Научная Петербургская Академия

Контрольная: История правового регулирования земельных отношений в России

Контрольная: История правового регулирования земельных отношений в России

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

Оренбургский Государственный Университет

Факультет заочный

Кафедра экологического и земельного права

контрольная РАБОТА

По земельному праву

тема: История правового регулирования земельных отношений в России

Выполнил: студент 1 курса

группы 98 ЮР-2 Прищепо Ю.А.

Проверил: Криволапова Л.В.

2001 г.

Содержание

1. Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

2. Столыпинская аграрная реформа 1906 г.

3. Земельные отношения накануне 1917 г.

4. Становление земельного права в годы Советской Власти

Ø Декрет о земле

Ø Социализация земли

Ø Первый земельный кодекс 1922 г.

Ø Образование Союза ССР и земельное законодательство

5. Земельная реформа в Российской Федерации и её правовое закрепление

Ø Начало реформы

Ø Первые правовые акты земельной реформы

Ø Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

1. Земельная реформа 1861 г. и её правовое содержание

Объем прав, предоставляемых аграрным про­изводителям, на землю — это один из

нагляд­ных показателей отношения государственной политики к сельскому

хозяйству. На кого и в какой степени возла­гается основное бремя

хозяйствования на земле, кто интересен го­сударству как основной субъект

использования сельскохозяйствен­ных земель; какие меры принимаются по охране

сельскохозяйст­венных земель — все эти вопросы приобретают специфическое

ка­чество в периоды аграрных реформ. К ним добавляется ряд новых политических

аспектов. Государственный режим, влиятельные об­щественные круги, интересы

которых так или иначе затрагивает земельная реформа, экономическая,

международная ситуация, даже чисто субъективные условия появления лиц,

способных возглавить преобразования, — все имеет значение для возникновения и

хода реформ. Не последнее место здесь занимают и идеологические ори­ентации

правящих кругов. На одном из этапов подготовки право­вых основ проведения

реформ существенное значение приобрета­ют правовые и экономические теории,

так как при их отсутствии или недостаточной разработанности идеи реформ, как

это показы­вает практика, либо остаются нереализованными, либо реализуют­ся в

непредсказуемом направлении.

Все это можно отнести и к земельной политике российских властей в отношении

аграрных реформ.

Начало серьезной работы по подготовке аграрной реформы середины XIX в.

непосредственно связано с началом царствования Александра II (1855 г.).

Ситуация в стране, сложившаяся к моменту воцарения, была весьма тяжелой.

Экономический кризис внутри страны из-за от­сталости производства усугублялся

падением международного ав­торитета, связанного с неудачами крымской войны.

Россия теряла прежние позиции на международном сельскохозяйственном рынке.

Сельскохозяйственное производство оставалось весьма отсталым, крепостной

строй не оставлял больше надежд на его развитие. И страшным доказательством

этого был рост крестьянских волнений.

Александр II принимает решение о проведении реформ, и, преж­де всего

аграрной. Однако известному Манифесту 1861 г. предше­ствовала почти

пятилетняя работа по подготовке условий проведе­ния преобразований и основных

документов. Сперва был образован Секретный комитет (1857 г.), основной

задачей которого был не­гласный сбор информации о состоянии крестьян в это

время. Вслед за этим в некоторых губерниях открывались свои комитеты по

об­суждению крестьянского вопроса (в том числе в Литве, в Санкт-Петербурге и

Нижнем Новгороде). В 1858 г. Главный комитет по крестьянскому делу занял

место Секретного, после чего работы по подготовке реформ стали проводиться

гласно.

Работа была поставлена таким образом, что сперва (еще Сек­ретным комитетом)

губерниям были разосланы вопросы, прислан­ные ответы на которые легли в

основу проекта проведения реформ. Специальная Комиссия Главного комитета была

обязана изучать присылаемые из губерний ответы и предложения по реформе.

В 1958 г. специально для проведения окончательных законопроектных работ был

создан особый орган, названный Редакцион­ными комиссиями. Он состоял

наполовину из представителей пе­тербургских чиновников и наполовину из лиц,

зарекомендовавших себя как специалисты в крестьянском, аграрном и иных

вопросах, имеющих отношение к реформам. Таким образом, состав Редакци­онных

комиссий был весьма разнообразным и авторитетным. Воз­главил их Ростовцев.

Работа Редакционных комиссий на протяжении всего их дей­ствия была намеренно

гласной. Сведения о работе публиковались и обсуждались в российской печати.

Организатор работ, Ростовцев, видел в этом возможность привлечь к подготовке

проектов как можно больше идей и мнений. При подготовке проекта реформ не

обо­шлось и без столкновений различных концепций их проведения.

Крупное российское дворянство, владевшее большими земель­ными территориями, в

первую очередь было заинтересовано в про­ведении реформ с наименьшими

жертвами со своей стороны. Поте­ря земельных площадей в ходе реформ была явно

не в их интере­сах. Боялись они и усиления крестьянских волнений. Поэтому

круп­нопоместное дворянство усиленно продвигало проект, на основе которого

крестьяне освобождались бы "лично", т. е. без земли. Освобождение должно было

проходить постепенно — от губернии к губернии.

Влияние консервативных кругов, в которые входили и крупные государственные

чиновники, и представители известных в Рос­сии дворянских фамилий, было очень

велико. Более прогрессивно­му политическому блоку (в него вошли не менее

влиятельные чи­новники Петербурга, представители губерний и авторитетные

об­щественные деятели) пришлось проявить немалое политическое умение, чтобы

преодолеть это давление и не довести дело до госу­дарственного кризиса.

Сторонники более прогрессивных преобразований отстаивали необходимость

освобождения крестьян одновременно по всей Рос­сии и наделение их землей. В

общем и целом, эта концепция ре­форм победила. Единственная уступка

требованиям консерваторов заключалась в том, что крестьяне наделялись землей

не бесплатно, а с обязанностью выплатить помещику (бывшему хозяину) выкуп­ных

платежей.

Что представляло из себя новое законодательство о крестья­нах?

Положения 19 февраля 1861 г. (Общее положение о крестья­нах, Положение о

выкупе и др.) декларировали отмену крепостной зависимости, установили право

крестьян на земельный надел и порядок осуществления выкупных платежей за

него. По этому за­конодательству земля была крестьянам выделена, но, как уже

го­ворилось, использование земельных участков существенно ограни­чивалось

обязательствами перед бывшими собственниками по их выкупу.

Обязательства эти были настолько долгосрочными, что в тео­рии сложилось

мнение о надельном землепользовании как о разно­видности долгосрочной аренды

— оброчном пользовании.

Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России признавалась

крестьянская земельная община. Внутри зе­мельной общины крестьянской семье

(крестьянскому двору) предо­ставлялось право пользования частью земельного

надела общины — одной или несколькими полосами земли. Для того чтобы

уравнове­сить права крестьянских дворов на надел, для общины было

уста­новлено право периодического "передела" земли — особой проце­дуры обмена

земельных полос, как правило, одновременно всеми членами общины.

В иных (южных и прибалтийских) губерниях субъектом зе­мельных отношений был

признан крестьянский двор, именно он наделялся правами на надел.

Установленная разница в режиме крестьянского землевладе­ния в центральных и

окраинных частях России была обусловлена низким благосостоянием крестьян

центральных губерний. При про­ведении реформ предполагалось, что в общине

крестьянам будет проще наладить доходное хозяйство и справиться с выкупными

платежами. Как показало дальнейшее развитие событий, это пред­положение

оправдало себя не вполне.

Законы от 26 июля 1863 г. и от 24 ноября 1866 г. продолжили реформу тем, что

уравняли статус удельных, государственных и помещичьих крестьян, тем самым

объединив их в сословие крес­тьян с единой юрисдикцией.

Законодательство 1863 г. (Законы от 18 июня и 14 декабря) ограничивали права

надельных крестьян в вопросах передела за­лога и отчуждения земли с тем,

чтобы укрепить и ускорить выпла­ту выкупных платежей. Это не позволило

приравнять крестьян к иным сословиям в вопросах реализации прав на землю еще

некото­рое время.

18 мая 1882 г. учреждается Крестьянский поземельный банк. В том, что касалось

прав крестьян на землю, его роль заключалась в некотором упрощении получения

(приобретения) земельных участ­ков крестьянами на праве личной собственности,

не распростра­ненной среди этого сословия. Однако до реформы начала XX в.

операции Банка не играли существенной роли в расширении прав собственности на

крестьянские земли.

Таким образом, начиная с 1861 г. крестьяне или единолично, или в рамках

земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю

по законодательству.

Однако еще долгое время после первых реформенных шагов середины XIX в.

законодательство о крестьянах, и законодательст­во о крестьянском

землепользовании в том числе, носило достаточ­но специфических черт, чтобы

теоретикам представилась возмож­ность говорить о крестьянском земельном

праве, отличном от об­щих положений.

2. Столыпинская аграрная реформа 1906 г.

Для аграрной реформы этого периода было характерно то, что она проходила в

условиях еще более мощного кризиса, охватившего практически все стороны

политической и экономической жизни стра­ны. И одной из наиболее серьезных

оказалась ситуация в аграрной сфере.

Известно, что в проведении преобразований П. А. Столыпин опирался на

программу, разработанную ранее известным преобразователем С. Ю. Витте, но

отвергнутую в пользу иной программы подготовленной министром внутренних дел

В. К. Плеве. Разница между этими двумя программами была существенная. Если

про грамма Плеве предусматривала активное вмешательство государства в

сельское хозяйство, поддержку общины и крупного помещичьего землевладения, то

Витте предлагал делать ставку не на государственную поддержку прежней

структуры, развивать и поддерживать хозяйственную активность крестьян путем

установления частной собственности на землю и упразднения общинного строя.

Революция 1905 г. наглядно показала, насколько был прав Витте говоря о

необходимости применения более радикальных мер. Одна ко к этому времени С. Ю.

Витте был уже отстранен от государст­венных дел, и за проведение реформы

взялся П. А. Столыпин.

Основным, среди прочих, направлением реформы была реор­ганизация

крестьянского хозяйства и изменение содержания прав крестьян на землю.

В это время не только расширились права крестьян на землю (отмена выкупных

платежей Указом от 3 ноября 1905 г. способство­вала этому в особенности), но

и был сделан шаг в направлении реализации личного права собственности на

землю. Реформа, если рассматривать ее с этой точки зрения, была направлена на

переход от преимущественного права общей собственности на землю среди

крестьян (общинное землевладение) к праву личной собственности главы

хозяйства.

Первым шагом реформ был запрет проведения переделов в общине и повсеместный

переход от права общины на земельный надел к праву крестьянского двора на

часть надела, закрепленную за ним последним переделом. Тем самым повсеместно

был совер­шен переход к подворному землевладению, а община как субъект

земельного права практически прекращала существование. Далее было дано

предписание к постепенному переходу от чересполосно­го землевладения крестьян

к так называемому отрубному, когда участок представлял собой не несколько

полос, а единый земель­ный участок.

Вслед за этим на основании законодательства крестьянин — член общины получал

право выхода из нее со своим земельным наделом для образования хутора.

Все эти преобразования требовали существенных финансовых затрат на проведение

землеустроительных работ и строительство усадеб на хуторах. И, надо признать,

реформа испытывала сущест­венные финансовые трудности.

Реформой предусматривался строго добровольный порядок пере­хода к хуторскому

землевладению. И, несмотря на многие труднос­ти, к 1917 г. количество

хуторских землевладений увеличивалось, однако сама реформа к этому времени не

была завершена.

Таким образом, в период с 1861 по 1917 г. законодательство шло в направлении

предоставления крестьянскому сословию прав на землю, равных существовавшему в

России праву личной собст­венности на землю. Это право включало владение

землей, право использовать землю ограничивалось обязанностью не нарушать

права собственников соседних участков и права сервитута. Право распоряжения

земельным участком заключалось в праве заклю­чать все виды сделок,

предусмотренных гражданским законода­тельством для недвижимости, а также

совершать иные действия, предусмотренные правом для распоряжения

недвижимостью. За­коном была предусмотрена возможность выкупа земель для

госу­дарственных нужд. Существовало и регулируемое законодательст­вом право

сервитута.

Движение это происходило через длительные переходные эта­пы, в рамках которых

права крестьян на землю значительно ограни­чивались правами общины на надел,

правами бывших собственников на получение выкупной платы, сословными

ограничениями. Содер­жание этих ограничений носило в большинстве случаев

политичес­кий характер и обусловливалось значительным влиянием

консерва­тивных кругов, состоявших в основном из крупных землевладель­цев, и

преобладанием в начале реформ идеологии общинного строя.

Община, осуществляя свои права, могла производить перио­дические переделы

земли крестьян, могла продавать, сдавать в аренду земельный надел по

согласованию с пользователем Община распоряжалась недрами, выпасами, лугами.

С реформой Столыпина, радикализм которой был продиктован состоянием

российской экономики после неудачных военных дейст­вий против Японии и

революционных событий в самой стране, было предпринято наступление на

идеологию общинного земледелия.

Основанием были предполагаемые экономические преимущест­ва частного

хуторского сельскохозяйственного производства перед общинным. Следствием

этого было закрепление и распространение права частной (личной) собственности

на землю среди крестьян.

3. Земельные отношения накануне 1917 года

Указом от 4 марта 1906 г. была создана система землеустро­ительных комиссий,

которые стали затем основными исполнителями столыпинского законодательства о

землеустройстве. Этой же цели служил Закон о землеустройстве от 24 мая 1911

года.

Широко практиковалось в системе земле­устроительных мероприятий переселение

крестьян из густо на­селенных губерний Центральной России на казенные земли.

Создавались опять-таки на переселенческих участках отрубные и хуторские

хозяйства. С помощью переселения решалась также задача: отвлечь внимание

крестьян от принудительного отчуждения соседних с ними помещичьих земель.

Столыпинская аграрная реформа наиболее полно проводи­лась до начала 1914

года, то есть до мировой войны. За эти годы правом выйти из общины

воспользовалось примерно 10 — 15% крестьянских хозяйств. Нельзя сказать, что

крестьянское население не понимало выгод, связанных с частной собствен­ностью

на землю. Но в деревне была значительная прослойка бедняков, для которых

владение землей на праве собственности само по себе еще не давало возможности

встать на ноги. Выде­ление крестьянских хозяйств на отруба и хутора требовало

ши­рокомасштабных землеустроительных работ, которые не поспевали за потоком

ходатайств. Кроме того, при выделении из общин отдельных хозяйств вставал

вопрос об усреднении качества земли в нарезаемых их участках по сравнению с

каче­ством земли, остающейся в общественном владении. Этого не всегда можно

было достигнуть при нарезке земли в одном месте без проведения мелиоративных

работ. Наконец, выделяе­мые участки должны были быть обеспечены водой. Если

на месте не было, требовалось устройство колодцев и прудов. Для этого нужны

были время и средства.

Столыпинская реформа должна была растянуться, видимо, надолго. Мировая война

и последующие революции прервали ее ход. Однако ее опыт в новых исторических

условиях может быть поучительным и для настоящего времени, поскольку

ны­нешние члены колхозов и работники совхозов получили право выделиться со

своим земельным паем из состава этих крупных предприятий и организовать либо

индивидуальные (фермер­ские) хозяйства, либо ассоциации индивидуальных

хозяйств.

4. Становление земельного права в годы Советской Власти

Как известно из истории, большевики отстаивали национали­зацию земли, в то

время как меньшевики, левые эсеры — муници­пализацию. Указанные партийные

установки нашли свое отраже­ние в Декрете о земле, принятом Вторым съездом

Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения

Октябрь­ской революции, т. е. 26 октября (8 ноября) 1917 г.

Декрет о земле

На основе Декрета о земле был уничтожен зе­мельный строй дореволюционной

России и создан новый земельный строй России Была отменена частная

собствен­ность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение

частной собственности на землю фактически явилось на­ционализацией земли.

Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится, тем не

менее его положения законодательно закрепи­ли именно национализацию земли.

Декрет установил, что помещи­чья собственность на землю отменяется немедленно

и без всякого выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и

перехо­дят в пользование всех трудящихся.

Раскрывая политико-юридическое содержание национализа­ции земли, надо

сказать, что национализация есть nepедача всей земли в собственность

государства. Собственность означает право на ренту и определение

государственной властью общих для всего государства правил владения и

пользования землей. К таким об­щим правилам, безусловно, относится при

национализации запре­щение всякого посредничества, т. е. запрещение передачи

земли субарендаторам, запрещение уступки земли тому, кто не является сам

хозяином.

Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной

собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей:

купля-продажа, аренда, залог.

Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования определил принципы и

формы владения и пользования землей Земельные участки с высококультурными

хозяйствами превраща­лись в государственные хозяйства. Основная масса земель

переда­валась на основе уравнительного землепользования крестьянам по

трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим

переделам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие

обрабатывать ее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд

не допускался Формы пользования землей допускались различные, в зависимос­ти

от желания граждан отдельных селений и поселков: подворные, хуторские,

общинные, артельные.

Таким образом, Декрет о земле предусмотрел различные фор­мы землепользования

— государственных предприятий, товари­ществ, артелей и трудящихся крестьян.

Впоследствии одни формы (например, хуторское, общинное, единоличное

землепользование) были отменены, а другие укрепились и в конечном счете стали

пре­обладающими и основными. Установление национализации земли привело к

возникновению и последующему развитию земельного законодательства.

Положения Декрета о земле вскоре были включены в Декларацию прав трудящегося

и эксплуатируемого народа, которая вошла затем в первую Конституцию РСФСР.

III Всероссийский съезд Советов 18 января 1918 г. принял основные положения

Декре­та о социализации земли. Съезд поручил ВЦИК доработать и ут­вердить

весь Декрет в целом. Под влиянием большевиков проект Декрета был существенно

исправлен, а ряд положений принципи­ально изменен. 9 февраля 1918 г. ВЦИК

утвердил Декрет о социа­лизации земли.

Социализация земли

Декрет состоял из 13 разделов, в которых были развиты и более детально

сформулированы основные принципы и положения Декрета о земле. Новый закон

подтвердил национализацию земель, недр, лесов и вод. Декрет о социализации

земли также подтвердил положение о праве исключительной государственной

собственнос­ти на землю и ее недра. Земля передавалась без всякого выкупа в

пользование трудящегося народа.

В первую очередь земля предоставлялась в пользование для ведения сельского

хозяйства государственным хозяйствам, сель­скохозяйственным коммунам и

товариществам.

Декрет о социализации земли подробно урегулировал уравнительное распределение

земли.

В 1919 г. ВЦИК принял Положение о социалистическом землеустройстве и о мерах

перехода к социалистическому земледелию. Это Положение неразрывно связало

мероприятия по землеустрой­ству и переустройству сельского хозяйства. В

Положении обосно­вывалась необходимость перехода от единоличных форм

землеполь­зования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных ком­мун,

артелей, товариществ по общественной обработке земли. По­ложением

предусматривались всякого рода преимущества и созда­вались благоприятные

условия для развития коллективных форм землепользования. Содержались

требования рационального исполь­зования сельскохозяйственных земель, охраны

земли от истоще­ния, строительства оросительных и осушительных сооружений,

на­саждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.

Вместе с тем Положение регламентировало и единоличное зем­лепользование

трудовых хозяйств.

Положение впервые ввело понятие единого государственного земельного фонда,

который находится в непосредственном заведо­вании и распоряжении

соответствующих органов государственной власти и управления (ст. 1 и 2).

Составные части единого государст­венного земельного фонда хотя и не

перечислялись, но упомина­лись такие категории земель, как земли

сельскохозяйственного на­значения; земли, занятые промышленными

предприятиями, транс­портом, курортами; городские и поселковые земли.

Положение определило цели и задачи землеустройства, круг землеустроительных

действий, очередность и порядок составления и исполнения государственных

записей и учета землепользования.

Первый Земельный кодекс РСФСР 1922 г.

В первый же год после Октябрьской революции были предприняты попытки

кодификации земельного законодательства. В начале 1918 г. Наркомземом был

разработан проект Земельного кодекса РСФСР. Проект включал основные положения

Декретов о земле и о социализации земли. В нем предусматривалось закрепление

права государственной собственности на землю, впервые давалось определение

единого государственного земельного фонда, указывались формы и виды

землепользования. Особое внимание уделялось землепользованию совхозов и

коллективных хозяйств. В проекте Кодекса содержались положения о

сельскохозяйственных землях, землях городских, землях транспорта. Подробно

говори лось о землеустройстве, рассмотрении земельных споров.

На III Всероссийском съезде Советов в декабре 1920 г. говори лось о

необходимости перехода к практическим мерам помощи крестьянскому единоличному

хозяйству. IX Всероссийский съезд

Советов (декабрь 1921 г.) поручил Наркомзему пересмотреть дей­ствующее

земельное законодательство в целях полного согласова­ния его с основами новой

экономической политики и превращения его в стройный, ясный, доступный

пониманию каждого земледель­ца свод законов о земле.

В целях упорядочения и создания устойчивого трудового еди­ноличного хозяйства

третья сессия ВЦИК девятого созыва в мае 1922 г. приняла Закон "О трудовом

землепользовании" и постанов­ление "По вопросу о кодексе земельных законов".

Четвертая сессия ВЦИК девятого созыва 30 октября 1922 г. утвер­дила ЗК РСФСР,

который вступил в действие 1 декабря 1922 г. Вскоре земельные кодексы были

приняты (в основном на базе ЗК РСФСР) и в других союзных республиках

созданного в 1922 г. Союза ССР.

ЗК РСФСР собрал воедино и кодифицировал все действовав­шее и не

противоречившее новым условиям и новой политике зако­нодательство. При этом

были отменены законодательные акты, либо вошедшие в Кодекс, либо устаревшие.

Кодексом довольно подробно регулировалось землепользова­ние совхозов,

сельскохозяйственных артелей и коммун, товариществ по общественной обработке

земли. Другая его задача заключалась в правовом регулировании

землепользования единоличных кресть­янских хозяйств, в обеспечении

устойчивости их землепользова­ния, которое, как и все другие виды

землепользования, считалось производным от права исключительной

государственной собствен­ности на землю. Большое внимание в Кодексе уделено

правовому положению земельного общества, а также крестьянского двора.

ЗК РСФСР 1922 г. допускал в виде исключения трудовую аренду и вспомогательный

наемный труд.

Образование Союза ССР и земельное законодательство

С образованием Союза ССР земельное зако­нодательство стало совершенствоваться

не только как республиканское, но и как обще­союзное.

Первая Конституция СССР, 1924 г., закрепив право исключительной

государственной собственности на землю, отнесла к веде­нию Союза ССР

установление общих начал землепользования и землеустройства, а равно

пользования недрами, лесами и водами на всей территории СССР.

15 декабря 1928 г. ЦИК СССР утвердил Общие начала землепользования и

землеустройства, которые урегулировали основной круг земельных отношений:

определили цели и задачи земельного законодательства; установили, что

субъектом права собственности на землю является СССР; разграничили

компетенцию Союза ССР и союзных республик в области регулирования земельных

отноше­ний; подробно регламентировали землеустройство; определили пра­вовой

режим сельскохозяйственных земель, земель специального назначения, городских

земель, земель государственного запаса и других земель, а также

сформулировали права и обязанности землепользователей и установили порядок

разрешения земельных спо­ров и т. д.

Дальнейшее развитие союзного и республиканского земельного законодательства

пошло по линии совершенствования сложив­шихся в результате национализации

земли основных земельно-пра­вовых институтов: права исключительной

государственной собст­венности, права землепользования и его различных видов,

право­вого режима различных категорий земель, землеустройства и др.

В результате коллективизации землепользование колхозов и совхозов стало

основным и потребовало дальнейшего совершенство­вания, упорядочения и охраны

от каких бы то ни было нарушений.

Принятый II Всесоюзным съездом колхозников-ударников и утвержденный СНК СССР

и ЦК ВКП (б) 17 февраля 1935 г. Примерный устав сельскохозяйственной артели

исходил из незыблемости национализации земли. Земля согласно Примерному

уставу как общенародное достояние передается колхозам в бесплатное и

бессрочное пользование, навечно. Этот принцип был закреплен за­тем в ст. 8

Конституции СССР 1936 г. и стал, таким образом, кон­ституционным принципом.

Принцип бесплатности пользования зем­лей был распространен на все

сельскохозяйственные земли, а так­же на все виды пользования землей и лесами,

сенокошение, пасть­бу скота и др.

В этот период принимались нормативные акты об устойчивости колхозного и

совхозного землепользования.

13 декабря 1968 г. в Союзе ССР было кодифицировано земель­ное

законодательство — были приняты Основы земельного законо­дательства Союза ССР

и союзных республик.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г.

Верховным Советом РСФСР 22 октября 1970 г. в полном соответствии с Основами

зе­мельного законодательства Союза ССР и со­юзных республик был принят новый

ЗК РСФСР. Одновременно в 1970—1971 гг. земельные кодексы были приняты во всех

союзных республиках. Во всех кодексах были полностью воспроизведены Основы

законодательства. Вместе с тем в них были отражены на­циональные, местные

условия и особенности регулирования земель­ных отношений.

Земельным законодательством был закреплен принцип бесплат­ности

землепользования. В качестве землепользователей выступа­ли колхозы, совхозы,

другие сельскохозяйственные предприятия, организации, учреждения;

промышленные, транспортные и другие несельскохозяйственные предприятия,

организации и учреждения; граждане СССР. Земельные участки предоставлялись

исполкома­ми местных Советов народных депутатов, Советами Министров со­юзных

и автономных республик в соответствии с их компетенцией; по решению этих

органов земельные участки могли быть изъяты в установленных случаях у

землепользователей.

5. Земельная реформа в РФ и её правовое закрепление

В 1990 г. в Российской Федерации началось осуществление земельной реформы.

Следует различать два этапа: 1-й этап, когда она развивалась на основе ранее

действовавшей Конституции РСФСР 1978 г., и 2-й этап, когда была принята на

референдуме 12 декабря 1993 г. новая Конституция.

Начало реформы Реформа осуществляется, во-первых, на ос­нове

специальных земельно-правовых актов; во-вторых, на основе развития общего

законодательства: о прива­тизации; о собственности; о предприятиях и

предпринимательской деятельности; о банках; о налоговой системе; об акционерных

обще­ствах; об антимонопольной деятельности; о банкротстве; об инвес­тиционной

деятельности; о залоге. В-третьих, поскольку земельная реформа неразрывно

взаимосвязана с аграрной реформой, то зе­мельно-правовые нормы находят свое

место и в аграрно-правовых актах.

Цели и задачи земельной реформы были сформулированы в правовых же актах о

земельной реформе.

В соответствии с законодательством земельная реформа — это коренное

изменение того земельного строя, который существо­вал до 1990 г. в бывшем Союзе

ССР и России. Он основывался на исключительной собственности государства на

землю, возникшей в результате национализации земли в 1917 г.

Цель и суть земельной реформы заключались в следующих основных направлениях:

переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению);

— приватизация земель;

— децентрализация права собственности на землю. В результате возникла

множественность форм права собст­венности на землю:

— частная (индивидуальная, общая долевая и общая совмест­ная — физических и

юридических лиц);

— государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и

собственность субъектов Федерации;

— муниципальная;

— иные формы права собственности.

Кроме того, возникли или развиваются другие формы права на землю. Это — право

пожизненного наследуемого владения зем­лей; право пользования; право аренды.

Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привес­ти и к

множественности форм хозяйствования, и к подъему сель­ского хозяйства.

На основе данной множественности форм собственности и дру­гих прав на землю

появились и развиваются различные органи­зационно-правовые формы

сельскохозяйственных и агропромыш­ленных предприятий:

— государственные;

— кооперативные;

— муниципальные;

— частные — индивидуальные, юридических и физических лиц, крестьянские

(фермерские) хозяйства, акционерные общества, товарищества, хозяйственные

общества и др.

Указанные субъекты новых аграрных отношений одновремен­но являются и

субъектами новых земельных отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 г. (ст. 9) провозгласи­ла, что в России

закреплены частная, государственная, муниципаль­ная и иные формы

собственности на землю. Статья 36 специально посвящена праву частной

собственности на землю граждан: они вправе самостоятельно или вместе с

другими владеть, пользоваться и рас­поряжаться принадлежащими им земельными

участками по своему усмотрению, не причиняя при этом вреда другим лицам, и

соблю­дать требования экологического законодательства. Право частной

собственности устанавливается федеральным законом.

Первые правовые акты земельной реформы были принять еще бывшим Союзом

ССР. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г принял Основы законодательства о

земле. Однако в те времена шла острейшая дискуссия: нужно или не нужно вводить

частную собст­венность на землю.

Основы законодательства о земле не ввели право частной соб­ственности на

землю. Но Основы ввели новшество — пожизненное наследуемое владение землей.

Это еще не право собственности на землю, но уже одно правомочие как

собственника: Основы закре­пили передачу земельного участка по наследству.

Основы ввели еще одно право на землю — право аренды земли

22 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском)

хозяйстве" и 23 ноября 1990 г. Закон РСФСР "О земельной

реформе". В них было впервые в России закреплено право частной

собственности на землю, причем индивидуальной, коллективно-долевой и

коллективной совместной. У хозяйств изымалась часть земли для создания в каждом

районе фонда земли для наделения фермерских хозяйств. Был определен порядок

выдела земель ной доли и имущественного пая колхозников и работников совхозов

Это было сделано на основе ст. 12 бывшей Конституции РСФСР 1978 г., в которую

в 1990 г. были внесены изменения и было предусмотрено право частной

собственности граждан на землю. Но это право было очень ограниченным,

неполным: собственник земельно­го участка не мог отчуждать его ни в какой

форме (продать, пода­рить и т. д.) в течение 10 лет, т. е. был установлен

общий 10-летний мораторий на распоряжение землей.

Было предусмотрено создание крестьянских (фермерских) хо­зяйств. Они стали

создаваться путем выделения колхозников и ра­ботников совхозов со своей

земельной долей и имущественным паем.

Земельный кодекс РСФСР 1991 г.

В 1990—1991 гг. велась разработка нового Зе­мельного кодекса. 25 апреля 1991

г. он был принят. Это — основной земельный законо­дательный акт, в котором

урегулированы, по существу, все земель­ные общественные отношения нового

земельного строя

Но Кодекс не мог выйти за рамки Конституции, в которой был установлен 10-

летний мораторий на продажу (передачу) земель­ных участков. Свободно

разрешалась только купля-продажа земли государством у граждан и, наоборот,

гражданами у государства.

Серьезнейшей новизной и революционным завоеванием ЗК РСФСР явилось

установление судебного разрешения всех земель­ных споров. Раньше они

рассматривались только в административ­ном порядке (до этого суды

рассматривали лишь один спор — о пользовании земельным участком его

собственниками в городе).

Президент Российской Федерации решил регулировать ход реформы своими Указами. 27

декабря 1991 г. Президент Россий­ской Федерации принял Указ "О неотложных

мерах по осущест­влению земельной реформы". Указ установил продажу

(передачу в собственность) колхозниками и работниками совхозов своих зе­мельных

долей:

— при выходе на пенсию (по старости или инвалидности);

— при переселении в другую местность;

— при передаче в собственность по наследованию;

— при внесении вырученных средств в местную перерабаты­вающую промышленность.

Колхозники, работники совхозов получили право продавать свои участки другим

работникам совхозов или колхозникам либо лицам, вступающим в члены колхоза

или поступающим на работу в совхоз.

Таким образом, права указанных граждан на продажу земель­ных участков были

расширены по сравнению с Конституцией и ЗК РСФСР.

Из названных положений Указа исходило и постановление Правительства

Российской Федерации от 29 декабря 1991 года о реорганизации колхозов и

совхозов, в котором предписывалось кол­хозам и совхозам перерегистрироваться

в новые формы хозяйство­вания (АО, товарищества, кооперативы и др.). Это

противоречило Конституции и ЗК РСФСР, но Конституционный Суд не отреагиро­вал

на это. Реформа продолжилась.

Законодательными актами Верховного Совета Российской Фе­дерации

регулировались и регулируются плата за землю (Закон от 11 октября 1991 г. с

дополнениями и изменениями); залог земли (Закон от 29 мая 1992 г.) и ряд

других. Признано необходимым принять закон об ипотеке. Но пока он не принят.

Законодательный орган — Верховный Совет Российской Фе­дерации, со своей

стороны, принимал законы, направленные на дальнейшее расширение права частной

собственности на землю. В Конституцию РФ (ст. 12) были внесены дополнение и

изменение, которыми разрешалась свободная купля-продажа земельных участ­ков

гражданами в четырех случаях — для ведения:

— личного подсобного хозяйства;

— садоводства,

— дачного строительства;

— индивидуального жилищного строительства. Конституция и Закон не позволяли

регулировать земельные отношения с учетом требований земельной реформы.

Поэтому Пре­зидент Российской Федерации стал регулировать их в указном

по­рядке.

Указом Президента Российской Федерации о регулировании земельных отношений и

развитии аграрной реформы от 27 октября 1993 г. было установлено, что земля —

имущество, недвижимость;

все сделки с землей должны регулироваться гражданским правом, с учетом

земельного и экологического законодательства. Земельное законодательство в

указанной части должно соответствовать ГК РФ.

24 декабря 1993 г. Президент Российской Федерации принял Указ № 2228 о

приведении законодательства Российской Федера­ции в соответствие с

Конституцией РФ. Он отменил часть ЗК РСФСР, ряд статей Закона о крестьянском

(фермерском) хозяйстве, Закон об аграрной реформе, 8 статей Закона о зерне.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации "Об основных положениях

Государственной программы приватизации го­сударственных и муниципальных

предприятий в Российской Федера­ции после 1 июля 1994 г." продолжалась

приватизация земель. В ос­новных положениях содержатся два раздела "4" и "4

10", специаль­но посвященные приватизации этих земель, их купле-продаже

при приватизации предприятий. В сферу сделок с землей включились органы

Госкомимущества.

Еще более важное значение имеет Указ Президента Российской Федерации "О

реализации конституционных прав граждан на землю" от 7 марта 1996 г. Он еще

более расширяет земельную реформу. Указом предусмотрены важные меры по

закреплению прав граждан на земельные участки и доли и на свободное

распоряже­ние ими в самых различных формах для развития

сельскохозяйст­венного производства, свободного выхода для организаций

фермер­ских хозяйств; не ограничиваются размеры приусадебных участ­ков;

предоставлено право на получение земли специалистам сель­ского хозяйства;

предусмотрено право местных органов власти вы­купа у крестьян земельных долей

для перепродажи их другим ли­цам, желающим вести сельскохозяйственное

производство, и т. д.

Список литературы

1. Земельное право России: учебник/ В.В. Петров.- М.: 1995.

2. Земельное право. Учебник для вузов. С.А. Боголюбов.- М.:Издательство

НОРМА, 2000г.

3. Гражданский кодекс РФ 1996 г.



(C) 2009