция, касающаяся гражданских и политических

прав, устана­вливает больше оснований для ограничения прав человека, чем

Международные пакты. Что касается американских конвенций, то они в общих

чертах повторяют Римскую конвенцию.

Несколько своеобразный характер имеют документы в области прав чело­века,

принимаемые в рамках общеевропейского процесса под эгидой ОБСЕ. В

За­ключительном акте СБСЕ раскрыто содержание принципа уважения прав

чело­века применительно к взаимоотношениям участников процесса. В рамках этой

организации родился термин “человеческое измерение”, который означает

ком­плекс вопросов в сфере взаимоотношений участников ОБСЕ, связанных с

правами человека. Особо следует отметить документы, принятые на Конференции

ОБСЕ по человеческому измерению, проходившей в три этапа: в Париже в 1989 г.,

в Ко­пенгагене в 1990 г., в Москве в 1991 г. Документы ОБСЕ (Европейская

конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство

обращения или наказания и др.) носят политиче­ский характер и не являются

источниками международного права. Их положения часто именуют

договоренностями. Поскольку руководители госу­дарств-участни­ков ОБСЕ

неоднократно заявляли о том, что данные договорен­ности подлежат безусловному

претворению в жизнь, они имеют и юридический оттенок. Такие заявления можно

рассматривать как односторонние обязательства международно-правового

характера. Положения этих документов можно считать региональными стандартами

в области прав человека.

В рамках Содружества Независимых Государств параллельно с другими

до­кументами, регламентирующими существование этой международной структуры,

была принята также Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и

основных свободах человека 1995 г., в которой нашли отражение международно-

правовые стандарты в области прав человека.

2. Права человека: понятие, классификация и стандарты в международном праве.

Термин “права человека” появился в международной политической лек­сике после

американской войны за независимость и Великой французской револю­ции. В

Декларации независимости США, Декларации прав человека и гражданина и других

документах того времени говорилось о правах человека и гражданина. В

современных международно-правовых актах, и в первую очередь, в Уставе ООН, о

правах гражданина уже не говориться.

В современных условиях международно-правовое значение прав человека возросло

несоизмеримо, поскольку большинство демократических государств признают в

качестве основополагающего принципа примат прав человека над всеми остальными

сферами взаимных обязанностей государства и общества.

Подавляющее количество прав человека носят универсальный международ­ный

характер, однако существуют права человека. которые связаны с националь­ным

гражданством (например, политические).

Устав ООН содержит положения о правах человека и основных свободах. В общем

понимании эти термины - однотипные явления. И право, и свобода -

гаран­тированная законом мера возможного поведения лица или группы лиц.

Разница заключается в том, что порядок реализации права в той или иной

степени регла­ментируется, а свободу иногда рассматривают как область

человеческого поведе­ния, в которую государство обязуется не вмешивается.

В международно-правовых документах традиционно сохраняется классифи­кация

прав человека в соответствии с их содержанием. В этой связи выделяют:

1. Гражданские права: - право на жизнь; - право на неприкосновенность

личности; - свобода личности; - свобода передвижения; - равенство перед

судом; - право на презумпцию невиновности, пока виновность не будет доказана;

- право на безопасность личности; - право на свободу от произвольного ареста,

задержания или изгнания; - право на гласное с соблюдением всех требований

справедливости рассмот­рение дела независимым и беспристрастным судом; -

право на свободу о произвольного вмешательства в личную и семейную жизнь,

произвольного посягательства на неприкосновенность жилища и тайну

корреспонденции; - право на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного и

унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; - право на свободу

совести, мысли и религии и другие.

2. Политические права: - право на участие в управлении своей страной; - право

на равный доступ к государственной службе в своей стране; - право на свободу

убеждений и свободное выражение их; - право на свободу мирных ассоциаций и

собраний и другие.

3. Экономические права: - право на владение имуществом; - право на право

народа свободно распоряжаться своими естественными ре­сурсами и другие.

4. Социальные права: - право на труд и свободный выбор профессии; - право на

равную оплату за равный труд; - право свободно создавать профессиональные

союзы; - право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение,

обеспечи­вающее достойное человека существование; - право на вступление в

брак и создание семьи; - право на защиту материнства и детства; - право на

отдых и досуг; - право на жизненный уровень, необходимый для поддержания

здоровья и благосостояния (включая пищу, одежду, жилище и медицинский уход);

- право на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни,

инва­лидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств

к су­ществованию по не зависящим от человека обстоятельствам и другие.

5. Культурные права: - право на защиту моральных интересов, являющихся

результатом научных, литературных или художественных трудов автора; - право

на образование; - право на участие в культурной жизни; - право на пользование

результатами научного прогресса и их практиче­ского применения и другие.

Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в

соответствии с хронологическими критериями, которая получила в междуна­родно-

юридической литературе название “концепции трех поколений прав чело­века”. В

соответствии с ней права человека делятся на три основные группы:

1. Первое поколение - гражданские и политические права, осознание и

де­кларация которых начинается с периода Великой Французской революции.

2. Второе поколение - социально-экономические и культурные права, кото­рые

нашли отражение в международно-правовых актах сразу после второй миро­вой

войны (Всеобщая декларация прав человека) после разворачивания процессов

демократизации, выхода на историческую сцену еще в первой половине XX в.

ши­роких слоев народных масс и успехов социалистических движений, а также

соци­альных преобразований в СССР.

3. Третье поколение - право на мир, право на здоровую жизненную среду, право

на развитие, право на разоружение - с 60-х гг. XX в. после массового

осво­бождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской

Америки, а также формирования новой мировой силы - совокупности

разви­вающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также

с осо­знанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под

сомнение само выживание планетарной цивилизации.

Еще одной общепринятой классификацией прав человека является деление их на

коллективные права (права народов) - право на самоопределение, право на

профсоюзы, право на развитие и т.д.; индивидуальные права (права личности) .

Исторически существовало большое количество концепций прав человека:

религиозная, естественная, позитивная и т.д. В настоящее время постепенно на

основе общего международного права формируется универсальная концепция

межгосударственного сотрудничества в области прав человека. Ее костяк

состав­ляют важнейшие уже признанные принципы международного гуманитарного

права:

* Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность

проти­вопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав

чело­века как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой

су­ществует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом

признается человеческое право на жизнь).

* Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны

как одного из основополагающих и главных в системе основных принци­пов

международного права; с другой стороны - как один из элементов системы

основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязан­ных

друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из

них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не

могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение

государствен­ного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого

государства и т.д.

* Несмотря на то, что вопрос о взаимоотношениях государства и граждан -

проблема внутригосударственной компетенции и внутреннего права,

междуна­родное право признает в качестве руководящего правила недопустимость

такой модели регулирования отношений между любым государством и его

населения, которое означает произвол и насилие. Именно поэтому существует три

возмож­ные направления регулирования подобной ситуации: обсуждение

международ­ными органами вопросов, касающихся индивидуальных нарушений прав

человека в соответствии с доброй волей заинтересованных государств на основе

междуна­родного договора; рассмотрение вопросов нарушений прав человека на

междуна­родном уровне на внедоговорной основе, даже без согласия

заинтересованного государства (правда здесь не существует четко разработанных

механизмов и кри­териев); рассмотрение в международных органах частных жалоб

на нарушение прав человека. Тенденция на рассмотрение прав человека как

области, которая не является исключительно внутригосударственной сферой

регулирования особенно заметно проявляется в рамках общеевропейского

процесса. Так, в документе Мо­сковского совещания Конференции по

человеческому измерению 1991 г. подчер­кивалось, что “вопросы, касающиеся

прав человека, основных свобод, демокра­тии и верховенства закона, носят

международный характер, поскольку соблюде­ние этих прав и свобод составляет

одну из основ международного правопорядка”. В этом же документе государств-

участники заявили, что “обязательства, принятые ими в области человеческого

измерения СБСЕ, являются вопросами, представ­ляющими непосредственный и

законный интерес для всех государств-участников, и не относятся к числу

исключительно внутренних дел соответствующего госу­дарства”.

* Область уважения прав человека в международном праве понимается как

деидеологизированная и деполитизированная сфера, в которой недопустимо

ис­пользовать полемику идеологий, руководствоваться политическими интересами,

ради которых подчас допускается искажение действительной ситуации внутри

от­дельных государств с уважением прав человека.

Как видно из вышесказанного одним из основополагающих принципов концепции

межгосударственного сотрудничества вообще и по гуманитарным во­просам в

частности составляет принцип уважения прав человека. Его нормативное

содержание составляет обязательство государств уважать и соблюдать эти права

без какой-либо дискриминации в отношении всех лиц, которые находятся в сфере

их юрисдикции, то есть на которых распространяется их власть.

Международно-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип

уважения прав человека частно называют международными стандартами в области

прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, нахо­дящимся

под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать

на такие права и свободы (например, не допускать расовой. националь­ной и

другой дискриминации, применения пыток и т.д.). Стандарты могут быть

универсальными, то есть признанными во всем мире, и региональными.

Регио­нальные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня

развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более

широ­кими, конкретными (см. выше - стандарты в рамках общеевропейского

процесса). В некоторых случаях допускаются те или иные ограничения прав и

свобод, о которых идет речь в отдельных стандартах. Так, в ряде положений

Междуна­родного пакта о гражданских и политических правах (например, ст.4)

предусмат­ривается, что соответствующие права и свободы могут быть

подвергнуты только таким ограничениям, которые установлены законом и

необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка,

здоровья или нравствен­ности населения, т.е. в таких случаях, когда речь идет

о потенциально возможном наступлении такой ситуации, когда права человека

будут нарушаться и ущем­ляться в несоизмеримо больших размерах.

Международно-правовые стандарты обычно закрепляются в различного рода

документах, как являющихся источниками международного права (см. выше), так и

носящих морально-политический характер.

3. Система межгосударственного сотрудничества в области прав человека.

Отдельные вопросы межгосударственного сотрудничества затрагивались в практике

международных отношений еще в XVIII в. - например, веротерпимость в

определенных границах. После первой мировой войны были заключены ряд

до­говоров о меньшинствах.

Только с созданием ООН началось широкомасштабное межгосударственное

сотрудничество в области прав человека, которое в своем развитии проходит два

основных этапа:

На первом этапе (с 1945 г.- до начала 80-х гг.) происходило накопление

международно-правовых стандартов в области прав человека. Второй этап (с

на­чала 80-х гг. до настоящего времени) этот процесс не ликвидировал

полностью, однако интенсивность его существенно снизилась и сместилась на

региональный уровень. Сущностью и настоятельной необходимостью второго этапа

является поиск повышения эффективности уже накопленных стандартов. Внимание

между­народного сообщества все больше начинает сосредотачиваться на создании

меж­дународных контрольных механизмов, имеющих целью обеспечить осуществление

соответствующих стандартов, на разработке международных процедур,

способ­ствующих достижению этих целей. Создание международных контрольных

меха­низмов и процедур в области прав человека - стремление к институализации

меж­государственных отношений на этом участке.

Международные механизмы и процедура в области прав человека можно разделить

на две группы:

* консенсусные - основанные на общем согласии участников, преимуще­ственно

договорные (могут быть также не договорными, если документы. их

предусматривающие носят политический характер);

* неконсенсусные - созданные на основе резолюций международных органи­заций,

которые не предполагают единогласия.

Контрольные механизмы в области прав человека представляют собой определенные

организационные структуры (комитеты, рабочие группы, специаль­ные докладчики

и т.д.).

Чаще всего лица, входящие в состав того или иного контрольного меха­низма,

действуют в личном качестве, то есть не получают указаний от своих

пра­вительств и не отвечают перед ними за свою деятельность в составе этих

механиз­мов.

Международные контрольные механизмы в области прав человека могут быть

коллективными органами (комитеты, группы, и т.д.) и единоличными (специальные

докладчики). Коллективные органы принимают свои решения либо консенсусом,

либо большинством голосов. Юридическая природа их решений различна. Обычно

они не носят обязательного характера, выражая мнение соот­ветствующего органа

по рассматриваемому вопросу (включая рекомендации, об­щие или конкретные).

Реже они являются обязательными для заинтересованных сторон (решения

Европейского суда по правам человека). В конечном итоге все зависит от

мандата, которым наделен данный орган.

Международные контрольные механизмы в области прав человека бывают

универсальными и региональными.

Центральное место в этой области занимает ООН в совокупности своих ор­ганов

и организаций. В компетенцию ООН, согласно ее Уставу, входит всесторон­нее

рассмотрение проблем в области прав человека.

Главная роль в этом деле принадлежит ГА ООН. Как устанавливает ст.13 Устава

ООН, ГА организует исследования и делает рекомендации в целях содей­ствия

международному сотрудничеству в области экономической, социальной, культуры,

образования, здравоохранения и содействия осуществлению прав чело­века и

основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии. Боль­шая

часть вопросов по правам человека предварительно рассматривается Третьим

комитетом Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы), кото­рый

готовит по ним проекты резолюций, принимаемые ГА в конце ее очередной сессии.

Она создает также вспомогательные органы по тем или иным проблемам в области

прав человека (например, Специальный комитет по деколонизации, Спе­циальный

комитет против апартеида и т.д.)

Наряду с ГА ответственность за выполнение функций ООН в области прав человека

несет ЭКОСОС. Он делает рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения

прав человека и основных свобод, подготавливает проекты конвен­ций, созывает

в соответствии с правилами Организации международные конфе­ренции (ст.62

Устава).

Основная работа ЭКОСОС в этой области осуществляется с помощью его

вспомогательных органов. В соответствии со ст.68 Устава ООН Совет в 1946 г.

создал две функциональные комиссии:

1). Комиссия по правам человека состоит из представителей 53 государств,

избираемых ЭКОСОС. Она собирается на ежегодные сессии, принимает

большин­ством голосов решения по вопросам прав человека. Комиссия внесла

большой вклад в разработку Международных пактов и других международных

договоров в области прав человека. Вспомогательным органом Комиссии по правам

человека является созданная в 1947 г. Подкомиссия по предотвращению

дискриминации и защите меньшинств. Она состоит из 26 человек, отобранных

Комиссией и рабо­тающих в Подкомиссии в личном качестве экспертов.

Подкомиссия собирается ежегодно на сессию. Одна из ее важнейших задач -

проведение исследований и подготовка рекомендаций о предотвращении

дискриминации любого рода в от­ношении прав и свобод, а также защите лиц,

относящихся к расовым, националь­ным, религиозным, языковым меньшинствам.

Помимо всего прочего ЭКОСОС уполномочил Комиссию учреждать специальные

рабочие группы экспертов - по отдельным вопросам или по конкретным странам.

Впервые такая группа была уч­реждена в 1967 г. Наряду с этим в Подкомиссии

имеется институт Специальных докладчиков (Специальный докладчик по торговле

детьми, Специальный доклад­чик по современным формам расизма, ксенофобии и

др.

2).Комиссия по правам женщин подготавливает рекомендации и доклады для ЭКОСОС

по вопросу о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской и

социальной областях и в области образования.

В рамках Секретариата ООН создан еще один орган - Центр ООН по пра­вам

человека (штаб-квартира - в Женеве). В его функции входит координирование

деятельности специальных органов по защите прав человека в рамках всей

си­стемы ООН. Центр возглавляется заместителем Генерального секретаря ООН,

ко­торый с 1993 г. получил официальный специальный статус Верховного

Комиссара ООН по правам человека. Первым эту должность занял в начале 1994 г.

Хосе Ай­яла Лассо. Центр по правам человека - постоянно действующий орган,

который в качестве одной из важнейших целей для себя поставил увеличение

потока обмена информацией по проблемам прав человека. Именно для этого

Верховный Комис­сар установил в Женеве “линию прямой связи по вопросам прав

человека”, дей­ствующую в течение 24 часов в сутки. Номер факса линии прямой

связи в Женеве (Швейцария): (41) (22) 917-0092. Кроме того, в Женеве

создается база данных в об­ласти прав человека.

Существует также ряд органов, юридически независимых от ООН и других

международных организаций, которые созданы многосторонними конвенциями по

правам человека с целью контроля за осуществлением участниками их положе­ний.

* Комитет по правам человека (состоит из 18 экспертов в личном качестве)

создан на основании ст.28 Международного пакта о гражданских и политических

правах. Он рассматривает предоставляемые государствами-участниками Пакта

доклады о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, признаваемых в нем.

* Большую работу проводит Комитет по ликвидации расовой дискримина­ции

(состоит из 18 экспертов в личном качестве), созданный на основании ст.8

Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

Государства-участники Конвенции представляют на рассмотрение Комитета доклады

о принятых законодательных, судебных, административных и других ме­рах, с

помощью которых реализуются положения конвенции.

* Комитет против пыток (состоит из 10 экспертов) предусмотрен Конвен­цией

против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоин­ство

видов обращения и наказания 1984 г.

* Комитет по правам ребенка (состоит из 10 экспертов) предусмотрен

Кон­венцией о правах ребенка 1989 г.

Иногда один и тот же орган является одновременно и плодом соответ­ствующего

международного договора в области прав человека, и инициативой международной

организации. Так, например, в 1985 г. ЭКОСОС учредил Комитет по

экономическим, социальным и культурным правам, состоящий из 18 экспертов,

избираемых им из числа кандидатов, представленных участниками Пакта об

эко­номических, социальных и культурных правах 1966 г.

Сходная ситуация возникла при учреждении Группы трех - контрольного механизма

за осуществлением Международной конвенции о пресечении преступ­лений

апартеида и наказании за него 1973 г. Согласно Конвенции Группа назнача­ется

ежегодно Председателем Комиссии по правам человека из числа членов Ко­миссии,

которые являются также представителями государств-участников Кон­венции.

Из региональных контрольных механизмов в области прав человека прежде всего

необходимо отметить Европейскую комиссию по правам человека и Евро­пейский

суд по правам человека, созданный в соответствии с положениями Евро­пейской

конвенции прав и основных свобод человека 1950 г. (ст.19). Положитель­ным в

ней является то, что эти органы полномочны рассматривать вопросы по жалобам

отдельных физических лиц о нарушениях прав человека. Однако в Ко­миссию

отдельные лица могут обращаться только в том случае, если государство-

участник, которое затрагивается жалобой, признало компетенцию Комиссии по ее

разрешению. Жалобы частных лиц на это государство не рассматриваются, если не

соблюден ряд условий и, в частности, правило исчерпание всех внутренних

средств правовой защиты. За 25 лет своей работы в Комиссию поступило около 8

тыс. жалоб и лишь менее чем в 50 случаях она решила, что жалобу следует

обсуж­дать. Индивидуальное обращение в Евросуд по правам человека

осуществляется только с разрешения Комиссии по правам человека. В то же время

государства-участники могут обращаться в Комиссию с жалобами на невыполнение

другими участниками положений Конвенций без всяких условий.

В рамках ОАГ действует Межамериканская комиссия по правам человека, однако ее

деятельность практически незаметна.

Международные контрольные процедуры в области прав человека - поря­док и

методы изучения соответствующей информации и реагирования на резуль­таты

такого изучения. В рамках одного и того же контрольного механизма могут

использоваться разные процедуры. Основными принципами контрольных проце­дур

являются:

- гласность;

- объективное установление фактов;

- участие общественности в защите прав человека;

- основанием деятельности является международный договор;

- осуществление только международными органами.

Международные процедуры в области прав человека по методам и источни­кам

сбора информации можно разделить на следующие категории:

* рассмотрение докладов государств о выполнении ими своих обязательств в этой

области, по результатам которых ежегодно составляются доклады Гене­ральному

Секретарю ООН;

* рассмотрение претензий государств друг к другу по поводу нарушения

обязательств в данной области;

* рассмотрение в политическом, административном, квазисудебном или су­дебном

порядке жалоб и сообщений отдельных лиц, групп или неправительствен­ных

организаций на нарушения их прав государствами;

* изучение (расследование, исследование) ситуаций, связанных с

предпола­гаемыми или установленными нарушениями прав человека;

* политическая процедура дачи рекомендаций органам государства, исклю­чение

из международной организации, применение других политических санкций в случае

массового нарушения прав человека каким-либо государством.

В настоящее время международные контрольные механизмы и процедуры в области

прав человека не всегда справляются со стоящими перед ними задачами. Они

иногда дублируют друг друга, приводят к принятию необъективных решений и т.д.

Поэтому на первый план в настоящее время выдвигается задача их

рациона­лизировать и усовершенствовать.

Список использованной литературы:

1. Броунли Я. Международное право. М., 1996

2. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М., 2000

3. Международное право. Под ред. Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 1995

4. Международное право. Под ред. Тучкина Г.И. М., Юридическая литература, 1994

5. Ушаков Н.А. Международное право. Учебник. – М.: Юрист, 2000

6. Энциклопедический юридический словарь. - М., 1997



(C) 2009