Научная Петербургская Академия

Курсовая: Политические и социально-экономические права человека

Курсовая: Политические и социально-экономические права человека

Содержание курсовой работы

Преамбула.......................стр

Введение..........................стр

Глава 1. Политические права и свободы...........стр 6

Глава 2. Социально-экономические права человека......стр

Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод...стр

3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации.

3.2. Международная защита прав и свобод.

Заключение.......................стр

Библиография........................стр

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации,

соединённые общей судьбой на своей земле,

утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя

исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных

принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших

нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её

демократической основы,

стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из

ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поко­лениями,

сознавая себя частью мирового сообщества,

принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вступительная часть конституции, как и многих других правовых нор­мативных

актов, предшествующая их разделам, главам и статьям, обычно называется

преамбулой.

Преамбула Конституции РФ содержит три час­тично совпадающие группы элементов.

Во-первых, это указание на народ, своей коллективной волей прини­мающий эту

Конституцию («Мы... народ Российской Федерации»), и на те его характерные

свойства, которые находят свое выражение в принимае­мой им Конституции (он

многонационален, соединен общей судьбой на своей земле, проникнут чувством

ответственности за свою Родину и нынешним и будущими поколениями и сознает

себя частью мирового сообщества).

Во-вторых, здесь названы несколько исторических предпосылок и условий этого

народного решения. Это исторически сложившееся государственное единство,

общепризнанные принципы равноправия и самоопределения народов: почитание

памяти предков, передавших нам любовь уважение к Отечеству, веру в добро и

справедливость.

В-третьих, преамбула определяет цели, для осуществления которых принимается

новый Основной Закон страны. Конечно, эти цели содер­жатся в ряде уже

названных характеристик народа и исторических условий принятия новой

Конституции, которые эта Конституция должна сохра­нить и развить, способствуя

их все более полной реализации. Но в преам­буле, кроме того, сформулирован

ряд целей, к осуществлению которых стремится народ - законодатель. Он

принимает Конституцию, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и

согласие, сохраняя истори­чески сложившееся государственное единство,

возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её

демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание

России.

Введение

В настоящее время в России формируются гражданское общество, основанное на

свободе народа, и новая роль государства, признающая приоритет прав человека.

Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие

конституционного права как важного условия для проведе­ния реформ в экономике

и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата

страны к прошлому.

Современное конституционное право - это отрасль права, которая закрепляет

основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает

острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов,

судебных решений и других правовых актов, составляющих источники

конституционного права. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет

страну по пути прогресса, а кто тянет назад. Изучение конституционного права,

таким образом, позволит "войти в политику" и почувствовать её историю.

Едва ли не самым трудным в наше время является слежение за быстро меняющимся

зако­нодательством в области конституционного права. Такие изменения можно

проследить и в тех статьях Конституции, где закреплены основные права и

свободы человека в области соци­ально-экономических и политических

взаимоотношений между гражданами, а также гражданами и государством

Экономические, социальные и политические права и свободы имеют важнейшее

значение для жизни человека. Конституция РФ даёт новые трактовки многих прав

и свобод, входящих в эту группу, отражая проводимые в стране реформы.

В вопро­сах жизнеобеспечения большинство людей не могут положиться только на

свои силы. Сохра­няя свободу, они в то же время зависят от других людей,

интересы которых часто совсем иные. Поэтому в интересах общества возникает

необходимость защиты жизненных прав человека от экономического произвола и

социальной несправедливости, а также - дать ему силы для ду­ховного развития

и проявления своих способностей.

По своему юридическому содержанию социально - экономические права не

одинаковы. Некоторые (например, право частной собственности), по существу,

являются бесспорными правами пря­мого действия, другие (право на отдых или на

социальное обеспечение) представляют собой субъективные права, конкретное

содержание которых вытекает из действующего отраслевого законодательства,

третьи (право на труд, право на жилище и др.) порождают для государства

только общую обязанность проводить политику содействия в их реализации.

Политические права и свободы нацелены на активное включение человека в жизнь

страны, управление её делами. Эти права и свободы создают условия для

укрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От

того, каково состояние политических прав и свобод, во многом зависит

прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень

политической культуры широких слоев населения. Вместе с тем политические

права и свободы человека развиваются не в отрыве, а на фоне иных прав и

свобод, во взаимодействии с ними и прежде всего при опоре на уважение к

человеку.

Конституционное закрепление политических прав и свобод в России имеет ещё и

то значение, что, хотя в прошлом они широко декларировались и даже служили

украшением советской власти, их реализация была затруднена. Отсутствие

альтернативных кандидатов и полная монополия партийного аппарата в

определении состава Советов искажали смысл избирательных прав.

Многопартийность на практике не допускалась. В таких условиях политические

права и свободы были иллюзорными и на практике способствовали не сближению, а

отторжению государства от народа, порождали у людей недоверие к

демократическим институтам.

Права и свободы не принесут своего результата, при господстве своеволия,

эгоизма, несоблюдения закона.

Глава 1. Политические права и свободы.

Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии"

предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется её

гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции

Российской Федерации. Каким же образом мы реализовываем эти права и как нам

это гарантировано? Именно это, на основании действующего законодательства и

основного закона - Конституции РФ, постараемся рассмотреть в данной курсовой

работе, как основные политические права и свободы граждан в Российской

Федерации, переплетаются с основными личными, социальными и

общегосударственными правами.

В настоящей Конституции Российской Федерации, принятой всенародным общим

голосованием 12 декабря 1993 г., принята и существует следующая классификация

прав и свобод личности и гражданина Российской Федерации:

1. Личные права;

2. Политические права;

3. Социально-экономические права;

4. Права по защите других прав;

Политические права и свободы — важная категория субъективных прав и свобод

гражданина. Их вполне право­мерно рассматривать как обеспеченную человеку

законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и

коллективно) в общественно-политической жизни госу­дарства и осуществлении

государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от

государства. Поли­тические права граждан являются непременным условием

фун­кционирования всех других видов прав, поскольку они состав­ляют

органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми

власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться.

Выступая в качестве фактора, маркирующего природу го­сударства, средства

контроля над властью, оценочного крите­рия демократического режима,

политические права и свободы являются атрибутом цивилизованного общества. В

юриди­ческой литературе встречается их деление на: 1) правомочия по участию в

организации и деятельности государства и его органов посредством различных

форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права,

право пети­ций); 2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода

слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).

В отличие от личных политические права и свободы на­правлены не на

обеспечение автономии человека, а на его про­явление в качестве активного

участника политического про­цесса. Ценность этой категории прав состоит в

том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином,

обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из

граней личной свободы: человек как разум­ное существо, носитель политического

сознания и политичес­кой воли вправе действовать в качестве самостоятельного

и свободного участника политического процесса.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обыч­но признаются лишь за

гражданами, т. е. обладание полити­ческими правами связывается с

принадлежностью к граждан­ству конкретного государства. В отличие от прав

человека права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государ­ством

(сферу публичных интересов).

Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента

достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия. Это прямо

выражено в ст. 60 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что:

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном

объёме свои права и обязанности с 18 лет.

Именно с достижения 18-летия устанавливается полная дееспособность

гражданина. Дееспособность - юридическая возможность своими действиями

создавать или изменять права и обязанности. В этом и есть отличие от

правоспособности, которая присуща человеку с рождения и является неотъемлемой

частью человеческого статуса. Достигнув совершеннолетия, гражданин Российской

Федерации осуществляет права во всех областях политической, экономической и

личной жизни и несет ответственность за результаты своих действий.

Анализ политических прав и свобод естественно начать с права граждан

участвовать в управле­нии делами государства (ст. 32 ч. 1 Конституции РФ)

, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и

осуществления госу­дарственных решений, в сферу политики. Данное право

неразрыв­но связано с принципом народовластия — одной из основ

конституцион­ного строя (ст. 3 Конституции РФ). Оно юридически обеспечивает

реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и

осуществле­ния государственных решений, в сферу политики. Тем самым

преодолева­ется отчуждение гражданина от государства. В свою очередь гарантиями

и одновременно конкретными формами реализации этого важнейшего по­литического

права является целый ряд других прав, изложенных в рас­сматриваемой статье.

Признаваемое в ч. 1 данной статьи право граждан полностью соответст­вует

международным стандартам, в частности предусмотренному в пункте «а» ст. 25

Международного пакта о гражданских и политических правах поло­жению о праве

каждого гражданина без какой бы то ни было дискримина­ции и без

необоснованных ограничений «принимать участие в ведении го­сударственных дел

как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных

представителей».

Непосредственное участие граждан в управлении делами государства

осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а

также личного участия в работе органов законодательной, исполнитель­ной или

судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении

народовластия опосредованная — через своих представи­телей, избираемых в

органы законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления.

Если обладание большинством прав и свобод Конституция не обусловли­вает

обязательным наличием у лица российского гражданства, устанавливая «каждый

имеет право...», «каждому гарантируется...», то право участвовать в

управлении делами государства признается только за гражданами Российской

Федерации. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая

характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой

осуществления принадлежащей ему власти. Иностранные граждане и лица без

гражданства этим правом не обладают.

Избирательное право — важнейший демократический ин­ститут, одна из

главных форм свободного выражения воли на­рода и его участия в политическом

процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти

и ме­стного самоуправления, равно как и через избираемых ими пред­ставителей,

является выражением суверенитета народа и фор­мой осуществления принципа

народовластия. Избирательное право - необходимый элемент повышения

эффективности го­сударственной власти и местного самоуправления, правовой

системы в целом.

Стремясь максимально гарантировать избирательное пра­во, современные

демократические государства отказались от существовавших ранее цензов

(имущественного, оседлости, по принципу пола и др.). В советском обществе в

условиях тоталитарного режима имело место ограничение из­бирательных прав по

классовому и национальному признаку. Жесткий классовый подход к пользованию

политическими пра­вами непосредственно вытекал из стремления авторитарной

власти освободиться от любых форм контроля со стороны чле­нов общества,

имевших опыт политического участия в решении государственных дел.

В качестве элементов избирательного права выступают: 1) право избирать

(свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме); 2)

право быть избранным в органы государственной власти; 3) право отзыва

избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия. К этому следует

добавить, что современные конституции и избирательные зако­ны устанавливают

минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть

избранным.

Эти по­ложения в соответствии с ч. 4 ст. 15 и ст. 17 Конституции действуют в

един­стве с предписаниями, в частности ст. 25, пункт «b», Международного

пакта о гражданских и политических правах о праве каждого гражданина

«голосо­вать и быть избранным на подлинных периодических выборах,

производи­мых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном

го­лосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей», а также

ст. 3 «Право на свободные выборы» Протокола № 1 к Европейской конвенции о

защите прав человека и основных свобод, предусматриваю­щей обязательства

государств-участников «проводить с разумной перио­дичностью свободные выборы

путем тайного голосования в таких услови­ях, которые обеспечивали бы

свободное волеизъявление народа при выбо­ре органов законодательной власти».

Среди политических прав и свобод граждан свобода слова занимает особое

место, являясь одним из важнейших конститу­ционных прав человека. Отстаивая

приоритет этой идеи фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения

Воль­тер писал: ".нет у людей никакой свободы без свободы выска­зывать свои

мысли"[1].

Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие поли­тических, экономических,

нравственных и иных идей и ценнос­тей, способствует внедрению в политическую

жизнь общества основных демократических принципов. Следователь­но, свобода

мысли и слова, равно как и свобода публичных дис­куссий по граждански значимым

проблемам, есть форма суще­ствования демократического общества. Не слу­чайно

русский дореволюционный юрист Е.Н. Тарновский ука­зывал, что "свобода личности

более всего утверждается и под­тверждается свободою печати и слова"

[2].

Поскольку общество никогда не образует интеллектуаль­ного единства и не может

выразить себя в какой-то одной идее, каждый из его членов сохраняет свою

индивидуальность, свое собственное понимание тех или иных проблем. Свобода

мысли и слова является по сути дела существенным фактором рас­крытия

человеческой индивидуальности, утверждения своеоб­разия и уникальности каждой

личности.

Какое-либо насильственное воздействие на человека с це­лью принудить его к

выражению своей позиции или отказу от нее недопустимо.

Следовательно, к числу важнейших юридических следствий свободы слова

относится неправомерность любого преследова­ния гражданина за выраженные им

мысли при условии соблю­дения действующего законодательства, а также

недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мне­ний.

Свобода слова включает несколько структурных элемен­тов, которые тесно

взаимосвязаны и существуют в неразрывном единстве. Во-первых, это свобода

каждого человека публично выражать свои мысли, идеи и суждения и распространять

их любыми законными способами. Во-вторых, это собственно сво­бода печати и

других средств массовой информации как свобо­да от цензуры и право создавать и

использовать органы инфор­мации, позволяющее материализовать свободу выражения

мнений. В-третьих, это право на получение информации, представ­ляющей

общественный интерес или затрагивающей права граж­дан, т.е. на свободу доступа

к источникам информации. Вот как определён термин свобода слова в Комментарии к

Конституции РФ: свобода слова — это гарантированная государством

возможность бес­препятственно выражать своё мнение и убеждения по самым

различным вопросам общественного, государственного, иного характера посредством

устного или печатного слова, на собраниях, митингах, другими средства­ми.

Право свободно выражать своё мнение, как это формулируется в международно-

правовых актах, включает свободу придерживаться своего мне­ния и свободу

искать, получать и распространять информацию и идеи лю­быми средствами без

какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от

государственных границ (ст. 19 Всеобщей декла­рации прав человека, ст. 10

Международного пакта о гражданских и поли­тических правах, ст. 10 Европейской

конвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнения

лежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как,

например, право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право

на образование, свобода творчества и др.

Конституция не обусловливает свободу мысли и слова какими-либо

идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы о свободе мысли и

слова должны действовать в единстве с положениями Конститу­ции о признании

идеологического и политического многообразия, недопу­щении установления какой

бы то ни было идеологии в качестве государст­венной или обязательной (ст. 13

Конституции РФ). Реально гарантированная свобода вы­ражения разнообразных

взглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретным

показателем демократизма общества.

Свобода мысли и слова, выражения своего мнения чрезвычайно важна для

реального проявления свободы человека. Но эта свобода не может быть

абсолютной, безграничной. Слово как главное средство чело­веческого общения

оказывает сильнейшее воздействие на сознание и по­ведение людей. Оно может

созидать и разрушать, звать к социальному про­грессу и призывать к насилию,

обогащать внутренний мир человека и уни­жать личное достоинство. Этим

объективно обусловлена необходимость определенных нравственных и правовых

ограничений, связанных с осу­ществлением свободы слова.

Большинство современных конституций закрепляет такие формы политической

активности граждан, как свобода собра­ний, митингов, демонстраций и

т.д., не исключение и Конституция РФ. Эти демократические инсти­туты являются

формами публичного выражения коллективного или индивидуального мнения по любому

вопросу общественной или государственной жизни. Указанными политическими

сво­бодами граждане пользуются как в интересах развития своей личности,

самовыражения и самоутверждения, так и для своего активного участия в

общественно-политической жизни.

Правовое содержание рассматриваемых свобод включает наличие правомочий трех

видов: право на личные положитель­ные действия (организация публичного

мероприятия и участие в нем); право требования (предоставление общественных

зда­ний, улиц и пр. как необходимых материальных предпосылок проведения

массовых публичных мероприятий); право притя­зания (юридическая возможность в

случае необходимости при­бегнуть к помощи государственного принуждения и

государ­ственной защиты). Очевидно, что это право должно выступать в форме

реализации общеправового принципа разрешено все, что не запрещено законом

(разумеется, применительно к данной сфере общественных отношений).

Для осуществления свободы собраний, митингов, демонст­раций, как правило,

вводится уведомительный порядок прове­дения публичных мероприятий, при

котором их организаторы ставят в известность органы государственной власти о

предсто­ящем мероприятии. Причём последние вправе воспрепятство­вать

проведению публичного мероприятия лишь в тех случаях, когда цели и условия

его проведения представляют угрозу об­щественному порядку.

В связи с тем, что возможность ограничить основные права и свободы личности

по соображениям обеспечения интересов общества в целом или прав и свобод

других лиц нередко таит в себе угрозу если и не злоупотреблений, то принятия

несораз­мерных охраняемому общественному интересу ограничитель­ных мер, в

законе закрепляется строго ограниченный перечень оснований, по которым

публичное мероприятие может быть признано незаконным.

Цель проведения публичных мероприятий не должна про­тиворечить Конституции и

текущему законодательству. На­пример, по российскому законодательству

публичное мероп­риятие может быть запрещено по требованию представителей

органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его

проведении; 2) если состоялось решение о его запрете; 3) если нарушен порядок

его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5)

если нарушен общественный порядок. Во многих странах проведе­ние публичных

мероприятий не допускается "на обществен­ном пути", т. е. в местах

функционирования городского транс­порта. Российское законодательство

предусматривает уголов­ные и административные санкции за нарушение

установлен­ного порядка организации и проведения публичных мероприятий.

Право на объединение в общественные организации в числе других

политических прав и свобод обеспечивает участие индивида в

общественно-политической жизни. Это право, извест­ное также под названием

свобода союзов и ассоциации, пред­ставляет собой право образовывать любой

союз в рамках тре­бования закона. Общественные объединения создаются в

ре­зультате свободного волеизъявления граждан, объединивших­ся на основе

общности интересов для достижения общих це­лей. Обычно это право предполагает

принцип свободы деятель­ности общественных объединений и их равноправие. По

обще­му правилу закон определяет виды объединений, подлежащих регистрации,

порядок этой регистрации, а также формы надзора за общественными объединениями.

Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их интересы. Основные

принципы образования и деятельности общественных объединений нередко

закрепляются в конститу­циях. Например, Конституция РФ (ст. 30) к их числу

относит добровольность, свободу образования и деятельности. Законо­дательство

РФ закрепляет право создавать общественные объе­динения в таких

организационно-правовых формах, как обще­ственная организация, общественное

движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной

самодея­тельности. В качестве основных каналов, фокусирующих поли­тическую

активность граждан, выступают политические партии, профсоюзы, женские и

молодежные организации, творческие, предпринимательские и прочие союзы.

Право на объединение ограничивается лишь в четко уста­новленных законом

случаях. Наиболее часто в конституциях и законах встречаются ограничения

этого права в виде запрета создавать тайные общества, военизированные

организации и объединения с антиобщественными целями.

Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан,

затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит в

том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и

общественной жизни, а так же юридически установить создание разного рода

общественных объединений.

Конституция Российской Федерации и Закон "Об общественных объединениях"

статьи 2 и 225 КЗоТ Российской Федерации закрепляют за гражданами право на

общественные объединения, общественные движения, партии, профсоюзы,

предпринимательские объединения, общества и ассоциации.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку "каждый

гражданин Российской Федерации имеет право на объединение..." - это значит,

что каждый человек, законно находящийся на территории Российской Федерации и

обладающий всеми ее правами и обязанностями имеет право создавать

общественные объединения и организации для реализации своих общественных,

социальных и политических интересов. Право на объединения имеют как

российские граждане, так и лица без гражданства, исключением являются

политические партии, права на создание и участие в которых имеют только

граждане Российской Федерации. Принятие или вступление гражданина в

общественную организацию осуществляется на добровольных началах в

соответствии с условиями, записанными в её уставе. Никто не может

быть принужден к вступлению в какие-либо общественные организации, а так же

пребывания в них. Право на общественные объединения предоставляет гражданину

широкие возможности реализации своих интересов непосредственно или вместе с

общественной организацией. Конституция Российской Федерации гарантирует

свободу деятельности общественных объединений. Это означает, что общественные

объединения создаются без предварительного разрешения государственных

органов.

Право на объединение не является абсолютным правом и может подвергнуться

определенным ограничениям. Эти ограничения устанавливаются Конституцией

Российской Федерацией.

В частности на основании ст. 56 Конституции Российской Федерации отдельные

ограничения устанавливается в условиях чрезвычайного положения. Согласно ст.

23 Закона РСФСР "О чрезвычайном положении", в случае введения чрезвычайного

положения при попытках насильственного свержения конституционного строя,

массовых беспорядках и т.п. может быть приостановлена, после соответствующего

предупреждения, деятельность политических партий, общественных организаций

массовых движений, препятствующих нормализации обстановки.

В числе политических прав следует указать и право на обращение,

именуемое ещё правом петиций. Посылаемые в го­сударственные органы и

органы местного самоуправления пе­тиции граждан представляют собой не только

способ восста­новления нарушенного права, но и форму политического учас­тия в

решении публичных дел. Реализация этого права пред­полагает развитие личной

инициативы и личной заинтересован­ности граждан при решении вопросов

государственного и об­щественного характера. Как правило, порядок подачи и

рас­смотрения письменных обращений, как и принятия по ним ре­шений, определяет

закон.

Суть этого права усматривается в возможности граждан направлять

индивидуальные и коллективные обращения в ком­петентные государственные

органы. Обращения, имеющие фор­му жалобы, чаще всего сводятся к требованию

устранить нару­шение субъективного права гражданина, допущенное в резуль­тате

неправомерного действия (или бездействия) властей. По­этому анализируемому

праву соответствует обязанность долж­ностных лиц в установленном порядке и в

установленные сро­ки принять по ним обоснованные и законные решения. В

отли­чие от жалобы предметом предложения или заявления может быть

общественный интерес, требование оценки государствен­ным органом какого-либо

политического или иного события.

Право на обращение закреплено не только за гражданами, но и за общественными

организациями, в частности, творческие союзы, а так же учреждения,

предприятия и должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и

интересов своих членов. Закреплено право на коллективные обращения, когда

затрагиваются законные интересы группы лиц.

Нормативными актами предусмотрено право граждан (юридических лиц)

осуществлять обращения в письменной и устной форме, а за соответствующими

лицами закреплена обязанность эти обращения принимать в порядки и сроки,

установленные законодательством. В частности, предложения граждан

рассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех предложений,

которые требуют дополнительного изучения, о чем сообщается лицу, внесшему

предложение. Заявления же граждан решаются в срок до одного месяца со дня его

поступления, а те, которые не нуждаются в проверке, - безотлагательно, но не

позднее 15 дней со дня получения заявления. Предложения и заявления граждан

рассматриваются теми органами, к непосредственному ведению которых относятся

затрагиваемы в них вопросы.

В отличии от предложений - жалобы подаются в инстанции, вышестоящие по

отношению к тем, действия которых обжалуются. Закон запрещает направлять

жалобы граждан тем органам, на действия которых направлена эта жалоба. Наряду

с административным порядком рассмотрения жалоб на незаконные действия

должностных лиц и органов государства, существует судебный порядок

обжалования таких действий. В частности, за гражданами РФ Закон закрепляет

право непосредственного обращения в судебные органы на незаконные действия.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем

суверенитета единственным источником власти в Российской Федерации

является ее многонациональный народ (Ст.3 Конституции РФ). Эта важнейшая основа

конституционного строя Российской Федерации реальную и практическую реализацию

получает через политические права каждого человека. Именно это взаимодействие и

обеспечивает должное их применение и реализацию их в повседневной жизни.

Государство обязано гарантировать защиту прав граждан в случае их умаления тем

или иным способом. Гарантия судебной защиты, закрепление этого права в иных

законодательных актах и обеспечивает в общей мере эту защиту.

Так же этому было уделено внимание Президента РФ в ежегодном послании

Федеральному собранию 26 мая 2004 года.

Глава 2. Социально-экономические права человека.

Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам

человека второго поколения. Они касают­ся поддержания и нормативного

закрепления социально-эко­номических условий жизни индивида, определяют

положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния,

соци­альной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут

быть свободны от страха и нужды. Их объем и степень реализованности во многом

зависят от состояния эко­номики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации

по срав­нению с гражданскими и политическими правами первого по­коления,

менее развиты.

В отличие от других видов прав человека особенностями

социально-экономических прав являются[3]:

распространенность на определенную - социально-эконо­мическую область жизни

человека;

допустимость рекомендательных, "нестрогих" формулиро­вок базовых положений

(например, "достойная жизнь", "спра­ведливые и благоприятные условия труда",

"удовлетворитель­ное существование");

зависимость реализации социально-экономических прав от состояния экономики и

ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и

культурных правах спе­циально говорит о том, что эти права должны

обеспечиваться постепенно и "в максимальных пределах имеющихся ресур­сов".

Длительное время правам человека второго поколения отводилась второстепенная

роль, возможности регулирования та­ких прав оценивались негативно. Причина

этого заключалась в господствовавшем представлении о невозможности точно

оп­ределить и юридически квалифицировать эти права, поскольку они не могут

порождать непосредственных обязанностей госу­дарства по их обеспечению и

правовой защите. Позже эта тен­денция сменилась отрицанием равноценности

социально-эко­номических и политических прав.

Сегодня значение социально-экономических прав для обеспечения правового

статуса личности бесспорно. Как от­мечено в Международном пакте об

экономических, социальных и культурных правах, "идеал свободной человеческой

лично­сти, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если

будут созданы такие условия, при которых каж­дый может пользоваться своими

экономическими, социальны­ми и культурными правами так же, как и своими

гражданс­кими и политическими правами". Эту точку зрения подтвер­дила

Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив

"неделимость и взаимозависимость эко­номических, социальных, культурных,

гражданских и полити­ческих прав".

Обязанность государства в сфере защиты социально-эконо­мических прав состоит

в том, чтобы осуществлять прогрессив­ные экономические и социальные реформы,

обеспечивать полное участие своего народа в процессе и выгодах

экономическо­го развития, использовать свои ресурсы для предоставления всем

равных возможностей пользования данными правами. Как от­мечается в ст. 7

Хартии экономических прав и обязанностей государств от 12 декабря 1974 г.,

каждое государство несёт от­ветственность за содействие экономическому,

социальному и культурному развитию своего народа.

Среди источников правового регулирования социально-экономических прав и

свобод базовую роль играют междуна­родно-правовые нормы. Универсальные нормы

содержатся в общих принципах Устава ООН, в программных положениях Всеобщей

декларации прав челове­ка, в нормах Международного пакта об экономи­ческих,

социальных и культурных правах, в конвенциональных стандартах Международной

организации труда (МОТ). В дан­ной области МОТ принято больше 170 конвенции.

Важное зна­чение имеют следующие: "О принудительном труде" (1930 г.), "О

справедливом вознаграждении" (1951 г.), "О дискримина­ции в области труда и

занятости" (1958 г.), "О политике в области занятости (1964 г.), "О

трудящихся с семейными обя­занностями" (1981 г.), "О содействии занятости и

защите от безработицы" (1988 г.) и др.

Другую группу источников регулирования социально-эко­номических прав

составляют нормы, которые содержатся в ре­гиональных соглашениях (таких, как

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейская

соци­альная Хартия и др.). Третья значительная группа связана с гарантиями

соблюдения и защиты социально-экономических прав, закреплёнными в

национальных законодательствах госу­дарств.

Экономические права обеспечивают человеку свободное распоряжение основными

факторами хозяйственной деятель­ности. К ним относятся: право на труд; право

на собствен­ность; право на предпринимательство; право на забастовки и др.

Кроме того, трудящиеся и работодатели имеют право на заклю­чение коллективных

договоров; право на свободное объедине­ние в национальные или международные

организации для за­щиты своих интересов.

Ведущее место в каталоге экономических прав занимает право на труд,

включающее право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на

жизнь трудом, кото­рый он свободно выбирает или на который свободно соглашается

(ст. 6 Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Это право

выражает постоянно действующую потреб­ность человека, необходимую для создания

элементарных ма­териальных предпосылок человеческого существования, а так­же

обеспечения условий всестороннего развития личности. Право на труд и защиту от

безработицы зафиксировано и в ст. 23 Всеобщей декларации прав человека.

В Конституции РФ (ст. 37) гарантируется право каждого в Российской Федерации

свободно распоряжаться своими спо­собностями к труду, выбирать род

деятельности и профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные

условия труда: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям

безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было

дискриминации и не ниже установлен­ного федеральным законом минимального

размера оплаты тру­да, а также право на защиту от безработицы".

Законодатель­ство РФ обязывает работодателя обеспечить своим работни­кам

соответствующие условия труда. В случае невыполнения этой обязанности,

повлекшей за собой повреждение здоровья работника, работодатель обязан

возместить причиненный этим материальный и моральный ущерб.

Конституционное право на свободный труд для граждани­на Российской Федерации

означает: 1) возможность свободно­го и самостоятельного выбора - работать или

не работать;

2) свободный выбор рода деятельности или профессии, что с

юридической точки зрения выражается в договорном характере

трудовых обязанностей, праве менять место работы после соответствующего

уведомления администрации, нраве трудиться

после достижения установленного пенсионного возраста и т. д.;

3) запрещение принудительного труда. Принудительным, со­гласно ст. 8 Пакта

о гражданских и политических правах, при­

знается труд, который гражданин не избрал добровольно. Принудительный

(недобровольный) труд допускается только в силу

выполнения обязанностей воинской службы, приговора суда или

в условиях чрезвычайных обстоятельств (Конвенция МОТ

1930 г. № 29 "О принудительном или обязательном груде").

Практическое осуществление права на труд воплощается в задаче обеспечения

работой всех желающих, решении проблемы полной занятости населения. Таким

образом, право на труд предполагает право на защиту от безработицы,

предоставля­емую государством любому лицу (ст. 23 Всеобщей декларации прав

человека). В Конвенции МОТ № 122 "О политике в об­ласти занятости" отмечается,

что в целях "ликвидации безрабо­тицы и неполной занятости каждый член

организации провоз­глашает и осуществляет в качестве главной цели активную

по­литику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной

занятости" (ст. 1).

Этот принцип получил закрепление и дальнейшее разви­тие в Конвенции МОТ 1991

г. № 168 "О содействии занятости и защите от безработицы". Согласно этой

Конвенции отказ в приеме на работу может быть оправдан только в случае

отсут­ствия свободных мест или недостаточной квалификации пре­тендента.

Необоснованные увольнения являются незаконными, и в необходимых случаях

трудящиеся могут быть восстановле­ны в прежней должности по решению суда. В

РФ право на защиту от безработицы регламентируется Законом "О занятос­ти

населения в Российской Федерации" (в редакции Федераль­ного закона от 20

апреля 1996 г.).

Кроме того, для повышения защищенности своих граждан государство обязано

принимать надлежащие меры по развитию профессионально-технического обучения,

экономическому рос­ту и полной производительной занятости (ст. 6 Пакта об

эконо­мических, социальных и культурных нравах).

Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и

благоприятные условия труда. Это право, га­рантированное в ст. 7 Пакта об

экономических, социальных и культурных правах, состоит из следующих аспектов:

а) вознаг­раждение за труд должно обеспечивать всем трудящимся как минимум

справедливую заработную плату и удовлетворитель­ное существование для них и для

их семей; равное вознаграж­дение за труд равной ценности без какого бы то ни

было разли­чия; б) условия работы должны отвечать требованиям безопас­ности и

гигиены; в) все лица должны иметь одинаковую воз­можность продвижения по работе

на соответствующие более высокие ступени только на основании трудового стажа и

ква­лификации; г) все трудящиеся имеют право на отдых, досуг, разумное

ограничение рабочего времени и оплачиваемый пери­одический отпуск,

вознаграждение за праздничные дни.

В Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 37) прин­цип справедливой оплаты

труда воплощается в запрете дискри­минации в оплате труда, т. е. любого

ограничения в правах либо установления преимуществ в зависимости от пола,

возраста, расы, национальности, языка, социального происхождения,

имущественного и должностного положения, отношения к ре­лигии, убеждений,

принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств, не

связанных с деловыми качествами работника и результатами его труда; в

установле­нии федеральным законом в качестве исходной базы минималь­ного

размера оплаты труда, обязательного для всех работодате­лей.

Право на экономическую деятельность. Данное право предусматривает

свободное использование человеком своих способностей и имущества для

предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической дея­тельности

(ст. 34 Конституции РФ). В сочетании с правом частной собственности такая

сво­бода предпринимательства выступает как правовая база рыночной экономики,

исключающая монополию государства на организацию хозяйственной жизни. Эта

свобода рассматривается как одна из основ конституционного строя (ст. 8

Конституции).

Под предпринимательской деятельностью понимаются "самостоятельная,

осуществляе­мая на свой риск деятельность, направленная на систематическое

получение прибыли от поль­зования имуществом, продажи товаров, выполнения

работ или оказания услуг лицами, зареги­стрированными в этом качестве в

установленном законом порядке" (ст. 2 ГК РФ).

Право на экономическую деятельность включает ряд конкретных прав,

обеспечивающих возможность начинать и вести предпринимательскую деятельность.

Для этого субъект права на экономическую деятельность может создавать

предприятия под свой риск и ответственность, свободно вступать в договоры с

другими предпринимателями, приобретать и распоряжаться собственностью.

Никакой государственный орган не имеет права диктовать предпринимателю, какую

продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если

пределы не регулируются законодательством). Предприниматель сам нанимает и

увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам

распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит

право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать союзы и

объединения с другими предпринимателями, открывать счета в банках.

Признание права на экономическую деятельность порождает для государства

определен­ные обязанности, выступающие как гарантии этого права.

Государственные органы, например, не могут отказывать предприятию в

регистрации, ссылаясь на нецелесообразность. Они должны бороться с рэкетом и

вымогательством, защищать имущество частного предпринима­теля наравне с

государственной собственностью. Всей своей экономической политикой

прави­тельство правового государства содействует и помогает частному бизнесу,

поощряет его раз­витие и защищает от незаконных посягательств. Любой ущерб,

нанесенный предприятию по вине должностных лиц государственных органов,

подлежит возмещению.

В то же время это право подлежит определенным ограничениям. Государство

запрещает определенные виды экономической деятельности (производство оружия,

изготовление орде­нов и др.) или обусловливает такую деятельность

специальными разрешениями (лицензиями). Государство регулирует экспорт и

импорт, что накладывает на многие предприятия определен­ные ограничения.

Наконец, государственные органы вправе требовать от предпринимателя

финансовой отчётности, не затрагивая при этом коммерческую тайну. Эти и ряд

других огра­ничений необходимы в интересах всей национальной экономики, но

должны опираться на за­конодательную базу.

Конкретные вопросы, связанные с реализацией права на экономическую деятельность,

регулируются большим числом законодательных актов, и прежде всего Гражданским

кодексом Российской Федерации, первая часть которого вступила в силу 1 января

1995 г. С этого вре­мени утратили силу Закон о собственности в РСФСР 1990 г.,

Закон о предприятиях и предпри­нимательской деятельности 1990 г.

[4] (кроме ст.34 и 35, устанавливающих порядок государст­венной регистрации)

и ряд других актов. Гражданское законодательство регулирует отноше­ния между

лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием.

Правила этого законодательства применяются к отношениям с участием иностранных

граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не

предусмотрено федераль­ным законом. Гражданский кодекс, этот своеобразный

основной закон рыночной экономики, вводит экономическую деятельность в общие

рамки отношений любых физических и юриди­ческих лиц с другими лицами,

закрепляет свободу договора, недопустимость произвольного вмешательства

кого-либо в частные дела. Закон опирается на необходимость беспрепятствен­ного

осуществления гражданских прав и обеспечения восстановления нарушенных прав, их

су­дебной защиты.

Субъектом права на экономическую деятельность (она не означает обязательно

создание предприятий) являются любые лица, не ограниченные законом в своей

правоспособности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения

и прекращается с его смер­тью. Согласно ст.18 ГК РФ в содержание

правоспособности входит право заниматься предпри­нимательской и любой иной не

запрещенной законом деятельностью, создавать юридические лица самостоятельно

или совместно с другими гражданами и юридическими лицами, совер­шать любые не

противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах и др.

Естест­венно, что малолетние граждане могут осуществлять свои права только

через законных пред­ставителей (родителей, опекунов). В полном объеме

способность гражданина своими дейст­виями приобретать обязанности и исполнять

их (гражданская дееспособность) возникает с наступлением совершеннолетия,

т.е. с 18 лет, как уже было сказано выше.

Экономическая деятельность включает в себя и внешнеторговую деятельность.

Президент РФ подписал 14 октября 1995 г. Федеральный закон "О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Целями Закона

являются "защита экономического суверени­тета, обеспечение экономической

безопасности Российской Федерации, стимулирование раз­вития национальной

экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспече­ние

условий эффективной интеграции экономики России в мировую экономику ". В

соответст­вии с законом правом осуществления внешнеторговой деятельности

обладают все российские лица, "за исключением случаев предусмотренных

законодательством РФ". Иностранные лица осуществляют аналогичную деятельность

с соблюдением законодательства России. Закон уста­навливает порядок ввоза и

вывоза товаров, ограничения экспорта и импорта, выдачи лицензий и пр.

Конституция РФ специально выделяет еще одну форму экономической деятельности,

подлежащую запрету, - ту, которая направлена на монополизацию и

недобросовестную конку­ренцию.

Под недобросовестной конкуренцией понимается ведение конкурентной борьбы

(которая сама по себе в рыночных условиях правомерна) нечестными и

незаконными методами. Кон­ституционный уровень запрета монополизации и

недобросовестной конкуренции объясняется тем, что ограничения злоупотребления

свободой предпринимательства тесно граничит с самой этой свободой, а также

стремлением законодателя подчеркнуть особую опасность этих зло­­употреблений

для национальной экономики. Злоупотребления, связанные с доминирующим

положением на рынке и нарушение этических правил конкуренции, губительны для

граждан и всего общества. Отсутствие конкуренции задерживает экономический и

технологический про­гресс, подавляет активность мелкого и среднего бизнеса,

снижает качество товаров, ведёт к поддержанию высоких цен, ущемляет право

многих людей на свободную экономическую дея­тельность. По интересам граждан и

экономики бьет недобросовестная конкуренция, которая проявляется в заключении

соглашений о ценах (для поддержания высоких цен), разделе рын­ков, устранении

с рынка других предпринимателей. Интересы потребителей ущемляются и то­гда,

когда их вводят в заблуждение относительно изготовителя, назначения, способа

и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимателя,

путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной информации,

копирования внешнего оформления или использования товарного знака чужого

товара и иными способами.

Подобного рода методы запрещены Законом РСФСР о конкуренции и ограничении

мо­нополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г.

[5]. Запрещены также распространение предпринимателем ложных, неточных или

искаженных сведений, способных причинить убытки другому предпринимателю,

изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания дефицита на рынке

либо повышения цен, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для

него или не относящихся к предмету договора, и ряд других дейст­вий.

Закон устанавливает, что признание положения доминирующим (т.е. монополии)

воз­можно, если доля товаров на рынке превышает 35% и существует возможность

ограничивать конкуренцию. Ограничивать конкуренцию запрещено не только

отдельным предпринимателям, но и органам исполнительной власти. Средствами

борьбы с монополизацией и недобросовест­ной конкуренцией может быть обращение

в антимонопольные органы, которые вправе давать предписания о прекращении

недозволенных действий, а при невыполнении предписаний - на­лагать штраф. В

случае причинения убытков от таких действий можно обращаться в суд (как общей

юрисдикции, так и арбитражный).

Для реализации положений Закона создан Государственный комитет Российской

Федера­ции по антимонопольной политике и поддержке новых экономических

структур, имеющий территориальные управления. Деятельность этих органов носит

квазисудебный характер, по­скольку они принимают решения о мерах воздействия

в процессуальных формах, т.е. с предос­тавлением определенных гарантий

сторонам, соблюдением их прав и законных интересов. Од­нако любые решения

этих органов могут быть обжалованы в суд.

Государство оказывает поддержку и так называемому малому предпринимательству

(с числом занятых на предприятии до 100 человек), о чем принят Федеральный

закон от 14 июня 1995 г. Закон предусматривает создание льготных условий в

финансовой области и налогооб­ложении, поддержку внешнеэкономической

деятельности малых предприятий и др. Государ­ство призвано осуществлять

специальные программы, создавать фонды поддержки малого предпринимательства.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уро­вень жизни и социальную

защищенность. Одним из главных является право на социальное обеспечение,

включая социаль­ное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское

обслу­живание.

Сущность права на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни,

инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,

установленных законом) состоит и том, что государство гарантирует

предоставление достаточ­ных средств гражданам, в силу объективных обстоятельств

ли­шенным (полностью или частично) способности или возмож­ности трудиться и

получать доходы от труда, а также помощь семье в связи с рождением и

воспитанием детей. Данный ком­плекс прав закреплен в ст. 22 и 25 Всеобщей

декларации прав человека, ст. 9-12 Пакта об экономических, социальных и

куль­турных правах, ст. 26 Конвенции о правах ребенка.

Осуществление этого права связано с реализацией других прав, в том числе на

удовлетворительный жизненный уровень, на охрану и помощь семье, материнству и

детству, права на наивысший достижимый уровень физического и психического

здоровья. Всеобщая декларация прав человека указывает: "Каждый человек имеет

право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский

уход н необхо­димое социальное обслуживание, который необходим для

под­держания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на

обеспечение на случай безработицы, болезни, вдов­ства, наступления старости

или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него

обстоятельствам" (ст. 25).

Гарантии обеспечения права на социальную защиту явля­ются предметом ряда

международных конвенций и рекоменда­ции, принятых МОТ. Конвенция № 102 "О

минимальных нор­мах социального обеспечения" устанавливает обязанность

го­сударств выплачивать девять видов пособий, в частности на медицинскую

помощь профилактического и лечебного харак­тера, по болезни с целью

восстановления временно утраченной трудоспособности, но безработице, по

старости, по беременнос­ти, но инвалидности или в случае потери кормильца.

Конвен­ция № 118 "О равноправии в области социального обеспече­ния"

закрепляет принцип равных с гражданами прав иностран­цев и лиц без

гражданства.

Право на охрану и помощь семье, матерям и детям предус­матривает

разнообразные формы социальной поддержки семьи. В соответствии со ст.10

Международного пакта об экономи­ческих, социальных и культурных правах сюда

включается предоставление охраны и помощи семьям, специальные меры защиты

материнства, особая охрана и помощь детям и подрост­кам, запрет применения

детского труда в случае, если он может повредить физическому или нравственному

здоровью ребенка или его развитию. Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав

человека, все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться

одинаковой социальной защитой.

Российская Федерация, провозгласив себя социальным го­сударством, политика

которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития

человека (ст. 7 Кон­ституции РФ), обязуется проводить в жизнь определенную

со­циальную политику, направленную на обеспечение защиты дос­тойной и

свободной жизни людей. В связи с этим законодательство РФ регулирует

реализацию социальных прав, устанавли­вает дополнительные гарантии по

социальной защите отдель­ных категорий граждан. В РФ действуют Федеральные

зако­ны: от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслужива­ния

населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. "О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 21 декабря 1996 г."

"О дополнительных гаранти­ях по социальной защите детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей", от 4 января 1997 г. "О государствен­ных

пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и до­полнениями), другие

законы и иные нормативно-правовые акты.

Условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека,

зафиксированы в праве на достаточный уровень жизни, психического и

физического здоровья. Согласно ст. 11 Пакта об экономических, социальных и

культурных пра­вах, любому человеку должны быть обеспечены достаточное

пи­тание, одежда и жилище, условия его жизни должны непрерыв­но улучшаться.

Утверждая "основное право каждого человека на свободу от голода", Пакт

обязывает государство принимать необходимые меры для улучшения методов

производства и рас­пределения продуктов питания, более эффективного

использо­вания природных ресурсов. Конвенция МОТ № 117 "Об ос­новных целях и

нормах социальной политики" устанавливает, что при определении прожиточного

минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся,

как продукты питания и их калорийность, жилище, одежда, меди­цинское

обслуживание и образование.

Право на обеспечение достаточного уровня жизни и улуч­шение условий жизни

включает в себя также право на наивысший достижимый уровень психического и

физического здо­ровья, которое, согласно ст. 12 Международного пакта об

эко­номических, социальных и культурных правах, государства должны обеспечивать

путем: сокращения мертво рождаемости и детской смертности; улучшения всех

аспектов гигиены и ле­чения эпидемических, профессиональных и иных болезней и

борьбы с ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую

помощь и медицинский уход в случае бо­лезни.

Одним из аспектов обеспечения достаточного уровня жиз­ни является предоставление

каждому права на жилище. Кон­ституция РФ в ст. 40 определяет право на

жилище как гаран­тированную возможность быть обеспеченным постоянным жи­лищем,

включая юридическую возможность стабильного пользо­вания имеющимся у граждан

жилым помещением, его непри­косновенность, недопустимость произвольного лишения

жили­ща, а также возможность улучшить жилищные условия путём приобретения

другого жилья. Жилищное законодательство, обес­печивающее реализацию права на

жилище, в настоящее время представлено федеральными законами "О приватизации

жи­лищного фонда в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями 1996г.,

"Об основах федеральной жилищной политики" (1996 г.), "О товариществах

собственников жилья" (1996 г.) и др.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Рос­сийской Федерации

гарантировано ст. 41 Конституции РФ (пре­доставляющей возможность бесплатного

получения медицинс­кой помощи в государственных и муниципальных учреждени­ях

здравоохранения), Основами законодательства Российской Федерации об охране

здоровья граждан (приняты 22 июля 1993 г.), Федеральным законом "О медицинском

страховании граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополне­ния от 2

апреля 1993 г.), другими нормативно-правовыми ак­тами и федеральными

программами.

Законодательство устанавливает основные принципы охраны здоровья граждан в

Российской Федерации. Ими явля­ются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в

области охраны здоровья; 2) приоритет профилактических мер; 3) дос­тупность

медико-социальной помощи; 4) социальная защищен­ность граждан в случае

утраты здоровья; .5) ответственность органов государственной власти и

управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм

собственности, должностных лиц за не обеспечение прав граждан в области охраны

здоровья, сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и

здоровья людей. Государство предоставля­ет гражданам защиту от любых форм

дискриминации, обуслов­ленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Для международной защиты социально-экономических прав человека и для

исполнения целей и задач Организации Объединенных Наций создан и действует

Экономи­ческий и Социальный Совет (ЭКОСОС) - ведущая контрольная инстанция в

области защиты социально-экономичес­ких прав и основной координатор

экономической и социаль­ной деятельности ООН и ее специализированных

учрежде­ний.

ЭКОСОС в соответствии с Уставом ООН (ст. 61—72) уполномочен проводить

исследования и составлять доклады по международным вопросам в области

экономической и социаль­ной жизни, культуры, образования, здравоохранения и

т. п., го­товить проекты конвенций по соответствующим вопросам, про­водить

международные конференции по проблемам, входящим в его компетенцию.

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспе­чивают соответствующую

активность населения, его рыночную свободу, а с другой - предоставляют защиту

от возможных рисков. И между этими аспектами нормативного регулирова­ния нет

противоречия. Ценности экономической свободы и ра­венства получают

общественное признание и закрепление в единой системе неотъемлемых прав и

свобод человека наряду с ценностями социальной справедливости, интеграции,

взаимной ответственности государства и гражданина. Гарантии реализа­ции

социально-экономических прав являются важной предпо­сылкой стабильного

существования правового государства в его демократической и социальной форме.

Глава 3. Система механизмов обеспечения прав и свобод

3.1. Механизмы обеспечения прав и свобод в Российской Федерации.

В данной главе пойдёт речь о том, чьей обязанностью является обеспечение и

защита прав и свобод.

Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы

человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и

механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод

человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и

органов местного самоуправления.

Особую роль в защите прав и свобод от нарушения органами государственной

власти и органами местного самоуправления, а так же другими лицами играют

органы судебной власти. Конституцией предусмотрен и орган, который занимается

только данной проблемой – Уполномоченный по правам человека. Однако

деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости

быстрейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы

административного судопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и

беспристрастные административные суды – необходимое средство для укрепления

законности в деятельности государственных органов управления.

Конституция РФ, предписав, что права и свободы человека и гражданина

определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной,

исполнительной власти, местного самоуправления, одновременно установила

способ обеспечения этих прав исвобод – правосудие.

Правосудие – деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном

процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении

конфликтов, связанных с дейсвительным или предполагаемым нарушением норм

гражданского, административного и иных отраслей права. Суд является гарантом

прав личности. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.

46 ч. 1). Право на судебную защиту каждого означает, что им обладает любое

лицо независимо от гражданства. Гарантия судебной защиты означает, с одной

стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий суд и, с другой

стороны обязанность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней

законное, справедливое и обоснованное решение.

В статье 45 части 1 Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и

свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под

государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это

деятельность всех ветвей государственной власти – законодательной,

исполнительной, судебной. Каждая из них, действуя самостоятельно, должна в то

же время направлять свои усилия на то, чтобы предоставленные гражданам права

и свободы не оставались только на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту

прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава

государства Президент обладает широкими полномочиями и имеет большие

возможности для выполнения этой обязанности. В его непосредственном

подчинении имеется аппарат, структурные специальные подразделения, которые

способствуют ему в исполнении этой государственной задачи.

Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и

решаются на уровне Правительства РФ и его аппарата. В этом участвуют

практически все министерства и ведомства. Например, МВД – обязано решать

вопросы борьбы с преступностью, обеспечивать безопасность населения, защищать

его имущественные и иные права от посягательств. Органы законодательной и

исполнительной власти в субъектах Федерации также должны разрабатывать и

реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и

культурные права граждан.

Одним из способов защиты гражданином своих прав (пока наиболее

распространенным в России) является направление жалоб и заявлений в

государственные органы, органы местного самоуправления, общественные

объединения, руководителям предприятий, учреждений, организаций.

В Российской Федерации возникли и официально действуют многочисленные

неправительственные организации, в уставах которых в качестве цели ставится

защита прав человека. К числу таких организаций относятся общество

“Мемориал”, комитеты и фонды солдатских матерей, Московский исследовательский

центр по правам человека и д.р.

Действенным способом защиты гражданами своих прав и свобод нередко

оказываются их обращения в редакции газет, журналов, на радио, телевидение и

т.д.

В последние годы для отстаивания социально-экономических прав, широко

использовались митинги, шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к

трудовому коллективу, участникам общественных акций, к общественному мнению

привлекает внимание государственных органов к имеющимся нарушениям прав и

свобод, побуждает принимать меры по восстановлению законности и

справедливости.

Нарушенное равноправие людей нужно защищать и восстанавливать всеми

средствами, предоставляемыми и Конституцией и законом. В частности, каждый

вправе защищать свои права и свободы всеми способами не запрещенными законом,

- от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до

законной самозащиты и законного обращения в международные организации,

судебные органы, добиваясь не только восстановления нарушенных прав, но и

возмещения вызванного этим нарушением материального и морального ущерба (ч. 1

ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53 и д.р.).

3.2. Международная защита прав и свобод.

В различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод

человека не были одинаковыми. Еще сравнительно недавно, вплоть до начала 20-

го века, права человека регулировались исключительно внутригосударственным

правом. Государства – участники международных отношений исходили из того, что

эти вопросы относятся к их внутренней юрисдикции.

Ученые-международники 19-го века широко восприняли естественно-правовую теорию

прав человека. Профессор Петербургского университета Ф. Мартенс писал, что “все

образованные государства признают за человеком как таковым, безотносительно к

его подданству или национальности, известные основные права, которые неразрывно

связаны с человеческой личностью”[6]. Под

этими правами обычно подразумевалось право на жизнь, свободу совести и

вероисповедания. По утверждению швейцарского ученого И. Блюнчли, естественные

права человека “должны быть уважаемы как в мирное, так и в военное время”

[7].

Точка зрения о законности вмешательства в дела других государств и правомерности

интервенции “по мотивам гуманности”, для защиты основных прав и свобод человека

разделялась большинством юристов-международников как в 18, так и в 19 веке.

Лишь отдельные ученые, например профессор А. Гефтер, утверждал, что если

государство попирает права и свободы своих граждан, “то надо прекратить с ним

всякие отношения”, но не вмешиваться силой оружия в его внутренние дела

[8].

В ходе Второй Мировой войны со всей очевидностью обнаружились недостатки в

международном регулировании прав и свобод человека. Ее опыт и итоги особенно

ярко показали неразрывную связь между поддержанием международного мира и

безопасности, с одной стороны, и соблюдением основных прав и свобод человека

– с другой.

Создание ООН и принятие Устава положили начало качественно новому этапу

межгосударственных отношений в этой области. Устав ООН явился первым в

истории международных отношений многосторонним договором, который заложил

основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, содержащую широкий перечень

как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных

прав. Признавая естественный характер прав человека, она в первой же статье,

автором которой был известный французский ученый Рене Кассен, провозгласила,

что “все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих

правах”. Так же ООН одобрила Международный пакт об экономических, социальных

и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах;

Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических

правах и д.р.

ООН и другие международные организации справедливо уделяют особое внимание

нарушениям основных прав и свобод человека, происходящим в результате

международных преступлений государств.

В формированиии принципов и норм в области прав человека определяющее место

занимает ООН ее специализированные учреждения. Именно в рамках этой

Организации государствами были разработаны и приняты все важнейшие

международные соглашения в области прав человека. В ряде случаев принятию

международно - правовых договоров предшествует разработка и одобрение

деклараций и резолюций. Необходимость такого подхода во многом диктуется

сложностью рассматриваемых проблем и различной позицией государств.

Из сказаннного в этой главе можно сделать следующие выводы: в современных

условиях под основными правами человека следует понимать права,

содержащиеся в конституции государства и международно - правовых документах по

правам человека, в частности в международном Билле о правах человека, а также в

Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.,

Европейской социальной Хартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть

признано каждым государством - участником независимо от его конституции.

Приоритет международного права по отношению к внутригосударственному в области

прав человека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Он

закреплен и в Конституции РФ.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления

недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их

признание, неполное соблюдение, слабую защищенность систематические

нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы

(СЕ), подготовлявшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в

феврале 1996 г. двух федеральных законов – о присоединении Российской

Федерации к Уставу СЕ и о присоединении России к ряду других документов СЕ –

28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую

конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Конвенция и протоколы СЕ

стали частью российской правовой системы.

Заключение

Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека,

нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в

современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не

являются правовыми (они могут быть авторитарными, тоталитарным, а также

лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не

только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу

общественных отношений.

В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к

правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует

рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет

лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных

групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в

обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав.

Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках

цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея

ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры

общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение

к нему со стороны власти, характерны прежде всего для европейской

цивилизации.

В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой

системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость.

Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей

самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с

представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности

и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и

свободы граждан.

На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и

квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет

замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме

обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.

В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно проводить

судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство,

даже самое совершенное, ещё “не делает погоды”, не снимает ключевого вопроса:

а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует

на необходимость существенного изменения качественного состава судейского

корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы

человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда

зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи

демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию

ценностей.

Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты

приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально

проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с

непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В

результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский

корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной

независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности –

юридической и нравственной.

Конституция, в свою очередь, закрепляет те права и свободы, которые жизненно

важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так

и в целом для общества, для государства. То есть основные права и свободы.

Для человека они являются необходимыми предпосылками обеспечения условий

достойного и свободного существования личности; естественного права на

участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом

которого он состоит; экономических и социальных условий, необходимых ему для

удовлетворения жизненно насущных материальных и духовных потребностей.

Для государства, общества значимость конституционного закрепления прав и

свобод выражается в том, что именно их реализация необходима для претворения

в жизнь сущностных свойств государства как демократического и правового.

Кроме того, само существование государства, общества обеспечиваются

совокупной деятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности -

политической, экономической, духовной. Так без реализации права на свободу

предпринимательства не могла быть создана экономическая среда, без реализации

избирательных прав граждан - невозможно формирование политических прав,

структур управления обществом.

Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и

защищаются им как необходимое условие его существования.

Библиография.

Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. В.Д.

Карповича. – М.: Изд. Юрайт-М, 2002.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н.

Топорнина – М.: Изд. Юридическая литература, 1994.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации.

5. Кодекс законов о труде Российской Федерации.

6. Права человека. Основные международные документы: Сборник. Мо­сква,

Издательство " Международные отношения ", 1994 г.

Научная литература

1. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 3 - е изд. М.:

Юридическая литература. 1996.

2. Алексеев С.С. Теория права. М.: Изд - во БЕК, 1994.

3. Батыр К.И. Всеобщая история государства и права. Учебное пособие. М.

"Манускрипт". 1993.

4. Бусленко Н.И. Юридический словарь - справочник. Ростов на Дону:

"Феникс". 1996.

5. Герасимов А.П. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. — СПб.: Норма, 1994

6. История государства и права. Источники права. Юридические памятники. М.

"Манускрипт". 1995.

7. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений

России XI-ХХ.вв. М.: Юрист. 1995

8. Исаев И.А. История государства и права России. Полный курс лекций. 2-е

издание М. Юрист. 1994

9. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. М.: Изд - во "Право

и закон". 1997.

10. Кутафин О.Е. Государственное право Российской Федерации. Учебник. М.:

Изд-во "Юридическая литература". 1996

11. Пиголкин А.С. Общая теория права. Учебник М.: Изд-во МГТУ им. Баумана

12. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание,

вопросы становления. — М.: Юрист, 1994

13. Конституционное право. Учебное пособие: в 2-х частях. — М.: Юридический

колледж МГУ, 1994

[1] Вольтер. Избранные произведения. М., 1938. С. 327

[2] Тарновский Е.Н. Четыре свободы. СПб., 1995. С. 182.

[3] Гордон Л.А. Социально-экономические

права человека: своеобразие, особенности, знамение для России / Общественные

науки и современность. М., 1997. №3.

[4] Ведомости Верховного Совета

(далее ВВС). 1990. №30. Ст. 416; Ст. 418; Собрание актов Президента и

Привительства (САПП). 1991. №6. Ст. 92.

[5] ВВС. 1991. №16. Ст. 499

[6] Мартенс Ф. Современное международное

право цивилизованных народов Т. 1. СПб., 1882. С. 327

[7] Блюнчли И. Современное международное

право цивилизованных государств, изложенное в виде кодекса. Вып. 2. М., 1877.

С. 316.

[8] Гефтер А. Европейское международное право. СПб., 1880. С. 99.



(C) 2009