Научная Петербургская Академия

Курсовая: Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Курсовая: Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Институт юстиции

Кафедра правоохранительных органов и прокурорского надзора

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Выполнил: Шкляев А.М.,

группа 418 ИЮ

Руководитель: Красных В.А.

Екатеринбург, 2005 г.

Оглавление

Введение. 2

Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 4

§1. Предмет надзора. 4

§2. Полномочия прокурора. 11

Способы выявления правонарушений. 12

Формы устранения правонарушений. 14

Глава 2. Организация прокурорского надзора за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 17

§1. Работа прокурора с обращениями граждан. 17

§2. Приоритетные направления прокурорского надзора

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 22

Заключение. 24

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов.. 27

Введение

По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной

деятельности един. В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно

п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре выделяют основные направления прокурорского

надзора, нашедшие дальнейшее правовое закрепление в гл. 1,2,3,4 разд. III, а

также в разд. IV (ст. 28, 36, 37) Закона о прокуратуре. Одним из таких

направлений является прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека

и гражданина.

Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из наиболее важных

целей и задач прокурорского надзора.

Впервые направление «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»

было выделено в Законе о прокуратуре Российской Федерации в редакции от 17

ноября 1995 г. Это вызвано необходимостью усиления борьбы с участившими­ся

посягательствами на права и охраняемые законом интересы граждан. Однако, по

мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправ­данно. Оно не может

осуществляться самостоятельно, обособ­ленно от других отраслей прокурорского

надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод человека и

граж­данина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в общем

надзоре, и в надзоре за исполнением законов орга­нами дознания и

предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами

уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением

законности в местах ограничения и лишения свободы.

[1]

Против этого можно было бы возразить, сославшись на гл. 2 Закона о

прокуратуре Российской Федерации, в которой специ­ально регулируется надзор за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И если есть специальная глава,

то должна существовать и самостоятельная отрасль прокурорского надзора. Но

такой вывод представляется формальным.

Во-первых, по данному закону прокуратура осуществляет надзор не за соблюдением

прав и свобод человека и граждани­на, а за исполнением законов (ст. 1).

При выявлении наруше­ний законности прокуроры должны не только их устранять, но

и восстанавливать нарушенные права и охраняемые законом интересы граждан и

других субъектов.

Таким образом, защита прав и свобод человека и граждани­на реализуется

прокурорами при осуществлении надзора за ис­полнением законов. Следовательно,

специальной отрасли по надзору за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина не существует. Можно лишь говорить о специальной правоза­щитной

функции прокурорского надзора, которая реализуется во всех его отраслях.

Во-вторых, гл. 2 разд. III Закона о прокуратуре Российской Федерации, по

существу, дублирует гл. 1 того же раздела, по­священную первой отрасли

прокурорского надзора. В ней ука­зываются те же субъекты, за исполнением

законов которыми осуществляется надзор. В ст. 27 гл. 2 говорится, что

прокуроры используют предусмотренные ст. 22 закона полномочия, кото­рые

предоставлены им для осуществления общего надзора. Это еще раз подтверждает

отсутствие специальной отрасли по над­зору за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина, ибо при наличии таковой были бы выделены и специальные

отрас­левые полномочия.

В наше время особенно актуально стал вопрос о защите прав и свобод человека и

гражданина как федеральными министерствами и ведомствами, представительными

(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,

органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами,

так и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Защита прав и свобод человека и гражданина с помощью юридических средств –

задача огромной общественной и политической значимости. Решение этой задачи

требует больших и разноплановых усилий со стороны государства, многообразия

форм и методов его взаимодействия с гражданским обществом. Определенную роль

в этом процессе играют суды, но реально здесь есть огромное пространство и

для внесудебной, контрольной деятельности, и особенно – для органов

прокуратуры.

Глава 1. Понятие и содержание прокурорского надзора

за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

§1. Предмет надзора

Надзор за соблюдением прав и свобод че­ловека и гражданина органы прокуратуры

России осущест­вляют с давних пор, и прокуроры всегда де­лали упор на

осуществление надзора за исполнением законов, закрепляющих правовой статус

личности, способствуя тем са­мым реальному обеспечению предоставленных

гражданам Конституцией РФ прав и свобод (гл. 2, разд. I). Речь идет о за­щите

политических, трудовых, жилищных, экономических, экологических и иных прав и

свобод человека и гражданина.

Нарушение законности, как правило, представляют собой посягательства на чьи

либо субъективные права и охраняемые законом интересы. Поэтому в законе перед

прокуратурой поставлена цель защита прав и свобод человека и гражданина (п. 9

ст. 1). Борьба с наруше­ниями законности заключается не только в их

устранении, но и в восстановлении нарушенных прав и интересов. Защите

подлежат социально-экономические, политические и иные пра­ва и свободы

граждан независимо от их возраста, пола, социально­го, имущественного

положения, расовой или национальной при­надлежности, вероисповедания,

убеждений. Гражданин в правовом государстве защищается от любых посягательств

на его права и свободы безотносительно к тому, каким субъектом они совершены:

государственным органом, общественной организа­цией, должностным лицом или

другим гражданином. Защите подлежат также права и интересы лиц, не имеющих

российско­го гражданства.

В соответствии с Конституцией[2] граждане

Российской Феде­рации обладают широкими правами и свободами: правом на жизнь,

труд, образование, медицинское обслуживание, жилье; могут избирать и быть

избранными в различные органы государственной власти, местного самоуправления и

т. д. Но в ус­ловиях спада производства, экономического кризиса эти права

зачастую оказываются нереальными, нарушаются. Многие пред­приятия не работают

вообще или работают не на полную мощность. Растет безработица, рабочие и

служащие не получают заработную плату, пенсионеры — пенсию, повышаются цены на

продукты питания, товары народного потребления и т.д. На­пример, в

постановлении правительства одной из областей установлена платность всех видов

медицинских услуг. Многие пациенты из-за отсутствия или недостатка денежных

средств не в состоянии платить за лечение и вынуждены отказываться от него. По

существу, человек утрачивает право на жизнь. Это «нововведение» — грубейшее

нарушение ст. 41 Конституции РФ, в которой сказано, что медицинская помощь в

государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается

гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюдже­та, страховых

взносов и других поступлений.

Посягательства на права и свободы граждан происходят и вследствие национального

сепаратизма. Так, в конституциях ряда республик предпочтение отдается

титульным, «элитным» национальностям. Чаще ущемляется правовое положение

русскоязычного населения. Подобные установления содержатся в конституциях

республик Башкортостан (ст. 69), Коми (ст. 3), Бурятии (ст. 60).

[3] Это может привести к тому, что представители «элитной» национальности

будут иметь преимущества при приеме на работу, оставлении в должности,

повышении оплаты труда и т.д. Происходит нарушение принципа равенства граж­дан

независимо от национальной принадлежности, вероиспове­дания; подобные

предпочтения могут привести к раздорам, конфликтам, вооруженным столкновениям.

В ст. 2 Конституции РФ провозглашено: «Человек, его права и свободы

являются высшей ценностью». Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод —

обязанность государства в лице прокуратуры, которая должна принимать

эффективные меры по обеспечению реальности последних. В Законе о прокуратуре

Российской Федерации (п. 2 ст. 1) обозначена еще одна цель: защита

охраняемых законом интересов общества и государства, от посягательств на

которые страдает экономика и иные сферы жизни общества, а значит и каждый

конкретный гражданин.

Защита прав и свобод человека и гражданина средствами прокурорского надзора

пронизывает всю многогранную де­ятельность прокурора. Какие бы действия ни

совершал про­курор, реализуя предоставленные ему полномочия, в какой бы отрасли

он ни осуществлял надзор — его в первую оче­редь интересует вопрос, соблюдаются

ли права и свободы человека и гражданина. И если они не соблюдаются, проку­рор

принимает предусмотренные законом меры к восста­новлению нарушенных прав и

свобод граждан. В связи с этим прокурорский надзор выступает одной из гарантий

ре­ального соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Он является

основным, важнейшим направлением проку­рорской деятельности на современном

этапе.[4]

Выделение рассматриваемого направления деятельности прокуратуры свидетельствует

о признании значительно возросшего в современной конкретно-исторической

ситуации правозащитного потенциала прокуратуры, о существенном усилении позиций

органов прокуратуры в механизме государ­ственной охраны прав и свобод человека

и гражданина. Вместе с тем следует отметить, что соблюдение прав и свобод

чело­века и гражданина определяет содержание предмета не только

рассматриваемого направления прокурорского надзора. Оно входит также в сферу

надзора за исполнением законов орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную

деятель­ность, дознание и предварительное следствие, надзора за ис­полнением

законов администрациями мест содержания задер­жанных и заключенных под стражу,

администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом

меры принудительного характера. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина

находится в центре внимания проку­роров также в ходе осуществления функции

уголовного пре­следования. Предметом надзора, определяемого ст. 26

Феде­рального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ох­ватывается только

соблюдение и только тех прав и свобод человека и гражданина, которые не

относятся к предмету дру­гих отраслей прокурорского надзора.

[5]

Многочисленные нарушения прав и свобод человека и гражданина, допускаемые в

последнее время, недостатки в работе судов (волокита) вследствие возросшего

количества рассматриваемых дел, недоступность для многих граждан услуг

адвокатов ввиду отсутствия средств и, следовательно, ослабление правовой

защищенности граждан подчеркивают необходимость совершенствования и

активизации проку­рорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина.

Предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина определен в ст. 26 Закона о прокуратуре

[6]. Он включает в себя соблюдение прав и свобод человека и гражданина

федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными

феде­ральными органами исполнительной власти, представи­тельными

(законодательными) и исполнительными органа­ми субъектов РФ, органами местного

самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их

дол­жностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих

и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора

определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами

граждан.

Анализируя содержание названной статьи, нельзя не прийти к выводу о том, что

полномочия прокурора по над­зору за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина распространяются на все органы и всех должностных лиц, независимо от

их подчиненности (подведомственности) и формы собственности, начиная с

федеральных министерств и ведомств, и закон в этом отношении не содержит

каких-либо ограничений. Иными словами, при поступлении сведе­ний о нарушении

прав и свобод человека и гражданина про­курор вправе провести проверку

или совершить иные надзорные действия в любом органе, на любом предприя­тии, в

учреждении и организации, а также в общественной организации или объединении.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина возложено Конституцией на все

без исключения органы. Из этого видно, какое значение законо­датель придает

соблюдению прав и свобод человека и граж­данина.

Как уже упоминалось, соблюдение прав и свобод человека и гражданина по

пра­вилам, установленным Конституцией Российской Федерации, исключает любое

ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой или религиозной принадлежности (ст. 19). Ограничение прав и свобод

допус­кается только по основаниям и в случаях, предусмотренных законом. Об этом

прямо записано в ч. 3 ст. 55 Конституции, гласящей: "Права и свободы

человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той

мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,

нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения

обороны страны и безопасности государства".[7]

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных

Конституцией Российской Федерации. В теории конституционного права и

международно-правовой практике принято различать три группы прав и свобод

чело­века и гражданина.

К первой группе относятся личные права и свободы: право на

жизнь, право на охрану достоинства личности государст­вом, право на свободу и

личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни, личную и

семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на

непри­косновенность жилища и др. Соблюдение личных прав граж­дан имеет важное

значение для утверждения цивилизованных условий существования гражданского

общества, обеспечения гарантий государственно-правовой защищенности личности.

Вторую группу образуют политические права и свободы граждан. С их

помощью обеспечивается участие граждан в политической жизни общества, влияние

граждан на формиро­вание важнейших государственно-правовых институтов стра­ны.

В группу политических прав и свобод входят: право на свободу мысли и слова,

свобода совести, право на объедине­ние, включая право создавать

профессиональные союзы для защиты своих интересов, право собираться мирно, без

оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пи­кетирование,

право участвовать в управлении делами государ­ства как непосредственно, так и

через своих представителей, избирательные права и др.

Третью группу составляют социально-экономические права и свободы

человека и гражданина. С помощью данных прав и свобод обеспечивается социальная

защищенность че­ловека, достигается цель экономического самовыражения граждан,

их активного включения в процесс общественного производства. К числу

социально-экономических прав относятся: право на свободное использование своих

способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещен­ной

законом, экономической деятельности, право частной соб­ственности, включая

право частной собственности на землю, право свободно распоряжаться своими

способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на

социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую по­мощь и др.

Вместе с конституционными правами и свободами в пред­мет прокурорского

надзора входит соблюдение прав, установ­ленных федеральными законами, и

законами субъектов Рос­сийской Федерации. В достаточно большой совокупности

таких законов выделяются повышенной актуальностью соблю­дения регулируемых

ими прав и свобод граждан — федераль­ные законы: "О праве граждан Российской

Федерации на сво­боду передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации", "Об общественных объеди­нениях", "О

социальной защите граждан, подвергшихся воз­действию радиации вследствие

катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О ветеранах" и др.

Формулировка предмета прокурорского надзора за соблю­дением прав и свобод

человека и гражданина указывает на то, что в сферу надзора входит соблюдение

прав и свобод, по крайней мере, трех категорий лиц: граждан России, граждан

России, имеющих также гражданство иностранного государства (двойное

гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства. Названные категории

лиц отличаются объемом предоставляемых им прав и свобод. В полном объеме ими

пользуются граждане России. Несколько меньшим выглядит диапазон прав лиц с

двойным гражданством, хотя наличие у гражданина Российской Федерации

гражданства иностранно­го государства, согласно ст. 62 Конституции

Российской Фе­дерации, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от

обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Ис­ключения из этого

правила могут быть только предусмотрены федеральным законом или международным

договором Российской Федерации. Такого рода исключения, например, предусмотрены

федеральными законами "О прокуратуре Рос­сийской Федерации", "Об основах

государственной службы Российской Федерации" и др. Иностранные граждане и лица

без гражданства практически пользуются правами и свободами наравне с

российскими гражданами за исключением некото­рых видов прав, которые могут

принадлежать гражданам Рос­сийской Федерации (например, право избирать и быть

из­бранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления,

право поступления на государственную службу).

[8]

Пределы надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

определяются по тем же правилам, что и пре­делы надзора за исполнением

законов (общего надзора).

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина,

прокуроры исходят из их органической связи с деятельностью прокуратуры по

защите интересов го­сударства и общества.

Основная цель прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина — это достижение та­кого положения, когда эти права и

свободы реально соблю­даются всеми органами, должностными и иными лицами, когда

граждане уверены, что их права и интересы надежно защищены и что они в случае

нарушения этих прав и свобод могут рассчитывать на помощь соответствующих

государ­ственных органов, в том числе и органов прокуратуры.

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и

гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального

прокурора РФ, его заместителей и прокуроров субъектов федерации. Эти задачи в

значитель­ной мере совпадают с задачами, решаемыми прокурорами при

осуществлении надзора за исполнением законов.

Как известно, одна из главных целей прокуратуры — защита прав и свобод человека

и гражданина, а эти права и свободы закреплены не только в законах, но и в

указах Президента и по­становлениях Правительства РФ. Чтобы обеспечить

реальность данных актов, прокуроры должны надзирать за исполнением содержащихся

в них предписаний. А это значит, что они вправе надзирать за исполнением всех

подзаконных актов, поскольку именно в них регулируются права и свободы граждан.

Необхо­димость такого надзора обусловлена и другой целью, стоящей перед

прокуратурой, — защитой охраняемых законом интересов общества и государства.

Подзаконные акты, прежде всего указы Президента и постановления Правительства,

направлены именно на это, ибо принимаются в интересах общества и государства,

обеспечивая надлежащее правовое регулирование обществен­ных отношений.

[9]

Генеральный прокурор требует от всех прокуроров, что­бы надзор за соблюдением

прав и свобод человека и граж­данина находился в центре их постоянного

внимания и чтобы прокуроры остро реагировали на факты ущемления прав и свобод

личности. При этом предметом особой заботы прокуроров должно быть соблюдение

прав и свобод слабозащищенных категорий населения (инвалидов, престарелых,

де­тей, потерявших родителей и некоторых других).

Прокурорам особенно внимательно следует относиться к жалобам и заявлениям

граждан об ущемлении их прав и свобод, своевременно рассматривать и разрешать

подведом­ственные прокуратуре обращения граждан, принимая меры к

восстановлению нарушенных прав и свобод.

Надзорные мероприятия в первую очередь должны про­водиться в тех

государственных органах, на которые возло­жено осуществление контроля за

соблюдением прав и сво­бод человека и гражданина, так как от того, как

применяют эти органы и их должностные лица предоставленные им полномочия и

исполняют возложенные на них обязанности, во многом зависит состояние

обеспечения этих прав и сво­бод. Однако, осуществляя надзор за исполнением

законов этими органами, прокурор должен действовать строго в рамках

предоставленной ему компетенции, не допуская вмешательства в оперативно-

хозяйственную деятельность названных органов и не подменяя их.

Если установлен судебный порядок рассмотрения спо­ров, связанных с нарушением

прав и свобод человека и гражданина, прокурор, не подменяя суд, может

воспользо­ваться правом обращения с исками в суды в защиту интере­сов

граждан.

Прокурор должен быть особенно нетерпим к фактам проявления бездушия к гражданам

со стороны соответству­ющих органов и должностных лиц, к которым обратились

граждане с просьбой о защите своих прав и свобод, непри­нятия ими мер по

восстановлению нарушенных прав и сво­бод граждан.

[10]

Следует подчеркнуть, что одна из главнейших задач про­куратуры как федерального

правозащитного органа — это защита общественных и личных интересов. В

связи с этим прокуроры обязаны в первую очередь предпринимать такие действия и

меры, которые способствуют защите прав и сво­бод всех или многих граждан,

проживающих в стране или регионах. Речь должна идти о действиях,

предупреждаю­щих принятие или издание правовых актов представитель­ными и

исполнительными органами, которыми могут быть нарушены права и свободы всех или

многих граждан, о при­нятии мер к отмене подобных актов, о предъявлении исков

(заявлений) в суды в защиту интересов всех или многих граждан, проживающих в

регионе и т.д. К сожалению, возможности прокуратуры по защите общественных

пуб­личных интересов используются нередко далеко не полнос­тью.

§2. Полномочия прокурора

Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод чело­века и гражданина, прокурор

в полную меру использует полномочия, применяемые им при осуществлении надзора

за исполнением законов, которые закреплены в ст. 22 Зако­на о

прокуратуре. При этом основным правовым средством выявления нарушений прав и

свобод граждан также являет­ся прокурорская проверка, проводимая при наличии

сведе­ний о нарушении законов.

Объем полномочий прокурора при осуществлении надзора за соблюдением прав и

свобод человека и гражданина в оп­ределенной своей части идентичен

полномочиям прокурора по надзору за исполнением законов.

В соответствии со ст. 27 указанного Закона прокурор при осуществлении

возложенных на него функций по защите прав и свобод человека и гражданина

кроме того:

ü рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении

прав и свобод граждан. Работа с обращениями граждан занимает большое место в

деятельности прокуроров. Она подчинена исключительно решению задачи охраны прав

и свобод человека и гражданина. Рас­сматривая и разрешая обращения, прокурор

получает ин­формацию о состоянии соблюдения прав и свобод человека и гражданина

и принимает предусмотренные законом меры к восстановлению нарушенных прав и

свобод. Рассмотрение жалобы прокурором не препятствует обращению гражданина в

суд по тому же вопросу. Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема

граждан в органах и учреждениях прокуратуры определяется соответствующей

Инструкцией[11];

ü разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод. В связи с тем,

что многие граждане имеют слабое представление о порядке защиты своих прав и

свобод, про­куроры на личном приеме граждан, во время иных встреч с

трудящимися, через средства массовой информации разъяс­няют им, какими правами

и свободами они обладают и как их следует защищать, если они нарушаются.

Прокуроры знакомят граждан, в частности, с процедурой судебной за­щиты их прав

и свобод, с основаниями обращения в другие органы по защите прав и свобод, при

необходимости оказы­вают помощь инвалидам, престарелым и некоторым другим

категориям граждан в составлении исковых заявлений и иных документов,

представляемых в суды. Разъяснительная деятельность прокуроров пострадавшим

весьма разнообразна.

Конституцией Российской Федерации (ст. 46) каждому га­рантировано право судебной

защиты прав и свобод. Вместе с тем сохраняются и альтернативные способы защиты

нарушен­ных прав. Нередко прокуроры ограничиваются разъяснением гражданину

права обращения в суд. Это не всегда находит понимание у заявителя и, кроме

того, способно привести, вследствие факторов объективного и субъективного

характера, к затягиванию сроков разрешения спора по поводу нарушен­ного права

[12];

ü принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод

человека и гражданина, привлече­нию к ответственности лиц, нарушивших закон, и

возмеще­нию причиненного ущерба слабозащищенным в социальном отношении

категориям граждан (при их согласии).

Прокурорский надзор это деятельность по наблюдению за строгим и точным

соблюдением законом, осуществляемая от имени государства специально

уполномоченными на то органа­ми прокуратуры. Она складывается из совокупности

связан­ных между собой различных действий, основную часть которых составляет

осуществление прокурором надзора за соблюдением законности, а также действия

самих правонарушителей, потерпевших, граждан, дающих информацию об известных

им нарушениях законности, и иные действия. По своему целевому назначению эта

деятельность может быть подразделена на две части: выявление нарушений

законности и реагирование на них.

Способы выявления правонарушений

Предупреждению нарушений прав и свобод человека и гражданина служит вся

надзорная и иная деятельность про­курора, а также проводимая им

предупредительно-профи­лактическая работа, выражающаяся в чтении лекций и

про­ведении бесед на правовые темы, в выступлениях в средствах массовой

информации, консультировании граж­дан и должностных лиц и в иных формах

доведения до масс требований законов. Своевременное выявление прокурором

нарушений законов и принятие им мер к их устранению пресекают противоправные

действия, препятствуют их распространению. Большую роль в предупреждении

наруше­ний прав и свобод граждан играет объявление должност­ным лицам

предостережения о недопустимости нарушения закона, если прокурор обладал

достоверными сведениями о готовящихся нарушениях.

Надзор за исполнением законов всегда начинается с провер­ки соблюдения

их различными субъектами. Проверка наибо­лее сложная и трудная часть

деятельности прокурора, ибо правонарушители часто тщательно и порой весьма

квалифици­рованно уничтожают следы своих противоправных деяний, скрываются

сами, угрожают лицам, располагающим соответст­вующими сведениями. По содержанию

проверка исполнения законов — своеобразный аналог расследования.

[13]

Деятельность по выявлению правонарушений обычно начи­нается со сбора

прокурором фактических данных о них. На основе исследования и осмысления

последних устанавливаются негативные, антисоциальные факты, в результате

правовой оцен­ки которых выявляются нарушения законности. Очень важно четко

определить все связанные с правонарушением правовые последствия: размер

причиненного вреда, характер ответствен­ности и т.д. Подлежат обязательному

выявлению виновные лица, потерпевшие, а также причины и условия,

способствовав­шие совершению данных нарушений законности.

Как сказано в ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской

Федера­ции", при осуществлении возложенных на него функций про­курор использует

полномочия, предусмотренные ст. 22 ука­занного Закона. В связи с этим

следует иметь в виду, что для выявления нарушений прав человека и гражданина

так же, как в практике надзора за исполнением законов, прокуроры используют

предоставленные законом возможности беспрепятственно входить в помещения и

органы, указанные в п. 1 ст. 26 Федерального закона "О прокуратуре Российской

Федера­ции", иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение

законов в связи с поступившей в органы проку­ратуры информацией о фактах

нарушения закона, требовать от руководителей и других должностных лиц

представления необходимых документов, материалов, статистических и иных

сведений, выделения специалистов, проведения проверок и ревизий, вызова

должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Формы устранения правонарушений

Не менее важна и вторая часть надзорной деятельности — реагирование на

нарушения законности и обусловившие их обстоятельства. Ни одно правонарушение

не должно оставать­ся без надлежащего воздействия со стороны прокуратуры.

Только при этом условии возможно реальное укрепление законности в нашем

государстве. Реагирование осуществляется двумя способами.

Первый — непосредственное устранение нарушений закон­ности самим прокурором.

Такой прием используется при осуществлении надзора за исполнением законов

органами до­знания и предварительного следствия. Выявив какое-либо

неза­конное постановление следователя или инспектора по дозна­нию, прокурор

своим постановлением отменяет его.

Второй способ реагирования — обращение прокурора к соответствующим

компетентным органам, должностным лицам с требованием о принятии необходимых

мер по устранению нарушений законности и сопутствующих им обстоятельств.

На­пример, признав незаконным постановление главы администра­ции района,

города, прокурор направляет ему протест с требо­ванием об отмене либо

изменении указанного акта. При этом очень важно обеспечить реальный результат

принимаемых мер. Данный способ — основная форма реагирования в надзорной

практике.

Между тем не всякое нарушение законности может быть устранено. Например, до

сих пор не изжиты случаи пропуска сроков рассмотрения жалоб, заявлений о

совершенных или го­товящихся преступлениях. Но реагирование на эти факты

обязательно. Оно может выражаться в привлечении виновных лиц к установленной

законом ответственности, предупреждении их о недопустимости подобных

нарушений в будущем.

Иногда в литературе выделяется и третья часть прокурор­ского надзора –

предупреждение правонарушений[14].

Действи­тельно, профилактическая функция свойственна прокурорскому надзору, и

прокуроры обязаны принимать действенные меры по предотвращению нарушений

законности, что нормализует процесс исполнения законов. Выраженная в них

государственная воля добровольно реализуется соответствующими субъектами.

Однако А.Ф. Козлов считает, что предупреждение правонарушений средствами

прокурорско­го надзора не образует отдельной части последнего и характер­но для

деятельности как по выявлению нарушений законности, так и реагированию на них.

[15]

При проведении проверок исполнения законов причины и условия, способствующие

совершению правонарушений, вы­являются именно в целях профилактики других

нарушений за­конности. Даже при установлении одного правонарушения на­лицо

профилактическая функция, оказывающая сдерживающее влияние на поведение того

или иного субъекта, что особенно ярко проявляется во второй части

прокурорского надзора. При­нимая меры по устранению правонарушений и

сопутствующих им обстоятельств, прокурор тем самым предупреждает их

со­вершение в последующем.

Для устранения нарушений прав граждан, их причин и условий, восстановления

нарушенных прав, прокурор опро­тестовывает противоречащие закону правовые

акты, вносит представления, возбуждает уголовное дело или производство по

делам об административных правонарушениях, принимает меры к привлечению лиц,

нарушивших закон, к иным видам ответственности, освобождает своим

постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на

ос­новании решений несудебных органов. В целях предупрежде­ния нарушения прав

граждан прокурор объявляет должност­ным лицам предостережение о

недопустимости нарушения за­кона. В то же время необходимо обратить внимание

на то, что совпадая по форме с правами прокурора при осуществлении надзора за

исполнением законов, указанные полномочия различаются по содержанию решаемых

задач, что придает им очевидную специфику.

Наряду с названными полномочиями, имеющими сходст­во с полномочиями по

надзору за исполнением законов, при осуществлении надзора за соблюдением прав

и свобод чело­века и гражданина, прокурор наделен правами, свойственны­ми

только данному направлению деятельности органов про­куратуры, отражающими

особенности защиты средствами прокурорского надзора прав и свобод граждан.

В случаях причинения гражданам ущерба прокурор ста­вит вопрос перед виновными

должностными и иными лица­ми или органами о возмещении ущерба, при

необходимости обращается в суд с исками.

В тех случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина носит

характер административного правона­рушения, прокурор возбуждает

производство по делу об административном правонарушении или незамедлительно

передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или

должностному лицу, которые правомочны рассматривать дела об административных

правонарушени­ях соответствующих составов. Как видно, закон предостав­ляет

прокурору право выбора. Однако во всех случаях он должен проконтролировать,

вынесено ли постановление о привлечении виновных лиц к административной

ответственности и исполнено ли оно.

В случаях нарушения прав и свобод человека и гражда­нина, защищаемых в порядке

гражданского судопроизводства, прокурор предъявляет и поддерживает в судах

общей юрисдикции и ар­битражных судах иски в интересах пострадавших. Этим

правом прокурор пользуется, как правило, тогда, когда пост­радавший по своему

состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде

общей юрисдикции или арбитражном суде свои права и свободы. Прокурор

предъяв­ляет и поддерживает также иски в судах в тех случаях, ког­да нарушены

права и свободы значительного числа граждан либо когда нарушение приобрело

(получило) особое обще­ственное значение (общественный резонанс).

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и

гражданина носит характер преступле­ния, прокурор возбуждает уголовное дело

и принимает пре­дусмотренные законом меры к тому, чтобы лица, его совер­шившие,

были подвергнуты уголовному преследованию.

Особенностью организации прокурорского надзора за со­блюдением прав и свобод

человека и гражданина является необходимость широкого внедрения в деятельность

прокуро­ров принципа гласности. Если в других отраслях прокурор­ского

надзора известная закрытость находящихся в производ­стве прокуратуры дел и

материалов в большинстве случаев оправдана, то надзор за соблюдением прав и

свобод человека и гражданина фактически никаких оснований для ограниче­ния

принципа гласности не дает. Более того, он прямо заин­тересован в том, чтобы

результаты прокурорских проверок приобретали самую широкую огласку — от этого

существенно возрастает профилактический эффект проверок. Реализация принципа

гласности достигается привлечением к освещению результатов работы органов

прокуратуры средств массовой ин­формации, докладами прокуроров в трудовых

коллективах, участием в обсуждении коллегиальными органами актов про­курорского

реагирования и др.[16]

Таким образом, прокуроры наделены необходимыми полномочиями, позволяющими им

надежно отстаивать пра­ва и свободы человека и гражданина. Эти полномочия

рассчитаны на активное их применение прокурорами.

Глава 2. Организация прокурорского надзора за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина

§1. Работа прокурора с обращениями граждан

Закон о прокуратуре (ст. 10) обязывает прокуроров рассматривать и

разрешать заявления, жалобы и иные об­ращения граждан, содержащие сведения о

нарушениях законов. При этом подлежат рассмотрению и разрешению как письменные,

так и устные обращения, поступившие в прокуратуру.

Работа с обращениями граждан занимает значительное место в общем объеме работы

органов прокуратуры. Число жалоб и заявлений, поступающих в органы прокуратуры

в последние годы неизменно возрастает. Так, за период 1999—2001 гг. в органы

прокуратуры поступило почти 4 млн обращений (в 1999 г. — 1 251 509, в 2000 г. —

1 281 074, в 2001 г. — 1418 344).[17]

Это говорит о том, что граждане Рос­сии широко используют предоставленное им

ст. 33 Консти­туции РФ право личного обращения в государственные органы, в

том числе и в органы прокуратуры, призванные охранять права и свободы граждан.

Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановления нарушенных прав

и свобод, торжества добра над злом.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших

социально-правовых институ­тов, активно используется прокурорами в качестве

одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод

граждан, в определенной мере и охраны госу­дарственных интересов.

Работая с обращениями граждан, т.е. рассматривая и разрешая их жалобы и

заявления, прокуроры и следователи получают ценную информацию:

ü о нарушениях прав и свобод граждан, допускаемых в регионе;

ü о преступлениях и других общественно опасных правонарушениях,

совершаемых как лицами, проживающими в регионе, так и другими лицами;

ü об органах и должностных лицах, нарушивших права и свободы граждан и

совершивших иные правонарушения;

ü об органах и должностных лицах, не выполняющих тре­бования

законодательства об обращениях граждан, т.е., иными словами, не принимающих

меры к удовлетворению жалоб и заявлений.

Не менее важным является и то, что в органы прокурату­ры поступает информация

от граждан о недостатках и нару­шениях в работе самой прокуратуры, в

частности:

ü о процессуальных нарушениях, допускаемых следова­телями в ходе ведения

предварительного следствия по уго­ловным делам;

ü о непринятии мер к привлечению к ответственности правонарушителей и к

устранению нарушений законов;

ü о несогласии с ранее принятыми органами прокурату­ры решениями по

жалобам и обращениям;

ü о недостойном, по мнению граждан, поведении работ­ников прокуратуры как

в процессе исполнения служебных обязанностей, так и в общественных местах (в

быту) и иная информация.

Названная информация, содержащаяся как в устных, так и в письменных

обращениях граждан, существенным обра­зом пополняет информационную базу

органов прокуратуры, что в свою очередь способствует, во-первых, организации

их работы на научной основе с учетом состояния законнос­ти, в том числе и

состояния соблюдения в регионе прав и свобод граждан, и, во-вторых, помогает

улучшению всей де­ятельности прокуратуры путем устранения недостатков и

упущений в работе.

Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жало­бы и заявления граждан,

прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественное мнение,

складывающе­еся у населения о прокуратуре в целом и об ее работниках в

отдельности, что само по себе имеет большое значение в плане

совершенствования деятельности прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем Приказе от 15 января 2003 г. № 3 «О введении в

действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах

и уч­реждениях прокуратуры Российской Федерации» требует от прокуроров всех

звеньев работу по рассмотрению и разре­шению обращений граждан подчинять

решению задач защиты прав и свобод человека, укреплению законности и

правопорядка и организовывать работу таким образом, чтобы каждое обращение

получало своевременное, объективное и окончательное разрешение той

прокуратурой, к компетен­ции которой относится решение вопроса. Генеральный

про­курор РФ обращает особое внимание на принятие исчерпывающих мер к

удовлетворению обоснованных обращений и пресечению нарушений законов, используя

в полном объе­ме полномочия прокурора, предусмотренные Законом о прокуратуре.

[18]

Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан и

приему посетителей организу­ет и контролирует прокурор

руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники

структурных подразделений прокуратуры. Прокурор-руководитель обязан так

организовать работу, чтобы обеспечива­лось правильное и своевременное

рассмотрение и разреше­ние обращений граждан, проводилась тщательная проверка

содержащейся в них информации о нарушении законов, пол­ностью восстанавливались

нарушенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности лица,

допустив­шие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались

меры к их устранению. Прокуроры-руководители систематически проверяют работу

прокуроров и следо­вателей по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных

обращений, принимают меры к оперативному устране­нию имеющихся недостатков,

регулярно обсуждают на засе­даниях коллегий, оперативных совещаниях состояние

этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления опера­тивными работниками

недобросовестного отношения к это­му участку работы.

В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется Управ­ление по рассмотрению

писем и приему граждан, а в проку­ратурах субъектов РФ — отделы, группы или

старшие по­мощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них

возложены непосредственная организация работы по рассмотрению и разрешению

обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных

подразделений прокуратуры, прокурорам районов и горо­дов, оперативным

работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов

Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в

виду, что рассмотрением и разрешением обращений в орга­нах прокуратуры

занимаются в той или иной мере все про­курорские работники и следователи.

В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посетителей)

в течение всего рабочего дня. Он организуется таким образом, чтобы гражданам

было извест­но, когда, где и кто из прокурорских работников принима­ет. В этих

целях в офисах прокуратур на видном месте вы­вешивается график приема

посетителей. Помимо этого прокурорские работники могут проводить прием

посетите­лей непосредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В

соответствии с требованиями Генерально­го прокурора РФ руководители прокуратур

обязаны прини­мать лично граждан не реже раза в неделю. О лицах,

принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема

посетителей или книге личного приема, где отражается кроме сведений о

гражданине, обратившимся к прокурору, краткое содержание обращения и принятое

ре­шение.

Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб и иных обращений, поступающих

в органы прокуратуры, определяется нормами действующего законодательства и

приказами Генерального прокурора РФ. В соответствии с действующей инструкцией в

каждой прокуратуре в доступном для заявителей месте устанавливается ящик «Для

обращений и заявлений». Все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и

разрешение подлежат обязательной регистрации.

После регистрации все поступившие в орган прокурату­ры обращения

докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальнейшую судьбу

заявления или жа­лобы. Прокурор обязан рассмотреть обращение и принять одно

из следующих решений: принять заявление или жало­бу к своему производству;

поручить ее рассмотрение конк­ретному оперативному работнику; передать на

разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ра­нее

поступившей жалобы или заявления; направить в суд для приобщения к материалам

судебного дела; направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.

Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в орга­ны и

должностным лицам, решения либо действия которых обжалуются. О направлении

заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В

необходи­мых случаях органу, которому направлено заявление или жалоба на

рассмотрение, предлагается сообщить в прокуратуру о результатах разрешения.

Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы и иные обращения граждан

рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установленные федеральным

законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в

прокуратуру, рассматриваются и разрешатся прокурором в срок не позднее

месяца, а не требующие изучения и проверки — 15 дней, если иной

срок не предусмотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих членов их

семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов РФ и

приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры, разрешаются в

срок до 15 дней, а поступающие в нижестоящие прокуратуры — не позднее 7 дней со

дня их поступления.

Как правило, безотлагательно разрешаются обращения, поступившие от Президента

РФ и его помощников, Председателя Правительства РФ и его заместителей,

руководите­ля Администрации Президента РФ, Секретаря Совета Безопасности РФ,

председателей палат Федерального Собрания РФ и их заместителей, членов

Государственного совета, председателей Конституционного, Верховного и Высшего

Арбитражного судов РФ, Уполномоченного по правам чело­века в РФ,

Уполномоченного РФ при Европейском суде по правам человека, руководителей

федеральных министерств и ведомств, высших должностных лиц субъектов РФ, а

так­же обращения, взятые на особый контроль.

Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть продлен прокурором

или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины

про­дления срока разрешения обращения.

Решение по заявлению или жалобе принимается только после тщательной проверки

изложенных в них обстоя­тельств и доводов. При необходимости к проверкам,

проводимым по заявлениям и жалобам, могут привлекаться соот­ветствующие

специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или

жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе

письменно сообщается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению

нарушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения

со ссыл­кой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворении заяв­ления или

жалобы заявителю разъясняется порядок обжало­вания принятого прокурором решения

в вышестоящую прокуратуру, а также право обращения в суд, если таковое

предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются

разрешенными. Например, в 2000 г. органами прокуратуры разрешено 344 774

обращений, из которых признано обоснованными 80 682 (23,4%), в 2001 г. —

соответственно 371 642 и 84 855 (22,8%).[19]

По требованию заявителя ему предоставляются для озна­комления материалы

проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это

не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требо­ваниям

законодательства об охране государственной (воен­ной) и иной охраняемой

законом тайны (коммерческой, вра­чебной).

В отдельных случаях после проверки по жалобе исполни­тель по указанию

прокурора составляет мотивированное заключение об обоснованности доводов

заявителя.

По результатам проверки, проведенной по заявлению или жалобе, прокурор может

принять решение о принесе­нии протеста на незаконный акт либо об обращении в

суд с заявлением о признании акта недействующим, о внесении представления об

устранении нарушений закона, о возбуж­дении производства по делу об

административном правонарушении или уголовного дела.

В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат разрешению

в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопросами исполнения или

нарушения законов. Что касается обращений по вопросам, подведомственным

судам, то они могут разрешаться органами прокуратуры при необходимости защиты

общественного (неперсонифицированного) интереса либо прав наименее защищенных

лиц.

В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется

комплексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и

иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При

этом особенно тщательно анализируются причины поступления повторных жалоб,

обоснованных жалоб на незаконные действия прокуроров и следователей, нарушения

уста­навливаемых законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа

принимаются меры к устранению име­ющихся ошибок и недостатков в работе,

совершенствова­нию правозащитной деятельности прокуратуры.

§2. Приоритетные направления прокурорского надзора за

соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Защита прав и свобод всех категорий граждан средства­ми прокурорского надзора

уже сама по себе является основ­ным приоритетным направлением в деятельности

прокуро­ров. В связи с этим, чьи бы права и свободы ни были нарушены,

прокурор не может оставаться безучастным. Он обязан принять все

предусмотренные законом меры к вос­становлению нарушенных прав и свобод

граждан.

Однако предметом особой заботы прокурора является со­блюдение прав и

свобод граждан, которые в силу состояния здоровья (физических и психических

недостатков), возраста и по иным причинам не могут сами в полную меру защищать

свои права и свободы. Речь в первую очередь идет о больных, прикованных

к постели, в особенности страдающих опасны­ми заболеваниями, ведущими к

летальному исходу, психи­чески больных, признанных недееспособными или

ограни­ченно дееспособными; инвалидов первой и второй групп; престарелых, в

особенности одиноких, нуждающихся в ухо­де. Сюда же следует отнести детей и

подростков-сирот, поте­рявших родителей или брошенных (оставленных) ими;

жен­щин-одиночек, имеющих малолетних детей.

[20]

В особом внимании со стороны прокурора нуждаются та­кие категории

населения, как беженцы и вынужденные пе­реселенцы, права и законные интересы

которых далеко не всегда соблюдаются. Будучи вынужденными покинуть мес­та

постоянного проживания, часто лишенные средств к существованию, они нередко не

находят понимания и поддержки у местной администрации и среди населения.

Следует также назвать граждан, оказавшихся безработными по неза­висящим от них

причинам, которые нуждаются в социаль­ной защите.

В центре внимания прокурора должны находиться се­мьи и отдельные

граждане, пострадавшие от техногенных и природных катастроф и аварий, а также

от преступных по­сягательств, так как выделяемые государством для оказания им

помощи средства порой расходуются не по назначению.

Для военных прокуроров особо актуальным является со­блюдение прав и

свобод военнослужащих срочной службы, а также военнослужащих, участвующих в

боевых операци­ях, поскольку в силу специфики службы и боевой деятель­ности

реализация многих прав и свобод, принадлежащих им, как и всем гражданам,

приостанавливается, и они, кро­ме того, не в состоянии в полную меру лично

защищать свои интересы.

В поле зрения прокурора должно находиться также со­блюдение прав лиц,

отбывающих наказания, назначаемые судом, а также задержанных и заключенных

под стражу следственными, судебными и иными органами.

В связи с этим предметом особой заботы прокуроров яв­ляется исполнение

законодательства о гражданстве, о льго­тах и пособиях, пенсионного

законодательства, законода­тельства о материнстве и детстве, о

несовершеннолетних, о ветеранах, о занятости населения, о беженцах и

вынужден­ных переселенцах, о труде, об обороне, о борьбе с наркома­нией. При

наличии сведений о нарушении этого законода­тельства прокурорские проверки

следует проводить в первоочередном порядке либо поручать проведение прове­рок

другим органам. Прокурорам необходимо проявлять ак­тивность в получении

сведений о нарушении названного за­конодательства.

Сокращение продолжительности жизни россиян, рост заболеваемости населения, в

том числе и в результате за­грязнения окружающей среды, коммерциализация

медицинских услуг и их недоступность для бедной части населения делает особо

актуальным надзор за исполнением законода­тельства о здравоохранении и об

охране окружающей при­родной среды.

Многочисленные нарушения законодательства об обра­зовании, рост числа

подростков, оставивших общеобразова­тельные учебные заведения, подчеркивает

необходимость активизации прокурорского надзора за исполнением этого

законодательства. Сказанное относится и к надзору за исполнением жилищного

законодательства, включая и законо­дательство о приватизации жилищного фонда.

Нуждаются в защите средствами прокурорского надзора также политические,

экономические и иные права граждан, в том числе и их право на свободу мысли и

слова, передви­жение и выбор места жительства, вероисповедание, личную

неприкосновенность, занятие предпринимательской дея­тельностью, владение

частной собственностью, включая не­движимость, и т.д.

В поле постоянного внимания прокурора должно нахо­диться исполнение

законодательства об обращениях граж­дан. Дело в том, что от того, как

соответствующие руково­дители (владельцы) предприятий, учреждений,

организаций и других органов исполняют возложенные на них обязанности по

рассмотрению и разрешению писем, жалоб, заявлений и иных обращений населения

и работников, во многом зави­сит состояние соблюдения предоставленных им прав

и сво­бод. В связи с этим при наличии оснований прокуроры пла­нируют и

проводят проверки законности рассмотрения и разрешения писем, жалоб и

заявлений.

Работа по надзору за соблюдением прав и свобод челове­ка и гражданина находит

отражение в текущих и перспек­тивных планах работы прокуратуры. Мероприятия

по защи­те их прав и свобод обычно включаются во все разделы планов работы.

Эти мероприятия могут быть сгруппирова­ны в самостоятельные разделы планов.

Организация работы по надзору за соблюдением прав и свобод человека и

граж­данина не отличается заметной спецификой от организации работы по

надзору за исполнением законов.

Заключение

С 1995 г. в законодательстве о прокуратуре пре­дусмотрен новый вид прокурорского

надзора: надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека и гражданина (глава 2 ФЗ

РФ «О прокура­туре Российской Федерации»). Отношение к этому виду надзора в

юридиче­ской литературе неодинаковое. В некоторых учебниках данный вид

прокурорского надзора вообще не рассматривается

[21].

По мнению А.Х. Казариной, наличие «специальной главы, посвященной охране прав и

свобод человека и гражданина, отражает реальные позитивные изменения в

обществе, усиление правоза­щитной функции прокуратуры», вместе с тем «не ведет

к появле­нию новой самостоятельной отрасли надзора. Скорее это подот­расль».

Однако это не помешало цитируемому автору предусмотреть в другом учебнике

самостоятельную главу «Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод

человека и гражданина»[22]. Примерно

такого же мнения придерживается и доктор юридических наук, профессор Ю.Е.

Винокуров[23]. Проф. Д.Н. Бахрах вообще

считает данное направление деятельности прокурорского надзора отраслевым.

Однако, по мнению А.Ф. Козлова, выделение такого направления не оправ­данно. Оно

не может осуществляться самостоятельно, обособ­ленно от других отраслей

прокурорского надзора, ибо как бы растворяется в них. Защита прав и свобод

человека и граж­данина реализуется во всех отраслях прокурорского надзора: и в

общем надзоре, и в надзоре за исполнением законов орга­нами дознания и

предварительного следствия, и в надзоре за законностью рассмотрения судами

уголовных и гражданских дел, и при осуществлении надзора за соблюдением

законности в местах ограничения и лишения свободы.

[24] А.Ф. Козлов относит надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека и

гражданина к комплексным направлениям деятельности прокурорского надзора.

Данная точка зрения представляется наиболее убедительной.

Появление данного вида прокурорского надзора предопределено достаточно

распространенной концепцией о приоритете прав и за­конных интересов личности

по отношению к таковым правам и инте­ресам общества и государства, выводимой

из содержания статьи 2 Конституции России 1993 г.

Однако профессор О.А. Галустьян на основании систематического толкования ряда

норм этой же Конституции РФ (статьи 8, 17, 19, 55) отстаивает иную доктрину, а

именно: доктрину обеспечения баланса интересов личности, общества и государства

[25]. Доктрина обеспечения баланса интересов личности, общества и

государства, активно отстаивается и доктором юридических наук, профессором Р.Х.

Якуповым[26].

При осуществлении своих полномочий прокуроры не подме­няют государственные

органы и должностных лиц, осуществляющих контроль за соблюдением прав и

свобод личности, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность

организаций.

Помимо полномочий, осуществляемых в рамках общего надзо­ра, прокурор также

имеет и специально предусмотренные для дан­ного вида надзора правомочия:

рассматривает и проверяет заявле­ния, жалобы и иные сообщения о нарушении

прав и свобод чело­века и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты

их прав и обязанностей; принимает меры по предупреждению и пресе­чению

нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлече­нию к ответственности

лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (п. 1 ст. 27 ФЗ «О

прокуратуре»).

В зависимости от характера совершенного правонарушения (преступление,

административное правонарушение, деликт), со­пряженного с нарушением прав и

свобод человека и гражданина, прокурор или его заместитель соответственно

возбуждает уголовное дело, производство об административном правонарушении,

исковое производство.

Актами прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод личности являются

протест и представление. Протест на акт, нару­шающий права человека и

гражданина приносится прокурором или его заместителем в орган или

должностному лицу, которые издали акт, либо обращается в суд. Иначе говоря,

речь идет об альтерна­тивном порядке реагирования прокурора. Прокурор и его

замести­тель вправе внести представление об устранении нарушений прав и

свобод личности в тот орган или тому должностному лицу, которые полномочны

устранить допущенные нарушения.

Приказом Генерального прокурора РФ «Об организации проку­рорского надзора за

исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» № 30 от

22 мая 1996 г. в «докумен­тах прокурорского реагирования» предписывается

«излагать право­вую сущность, а также негативные последствия нарушений закона,

причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их

устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое

устранение нарушений законов, принципиально реа­гировать на исполнение

требований прокурора» (п. 12)[27].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что защита прав и свобод граждан

прокуратурой как правоохранительным и правоприменительным органом всегда

являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех

прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного

достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски,

внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях

охраны и защиты прав и законных интересов граждан.

Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфике ее

деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими

правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в

качестве органа правосудия.

В системе прокурорского надзора надзор за соблюдени­ем прав и свобод человека

и гражданина занимает особое место, поскольку его цель: обеспечить

всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела,

принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной

ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного

законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников

процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению

преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.

Исходя из этого, предметом данного вида надзора являются: соблюдение прав и

свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и

сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-

розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность

принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ»).

Характеризуя это направление деятельности прокурорского надзора, следует особо

подчеркнуть его приоритетность как отражение и важный путь реализации

государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в

Российской Федерации.

Список использованной литературы и нормативно-правовых актов

1) Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005.

2) Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая

часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999.- 140 с.

3) Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. – М.,

Издательство "Зерцало", 2001. — 512 с.

4) Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ.

ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование,

2005. — 460 с.

5) Прокурорский надзор: Учебник для вузов / Под ред. проф. О.А.

Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. - 399 с.

6) Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат,

2001. 400 с.

7) О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от

17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и дополнениями // СЗ РФ. 1995.

№ 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст. 5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001.

№ 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; № 30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853;

2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607.

8) Комментарий к Федеральному Закону "О прокуратуре Российской

Федерации" / Ю.И. Скуратов, А.Я. Сухарев, А.Г. Звягинцев и др. - М.:изд-во

НОРМА,1996.

9) Об организации прокурорского надзора за исполнением законов,

соблюдением прав и свобод человека и гражданина: Приказ Ген. прокурора РФ. от

22 мая 1996 г. №30 // Сб.осн.приказов и указаний Ген.прокурора РФ.-М.,1999.

10) Инструкция о порядке рассмотрения и разрешения обращений и приема

граждан в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (утв.

приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. № 3).

11) Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам

человека в РФ от 24 июля 1998 г. "О формах взаимодействия Генеральной

прокуратуры Российской Федерации и Уполномоченного по правам человека в целях

обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан".

12) Информационное письмо Генеральной прокуратуры РФ от 27 января 2003

г. № 8-15-2003 "О некоторых вопросах участия прокурора в гражданском

процессе, связанных с принятием и введением в действие Гражданского

процессуального кодекса Российской Федерации".

13) Указание Генеральной прокуратуры РФ от 17 июня 1996 г. № 31/7 "Об

усилении прокурорского надзора за исполнением Федерального закона "О

ветеранах".

[1] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[2] Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005.

[3] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[4] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[5] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

[6] О прокуратуре Российской Федерации:

Федеральный закон от 17.01.92 № 2202-1. С последующими изменениями и

дополнениями // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472; 1999. № 7. Ст. 878; № 47. Ст.

5620; 2000. № 2. Ст. 140; 2001. № 53 (ч. 1). Ст. 5018; 2002. № 26. Ст. 2523; №

30. Ст. 3029; № 40. Ст. 3853; 2003. № 27 (ч. I). Ст. 2700; 2004. №35. Ст. 3607.

[7] Конституция Российской Федерации - М; ИНФРА-М-НОРМА, 2005.

[8] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

[9] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[10] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[11] Инструкция о порядке рассмотрения и

разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры

Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N

3).

[12] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

[13] Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[14] Березовская С.Г. Охрана прав граждан

советской прокуратурой. М., 1964. С. 229.

[15] Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[16] Ястребов В.Б. Прокурорский надзор. Учебник. М.: Городец-издат, 2001. 400 с.

[17] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[18] Инструкция о порядке рассмотрения и

разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры

Российской Федерации (утв. приказом Генпрокуратуры РФ от 15 января 2003 г. N

3).

[19] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[20] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[21] См.: Басков В.И. Курс прокурорского

надзора. Учебник для вузов. - М.: ЗЕРЦАЛО, 2001.

[22] См.: Прокурорский надзор в

Российской Федерации. Учебник / Под ред. А.А. Чувилева. - М.: Юристь, 2001. -С.

117, 142-158.

[23] Прокурорский надзор: Учебник /

Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. — 6-е изд., перераб. и

доп. — М.: Высшее образование, 2005. — 460 с.

[24] Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в

Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие.- Екатеринбург: Изд-во УрГЮА,

1999.- 140 с.

[25] Прокурорский надзор: Учебник для

вузов / Под ред. проф. О.А. Галустьяна. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004.

- 399 с.

[26] См.: Якупов Р.Х. Уголовный процесс.

Учебник для вузов. 4-е изд., исправл. и доп. / Науч. ред. В.Н. Галузо. - М.:

ТЕИС, 2003. - С. 30, 230-231.

[27] См.: Сборник основных приказов и

указаний Генерального прокурора Российской Федерации. - М.: НОРМА, 1999. - С.

51-58.



(C) 2009