Курсовая: Источники (формы) права
Курсовая: Источники (формы) права
Введение
Данная курсовая работа будет посвящена различным формам (источникам) права,
существующим на протяжении уже многих лет. Тема курсовой работы является не
только интересной, но и актуальной, т.к. по источнику явления судят и о самом
явлении.
Еще при зарождении права происходил процесс появления первичных юридических
письменных источников (отдельных законов, кодексов, священных агрокалендарей,
иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых
общественных отношений - производящей экономики. Тогда же подчеркивалась
объективная нужда зарождающейся производящей экономики, раннеклассовых
государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить,
закрепить социальные отношения во вновь возникающих
государственно-организованных обществах можно было только с помощью четких,
формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не
единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой,
бытовой, иной социально-экономической сфере общественно производящей
экономики.
Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде
всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют
содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика
теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития
права различные виды формальной определенности права, типизировала их и
закрепила в понятийном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и
составляют сердцевину темы о форме (источнике) права.
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права
Для того чтобы стать реальностью и успешно выполнять свои функции, право,
как и государство, должно иметь внешнее выражение. В отечественной и зарубежной
юридической литературе это «внешнее выражение права» в одних случаях называют
формой или формами права, в других — источниками, а в третьих — их именуют
одновременно и формами, и источниками права.
В данной работе понятие «форма права» будет рассматриваться как синоним
понятия «источник права».
Однако в дореволюционной юридической литературе и в современных научных
произведениях не все авторы эту точку зрения разделяли и разделяют. Так,
признавая тот факт, что «различные формы», в которых выражается право,
носят издавна название источников права, Г. Шершеневич тем не менее считал,
что данный термин является «малопригодным ввиду своей многозначности».
Развивая эту мысль, он вполне справедливо отмечал, что под термином
«источник права» понимаются:
а) силы, творящие право; например, источником права считают «волю Бога,
волю народную, правосознание, идею справедливости, государственную власть»;
б) материалы, положенные в основу того или иного законодательства.
Этот смысл источника права используется тогда, когда констатируют, например,
что римское право послужило источником при подготовке германского Гражданского
кодекса или что труды ученого Потье использовались при разработке Кодекса
Наполеона;
в) исторические памятники, которые «когда-то имели значение действующего
права». О таких правовых памятниках как об источниках права говорят, когда
пользуются в исследованиях Corpus juris civilis, Русской Правдой и т. п.;
г) средства познания действующего права. Этот смысл источника права
используется, когда говорят, что право можно познать из закона.
Разнообразие значений, придаваемых выражению «источник права», делал
окончательный вывод Шершеневич, вызывает необходимость обойти его и
заменить другим выражением — «форма права».
Следует обратить внимание на то, что термин «источник права», кроме
названных, имеет и другие смысловые значения.
Например, источниками права можно считать те материальные, социальные и
иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость
издания либо изменения и дополнения тех или иных нормативно-правовых актов, а
также правовой системы в целом.
Термин «источник права» имеет также философский смысл, который
указывает на то, какие по своему характеру (либеральные, консервативные и пр.)
философские идеи легли в основу той или иной правовой системы. Однако это не
меняет дела.
Наконец, о формах права. Под формой права понимается объективированное
закрепление и проявление содержания права в определенных актах
государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных
источниках. На протяжении длительной истории существования права как
социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И
связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа
общественного развития, прежде всего в Европе.
Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее, присущее
всем системам, и особенное, те черты права, которые были характерны для
отдельных государств и правовых систем.
В XVIII-XIX веках резко усилилась дискуссия о соотношении естественного и
позитивного (законодательного) права. Однако уже в XX веке по критерию формы
права исчезает разница между естественно-правовыми положениями, вытекающими
из самого существования человека {его основными правами и свободами), и
другими правовыми положениями. Форма становится единой для всех сфер права -
объективированное закрепление получают все правила поведения в актах и иных
источниках.
Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формах права
- внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - это закрепленные в
актах и иных источниках объективированные правила поведения, а внутренняя -
эта та самая формальная определенность, которая четко закрепляет меру
свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме, устанавливает ее
иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройства права как
системы.
Необходимо отметить, что в отечественной теории права развивается еще один
подход к определению формы права – информационный.
Словом, существуют разные подходы к определению форм права. Но в современной
теории права особых проблем с этим понятием уже не возникает. Наиболее
распространенным является вывод, что понятие форма права - это синоним
понятия источника права.
Итак, какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все когда-
либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее
важными и широко известными являются следующие. Это -
v правовые обычаи
v нормативно-правовые акты
v правовые договоры
v прецеденты
v правовые доктрины
Важными источниками римского права были деловые обыкновения — правила,
вырабатывавшиеся повседневной деловой практикой консулов, преторов и других
должностных лиц. Для романо-германского права характерным источником в течение
длительного времени (XIII — XIX вв.) считалась правовая доктрина. В
качестве важнейших форм (источников) мусульманского права выступают Коран
— священная книга ислама, сунна, или традиции, связанные с посланием
Аллаха, иджма, или «единое соглашение мусульманского общества», и
кияс, или суждение по аналогии.[1]
Следует особо отметить, что представления об источниках права, так же как и об
их видах, никогда не оставались неизменными. Некоторые из них (правовой
обычай, закон, прецедент), совершив значительную эволюцию с древнейших времен,
сохранились в правовых системах и поныне. Другие бесследно исчезли. Третьи же,
утратив какую-либо практическую значимость, сохранили лишь историческую
ценность. Среди последних можно выделить, например, сочинения римских
юристов, имевшие обязательную силу для судей и фактически выступавшие в
качестве закона; правовые акты, принимавшиеся в Древнем Риме народными
собраниями и сенатом,— сенатусконсульты..
Разумеется, формы (источники) права варьировались и варьируются в зависимости
не только от этапов развития общества, государства и права, но и от
особенностей самих правовых систем.
Таким образом, в разных правовых системах различные формы (источники) права
всегда играли и продолжают играть далеко не одинаковую, обусловленную
характером и местом каждой из них в конкретной правовой системе регулятивную
роль. Однако, несмотря на это, все они являлись и являются, по сравнению с не
правовыми средствами, весьма важными рычагами воздействия власть имущих на
общественные отношения и различные общественно-политические институты.
§ 2. Нормативно-правовой акт как основной источник права
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают
нормативно-правовые акты государственных органов.
Под нормативно-правовыми актами понимаются выраженные в письменной форме
решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы
права. Это акты правотворчества, которыми устанавливаются, изменяются или
же отменяются правовые нормы.
Понятие нормативно-правовой акт как источник права охватывает все великое
многообразие правовых норм, регулирующих не менее многообразные и
бесчисленные социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлось немало
потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найти четкие
критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и, главное,
практического употребления.
Нормативно-правовой акт характеризуется такими признаками:
v утверждается или санкционируется уполномоченными органами
государства, их должностными лицами, иными субъектами правотворчества и
их односторонним волеизъявлением;
v имеет внешнюю форму в виде определенного письменного документа;
v включает новые нормы права или изменяет, отменяет уже действующие;
v принимается в соответствии с определенной процедурой;
v имеет юридическую силу, которая отображает соотношение с иными
правовыми актами, место и роль в системе законодательства и
правового регулирования;
v придает воле народа официальный характер.
Нормативно-правовыми актами, издаваемыми государственными органами, являются
законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы
министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления,
принимаемые местными органами государственной власти
1.
Система нормативно-правовых актов в каждой стране определяется конституцией,
а также изданными на ее основе специальными законами, положениями о тех или
иных государственных органах, правительственными постановлениями.
Законодательством устанавливаются также порядок издания, изменения, отмены и
дополнения нормативно-правовых актов, орган, издающий тот или иной
нормативный акт, процедура его издания.
Так, согласно действующей Конституции Российской Федерации высший
представительный и законодательный орган Российской Федерации — Федеральное
Собрание (парламент) принимает законы и постановления. Президент как глава
государства издает указы и распоряжения. Правительство Российской Федерации
издает постановления и распоряжения. Субъекты Российской Федерации принимают
законы и иные нормативно-правовые акты.
Конституция определяет компетенцию различных государственных органов, а
следовательно, и круг вопросов, по которым могут приниматься ими те или иные
конкретные решения или же различные нормативно-правовые акты. Например, в
соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации очерчивается общий
круг вопросов, по которым российское Правительство может издавать свои
постановления и распоряжения. Это вопросы федерального бюджета,
проведения в пределах Российской Федерации единой финансовой, кредитной и
денежной политики, а также единой государственной политики в области науки,
культуры, образования, здравоохранения, экологии и социального обеспечения;
осуществление управления федеральной собственностью; принятие мер по
обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней
политики; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод
граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбы с
преступностью.
Кроме данного круга вопросов, по которым российское Правительство издает
постановления и распоряжения, оно также «осуществляет иные полномочия,
возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами,
указами Президента Российской Федерации» (п.«ж» ч.1ст.114). В Конституции
особо оговаривается, что порядок деятельности Правительства, а значит, и
порядок (процедура) издания правительственных актов устанавливаются
федеральным конституционным законом (ч. 2 ст.114).
Нормативно-правовые акты как источники права имеют организационно-
технические и иные преимущества перед другими источниками права. В чем же эти
преимущества?
Во-первых, в том, что у издающих их государственных органов гораздо
больше координационных возможностей, чем у всех иных нормотворческих
институтов, для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых,
индивидуальных, но и общих интересов.
Во-вторых, в том, что благодаря четким, традиционно сложившимся правилам
изложения содержания нормативно-правового акта он считается лучшим способом
оформления устоявшихся норм.
В-третьих, в том, что нормативно-правовой акт в силу своей четкости и
определенности более легок «в обращении», чем другие формы права. На него, как
подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить в
него коррективы, осуществлять контроль за его исполнением.
1
Нормативно-правовые акты как форма (источник) права значительно отличаются от
актов, не имеющих нормативного характера, прежде всего от актов применения
норм права, или индивидуальных актов, как их зачастую называют.
И нормативно-правовые, и индивидуальные акты являются юридическими по
своему характеру. Помимо всего прочего, это означает, что с теми и другими
связаны определенные юридические последствия. Однако принципиальное различие
их заключается в следующем. Первые содержат общие предписания в виде
норм права и рассчитаны на многократное применение, тогда как суть вторых —
предписания индивидуального характера. Нормативно-правовые акты адресованы
широкому, точнее, неопределенному кругу юридических и физических лиц,
в то время как индивидуальные акты обращены к строго определенным лицам или
кругу лиц и издаются по вполне определенному поводу (установление
мемориальной доски, прием на работу и увольнение, уход на пенсию и т. д.). И
наконец, нормативно-правовыми актами охватывается широкий круг общественных
отношений, а индивидуальные акты рассчитаны лишь на строго
определенный вид общественных отношений.. Действие индивидуального
акта прекращается с прекращением существования конкретных отношений
(например, в связи с выполнением условий договора купли-продажи, подряда). В
то же время нормативно-правовые акты продолжают действовать независимо от
того, существуют или не существуют конкретные отношения, предусмотренные
данным актом.
Например, действие такого индивидуального акта (акта применения), как
приговор суда по конкретному уголовному делу, прекращается после его
исполнения (окончание срока исправительных работ, тюремного заключения и т.
п.). Однако это вовсе не означает прекращения действия закона,
предусматривающего ту или иную меру уголовного наказания за совершение
подобного преступления.
Аналогичным образом обстоит дело в сфере применения норм не только уголовного
права, но и других отраслей права.
Нормативно-правовые акты следует отличать от актов разъяснения или
толкования правовых норм. Различие заключается в характере, содержании и
целях издания. Если нормативно-правовые акты устанавливают либо изменяют
содержание правовых норм, то акты разъяснения или толкования, как видно из их
названия, направлены прежде всего на разъяснение смысла, содержания принятых
нормативно-правовых актов, а также пределов действия ранее установленных норм.
Все нормативно-правовые акты подразделяются на два вида, или группы: законы
и подзаконные акты. Основание их классификации — юридическая сила,
определяемая положением органа, издавшего тот или иной нормативный акт, в общей
системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и
соответственно характером самих издаваемых актов.
В зависимости от этих же критериев в каждой стране, а точнее, в каждой правовой
системе устанавливается строгая иерархия, т. е. строгая система
расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.
Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые местными органами
государственной власти, вверху иерархии — нормативно-правовые акты (законы,
статуты и т. п.), издаваемые высшими представительными органами. Эти акты —
законы обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим,
подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться
на основе закона и в его исполнение. Данные требования, несомненно, касаются
и актов правительства, которые среди всех подзаконных актов обладают самой
высокой юридической силой и играют ведущую роль.
Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативно-правовых
актов имеет важнейшее значение для упорядочения процессов правотворчества и
правоприменения, для создания и поддержания режима законности и
конституционности.
Наряду с нормативно-правовым и актами государственных органов в системе форм
(источников) права некоторых стран определенное место занимают
нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, как и
решения любых партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых
норм и не имеют юридической силы. Таковую они могут получить лишь в двух
случаях.
Во-первых, при издании совместных с государственными органами решений по
одному и тому же вопросу. Например, в СССР имела место практика принятия
такого рода совместных актов по наиболее важным вопросам государственной и
общественной жизни. Эти акты с момента их издания приобретали не только
общественно-политический, но и юридический характер.
Во-вторых, в случае предварительной или последующей санкции (разрешения)
государства. Санкция может выражаться в разных формах. Наиболее
распространены последующие санкции, благодаря которым в случае необходимости
каждый отдельный акт общественной организации приобретает юридический
характер, а также придание юридической силы актам общественных организаций на
основе специально изданного для этого закона или иного законодательного акта.
Например, согласно действовавшему в СССР законодательству профсоюзы в лице их
высших органов имели право на издание актов юридического характера по
вопросам социального страхования, санаторного обслуживания и по некоторым
другим. Необходимость издания такого рода актов была вызвана стремлением
привлечь общественные организации к правотворческому процессу для активного
участия в государственной и общественно-политической жизни.
Сейчас следует рассмотреть два вида нормативно-правовых актов – закон и
подзаконный акт.
В начале рассмотрим понятие закона. Понятие закона раскрывается на протяжении
нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда
понятие закона употребляется как синоним понятия права, любого источника
права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и
материальном смыслах. В материальном-опять же как синоним всех источников
права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной
процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое
произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во
всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это
фиксируется в формуле: «Судьи независимы и подчиняются только закону».
Закону посвящались и посвящаются многие научные труды, известны классические
и метафорические определения закона как в узком, так и широком смысле, даже
пословицы.
Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан - закон
есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обуздание
преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всех
граждан) обещание государства; Гай - все народы, которые управляются на
основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом,
частью правом, общим для всех людей.
В научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие
закона в узком, собственном его смысле. Довольно типичные,
отражающие сложившиеся представления о законе на современном этапе его
дефиниции следующие. Закон — это «принятый в особом порядке первичный
правовой акт» по основным вопросам жизни государства, «непосредственно
выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической
силой». Или: закон — это нормативно-правовой акт, «принимаемый высшим
представительным органом государства в особом законодательном порядке,
обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные
общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения
страны». Или: «в юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый
в особом порядке, обладающий после Конституции наибольшей юридической силой
и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений».
Можно привести еще ряд аналогичных определений или сформулировать свою
собственную, авторскую дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное
состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется
законом, выделить и рассмотреть хотя бы его основные специфические черты.
Что отмечает закон из других нормативно-правовых актов? Что характеризует
его и каковы его основные черты?
Во-первых, закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый только
высшим представительным органом — парламентом (Федеральным
Собранием — в России, Конгрессом — в США, парламентом — в Италии, Франции,
Японии и др.), представляющим в формально-юридическом смысле весь народ, или
же непосредственно самим народом путем референдума.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех
остальных источников права, верховенством и является
главенствующей формой права.
В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего
представительного органа, выражающего (по крайней мере теоретически) волю и
интересы всего общества или народа, тоже должен отражать волю и интересы
всего общества или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории
довольно традиционным стало рассмотрение закона в качестве выразителя «общей
воли».
В-четвертых, закон, в отличие от других нормативно-правовых актов,
издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни.
С его помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные
отношения.
В-пятых, закон принимается, изменяется и дополняется в особом
законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом
государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами — положениями или
регламентами высших органов государственной власти и является объективно
необходимой.
Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе,
месту и роли в системе права, законы тем не менее значительно отличаются друг
от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные
критерии классификации законов.
В зависимости от значимости содержащихся в них норм законы бывают
конституционными и обыкновенными, или текущими, как их иногда
называют.
К конституционным законам относятся прежде всего сами конституции; затем
законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты
конституций, и, наконец, законы, необходимость издания которых
предусматривается самой конституцией.
Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других
нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру,
порядку принятия, внесения в них изменений и дополнений.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории,
на которую распространяется его действие, законы в федеративном
государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на
законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь, федеральные законы
делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы.
Законы, принятые субъектами Федерации, также подразделяются на конституционные
и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами
государственной власти Федерации и распространяются на всю ее территорию,
остальные — высшими органами государственной власти субъекта Федерации и
соответственно имеют юридическую силу лишь на его территории. По общему
правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов
Федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
В настоящее время в нашей стране существует ряд проблем. В данной работе
рассматриваются лишь некоторые, самые основные из них.
Особый вопрос - соотношение закона и указа как видов нормативно-правовых
актов. Он возникал и в монархических формах правления, при конституционной
монархии, например, как соотношение указа императора и актов парламента, был
актуален в Советском государстве, не менее значим в президентской
республике. Его решение - неоднозначно.
Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года первоначально такую
форму права, как указ, предполагалось использовать для толкования закона.
Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовой акт,
принимаемый Президиумом Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что
такие указы, если они имеют законодательный характер, должны утверждаться на
последующих сессиях Верховного Совета. Первое время такая практика
действительно существовала. Однако впоследствии в силу политических
соображений, «неудобства» открытого обсуждения тех или иных непопулярных
законов многие указы остались неутвержденными и стали играть роль законов,
причем длительное время. Появились закрытые, секретные указы
законодательного характера. Их ценность как оперативно принятых нормативно-
правовых актов была полностью утрачена подчас тем геноцидным, антигуманным,
недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели.
В настоящее время проблема указа Президента и закона в России стоит иначе:
вправе ли Президент вообще при отсутствии соответствующего закона
регулировать те или иные важнейшие общественные отношения указами? Или
указами до принятия соответствующего закона?
Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочия главы
государства, но подменять или даже временно замещать закон указ не может, не
должен. Иначе нарушается принцип «верховенство закона» и рушится вся
иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальные
последствия. Кроме этого формального момента, происходят большие потрясения
и в социальной жизни, возникают большие социальные напряженности.
Еще одна российская проблема - правовая природа актов Верховного Суда,
Высшего Арбитражного Суда: разъяснений, инструкции по предмету их ведения.
Нормативно-правовые ли это акты или нечто другое? Этот вопрос следует увязать
с анализом таких явлений, как судебная и арбитражная практика.
Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силы означают,
что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иного юридического
качества: все они находятся "под" законом, т.е. являются подзаконными.
Вместе с тем подзаконность нормативных юридических актов не означает их
"меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридической
силой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой же всеобщности
и верховенства, как это характерно для законов.
Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконных нормативных
юридических актов. Они призваны обеспечивать на основании законов
конкретизированное нормативное регулирование всего комплекса общественных
отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системе нормативного
регулирования. Подзаконные нормативные акты многообразны, между собой они
различаются по своей юридической силе, образуют довольно сложную
иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной" государственной
инстанции должен не только находиться "под" законом, но и соответствовать
нормативным актам всех государственных органов, которые занимают более
высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, акты Министерства
культуры должны соответствовать не только закону, но и нормативным актам
Президента, Правительства, а также актам ведомств, которые в силу их статуса
имеют межведомственное значение, например актам Министерства финансов.
Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (по
территории, по лицам, по предмету) зависят от места государственного органа,
издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции. Причем и здесь
нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальных управленческих
актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как, например,
назначение на должность, выделение бюджетных средств (они по большей части
именуются распоряжениями, приказами), а также от интерпретационных актов.
Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами в Российской
Федерации (если расположить их по убывающей "величине" юридической силы)
являются: Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации,
изданные в пределах его компетенции.
По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент
Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и
указы.
В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту
дано право утверждать своими указами положения о министерствах,
государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.
Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источниками
права.
Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могут
противоречить Конституции и законам Российской Федерации. В противном случае
действует норма Конституции и закона Российской Федерации.
§ 3. Иные формы (источники) права
Помимо нормативно-правовых актов значительный теоретический и практический
интерес представляют и другие формы, или источники, права. Среди них особо
выделяются правовой обычай, прецедент и правовой договор.
Правовой обычай представляет собой санкционированное
государством правило поведения, сложившееся в обществе в результате его
многократного и длительного применения. Он является одним из древнейших и
важнейших источников права.
Правовые обычаи в основном имеют те же характерные черты и особенности, что и
неправовые обычаи, с одной весьма существенной разницей. Первые, будучи
санкционированы государством, приобретают юридическую силу и обеспечиваются в
случае их нарушения государственным принуждением. Вторые, неправовые обычаи,
не обладая юридической силой и не будучи источниками права, обеспечиваются
лишь общественным мнением.
Каким должен быть правовой обычай, чтобы эффективно воздействовать на
общественные отношения? Существует несколько в той или иной степени
различающихся, но в целом сходных между собой ответов на данный вопрос.
Так, по мнению Г Ф. Шершеневича, правовой обычай должен отвечать следующим
требованиям:
а) содержать в себе нормы, которые основываются «на правовом убеждении» и
проявляются «в более или менее частом применении»;
б) не противоречить разумности;
в) не нарушать добрых нравов
г) «не иметь в своем основании заблуждения». О наличии правового обычая,
резюмирует автор, можно говорить лишь тогда, когда «в основании однообразно
повторяемой нормы лежит правовое сознание или народное убеждение...».
1
Исторически правовой обычай как источник права предшествует всем другим
источникам права. Впервые он возник на переходном этапе от первобытно-
общинной, догосударственной организации общества к государственной в
результате санкционирования существующих обыкновений нарождающимися
государственными структурами. В древних государственно организованных
обществах правовой обычай занимал ведущее положение. В Древнем Риме,
например, из правовых обычаев складывались важнейшие отрасли и институты
права. Среди обычаев выделялись обычаи предков, обычаи, сложившиеся в
практике магистратов, и др.
По мере развития общества и государства правовой обычай, а вместе с ним и
обычное право постепенно вытеснялись законами и другими формами права,
становились второстепенными его источниками. С возникновением крупных
государственных образований и централизацией власти процесс вытеснения и
замены правовых обычаев законами и другими нормативно-правовыми актами не
только не замедлился, а, наоборот, ускорился.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе
форм (источников) права большинства стран. Однако их не следует
недооценивать. Особенно когда речь идет, например, об обычаях, действующих в
масштабе крупных регионов или в масштабе страны (обычаи торгового
мореплавания, обычаи портов, международные обычаи и др.).
Важнейшее место среди форм (источников) права ряда стран занимает
прецедент. Под прецедентом понимается решение судебного органа по
конкретному делу, которое рассматривается в качестве образца при рассмотрении
таких же или аналогичных дел1. Существует
два вида прецедентов: судебный (например, решение, принимаемое по
гражданскому или уголовному делу) и административный (решение,
принимаемое административным органом или административным судом).
Наиболее распространенной формой права является судебный прецедент. Его
наличие свидетельствует о том, что в странах, где он признается в качестве
источника права, правотворческой деятельностью занимаются не только
законодательные, но и судебные органы. Судебная практика является источником
права. Однако следует отметить , что вопрос о судебной практике как о
источнике права является далеко не новым для российской правовой
действительности. Он неоднократно ставился и обсуждался как на
общетеоретическом уровне, применительно к источникам советского, а затем –
постсоветского российского права, так и на уровне отдельных отраслевых
дисциплин.
Прецедент как источник права известен с древнейших времен. В Древнем Риме в
качестве прецедентов выступали, например, устные заявления (эдикты) или
решения по конкретным вопросам преторов и других магистратов. Первоначально
они имели обязательную силу при рассмотрении аналогичных дел лишь для самих
магистратов, их принявших, и в течение срока (как правило, один год)
пребывания их у власти.
Однако постепенно многие, наиболее удачные с точки зрения интересов
господствующего класса рабовладельцев положения эдиктов одних магистратов
повторялись в эдиктах вновь избранных магистратов и приобретали таким
образом устойчивый характер. В частности, решения и правила, сформулированные
преторами в разное время, постепенно сложились в систему общеобязательных
норм под названием преторского права.
Прецедент как источник права широко использовался также в средние века и во
все последующие столетия. В настоящее время это один из основных источников
права в правовых системах Австралии. Великобритании, Канады, США и многих
других стран.
В дореволюционной России отношение к прецеденту было неоднозначным. Одни
теоретики права и практики признавали его в качестве формы права, хотя и с
оговорками о том, что это некая дополнительная, вспомогательная по отношению
к закону форма. Другие же авторы полностью отрицали его как самостоятельный
источник права.
В послереволюционный период отечественная юридическая наука продолжала
традиции непризнания прецедента в качестве самостоятельной формы (источника)
права. Аналогичное отношение к прецеденту наблюдалось и в большинстве стран
Восточной Европы, называвших себя социалистическими.
В тех правовых системах, где прецедент традиционно признается, он пользуется,
по заверению западных авторов, неизменным уважением, а в случае нарушения
содержащихся в нем предписаний обеспечивается государственным принуждением.
«Судья, который пренебрег своей обязанностью относиться с уважением к
прецедентному праву, - пишет в связи с этим английский юрист Р. Кросс, -
будет подвергнут самому недвусмысленному воздействию...».
Определенную роль в правовых системах разных стран играет правовой
договор. Он отличается от обычных договоров, заключаемых в сферах
хозяйственной деятельности, торговли, обмена товарами и других, тем, что
содержит в себе правила общего характера, нормы поведения, обязательные для
всех.
В отечественной и зарубежной практике правовые договоры имеют место,
например, во взаимоотношениях между государствами и государственными
образованиями. На основе правовых договоров нередко строятся взаимоотношения
между государствами и государственными образованиями — субъектами федерации,
всегда — между государствами, образующими конфедерацию.
В качестве примера можно сослаться на Договор об образовании СССР от 30
декабря 1922 г., Договор об образовании Закавказской федерации, заключенный
в марте 1922 г., и на другие аналогичные акты. На основе Федеративного
договора от 31 марта 1992 г. строятся взаимоотношения между субъектами
Российской Федерации в настоящее время.
Действующая Конституция Российской Федерации устанавливает, что с помощью
договоров могут регулироваться, кроме того, взаимоотношения внутри субъектов
Федерации. Так, согласно ст. 66 (ч. 4) федеральным законом и договором могут
регулироваться взаимоотношения входящих в состав края или области автономных
округов. Такие договоры заключаются между органами государственной власти
автономного округа, с одной стороны, и соответственно органами
государственной власти края или области — с другой.
Допуская широкую возможность регулирования отношений, возникающих между
различными субъектами Федерации и внутри самих субъектов, договором,
российский законодатель в то же время официально закрепляет положение,
согласно которому в случае несоответствия положениям Конституции Российской
Федерации положений Федеративного договора, а также "других договоров между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации - действуют
положения Конституции Российской Федерации" (п. 1 Раздела второго).
Важным видом договора является международный договор. Он представляет
собой явно выраженное соглашение между различными субъектами международного
права, и в первую очередь между государствами, призванное регулировать
возникающие между ними отношения путем установления, прекращения или изменения
их взаимных прав и обязанностей. Существуют различные виды международных
договоров: двусторонние и многосторонние; политические, экономические договоры
и договоры, заключаемые по специальным вопросам.
Ярко выраженным примером правового договора может служить коллективный
договор, регулирующий на предприятиях и в учреждениях между работодателем
(администрацией) и работниками трудовые, социально-экономические и иные
взаимоотношения.
В Российской Федерации порядок разработки и заключения коллективного
договора определяется Законом Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. «О
коллективных договорах и соглашениях», Содержание коллективного договора
составляют взаимные обязательства сторон по вопросам труда, заработной платы,
отпусков, медицинского обслуживания и социального обеспечения в случае утраты
трудоспособности, сокращения рабочих мест, по вопросам обучения новым
специальностям и повышения квалификации.
Особой формой права, существовавшей и поныне существующей в некоторых правовых
системах, является так называемая правовая доктрина.
По существу вопрос об этой форме права – это размышление о регулятивной роли
юридической науки. Сюда относится и такая сфера деятельности, как толкование
(уяснение, разъяснение) права. Но доктрину как форму права не следует
смешивать с так называемыми комментариями.
Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его
принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции.
Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического
характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории,
понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина
выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных
дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого
судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых
мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права
является исламская религиозная правовая доктрина).
В России в юридической практике широко используются научные комментарии к
различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный
материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при
обосновании принятых решений нельзя. Роль правовой доктрины как жизненного
источника права проявляется в том, что она создает понятия и конструкции,
которыми пользуется правотворческий орган. Именно юридическая наука
вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. К
тому же сами творцы права не могут быть свободны от влияния правовых доктрин:
более или менее осознанно, но им приходится становиться на сторону той или
иной юридической концепции, воспринимать ее предложения и рекомендации.
И последний, но очень важный аспект темы о форме права. Это вопрос о
преемственности и обновлении в праве, а также о рецепции права.
Преемственность означает использование в правовой системе предыдущих форм
права при обновлении их содержания. Этот процесс имеет место при сменах
общественно-экономических, государственных строев. Форма права является
весьма устойчивой по отношению к переменам в экономике, в политике, в
духовной жизни общества.
Не менее значимым становится и использование, сохранение организационно-
технического опыта, который складывался в прошлом в создании форм правовой
системы. Так, в России является бесценным опыт создания и поддержания в
актуальном состоянии Свода законов Российской империи.
Рецепция права - заимствование содержания и некоторых форм права из правовых
систем других стран или из прошлого опыта -это еще одна проблема формы права
в современной теории.
Разумеется, рецепция не означает механического заимствования содержания и
форм права. Это процесс скорее восприятия, адаптации рецепированного права к
конкретным условиям того государства, которое в этом нуждается. Но это
реальный процесс формирования некоторых национальных правовых систем.
Заключение
В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права
имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом
государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от
уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов
юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить
пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело
реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и
эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы
права зависит прочность законности в государстве.
Каковы основные пути усовершенствования форм (источников) права в современном
правовом государстве России? При оптимизации форм права надо полнее учесть
юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной правовой
системы. А также в связи с переходом России к новой социально-экономической
формации необходимо полнее осветить юридический опыт стран имеющих
многовековой опыт демократического развития. Необходимо определиться в
отношении к таким источникам права как обычай, а главное юридическому
прецеденту. Я считаю, что не оправданно полное государственное неприятие
этого, несомненно, важного и полезного источника права.
При принятии любых источников права необходимо полное соблюдение принципа
«верховенства закона» и признание всех нормативно-правовых актов
противоречащих Конституции ничтожными. Недопустимо сложившееся на данный
момент положение, когда множество статей конституций Субъектов Федерации
противоречат Конституции РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Конституция. Закон Подзаконные акты. М., 1994.
2) Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.
3) Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. М., 1992.
4) Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. – 2-е
изд., – М.: Изд-во Проспект, 2003. – 240с.
5) Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: Изд-во Проспект, 2003.
– 640с.
6) Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических
вузов. – М.: ИКФ Омега – Л, 2002. – 608с.
7) Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М.: Юристъ, 1996. – 472с.
8) Корельский В.М. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов.
– М.,2000. – 378с.
9) . Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. -
М., 1995. – 406с.
10) Философский энциклопедический словарь. М., 1983
[1] Давид Р. Основные правовые
системы современности. (Сравнительное право). С. 388.
1 См.: Бержель Жан-Луи. Общая теория права. М., 2000. С. 128 - 149
1 Общая теория права / Отв. ред. А. С. Пиголкин. С. 174.
1 Шершеневич Г. Ф. Указ. Соч. С. 440.
1 Webster’s New Universal Unabridged Dictionary. P. 1416.