Научная Петербургская Академия

Курсовая: Функции государства

Курсовая: Функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 1

ВВЕДЕНИЕ. 2

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА.. 4

1.1. Понятие и признаки функций государства. 4

1.2. Эволюция функций государства. 5

1.3. Классификация функций государства. 7

1.4. Формы и методы осуществления функций государства. 9

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ.. 11

2.1. Политическая функция. 12

2.2. Экономическая функция. 13

2.3. Социальная функция. 15

2.4. Экологическая функция. 17

2.5. Налогообложение. 19

2.6. Защита прав и свобод граждан. 19

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ.. 22

3.1. Функция обороны.. 23

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

международными организациями. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

ЛИТЕРАТУРА.. 31

ВВЕДЕНИЕ

Вопросы о государстве, рассматриваемые в «Теории государства и права», его

понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу

основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется

тем, что названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы

различных слоев общества. Рожденное противоречивым обществом государство само

неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и

социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его

целостность и управляемость, государство выполняет потребности общества, служит

его интересам.[1]

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны

государства использует понятие функции государства – характеристики именно

того, что и как государство «делает».[2]

В философии под функциями понимается внешнее проявление свойств какого – либо

объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет

единства мнений относительно категории «функции государства». Под последними

обычно подразумеваются: основные направления, стороны или виды деятельности

государства, его практическая деятельность. Однако функции не могут

реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в

воздействии на общественные отношения.

Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему

управляющей системой, силой, воздействующей на все важнейшие процессы,

происходящие в нем.

Функции государства – это направления деятельности, но не сама деятельность.

[3] В функциях государства выражаются его сущность, цели и задачи. Функции

государства сложное по своему содержанию явление.

[4]

Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое

значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы,

но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности,

функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно

высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность

выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его

организованности и эффективности.[5]

Рассматриваемая в настоящей курсовой работе тема приобретает все большее

значение в новых политических условиях, когда Российской государство начинает

создавать свою политическую систему, укреплять властную вертикаль. Цель

данной работы определить перечень функций, присущих государству.

1. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки функций государства

Функциями государства называют основные, социально значи­мые направления его

деятельности, выражающие сущность государства и соответствующие главным

задачам определенного исторического этапа раз­ки вития общества, а также

механизм государственного воздействия на происходящие в нем процессы.

[6]

В функциях государства выражается его сущность, его предназначение и структура

государства, т.е. его внутреннее строение, которое определяется в первую

очередь его назначением и направлением деятельности, которую оно осуществляет.

Предназначение государства, проявляющееся в его функциях, есть объективная

необходимость выполнения общественно полезной, социально обусловленной

деятельности.[7]

Иногда понятие функций государства ограничивается представлением об основных

направлениях деятельности государства лишь «по управлению обществом» или,

наоборот, расширяется за счет включения в их понятие и содержание «механизма

государственного воздействия на развитие общественных процессов».

[8] Кроме того, ранее существовала точка зрения на функции государства как

на предметно-политическую характеристику содержания его деятельности.

[9]

Существенными признаками функций государства являются:

- предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной

жизни;

- направленность этой деятельности на выполнение тех задач и целей,

которые стоят на конкретном историческом этапе развития общества;

- определенные формы (чаще всего правовые) реализации государственных

функций, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных,

методов.[10]

Формирование функций происходит в процессе становления и развития

государства. Последовательность возникновения тех или иных функций зависит

от важности и очередности задач, стоящих перед обществом. В разные

исторические периоды приоритетное значение могут приобретать различные цели

государства, а, следовательно - и его различные функции.

Каждая из функций государства имеет определенное содержа­ние, которое

показывает, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы

они решают. Содержание функций не остается неизменным - оно меняется вместе с

изменениями, проис­ходящими в обществе. На содержание функций современных

госу­дарств оказывают влияние национальные факторы, научно-технический

прогресс, процессы информатизации и др.

1.2. Эволюция функций государства

Появление тех или иных новых функций на различных этапах развития

государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного,

причинно - следственного характера, не жестко детерминировано новой сущностью

и формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная

зависимость все же характеризует функции государства, которые представляют

собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях

его существования в экономической, политической, социальной и иных. Основные

функции наиболее "чутки" к сущностным изменениям государства.

Иные же функции подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных

пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций

и тому подобное. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии

конкретного государственно-организованного общества, может в явной или

скрытой форме сохранять и иногда развивать некоторые старые функции.

Делаем вывод, что, таким образом, в государственности того или иного общества

сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления

функций. Например, на появление новых функций влияют самоорганизационные,

субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та

или иная степень зависимости функций от изменения сущности и формы

государства.

Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным,

застывшим и неизменным. В зависимости от конкретно - исторических условий

элементы этих общих функций могут приобретать самостоятельное значение,

становясь в силу особой значимости самостоятельными функциями. Это могут быть

функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных

сооружений в азиатских странах), обеспечение прав и свобод граждан

(современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к

правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено

экологическое равновесие) и другие.

В дополнение ко всему сказанному отметим, что в настоящее время более важным

становится выделение глобальных функций государства, характеризующих

деятельность современного государства в экологической, демографической,

сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной,

информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других

современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю

цивилизацию.

1.3. Классификация функций государства

В юридической теории существует множество оснований (критериев) классификации

функций государства. Ученые дают различный перечень этих функций, по-разному

их называют.

Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования

и деятельности: постоянные, присущие государству на всех этапах его развития,

и временные. Первые выполняются государством в течение длительного времени и

чаще всего присущи государству на ряде этапов его существова­ния. Вторые -

обусловлены конкретным периодом общественно­го развития и по мере перехода к

иному периоду утрачивают свое значение.

В зависимости от социальной значимости на выражающие интересы правящих

классов, слоев, групп, или представляющие, концентрирующие в себе интересы

всего общества.

Предпринимаются попытки классификации функций государства, базирующиеся на

принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции

подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные.

[11] Каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а

совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви

власти – законодательной, исполнительной и судебной.

[12]

Кроме того, существуют классификации: по сферам «приложения» и осуществления

(политические, идеологические, социальные, экономические), по формам реализации

(правотворческие, правоохранительные, правоприменительные), на основании

территориального масштаба, в пределах которого они реализуются (федеративные и

унитарные).[13]

По важности в общественной жизни функции де­лят на основные и неосновные

(подфункции).[14] К последним отно­сят:

учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинств;

вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей

среды; поддержание общественного порядка[15]

, организация статистического учета. Однако данная классификация вызывает

возражения в юридической нау­ке. Ряд ученых полагает, что поскольку функциями

государства являются основные направления его деятельности, признание

ка­ких-либо функций неосновными некорректно.

Наиболее распространенной и широко признанной является классификация функций

государства по объекту воздействия на внутренние и внешние.

[16]

1.4. Формы и методы осуществления функций государства

Государство осуществляет свои функции в определенных формах. Формы

осуществления функций государства - это однородная деятельность органов

государства, посредст­вом которой реализуются его функции.

Формы осуществления функций государства делятся на право­вые и организационные.

К правовым формам относятся:

- правотворческая форма (разработка и принятие юридиче­ских норм,

издание нормативно-правовых актов);

- правоисполнительская форма (принятие мер по исполнению норм права,

издание индивидуальных актов применения права (приговор суда и др.));

- правоохранительная форма (контроль и надзор за соблюде­нием и

исполнением норм, а также применение принудительных мер к их нарушителям).

Организационными формами осуществления функций госу­дарства являются следующие:

- организационно-регламентирующая (текущая деятельность

государственных структур по обеспечению функционирования органов государства,

связанная с подготовкой проектов докумен­тов, организацией выборов и т. д.);

- организационно-хозяйственная (оперативно-техническая хо­зяйственная

работа, связанная с бухучетом, статистикой, снабже­нием и т. д.);

- организационно-идеологическая (повседневная идеологиче­ская работа,

связанная с разъяснением вновь изданных норматив­ных актов и формированием

общественного мнения).[17]

Государство может осуществлять свои функции и в так назы­ваемых внеправовых

формах, т. е. помимо права и даже вопреки ему. В частности, добиваться своих

целей с помощью насилия, угроз, не издавая и не реализуя правовые нормы.

Современным демократическим государствам это, однако, несвойственно.

Другим основанием для классификации функций государства является характер

государственного воздействия на обществен­ные отношения. В соответствии с ним

все функции могут быть разделены на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции - это деятельность государства, на­правленная на

обеспечение охраны всех существующих общест­венных отношений (охрана прав и

свобод граждан, экологическая функция, защита государства от внешней угрозы).

Регулятивные функции - это деятельность государства, на­правленная на

развитие существующих общественных отноше­ний (экономическая, функция

взаимодействия с другими госу­дарствами).

2. ОСНОВНЫЕ ВНУТРЕННИЕ ФУНКЦИИ

Внутренние функции - это основные направления деятельности государства внутри

страны. К внутренним функциям государства относятся:

1. функция охраны законности и правопорядка, прав и свобод граждан

государства;

2. функция легализованного осуществления принуждения в от­ношении

различных социальных групп и индивидуумов;

3. политическая функция (обеспечение народовластия и госу­дарственного

суверенитета);

4. экономическая функция (выработка экономической полити­ки, формирование

и контроль за расходованием государственного бюджета, установление системы

налогообложения, ценовой поли­тики, управление государственными предприятиями

и т. д.);

5. социальная функция (создание системы социальной защиты населения,

систем здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т. д.);

6. экологическая функция (деятельность, направленная на ох­рану,

восстановление и улучшение природных условий жизни людей);

7. идеологическая функция (пропаганда определенных идей и ценностей с

помощью государственных средств массовой инфор­мации, воспитание в духе

официальной идеологии подрастающе­го поколения и т. д.).

[18]

Такой набор функций государства - свидетельство полного огосударствления

общества, характерное для тоталитарных режимов. С изменением социальной

структуры общества на современном этапе насилие в отношении многих социальных

групп перестает быть актуальным. Государство уменьшает свое присутствие в

эко­номике. Не может быть признана главной и идеологическая функ­ция: общество

должно развиваться в условиях идеологического и политического плюрализма. На

первый план выходит охрана инте­ресов, прав и свобод человека. В деятельности

государства важны также учет и координация интересов различных групп населения,

защита прав меньшинств, охрана окружающей среды.

[19]

Рассмотрим каждую из функций государства подробнее.

2.1. Политическая функция

Все функции государства носят политический характер, однако в политической

области действует целая система политических институтов, учреждений

государственных органов, через которые осуществляется функции народовластия.

Это прежде всего представительные органы, выбираемые народом и уполномоченные

от имени народа осуществлять государственную власть в стране, органы местного

самоуправления, а так же осуществление народом своей власти непосредственно,

через референдум.

Обладая верховенством в системе государственной организации, представительные

органы сосредотачивают в своих руках государственное руководство обществом,

выполняют функцию публичной власти, защиты конституционного строя. Содержание

данной функции составляют:

- реализация волеизъявления народа в форме законодательства

(правотворчества);

- обеспечение государственного суверенитета, определение правового

положения конкретных территорий и управление ими;

- официальное представительство общества, т.е. будучи носителем

политической власти, государство представляет собой юридическую личность,

субъект права. Вместе с тем осуществление функции обеспечения народовластия

предполагает наличие правовых отношений между государством и обществом,

зависимость государства от общества, ответственность перед ним;

- защита конституционного строя, которая реализуется как специальными

органами (Конституционным судом), так и непосредственно народом, путем

осуществления права на сопротивление любой попытке насильственного изменения

или устранения существующего конституционного строя.

2.2. Экономическая функция

Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического существования

государства от полного невмешательства в экономику (концепция “государства -

ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной деятельности и

регулирования всех вопросов экономической жизни (тоталитарные государства

социалистического типа).

В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем со

стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику, которая

строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.

Государство влияет на экономику через налоговую политику, кредитно-финансовую

и валютно-денежную системы.

В условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской

деятельности, многообразия и равенства всех форм собственности,

добросовестной конкуренции экономика развивается на основе саморегулирования.

Вмешательство государства имеет определенные пределы:

- выработке экономической политики;

- управлению предприятиями и организациями, составляющими

государственную собственность. Их круг должен быть ограничен важнейшими

отраслями, имеющими общегосударственное значение, например ядерной

энергетикой, деятельностью в космосе, транспортом, связью и т.д.;

- установлению правовых основ рынка и ценовой политики, в частности,

стимулированию государственными средствами предпринимательства и свободного

труда, обеспечения равноправия всех форм собственности, правовой защите

собственника, принятию мер для пресечения монополизма и недобросовестной

конкуренции, охране прав потребителя и пр.;

- регулированию внешнеэкономических отношений государства

В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на переходных этапах

вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например, для современного этапа развития России. Как показывает опыт,

экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей стране,

не могут быть результативными без адекватного воздействия государства на

развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив законодательных

актов в этой области и экономические мероприятия, проводимые государством,

например, приватизация жилого фонда, государственной и муниципальной

собственности, земельная реформа и т.д.

Политическая и экономическая функции выступают одновременно и как внешние

функции государства. Так как «внешние функции есть не что иное, как развитие и

продолжение внутренних функций»[20].

2.3. Социальная функция

Социальная функция многообразна по содержанию и масштабна по объему

деятельности. Главное ее назначение - обеспечить общественное благополучие,

создать равные возможности для всех граждан в его достижении.

Многие государства характеризуют себя социальными. Это означает, что они

считают своей важной задачей заботу о всех тех гражданах, кто в силу каких-

либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование,

достойное человека. Государство проводит мероприятия направленные на защиту

от безработицы, проявляет заботу о детях и нетрудоспособных людях.

Так в Конституции Российской Федерации[21]

в частности сказано: “Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту,

в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях предусмотренных законом”.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и

укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной,

муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность,

способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и

спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм

социального обеспечения и благотворительность. Кроме этого в РФ принят ряд

важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных

категорий граждан, например: жертв политических репрессий

[22], малообеспеченных граждан, ветеранов

[23] и др.

Таким образом, государство принимает различные меры для повышения жизненного

уровня граждан.

В реализации социальной функции большое место принадлежит проведению

государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья

граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме

государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др.)

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений

культуры. Что касается управления и организации их работы, то они автономны,

свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь недопустимо.

Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин

имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без образования в

настоящее время немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в

производстве, во всех сферах государственной деятельности, в связи с чем во

многих государствах образование является обязательным.

Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу

творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства

без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.

Воспитание граждан в духе патриотизм, уважения к историческому прошлому -

непременная составная часть воспитательного процесса.

Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин Российской

Федерации обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

Основы государственной политики в области образования закреплены, в частности в

Законе РФ “Об образовании”[24], в сфере

защиты интересов граждан в охране здоровья - в Законе “О медицинском

страховании граждан в Российской Федерации”

[25], в области культуры - в Основах законодательства Российской Федерации о

культуре[26] и др.

2.4. Экологическая функция

Непосредственно примыкает к социальной экологическая функция, которая

обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое

благополучие граждан, их экологическую безопасность.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость современного мира.

Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные

природные связи, разрушает окружающую среду, чем невольно создает для себя

неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело

всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и

возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально

обеспечить защиту окружающей среды.

В современную эпоху проблемы охраны и рационального использования природных

богатств приобрели большое экономическое, социальное и политическое значение.

Они затрагивают интересы всех народов и государств.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются

промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в число

наиболее острых социальных проблем и представляет собой одну из важнейших

общегосударственных задач.

Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все

звенья механизма государства и его органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации

[27] говорится: “Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются

в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на

соответствующей территории”.

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в

основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а

также в земельных и водных кодексах.

В основе осуществления функции лежат следующие принципы:

- природные богатства подлежат охране со стороны государства

независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или нет;

- использование природных богатств должно быть рациональным,

соответствовать развитию государства;

- неукоснительное соблюдение природоохранительных законодательств и

строгая ответственность за его нарушение;

Так, в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях предусмотрены различные

меры наказания за правонарушения в области охраны окружающей среды.

[28]

Проведение этих принципов обеспечивает целенаправленность

природоохранительных функций на решение задач, стоящих перед государством в

области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Кроме этого, в России действует Закон “Об охране окружающей среды”

[29], которым определены обязательства государства перед своими гражданами

по обеспечению нормальной среды обитания.

2.5. Налогообложение

Данная функция обусловлена тем, что бюджет государства, как и бюджет его

структурных и региональных единиц состоит целиком из различного рода налогов,

сборов, пошлин и иных обязательных платежей. Так, в бюджете Москвы на 1992

год они составили 96, 6 % , в том числе налог на прибыль (52, 7%), подоходный

налог с физических лиц (17, 3%), акцизы (косвенные налоги на отдельные виды

товаров - 9,6%) и налог на добавленную стоимость (19,8%). Аналогичные

источники доходов установлены в федеральном бюджете РФ.

Принят Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”

[30], где регламентируются права, обязанности и ответственность

налогоплательщиков и налоговых органов, порядок установления и отмены налогов и

других платежей, объекты налогообложения, льготы по налогообложению, виды

налогов и контроль за взиманием налогов на территории Российской Федерации.

Созданная централизованная независимая Государственная налоговая служба,

подчиненная Президенту и Правительству РФ, которая контролирует правильность

исчисления налогов, полноту и своевременность их уплаты.

2.6. Защита прав и свобод граждан

Переход России от тоталитаризма к демократическому правовому государству

возвел в ряд приоритетных функцию защиты прав и свобод граждан, обеспечения

законности и правопорядка.

Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении

государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и

интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства

от противоправных посягательств. Обеспечение внутреннего мира и согласия в

обществе, урегулирования общественных отношений, снятие социальных

противоречий, неизбежных в обществе, состоящем из различных классов, групп,

слоев, - это насущная необходимость, одна из тех причин, которые вызывали

возникновение государства.

Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства

граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на

охрану частной собственности.

Под общественным порядком понимается система общественных отношений,

регулируемых нормами правового и неправового характера (нормами морали,

нравственности, обычаями, традициями и т.п.)

Общественный порядок в более узком, специальном смысле представляет собой

систему общественных отношений, которые складываются главным образом в

общественных местах и по своему обеспечивают свободу и неприкосновенность

личности, общественное спокойствие, нормальные условия для труда и отдыха

граждан, функционирования и деятельности органов, предприятий, учреждений,

организаций.

Общественный порядок охраняется государственными органами, общественными

организациями и гражданами. Особая роль в обеспечении общественного порядка

принадлежит органам внутренних дел, милиции.

За все виды правонарушений посягающие на общественный порядок установлены

различные виды наказаний. Меры наказаний должны быть соразмерны вине

нарушителя.

Охрана прав и свобод граждан гарантируется Конституцией Российской Федерации

и другими нормативно-правовыми актами.

Так, в частности, в статье 17 Конституции Российской Федерации пункт 1

сказано, что “В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общеуказанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.” Основные

принципы прав и свобод человека и гражданина изложены в статьях 17 - 64

Конституции Российской Федерации

В статье 35 пункт 2 сказано, что каждый вправе иметь имущество в

собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и

совместно с другими лицами. Право частной собственности охраняется законом.

Таким образом, любое посягательство на частную собственность граждан, их

имущество, а также и на государственное имущество влечет за собой

административные и уголовные наказания.

3. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ ФУНКЦИИ

Внешние функции - это основные направления деятельности го­сударства,

проявляющиеся преимущественно вне государства и общества, во взаимоотношениях

с другими организациями или государствами.

В отличие от внутренних функций, перечень внешних функций сильно отличается

по своему составу.

В классификации В.В. Лазарева к внешним функциям относятся:

- поддержание мира и мирного сосуществования;

- обеспечение делового партнерства и сотрудничества;

- защита государственного суверенитета от внешних посягательств.

По классификации Л.А. Морозовой это:

- интеграция в мировую экономику;

- внешнеэкономическое партнерство и государственная поддержка

иностранных инвестиций;

- оборона страны;

- поддержка мирового правопорядка;

- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем

современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и

др.)

В любом случае, внешние функции сводятся всего к двум:

- оборона, защита государства от внешней угрозы (строительство

во­оруженных сил, ведение оборонительных войн, создание и дея­тельность

контрразведки, пограничных войск и т. д.);

- функция взаимодействия с другими государствами и между­народными

организациями (экономическое сотрудничество, уча­стие в работе различных

международных организаций, в военно-политических блоках и союзах и т. д.).

[31]

3.1. Функция обороны

Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства, ибо

она нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной

целостности государства. Основную роль в этом играют Вооруженные Силы

Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации “Защита Отечества является долгом и

обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации

несет военную службу в соответствии с федеральным законом”.

[32]

Согласно этому закону: все мужчины - граждане РФ, независимо от

происхождения, социального и имущественного положения, места жительства,

обязаны проходить действительную военную службу в рядах Вооруженных Сил

Российской Федерации. На действительную военную службу призываются граждане

мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет.

Согласно Конституции Российской Федерации: “Гражданин Российской Федерации в

случае, если его убеждениям или верованиям противоречит несение военной службы,

а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену

ее альтернативной гражданской службой.”[33]

Также граждане, достигшие 17-летнего возраста, имеют право учится в

военно-учебных заведениях. В этом случае, они не несут военную повинность в

рядах Вооруженных сил Российской Федерации.

Согласно статье 87 Конституции Российской Федерации “Президент Российской

Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской

Федерации. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной

угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории

Российской Федерации или в ее отдельных местностях военное положение...”

За воинское преступление - преступления против установленного порядка несения

воинской службы, военнослужащие, а также военнообязанные во время прохождения

ими учебных или поверочных сборов, несут ответственность (уголовную). Санкции

за различные виды воинских преступлений предусмотрены в Уголовном Кодексе РСФСР

[34].

Практическое исполнение функции обороны так же возложено на особые

государственные вооруженные организации. Они предназначены для обеспечения

суверенитета, защиты территории, границы и населения от внешних посягательств

и обеспечении общественного порядка и безопасности граждан. Особые

вооруженные организации наделяются компетенцией в соответствие с

конституцией. Характер задач выполняемых вооруженными государственными

организациями обуславливает особенности их формирования, деятельности,

управления и обеспечения. К особым вооруженным государственным организациям

относятся:

Службы внешней разведки. Они осуществляют сбор информации на случай ведения

военных действий.

Служба безопасности. Она предназначена для защиты государственной

безопасности и конституционного строя от внешних посягательств.

Полиция (милиция) является основой и гарантом общественного порядка. Полиция

призвана служить всему обществу, обеспечивать порядок, спокойствие и

безопасность граждан.

В России принят специальный Закон “Об обороне”

[35], в котором определены основы организации обороны страны и

подчеркивается, что оборона является элементом безопасности и одной из

важнейших функций государства.

3.2. Функция взаимодействия с другими государствами и

между­народными организациями

Эта функция государства обеспечивает существование государства в мировом

сообществе и включает в себя политические отношения, экономические и

культурные связи, а также борьбу с международными преступлениями и участие в

международной охране окружающей среды.

Интеграция России в мировое сообщество существенно изменила ее внешнюю

политику и побудила к признанию ряда гуманистических и общедемократических

норм и принципов в межгосударственных отношениях.

Обеспечению мирового правопорядка способствует сотрудничество нашего

государства с другими государствами в таких сферах, как борьба с

организованной преступностью, в частности с контрабандой, наркобизнесом,

терроризмом.

Ни одно государство не в силах в одиночку справиться с этой проблемой.

Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с

международной преступностью.

Конкретными действиями государств в этой области является создание

международных организаций по борьбе с преступлениями.

Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. Государство планирует свою

деятельность по предупреждению и пресечению этих преступлений, проводит

совместные мероприятия, обменивается информацией. Это позволяет более

эффективно бороться с международной преступностью.

Каждое государство связано с другими государствами различными отношениями:

политическими, экономическими и культурными. Эти отношения необходимо

устанавливать, развивать и регулировать.

Политические отношения: Государство обязано защищать своих граждан

находящихся на территории других государств и оказывать им покровительство.

Для поддержания международных политических отношений государства

обеспечиваются представителями в лице дипломатов, служащих-послов, консулов и

др.

Экономические отношения: Государство, являясь членом мирового сообщества,

вовлекается в систему мирового хозяйства. Экономическое развитие, природные

ресурсы определяют место государства на мировом рынке. Ни одно государство не

может существовать без экологических связей с другими государствами. Внешняя

торговля, кредиты и займы, инвестиции, совместные проекты - это наиболее

распространенные составляющие внешнеэкономической деятельности государства.

Культурные отношения: Культура каждого народа, государства является

достоянием всего человечества. Она не может развиваться обособленно, так как

связана с мировой культурой. Государство поддерживает и развивает культурные

связи, что служит взаимному духовному росту и обогащению. Конкретными видами

деятельности государства в этом направлении являются: международные выставки,

фестивали, олимпиады, международный туризм и многое другое.

Участие в охране окружающей среды: В настоящее время остро встал вопрос об

охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре внимания

всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы

завершения строительства материально - технической базы в государстве.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим состоянием природы в

различных уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше

выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают

различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство

принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.

Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные

наказания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В формулировании определенной цели государства проявляется его социальное

назначение. Для ее достижения нужно решить конкретные задачи, что в свою

очередь обусловлено осуществлением соответствующих функций.

Постановка перед государством и обществом определенных задач порождает

необходимость осуществления соответствующих функций, так как вне реализации

функций государства его задачи останутся неосуществленными. Функции

государства – это не его задачи, хотя и связаны с ними и даже напрямую

зависят от них. Однако при всей своей значимости задачи не являются

первоосновой для развития государства и его функций, так как они сами

происходят из экономических и политических потребностей общества,

определяются закономерностями его развития и зависят от национально –

исторической и иной специфики каждого государства.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково

звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и,

особенно в методах реализации могут быть довольно сильными. При этом следует

понимать, что каждому этапу соответствуют «свои» функции, совершенно несхожие

с функциями других этапов развития, и что с переходом государства на новый

этап происходит полная или частичная замена его функций: появляются новые

функции, большая часть существующих трансформируется и наполняется иным

содержанием.

Функции государства историчны. Они меняются на разных этапах развития общества,

а также в зависимости от изменений его социально-политического строя. В

тоталитарных обществах, например, в число основных направлений деятельности

государства включаются функция подавления сопротивления классовых, национальных

и иных противников и культурно-воспитательная функция, обеспечивающая

господство единой идеологии. В социалистических обществах с их плановой

экономикой появляется хозяйственно-организаторская функция и функция охраны

социалистической собственности.[36]

Сказанное подтверждает вывод: в функциях государства раскрывается его

политическая природа, которая в свою очередь выражает характер породившего

его общества.

Следует указать и на новые направления в решении вопросов о функциях

государства. Высказываются идеи, что все функции, о которых говорилось выше,

фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении

заинтересовано все об­щество. Все это представляет собой цели (или задачи)

общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из

его основной сущности — осуществления полити­ческой власти. В таком случае

государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и

судебную, кото­рым соответствуют три основные ветви власти — законодатель­ная,

исполнительная и судебная (иногда выделяется четвертая функция и

соответствующая ей ветвь власти — надзорная).

[37]

Каждая из этих властей имеет основную, соответствующую ее наименованию

функцию, но обладает, хотя и в меньшей степени, другими функциями, Так,

исполнительная власть (президент, правительство) помимо исполнительской

деятель­ности осуществляет нормотворчество, а также в некоторой мере судебные

полномочия (разрешение споров государственных органов, входящих в систему

исполнительной власти, привлечение к дисциплинарной ответственности за

нарушения норм права должностных лиц, привлечение к материальной

ответственности рабочих и служащих, назначение и реализация в определенной,

установленной законом части мер администра­тивной ответственности и т.п.).

Законодательные органы, в свою очередь, имеют кроме законодательных и иные

функции: испол­нительную (работа ряда комитетов и комиссий) и судебную

(вопросы ответственности депутатов, например). Судебная же власть наряду с

основной выполняет и другие функции (руково­дящие разъяснения пленума

Верховного суда РФ, зако­нодательная инициатива, деятельность судебных

исполнителей).

ЛИТЕРАТУРА

1. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред.проф. В.М.

Корельского и проф. В.Д. Перевалова – М.: ИНФРА-М, 2000.

2. Венгерова А.Б. Теория государства и права Учебник для юридических

вузов – М.: Юриспруденция, 1999.

3. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно –

методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. / Под ред. М.Н.

Марченко – М.: Проспект, 1999.

5. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. –

М.: Зерцало, 1998.

6. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права: Учеб.пособие

для студ. Учреждений сред.проф.образования.-М.: Мастерство: Высшая школа,

2000.

7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права – М.: Теис, 1996.

8. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //

Государство и право. 1993 № 6.

9. Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960.

10. Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969.

11. Теория государства и права / Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994.

12. Обществознание. Пособие для поступающих в вузы Российской Федерации. Под

ред.проф. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 2000.

13. Черноголовкин Н.В. Теория функций социалистического государства. М., 1970.

14. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе // Теория права:

новые идеи. М., 1991. Вып. 1.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник – М.: Проспект, 1999.

16. Механизм диктатуры монополий / Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М., 1974.

17. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием

12.12.1993.

18. Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических

репрессий» (в ред. от 07.08.2000)

19. Федеральный закон от 30.09.1997 № 127-ФЗ «О повышении минимального

размера пенсий, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ

в 1997 году» принят Генеральный директор РФ 19.09.1997.

20. Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.08.2000)

21. Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в

Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)

22. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» утв. ВС РФ

09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)

23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях утв. ВС РСФСР 20.06.1984

(в ред. от 02.01.2000)

24. Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1 «Об охране окружающей природной среды»

(в ред. от 02.06.1993)

25. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ» (в

ред. от 05.08.2000)

26. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ принят Генеральный директор ФС

РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999)

27. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» принят Генеральный

директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от 30.12.1999)

[1] Теория государства и права: Учебник для

вузов / Под ред. Проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – М.: ИНФРА-М,

2000, с. 114.

[2] Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Юриспруденция, 1999, с. 141.

[3] Комаров С.А., Малько А.В. Теория

государства и права. Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. –

М.: ИНФРА-М, 1999, с. 215.

[4] Проблемы теории государства и права.

Учебное пособие. / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Проспект, 1999, с. 144.

[5] Теория государства и права. Курс лекций

/ Под ред. М.Н. Марченко. – М.: Зерцало, 1998, с. 80.

[6] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория

государства и права: Учеб.пособие для студентов учреждений

сред.проф.образования – М.: Высшая школа, 2000, с. 99.

[7] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы

государства и права – М.: Теис, 1996, стр. 5.

[8] Морозова Л.А. Функции Российского

государства на современном этапе // Государство и право. 1993 № 6, с. 98-108.

[9] Денисов А.И. Сущность и формы государства. М., 1960, с. 9-10.

[10] Каск Л.И. Функции и структура государства. Л., 1969, с. 8-11.

[11] Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко, с. 85.

[12] Теория государства и права /

Отв.ред. Н.А. Катаев, В.В. Лазарев – Уфа, 1994, с. 166.

[13] Обществознание. Пособие для

поступающих в вузы Российской Федерации / Под ред. М.Н. Марченко – М.: Зерцало,

2000, с. 291.

[14] Черноголовкин Н.В. Теория функций

социалистического государства. М., 1970, с. 134-135.

[15] Лившиц Р.З. Государство и право в

современном обществе // Теория права: новые идеи. М., 1991. Вып. 1. с. 13.

[16] Обществознание. Пособие для

поступающих в вузы Российской Федерации, с. 290-291.

[17] Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права, с. 100-101.

[18] Спиридонов Л.И. Теория государства и

права. Учебник – М.: Проспект, 1999, с. 47-48.

[19] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с 219-221.

[20] Механизм диктатуры монополий /

Отв.ред. И.Д. Левин, В.А. Туманов – М., 1974, с. 33.

[21] Конституция Российской Федерации

принята всенародным голосованием 12.12.1993, ст. 39.

[22] Закон РСФСР от 18.10.1991 № 1761-1

«О реабилитации жертв политических репрессий» (посл.ред. от 07.08.2000)

[23] Федеральный закон от 30.09.1997 №

127-ФЗ «О повышении минимального размера пенсий, порядке индексации и

перерасчета государственных пенсий в РФ в 1997 году принят Генеральный директор

РФ 19.09.1997.

[24] Закон РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 07.08.2000)

[25] Закон РФ от 28.06.1991 № 1499-1 «О

медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в ред. от 01.07.1994)

[26] «Основы законодательства Российской

Федерации о культуре» утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (в ред. от 23.06.1999)

[27] Конституция Российской Федерации

принята всенародным голосованием 12.12.1993.

[28] Кодекс РСФСР об административных

правонарушениях утв. ВС РСФСР 20.06.1984 (в ред. от 02.01.2000) ст. 50-87

[29] Закон РСФСР от 19.12.1991 № 2060-1

«Об охране окружающей природной среды» (в ред. от 02.06.1993)

[30] Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об

основах налоговой системы в РФ» (в ред. от 05.08.2000)

[31] Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права, с. 217.

[32] Конституция Российской Федерации ст. 59, п. 1.

[33] Там же ст. 59, п. 3.

[34] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №

63-ФЗ принят Генеральный директор ФС РФ 24.05.1996 (в ред. от 09.07.1999) ст.

238-269.

[35] Федеральный закон от 31.05.1996 №

61-ФЗ «Об обороне» принят Генеральный директор ФС РФ от 24.04.96 (в ред. от

30.12.1999)

[36] Спиридонов Л.И. Теория государства и права, с. 48.

[37] Общая теория права и государства:

Учебник / Под ред. В.В. Лазарева – М.: Юрист, 1994, с. 241-242.



(C) 2009