Научная Петербургская Академия

Курсовая: Система охраны Конституции Российской Федерации

Курсовая: Система охраны Конституции Российской Федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ.

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПРАВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

на тему “Система охраны Коснтитуции Российской Федерации”

студента 2 курса 6 группы

Гущева Игоря Владимировича.

г. Кингисепп Ленинградской обл.

ул. Воровского, д.7а, кв.13.

телефон: (275) 2-01-89.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1997

План:

1. Способы охраны Конституции РФ.

2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия

конституции как средства

охраны Конституции РФ.

3. Особая процедура принятия и изменения Конституции как гарантия ее охраны.

4. Конституционный контроль и конституционный надзор в России.

4.1. Понятие и виды конституционного контроля.

4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны Конституции.

4.3. Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.

5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

1. Способы охраны Конституции РФ.

Конституция РФ по своей правовой природе является фундаментом правовой систе-мы

России. “Эффективная правовая охрана Конституции - основа незыблемости

общест-венного и государственного строя. Поэтому важнейшей задачей

государственной власти в России является обеспечение верховенства Конституции ,

соответствия издаваемых актов конституционным принципам и нормам, баланса

взаимодействия нормативных правовых актов Центра и субъектов Федерации.”

1

По мнению Н.А.Михалева под правовой охраной конституции следует понимать “

со-вокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение

всех установленных констиутцией норм, соблюдение режима конституционной

законности”.2

Для осуществления указанной задачи в России существует система охраны Конс-

титуции.

В связи с этим можно выделить ряд способов охраны Конституции РФ. Исходя из

лексического значения слова “способ” ( “ действие или система действий,

применеяемые при исполнении какой-либо работы, при осуществлении чего-нибудь”)

3 , можно дать опре-деление способу охраны Конституции. Таким образом,

способ охраны - это действие или система действий, применяемых органами

государственной власти при осуществлении ими правовой охраны Конституции РФ.

В литературе рассмотрено несколько способов, средств и гарантий охраны

Конституции РФ, применяемых органами государственной власти ,осуществляющими

ука-заные функции.

2. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия

конституции как средства охраны Конституции РФ.

Статья 1 Конституции РФ декларирует, что Россия является правовым государством.

“ Идея правового государства имеет многовековую историю... Философская основа

теорииправового государства была сформулирована И.Кантом, который и предложил

тер-мин “ правовое государство”.4

Вообще же правовое государство можно определить как “государство, осуществление

внутренней и внешней политики которого, деятельность его органов, должностных

лиц свя-заны правовыми нормами , подчинены им .”

5

“Конституционные признаки государства как правового конкретизируются ”

.А.А.Ми-шиным и Б.А.Страшуном “ в следующих положениях:

1) В провозглашении нерушимости прав человека со стороны государства. ” (

Дан-

ное положение закреплено в статье 2 Конституции РФ).

2) “В установлении основ механизма гарантий прав и свобод .” ( Глава 2

Конститу-

ции РФ).

3) “В конституционном установлении обязанности государства, его органов,

учереж-

дений, должностных лиц и служащих действовать в рамках конституции и

законов.” ( Пункт

2 статьи 15 Конституции РФ).

4) “В конституционном принципе независимости суда.” ( Статья 120 Конституции

РФ).

5) “В принципе верховенства конституции по отношению к другим законам ( Пункт 1

статьи 15 Конституции РФ).

6) “В принципе приоритета норм международного права перед нормами националь-

ного права.”6 ( Пункт 4 статьи 15 Конституции РФ).

Как было сказано выше, принципы верховенства и прямого действия конституции

непосредственно входят в понятие правового государства. Суть принципа

верховенства Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: “Законы и иные

нормативные акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить

Конституции Российской Федерации”. Прямое же действие конституционных норм -

это “понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут

отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют

разъясняющие и детализирующие их законные и подзаконные акты.”

7 “Так, 31.10.95г. Пленумом Верховного Суда РФ было принято Поста-новление

№ 8 “О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Феде-рации

при осуществлении правосудия”, в котором Пленумом Верховного суда были даны

разъяснения судам касательно непосредственного применения судами норм

Конституции РФ при разрешении ими уголовных и гражданских дел в случае

обнаружения при рассмо-трении дела противоречия между каким-либо

нормативно-правовым актом и Конституцией РФ ( пункт 2 Постановления), а также

между каким-либо постановлением Верховного Суда РФ до вступления в силу

Конституции РФ 1993 гогда ( пункт 19 Постановления)”.

8

Таким образом, принципы правового государства, верховенства и прямого

действия Конституции РФ непосредственно влияют на возможность реализации

конституционных норм, то есть делают возможным существование самой

Конституции как полноценного нор-мативного акта.

3.Особая процедура принятия и изменения Конституции

как гарантия ее охраны.

Главой 9 Конституции РФ закреплена процедура принятия конституционных поправок

и пепересмотра Конституции РФ. Эта процедура делает значительно сложнее

внесение ка-ких-либо изменениий в текст Конституции РФ в отличии от внесения

изменений в любые другие нормативные акты, действующие на территории России.

Такая процедура необхо-дима как гарантия незыблемости положений Конституции РФ

в связи с ее огромной важ-ностью как нормативного акта для государства,

общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в

систем российского права. По особенностям про-цедуры изменения Конституции РФ

ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются

по-разному.9

Прежде всего, необходимо отметить, что круг субъектов, уполномоченных на

внесение предложений о поправках или пересмотре положений Конституции РФ

значительно урезан по сравнению с кругом лиц, обладающих правом

законодательной инициативы, указанны-

ми в статье 104 Конституции РФ. Такими правомочиями обладают: Президент РФ,

Совет

Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (

представитель-ные) органы субъектов федерации, а также группы численностью не

менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы

( статья 134 Конституции РФ).

Согласно статьи 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции РФ

прини-маются в порядке, предусмотренном для принятия федеральных

конституционных законов, а именно: поправки к главам 3-8 Конституции РФ

считаются принятыми, если они одобре-

ны большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов

Государствен-ной Думы и не менее трех четвертей голосов от общего числа членов

Совета Федерации. Конституционный Суд РФ Постановлением № 12-П от 31.10.95.

разъяснил, что поправки к главам 3-8 Конституции РФ принимаются в форме особого

правового акта - закона Российс-кой Федерации о поправке к Конституции РФ.

10 Затем закон о поправке к Конституции РФ в течение 14 дней подлежит

подписанию Президентом РФ ( без права отлагательного ве-

то)11 . Принятая поправка вступает в силу

после одобрения органами законодательной влас-ти не менее чем двух третей

субъектов РФ ( статья 136 Консти-туции РФ).

Положения же Конституции РФ, касающиеся основ конституционного строя, прав и

свобод человека и гражданина, а также конституционных поправок и пересмотра

Консти-туции РФ ( главы 1, 2, 9 Конституции РФ) вообще не могут быть

пересмотрены Федераль-ным Собранием согласно статьи 135 Конституции РФ. В

случае, если предложение о пе-ресмотре указанных глав Конституции будет

поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и

депутатов Государственной Думы, то необходим созыв Конституционного Собрания,

которое должно либо подтвердить неизменность действую-

щей Конституции, либо разработать проект новой Конституции РФ, которая

принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного

Собрания или выносит-

ся на всенапродное голомование ( референдум).

Созыв и работа Конституционного Собрания в соответствии с пунктом 2 статьи

135 Конституции РФ должны производиться на основании федерального

конституционного за-кона, который не принят до сего дня, что делает

проблематичным пересмотр пололжений вышеуказанных глав Конституции РФ в

настоящее время. При проведении референдума проект новой Конститтуции

считается принятым, если за него проголосовало более поло-вины избирателей,

принявших участие в голосовании, при условии, что в нем принимали участие

более половины избирателей ( статья 135 Конституции РФ).

Изменения касающиеся субъектного состава РФ, а также конституционного статуса

субъекта РФ вносятся в статью 65 Конституции на основании федерального

конституцион-ного закона. В случае изменения названия субъекта федерации

новое название подлежит включению в статью 65 Конституции РФ.( Статья 137

Конституции РФ).

4. Конституционый контроль и конституционный надзор в России.

4.1.Понятие и виды конституционного контроля.

Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны

Конститу-ции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны.

Контроль по С.И.Ожегову - “проверка, а также постоянное наблюдение с целью

про-верки либо надзора”.10

Следовательно, конституционный контроль - это проверка, а

также постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами,

дейст-вующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

В юридической литературе понятия конституционного контроля и конституционного

надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия

необходимо диф-ференцировать. Из анализа законодательствыа по этому вопросу

следует, что орган го-сударственной власти, обнаружив несоответствие какого-

либо нормативного акта Конс-титуции может в зависимости от компетенции:

1) отменить этот акт полностью или в части либо не применять его полностью

или частично;

2) обратиться к органу, правомочному осуществлять какое-либо из перечисленных

в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест).

Таким образом, органы государственной власти можно разделить на органы,

непос-редственно воздействующие на нормативные акты и действующие посредством

воздейст-вия на другие органы государственной власти.

Полагаю, что конститционный контроль осуществляет первая группа органов госу-

дарственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая.

В литературе выделяют два вида конституционного контроля: политический и

судебный в зависимости от органов, его осуществляющих .

11

Президент РФ согласно статьи 80 Конституции РФ является гарантом Конституции,

прав и свобод человека и гражданина. Он вправе отменить постановления и

распоряжения Правительства РФ, а также и собственные указы в случае их

несоответствия Конституции

РФ ( статья 115 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов

государст-венной власти субъектов РФ, которые по его мнению не соответствуют

Конституции РФ

( статья 85 Конституции РФ), таким образом осуществляя политический

конституционный контроль.

Судебный конституционный контроль осуществляется всеми судами.

12 Исходя из конституционных принципов верховенства и прямого действия

Конституции РФ, суд сог-ласно статьи 5 Федерального конституционного закона “О

судебной системе” от 31.12.96.

№ 1-ФКЗ в ходе рассмотрения конкретного дела обязан не применять нормативный

акт, не соответствующий Конституции РФ.

4.2. Судебная система - важнейший элемент механизма охраны

Конституции РФ.

Основные принципы формирования судебной системы и осуществления ей право-

судия рассматриваются в главе 7 Конституции РФ., а также в Федеральном

конституцион-

ном законе “О судебной системе” от 31.12.9613 .

В соответствии со статьей 118 Конституции РФ и статьи 1 указанного

федерального конституционного закона судебная власть осуществляется

посредством конституционного, уголовного, административного и гражданского

судопроизводства. В зависимостит от под-судности в судебной системе выделяют

конституционные суды ( Конституционный Суд РФ

и конституционные суды субъектов РФ), суды общей юрисдикции и арбитражные суды

( статьи 125-127 Конституции РФ).

Из перечисленных судебных органов особо следует выделить Конституционный Суд

РФ, который занимает одно из важнейших мест в системе охраны Конституции РФ.

“В советский период на судебные органы не возлагалась функция

конституционного контроля. Да и сама эта функция длтельное время

осуществлялась не специализирован-

ными органами, а наряду с другой государственной деятельностью. Известным шагом

на пути к созданию специализированной системы контроля ( надзора) за

соблюдением Конституции стало создание в 1988 году Комитета конституционного

надзора СССР, пол-номочия которого, однако, были весьма ограничены и не

включали право отмены акта, признанного неконституционным.”

14

“Конституционный суд как судебный орган конституционного контроля,

осуществля-ющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства,

был учережден решением Съез да народных депутатов РСФСР 19 декабря 1990 года,

Первый Закон о Конституционном суде России был принят в мае 1991 года. В этом

же году Конституцион-ный Суд начал свою работу. Ныне действующий Федеральный

конституционный закон “О Конституционном Суде Российской Федерации”

15 был принят Государственной Думой 24 июня, а подписан Президентом России

21 июля 1994 года. Принятие второго Закона о Кон-ституционном Суде было связано

с появлением новой Конституции России, необходи-мостью учета накопленного опыта

конституционного судопроизводства и внесения в него известных коррективов.

Конституционный Суд как специализированный орган конститу-ционного контроля был

создан в Росси впервые.”16

Как было уже сказано выше, Конституционный Суд РФ является элементом судебной

системы ( статья 118 Конституции РФ). Следовательно, все основные принципы

деятель-ности судов, заложенные в Конституции ( статьи 119- 124), относятся к

нему в той же мере.

Статья 1 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Россий-

ской Федерации” от 21.07.94. ( далее - Закон) гласит о том, что

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля,

самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством

конституционного судопроизводства. Це-лями деятельности Конституционного

Суда РФ являются: защита основ конституционного строя, основных прав и свобод

человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия

Конституции РФ на всей территории России ( статья 3 Закона). Руководствуясь

этими целями, Конституционный Суд РФ:

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации,

Государс-твенной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а так же законов и иных нормативных актов

субъектов

РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной

власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов

государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами

государственной влас-ти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компеетнции:

а) между федеральными органами государственной власти ;

б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти

субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам

судов проверяет конституционнсоть закона, примененного или подлежащего при-

менению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения

Президента РФ в государственной измене или совершения иного тяжкого

преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения и так

далее

( статья 3 Закона).

Законодатель постарался предотвратить вмешательство Конституционного Суда в

политические вопросы, в силу того огромного значения, которым обладают его

решения, а так же не допустить пересечения его компетенции с другими органами

государственной власти. Так, в соответствии со статьей 3 Закона

Конституционный Суд РФ решает исклю-чительно вопросы права, а при

осуществлении конституционного судопроизводства воз-держиваестя от

установления от установления и исследования фактических обстоятельств во всех

случаях, когда это входит компетенцию других судов или иных органов.

Субъектами права на подачу запроса в Конституционный Суд РФ согласно пункту 2

статьи 125 Конституции РФ являются: Президент РФ, Совет Федерации,

Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов

Государственной Думы, Пра-вительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный

Суд РФ, органы законодатель-ной и исполнительной власти субъектов РФ.

С запросом о толковании Конституции РФ в Конституционный Суд РФ вправе об-

ратиться все вышеуказанные субъекты, за исключением Высшего Суда РФ и Высшего

Арбитражного Суда РФ. Конституционный Суд РФ является единственным органом

госу-дарственной власти, имеющий право на официальное толкование Конституции

РФ. При той жесткости Коснтитуции РФ, то есть черезвычайно сложной процедуры

принятия к ней поп-равок, значение ее официального толкования трудно

переоценить.

В отличие от вышесказанного, по запросам судов и жалобам граждан на наруше-

ние их прав и свобод Конституционным Судом РФ проверяется конституционность

нор- мативного акта только в том случае, если он применен или

подлежит применению в конк- ретном деле.

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации

по представлению Президента РФ ( пункт 1 статьи 125 Конституции РФ).

Акты или их отдельные положения, признанные Коснтитуционным Судом неконс-

титуционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции РФ международные

договоры не подлежат в ведению в действие и применению ( пункт 6 статьи 125

Конс-титуции РФ).

По вопросам своей деятельности Конституционный Суд принимает Регламент. ( В

настоящее время действует Регламент № 2-1/6 , принятый на пленарном заседании

Конс-титуционного Суда РФ 01.03.95.).

Конституционный Суд может осуществлять свою деятельность при наличии в его

составе не менее трех четвертей от общего числа судей

17.

Требования к судьям Конституционного Суда установлены в статье 8 Закона,

согласно которой судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин РФ,

достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной

репутацией,

имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не

менее 15 лет, обладающий признанной квалификацией в области права. Занятия и

дейст-

вия несовместимые с должностью судьи Конституционного суда перечислены в

статье 11

Закона. Среди них следует отметить то, что судья Конституционного Суда не

может при-

надлежать к политическим партиям и движениям, материально их поддерживать,

участво-

вать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию,

присутствовать на

съездах и конференциях политических партий и движений, занимаится иной

полической

деятельностью, а также публично высказывать свое мнение о вопросе, который может

стать предметом рассмотрения в Конституционном Суде или который изучается либо

принят к рассмотрению Конституционного Суда, до принятия решения по этому

вопросу.

Все эти требования, по всей видимости, должны обеспечить объективность и

независи-

мость мнения судьи Конституционного Суда.

Кроме того, согласно статьи 13 Закона независмость судей Конституционного Суда

РФ обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав

судей,

особым порядком приостановления и прекращени полномочий судьи, правом на

отставку,

обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства,

запретом

какого бы ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением

судье мате-

риального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих

его высо-

кому статусу.

Судья Конституционного Суда РФ назначается на 12 лет без права назначения на

второй срок. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного

Суда -

70 лет. ( Статья 12 Закона).

Процедура конституционного судопроизводства значительно упрощена по срав-

нению с процедурами других видо судопроизводства. Однако, хотя она “и имеет

ряд специ-

фических особенностей, в целом основана на общих принципах судопроизводства”

18 - так-

ких как: гласность, коллегиальность и устность судопроизводства, язык

судопроизводства,

непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон (

статьи 30 -

35 Закона).

В соответствии со статьей 29 Закона судьи Конституционного Суда РФ при осу-

ществлеии своих полномочий руководствуются только Конституцией РФ и указанным

За-

коном.

“Основной вид решений Конституционного Суда - постановления; решение по

существу запроса о соблюдении установленного порядка отрешения Президента от

долж-

ности называется заключением. Решения по процедурным вопросам и внутриорганиза-

ционным вопросам принимаются ву виде определений.”

19 В соответствии со статьей 79 За-

кона решения Конституционного Суда РФ окончательны,не подлежат обжалованию и

всту-

пают в силу немедленно после их провозглашения.

Все вышеперечисленное делает Конституционный Суд РФ едва ли не самым важ-

ным инструментом конституционного контроля, что обусловливает его место в

системе

охраны Конституции РФ.

4.3.Конституционный надзор. Органы конституционного надзора в РФ.

Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституцион-

ного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты,

являю-щиеся по их мнению неконституционными. Между тем эти органы вносят

очень большой вклад в дело охраныКонституции РФ, постоянно проверяя

нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ

обращаясь к субъектам конституцион-ного контроля с требованием о

восстановлении конституционной законности.

Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на

Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.

Прокуратура РФ ведет свою историю с 1722 года, когда она была учереждена Указами

Петра Великого. На протяжении практически всей истории существования этого

органа государственной власти основным его предназначением был надзор за

исполнением законов.20

В настоящее время деятельность Прокуратуры РФ регулируется статьей 129

Конституции РФ и Федеральным законом от 18.10.95г. “О внесении изменений и

допол-нений в Закон Российской Федерации “О Прокуратуре РФ””

21 ( далее - Закон) , которым указанный Закон был изложен в новой редакции.

Прокуратура РФ не входит ни в одну из ветвей государственной власти и

согласно статьи 29 Конституции РФ составляет единую централизованную систему

с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ,

назначаемому на должность и освобождаемому от должности Советом Федерации по

представлению Прези-дента РФ.

В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет согласно статьи 1

Закона надзор за исполнением законов федеральными министерствами и

ведомствами, представительными ( законодательными ) и исполнительными

органами субъектов РФ, ор-ганами местного самоуправления, органами воеонного

управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за

соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь,

по моему мнению, входит и основной закон РФ - Конституция РФ.

Кроме того, в той же статье Закона на Проокуратуру РФ возлагаются функции по

надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными

субъек-тами.

При осуществлении своих функций прокурор:

n рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении

прав и свобод человека и гражданинина;

n принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод

человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и

возмещению при-чиненного ущерба;

n разъясняет пострадавшим порядок защиты прав и свобод;

n опротестовывает противоречащие закону нормативно-правовые акты,

обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов

недействительными;

n вносит представления ( статьи 21 - 28 Закона).

Протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению в десятидневный срок

с момента поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно

сообща-ется прокурору в письменной форме ( статья 23 Закона).

Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение

месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению

допу-щенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о

результатах приня-тых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ

Генеральный Прокурор информирует

об этом Президента РФ.

В отличие от Покуратуры РФ компетенция Уполномоченного по правам человек

значительно уже, что, однако, не мешает ему занимать важное место в системе

охраны Конституции РФ.

Институт Уполномоченного по правам человека ( далее - Уполномоченный) появил-

ся в РФ сравнительно недавно.

“В мировой практике” институт Уполномоченного “ занимает важное место в системе

органов, осуществляющих контроль за деятельностью аппарата управления,

эффективно

защищающих права личности... В разных странах он называется по разному:

омбудсмен,

проведор, медиатор, уполномоченный и так далее; обобщающее, почти

общепринятое наи-

менование - “омбудсмен””.22

В России Уполномоченный действует на основании Федерального конституционного

закона от 26.02.97 № 1-ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в Российской

Феде-рации”23 ( далее - Закон). Стаья

103 Конституции РФ также упоминает Уполномоченного.

Цели деятельности Уполномоченного обозначены в статье 1 Закона. Это обеспече-

ние гарантий ггосударственной защиты прав и свобод гражданин, их соблюдение

и уваже-ние государственными органами, органами местного самоуправления и

должностными лицами.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от нее Государственой

Думой по предложению Президента РФ либо Совета Федерации, либо депутатов Госу-

дарственной Думы, либо депутатских объединений в Государственной Думе.

В сответствии со статьей 3 Закона деятельность Уполномоченного дополняет

существующие средства защиты прав и свобод гаждан, не отменяет и не влечет

пересмот-

ра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и

восстановление нару-

шенных прав и свобод. Таким образом, институт Уполномоченного в системе

охраны Конс-

титуции РФ отвечает за дополнительную охрану главы 2 Конституции РФ,

закрепляющей

основные права и свободы человека и гражданина в РФ.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином РФ, не

моложе тридцати пяти лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и

граж-данина, опыт их защиты ( статья 6 Закона). Он назначается на должность

на пять лет. Одно и тоже лицо не может быть назначено на должность

Уполномоченного более чем на два срока подряд. ( Статья 10 Закона).

Кроме того, согласно статье 11 Закона Уполномоченный не вправе заниматься

какой-либо иной оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью кроме

осуществления своих должностных обязанностей, за исключением

преподавательской, научной либо иной твор-ческой деятельности.

Законом установлены определенные гарантии беспрепятственной деятельности

Уполномоченного. Так, Уполномоченный обладает неприкосновенностью ( статья 12

Зако-

на), за воспрепятствование осуществлению им своих функций виновные лица несут

адми-

нистративную ответственность ( статья 165 Кодекса об административных

правонаруше-

ниях РСФСР). Согласно статьи 37 Закона создается рабочий аппарат, осуществляющий

юридическое, организационное, информационное и иное обеспечение деятельности

Упол-

номоченного.

В соответствии со статьями 15-16 Закона Уполномоченный рассматривает жалобу

каждого физического лица, находящегося на территории РФ, на решения или

действия

( бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления,

должностных лиц, государственных служащих, если заявитель ранее обжаловал эти

решения или дейст-вия в судебном или административном порядке, но не согласен

с решениями, принятыми

по его жалобе.

Уполномочеенный обязан направить государственному органу, органу местного

самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях он усматривает

нару-шениях прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации

относитель-

но возможных и необходимых мер восстановления прав и свобод ( статья 26 Закона).

По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод подателя жалобы;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о

возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного производства в

отношении долж-ностных лиц, в решениях или действиях которого усматриваются

нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в

законную си-

лу решения, приговора суда...

4) изложить свои доводы лицу, обладающему правом приносить протесты;

5) обращаться в Конституционный суд с жалобой на нарушение конституционных

прав и

свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле

( статья 29 Закона).

Наряду с тем, что институт Уполномоченного является шагом вперед на пути к

пост-роению В России правового государства, к более эффективной защитой прав

и свобод человека, а, следовательно и более эффективной охраны Конституции

РФ, нормативная база деятельности Уполномоченного, да и Прокуратуры РФ имеет

ряд недостатков. Так,

при обращении в судебные органы ( в том числе и Конституционный Суд РФ) в защиту

прав и свобод граждан Уполномоценный ( в отличии от Прокуратуры РФ) в

соответствии со ста-тьей 29 Закона обязан оплачивать гоударственную пошлину,

что при недостаточом финан-сировании может сделать это обращение

проблематичным. Кроме того, в научной литера-туре высказываось мнение, что

Уполномоченного необходимо наделить правом законо-дательной инициативы, что

несомненно бы повысило эффективность его деятельности.

24 Ряд авторов предлагают предлагают внести попраку в пункт 2 статьи 125

Конститтуции РФ, расширив круг субъектов, обладающим правом на обращение в

Конституционный Суд РФ

с запросом о соответствии нормативных актов Конституции РФ, наделив Прокуратуру

РФ таким правом.25 По моему мнению, тоже

следовало бы сделать и с другим органам консти-туционного надзора -

Уполномоченного по правам человека в РФ.

5. Конституционная охрана и конституционная ответственность.

По вопросу существования конституционной ответственности как самостоятельного

вида юридической ответственности в литературе высказываются различные,

зачастую

прямо противоположные мнения. Нельзя не согласится с Н.М.Колосовой, считающей,

что для создания эффективного механизма охраны Конституции РФ необходим

институт конс-титуционной ответственности, то есть ответственности за нарушение

норм Конституции РФ, как самостоятельный вид юридической ответствености.

26

Вышеуказанный автор предлагает отграничить политическую ответственность:

“ отсутствие четких юридических оснований в каждом конкретном случае для

привлечения

того или иного субъекта к конституционной ответственности свидетельствует или

о пробеле

в конституционном законодательстве или о том, что здесь налицо сугубо

политическая от-

ветственность.”27

Н.М.Колосова полагает, что основанием для наступления конституционной ответс-

твенности является нарушение “Конституции РФ, а равно и других источников

конститу-

ционного права”.

Однако, исходя из определения юридической ответственности, нарушения

конституцион-

ных норм здесь недостаточно, Необходимо также, чтобы ответственность за

нарушение

этих норм была предусмотрена законом, что и предлагает автор.28

В отличие от Н.М.Колосовой Д.Т.Шон напротив считает, что определить точный пе-

речень оснований конституционной ответственности невозможно.29

По кругу субъектов конституционной ответственности мнения различных авторов

также разделились. По мнению Д.Т.Шона, круг этих субъектов достаточно

ограничен. К ним

следует отнести высшие, региональные, местные органы власти, должностные лица

выс-

шего уровня, то есть структуры и лица, принимающие наиболее важные

государственные

решения.30

Круг субъектов конституционной ответственности, называемый Н.М.Колосовой значи-

тельно шире. Это органы государственной власти и местного самоуправления,

бществен-

ные объединения, должностные лица, депутаты, физические лица. Кроме того,

автор при-

числяет к субъектам конституционной ответственности государство в целом,

обосновывая

свое утверждение тем, что государство согласно статьи 53 Конституции РФ

обязано воз-

местить пострадавшему лицу вред, причиненный незаконными децствиями ( или

бездейст-

виями) органами государственной власти и должностных лиц.31

Исходя из того, что конституциионная ответственность - самостоятельный вид юри-

дической ответственности, ее санкции должны отличаться от санкций других

видов юриди-

ческой ответственности. Н.М.Колосовой описаны следующие виды санкций за

конститу-

ционные правонарушения.

“ 1. Досрочное лишение ( изменение) конституционного статуса органа,

должностного лица, общественного объединения. Например, отставка

Правительства РФ ( статья 117 Конститу-ции РФ).

2. Устранение конституционного нарушения.

В частности, признание неконституционными актов или их отдельных положений (

часть 6 статьи 125 Конституции РФ), приостановление действия актов органов

власти субъектвов

РФ ( часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

3. Ограничение ( лишение) специального статуса физического лица. Так ,

часть 1 статьи 56

Конституции РФ ограничивает права и свободы граждан в условиях черезвычайного

поло-

жения.”32

Юридическая ответственность представляет собой дополнительные ( так называе-мые

штрафные) санкции, которые правонарушитель несет помимо обязанности

восста-новить положение, существовавшее до совершения правонарушения (

взместить вред). В этой связи нельзя не согласиться с с М.А.Красновым и

Д.Т.Шононом, которые “не относят отмену незаконных актов к санкциям

конституционной ответственности, так как нет ограни-чений или ущемлений

материального или юридического характера для тех, кто их издал.”

33

Полагаю, что для охраны Конституции РФ наличие такого правового института как

конституционная ответственность черезвычайно важно. Однако, в настоящее время

ответс-твенность за нарушения Конституции РФ не предусмотрена конституционным

законода-тельством, разбросана по различным отраслям права и в значительной

части законода-тельно не урегулирована. Поэтому, считаю, что говорить в

настоящее время о консти-туционной ответственности как о самостоятельном виде

юридической ответственности

рано.

В заключение хотелось бы отметить, что система охраны Конституции РФ еще

нахо-дится в стадии становления и далека от идеала. Но несмотря на это,

возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в

нашем государстве, что само

по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным

голосованием, долж-

на ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать

дос-тойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к

тоталитаризму.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93.

2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный

закон от 21.07.94. № 1-ФКЗ//

Собрание законодательства Российской Федерации . - 1994. - № 13. - ст.1447.

3. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О

Прокуратуре Российской Федерации”: Феде-

ральный закон от 18.10.95. № 168-ФЗ// Собрание законодательства Российской

Федерации . - 1995. - № 47. - ст.4472.

4. По делу о толковании статьи 136 Контитуции Российской Федерации:

Постановление Конституционного Суда РФ

№ 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства Российской Федерации . -

1995. - № 43. - ст.4408.

5. О судебной системе: Федеральный конституционный закон от 31.12.96. № 1-

ФКЗ// Собрание законодательства Рос-

сийской Федерации . - 1997. - № 1. - ст.1.

6. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федераци: Федеральный

конституционный закон от 26.02.97.

№ 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1997. - № 9. -

ст.1011.

7. Ожегов С.И. Словарь русского языка : 70 000 слов. Под ред.

Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык. 1990. - с.755.

8. Н. М.Колосова. Конституционная ответственность - самостоятельный вид

юридической ответственности.// Госу-

дарство и право. - 1997. - № 2. - с.с.86 - 91.

9. В.М.Лебедев. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль

судов././ Государство и право. -, 1997.-

№4. - с.с.3-7.

10. В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Конституция Российской Федерации:

Энциклопедический словарь. - М.:

Большая Российская энциклопедия., 1995., - 625 с.

11. Н.Ю.Хомачева. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам

человека в Российской Федерации и проблемы законодательного

регулирования его деятельности.// Государство и право. - 1997. - №9. -

с.с.21 - 30.

12. Д.Т.Шон. Конститтуционная ответственность.// Государство и право. -

1995. - № 7. - с.39

13. Государственное право Российской Федерации:Учебник. Под ред.

О.Е.Кутафина. - М.:Юридическая литература,

1996. - 584с.

14. Конституционное ( государственное ) право зарубежных стран. Учебник. Том

1.. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство БЕК , 1993. - 246 с.

15. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник . Том

1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из-

дательство БЕК. 1996. - 305с.

1. Государственное право Российской

Федерации:Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.:Юридическая литература,

1996. - 85с.

2. Там же.

3. Ожегов С.И. Словарь русского языка

: 70 000 слов. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык. 1990. - с.755.

4. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с.с.120-121.

5. В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др.

Конституция Российской Федерации: Энциклопедический словарь. - М.:

Большая Российская энциклопедия., 1995., - с.223.

6. Конституционное ( государственное ) право зарубежных стран. Учебник.

Том 1.. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Издательство

БЕК , 1993. - с.с.175-177.

7. В.А.Туманов, В.Е.Чиркин, Ю.А.Юдин и др. Указанные сочинения, с.224.

8. В.М.Лебедев. Прямое действие

Конституции Российской Федерации и роль судов././ Государство и право. -,

1997.-

№4. - с.с.3-7.

9. Конституционное (государственноое)

право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из-

дательство БЕК, 1993. - с.57.

10. По делу о толковании статьи 136 Контитуц

ии Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ

№ 12-П от 31.10..95 // Собрание законодательства Российской Федерации . -

1995. - № 43. - ст.4408.

11 . Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 450.

10. С.И.Ожегов. Словарь русского языка.

70 000 слов. Под ред. Н.Ю.Шведовой. - М.: Русский язык, 1990. - с.293.

11 . Конституционное (государственноое)

право зарубежных стран. Учебник . Том 1. Под ред. Б.А.Страшуна. - М.: Из-

дательство БЕК. 1996. - с.71.

12. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 528.

13. О судебной системе: Федеральный

конституционный закон от 31.12.96. № 1-ФКЗ// Собрание законодательства Рос-

сийской Федерации . - 1997. - № 1. - ст.1.

14. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. с. 526-527.

15. О Конституционном Суде

Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.94. № 1-ФКЗ//

Собрание законодательства Российской Федерации . - 1994. - № 13. - ст.1447.

16. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 526.

17. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 532.

18. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 534.

19. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 535.

20. Там же, с. 536.

21. О внесении изменений и дополнений в

Закон Российской Федерации “О Прокуратуре Российской Федерации”: Феде-

ральный закон от 18.10.95. № 168-ФЗ//

Собрание законодательства Российской Федерации . - 1995. - № 47. - ст.4472.

22. Н.Ю.Хомачева. Специфика правового

статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы

законодательного регулирования его деятельности.// Государство и право. -

1997. - №9. - с.21.

23. Об Уполномоченном по правам человека

в Российской Федераци: Федеральный конституционный закон от 26.02.97.

№ 1-ФКЗ// Собрание законодательства Российской Федерации . - 1997. - № 9. -

ст.1011.

24. Н.Ю.Хомачева. Специфика правового

статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и

проблемы законодательного регулирования его деятельности.// Государство и

право. - 1997. - №9. - с.25.

25. Государственное право Российской

Федерации : Учебник. Под ред. О.Е.Кутафина. - М.: Юридическая литература.,

1996. - с. 529.

1997. Н. М.Колосова. Конституционная

ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности.// Госу-

дарство и право. - 1997. - № 2. - с.86.

27. Там же, с.89.

28. Там же, с.87.

29. Д.Т.Шон. Конститтуционная

ответственность.// Государство и право. - 1995. - № 7. - с.39.

30. Там же, с.35.

31. Н.М.Колосова, указанные сочинения, с.89.

32. Там же, с.90.

33. Там же, с.90.



(C) 2009